в чем смысл фильма она же грейс
«Она же Грейс» по Маргарет Этвуд: рассказ еще одной служанки
В ноябре на Netflix вышел викторианский детектив «Она же Грейс» — мини-сериал по книге того же автора, что придумала «Рассказ служанки». Станислав Зельвенский разбирается, как Маргарет Этвуд благодаря телевидению стала главным автором года.
77-летняя канадская писательница, региональная культурная икона и человек многих талантов, Маргарет Этвуд внезапно оказалась главным литератором эпохи #MeToo Кампания в соцсетях и СМИ против сексуальных домогательств — до такой степени, что новому нобелевскому лауреату Исигуро первым делом пришлось извиняться, что он — это не она. Судьба женщины в мужском мире, распад гендерных стереотипов и прочие горячие темы — в центре большинства книг Этвуд. Решающую, впрочем, роль в сегодняшнем росте ее популярности сыграло телевидение, и по удивительному совпадению через несколько месяцев после нашумевшего «Рассказа служанки» выходит еще одна адаптация старого романа Этвуд — канадский мини-сериал по книге 1996 года «Она же Грейс». Сценарий всех шести серий написала актриса и режиссер Сара Полли, постановщик — Мэри Харрон, автор «Американского психопата» и интересных фильмов про интересных женщин: Валери Соланас, Бетти Пейдж и даже Анну Николь Смит.
Роман основан на реальной истории, случившейся в середине XIX века: 16-летняя служанка Грейс Маркс, несколькими годами ранее приплывшая с семьей в Канаду из Ирландии, была вместе с конюхом Джеймсом МакДермоттом признана виновной в убийстве их нанимателя, немолодого джентльмена Томаса Киннера. Убита была и гувернантка — но до нее обвинитель не дошел, поскольку за одного Киннера обоих подсудимых уже приговорили к смерти. Конюха сразу повесили, Грейс же в итоге поместили в психиатрическую лечебницу, а затем в тюрьму.
Действие книги — а следом и сериала — начинается 15 лет спустя и уже во многом на территории воображаемого. Грейс (Сара Гейдон), отбывающая пожизненный срок в городке Кингстон, — местная знаменитость, и за примерное поведение ее выпускают прислуживать в доме начальника тюрьмы и приносить чай подругам его жены. Которые под руководством сердобольного священника (его играет Дэвид Кроненберг, ни больше ни меньше) организовали комитет по ее освобождению. И пригласили из Америки молодого доктора (Эдвард Холкрофт, злодей-мажор в «Kingsman»), психиатра, хотя этого слова еще нет, чтобы тот объявил ее невменяемой, — благо Грейс, пусть и дала на суде признательные показания, теперь утверждает, что ничего не помнит.
«Грейс», таким образом, слегка рифмуется с «Охотником за разумом»: юный идеалист с дипломом интервьюирует убийцу, наивно полагая, что держит ситуацию под контролем. Но тут, конечно, фокус не на докторе — хотя с ним тоже происходит много интересного, — а на Грейс, куда более многослойном персонаже. С одной стороны, она — образцовая жертва викторианского общества по всем признакам: гендерному, классовому, национальному и так далее. Она иммигрант, по сути — сирота (мать умерла, отец — пьяница и насильник) и обречена всю жизнь находиться внизу социальной лестницы, протирая там пыль и стараясь игнорировать вольности господ мужского пола.
С другой стороны, жертва жертвой, но в убийстве двух человек она так или иначе участвовала. Как именно участвовала — потеряла сознание, отвернулась, помогала, пыталась предотвратить, все организовала — собственно, вопрос, на который все пытаются найти ответ, и суть детективной интриги, но, как бы там ни было, люди мертвы.
