в чем смысл фильма семь
Фильм «Семь»: отзывы, сюжет, жанр, актеры и роли
Отзывы о фильме «Семь» не оставляют места сомнениям о том, стоит ли смотреть ленту. Обычные зрители, как и профессиональные кинокритики, остались довольны картиной и рекомендуют ее для просмотра всем. Данная статья покажет, чем же так впечатлил людей проект.
Сюжет фильма
Сюжет фильма «Семь» также рассказывает и о второй беде Сомерсета, которая может помешать его уходу. Дело в том, что в городе появился новый серийный убийца. Его преступления особенно жестоки и отвратительны. Преступник считает себя посланником Бога, который должен очистить мир от семи смертных грехов. На месте преступления он не оставляет никаких следов, только название греха, а также запутанную головоломку, связанную со следующим преступлением.
Главные герои
Как уже было сказано ранее, главным героем фильма «Семь» 1995 года выхода стал детектив Сомерсет. Благодаря своему опыту, он понимает, как сложно ему будет работать с молодым Миллзом из-за его амбиций. Однако все же соглашается стать его напарником. За короткое время совместной работы Уильям учит Дэвида, как не совершать ошибок. Также, как только становится известно о первом убийстве, Сомерсет понимает, что вскоре последуют новые преступления, поэтому с уходом нужно немного повременить.
Вторым ключевым персонажем в ленте стал Дэвид Миллз. Он совсем недавно переехал в город со своей женой. Несмотря на сложности в характере, парню все же удается найти общий язык со своим новым напарником. Он даже прислушивается к его советам и наставлениям, однако все равно не всегда поступает правильно.
Супруга Миллза, Трейси, представлена как очень добрая и милая женщина, а также заботливая жена. Она очень переживает за мужа, однако ничего не может изменить. Кроме того, девушка пользуется уважением со стороны Сомерсета. В конце ленты выясняется, что она ждет ребенка, и поэтому просит Дэвида быть особенно осторожным в его новом и опасном расследовании.
Конечно же, последним главным героем фильма «Семь» (1995) стал Джон Доу. Впервые он появляется в ленте под видом журналиста, который против воли сфотографировал Миллза. Эта ситуация выводит и без того напряженного Дэвида из себя, и он начинает гнаться за парнем. Таким образом детектив обнаруживает логово убийцы, однако самого Доу ему схватить не удается. К большому удивлению следователей, их выход на след преступника не останавливает маньяка. Наоборот, он только быстрее начинает воплощать свой план в реальность.
Кто олицетворял семь грехов?
Отзывы о фильме «Семь» неоднократно восхваляют главную идею картины, связанную с семью смертными грехами. Напоминаем, что первым был убит грешный в чревоугодии. Жертву нашли в его собственном доме. Убитым стал парень, который уже много лет страдал от ожирения. Когда маньяк нашел его, то привязал к стулу и заставлял делать то, чем тот злоупотребляет в повседневной жизни. В таком положении жертва оставалась по меньшей мере неделю. Грубо говоря, Доу закормил парня до смерти. Как он позже признался полиции, убитый заслужил такую участь, поскольку был просто отвратительным человеком. На его пропитание уходили огромные суммы, он уже давно не мог самостоятельно стоять на ногах. Кроме того, ничего, кроме еды, не интересовало жертву.
Вторым убитым стал знаменитый судья. Доу затолкал ему в горло его же судейский молоток. Эта жертва была повинна в алчности. Третим убитым стал парень, олицетворяющий лень. Его Доу приковал к кровати год назад и не давал ему вставать и шевелиться. Каждый день он делал фото того, как выглядит его жертва. Спустя все это время парень стал похож на живого мертвеца: все его мышцы атрофировались, и жертва просто мучилась все время. Следователи нашли парня ещё живым, однако он был в таком ужасном состоянии, что врачам не удалось его спасти.
Вскоре также появляются убитые за похоть и гордость. Сомерсет и Миллз решают утроить западню для Доу, поскольку они просто не могут допустить, чтобы из-за него погиб кто-то ещё. Неожиданно для детективов Джон сам приходит в участок. Он предлагает довольно странную сделку: он признается в содеянном, покажет, куда спрятал ещё двух жертв, в обмен на то, чтобы поехать туда наедине с двумя детективами.
Фильм «Семь» очень сложен, поэтому жанр его также нелегко определить. Без сомнений, проект является драматическим триллером, в котором также есть немного признаков криминала и детектива. Кроме того, похожие картины часто считают хорошим переходом от нуара до неонуара. Этими терминами характеризуют криминальные драмы 40-50-х и 70-х годов соответственно. То есть «Семь» несет в себе характерные признаки обоих жанров.
