в чем смысл фильма основано на реальных событиях
«Основано на реальных событиях»: Рецензия Киноафиши
Портрет художника в кризисе
Француженка Дельфин (Эммануэль Сенье) находится в тупике – роман, посвящённый матери, стал хитом, но вскоре ей начинают приходить анонимные письма, обличающие писательницу в том, что она выставила свою семью на всеобщее обозрение. Дельфин начинает сомневаться в своих литературных способностях, а поддержки ждать неоткуда. Но внезапно её в жизни появляется загадочная незнакомка Л. (Ева Грин) – обольстительная, умная и роковая женщина, готовая помочь писательнице во всём. Этот союз превратится из дружеского в гораздо более необычный.
Кадр из фильма «Основано на реальных событиях»
Роман Полански подошёл к началу XXI века в качестве живого классика. Тем не менее, начав как европейский режиссёр, он постепенно променял фестивальную славу острого и изобретательного автора на роль среднего руки постановщика сентиментальных, «правильных» драматических историй («Пианист») и экранизаций классики («Оливер Твист»). Его фильмы, прежде бывшие мерилом сюжетной и визуальной оригинальности, стали всё больше походить на бледные тени более ранних работ. Лишь в последние годы Полански как-то оклемался и сделал приличный, пусть и сильно не выдающийся триллер про литературного «негра» («Призрак»), сатирическую комедию («Резня») и своеобразное камерное переосмысление Леопольда фон Захер-Мазоха («Венера в мехах»). Всё это давало надежду на то, что режиссёр сможет снять прорывное кино, которое вернёт ему былую славу в полной мере. Увы, это было тщетной надеждой.
Кадр из фильма «Основано на реальных событиях»
«Основано на реальных событиях» – экранизация одноименной книги французской писательницы Дельфин де Виган. Сценарий для фильма адаптировал сам Полански в компании другого известного режиссёра – француза Оливье Ассайаса («Персональный покупатель»). Эта камерная история замкнута на двух персонажах – самой Дельфин и загадочной Л. – и по большей части разворачивается в замкнутом пространстве. Но ранним шедевром Полански, где запертая в четырех стенах Катрин Денев постепенно сходит с ума, тут и не пахнет: «Отвращение» (1965) было мастерски поставленным триллером, который пробирается в самую глубь конкретного человека, – новый фильм едва скользит по этой поверхности. Персонаж Евы Грин, как нетрудно догадаться, не просто добрая самаритянка – в какой-то момент она, изначально копировавшая внешность Дельфин (у них, например, одинаковые сапожки), попытается «украсть» её личность: в общем-то, это напоминает другой шедевр режиссёра – «Жильца» (1976), в котором постановщик сам сыграл главную роль. Но в отличие от вышеупомянутых классических фильмов Полански «Основано на реальных событиях» ужасающе нормативный – как в нарративном, так и визуальном плане: конфликт раскрывается ужасающе прямолинейно и выводит к какому-то очень плоскому финалу, а какой-то особенной изобразительности здесь нет и вовсе. Совершенно неудивительно, что, хотя премьера фильма и прошла на Каннском фестивале в прошлом году, выходит в российский прокат он только сейчас, а критики приняли его достаточно сдержанно.
Кадр из фильма «Основано на реальных событиях»
Эммануэль Сенье, супруга Полански, играет у него не в первый раз – и в роли потерянной и продолжающей теряться женщины она выглядит очень убедительно, чего нельзя сказать о Еве Грин, которой будто была дана установка на максимальное переигрывание. Абсолютно стандартная съёмка, плоский психологизм и мотивы, ранее обыгранные Полански намного лучше, делают «Основано на реальных событиях» сомнительным и невыразительным зрелищем, случайно затесавшимся в его фильмографию. Остаётся только надеяться на то, что этот фильм снимал человек, выдающий себя за режиссёра или кто-то в духе литературного призрака – если дело обстоит не так, то это очень симптоматичный признак того, что Полански, как и его героиня, тоже забрёл в творческий тупик.