И наконец, есть еще один момент, самый главный: все, что мы знаем о Грейс, мы знаем с ее слов. Причем одни слова она произносит за кадром, другие — в кадре, третьи и вовсе про себя — и все они регулярно друг другу противоречат. То, что мы имеем дело с ненадежным рассказчиком, сериал дает понять немедленно: в замечательных первых кадрах Сара Гейдон примеряет перед зеркалом дюжину гримасок, за доли секунды из невинной дурочки превращаясь в демона и обратно. И центральная метафора здесь — что в книге закреплено оглавлением, а в сериале титрами — это вышивание лоскутного одеяла, которым героиня занята во время рассказа. Сотканная из флешбэков и противоречивых свидетельств «Грейс» — что-то вроде «Гражданина Кейна»: обреченная попытка воссоздать человеческую жизнь как сумму интерпретаций, штампов, символов, навязанных представлений. Доктору даже не приходится расспрашивать всех участников событий (большинство из них мертвы в любом случае) — Грейс сама корректирует свой портрет в зависимости от контекста, смотрит на себя десятками разных глаз.
Это больше, чем постмодернистская литературная игра: Этвуд хочет сказать, что в патриархальном обществе женщина вынуждена без конца подстраиваться под ожидания мужчин (равно как и более привилегированных женщин). Кто-то мечтает ее наказать, кто-то — воспользоваться ей, кто-то — спасти, но даже самые участливые, возможно, находят в ее страданиях источник возбуждения, интеллектуального, а то и плотского. Автор вслед за рассказчиком предлагает читателю и зрителю выбрать ту версию событий, которая ему нравится, и даже тот жанр, который ему больше по душе: готическую сказку о привидениях, или викторианский детектив, или социальную мелодраму. И финал, соответствующий этому выбору: это практически интерактивное телевидение. Что же касается настоящей Грейс, то ее некоторым образом просто нет, потому что нет такого запроса, она никому особенно не нужна. Вопрос «как все было на самом деле?», вынесенный на широкое общественное обсуждение, очень быстро — как демонстрирует та же история #MeToo — теряет всякий смысл.
Что нужно знать о сериале «Она же Грейс»
Если действие «Рассказа служанки» происходило в утопическом мире, то все события сериала «Она же Грейс» имеют свою четкую временную привязку — 1843 год. По сюжету, по имени Грейс Маркс обвиняют в убийстве хозяина и его беременной любовницы. Сама девушка заявляет, что ничего не помнит. Тогда за дело берется врач Саймон Джордан, который, пытаясь разобраться в произошедшем, влюбляется в девушку.
Роман Маргарет Этвуд основан на реальном случае. Он произошел в Канаде 23 июля 1843 и до сих пор считается одним из самых загадочных в местной криминальной истории. И дело было даже не в жестоком двойном убийстве, а в том, что до сих пор не известно, какая роль в случившемся была у Грейс Маркс, девушки, которую все характеризовали как крайне положительную молодую особу. По некоторым данным, за убийством стояла она и ее коллега Джеймс МакДермот. Они были пойманы через день после случившегося. МакДермот вскоре казнен, а адвокат Грейс сумел убедить присяжных в ее слабоумии, в результате чего она провела 29 лет в тюрьме и сумасшедшем доме.
Имя Маргарет Этвуд известно в литературной среде, а в родной Канаде она и вовсе считается одной из культурных икон. Однако у нас о ней знают не так уж и много, хотя после успеха сериала «Рассказ служанки» дело явно сдвинулось с мертвой точки. Писательница, поэтесса, литературный критик и активистка, Этвуд всегда старалась говорить о месте женщины в современном обществе. Порой для наглядности она обращалась к истории, порой создавала утопические миры. За «Рассказ служанки» Этвуд удостоилась почетной премии Артура Кларка, дважды получала главную литературную награду Канады, а в 2000 удостоилась Букеровской премии за роман «Слепой убийца» (всего у нее четыре номинации на Букер).
Действие сериала «Она же Грейс» происходит в 19 веке, но эта история довольно актуальна и сегодня. Этвуд призналась, что, изучив множество версий и фактов дела Грейс Маркс, а заодно и других схожих преступлений, обнаружила довольно любопытный факт — если отношение к мужчине, совершившему преступление, всегда довольно однозначно, то мнение о женщине сразу же обретает две полярные стороны — дьявол и жертва. Это и легло в основу ее романа, так же как и очередной разговор о классовом обществе, где через историю Грейс отчетливо проявляется его разделение и разобщенность.
