в чем смысл фильма олдбой
Месть длиной в 20 лет: идея американской версии фильма «Олдбой»
Страна: США
Жанр: триллер, драма, детектив
Год производства: 2013
Режиссер: Спайк Ли
Актеры: Джош Бролин, Шарлто Копли, Элизабет Олсен, Сэмюэль Л. Джексон, Майкл Империоли
Фильм «Олдбой» (Oldboy) – американская экранизация культового корейского триллера. Оригинал получил восторженные отзывы на Каннском фестивале, поэтому американские продюсеры сразу выкупили интересный сюжет. Однако сняли свою версию только через 10 лет. В чём смысл фильма «Олдбой»? Для объяснения идеи сделаем небольшой разбор картины.
Ремейк корейского фильма 2003 года
Американский «Олдбой» практически полностью повторяет сюжет оригинального фильма. Здесь также рассказывается история никчемного человека, которого ничего не интересует, кроме себя.
В наказание он оказывается в запертой комнате, где его регулярно кормят, и показывают телепередачи. Только в отличие от 20-летнего заточения Джозефа Дюссе, О Дэ Су проводит взаперти 15 лет. Всё это время героя кормят однообразно: в корейской версии рацион состоит из пельменей и чая, «американцу» регулярно присылают бутылку водки.
Когда герою удаётся вырваться на свободу, ему предстоит разобраться в причинах своих злоключений. Главный антагонист, который, собственно, всё и устроил, предлагает главному герою пари. Суть заключается в том, что если бывший узник выяснит причины, он выигрывает, и его дочь остаётся в живых. Если нет – девушка погибает.
Несмотря на схожесть сюжетной линии и истории главного героя, подача материала в американской версии заметно отличается. Причём не в лучшую для фильма сторону.
Если Пак Чхан Ук действительно держит интригу, подводя своего героя к закономерному финалу, и довольно подробно разъясняет причинно-следственные связи, то Спайк Ли пошёл по традиционной для Голливуда концепции.
В частности, американский «Олдбой» больше напоминает один из боевиков о Джеймсе Бонде, причём не самого лучшего качества. Этот момент отмечают многие критики, писавшие рецензии на этот фильм. В результате скрытый смысл, который вложил в свою работу корейский режиссёр, оказывается на поверхности и смазан лишними подробностями.
Меняется и концовка истории. Джо Дюссе рекомендует дочери забыть его и не искать с ним встречи, добровольно возвращаясь в свою тюрьму. О Дэ Су отрезает себе язык, чтобы сохранить информацию в тайне, и прибегает к услугам гипнотизёра, чтобы стереть из памяти всё случившееся.
Однако дочь его находит и сообщает, что любит. Учитывая, что улыбка на лице героя быстро сменяется гримасой боли, гипнотический блок не сработал, и ему придётся нести свой крест до конца жизни.
Сюжет
Чтобы понять смысл американской версии фильма «Олдбой», кратко пройдёмся по основным аспектам истории. Итак, главный герой — Джо Дюссе. Это хронический пьяница и дебошир, который срывает выгодный контракт, предложив супруге клиента переспать с ним.
Он напивается в день рождения дочери, хотя в пьяном угаре покупает для трехлетней девочки подарок. Однако на этом моменте его жизнь круто меняется. Он оказывается в частной тюрьме, где его кормят, подпаивают водкой и даже периодически стригут.
Здесь Джо узнаёт, что его обвиняют в изнасиловании и убийстве жены. Улики против него сфабрикованы, однако для общества он жестокий убийца, находящийся в бегах. Он продолжает пить и даже пытается покончить жизнь самоубийством, но даже этого шанса у него нет. Камера находится под круглосуточным видеонаблюдением.
В заточении Джо меняется. Он завязывает с алкоголем, начинает заниматься, чтобы привести себя в хорошую физическую форму. Но самое главное, мужчина разрабатывает план побега, чтобы оказаться на свободе и забрать свою дочь от приёмных родителей. Кстати, Джо каждый день пишет письма, что показывает, что девушка стала самым дорогим для него человеком на земле.
Спустя 20 лет героя выпускают на свободу. Он приходит в себя в ящике посреди поля, с письмами и неплохой денежной суммой. Он пытается найти тех, кто вырвал из его жизни большой кусок, и случайно знакомится с девушкой по имени Мари. Она проникается историей главного героя и оказывает ему посильную помощь в расследовании. Постепенно дружба между Джо и Мари перерастает в нечто большее, и они проводят горячую ночь в отеле.
