в чем смысл фильма начало
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
«Начало». Психологический разбор фильма
Кристофер Нолан в своем фильме «Начало» размывает грань между кино и сновидениями (на сайте есть видео, где об этом подробно рассказано).
Сам Нолан как-то сравнил команду Доминика Кобба, выполнявшую внедрение, со съемочной группой фильма. Это вполне недвусмысленный намек на то, что фильм как коллективное сновидение может быть использован для внедрения определенных идей в сознание зрителя. И наверняка «Начало» не является исключением. Давайте выясним, какую идею поместил в нас режиссер.
Повествование фильма построено вокруг идеи осознанных сновидений. Осознанные сновидения действительно возможны, их особенность в том, что сновидец понимает, что находится во сне, и по своему желанию может управлять содержанием сна. По сути, это обычное фантазирование, но максимально реалистичное за счет того, что от внешней реальности сознание сновидца отключено.
К художественному вымыслу относится идея сна внутри сна с двадцатикратным замедлением времени на каждом уровне и идея совместного сновидения.
Линия Кобба
Фильм содержит две архетипических сюжетных линии – «избавление от заклятия», когда герой должен освободиться от одержимости некой злой силой и «добыча сокровища». Первую реализует герой Леонардо Ди Каприо – Доминик Кобб, вторую – Роберт Фишер, герой Киллиана Мёрфи.
Рассмотрим подробнее линию Кобба.
На протяжении фильма Кобба преследует образ его жены. Это преследование является следствием чувства вины, которое испытывает Кобб, так как он считает себя виновным в ее самоубийстве.
Насколько нам известно, Моллори жила во Франции до замужества с Коббом. Если перевести ее сокращенное имя Мол с французского, то оно означает болезнь или зло, что точно описывает, кем ее образ стал для Кобба.
В сценах, где Кобб находится во сне или в воспоминаниях, на его левой руке надето обручальное кольцо. С одной стороны, это подсказка режиссера, чтобы не запутать зрителя, с другой – кольцо имеет психологическое значение, указывающее на то, что он не может отказаться от своей роли супруга Мол, не может смириться с ее потерей, и этот факт вызывает негативные последствия в его жизни.
История Кобба
Когда-то Доминик Кобб, сделал своей будущей жене Моллори предложение и сказал, что видел сон, в котором они состарились вместе. По-видимому, эти слова пришлись по душе Моллори.
«… что мы состаримся вместе. – это еще возможно.Ты знаешь, как меня найти» 55:08
Это сцена из воспоминаний Кобба.
Фактически, Кобб задал себе программу, сценарий своей жизни, или, проще говоря, поставил перед собой обязательство, согласно которому он должен прожить с Мол до старости. Этот сценарий – «ты должен прожить с Мол до старости» — в дальнейшем станет основой внутреннего конфликта Кобба.
Кобб с женой были архитекторами и погружались в осознанные сновидения, занимаясь творчеством. Но для Мол мир фантазий стал более привлекательным, чем реальный, ведь там они были богами. После десятилетий чистого творчества Мол решила получше обустроиться в лимбе, перенеся туда объекты из воспоминаний.
«Мы строили много лет, а потом взялись за воспоминания» 01:57:07
Помимо тех домов, в которых они жили вместе с Коббом, Мол также перенесла в лимб дом из своего детства, а чтобы не беспокоиться оттого, что всё окружающее нереально, она вытеснила эту мысль в бессознательное. Это образно показано как запирание тотема в сейфе.
Лимб стал ее реальностью 01:17:24
Для Кобба жизнь во сне стала невыносима, что подтверждает отсутствие в лимбе построек из его личной жизни.
Чтобы вытащить Мол из лимба, Кобб заронил в нее идею о нереальности мира, в котором она пребывает, после чего убедил ее лечь с ним под поезд, чтобы выйти из сна. (На всякий случай поясню, что Мол вовсе не требовалось заглядывать в сейф, чтобы увидеть вращающийся волчок, ведь и сейф, и волчок – это элементы ее психики).
По словам Кобба, они пробыли в лимбе почти 50 лет и успели состариться. Режиссер подтверждает это двухсекундной сценой:
Перед самоубийством она получает свидетельства от трех психиатров о своем психическом здоровье и сообщает в полицию, что Кобб угрожал ей и она боится за свою жизнь. После этого устраивает в номере гостиницы беспорядок и спрыгивает с карниза.
После смерти Мол Кобб вынужден скрываться от полиции, так как он не смог бы доказать свою невиновность. Кобб пускается в бега, а его дети остаются жить с родителями жены.