В российском прокате с 11 октября 2018
Расписание и покупка билетов на фильм «Основано на реальных событиях»
Основано на реальных событиях. Рецензия
Свой первый фильм Роман Полански снял в 1955 году – студенческая короткометражка «Убийство». Целых 62 года назад! При этом скоро режиссёру стукнет 85! Нужно признать, что лучшие работы Полански остались в прошлом веке: «Ребёнок Розмари», «Жилец», «Девятые врата». Про писателя режиссёр уже рассказывал в мистическом политическом триллере «Призрак», но вот в своей новой картине, «Основано на реальных событиях», он снова взялся за историю о писателях в традициях хичкоковских произведений (вспоминаются «Незнакомцы в поезде») с присущим духом зловещего.
Мелодраматический саспенс-триллер – адаптация автобиографического романа француженки Дельфины де Виган. Теперь не придраться – кино действительно основано на «реальных событиях». В центре истории – писательница Дельфин (жена режиссёра Эмманюэль Сенье), которую мы впервые встречаем на книжной ярмарке. Её первое же произведение возымело успех, и она окружена фанатами. Но Дельфин устала и хочет покинуть толпу, потому отказывается подписать книгу таинственной поклоннице (Ева Грин). Однако вскоре на ночной вечеринке она снова встречает элегантную незнакомку, которая представляется как Эль (или Элизабет), или, если переводить Elle с французского – «она» – тонкая игра слов и анонимность, которая играет в пользу истории. Потихоньку Эль навязывается и врывается в жизнь Дельфин, становясь чуть ли не её тенью. Отношения женщин – дружба или притворство? Чувство доверия столь же быстро оборачивается мучительным страхом.
Дуализм очевиден невооруженным глазом. Эль внимательно выслушивает измученную писательницу, делает настойчивые предложения, сперва появляется совершенно случайно (а возможно, преследует), а потом и вовсе селится в её квартире. И все бы ничего, если бы Дельфин не становилась для незнакомки открытой книгой (чувствуете иронию?). Хитрая, напористая Эль прощупывает Дельфин и чуть не занимает её место. Может, Эль – воображение писательницы, которая переживает творческий ступор? Или история Дельфин – одна большая метафора? Реальность, вымысел или безрассудство романистки?
Фильм, к сценарию которого приложил руку режиссёр Оливье Ассайас, воспринимается убедительно, если вампирская красотка Эль – муза и плод фантазии Дельфин. Девушка работает гострайтером, поэтому в данном случае связь с прошлым фильмом Полански очень точная, а значение «призрака» ёмкое. Однако заигрывание авторов со зрителем выбивает некоторые кусочки пазла и картина распадается. Кто будет воспринимать всерьёз зрелую даму, самостоятельно отдающую судьбу в руки какой-то проходимки, которая перебирает её писательские записки, словно заглядывая в душу? И эта женщина ещё пишет книги! Как-то глупо, нет? Эль говорит, что люди верят печатному слову, но поверить в подлинность происходящего довольно трудно. Примечательно, что девушку никто не видит, не встречает, не слышит.
Кино о двойниках немало: «Головокружение», «Чёрный лебедь», «Враг», тревожный «Жилец» Полански тоже в этой бригаде. А отношения между творцом и поклонником, попахивающие маниакальностью, прямиком из классического триллера «Мизери». Вдобавок Дельфин получает анонимные сообщения с угрозами, что напоминает ещё о «Тайном окне». Зло лишь кажется чужим, на самом же деле оно внутри. Вот и путь к написанию нового шедевра лежит через злое, нахальное, соблазнительное воображение.
Новая лента Полански – мелодраматический нуар о двух одиноких женщинах под волнительную музыку Александра Депла. Картина свежа лицом, хотя местами и впрямь нескладна. Ева Грин в образе опасной роковой женщины прекрасна, а кто сомневался? Хороша и Эммануэль Сенье в роли разбитой романистки. Словом, актёрская игра превосходна, но сюжет, блуждающий на грани эротики, сыроват и старомоден. Определённо не так мрачно и впечатляюще, как «Призрак», но унылым разочарованием тоже не назвать. Благо, в историю посажено зерно сомнения, ведущее к сумасшедше-коварному финалу.
Основано на реальных событиях (D’après une histoire vraie)
Рецензия на фильм
Нельзя быть безупречным всё время, поскольку от ошибок не застрахован никто. И уж тем более от ошибок не застрахованы люди творческие – почти у всех писателей и режиссёров можно отыскать произведения, мягко говоря, неудачные, а грубо говоря – хлам.
Но не так горько допускать творческие ошибки, как писать на эти ошибки обзоры…
Всё. Очень. Плохо.