Актеры и роли
Брэд Питт в фильме «Семь» исполнил одну из главных ролей. Он представил зрителям того самого молодого полицейского Миллза. Роль его жены Трейси досталась Гвинет Пелтроу. Герой Моргана Фримена в фильме «Семь» также был очень важным для сюжета. Актеру достался опытный детектив, который уже через неделю выходит на пенсию, однако перед самым уходом ему попадается одно из самых сложных дел за всю его карьеру. Ужасающего серийного убийцу зрителям представил Кевин Спейси.
Другие роли исполнили Р. Ли Эрми, Ричард Шифф, Марк Бун Джуниор. Также в ленте вы можете увидеть актеров Ричарда Раундтри, Джона К. МакГинли и Рега Э. Кэти.
Создатели картины
В качестве режиссера над фильмом «Семь» работал известный постановщик Дэвид Финчер. Разработкой сценария занимался Эндрю Кэвин Уокер. Продюсерами проекта выступили Филлис Карлайл, Арнольд Копельсон, Стивен Браун.
Отзывы
Зрительские отзывы о фильме «Семь» часто говорят об атмосфере картины. По словам фанатов, обстановка в ленте часто кажется очень давящей, жуткой. Несмотря на это, она все же очень нравится зрителям. Многие говорят, что только подобного рода настроением и можно добиться эффекта, то есть такого большого количества эмоций у поклонников.
Также многие фанаты считают ленту лучшей в своем жанре. Отдают также должное продуманному сюжету, игре актеров. Конечно же, есть и негативные отзывы о фильме «Семь». Некоторые считают, что окончание было во многом предсказуемым, ведь маньяк много намекал Миллзу на свое финальное преступление. Другие же считают, что проект разрушительно влияет на психику, и советуют не смотреть картину. Конечно же, во многом все эти мнения субъективны, но вы можете присоединиться к одному из них после просмотра фильма «Семь».
Другие версии концовки фильма
Когда был готов первый сценарий к фильму, режиссеры и продюсеры всячески пытались изменить его концовку и сделать американский триллер Seven не таким пессимистическим. Однако, несмотря на все старания, в прокат лента вышла практически без изменений. Зрителям же просто сообщили, какие существуют альтернативные концовки истории.
Какое-то время постановщики хотели сделать финал более классическим, то есть в нем злодей погибает, а его последнюю жертву, жену Миллза, спасают. Также была придумана версия, в которой Доу и Миллз погибают во время пожара, а Трейси в одиночестве воспитывает ребенка. Еще одна версия завершения истории могла бы показать, как Доу погибает от рук Сомерсета, тем самым он мешает осуществлению плана преступника, однако Брэд Питт был категорически против такого финала.
Почему маньяки оправдываются Библией? Фильм «Семь»
Образы безжалостных убийц – частые гости кинематографа. В галерее подобных персонажей выделяется маньяк из фильма «Семь» (1995) Дэвида Финчера. Именно этот фильм показал Финчера как талантливого и амбициозного режиссера и стал первой успешной картиной в череде его шедевров («Игра», «Бойцовский клуб»).
Несмотря на наличие двух центральных персонажей – детективов Майлза и Сомерсета, – главным героем всей истории оказывается Джон Доу, маньяк с продуманным мировоззрением, основанным на Священном Писании.
Давайте разберем смысл фильма «Семь» и выясним, почему религиозный символизм в кино так часто становится прикрытием для зверских убийств.
Фильм
«Семь» рассказывает историю двух детективов: молодого и амбициозного Майлза (Брэд Питт) и пожилого Сомерсета (Морган Фриман), которому перед уходом на пенсию осталось отработать семь дней. В понедельник они находят тело, рядом с которым они видят слово «Чревоугодие». Сомерсет сразу понимает, что это лишь первое из серии убийств. Начинается расследование, в ходе которого обнаруживаются все новые тела, и каждое связано с одним из семи смертных грехов в христианстве.
Главное действующее лицо фильма – маньяк Джон Доу (Кевин Спейси). Имя символично: так обычно обозначают человека, о котором совершенно ничего не известно (что-то вроде Ивана Иванова в русском языке). Первую половину фильма нам ни разу его не показывают, а когда убийца все-таки появляется на экране, его личность так и остается неизвестной: ни имени, ни прошлого, ни банковских счетов. Он даже избавился от кожи на подушечках пальцев, чтобы не иметь отпечатков. По словам Джона Доу, он лишь инструмент. Но чей? Господа Бога. И все его действия подчинены миссии нести Божью кару.
