в чем смысл фильма паразиты
«Паразиты» — смысл фильма, объяснение концовки
Жюри «Оскара» из года в год демонстрирует свою любовь к тяжелым, эксцентричным и максимально толерантным фильмам. «Паразиты» режиссёра Пон Чжун Хо сложно назвать тяжелым (ведь это еще и комедия) или максимально толерантным. Единственное, что связывает фильм с «Оскаром» это безусловная эксцентричность и новизна, которых, как оказалось, хватило для завоевания четырех престижных наград. Две из которых — за «Лучший иностранный художественный фильм» и за «Лучший фильм». Таким образом «Оскар» определил «Паразитов» как лучший фильм на планете образца 2020 года.
Ниже ми расскажем о том, почему «Паразиты» стали лучшими и какая идея культивируется на протяжении всего фильма. Поехали.
Сюжет лучшего южнокорейского триллера «Паразиты»
Ким Китхэк живет вместе со своей женой Чонг-сук и двумя взрослыми детьми в скудной полуподвальной квартире. Члены семьи бедствуют и еле-еле сводят концы с концами. Младшему сыну Ки-ву выпадает счастливый билет, — знакомый предлагает ему давать уроки английского девушке из богатой семьи Паков. Ки-ву не отказывается от предоставленной возможности и начинает тянуть своих родственников за собой.
кадр из фильма «Паразиты»
Главные герои «Паразитов»
Главные герои фильма, — бедная южнокорейская семья Ким, члены которой, тем не менее, — талантливые и не самые глупые люди. Они не безусловные заложники ситуации, ведь быть бедным это не равно потерять любые возможности на счастье. Но члены семьи Ким похоже смирились с последним утверждением, и на протяжении всего сюжета только и делают, что пытаются улучшить свою жизнь не самым законным способом. В противовес им выступает семья богачей Паков, которые, в отличие от нищих Китхэков, живут чуть ли не на самой высокой точке города, тем самим еще больше подчеркивая свой статус.
кадр из фильма «Паразиты» кадр из фильма «Паразиты»
Символизм в фильме «Паразиты»
Проводя очевидную параллель между бедными и богатыми режиссер Пон Чжун Хо не забывает заполнять фильм яркими визуальными образами, которые еще больше подчеркивают идею классового неравенства.
Лестницы
Лестницы в «Паразитах» это обозначение того, какое положение та или иная семья занимает в обществе. Подобная классовая градация происходит на примере трех действующих семей. Семья Паков, как и было сказано раньше, живет на одной из самых высоких точек в городе, к которой, если идти от дома Кимов, ведем множество лестничных пролетов вверх. Их большой и просторный дом опоясывает еще парочка лестниц, которые никогда «не ведут» в низ.
Семья Кимом живет в скромной полуподвальной квартире, спустится в которую можно с помощью одного лестничного пролета. Самая высокая точка в их доме символично находиться в туалете.
Но на самом низком уровне живет семья экономки Мунгван. Её муж обитает в подвале-бомбоубежище, к которому ведет несколько глубоких лестниц в доме Паков. Занимательно, что прожив в особняке больше четырех лет Паки так и не обнаружили данное подвальное помещение, что еще раз намекает на их «высокий» статус.
кадр из фильма «Паразиты»
Потоп
После того, как семья Кимов в спешке покидает дом богачей, они обнаруживают полностью затопленную квартиру. Вода в которой предположительно стекает из богатых верхних районов.
Дождь оборачиваеться катастрофой. Кимы теряют все свое имущество, и вынуждены ночевать в школе, где организовано убежище для таких же пострадавших. В свою очередь, семья Паков не ощущает каких-то существенных проблем. Наоборот, после ливня их лужайку по летнему залило солнце, а воздух, по словам мадам Пак, наполнился свежестью.
Таким образом, демонстрируя одно и то же событие, — проливной дождь, режиссер еще больше подчеркивает социальное неравенство между двумя семьями. Намекая на то, что свежий воздух Паков метафорично оплачен разрушением и трагедией бедных районов.
кадр из фильма «Паразиты»
Главная идея и скрытый смысл «Паразитов»
Так кто же все-таки «паразиты»? Фильмы о классовом неравенстве такой же частый жанр кинематографа как ромком или фантастика. Идею сравнения бедных с богатыми можно проследить даже в самых не очевидных фильмах, таких как «Дневник памяти» или «1+1». Более яркие представители ниши («Титаник», «В погоне за счастьем») зачастую романтизируют/ эксплуатируют силу человеческого «я». Культивируют железобетонную идею о том, что как и бедные, богатые тоже бывают несчастными, но последние все же по своему.