Джо встречает незнакомца, который манипулирует его жизнью. Злодей предлагает нашему герою пари. Джо в течение двух дней отвечает на два вопроса:
Если Дюссе не справится с этой задачей, его дочь Мия погибнет.
Расшифровка
Сюжет фильма «Олдбой» закручивается вокруг мести. Причём мстят здесь оба: главный герой и основной злодей. Последний мстит за свою сестру, которую с подачи Джо травили в колледже, обзывая шлюхой. Дюссен случайно застукал девушку, когда она занималась сексом с собственным отцом, и пустил по кампусу соответствующий слух.
Артур развращал сына и дочь, но дети вовсе не страдали от такого положения вещей, и искренне любили своего дорогого папочку. Эдриану Прайсу посчастливилось выжить, и в отместку за свою неудавшуюся жизнь, он решил провести Дюсена по всем кругам ада.
Именно он заточил Джо в частную тюрьму, где за 20 лет заключения мужчина искренне полюбил свою дочь. Однако он не знал, что на экране телевизора ему всё это время показывали совсем другую девушку. Это было шоу для единственного зрителя. В реальности, его дочерью была Мари, и Эдриан очень грамотно подвёл Джо к инцесту с собственным ребёнком.
Когда перед мужчиной открылась правда, в его душе произошёл надлом. Он больше не хотел мести, и его единственное желание заключалось в том, чтобы дочь ничего не узнала о том, кем он является для Мари на самом деле.
Однако Эдриан оставил главного героя разбираться со своими внутренними демонами самостоятельно. Последний из семейства Прайсов пустил себе пулю в голову, выполнив условия пари. В результате Джо остался один на один с кучей бриллиантов и тяжёлым камнем на душе.
Смысл концовки
Смысл финала фильма «Олдбой» имеет достаточно простое объяснение. Эдриан Прайс всю жизнь любил свою сестру и отца. Причём эта любовь была далеко не платонической.
Виновником своей неудавшейся жизни он выбрал Джо, чья роль в этой истории была решающей. Именно после его сплетни семья Прайсов вынуждена была уехать, и глава семейства решил поставить точку в этом любовном междусобойчике.
Сложно понять, когда в голове Эдриана родилась эта хитроумная многоходовочка, но свой план он реализовал блестяще. Вначале он заставил Джо полюбить дочь отцовской любовью, а потом свёл их вместе как мужчину и женщину. Вероятно, он рассчитывал, что Дюссен будет жить со своей дочерью, как с любовницей, чётко осознавая, что именно он делает.
Однако Джо решил иначе. Он ничего не рассказал Мари, поэтому остался в её памяти лишь мимолётным романтическим увлечением, которое никак не ассоциируется с отцом. При этом большую часть полученных за выигранное пари бриллиантов он передал дочери. Вместе с подарком, который купил на её трехлетие. Таким образом, он рассчитался за все те годы, когда отсутствовал в её жизни, подарив при этом шанс начать всё с чистого листа.
Оставшиеся драгоценности он передал своим бывшим тюремщикам, скорее всего, оплатив своё пожизненное содержание. Поэтому конец фильма вполне логичен.
Изначально Дюсен расплачивался за ошибку, которую совершил в молодости. Это помогло ему пересмотреть собственную жизнь, найдя в ней главный смысл. Затем он заточил себя добровольно, расплачиваясь за тот грех, который его заставили совершить. Вернувшись в тюрьму, он сделал так, чтобы об этом гарантированно никто не узнал.
Олдбой: некоторые любят похолоднее
Этот корейский фильм начинается, как комедия, и, пройдя через стадии детектива, драмы и психологического триллера, поднимается на уровень кровавых шекспировских трагедий типа «Тита Андроника». Он получил множество престижных премий и удостоился восторженных отзывов критиков и простых зрителей. Кого-то приводят в восторг жестокие драки или шевелящиеся щупальца осьминога, торчащие изо рта главного героя; кого-то – зловещий и таинственный враг, много лет продержавший несчастного Олдбоя в застенках. Но все едины в одном: чувства после просмотра фильма иным словом, чем «потрясение», не передашь. И дело не в фонтанах крови или съеденных моллюсках – просто сила мести и любви, родившей эту месть, не отпускает, словно порочный ночной кошмар.
Кто такой Олдбой?
Слово «Олдбой» переводится с английского и как «старина», «дружище», и как «старый ученик школы». В отношении главного героя верны оба перевода. Он и в самом деле «наш старый добрый парень», вызывающий улыбку и симпатию. Но, чтобы понять причину обрушившихся на него несчастий, Олдбою придётся вернуться в прошлое, в школьные годы.