Женщины о женщинах
В чем смысл фильма она же грейс
Роман «…Она же „Грейс“» — художественное произведение, основанное на реальных событиях. Его главный персонаж, Грейс Маркс, была одной из самых печально известных канадских женщин — в 1840-х годах, в возрасте шестнадцати лет ее обвинили в убийстве.
Убийство Киннира — Монтгомери произошло 23 июля 1843 года и широко освещалось не только в канадских, но и в американских и британских газетах. Обстоятельства его были сенсационными: Грейс Маркс была необычайно красива и очень юна, а экономка Киннира, Нэнси Монтгомери, ранее родила внебрачного ребенка и была любовницей Томаса Киннира: вскрытие же показало, что она была беременна. Грейс вместе с другим слугой Джеймсом Макдермоттом сбежала в Соединенные Штаты, и пресса предположила, что они были любовниками. Сочетание секса, насилия и рокового неповиновения низших классов весьма привлекало журналистов того времени.
Суд прошел в начале ноября. На нем рассматривалось лишь убийство Киннира: поскольку оба обвиняемых были приговорены к смертной казни, рассмотрение убийства Монтгомери сочли излишним. Макдермотт был повешен перед огромной толпой 21 ноября: но мнения по поводу Грейс с самого начала разделились, и благодаря усилиям адвоката Кеннета Маккензи и прошениям группы уважаемых джентльменов, ссылавшихся на ее молодость, принадлежность к слабому полу и ее предполагаемое слабоумие, смертная казнь была заменена пожизненным заключением, так что 19 ноября 1843 года она поступила и Провинциальный исправительный дом в Кингстоне.
О Грейс продолжали писать на протяжении всего столетия, и мнения по-прежнему полярно расходились. Отношение к ней отражало тогдашнее двусмысленное представление о женской природе: была ли Грейс злодейкой и искусительницей, зачинщицей преступления и подлинной убийцей Нэнси Монтгомери или же невольной жертвой, принужденной к молчанию угрозами Макдермотта и страхом за свою жизнь? Дело осложнялось тем, что она предложила целых три различные версии убийства Монтгомери, тогда как Джеймс Макдермотт предложил лишь две.
С историей Грейс Маркс я впервые столкнулась в книге Сюзанны Муди «Жизнь на вырубках» (1853). Муди была уже известна книгой «Как трудно жить в тайге» — нелицеприятным рассказом о жизни первопроходцев в так называемой Верхней Канаде, нынешней провинции Онтарио. Ее продолжение, книга «Жизнь на вырубках», должна была показать более цивилизованную сторону «Западной Канады», как она к тому времени стала именоваться, и включала в себя замечательные описания Провинциальной тюрьмы в Кингстоне и лечебницы для душевнобольных в Торонто. Подобные общественные учреждения посещались наравне с зоопарками, и в каждом из них Муди просила показать ей «гвоздь программы» — Грейс Маркс.
Муди пересказывает историю убийства с чужих слов. Грейс она представляет главной зачинщицей, которой двигала любовь к Томасу Кинниру и ревность к Нэнси. Чтобы подбить Макдермотта на преступление, она пообещала сексуально его удовлетворить. Макдермотт легко поддался дурному влиянию, и Грейс вскружила ему голову. Муди не смогла устоять перед мелодраматическим искусом, и расчленение тела Нэнси — это не только чистой воды выдумка, а чистейший Харрисон Эйнсворт. Влияние диккенсовского «Оливера Твиста» — любимого романа Муди — проявляется и в эпизоде с залитыми кровью глазами, которые якобы преследовали Грейс Маркс.