Роман Поланский не входит в список моих любимых режиссёров, но я всегда считал, что он в принципе не способен снять неудачное кино. Его фильмография казалась безукоризненной – начиная от дебютного «Ножа в воде», заканчивая недавней «Венерой в мехах». Абсолютно ровная дорога, никаких ухабов.
Но «Основано на реальных событиях» – фильм совершенно иного калибра. Это даже не ухаб на дороге, а открытый канализационный люк, в который ты влетаешь передним колесом на большой скорости. Буквально с первых кадров не отпускает ощущение, что с картиной что-то не в порядке – ключевая интрига фильма становится понятной на третьей минуте, когда шум толпы замирает, и в кадр впервые входит Ева Грин.
А ты сам уходишь в отрицание:
«Нет, всё не может быть НАСТОЛЬКО просто. Поланский – один из гуру психотриллера, он многие годы был ведущим игроком этого жанра, он не может опуститься до таких банальностей и навязших на зубах штампов».
Примерно это ты повторяешь вновь и вновь чуть ли не до финала. Не, не – сейчас всё изменится. Сейчас будет твист. Сейчас случится нечто такое, что тебе просто башню снесёт.
Но трагедия картины в том, что башню никому так и не сносит. И простейшее предположение, высказанное, повторюсь, на третьей минуте ленты, оказывается единственной «интригой» фильма.
«Основано на реальных событиях» реально обескураживает. Я даже затрудняюсь назвать элементы, которые в нём удались. Да, фильм снят прямыми руками, и в нём блистает потрясающая Ева Грин, ну и что с того? Ева Грин везде очаровательна, однако служить единственным украшением фильма – работёнка сомнительная. Словно красивый красный бантик на хвосте у нечесаной, вшивой дворняги.
Своей харизматичностью Ева служит фильму очень плохую службу, потому что на её фоне вопиющие недостатки сценария становятся просто-напросто неприличными. Прекрасной ведущей актрисе просто нечего здесь играть! Полански по инерции пытается формировать из её персонажа эдакую социопатку, но правда в том, что её героиня настолько тусклая и нелепая, что на это больно смотреть.
Я специально не говорю ничего конкретного о сюжете, поскольку даже туманный намёк на ключевую интригу сценария способен заспойлерить весь фильм целиком.
И это, конечно, прискорбно. Но фоне всех прочих жутких и неоднозначных триллеров Поланского, «Основано на реальных событиях» выглядит бедным родственником. Какого-нибудь «Жильца» или «Девятые врата» можно вообще пересказать полностью, и вряд ли знание сюжета может испортить хотя бы толику удовольствия от просмотра. Потому что это потрясающие фильмы. И жаль, что последняя картина прославленного режиссёра не относится к этой славной компании.
Вообще, для Поланского можно найти много оправданий – в конце концов он работал по чужому сценарию, да и возраст наверняка сказывается на количестве творческой энергии. Но мне-то зачем искать оправдания? Моя задача – сообщить вам правду. И вот она:
«Основано на реальных событиях» – ужасное кино. Оно скучное, предсказуемое и неинтересное. Штамп на штампе и штампом погоняет. И ни красотка Ева Грин, ни аккуратная постановка не смогли вытянуть откровенно бездарный сценарий. Увы, но это первый фильм Поланского, который хочется забыть, как дурной сон.
Не смотрите его ни при каких обстоятельствах. Потраченных впустую полутора часов вам не вернёт никто.