кадр из фильма «Паразиты»
В свою очередь «Паразиты» не романтизирует ни бедность, ни богатство. Он не пытается донести до зрителя одно конкретное суждения, о том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. В фильме нет позитивных персонажей, и ответить однозначно на вопрос, кто же все-таки паразиты — невозможно.
кадр из фильма «Паразиты»
С одной, более очевидной стороны, паразиты это семья Кимов и экономки Мунгван. «На первый взгляд, мы сделали сатиру на бедняков, которые загрязняют прекрасный чистый дом, наподобие паразитов. Но если вы задумаетесь, то поймете, что семья бедняков оказалась в этой ситуации не по своей воле. Они способны, они талантливы, и они человечины — но безработица ожесточает их и вынуждает идти на преступление» — комментирует эту теорию режиссер фильма Пон Чжун Хо. С другой, — семья Паков. «Вам может показаться, что паразиты это семья богачей. Ведь они платят за то, чтобы те мыли их полы и возили их на роботу» — Пон Чжун Хо.
кадр из фильма «Паразиты»
Но одно можно сказать точно, и семья Кимов с экономкой Мунгван, и семья Паков паразитируют друг на друге. Ведь и первые, и вторые, и третье соглашаться на предоставленные друг другом условия, поощряя идею социального неравенства. Кимы и Мунгван из-за уверенности в том, что их положение не терпит переборчивости. Паки из-за того, что убеждены в правильности своих поступков, ведь деление на «бедных» и «богатых», «слуг» и «господ» это естественный и понятный процесс, особенно для последних.
кадр из фильма «Паразиты»
Объяснение концовки «Паразитов»
Несмотря на очевидное деление на «господ» и «слуг», на которое не раз намекал Мистер Пак со своей женой, семья Кимов, в особенности Ким Китхэк, не смогла принять эту установку полностью, и продолжала видеть в семье Паков не только друзей, но и будущих родственников.
Открыть глаза на действительное отношение Пака к Киму помогла сцена с обсуждением запаха последнего, и пренебрежительное упоминание о том, как он пытался «пересечь черту». В тот момент Ким понимает, что Пак не признает в нем ни друга, ни родственника. В момент убийства его дочери он видит не только её и своего окровавленного сына, но и то как Пак закрывает нос, учуяв запах уже мертвого мужа экономки. Богач не пытается помочь его дочери, ведь если ваш дом горит, вы не спасаете стиральную машинку или утюг. Ким осознает, что Пак всегда воспринимал своих слуг в таком ключе. Ему нечего терять, и он решает пересечь черту, чтобы хоть на секунду побыть хозяином положения.
Мое любимое видео на ютубе о смысле фильма и разбор сюжета
Как устроен фильм «Паразиты» и за что он получил «Оскар»?
В мире «Паразитов»: сюжет, идея, символы оскароносного фильма
«Паразиты» взяли «Оскар» в номинации «Лучший фильм», и это стало значимым событием в мире кинематографа: это первый случай победы не англоязычного кино. Причем экзотичного для Европы – корейского.
Режиссер Пон Чжун Хо в своих интервью приоткрыл смысл фильма «Паразиты» и его концовки. Но – хитрый жук – основную идею оставил зрителям додумывать самостоятельно.
Жанр фильма трансформируется от начала к концу. Начинаясь как простенькая черная комедия, ко второй половине фильм становится жестоким триллером, а попутно обрастает чертами философской драмы.
О чем кино
Фильм рассказывает о двух корейских семьях: невероятно бедная семья Кимов и невероятно богатая семья Паков. Кимы живут в сыром полуподвале в самом бедном районе города, за копейки собирают коробки из-под пиццы и ловят соседский вай-фай: оплачивать свой интернет денег нет.
Паки живут в громадном дизайнерском особняке. Однажды старший сын Кимов по рекомендации друга случайно устраивается репетитором в дом богачей Паков. С этого начинаются приключения двух семей.
Какая из семей настоящие паразиты
Фильм намеренно не отвечает на этот вопрос. Позиция режиссера в том, что все современное общество построено на принципе паразитизма. Богатые делегируют «ручную» работу бедным. Богатая домохозяйка даже не умеет загружать посуду в посудомойку – нанимает для этого слуг.
