в чем смысл фильма подарок
Подарок (The Gift), 2015
Саймон и Робин живут размеренной семейной жизнью. Но бывший одноклассник мужа Гордо Моузли неожиданно возникает на пороге их дома. Он намерен внести собственные коррективы в эту идиллию.
Дебютная режиссерская работа известного актера, сыгравшего около 50 ролей в различных кинолентах, Джоэля Эдгертона. В дополнение выступившего в качестве сценариста и одного из главных исполнителей. Стоит отметить профессионализм оператора (Эдуарда Грау) и звукового сопровождения в грамотном построении атмосферы, вызывающей у зрителя гамму чувств.
Сюжет
Семья Каллем недавно переехала в новый загородный дом из мегаполиса. Он торговый представитель, она домашний дизайнер. Случайно в их быт врывается старый знакомый из школьных времен. Первое время все идет хорошо, но затем у Саймона (Джейсон Бейтман) появляются подозрения и он требует, чтобы Гордо исчез. С этого момента начинаются неприятности.
Ранее подаренные рыбки гибнут в аквариуме, происходит странная история с собакой. Выясняется, из-за низкой дисциплины Моузли отстранен от службы и выгнан из армии. Он отправляет хозяйке записку, в которой предлагает примириться. Но получает от ее мужа отказ. Робин начинает чувствовать пристальную слежку, после тревожных ночей и употребления препаратов обнаруживает, что беременна.
Стараясь понять, что произошло тогда, она расспрашивает сестру Саймона и его старого приятеля. Выясняются шокирующие подробности. Супруг издевался над Гордо все школьные годы, сломав тому последующую жизнь. Она делает попытку их примерить, но безрезультатно. Ситуация становится еще хуже.
Саймон, по случаю повышения, устраивает домашнюю вечеринку. Неожиданно приходит его коллега из офиса. Он в присутствии гостей обвиняет Саймона в своем увольнении и интриге, которая помогла занять ему это высокое место. У Робин от пережитого волнения начинаются преждевременные роды.
Гордо с букетом цветов появляется в палате и убеждает ее в психической неадекватности мужа. Следом заходит виновник событий и требует показать ребенка, у него есть сомнения в отцовстве. Супруга, разочаровавшаяся в нем окончательно, отказывается делать это. Саймон уходит по коридору, брак разрушен, любимой работы больше нет, пустота и отчаяние поглощают его.
Пристально и задумчиво наблюдает за происходящим Моузли. Он исполнил задуманное, показав всем истинное лицо своего врага.
Смысл фильма
Создатель картины пытается донести до зрительских масс о неотвратимости «эффекта бумеранга». Если человек совершал нелицеприятные поступки, осознавал и не стремился измениться, прячась от содеянного. Он должен быть готов к появлению на своем пороге тени из прошлого.
Характеристики героев
Обаятельная и убедительная Ребекка Холл отлично воплотила образ сомневающейся женщины. Ее героиня Робин, находится в центре борьбы двух мужчин, пытается остаться собою, не принимая однозначно чью-либо сторону.
Этгертон, искусно воплотил роль тени из прошлого. Не является однозначным злодеем. Он искусственно ускоряет естественные процессы, становясь катализатором. Тем самым демонстрируя неизбежность повторения отголосков былых событий в скором будущем.
Начиная сюжетный путь как любящий семьянин, Саймон в течение фильма превращается в главного отрицательного персонажа. Он не меняется, а просто скрывает свою сущность от окружающих. Однажды все это может выплеснуться на близких людей.
Заключение
Мастерство автора и постановщика фильма заключается в умении выполнять работу, подбирать подходящих сотрудников. Грамотно ставить задачи, и добиваться исполнения своих решений. Джоэл Эдгертон прекрасно с этим справился и не вызывает сомнений, что эту грань ремесла он хорошо освоил.
В чем смысл фильма подарок
ИЗНАСИЛОВАНИЕ КАК СЮЖЕТНЫЙ ХОД
Только что посмотрела фильм «Подарок». Вкратце о впечатлениях: отвратительный фильм. Сначала он мне показался занимательным и довольно жутким для триллера, но концовка испортила все хорошие впечатления. Почему? Потому что умники-сценаристы решили, что лучшей концовкой будет изнасилование.