Рецензия на фильм Основано на реальных событиях от Евгений Нефёдов
Вообще-то это далеко не первый пример сотрудничества Романа Полански с супругой Эмманюэль Сенье, но из всех их работ на сеансе вспоминаешь прежде всего вторую совместную постановку – «Горькую луну» /1992/. Дело не только в тематической близости и даже не в отдельных фабульных перекличках – только на сей раз речь идёт не о писателе, а о писательнице, с трудом пытающейся найти выход из творческого застоя. Подобно тому, как Париж – тот самый, что «всегда Париж» – свёл Оскара со сногсшибательной красоткой Мими, Франция и её легендарная столица не просто являются домом для Дельфины. Элизабет в ответ на вопрос свежеиспечённой приятельницы, почему она не говорит назойливым знакомым и почитателям таланта, что литераторша уехала далеко и надолго, поясняет: звонящие непременно хотят знать, в какую страну та отправилась. То есть героиня в определённом отношении остаётся пленницей пусть не экономическо-политического устройства, но культурной среды – совершенно точно. Этот аспект для режиссёра принципиален – и не только по той причине, что позволяет усилить ощущение, будто Дарьё оказалась в западне и уже вряд ли выберется невредимой с загородной дачи. Роман Полански, что называется, зрит в корень. Выдающемуся польскому мастеру (фактически – давным-давно космополиту, причём в хорошем смысле слова) было гораздо проще выходца из Нидерландов Пола Верховена влиться в парижскую среду, поскольку окунался в соответствующую атмосферу задолго до той же «Горькой луны». Здесь любопытнее иное. Обращение столь крупных (да, немолодых, но остро – кожей! – чувствующих настроение момента) художников к сходственным обстоятельствам поневоле представляется знаменательным. Совпадение даже в такой «мелочи», как сокращённая форма имени, которому отдаёт предпочтение Элизабет, – Эль (Elle), что означает ‘она’. Нужно ли отдельно оговаривать, что реалии и моральный климат, метко воспроизведённые в обоих кинопроизведениях, основанных на признанных романах недавнего времени (1), являются в основных чертах идентичными, притом характерными для всего Запада начала XXI века?! Другое дело, что дьявол, как известно, кроется в деталях. Важны нюансы, помогающие кинематографисту увидеть действительность сквозь призму персональных наблюдений, эмоций, размышлений. Пан (месье? мистер?) Полански изрядно рисковал, взяв за основу адаптацию книги, частично подготовленную тоже ярким постановщиком – Оливье Ассаясом, и насмотренные зрители справедливо отметят влияние кинокартин последнего. Однако Роман не лукавил, заявляя в интервью, что с изумлением обнаружил в сценарии средоточие излюбленных мотивов, в той или иной тональности звучавших в собственных лентах, начиная с ранних. Обманчивое название отсылает, конечно же, к «Призраку» /2010/ (вернее, к «Писателю-призраку»), тем более что Элизабет постепенно выказывает претензии на нечто большее, чем банальная женская дружба. Местами начинают слышаться чуть ли не инфернальные нотки – и неожиданный (оставим зрителям возможность насладиться разгадкой!) финал закономерно уводит в сферу метафизического «тупика» и экзистенциального «отвращения». Никакая протокольная аутентичность фиксации, в том числе – в отношении реальных событий из жизни конкретной личности, не подразумевается. Наоборот, расхождение между внутренним и внешним мирами постепенно становится всё заметнее, чувство всепроникающего кошмара исподволь нарастает, вынуждая подозревать неладное задолго до того, как Дельфина отважится на отчаянный шаг, истово веря, будто спасается от смертельной опасности… Словом, разделять претензии, посыпавшиеся в адрес престарелого (давно разменявшего восьмой десяток!) мэтра после премьерного – внеконкурсного – показа на Каннском международном кинофестивале, нет ни малейшего желания. Ощущение некоторой избитости сюжетных ходов и, как следствие, приёмов нагнетания саспенса улетучивается сразу после того, как Дельфина негласно принимает навязываемые правила игры в «кошки-мышки», сославшись на беспомощность (перелом ноги в результате падения на лестнице) с тайным прицелом поэксплуатировать заботливую, нередко – чересчур заботливую знакомку. Та выказывает намерение выдать себя за прославленную сочинительницу? Замечательно! Значит, она сама послужит прекрасным прототипом героини, благо что легко вступает в задушевные разговоры и щедро делится сокровенными воспоминаниями, не говоря уже о том, что, зарабатывая на жизнь словом (готовит к печати биографии «звёзд», предварительно взяв пространные интервью и обработав материал), искренне переживает за неудачи коллеги по перу. Остаётся только, не выдав истинных намерений, выведать интимные тайны… Кому такое может понравиться?! Эммануэль Сенье, быть может, несколько утратила привлекательность по сравнению с теми славными временами, когда изображала роковую женщину Мими, но за прошедшие годы стала одарённой драматической артисткой – и уж во всяком случае не уступает в напряжённой актёрской дуэли Еве Грин. Впрочем, как и в случае с верховеновским фильмом «Она» /2016/, упомянутым выше, сугубо жанровые (относящиеся к условностям триллера) особенности – это то, что лежит на поверхности. Авторам важнее копать вглубь, доискиваться до самой сути – понять подлинные, далеко не очевидные причины поведения Мишель Леблан, не заявившей о проникновении в дом и изнасиловании мужчиной в маске, или Дельфины Дарьё, не могущей чётко сформулировать на бумаге очередной замысел. Они обе – порождение эпохи. Обе – живые свидетельства мучительной коренной трансформации общества под воздействием сложного комплекса политэкономических, технологических, морально-этических и прочих факторов, не замечаемых людьми в суете повседневного бытования. Парадокс заключается в том, что и творцу (неважно, прозаику или кинематографисту) приходится нащупывать процессы по наитию, вслепую. Реальные события – это пыль бытия, нечто внешнее, наносное. И, дабы постичь непрерывно меняющуюся суть вещей, зачастую приходится приближаться к краю пропасти – встречаться лицом к лицу с призраком. С плодом фантазии во плоти. С тем, кого детские психологи деликатно называют «воображаемым другом». __________ 1 – После Филиппа Джиана подошла очередь Дельфины де Виган, чья книга вышла из печати в 2015-м году, удостоившись ряда престижных наград.