Вскоре после встречи с Грейс в тюрьме Сюзанна Муди неожиданно сталкивается с ней в лечебнице Торонто, где Грейс помещают в палату для буйнопомешанных. Личным наблюдениям Муди в целом можно доверять, и автор, без сомнения, видела своими глазами кричащую и беснующуюся Грейс. Однако вскоре после публикации книги Муди — и сразу же после назначения главным врачом больницы гуманного Джозефа Уоркмена — Грейс признали психически нормальной и возвратили в исправительный дом, где, судя по документам, ее заподозрили в том, что за время своего отсутствия она успела забеременеть. Тревога оказалась ложной, но кто же мог стать этим предполагаемым насильником в лечебнице? Палаты были разделены по половому признаку, и свободный доступ к пациенткам имели только врачи.
Два последующих десятилетия имя Грейс время от времени всплывает в тюремных документах. Она была, безусловно, грамотной, поскольку в журнале начальника тюрьмы говорится, что она писала письма. Грейс производила такое глубокое впечатление на многих почтенных людей, — в том числе духовных особ, — что они неустанно выступали в ее защиту и направляли множество прошений о ее освобождении, стремясь получить медицинское заключение, которое подтвердило бы их правоту. Двое авторов заявляют, что долгие годы она прислуживала в доме «коменданта», — вероятно, начальника тюрьмы, — хотя в тюремных документах, впрочем неполных, об этом не упоминается. Однако в те времена в Северной Америке существовал обычай нанимать на поденную работу заключенных.
В 1872 году Грейс Маркс наконец получила помилование; судя по записям, она в сопровождении начальника тюрьмы и его дочери отправилась в штат Нью-Йорк, где ей «предоставили жилище». Более поздние авторы утверждают, что там она вышла замуж, хотя никаких доказательств этого нет, и после этого ее след теряется. Была ли она соучастницей убийства Нэнси Монтгомери и любовницей Джеймса Макдермотта — далеко не ясно, равно как и то, была ли она по-настоящему «сумасшедшей» или просто притворялась ею, как в то время поступали многие, — с целью добиться смягчения наказания. Подлинная личность исторической Грейс Маркс остается загадкой.
Томас Киннир, очевидно, происходил из южношотландского рода Кинлох, имение которого находилось недалеко от Купара, что в графстве Файф, и был младшим единоутробным братом наследника. Однако в «Книге пэров Бёрка», вышедшей в конце XIX века, почему-то говорится, что он скончался примерно в то же время, когда, согласно другим документам, приехал в Западную Канаду. Дом Киннира в Ричмонд-Хилле сохранился до самого конца столетия и привлекал внимание любителей достопримечательностей. Его посещение Саймоном Джорданом основано на описании одного из этих любопытных. Могилы Томаса Киннира и Нэнси Монтгомери находятся на пресвитерианском кладбище в Ричмонд-Хилле, хотя имена на них и не проставлены. Уильям Харрисон писал в 1908 году, что окружавший их штакетник был снесен в то время, когда убрали все деревянные метки. Розовый куст на могиле Нэнси тоже исчез.
Еще несколько примечаний: подробности тюремной и больничной жизни взяты из имеющихся в наличии документов. Большая часть сказанного доктором Уоркменом в письме принадлежит ему самому. Ну а «доктор Баннерлинг» выражает взгляды, которые приписывались доктору Уоркмену после его смерти, однако ни в коем случае не могли им исповедоваться.
Жилище Паркинсонов во многом напоминает замок Дандерн в Гамильтоне, провинция Онтарио. Часть улицы Куин-стрит в Торонто действительно называлась в старину Лот-стрит. История экономического развития Челноквилля и обхождение хозяев с девушками-прядильщицами в целом повторяет историю города Лоуэлла в штате Массачусетс. Судьба Мэри Уитни отражена в медицинских записях доктора Лэнгстаффа из Ричмонд-Хилла. Портреты Грейс Маркс и Джеймса Макдермотта на 11-й странице взяты из их «Признания», опубликованного торонтской газетой «Стар энд Транскрипт».
