в чем смысл фильма охотник на оленей
«Охотник на оленей»: за что фильм Майкла Чимино о Вьетнаме ругали в СССР
С 20 июня компания «Иноекино» впервые выпускает в российский прокат картину Майкла Чимино «Охотник на оленей», повествующую о войне во Вьетнаме. Конечно, этот фильм не мог понравиться советским критикам, обвинившим автора в империализме. «Искусство кино» публикует архивную рецензию 1979 года на этот фильм.
Демонстрация этой картины вызвала и удивление, и справедливое возмущение. Речь идет о фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей», который успел уже столь же скандально «прославиться» в Западном Берлине, обойти экраны едва ли не всех континентов и заполучить пять «Оскаров», несмотря на негодующие отзывы множества ветеранов вьетнамской войны, честных кинематографистов США и просто честных людей во всем мире.
Об этом фильме уже много писалось. Писалось о том, что все в нем перевернуто с ног на голову. Что жертвы там стали палачами, палачи — жертвами, агрессоры — страдальцами, борцы с агрессорами — бандитами, а война превратилась в абстрактное зло, безотносительно к тому, кто и за что воюет. По этой схеме воин, сражающийся с захватчиком, заслуживает ничуть не меньшего осуждения, чем захватчик, пришедший поработить его землю, а «страдания» агрессора (на войне, разумеется, и оккупанту не сладко) должны вызывать такое же сочувствие, как и страдания его жертв.
Быть может, клеветническая, грубо искажающая историю и оскорбляющая достоинство вьетнамского народа картина Чимино и не вызвала бы повсеместно такой бури негодования, если бы это была очередная бездарная поделка реакционного толка, одна из тех многих лент, для которых Вьетнам — лишь повод выбить деньгу у невзыскательного, бестолкового зрителя. Но в том-то и беда, что на этот раз мы имеем дело с фильмом, не только умело поставленным, но, главное, — умело задуманным: с точным политическим прицелом. А «стреляет» этот фильм в историческую правду, в справедливость, в человечность, в стремление всех честных людей спокойно жить у себя дома без «помощи» пришельцев, вооруженных ракетами и напалмом.
Мы имеем дело здесь с хорошо продуманной, масштабной идеологической «операцией», ловко осуществленной далеко-далеко не простаками. Размах, с которым фильм снят, талант актеров, исполняющих ведущие роли, все это привело к созданию фильма, который впечатляет, эмоционально воздействует на зрителя в нужном авторам направлении. И именно это позволяет говорить о коварнейшей акции реакционных сил: ведь мастерство, а тем более талант, поставленные на службу неправде, опасны вдвойне и втройне.
. Фильм начинается с идиллической, непропорционально длинной, чрезмерной детализированной экспозиции: перед отправкой на вьетнамский фронт молодые рабочие в маленьком пенсильванском городке развлекаются, играют свадьбу, охотятся на оленей. Но нет, непропорциональность и чрезмерность — отнюдь не просчет, а точный расчет режиссера. Расчет с дальним прицелом.
Неожиданно выясняется, что мы попадаем в общество русских переселенцев, давным-давно ставших американскими гражданами, хотя и не утративших своих внутренних, психологических связей с «генетическими» корнями. В том, как чтут и оберегают здесь, на чужбине, национальные традиции, — есть тоже вполне определенный политический смысл: вовсе не обязательно жить на родине, чтобы сохранить самого себя и то, что тебе дорого. Подробно и тщательно фиксирует камера быт героев, их обряды, их песни и танцы. Не экономя метража, дает им увлеченно сплясать «Казачок» и — от начала до конца — задорно спеть «Катюшу». Все точно, все достоверно в этих сценах, нет и в помине «развесистой клюквы», даже акцента у хористов, поющих «Катюшу», ощутить невозможно. Только вот комплимент ли это Майклу Чимино?!
Натуралистическая достоверность этих сцен преследует вполне очевидную цель: подготовить зрителя к тому, чтобы он с таким же доверием воспринял и кадры войны, реконструированные, кажется, с той же дотошностью и правдивостью, что и кадры мирного быта обаятельных русских парней в американской военной форме.