План Доу
Сюжет фильма – это постепенное исполнение плана Доу, основанного на библейской идее о семи смертных грехах. В христианской традиции окончательно закрепил список из семи смертных грехов папа Григорий I Великий. Это гордыня, зависть, гнев, праздность, алчность, чревоугодие и блуд.
Каждая «кара» Джона Доу тщательно спланирована, а каждая жертва, по его мнению, — эталон того греха, за который следует наказание. Обжору он убивает за чревоугодие, актрису – за гордыню, наркомана – за праздность, продажного адвоката – за алчность.
Джон Доу считает себя орудием в руках Бога, поэтому его убийства – это священное жертвоприношение человеческого рода за его грехи. Но почему именно библейский текст становится оправданием для совершения чудовищных преступлений?
Священное Писание
Для начала нужно вспомнить особенность Библии. Первое, что выделяет ее среди многих других книг – это запутанный язык притчи. Библейский текст можно понимать множеством способов, что постоянно ставило в тупик богословов и теологов.
Вся история христианства – это история споров вокруг священного текста, начиная с ключевых догматов (Троица, непорочное зачатие, понятие благодати) и заканчивая мельчайшими подробностями (сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?). Споры насчет тех или иных догм церкви не утихают до сих пор.
Такая запутанность ставит в сложное положение всех последователей этой религии. Из Библии можно вычитать прямо противоположные идеи и доказать такие теории, которые никак не могут быть написаны в христианском тексте. Например, оправдание убийства, как делает это Джон Доу.
Вторая особенность христианства – его постоянное ожидание апокалипсиса, то есть конца времен и воцарения Царства Божьего на Земле. Вся жизнь отдельного христианина подчинена идее его посмертного существования, а человечество, в свою очередь, ожидает Страшного суда, перед которым, согласно тексту Иоанна Богослова, будет время карающего очищения от грехов.
Провозглашение себя орудием апокалипсиса – удобное оправдание для жажды насилия. Так маньяк переносит ответственность с себя на Господа, который якобы карает человеческий род его руками.
Заметьте, именно поэтому у Джона Доу нет личности. Он принципиально ее уничтожил, ведь он лишь инструмент. Но такая трактовка Библии не имеет ничего общего с истинным смыслом священного текста.
Настоящий смысл Библии
Ухватившись за идею грехов и кары за них, Джон Доу пропустил главную суть христианства – любовь, которая оценивается как абсолютная истина. Христианская любовь – эмоциональная связь между Богом и человеком, бесконечная и беспредельная. Любовь понимается как священный дар, это единственно возможный способ отношения верующего к другим людям. Вспомните слова: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Видим ли мы любовь у Джона Доу? Нет. Здесь кроется та самая причина, почему маньяки так часто используют библейский смысл для оправдания собственных зверств: в Библии можно легко вычитать отдельные темы, расшифровать символы в угоду своим желаниям, но пропустить самое главное.
Второй момент, который не понимает Джон Доу – это отсутствие у него власти вершить судьбы других людей. В христианстве часто возникает вопрос: может ли грешник судить другого грешника? Как мы помним, все мы грешные души, которые пришли в этот мир уже с печатью первородного греха, и наша задача – жить максимально праведной жизнью, чтобы на Судном дне попасть в царство вечной благодати. Для этого нужно любить, очищать свою душу от злых умыслов и следовать библейскому завету «не судите, да не судимы будете».
Джон Доу же вознамерился стать рукой Господа, что, разумеется, ни в каком виде не предполагается библейским текстом. Сам для себя он выбирает грех зависти, но не гордыня ли по-настоящему овладела им? А также гнев, алчность и др. Вознамерившись судить других людей за их грехи, Джон Доу упустил то, что он сам объединяет в себе их все.
Вывод
Продуманный и мастерски исполненный план Джона Доу – суть фильма «Семь». Это воплощение мировоззрения маньяка, построенного на толковании христианства, которое не имеет ничего общего с сутью этой религии.
Что заповеди Моисея, что заветы Христа абсолютно точно запрещают сознательное и целенаправленное лишение человека жизни. Поэтому любая попытка оправдать убийства Священным Писанием в корне неверна.
А какие впечатление у вас от фильма «Семь»? Как думаете, почему маньяки в фильмах и сериалах так любят оправдываться Библией?