Североамериканский спиритический бум начался в штате Нью-Йорк в конце 1840-х годов со «стуков» сестер Фокс, которые были родом из Бельвилля, где в то время проживала Сюзанна Муди, тоже обращенная в спиритизм. Хотя движение вскоре привлекло внимание множества шарлатанов, оно стремительно распространялось и достигло расцвета в конце 1850-х годов, особенно в сельских областях штата Нью-Йорк и в районе Кингстон-Бельвилль. Спиритизм был в то время квазирелигиозным видом деятельности, в котором женщины сумели занять ключевое, хоть и двусмысленное положение, поскольку сами они считались лишь проводницами воли духов.
Месмеризм как признанный научный метод был дискредитирован в начале столетия, но широко применялся сомнительными циркачами 1840-х годов. Под видом нейрогипноза Джеймса Брейда, отказавшегося от термина «магнетический флюид», месмеризм начал вновь завоевывать уважение и к 1850-м годам приобрел ряд приверженцев среди европейских врачей, хотя широкое признание в качестве психиатрического метода получил лишь в последние десятилетия века.
Я, конечно, приукрасила исторические события (как поступали в подобных случаях многие комментаторы, утверждавшие, что «пишут историю»), но не изменила ни одного признанного факта, хотя письменные источники настолько противоречивы, что лишь немногие факты можно назвать окончательно «признанными». Что делала Грейс, когда Нэнси ударили топором: доила корову или собирала лук? Почему на трупе Киннира была рубашка Макдермотта и от кого она Макдермотту досталась — от коробейника или от армейского дружка? Как очутилась окровавленная книга или журнал в кровати Нэнси? Который из нескольких возможных Кеннетов Маккензи был адвокатом Грейс? Сомневаясь, я выбирала наиболее правдоподобный вариант или же примиряла их между собой, если правдоподобными казались все. Там же, где в документах встречались лишь намеки или явные пробелы, я могла свободно досочинить недостающие подробности.
Маргарет Этвуд «Она же Грейс»
Некоторые истории из жизни способны потрясти больше, чем самая изощрённая писательская фантазия. А если первое и второе сходятся вместе, то тут к гадалке не ходи – непременно будет маленький шедевр. Выдающаяся канадская писательница, букеровский лауреат Маргарет Этвуд взяла историю реального убийства и повернула её под весьма неожиданным углом, переведя детективный сюжет в психологическую драму. Приправив получившийся результат элементами готического романа и духом викторианской эпохи, Этвуд явила миру роман «Она же Грейс».
Маргарет Этвуд – классик современной литературы, которой под силу, кажется, любые жанры и направления современной литературы. Она может написать антиутопию («Рассказ служанки»), постапокалиптику («Год потопа»), реминисценцию на шекспировскую классику («Ведьмино отродье»), одним словом – что угодно. При этом, несмотря на фантастичность или отдалённость событий романов во времени от читателя, они обязательно перекликаются с современными актуальными тенденциями, создавая второй смысловой слой произведения.
Основные персонажи романа
Краткое содержание романа «Она же Грейс»
Грейс Маркс осуждена и отбывает наказание в тюрьме. Её и Джеймса Макдермота обвиняют в двойном убийстве хозяина Томаса Киннера и его любовницы Нэнси Монтгомери. Грейс пытается бежать вместе с Джеймсом, при этом вина её остаётся не очевидной для многих и благородные горожане, особенно принадлежащие к методистской церкви, рассчитывают на её скорое освобождение.
Как бывшую служанку, Грейс берут в дом начальника исправительного учреждения, но вскоре у неё появляются признаки душевного расстройства. Для того, чтобы понять происходящее с девушкой и докопаться до правды в истории с убийством, ей нанимают психиатра Саймона Джордана. Джордан просит Грейс рассказать ему, пожалуй, о самом сокровенном – её снах.
Их разговоры приводят к тому, что служанка приоткрывает Джордану историю своей жизни. Она рассказывает о бедном детстве в Ирландии, о своём вечно пьяном отце и вечно беременной матери, о сёстрах и братьях, за которыми должна была присматривать Грейс. Об условиях, в которых они находились в трюме корабля, везущего их в Канаду. О том, как мать её умерла, так и не увидев берега. О том, как отец попытался избить её и изнасиловать.