Бедные, видя большие деньги, не могут удержаться от искушения и всеми возможными нечестными способами садятся богатым на шею, присасываясь к их кошельку или холодильнику.
Тема социального неравенства и разрыва между богатыми и бедными и стала главной для Пон Чжун Хо. Он начал работу над фильмом еще в 2013 году, но в 2019 тема всеобщего паразитирования стала еще более явной.
Кадр из фильма
В своих интервью Пон Чжун Хо говорит, что главная эмоциональная задача фильма – чувство страха: он хотел, чтобы после фильма зритель испугался масштаба и неотвратимости социального расслоения. Если мы продолжим жить так, как живем сейчас, и наши дети будут жить по нашим правилам, мы обречены на вечное заточение в ловушке паразитизма, нечестности, эгоизма и инфантильности.
Во время просмотра нельзя понять, на чьей стороне режиссер: сочувствует ли он бедным, старается ли выставить их в лучшем свете? Играет ли он на сентиментальном чувстве жалости к семье Кимов? Показывает ли он богачей Паков более чистыми (в прямом и переносном смысле) и приятными людьми? Сочувствует ли он впечатлительной богатой маме, искренне переживающей за психику своего сына, которую так легко обмануть?
Нет, режиссер не создает завершенных образов «злодеев» и «жертв». Он одинаково не любит, но при этом жалеет и понимает всех своих героев. Как только зритель встает на сторону одной семьи, она тут же совершает какую-то мерзость. Как только зритель решает, что другая семья – злодеи, так они тут же делают что-то трогательно человечное.
Кадр из фильма
Ко второй половине фильма ярко прослеживаются телесные ассоциации с насекомыми-паразитами. Бедняки ползают, бегают на четвереньках, прячутся в темных местах. Когда зажигают свет в гостиной, Ким замирает лежа на полу, как таракан, который боится тапка. А интимная сцена с богачами похожа на совокупление насекомых.
Бедность и богатство. Символика
Если смотреть фильм внимательно, мы увидим, как практически каждая деталь «Паразитов» символизирует разницу положения богатых и бедных. Паки и Кимы – зеркальное отражение друг друга, только зеркало кривое.
Богатая семья Паков живет на холме в огромном футуристичном доме. Бедные Кимы – на дне города, в подвале многоэтажки.
В фильме много лестниц: в доме Паков идущие вверх, у Кимов – вниз. Даже в городе нужно спуститься по лестнице к Кимам домой. Это метафора «иерархической лестницы» или социальной «пищевой цепочки», где бедные неизбежно уязвимы, а богатые царят на вершине мира.
Кадр из фильма
Обычный проливной дождь становится катастрофой для Кимов – их квартиру затапливает до середины. А на лужайке Паков только газон становится еще зеленее.
Режиссер говорит, что девиз «надо стараться, тогда все получится» — часто лживое обещание. Социальное положение и безработица бывают сильнее обычных людей.
Символичен эпизод в начале фильма – Кимы отказываются от идеи бороться с тараканами и отдают эту проблему на волю случая. И это работает: по их улице проезжает машина дезинфекции, которая через открытые окна дезинфицирует и их подвал.
Полное отсутствие плана действий, опущенные руки, тотальная бедность и особый неистребимый неприятный запах – то, что наполняет образ Кимов. Качество, которое помогло им на краткое время добиться успеха – хитрость.
При этом Кимы талантливы. Сын отлично преподает английский язык, а дочь прекрасно рисует и справляется с неординарным сыном Паков. Мать сразу осваивает тонкости ведения хозяйства в новом доме, а отец профессионально осваивает управление новой машиной. Их бедность – это судьбоносное внешнее условие, которое не дает им иного выбора, кроме как стать преступниками.
Паки же в силу своего положения брезгуют бедностью. Это стереотипные богатые люди: они не талантливые, инфантильные и эгоистичные. А качество, в конце концов погубившее их – наивность.
Пон Чжун Хо вставляет в фильм фразу: «На каждую вакансию охранника откликается 500 людей с высшим образованием». Эту статистику по Южной Корее режиссер услышал где-то в новостях, и она так его впечатлила, что появилась в фильме. Это действительно большая проблема для корейцев: жесткая конкуренция оказывает на них сильное психологическое давление.