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
Предтеча «Настоящего детектива»: 7 причин пересмотреть «Семь» Финчера
22 сентября 1995 года в широкий прокат вышел фильм «Семь» — второй и возможно, самый прославленный фильм Дэвида Финчера. «Отвратительные мужики» рассказывают об этом мрачном шедевре, влияние которого на мировую культуру сложно переоценить даже спустя четверть века.
«Семь» — это особенное вступление
Если вы помните, фильм начинается с пары бытовых сцен с участием героев, и только спустя несколько минут следует интро, серьезно выбивающееся из общего стиля, с отдельным саундтреком и графикой. В наше время такие заставки — обычное дело для любого сериала (о сходствах фильма с одним сериалом мы еще поговорим); Финчер же решил сделать такую для своего фильма. Для этого он обратился к художнику по титрам Кайлу Куперу. Интро, по сути, перкликается с первыми кадрами, где показывают героев: теперь мы наблюдаем за повседневными делами убийцы, которого будут искать герои — то есть, тоже видим какие-то бытовые сцены, но изображенные более пафосно. И все это под музыку Nine Inch Nails — точнее, ремикса Coil на их трек Closer.
Титры для «Семи» были не первой работой Купера в кино, но первой, которую отметили критики, и о которой писали спустя годы. Впоследствии именно он придумает знаменитую заставку со станицами комиксов, которую мы видим перед всеми экранизациями Marvel. А еще Купер плотно работает с Кодзимой — он автор вступительных роликов MGS 2-5 и Death Strading!
«Семь» – это «Настоящий Детектив», только в кино
Внимательный взгляд легко разглядит очень важные параллели между фильмом Финчера и сериалом Пиццолато, в особенности – первым его сезоном. В первую очередь это относится к психологическим типажам и динамике отношений. Как и в «Настоящем Детективе», распределение характеров в паре «Коул-Харт» идентично паре «Сомерсет-Миллз»: пессимистический интеллектуал-одиночка противостоит семейному человеку, «крепкому хозяйственнику».
Их противопоставление проходит через весь сюжет, и позиции детективов, что характерно, никогда не сближаются — несмотря на то, что их дружба выдерживает испытание временем и очень серьезные ссоры. То же сохранение различий видно в фильме «Семь»: например, во время диалога в баре, когда Миллз и Сомерсет спорят о том, имеет ли жизнь смысл. Но лучше всего она видна в заключительных сценах, где Миллз и Сомерсет расспрашивают маньяка о причинах его поступков – для первого Джон Доу — просто очередной безумец, в то время как второй видит в действиях маньяка мрачную, но четкую логику. Есть и более заметная параллель — она заслуживает отдельного места в списке.
Финал фильма мог быть иным
Именно финал «Семи» — еще одна отчетливая сюжетная параллель между работами Пиццолато и Финчера. Вспомните кульминационную сцену пятого эпизода, когда Харт, поддавшись буре эмоций, убивает подозреваемого, тем самым осложняя раскрытие дальнейших преступлений для полицейских.
В «Семи» в очень похожей ситуации эмоционально несдержанный детектив Миллз убивает закованного в наручники Джона Доу, лишая полицию возможности осудить его по всем правилам закона. В обеих случаях этот поступок совершают схожие типажи героев – семейные, «нормальные люди», неспособные контролировать свой гнев.
«Семь» — это «Пила»
В момент выхода на экраны «Семь» не только собрал внушительную кассу и лестные отзывы критиков, но и – что очевидно лишь сейчас – на годы опередил свое время, задав стандарт, на который впоследствии ориентировались многие кинематографисты, работающие в хорроре и триллерах. По влиянию на эти жанры «Семь» можно сравнить разве что с «Молчанием ягнят», хотя у фильма Джонатана Демме была литературная основа, а работа Финчера все же базировалась на оригинальном сценарии. Пожалуй, один из самых заметных примеров того, как «Семь» повлиял на облик хорроров, можно найти в истории франшизы «Пила», начатой режиссером Джеймсом Ваном и сценаристом Ли Уоннеллом.
Известно, что Ван при создании фильма вдохновлялся знаменитой финальной сценой из первого «Безумного Макса». Уоннелл, в свою очередь, разрабатывая персонажа Джона Крамера, во многом отталкивался от образа Джона Доу. Оба маньяка, как мы знаем, склонны видеть в себе представителей Бога, и карать грешников особо изощренными способами. И здесь обратите внимание на очередную параллель: когда детективы прибывают на место смерти жертвы, олицетворяющей Гордыню, они видят, что она оказалась единственной, кому маньяк предоставил выбор: позвонить в полицию и выжить (до конца дней оставшись обезображенной) или умереть, приняв таблетки (но сохраниться в памяти общества красивой). Будь в нашем мире shared universe для киноманьяков, Пила вполне мог бы оказаться самым талантливым учеником Джона Доу.