А потом эти славные парни (парни русские — солдаты американские!) отправляются (надо же такое придумать — под аккомпанемент «Катюши»!) за тысячи километров от дома убивать вьетнамцев. То есть они, конечно, никого убивать не хотят, они просто «спасаются», терзаясь, мучаясь и ненавидя себя за то, что эти проклятые «желтые» вынуждают их поступать так некрасиво. Они не убивают — лишь отбиваются от каких-то опереточных разбойников с потными лицами и выпученными глазами. От головорезов, подвергающих славных ребят изощренным пыткам. От человекоподобных горилл, кровожадно издевающихся над симпатичными ребятами с возвышенными и тонкими душами.
«Это я не вернулся из боя»: гид по «Охотнику на оленей» Майкла Чимино
С 20 июня на большом экране можно увидеть классический фильм Майкла Чимино «Охотник на оленей» (1978) — трехчасовую сагу о молодых людях, которые отправились во Вьетнам, а вернулись оттуда во всех смыслах не целиком. Редактор сайта «Искусства кино» Алексей Филиппов рассказывает, что скрывается за ужасами войны и прекрасными горными ландшафтами.
1967 год, городок Клэртон, США. Группа друзей — Майкл Вронский (Роберт Де Ниро), Ник Чеботаревич (Кристофер Уокен) и Стивен Пушков (Джон Сэведж) — собираются отбыть во Вьетнам, но на последние сутки мирной жизни у них большие планы. Закончить работу на сталелитейном заводе, сыграть свадьбу Стивена, съездить на охоту. Дальше — война, которая изменит их жизнь навсегда, и попытка обратно вписаться в знакомый неспешный быт.
Как закалялась сталь
«Охотник на оленей» — второй фильм Майкла Чимино, одного из самых почитаемых режиссеров Нового Голливуда и, вероятно, не самого удачливого. Принято считать, что его мегаломанский вестерн «Врата рая» в 1980-м Новый Голливуд и прикончил (вместе с его большой карьерой). Рано или поздно молодые режиссеры, освободившиеся от студийного диктата (Старый Голливуд дрогнул под натиском телевидения, маккартизма и дряхлости), должны были засунуть голову в петлю перфекционизма. И если Фрэнсис Форд Коппола в 1979-м чудом выжил (вдобавок сжигал пачками собственные миллионы), то с Чимино чуда не повторилось.
Впрочем, уже сам «Охотник», пожалуй, был таким чудом. Один из первых фильмов про войну во Вьетнаме, про которую раньше снимали под видом Корейской кампании (как Роберт Олтмен с «Военно-полевым госпиталем М.Э.Ш.» в 1970-м), вышедший в соседстве с «Возвращением домой» (1978) Эшби, «Волосами» (1979) Формана и «Апокалипсисом сегодня» (1979) Копполы. И как результат — пять «Оскаров»: лучший фильм, режиссер, лучшая роль второго плана (Кристофер Уокен), монтаж, звук.
Начиналось все, однако, издалека: в 1976 году прообраз будущего сценария назывался «Человек, который пришел поиграть», его написали Луис Гарфинкл и Куинн К. Редекер, и речь в нем шла про друзей, которые поехали в Лас-Вегас и весело там играли в русскую рулетку. Когда продюсеры нашли Чимино и доверили ему докрутить сценарий, он колдовал над ним полгода в паре с Дереком Уошбёрном: рулетка и парни остались, Лас-Вегас превратился во Вьетнам, который, как считалось, не хочет видеть на большом экране ни один американец, а сама история приняла оперный масштаб, что особенно ощущается на эпизодах охоты.
В кино снова показывают «Охотника на оленей»: вот 10 диких фактов о нем
20 июня 2019 в России впервые состоится официальная премьера культового фильма 1978 года с Робертом Де Ниро и Кристофером Уокеном — «Охотник на оленей». Кино настолько же великое, насколько и противоречивое. Картина получила пять «Оскаров», но запомнилась другим: она одной из первых затронула ранее запретную тему Вьетнамской войны и одноименного синдрома, а кроме этого отличилась сценами с игрой в «русскую рулетку» и невероятной, запредельной клюквой. Все дело в том, что главные герои здесь — русские иммигранты, которые сначала попали на фронт Вьетнамской, а затем в плен вьетконга, и показаны они здесь максимально странно.