Предупреждение для, тех, кто не видели фильм: сейчас будут спойлеры.
Это отвратительно по многим причинам. Во-первых, предполагаемое изнасилование и вопрос об отцовстве, представляется как наказание мужа, а не что-то, совершенное с женой. Но ведь на самом деле наказывается не мужчина, а его жена.
Во-вторых, изнасилование – это еще один способ поставить женских персонажей в положение жертвы, собственности, девы в беде, объекта и т.д. Есть ли истории, где изнасилование является интегральной частью повествования и где оно представляется с пониманием и уважением к жертве? Несомненно. Но в случае с «Подарком» и множеством других фильмов, изнасилование –это просто дешевый легкий способ поставить женских персонажей на место. Это пошлый прием, когда женщин представляют как обревших силу, только если они были изнасилованы и через свой гнев пришли к эмпаурменту. А в случае с «Подарком» – это еще и способ причинить боль герою-мужчине, и ну и что, что изнасилована была женщина.
Что касается сценария, то изнасилование как сюжетный прием – это просто ленивый ход. Тут не идет и речи о творчестве или какой-то глубине. Это легкий путь для сценаристов.
Как женщина, которая любит смотреть фильмы, я устала от такого рода повествований. Я хочу фильмов с инициативными и интересными героинями. Самодостаточными героинями, которые не существуют только для «потребления» мужскими персонажами. Я хочу сценариев, написанных качественно и непредвзято.
В отношениях жены и мужа в «Подарке» также присутствуют манипуляции, ложь, патернализм и буллинг. Это избитое изображение мужа как подчиняющего, а жены – как подчиненной. На каждый фильм с глубоким женским персонажем приходится множество фильмов, где женщинам отводится роль бутафории, где они объективированы и показаны только такими, какими их видят мужчины.
Изменения могут произойти, но они должны начаться с нас: сценаристов, зрителей, режиссеров – всех нас. Недопустимо продолжать представлять женщин в фильмах таким образом. Так давайте же изменим это.
Подарки бывают разные или время не лечит…
Показывать на экране 80% времени «верхушку айсберга» – характерная особенность для узкого жанрового разнообразия картин Джоэла Эдгертона. Не минует она и фильм 2015 года Подарок (The Gift). Эпизоды снова будут необычным образом скрывать от нас самое главное.
Главные герои, по мотивам сценария — состоявшаяся семейная пара: послушная, искренняя жена по имени Робин и милого семьянина – Саймона, преуспевающего во всех своих жизненных делах бизнесмена. Успех бизнесмена, как покажет фильм, зачастую строился несча́стьях других людей. Засучив рукава, с высоко поднятой головой главный герой несется по жизни, пренебрегая чувствами своего окружения, что сулит появление роковой отместки в самом конце фильма. Все закономерно.
Итак, каким же образом разворачивается картина. Взрослая семья без детей, но с собакой, переезжает из Чикаго в небольшой город, в котором когда-то учился Саймон. Теперь у них роскошный и потрясающий дом, перспективы. Уже в аэропорту они встречают старого одноклассника Гордо, которого наш герой, конечно, не помнит, но вскоре вспоминает. Вспоминает, что в школе его звали Чудик. Далее начинаются непонятные, полные заботой о семье и хозяйстве, но пугающие подарки. Уже со второго подарка Саймон понимает, что-то здесь не так, ведь из маленького странного человека мог вырасти только большой странный человек. Далее, по законам детектива и триллера должны начаться либо бегство, либо преследование. Так и случается.
Жена пытается найти причину маниакальным явлениям Гордо, и приступает к собственному расследованию. В ходе расследования она раскрывает корень проблемы, сеятелем которой был муж порядочной жены. Некогда он зло обвинил перед всем гомофобном городом своего одноклассника в том, что тот гей. Из-за чего Чудик и стал изгоем и аутсайдером в этом мире. Не сумев освободиться от проблемы, его жизнь рушиться, приводя его в бедность, уныние и одиночество.