Зовут его О Дэ Су, то есть «живущий одним днём». Таким он и предстаёт перед нами в начале фильма – весёлый, милый, безответственный шалопай. Первые кадры – хроника из полицейского участка: голоса полицейских за кадром уговаривают его успокоиться, а он брыкается, пытается помочиться в угол, дразнит стражей правопорядка. Наш «старина» напился в день рождения дочки, но не забыл купить ей подарок – смешные игрушечные крылья ангелочка. Что ещё сделать с таким милашкой? Только «понять и простить». Но, едва покинув стены участка, наш «старина» попадает в кошмар, который затянется на 14 лет.
Месть, как она есть
Тема мести невольно возвращает нашу память к «Графу Монте-Кристо». Как и несчастный Эдмон Дантес, Олдбой попал в тюремные застенки за вину, которой он не знал и не понимал. Как и герой Дюма, он от тупого отчаянья и бунта перешёл к анализу своей жизни, попытке побега и самообразованию, только роль всеведущего аббата Фариа для него играл телевизор. Как и для графа Монте-Кристо, главным в жизни Олдбоя стала месть человеку, засадившему его в застенки. Но здесь сходство заканчивается.
Враг Олдбоя – Ли У Чжин – страшен не потому, что богат и всесилен. Он – другое лицо всё того же графа Монте-Кристо, с его болезненным желанием отомстить и принесшим всю свою жизнь в жертву этой страсти. Его юный облик кажется неестественным, но в этом – особый психологический смысл: жизнь У Чжина остановилась, он не живёт, не стареет. Он умер когда-то в юности, в страшный момент смерти сестры, и с тех пор, подчинив все мысли мести, отказался от собственной жизни. Слова о мести как о блюде, подаваемом в холодном виде, не оправдываются в «Олдбое». Спустя много лет чувства героев всё так же обострены и горячи, а действия далеки от рассудка.
Преступление и наказание
Первый психологический слой фильма состоит в том, что месть бесплодна и разрушает психику. Второй – касается адекватности преступления и наказания, и того, что случается с человеком, когда он берёт на себя функции судьи, следователя и палача одновременно. В чём, строго говоря, виновен О Дэ Су? «В том, что много говорил», — отвечает его палач. Случайно, походя, просто от того, что молодой парнишка не смог удержать язык за зубами, он разрушил чью-то жизнь. Разрушил, сам не зная об этом. Но ещё хуже – он забыл. Забыл напрочь действующих лиц истории, в которую ввязался случайно.
Любое наше действие может иметь разрушительные последствия. Любое слово, сказанное нами, может стать причиной самых кардинальных изменений в жизни людей, о которых мы толком ничего не знаем. Как эффект «домино» — только тронь одну костяшку, и начнётся стремительное движение. Как круги от камня, небрежно брошенного в воду. Вот только в случае с О Дэ Су, бросившему маленький камешек в чужой пруд, лёгкая зыбь на воде превратилась в цунами.
Презумпция виновности
Виновен ли Дэ Су? Если суд обязан подходить к обвиняемому с позиций презумпции невиновности, то он сам себя уже считает виноватым. Сидя в тюрьме, Олдбой составляет списки людей, которых мог обидеть, и которые могли затаить на него злость. Список получается весьма внушительным. Так ли мил и хорош наш «старина», как это казалось нам в начале?
Насколько виноват в произошедшем У Чжин? В основе случившегося лежат его грехи: он занимался любовными играми с родной сестрой, он не удержал её в момент падения с плотины. Казалось бы, он мечтает свалить свою вину на болтливого О Дэ Су, разгласившего их с сестрой постыдную тайну. 14 лет он терпеливо ждёт, когда в списках Олдбоя появится его имя; не дождавшись, отпускает его на свободу и продолжает играть с ним, как кошка с мышкой. Совершив месть и насладившись ею, У Чжин казнит сам себя, оставив Дэ Су жить в полном сознании своей вины. Он добился, чего хотел, и теперь вынес себе окончательный приговор. Потому ли, что потерял дальнейший смысл жизни, или потому, что хочет понести свою долю ответственности – остаётся судить зрителю.
Олдбой 2003 vs Олдбой 2013
10 лет спустя после триумфа «Олдбоя» в Голливуде был снят ремейк, провалившийся в прокате. Ряд существенных расхождений в сценариях привёл и к расхождениям в психологическом смысле фильмов. Герой голливудского варианта, рекламщик Джо Дюссе, не вызывает никакой симпатии с первых кадров, как и его антагонист.