В принципе, фильм допускает такую трактовку, но никаких явных фактов для подтверждения этой теории не даёт. Правда, психологический анализ (который я провожу в премиум-разборе) показывает, что Мол по-видимому оказывала моральное давление на Кобба, и теоретически это могло стать причиной его желания избавиться от нее. Но на мой взгляд, допущение, что Кобб злоумышленник слишком натянуто. Я думаю, что режиссер хотел донести до нас другую идею.
Борьба Кобба с проекцией
После смерти жены Кобб постоянно испытывает чувство вины, за то, что проник в ее подсознание.
Поскольку Кобб любит Мол, он хочет сохранить возможность видеть ее, для чего сооружает в пространстве сна систему воспоминаний. Это воспоминания о тех моментах, о которых он сожалеет и которые хотел бы изменить. Как заметила Ариадна, это своеобразная тюрьма, в которой Кобб хочет запереть Мол, чтобы, с одной стороны, не расставаться с ней, но с другой, чтобы она не мешала ему.
В моих снах мы всё еще вместе 56:10
Но комплекс вины в сознании Кобба обретает облик Мол и начинает преследовать его в снах.
Краеугольным камнем, на котором вырос комплекс вины Кобба, стало то самое обязательство, которое он взял на себя: «я должен состариться вместе с Мол».
Реальная Мол и проекция
Важно различать в фильме реальную Мол и ее проекцию в сознании Кобба. Неслучайно режиссер называет Мол Тенью: она не живая личность, она то, что осталось от умершей Моллори, лишь ее отражение в душе Кобба.
Поэтому проекция Мол — это часть личности Кобба. И общаясь с проекцией, он, по сути, общается с самим собой. Это значит, что если проекция Мол обвиняет Кобба в том, что он не сдержал свое обещание, то это значит, что Кобб сам себя в этом обвиняет.
Проекция Мол постоянно пытается нарушить сознательные намерения Кобба. Это типичное поведение любого психического комплекса. Чем сильнее комплекс подавляется, тем больше энергии он будет затрачивать, чтобы достичь уровня сознания. Поэтому наши комплексы проявляются в самый неподходящий момент, портя наши планы – в момент, когда сознательный контроль ослаблен.
Но главное намерение Тени Мол – затащить Кобба в лимб. В этом проявляется ее сходство с архетипом Великой Матери, которая, и обещаниями блаженства, и угрозами пытается удержать сознание в своём лоне. Также ее можно сравнить с Танатосом, олицетворением смерти в греческой мифологии (который, кстати, считался братом близнецом Гипноса, бога сна). Мол сама является тенью и пытается затащить Кобба в мир теней.
Но откуда черпает свою энергию Тень Мол? Ведь непохоже, что Кобб вытесняет чувство вины; он вполнее ее осознаёт.
Думаю, 1) убежденность в том, что он обязан выполнить своё обязательство, 2) желание искупления вины и 3) желание продлить жизнь Мол хотя бы в реальности сна подпитывают проекцию Мол и поддерживают внутренний конфликт Кобба.
Тень Мол давит именно на эти слабые места Кобба:
«Но ты можешь искупить вину, сдержать обещание» 02:05:20
В душе Кобба идет борьба за то, какую реальность принять: более удобную или более правдивую. Что выбрать: долгую жизнь с возлюбленной во сне или утрату возлюбленной в реальности? Стать воображаемым богом или реальным человеком?
Это борьба между правдой и ложью. Реальность – горька, но правдива. Сон – приятен, но ложен.
Помните, Кобб говорил:
«Подсознание стимулируется эмоциями, не разумом» — 00:50:16
Проекция Мол использует это как зацепку и апеллирует к эмоциям Кобба.
«Во что ты веришь, что ты чувствуешь?» 02:02:12
Парадоксально, но именно чувство вины оказывается тем маркером и критерием, позволяющим Коббу отличить реальность от фантазии.
«Я чувствую вину. Я знаю правду» 02:02:35
То есть: вина напоминает о поступке => поступок напоминает о реальности => следовательно, принять вину, значит принять реальность и отвергнуть иллюзию.
Поэтому в итоге Кобб всё-таки полностью осознаёт образ Мол как лишь проекцию.
«Я не могу остаться, потому что ее не существует» 02:07:50
Еще одним критерием различения фантазии и реальности стала сложность и противоречивость живого человека, которую невозможно представить в воображении.