Слушая это Джордан не склонен связывать историю взросления девушки с тем, что произошло дальше. Ему нужна простая и понятная правда об убийстве. Грейс же рассказывает ему о единственной подруге Мэри Уитни, которая многому научила Маркс, но рано умерла, предположительно, сделав аборт от своего хозяина. Грейс корит себя за то, что уснула и не смогла открыть форточку, чтобы душа Мэри вовремя улетела к небу.
Так как разговоры не дают видимого результата, возникает предложение обратиться к нейрогипнотизёру доктору Дюпону, который должен погрузить Грейс в транс и выудить правду из её бессознательного…
Экранизация книги
В 2017-м году на телеэкраны вышел одноимённый мини-сериал, шоураннером и сценаристом которого стала Сара Полли. Главные роли исполнили Сара Гадон, Закари Ливай, Анна Пэкуин, Дэвид Кронненберг и другие. Сериал был тепло принят критиками и получил высокие оценки зрителей.
Сериал «Она же Грейс»: рассказ обвиненной в убийстве
Автор: Мария Мисник
Канадской писательнице Маргарет Этвуд недавно исполнилось 80 лет. А еще в этом году она получила вторую в своей карьере «Букеровскую премию» — пожалуй, самую известную и престижную награду за англоязычную литературу. «Букера» ей дали за продолжение антиутопии «Рассказ служанки», по которому был снят одноименный сериал.
Все это, конечно, отличный повод пересмотреть или посмотреть– если вы этого еще не сделали – «Рассказ служанки». Но я бы посоветовала отложить его ненадолго и сперва посмотреть экранизацию другой книги Маргарет Этвуд – «Она же Грейс».
Этот роман был написан позже «Рассказа служанки» на 11 лет (1985 и 1996 годы), но, на мой взгляд, сериалы-экранизации стоит посмотреть именно в обратном порядке, по хронологии изображенных в них эпох. В «Рассказе служанки» действие происходит в недалеком будущем, а в «Она же Грейс» речь идет о середине XIX века.
Почему вообще стоит смотреть сразу оба сериала? Помимо очевидных различий, у них много общего, поэтому так вы можете лучше понять каждый из них и заметить общие мотивы. Плюс ко всему, это дает отличную возможность составить представление о творчестве писательницы.
Как бы комично это не звучало, но «Она же Грейс» – это рассказ служанки. История представляет собой воспоминания горничной по имени Грейс об убийстве, в котором ее обвиняют. Событий того дня она не помнит, и зритель получает информацию маленькими «порциями». Рассказ ведется настолько издалека, что не сразу понятно даже то, кто был убит и как. Чтобы выяснить, какие именно события Грейс забыла (и забывала ли она их вообще!) после долгих пыток и мучений к ней приставляют доктора. Он должен помочь восстановить картину и понять, здорова ли героиня. Из этого неспешного «допроса» мы узнаём, что ее семья приехала из Ирландии, а единственной светлой полосой в жизни девушки с тех пор была ее подруга. День за днем Грейс подробно рассказывает доктору о своем прошлом. Конечно же, значимость всех этих деталей станет ясна только ближе к развязке.
Пока Грейс последовательно рассказывает о себе, все ближе подбираясь к злополучному дню, растёт зрительское напряжение. И, поверьте, абсолютно не зря – финал у истории довольно неожиданный.
Интересно, что роман Маргарет Этвуд, который лег в основу сериала, создавался на основе реальных событий. В то же время, в нем много вымышленных персонажей — например, тот самый доктор.
Как и первый сезон «Рассказа служанки», сериал «Она же Грейс» вышел в 2017 году, но такой широкой популярности не получил. Вероятно, от того, что он не настолько прямой по своему посылу и уж точно не такой масштабный. По сути, это даже не сериал, а мини-сериал – в нем всего 6 серий по 45 минут.
Стоит сказать, что и вне контекста романа и сопоставления с «Рассказом служанки» это сериал заслуживает внимания. Это история о разрушительных последствиях насилия и жестокости, которая воспринимается как интригующий детектив. Тут хватает и саспенса, и драмы, и даже мистики!