Психологический подтекст американского фильма получился плоским и утрированным; Спайк Ли снял обычный триллер, к тому же изменив концовку. В американском варианте Олдбой добровольно возвращается в тюрьму, материально обеспечив будущее своей дочери. Корейский вариант тем и хорош, что материальная сторона заботит героев меньше всего; пошли О Дэ Су бриллианты Ми До, она выбросила бы их на помойку, как мусор.
Смысл концовки фильма
Страшная правда, открывшаяся О Дэ Су, не сломила его, как кажется на первый взгляд. Он идёт на крайнюю степень унижения, только бы сохранить её в тайне от дочери. Он находит единственный выход – обратиться к женщине-гипнотизёру, которая работала на У Чжина, чтобы та заставила его забыть то, что он узнал от своего мучителя, и попытаться жить дальше.
Дэ Су, несмотря ни на что, не пытается покончить с собой, он старается сохранить оставшиеся крупицы достоинства. Ведь, в сущности, он не убийца и не садист.
Секунды счастливого непонимания и блаженная улыбка на лице Олдбоя сменяются гримасой. Складывается впечатление, что на этот раз могучая сила гипноза на него не подействовала. Возможно, потому, что есть вещи, которые невозможно забыть ни за что и никогда. А может быть, и потому, что теперь Дэ Су физически отторгает забвение, которое слишком дорого ему обошлось.
Палач в одиночестве. Почему «Олдбой» — самый необычный фильм о мести в истории
Playboy рассказывает, что отличает культовый корейский фильм «Олдбой» от любых других сюжетов о мести, и разбирается в его многослойной структуре.
Драматический триллер Пак Чхан Ука, в 2004 году едва не получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, для многих критиков и зрителей стал примером идеального кино.
Напряженная детективная история с сюжетным поворотом, который не предсказал бы даже сам Шьямалан. Фантастический визуальный ряд, от драки в коридоре, снятой одним кадром, до живого осьминога, танцующего данс макабр во рту героя. Кровавая, на грани боди-хоррора, жестокость с выдиранием зубов молотком и отрезанием языков ножницами. Наконец, глубокая и продуманная философия, затрагивающая темы морального разложения и ценности человеческой жизни, личной свободы и давления общества, трагических совпадений и ответственности за свои действия, а главное — мести, одновременно очищающей и разрушающей душу.
Все эти факторы сплетались в такую невообразимую головоломку из супергеройского пафоса, шекспировской трагедии и акционистского натурализма, что составить ее заново, не растеряв половину элементов, оказалось не под силу даже Спайку Ли, чья попытка снять ремейк полностью провалилась, несмотря на выдающийся актерский состав.
Однако образ мести, ключевой во вселенной «Олдбоя», часто осмысляют лишь в рамках обычных представлений о фильмах такого рода, хотя существует как минимум четыре причины считать его произведением совсем другого порядка и глубины.
Поскольку наш рассказ будет почти целиком состоять из спойлеров, перед продолжением настоятельно советуем посмотреть фильм.
Причина 1. Месть без морали
Сюжеты о мести, от «Графа Монте-Кристо» до «Убить Билла» и от «Мюнхена» до «Законопослушного гражданина», как правило, можно разделить на два типа. В одном случае положительный персонаж, потеряв что-то важное (свободу, любимых людей или уверенность в себе) перерождается в ангела смерти, и его ярость благородная, вскипающая как волна, обрушивается на головы врагов, не трогая его самого.
«Олдбой» выходит из жанровой парадигмы самым бескомпромиссным образом
В другом обстоятельства похожи, но срабатывает пословица «собрался мстить — вырой две могилы», и герой на пути к своей цели теряет человечность, принципы, а иногда и жизнь. К этой категории относится, например, и «Сочувствие господину Месть» того же Пак Чхан Ука.
Бывает, правда, что сюжет больше сосредоточен на душевных терзаниях перед местью («Гамлет») или на мести очевидного злодея («Мыс страха»), но это уже совсем другие истории.
«Олдбой» выходит из жанровой парадигмы самым бескомпромиссным образом. Номинальному протагонисту О Дэ Су он не дает даже шанса завершить месть, поскольку герой никак не может навредить человеку, который и так лишился всего.
Номинального антагониста Ли У Чжина месть тоже никак не меняет, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Он смеется над унижающимся врагом, но это истерический смех сквозь боль, не приносящий ни радости, ни даже облегчения. Месть стала для У Чжина процессом, естественным, как дыхание, процессом вне морали, за пределами добра и зла. Неудивительно, что, удовлетворив ее, он добровольно отказывается и от жизни.