В честь «перевыхода» культового фильма собрали для вас 10 самых любопытных фактов о нем:
Изначально история была вообще не про Вьетнам, а про Вегас
«Охотник на оленей» — одна из самых известных драм о Вьетнамской. Но изначально никакого Вьетнама и войны в сценарии не было и в помине. Продюсер Майкл Дили купил сценарий под рабочим названием «Человек, который пришел поиграть» у Куинна Редекера и Луиса Гарфинкла. В нем была прекрасная идея: компания молодых людей едет в Лас-Вегас, чтобы поиграть там в «русскую рулетку», — и, собственно говоря, все. Не хватало антуража и сочных образов, так что было решено добавить разухабистую русскую свадьбу, Вьетнам и вьетконговский плен.
Роберт Де Ниро бухал с настоящими сталелитейщиками, чтобы вжиться в роль
По сюжету фильма главные герои, простые русские парни Майк, Стив и Ник, работают на сталелитейном заводе в Пенсильвании. Для того, чтобы проникнуться пролетарским духом, Де Ниро какое-то время зависал с реальными сталелитейщиками. Его знакомые свели его с трудягами, которые не признали актера и приняли его за своего. Так что сцены безумного русского пьянства и кутежа идет с натуры, правда, не от русских, а от американских пролетариев.
Режиссер фильма подговорил Кристофера Уокена без предупреждения плюнуть в лицо Де Ниро
В «Охотнике на оленей» есть момент, когда герой Кристофера Уокена плюет в лицо герою Роберта Де Ниро. Де Ниро сыграл возмущение и гнев блестяще. Хотя, справедливости ради, это был реальный гнев и самое настоящее негодование. На самом деле, в сценарии такого поворота не было, режиссер Майкл Чимино подговорил Уокена плюнуть без предупреждения. Как настоящий актер Де Ниро доиграл сцену до конца, но после был в таком бешенстве, что едва не разгромил съемочную площадку. Сам Чимино говорил о Уокене: «У этого парня стальные яйца!».
Авторов «Охотника» обвиняют в эпидемии самоубийств посредством «русской рулетки», прошедшей после фильма
По сообщениям прессы, как минимум 28 человек застрелились во время игры в «русскую рулетку» после выхода «Охотника на оленей». На режиссера Майкла Чимино и Роберта Де Ниро посыпался шквал критики. Разразился скандал, фильм обвиняли в череде смертей и пропаганде самоубийств. В итоге оказалось, что все истории — по большей части газетная утка и работа стервятников от прессы. Масла в огонь добавляло то, что никаких свидетельств о том, что вьетконговцы заставляли пленных играть в «русскую рулетку» не существует.
По злой иронии актер Пьер Сегаи, сыгравший в фильме роль Жюльена, действительно потерял друга из-за «русской рулетки».
Роберт Де Ниро был настолько расстроен скандалом, что не пришел на «Оскар»
Де Ниро настолько достала пресса, яростные толпы морализаторов и возмущенные активисты, что он отказался присутствовать на вручении «Оскара». Он попросил у Академии разрешения просто посидеть за кулисами, но ему отказали. Так что актер, сыгравший главного героя, просто остался дома в Нью-Йорке и смотрел шоу по телевизору.
В «Охотнике на оленей» показаны настоящий священник и настоящая православная церковь (хотя на первый взгляд так не скажешь)
«Охотник на оленей» — невероятно «клюквенный» и противоречивый фильм, за это его и любим. Русские в нем показаны как безумная смесь цыган, балканцев и итальянцев. Хотя во время съемок режиссер консультировался с русскоязычными иммигрантами, половина обрядов, показанных в фильме, выглядит то ли как выдумка, то ли как результат фатального недопонимания.
Одна из самых распространенных претензий к картине — странный, явно ненастоящий поп и православная церковь, которая выглядит совершенно ненатурально. Однако по иронии именно они-то — вполне реальны. Съемки проходили в Соборе Святителя Феодосия Черниговского в Кливленде и для них был приглашен настоящий батюшка. Кстати, построен собор на пожертвования Николая II.
Во время показа «Охотника на оленей» советская делегация демонстративно покинула зал
Во время премьеры фильма на Берлинском кинофестивале 1979 года случился ожидаемый скандал. Делегация из СССР, возмущенная тем, как в картине показаны русские, покинула кинозал. За ней пришлось последовать делегациям из ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии, Кубы и других стран Восточного блока. Позже участники скандала добавили, что не меньше их возмутило то, что в «Охотнике» вьетнамские партизаны показаны психопатами и садистами.