Бункер
Если вас интересует, действительно ли в Южной Корее богачи так паранойят, что строят бункеры на случай ядерной войны – да, действительно. Есть ли в этом смысл? Мы не знаем. Но Пон Чжун Хо говорит, что это реальная корейская практика, правда, среди самых богатых людей. Лично у него в доме бункера нет.
Камень
Заметный символ в фильме – «камень богатства». Младший Ким получает его в подарок от успешного друга, который дает ему «путевку» в семью Паков.
Кадр из фильма
Друг работал репетитором у Паков, но сейчас уезжает учиться и рекомендует Кима на его место. С этого момента, то есть фактически с момента получения камня, и начинаются перемены. Через обман и поддельные документы он поступает к ним на работу, а затем перетаскивает и всю семью.
Многим русскоязычным зрителям кажется, что в этом камне заложен какой-то более глубокий смысл, который нам непонятен. Нет, здесь все прозрачно, и сам режиссер Пон Чжун Хо это подтверждает. «Почему именно камень?» – «Потому что в детстве как-то любил камни».
Запах
С начала фильма и до решающей минуты зрителя преследует особый запах, исходящий от семьи Кимов, и он очень важен.
Паки не знают, что все их слуги – члены одной семьи, но именно их общий неприятный запах наталкивает их на подозрения. Это запах дешевого стирального порошка, подвала, пота, приставшей грязи, старой одежды.
Богачи Паки не выносят этого запаха и невольно зажимают нос. Этот жест становится главным символом социального расслоения, он же – причина кровавого экшна в конце фильма. Кимы, бедные и болезненно горделивые, оскорблены таким отношением к себе. Более того, они понимают, что запах действительно противен. Это оскорбляет их еще больше.
При этом важной деталью становятся личные границы. Господин Пак, глава семьи, часто упоминает о необходимости соблюдать личные границы – это его строгое жизненное правило. Но в момент, когда он чувствует тот самый запах бедности от водителя, личные границы между двумя семьями разрушаются. Возвращаясь домой, он обсуждает этот запах со своей женой, и та признается, что понимает, о чем он.
Запах тела – одна из самых интимных составляющих человеческого образа, ведь ты не почувствуешь его, пока не подойдешь к человеку слишком близко. Это интересный тонкий момент, намекающий на грядущую катастрофу: «что-то с этими семьями уже не так».
Смысл концовки
Внимание, отсюда начинаются спойлеры! Если вы еще не смотрели, возвращайтесь, как посмотрите!
В это время на заднем плане дочь Паков спасает Кима-младшего: они трогательно влюблены друг в друга. Это сильный момент, который плохо читается среди резни: в сердцах ребят живет любовь.
Господин Пак, оказавшись рядом с безумным, зажимает нос – чувствует тот самый запах. Отец Кимов видит это, сходит с ума от накопившейся ярости и убивает Пака.
Так образ безумного мужа из бункера закольцовывается с образом старшего Кима: Ким прячется в бункере и начинает жить там. Жена Пака переезжает из этого проклятого места, в дом заезжают новые жильцы, по ночам Ким ворует еду из их холодильника.
Жильцы думают, что одна лампочка в коридоре барахлит, но это не так: это Ким шлет послание своему сыну азбукой Морзе, не зная, увидит ли он когда-нибудь его. В конце концов сын подходит к этому дому и расшифровывает письмо.
Кадр из фильма
Ким-старший остается в заточении на дне иерархии, а мать с сыном оказываются там же, где были в начале. Госпожа Пак оказывается без мужа и исчезает из поля зрения. И только смутная мечта Кимов стала более очерченной: сын собирается выучиться, разбогатеть и купить этот дом, воссоединившись в нем с отцом. Осуществима ли она? Зритель решает сам.
Режиссер открыто говорит в своих интервью, что не хочет помогать своим зрителям с пониманием концовки, не хочет давать подсказки. Он рассказывает историю: бедные попытались обманом выбраться со дна на вершину иерархии, у них не получилось.
С одной стороны, открытый финал дает надежду на то, что у Кима-младшего все получится, он выучится, выкупит дом и спасет отца – он правда талантлив и умен. Но, с другой стороны, сколько лет на это уйдет? И смогут ли они быть счастливыми после кровавой бойни, которую устроили? Нам кажется, что нет. Корейская безработица и кровавая история семьи почти лишает их шансов на счастье. И эту страшную, пугающую идею безысходности, по сути, Пон Чжун Хо и хочет нам передать.