Основано на реальных событиях: почему нам нравятся фильмы о подлинных историях?
Сегодня фильмы и сериалы, снятые по подлинным событиям, популярны как никогда. Разобраться в причинах их привлекательности для зрителя решила автор канала «Кино Кукуруза» в «Яндекс.Дзен» Екатерина Киселева
«Иуда и черный мессия», «Минари», «Земля кочевников», «Холстон», «Заклятие 3: По воле дьявола», «Последняя дуэль», «Дом Gucci», «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» — всего лишь несколько названий из длинного списка фильмов и сериалов этого года, вдохновленных реальными событиями и людьми. Очевидно, что зрители хотят смотреть такие фильмы, и многие получают номинации на престижные кинонаграды. Так в чем же секрет успеха?
Секрет №1: интересная подача
В байопиках, исторических драмах и фильмах о важнейших мировых событиях (таких как «Игра на понижение») идеально балансируют факт и вымысел. Они нравятся и критикам, и зрителям, а после их просмотра практически невозможно устоять перед желанием залезть в «Википедию» и узнать, как все было на самом деле. Причина их популярности довольно очевидна: узнавать историю и погружаться в психологию персонажей куда интересней в развлекательном формате, чем в документальном.
Не все фильмы, основанные на реальных событиях, рассказывают об исторических личностях и происшествиях. Часто в центре сюжета оказывается переживание личного горя, как в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» и «Прощании». Вдохновляющие истории, как в «Ешь, молись, люби» и «Дикой», о познании и принятии себя. Или неординарные приключения, как в «Поймай меня, если сможешь» и «Стриптизершах». Секрет их популярности кроется в том, что каждый человек стремится быть частью группы, ассоциироваться с ней. Когда нам предлагают истории о том, как обычные люди преодолевают сложности и препятствия, становится проще поверить в себя и разобраться в глубоких чувствах.
Секрет №2: накал эмоций
Сейчас все рекорды популярности бьют сериалы и фильмы о настоящих преступлениях. «Чикатило», «Охотник за разумом», «Красивый, плохой, злой», «Невозможно поверить», «Зодиак» — все эти истории о маньяках и убийцах основаны на реальных событиях.
Отчасти секрет их успеха кроется в остроте получаемых от просмотра эмоций. Одно знание, что в реальный момент в реальной локации реальный преступник совершал такие злодеяния, пугает даже больше, чем самый страшный хоррор. Но дело не только в выбросе адреналина.
Люди всегда стремились понять и познать темную сторону своей натуры. Реальные криминальные истории помогают в безопасной обстановке, на расстоянии узнать о настоящей мотивации преступников, о том, что они чувствовали и зачем совершали свои деяния. Существует мнение, что если мы поймем мотивацию подобных преступлений, то сможем их предотвратить. Таким образом, включая истории о страшных преступлениях на экране, мы чувствуем больший контроль над безопасностью реальной жизни.
Секрет №3: сопереживание
В 2016 году было проведено исследование о том, какие фильмы больше нравятся критикам, зрителям и жюри кинофестивалей. Результаты показали, что самые востребованные — картины, основанные на реальных событиях. А низ рейтинга заняли экранизации видеоигр.