Причина 2. Субъект и объект мести меняются местами
Дэ Су надеялся понять, почему его посадили, хотя нужно было выяснять, зачем его выпустили
Подмену понятий в «Олдбое» заметить несложно. На протяжении всего фильма рекламщик, отбывший 15-летний срок в частной тюрьме, считает себя настоящим мстителем, с которым поступили несправедливо, даже не подозревая, что все это время мстит не он, а ему.
Ближе к концу У Чжин говорит об ошибке своей жертвы почти прямым текстом: «Нельзя дать правильный ответ на неправильно заданный вопрос». Дэ Су надеялся понять, почему его посадили, хотя нужно было выяснять, зачем его выпустили. Правда, вряд ли бы ответ понравился главному герою: выпустили потому, что искупление для него только начиналось.
Происходит полное переосмысление персонажей, совершенно нехарактерное для фильмов такой категории.
Причина 3. Высшая точка мести ускользает от зрителя
«Олдбой» удивляет не только визуальным рядом и философией, но и десятками мастерски составленных фраз, многие из которых стали почти афоризмами:
«Что ж, проверим на деле, чему я мысленно учился десять лет. Получилось», «Одно слово делает тебя беременной, другое делает тебя влюбленным», «Как ты думаешь, что чувствует девушка, которая одновременно вынашивает сына и племянника?»
Не месть, а именно одиночество — центральная тема картины
Однако вряд ли кто-то поспорит, что ключевая мысль всей картины заключена в строчке английской поэтессы Эллы Уилкокс «Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве».
Только если для самой Уилкокс, сторонницы философии позитивного мышления, более важной была первая часть, то Пак Чхан Ук, очевидно, основной упор делал на вторую. Если отвлечься от жанровых факторов, становится понятно, что не месть, а именно одиночество — центральная тема картины.
Об одиночестве говорит и его переживает каждый из персонажей. Дэ Су был похоронен в реальной тюрьме с каменными стенами, У Чжин — в тюрьме собственной вины и боли, а главный женский персонаж Ми До одинока без каких-то глобальных причин, как каждый из нас. Ее странный сон о гигантском муравье в вагоне метро — один из самых сюрреалистичных и в то же время пронзительных образов фильма, в полной мере раскрывающий ее душевное состояние.
Очень сложно заметить высшую точку в мести У Чжина
Из-за столь необычного выбора инструмента очень сложно заметить высшую точку в мести У Чжина. В других фильмах о мести все, как правило, предельно ясно: кульминацией становится смерть/унижение злодея или, реже, самого героя. Но у «Олдбоя» особый путь. Самую жестокую месть У Чжин осуществляет не когда сообщает врагу, что тот спал с собственной дочкой, а когда соглашается не говорить об этом самой Ми До.
Унижение и отчаяние, которое испытывает Дэ Су в финале, не идет ни в какое сравнение с тем фактом, что со своей тайной он остается один на один. Герой окончательно теряет все, отказавшись разделить это бремя с единственным близким ему человеком, и брошенная напоследок фраза У Чжина «Мы с сестрой все понимали, но любили друг друга. Сможете ли вы так же?» кажется приговором.
Причина 4. Настоящей целью была не месть
Этот пункт противоречит трем предыдущим лишь на первый взгляд. Дело в том, что фильм Пак Чхан Ука столь многослоен и так плотно наполнен смыслами, что сравнить его можно разве что с матрешкой, вставленной в слоеный пирог, плывущий на айсберге.
И если в верхних слоях тема мести действительно ключевая, то в самых глубинных правит уже упоминавшееся выше одиночество и противопоставление человеческой личности общественным законам.
Месть была задумана лишь для того, чтобы на свете появился хоть один человек, способный по-настоящему понять его боль
Трагедия У Чжина заключалась в его собственной слабости перед лицом безжалостного общества, за которую он не смог простить ни общество, ни себя. И, по большому счету, никакой особой ненависти к О Дэ Су, жалкому и глупому мальчику, ставшему катализатором общественного неприятия, он не испытывал, да и не мог.
Вся месть У Чжина была задумана лишь для того, чтобы на свете появился хоть один человек, способный по-настоящему понять его боль. И убедившись, что страдания Дэ Су достаточно велики, чтобы сравниться с его собственными, Чжин обнимает врага как брата и даже на секунду готов проявить милосердие, убив его и себя одним выстрелом.
Но приступ сочувствия быстро проходит, и псевдо-злодей отправляется в вечность без сопровождающих. Оставляя Дэ Су в глубинах такого хтонического одиночества, выбраться из которого не поможет и гипноз.