«Семь» и средневековая теология
Под оболочкой детективного триллера в «Семь» лежит еще один, более глубокий слой восприятия, связанный с темами греховности, искупления и порочности человеческой природы. Религиозный подтекст в фильме становился предметом для научных публикаций в специальных журналах. Дэвид Финчер однажды заметил, что его фильм – «медитация на тему Зла, о том, как оно проникает в тебя, и как от него нельзя потом избавиться». Чтобы в полной мере понять логику происходящих событий (и особенно логику Джона Доу) важно понять, что «Семь» — не просто пессимистический поток сознания, а обращение к средневековой католической теологии, которая предполагает врожденную греховность человека, и этим разительно отличается от современной фиксации на «осознанности» или «принятии себя». Именно это выделяет фильм на фоне остальных современных триллеров: в нем практически нет психологии в привычном нам виде, равно как и предыстории для серийного убийцы – Финчер хочет сказать, что для понимания Джона Доу Фома Аквинский и «Сумма теологии» может оказаться важнее Фрейда с каким-нибудь «Толкованием сновидений».
«Семь» и визуальный стиль
Для своего второго фильма Финчер тщательно проработал визуальную составляющую – и в ретроспективе особенно хорошо видно, насколько влиятельной она оказалась. После выхода «Семь» кинотеатры накрыло девятым валом фильмов схожей тематики и разной степени талантливости. Но даже лучшие из них – вроде «Имитатора» с Сигурни Уивер или «Воскрешения» с Кристофером Ламбертом – навсегда остались в тени финчеровской работы. Именно в «Семь» Финчер утвердил тот стиль, который позднее доведет до совершенства в «Бойцовском Клубе»: безликие урбанистические декорации и приглушенные цвета, отдающие металлическим блеском.
«Семь» — лишь первый эксперимент Финчера с историями про маньяков
«Семь» стал для Финчера прорывным фильмом – после прохладно принятого критиками и зрителями триквела «Чужого» режиссер не очень хотел возвращаться в кинематограф, но в итоге, как мы знаем, именно история про двух детективов сделала его одним из знаковых авторов 1990-х и 2000-х – впереди были «Бойцовский Клуб» и «Зодиак», еще одна история о серийном убийце. Ближе всего к «Семи» из последующих работ Финчера оказался не кинофильм, а телесериал, причем снятый по книге – «Охотник за разумом», недавний хит от Netflix. В определенном смысле, Финчер здесь возвращается к темам, когда-то затронутым в истории про Джона Доу, только в ином формате и с большим вниманием к процедурной части сюжета.
Любимое кино. Семь
Популярными цитатами часто становятся периферийные для сюжета фразы, будущее значение которых не удается предсказать ни сценаристу, ни режиссеру, ни актерам. Однако первая успешная картина режиссера Дэвида Финчера – пример совсем иного рода. С самого начала ее истории и до завершения съемок вопрос о том, что найдут герои в коробке и будет ли вообще в фильме зловещая посылка, был ключевой художественной проблемой ленты. И надо отдать Финчеру должное. Он отстоял мрачное видение сценариста, чтобы создать шедевр на стыке триллера и хоррора, получивший название «Семь».
Когда сценарист Эндрю Кевин Уокер задумал «Семь», он не планировал написать «нетленку». Он даже не надеялся на «хит». Он лишь мечтал, как говорят в Америке, вставить ногу в дверь, чтобы ее не смогли перед ним захлопнуть.
Проведя детство в городке Механиксбург в Пенсильвании, Уокер окончил университет штата и с дипломом бакалавра кино- и видеоискусства перебрался в Нью-Йорк. Он надеялся быстро найти интересную работу по специальности, но вместо этого вынужден был устроиться в музыкальный магазин. Единственная киностудия, которая принимала его всерьез, была крошечной независимой компанией, снимавшей кровавые малобюджетные слэшеры (дело было во второй половине 1980-х, и популярность этого жанра была в зените).
Что ж, слэшеры так слэшеры. Перебирая возможные темы для «побоища», Уокер остановился на семи смертных грехах. Пусть безумный преступник жесточайше убьет семь человек в соответствии с католической традицией, считающей семью «коренными» грехами гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и похоть (православие добавляет к этому перечню печаль). Сценарист справедливо полагал, что если у злодея будет известный и понятный зрителям план, то публика получит дополнительное удовольствие от предвкушения еще не показанных убийств.