Все это он забыть, конечно, не может, а респектабельный Саймон, имея на это все собственную точку зрения, просто не признает. Вместо извинений перед Гордо, он чистит ему репу. А жена понимает, спустя много лет жизни, что ее муж подлец.
Внимание поворот, который путает все временные рамки. Гордо исчезает на некоторый период, давая возможность жене отдохнуть, от привычного стресса. Спокойствие разбавляется внезапным появлением одноклассника в доме пары, от которого Робин падает в припадок и беременеет от нерадивого завистника. Спустя более, чем 9 месяцев, все снова успокаиваются и готовятся к родам ребенка, которого так давно не было. Невидимая часть айсберга. Крушение жизни Саймона.
Странный и одновременно обычный сюжет. Кроме рыб в фильме никто не пострадал. В течение фильма появляется образ обезьяны, детской игрушки Саймона. Не ясно, к чему он. Может, просто из-за того, чтобы навести ужас через образ детской игрушки? Тоже не понятно. Не понятен промежуток времени, который нужен для вынашивания ребенка. Повороты тем и событий, скрыты за спокойными лицами. Не особенно забивают голову догадки, кто есть кто и, что будет дальше. Пугают в основном резкие или протяжные звуки, обозначающие появления, мысли, удары или внезапные появления. А вот когда до конца фильма уже пять минут, а еще все живы… встает вопрос, где же главный подарок? А месть предстаёт тяжкими единовременными вопросами, который Гордо, по-видимому, подготовил вместе с Богами — чей это ребенок, а как же я без жены и, что же делать без работы? В конце может подуматься и, что будет из-за этого с человеком, который быстро отпускает себе все грехи и мучения? Есть анализ ДНК, чтобы определить принадлежность дитя… Жалко его особо не становится. Но, поучительный момент сильно давит на чувство смотрящего. Подталкивает написать смс с извинениями всем случайно и нарочно обиженным.
Тем, кому нравятся легкие триллеры-детективы, фильм понравится. Но уже через непродолжительное время вас покинет чувство, пришедшее по ходу фильма, а в темноте не будут мерещиться образы, связанные с этим.
Фильм «Подарок» можно будет увидеть во всех кинотеатрах страны начиная с 13 августа, а пока предлагаем посмотреть трейлер.
Текст: Вячеслав Титов
Фото: Пресс-материалы
«Подарок»: Рецензия Киноафиши
Полнометражный режиссерский дебют австралийского актера Джоэла Эдгертона посвящен тому феномену, который известен под именем self-made man и который в русской языковой традиции характеризуется поговоркой «Из грязи в князи». Правда, русская поговорка не отражает самой важной стороны этого идеала, ставшего в определенный момент фетишем и наваждением капиталистической цивилизации, – самости (self), титаническим усилием перешагивающей через всё и вся. Чтобы максимально емко, сжато и наглядно представить упомянутый образ, достаточно привести стихотворение Сергея Круглова «Человек-который-сам-себя-сделал»:
Сегодня о нем говорят: «Крут!»
Наблюдателен, зол, умен,
Он хватает жизнь за круп,
Бьет лапой, валит с ног,
Ест эту жизнь, он сыт.
Строительство, яство, крепь, кровь
Мира – были бы невозможны, если б не он.
Одни шакалы остались.
Седыми вибриссами – в грунт.
В шрамах спина. Шакалы
Узят голодный круг (попробуй
Self-made man, которого здесь играет Джейсон Бейтман, не случайно носит имя Саймон, как будто позаимствованное из детской игры «Саймон говорит», не единожды тут цитируемой. Герой Бейтмана – действительно тот, кто говорит, тот, кто обладает голосом (в политическом смысле): значимой и властной речью, а не просто набором звуков, сигнализирующих об удовольствии или страдании. Собственно, его фраза: «Только не перебивай меня. Вначале скажу я, а потом уже ты» – одна из ключевых для понимания всей картины. Речь принадлежит хозяину жизни, пусть и учтивому до поры до времени и не выказывающему каких-либо брутальных признаков тирании. Игра «Саймон говорит», взятая уже в недетском масштабе, приносит гарантированные плоды: президент школьного класса, успешный выпускник, динамично продвигающийся по карьерной лестнице сотрудник крупной компании, отличный дом, красавица жена, радужные перспективы. Инстинктивная привычка покровительственно похлопывать по плечу, умение давать прозвища, остающиеся на всю жизнь (учитель физики Доктор Запашок; Gordo – Weirdo (Чудик)), презрение к неудачникам, перерастающее в глумление и травлю, – и железная уверенность в том, что «время излечивает всё» и что «очень важно не оглядываться». «Ты или успешный, или неудачник, а песочница у всех одинаково фиговая» – вот блестяще сформулированный закон жизни от self-made man, своего рода новое правило термодинамики.