Отстраненный взгляд Кристофера Уокена объясняется реальным голодом
Во время съемок «Охотника на оленей» Кристофер Уокен не только плевал в лицо Де Ниро, но и работал по системе Станиславского. Чтобы изобразить отрешенный взгляд человека, пережившего войну и вьетнамский плен, Уокен долгое время питался исключительно рисом, водой и бананами. На съемках он не только исхудал, но и приобрел отрешенный и расфокусированный взгляд. Он просто был на пределе и страдал от недоедания — и все это ради убедительности.
Во время съемок Роберт Де Ниро чуть не умер по-настоящему
В «Охотнике» есть один захватывающий момент: герои Де Ниро, Уокена и Джона Сэвэджа висят над бушующей рекой на распорках рушащегося моста. И во время съемок этой сцены актеры действительно едва не погибли. По сюжету герой Кристофера Уокена запрыгивает в подлетевший вертолет, а остальным приходится спрыгнуть с 18-метровой высоты вниз.
Но все пошло не по плану: лопасти вертолета перерезали страховочные тросы и актеры оказались в смертельной опасности. Уокен, как и полагалось по сценарию, прыгнул в вертолет. Остальные же были вынуждены сигануть в пропасть.
Все обошлось, Де Ниро и Сэвэдж пережили падение, но внизу их ждала еще одна опасность: пока они выплывали на берег, вокруг ноги Сэвэджа обвился тайский ленточный крайт — змея, укус которой смертельно опасен. Один из членов съемочной бригады подошел к актеру, отцепил змею, отрубил ей голову, и только после этого объяснил, что Сэвэдж во второй раз едва не умер. К слову, во время съемок этой сцены он впал в такой шок, что продолжал звать Де Ниро его киношным именем — Майк — из-за чего тот решил, что его коллега повредился умом.
«Охотника на оленей» помогал снимать тайский диктатор
Съемки фильма проходили в Таиланде и Майклу Чимино помогал в них тайский диктатор Криангсак Чаманан. Он был премьер-министром и попутно главой вооруженных сил страны, так что его услуги оказались весьма кстати. Чаманан предоставил режиссеру военную технику и тяжело вооруженную охрану. В Таиланде в те годы было неспокойно, так что съемочную группу приходилось защищать от банд, герильяс и просто похитителей.
В 1977 в стране начались очередные волнения и Криангсак Чаманан на какое-то время изъял технику и отозвал охрану. Перед режиссером он извинился так: «Барри, Барри, пожалуйста. Вы снимаете фильм, а у меня тут военный переворот. Это не займет много времени. Там будет несколько человек, мы их пристрелим к воскресенью, а затем вы можете вернуть технику для съемок».
Американские «Война и мир»: почему «Охотник на оленей» — великое кино
В честь выхода в российский прокат классической военной драмы Майкла Чимино с Робертом де Ниро и Кристофером Уокеном, Кирилл Горячок рассказывает в чем кроется ее художественная сила.
Среди всех режиссеров «Нового Голливуда», Майкл Чимино был, если не «белой вороной», то определенно самым загадочным и в некотором роде отчужденным автором. Все потому, что он в большей степени, чем коллеги и сверстники, вроде Копполы и Скорсезе, принадлежал к американской литературной традиции модернизма. В его мегаломанских опусах «Охотник на оленей» и «Врата рая» нетрудно разглядеть влияние Генри Джеймса или Томаса Вулфа. Чимино отличает то же судорожное внимание к деталям, оттенкам и психологическим изгибам, жажда выплеснуть на экран каждую задуманную ноту своего произведения — нет ничего лишнего, все так или иначе складывается в одно большое полотно. И, как и литературных предшественников, режиссера, прежде всего, интересует время и история, сугубо американские.
«Охотник на оленей» трудно понять в полной мере без багажа американской культуры за плечом. Однако что-то до сих пор делает эту картину универсальной, выразительной и крайне притягательной. Трагедия в трех актах, разыгранная Чимино с помощью лучших артистов своего поколения, хоть и считается чуть ли не первым настоящим фильмом о Вьетнаме, выходит далеко за пределы антивоенного, пацифистского кино. Но совсем в другом смысле, нежели его близкий сосед «Апокалипсис сегодня» — тоже масштабное модернистское полотно о безумной войне. Чимино хоть и прибегает к целому арсеналу метафор и контрастов, выражается в «Охотнике на оленей» куда яснее и последовательнее, нежели Коппола. Одной из задач «Апокалипсиса сегодня» было погружение в тотальный ад человеческой природы. Чимино же всеми силами старается оттуда выбраться. Война должна однажды закончиться.