Почему Уокер выбрал именно смертные грехи? Потому что после Механиксбурга Нью-Йорк казался ему средоточием зла, пороков и черствости. И мегаполис в самом деле таким был – на вторую половину 1980-х пришлась эпидемия крэка (курительного кокаина), и город был в кошмарном состоянии. Особенно с точки зрения молодого человека, который и без того был в депрессии от безденежья и невостребованности.
Кадр из фильма «Семь»
Чем дольше Уокер работал над «Семью», тем больше он вливал в сценарий своего раздражения от жизни в Нью-Йорке и своего ужаса перед тем, что можно было увидеть в городе. Из всех персонажей будущей картины его основным альтер эго был, как это ни жутко звучит, маньяк, выбравший себя имя Джон Доу (то есть «неизвестный человек») и не могущий терпеть окружающие его грехи и преступления. Конечно, Уокер не был сумасшедшим и не был садистом-убийцей. Но он мог понять такого маньяка. Равно как, впрочем, и интеллигентного пожилого детектива Уильяма Сомерсета, по-стариковски ворчащего, что город превратился в зловонную клоаку. Чтобы подчеркнуть свою симпатию к этому герою, сценарист дал ему имя своего любимого писателя, британца Уильяма Сомерсета Моэма.
Значило ли это, что злодей останется безнаказанным? Традиции слэшера это допускали, но Уокер нашел более изящное – и столь же мрачное – решение. Пусть в заключительных сценах преступник нагло сдастся полиции и признается в столь страшном грехе, что один из детективов пристрелит его на месте. Отправив тем самым себя в тюрьму и став воплощением наказанного гнева, последнего из грехов в списке. Таким образом, преступник погибнет, но его план будет выполнен во всей полноте. Придумав эту «печку», Уокер легко мог от нее станцевать к началу повествования, изобретая по пути серию садистских убийств-пыток и подготавливая почву для финала.
Почему в концовке картины фигурировала голова жены младшего из двух детективов-напарников? Во-первых, Уокер хотел продемонстрировать, что наивный новичок, надеющийся спасти город от преступности, на деле не может даже защитить свою семью. Во-вторых, он проводил популярную среди голливудских сценаристов мысль: «Нужно уделять больше времени родным, потому что потерять их можно в любую минуту. Особенно когда имеешь дело с маньяками».
Кадр из фильма «Семь»
К тому времени когда сценарист завершил черновик «Семи», он счел, что его текст слишком хорош для малобюджетного «жутика», в котором потоки бутафорской крови зальют все вкрапленные в сценарий философские и религиозные идеи. Поэтому он попытал счастья в чуть более, но не намного более серьезных студиях, и с подачи Дэвида Кэппа (начинающего сценариста и будущего автора блокбастеров вроде «Парка Юрского периода» и «Человека-паука») «Семь» был куплен студией New Line Cinema, «малой родиной» Фрэдди Крюгера.
Случилось это в 1991-м, в год триумфа «Молчания ягнят», и Уокер был уверен, что после всемирного успеха этой картины о серийных маньяках его сценарий мгновенно превратится в фильм. Поэтому он переехал в Лос-Анджелес и приготовился приглашать друзей и родных на премьеру.
Но не тут-то было. Работа над фильмом затянулась на несколько лет. Как это часто бывает в Голливуде, сценарий Уокера нравился продюсерам New Line как специалистам по кино, но не как бизнесменам. Они полагали, что он слишком чернушен. Особенно когда стало ясно, что это чрезмерно сложный текст для начинающих актеров, играющих в копеечных слэшерах. Приглашение же звезд требовало большего бюджета и более позитивного, более коммерческого сюжета. Ведь даже в «Молчании ягнят» героиня в кульминации прикончила одного из маньяков и спасла его жертву.
Уокеру не хотелось портить свое детище, но отступать было некуда. Если бы он отказался переделывать сценарий, студия наняла бы для этого кого-то еще. Ведь права на «Семь» уже принадлежали ей. Так что Уокер занялся превращением «Семи» в традиционный триллер с экшен-финалом и спасением героини. Фокус повествования при этом неизбежно сместился с детектива Сомерсета, выступающего в роли голоса разума в мире безумия, на его младшего напарника Миллса (того, чью жену персонажи выручали). Что было очень удобно для Дензела Вашингтона, который после бунтаря Малкольма Икса из одноименной политической драмы готов был сыграть крутого копа.