То, что происходит – и должно произойти – с человеком-который-сам-себя-сделал, «предсказано» (именно в кавычках, поскольку «предсказано» уже задним числом) в полученной им записке, где цитируется 7-й псалом: «Вот нечестивый в муках произвел неправду, зачал бедствие и родил беззаконие; вырыл ров и выкопал его, и упадет в яму, которую устроил. Возвратится бедствие его на главу его, и на темя его сойдет его неправда». Причем, что самое интересное, Эдгертон, выступивший также и сценаристом фильма, отказывается от классического триллерного возмездия, стандартного в таких случаях, хотя начиная с гибели рыбок и исчезновения пса и почти до самого финала дело движется, вроде бы, именно к этому. Кара вознесшемуся гордецу, сломавшему жизнь другого человека, приобретает почти ветхозаветный характер: речь идет о том, чтобы лишиться главного дара (фильм не зря называется The Gift) и главного, по ветхозаветным представлениям, наследия – ребенка (точнее, осознания собственного отцовства); и лишь бескровность отмщения заставляет употребить здесь слово «почти». Эта же бескровность и переводит окончательно картину Джоэла Эдгертона из разряда триллеров о незаконном проникновении на частную территорию в разряд произведений, которые логичнее называть притчами.
«Подарок»
Рецензии на фильмы >>
Дорогой, ты что-то от меня скрываешь?
Иллюзия благополучия, впрочем, трещит по швам еще в самом начале, до неудобных разговоров с Гордо, экс-военным и человеком неопределенной профессии: Робин упоминает в разговоре с подругой (Элисон Толмен) о неудачной беременности, и эта история, так и оставшись туманной, лишь обрастет деталями из нервного срыва и пристрастия к таблеткам. Робин кажется ненадежным свидетелем, но в итоге превращается в своего рода детектива, который, с подачи Гордо, выкапывает кое-что о прошлом мужа.
Неприкосновенность личной жизни, школа с ее первыми разочарованиями и семенами несправедливости, невозможность до конца узнать даже очень близкого человека, цена успеха, наконец. Режиссер и сценарист Эдгертон завязывает в узел несколько хрестоматийных тем и выстраивает вместе с оператором Эдуардом Грау стерильное пространство, в котором все человеческое сразу бросается в глаза. В дубляже персонажи картины даже говорят вяло, отстраненно, лениво, словно рыбы, выброшенные на берег или конвульсирующие на дне пустого аквариума, который и напоминает прекрасное жилище Саймона и Робин.
Сочетание стерильности и механизма сомнения, запущенного забытым знакомцем, превращают «Подарок» в амальгаму лент Ханеке и «Мыса страха», но Эдгертон избегает радикальной хирургии первого и сочной экспрессивности второго. Формулу неспешного психологического триллера с переворотом он уже отработал на дебютной картине старшего брата Нэша: «Квадрат», похожий на очень серьезную версию «Фарго» в австралийских пейзажах, тоже, в каком-то смысле, рассказывал о делах семейных и тяжелой ответственности за свои поступки.
«Подарок» же запоминается в первую очередь актерскими работами (на удивление неприятный Бэйтман, растерянная Холл, многоликий Эдгертон) и производит впечатление ладно скроенной, но все-таки разминки на тему того, что все циклично, и змей Уроборос бесконечно кусает себя за хвост, но иногда хвост может укусить в ответ.
«Подарок» в прокате с 13 августа