Почему «Паразиты» получили «Оскар»
«Паразиты» получили приз киноакадемии по двум главным причинам: Пон Чжун Хо поднял остросоциальную актуальную тему, которая попала точно в сердечко большинству киноакадемиков. И при этом сделал захватывающую художественную картину, которая действительно держит зрителя заинтересованным, внимательным и напряженным все два часа. Эти критерии так редко совпадают, что их уже достаточно для Оскара.
Сам режиссер был уверен, что «Паразиты» не получат ни Золотую пальмовую ветвь, ни тем более Оскар, потому что считал его слишком специфическим корейским фильмом, который иностранцы просто не поймут.
Паразиты: в чем смысл фильма, объяснение концовки, разбор и анализ
Сюжет
Сюжет фильма вращается вокруг двух семей – нищих Кимов, которых живут в подвальном помещении, и состоятельных Паков, ни в чем себе не отказывающих.
Жизнь Кимов сложная: им приходится бороться с местными пьянчужками, которые не стесняются справлять нужду прямо у их окон; они воруют местный вай-фай и достигли настоящего мастерства в попытках облапошить доверчивых проходимцев ради куска хлеба. Работы нет, а подработка, достающаяся с таким трудом, не приносит стабильных денег.
Однажды к сыну Кимов Ки-ву приходит его друг с подарком – он преподнес семье камень богатства, который должен принести им удачу в делах. Кажется, камень сработал тут же: друг предложил молодому Киму занять его место репетитора, пока самого не будет в городе.
Увидев дом Паков и наивность домохозяйки, Ким тут же понял, как обеспечить работой всю свою семью. Теперь то они заживут счастливо.
В чем же смысл?
Южнокорейский фильм сразу позиционировался как остросоциальный проект, рассказывающий о пропасти между богатыми и бедными. Пока одни купаются в роскоши, другие проводят большую часть жизни под землей. Это режиссер о самих корейцах. И хотя нам ситуация с подземными бункерами, оборудованными под постоянное жилье, чужда, общее противопоставление богатых и бедных вполне знакомо.
Подкупает не само социальное неравенство, а правда-матка о нем. Да, с одной стороны нам жаль бедных во всех смыслах Кимов, которым приходится бороться с бедностью и выживать любыми способами. Но посмотрите, что они делают, когда получают так тяжело добытую удачу: они разрушают все вокруг. Как паразиты.
Паки тоже не такие уж симпатичные: имея более комфортные условия для жизни, они с отвращением чувствуют запах своих слуг и изо всех сил держат дистанцию.
Почему произошло убийство?
Помните, как Пак принюхивался к его запаху – мерзкому подвальному душкУ, который нельзя ничем выветрить, настолько он впитался? Это не давало забыть Киму о том, кто он такой и как презрительно к нему относятся более состоятельные люди. Пока никто не указывал на его жалкое место, он с юмором и тараканьей хваткой относился к бедам, но стоило кому-то пренебрежительно закрыть нос и Кима понесло.
В тот злополучный день, когда Паки наплевали на жизнь дочери Кима, лишь бы спасти вполне здорового сына, Ким заметил, как Пак брезгливо отодвинулся от его умирающего подвального «друга» Кын-сэ. Это так взбесило Кима, что он не мог больше терпеть унижений. И нанес удары.
Двойная концовка
На финише мы видим вполне счастливый финал: Ки-ву, оправившись после происшествия и смерти сестры, сделал все возможное, чтобы однажды купить этот дом и воссоединить семью. Это была его цель, мечта. Но добился ли он этого? Мы встречаем на последних кадрах молодого Кима, который все еще живет в своем подвальном доме и грезит о том, чтобы спасти отца. Мы не знаем, достигнет ли он поставленной цели, но он искренне этого хочет.
На Оскаре
Оскар ведут уже 93 года. Впервые за почти столетие в номинации за лучший фильм выиграла неанглоязычная картина. Это сделало Оскар 2020. Никто не ожидал такого поворота.
Нужно отдать должное маркетологам, которые провели отличную кампанию по продвижению фильма и дали ему хороший старт на Каннском фестивале. Независимый дистрибьютор «Неон» приложил немало усилий и добился того, чтобы южнокорейское кино стало открытым для мировой аудитории зрителей. Теперь цель достигнута.
Критика
С этим все просто – фильм всем настолько понравился, что все критики в голос хвалили картину и самого режиссера. Рейтинг кинокартины на Rotten Tomatoes – 99%, по Кинопоиску – 8.0, по IMDb – 8.60.