Кадр из фильма «Семь»
Другой режиссер на его месте отказался бы от проекта или смирился бы с продюсерскими поправками. Но Финчер решил настоять на исходном сценарии Уокера. Когда стало ясно, что основной противник изначального сценария – ведущий продюсер Арнольд Копельсон (лауреат продюсерского «Оскара» за «Взвод» Оливера Стоуна), Финчер явился к нему и сказал, что все в Голливуде, кто читал черновик «Семи», называют картину «фильмом с головой в коробке», и что зрители и через пятьдесят лет будут помнить ленту как «фильм с головой в коробке». Если же Копельсон окончательно вычеркнет нестандартный финал из сценария, то «Семь» утонет в потоке аналогичных поделок. Этот веский аргумент не решил исход спора, но он поколебал уверенность Копельсона в своей правоте, и Финчер получил возможность разрабатывать проект как, как он считал это нужным.
Если бы Вашингтон взял на себя роль Миллса, то его напарником мог бы стать Аль Пачино. Однако оба актера предпочли другие проекты, и Финчеру, к его огромному удивлению, удалось залучить на роль Сомерсета чернокожего актера Моргана Фримена, который по ходу работы над лентой в третий раз удостоился номинации на «Оскар» (за «Побег из Шоушенка»). Финчер был уверен, что Фримену, специалисту по духоподъемным образам, «Семь» покажутся слишком пессимистичными, но актер был готов пожить во мраке современного кино-нуара.
Кадр из фильма «Семь»
Для постановщика согласие Фримена было настоящим подарком небес. Во-первых, актер с его мощной харизмой и убедительным ореолом мудрости был идеален для роли блестящего пожилого сыщика. Во-вторых, ворчливый белокожий коп, наизусть цитирующий Данте и Мильтона, многим американским зрителям показался бы выпендривающимся пижоном. Чернокожий же интеллектуал мог рассчитывать на безусловное уважение. Наконец, приглашение Фримена позволяло взять на роль Миллса любого из известных белокожих молодых актеров, которых в начале 1990-х было намного больше, чем известных чернокожих. Разумеется, можно было пригласить двух белокожих звезд. Но после «Смертельного оружия» и других полицейских лент 1980-х и 1990-х о «разноцветных» напарниках «одноцветные» Сомерсет и Миллс показались бы неполиткорректным кастингом.
В реальности, впрочем, абы какой белый красавец Финчеру не подходил. Как прежде Вашингтон, взятый на роль Миллса актер мог потребовать традиционно героический сценарий с финальным спасением жены детектива. Но режиссеру повезло и во второй раз. Взявшийся играть Миллса Брэд Питт, только что блеснувший в «Интервью с вампиром», оказался столь же ярым поклонником трагического сценария, как Финчер. Он настоял на том, чтобы для съемок был использован изначальный текст (понятно, в отполированном виде), и окончательно убедил Копельсона, что с драматическим сценарием лента будет интереснее, чем с боевиковым.
Не довольствовавшись этим, Питт также поучаствовал в подборе актера на роль маньяка Джона Доу. Финчер полагал, что эту роль может отлично сыграть Кевин Спейси, и актер, в то время преимущественно известный как театральный артист, но уже начавший активно сниматься, был готов работать над «Семью». Однако в бюджете фильма не было денег на приглашение третьего звездного исполнителя, и Питт уговорил Копельсона увеличить расходы на постановку, чтобы пригласить Спейси.
Кадр из фильма «Семь»
Наконец, Трейси Миллс, несчастную жену персонажа Питта, сыграла Гвинет Пэлтроу, еще не звезда, но уже актриса с бурно развивающейся карьерой. Хотя ее кинодебют состоялся в 1991 году, к моменту выхода «Семи» в ее фильмографии уже было десять картин. Правда, Пэлтроу в них играла второстепенные и третьестепенные роли – в отличие от «Семи», где ее образ «белокурого ангела во плоти» был ключевым. Поэтому с этой картины принято начинать ее звездную биографию.
Так как сценарий изначально был написан в расчете на малобюджетную экранизацию, он не предусматривал ни головокружительного экшена, ни сногсшибательных спецэффектов. Но это не значило, что Финчер мог включить поливальную установку (в мегаполисе, где развивается действие «Семи», часто идет дождь), поставить актеров перед камерой, раздать им диалоговые листы и идти спать. Наоборот, отсутствие обычных триллерных «костылей» означало, что режиссер должен уделить особое внимание постановке разговорных сцен и выстраиванию «готической» атмосферы. В противном случае картина вышла бы нудной, а не страшной и захватывающей.