Этой цели служит и четкая структура «Охотника», в котором первый и третий акты разворачиваются в одном месте. Мы отчетливо видим, что адские и нечеловеческие события середина фильма изменили только героев, декорации же их тихого американского пригорода остались, в общем-то, прежними. Таких зеркальных аллегорий Чимино расставил большое множество по всей картине: охота — русская рулетка, холодные пейзажи севера США — горящие джунгли Вьетнама и другие. Режиссер не упускает ни одной возможности довести каждый поэтический образ до максимума, не жалея хронометража и не считаясь с чувством ритма.
«Охотник на оленей»: Рецензия Киноафиши
Больше, чем Вьетнам: в прокат возвращается «Охотник на оленей» Майкла Чимино.
Вот уже полгода повторный прокат возвращает наш 1979-й и даёт понять, каково это — попасть на сеанс «Сталкера», «Чужого» или «Апокалипсиса сегодня». На днях к ним присоединился «Охотник на оленей» (1978). Шаг для дистрибьюторов во многом рискованный — фильм, конечно, важный и оскароносный, но не настолько раскрученный хит, как названные выше картины. Этим и интересен.
Принято считать, что с «Охотника» в американском кино начинается экранное прорабатывание вьетнамской травмы. Технически это не первая такая картина. Предшественников можно найти как среди документального («Сердца и мысли» Питера Дэвиса), так и игрового кино (из наиболее интересных ― «Кто остановит дождь?» Карела Рейша). И это если не считать европейских лент, поднимавших тему в разгар военных действий (гранды французской Новой волны создали свой киноальманах «Далеко от Вьетнама» ещё в 1967-м). Однако настоящей точкой отсчёта стал именно «Охотник». При этом фильм счастливо избежал старения, свойственного тематическим первопроходцам. Секрет актуальности прост. Коппола, в те же годы поливавший напалмом филиппинские джунгли, мыслил свой «Апокалипсис. » фильмом-Вьетнамом. У Чимино Вьетнам — лишь одна из сюжетных линий весьма своеобразного киноромана.
Необычен уже выбор героев. Для Чимино, потомка итальянских эмигрантов, Америка — страна чужих, одиночек, изгоев. Действующие лица «Охотника» соответствующие — русские сталевары из пенсильванской глубинки. Майк Вронский (Де Ниро) и Никанор Чеботаревич (Уокен) гуляют на свадьбе Стивена Пушкова (Сэвэдж). Гости заводят «Катюшу», и гуляние перерастает в проводы: все трое записались добровольцами во Вьетнамскую кампанию. День накануне отбытия друзья проводят на оленьей охоте, ведущейся в соответствии с принципом: уложить зверя одним выстрелом.
Так проходит первый час картины, тягучий, шумный, тонущий в деталях и лицах. На первых сеансах сквозь стереозвук свадебных сцен можно расслышать смех соседей по залу — нервную реакцию на родную речь и Де Ниро, отзывающегося на фамилию Вронский. В обращении к русской теме у Чимино был особый резон — какой ещё народ можно брать в свидетели, затевая эпос о войне и мире? Зрительские улыбки стирает уже сцена охоты, озвученная пением церковного хора.
Реальность мрачным образом подыграла Чимино. Второплановую роль Стэна, одного из приятелей главного героя, играл Джон Казале, находившийся на терминальной стадии рака. Стэн, слабак, тяжело переживающий недостаток мужественности, легко мог выйти презренным персонажем, оттеняющим экзистенциальную трагедию Вронского и Чеботаревича. Но попробуйте взглянуть Казале в глаза: там настоящая боль и смятение. О диагнозе актёра знала вся группа — быть может, оттого такими пронзительными получились финальные сцены картины, где в каждом лице сквозит коллективное переживание смерти. До премьеры «Охотника на оленей» Казале не дожил.
Слишком много важного сошлось в этом горьком осеннем фильме: отравленный воздух эпохи, собственные переживания участников, живописная мощь оператора Вилмоша Жигмонда и эпический дар Майкла Чимино. Это действительно не фильм-Вьетнам, а что-то гораздо большее. Пессимистический эпос позволил американцам пережить свою историческую боль. В нашей стране соседями «Охотника» по зрительным залам станут «Братство» и «Донбасс. Окраина». 2019 отвечает 1970-м. Случай слишком выразительный, чтобы о нём не упомянуть.