Поскольку в сценарии мегаполис Сомерсета и Миллса не был назван, Финчер решил визуально соединить на экране Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но снять при этом картину исключительно в Лос-Анджелесе, использовав в «нью-йоркских» сценах здания в стиле мегаполиса с Восточного побережья. Это было сложнее, но дешевле, чем снимать в двух городах в разных концах страны.
В частности, это означало, что для сцены в библиотеке, описание которой в сценарии было вдохновлено одной из нью-йоркских библиотек, декораторы нашли в Лос-Анджелесе здание закрытого банка, сооруженное в первые десятилетия XX века в «восточно-побережном» стиле, и превратили его в библиотеку, арендовав тысячи книг и соорудив немало бутафорских книжных полок. Почему фильм не был снят в одной из библиотек Лос-Анджелеса? Потому что они оказались слишком «модерновыми», не подходящими для сцены, в которой Сомерсет под музыку Баха погружается в мир классиков, писавших об аде, рае и смертных грехах.
Кадр из фильма «Семь»
Вообще, в съемках «Семи» часто использовались заброшенные здания. Художник-постановщик Артур Макс, ранее архитектор и дизайнер концертных декораций, считал, что проще отталкиваться от реально существующих стен, чем творить в студийной пустоте. При этом заброшенность зданий без лишних усилий создавала ключевое для фильма ощущение распада, гниения и разложения – как города, так и его жителей. Чтобы сделать декорации вдвойне жуткими, подчиненные Макса причудливо перепланировали комнаты и помещения, снося старые стены и сооружая новые в непривычных местах. Максу и Финчеру хотелось, чтобы герои, блуждая по домам, куда их заносит расследование, как будто бы продирались через запутанный лабиринт.
Создавая сцены преступлений и планируя внутреннее убранство логова Джона Доу, Финчер, Макс и их команда опирались на реальные фотографии из полицейских расследований. Подобно Уокеру, они хотели, чтобы «Семь» были прочно укоренены в неприглядной криминальной реальности.
Впрочем, шансы проявить фантазию дизайнерам также предоставлялись. Так, в открывающих картину титрах фоном служили фрагменты, в которых маньяк заполнял записные книжки гротескными фотографиями и полубезумными разглагольствованиями. Эти фрагменты были включены в фильм для того, чтобы злодей физически присутствовал в картине с ее первых минут, а не со сравнительно позднего момента, в котором Кевин Спейси впервые появлялся на экране в полный рост.
Суммарная продолжительность этих эпизодов была крошечной, однако дизайнеры Клайв Пирси и Джон Сейбл создали шесть записных книжек, две из которых были полностью заполнены словами и изображениями, а четыре – заполнены частично. За эту кропотливую работу художники получили 15 тысяч долларов. В схожем «крезовом» ключе были выполнены и собственно титры фильма, благодаря чему «Семь» считается шедевром использования нестандартной каллиграфии в кино.
Кадр из фильма «Семь»
Ближе к концу съемок вновь встал вопрос о «голове в коробке». О полном отказе от этой сцены речь уже не шла, но продюсеры все же пытались сделать финал менее мрачным. Например, предлагалось заменить голову женщины головой собаки (у Миллсов не было детей, но зато были домашние любимцы). Также всерьез рассматривался следующий сюжетный ход: в кульминации Джона Доу убивает не Миллс, а Сомерсет, жертвующий собой ради младшего товарища. В отличие от предыдущего, это было вполне достойное решение, но Финчер все же настоял на исходном варианте.
Даже после того как зрители предварительных показов пожаловались на зашкаливающий пессимизм, режиссер согласился лишь на минимальный компромисс – завершить картину умеренно позитивными словами Сомерсета: «Хемингуэй писал: “Мир – прекрасное место. И за него стоит бороться”. Со второй частью я согласен». Сюжетная линия при этом осталась в неприкосновенности.
Было ли это рискованно? Бесспорно. Но когда 22 сентября 1995 года «Семь» вышли в прокат, зрители по достоинству оценили трагедию, замаскированную под хоррор-детектив. 30-миллионная лента заработала 327 миллионов долларов и удостоилась многочисленных похвал зрителей и критиков.
Киноакадемики, правда, отказались номинировать фильм в категориях вроде «актерская игра», «сценарий» и «режиссура» и удостоили ленту лишь номинации за лучший монтаж. Но их трудно было за это винить, так как 1995-й был богат на выдающиеся постановки, и «Семь» сражались за попадание в шорт-лист с такими сильными соперниками, как «Подозрительные лица», «Храброе сердце», «Покидая Лас-Вегас» и «Мертвец идет». Неудивительно, что фильм Финчера проиграл – при прочих равных позитив в США почти всегда побеждает негатив.