Ты просто тень моей реальной жены. Но ты недостаточно хороша. 02:08:20
Выводы
Несмотря на то, что многие после просмотра фильма решили, что Нолан заставил нас усомниться в окружающей реальности, думаю, что в наше подсознание он внедрил совсем другую идею. А именно: что бегство от реальности может быть смертельно опасным. Я убежден, что фильм «Начало» — глубоко позитивный. И в то время как нас со всех сторон атакуют идеями об иллюзорности мира, Нолан напоминает нам о том, что наша личность формируется именно здесь, в чувственном мире.
В «Начале» Нолан показывает, что, только принимая неприятное – в первую очередь в самих себе, мы остаёмся в реальности.
Когда Кобб видит своих детей, для него уже неважно, упадет волчок или нет. Неважно не потому, что он был готов остаться во сне (мы видели, что это не так).
Его безразличие к волчку говорит о том, что он избавился от своей привязанности к Мол (ведь это был ее тотем). А также потому, что если у человека есть нечто, что придаёт смысл его жизни, и это нечто лежит за пределами его субъективности (для Кобба это дети), то вопрос о реальности мира становится псевдопроблемой.
Это еще не всё! Я подготовил для вас еще одно видео, в котором разбираю характер Моллори и особенности их с Коббом отношений, даю трактовку линии Фишера и рассказываю о нескольких интересных деталях, которые я заметил в процессе анализа фильма.
Начало (Inception), 2010
Герои фильма попадают в сон внутри сна.
Кристофер Ноллан начинает с нуля (как и Пиаф, чья песня звучит в фильме рефреном) и… выигрывает. Оскар за лучшую операторскую работу (Уолтер Пфистер), лучшие визуальные эффекты, лучший звуковой монтаж. Кассовые сборы только от проката кинокартины свыше 800 млн. долларов.
Пожалуй, именно с этой работы окончательно оформился творческий стиль режиссера – красочный рассказ о фантастических мирах многослойных иллюзий. Его герои – отчаянные путешественники во времени и пространстве, настоящие Одиссеи будущего, легко и без тени сомнения, перемещающиеся в это будущее, даже если оно всего лишь сон или игра чужого подсознания. Внешний вид этих проекций ограничен лишь собственным воображением спящих. В этом мире им придется драться за свое счастье с чужими недружелюбными призраками, по-настоящему, а не во сне терять любимых и друзей. Для этого нового мира Ноллан даже создал специальный вокабуляр. Привычные слова: архитектор, внедрение, выброс, извлекатель, проводник, объект и ряд других – приобретают особенное значение и новый смысл. Собственно, у режиссера было на это время, он вынашивал свой замысел более десяти лет!
Сюжет
Чтобы путешественники не сбились с пути, Ноллан дает им проводника – талантливого молодого архитектора Ариадну (Эллен Пейдж), которая способна вывести героев из любого лабиринта Минотавра. Но появляется она не сразу, а лишь тогда, когда главный герой Доминик Кобб (Леонардо Ди Каприо), профессия которого промышленный шпионаж (извлечение нужной информации непосредственно из подсознания жертвы), в результате неудачной операции теряет своего прежнего архитектора Нэша (Лукас Хаас). Коббу нужен новый архитектор, он подписался на опасный контракт, способный вернуть его к детям, оставленным на попечение бабушки и дедушки Майлса (Майкл Кейн) после самоубийства их матери и жены Доминика Мэл (Марион Котийяр).
Но никто не уходит просто так в проекциях Кристофера Ноллана! Мэл становится навязчивой идеей Кобба, появляется в каждом из уровней подсознания. Комплекс вины перед погибшей женой заставляет главного героя вновь и вновь воспроизводить болезненную иллюзию. Далее по Фрейду, как по учебнику: перенос негатива от пережитой трагедии на проекцию Мэл. В результате прекрасный печальный образ становится злым, мстительным, как фурия, а порой и просто стервозным. Она постоянно вредит, мешает и строит козни всем участникам преступной группировки под предводительством ее бывшего мужа.
Доминик с другом и подельником Артуром (Джозеф Гордон-Левитт) прорабатывают детали операции. Она отличается от предыдущих сложностью и многоуровневостью. Если раньше преступники похищали секреты у спящих бизнесменов, то теперь им, наоборот, придется внедрить в мозг жертвы несвойственную ей мысль. Заказчик преступления Сайто (Кэн Ватанабэ) мечтает разрушить империю конкурента – Мориса Фишера (Пит Постлетуэйт), находящегося при смерти. Действовать решено через его сына Роберта Майкла Фишера (голубоглазый ангел Киллиан Мёрфи), который со дня на день должен возглавить компанию отца.
В процессе подготовки преступления к банде присоединяются Имс (Том Харди) и Юсуф (Дилип Рао). Первый – искусный карманник и талантливый имитатор, способный принимать любые личины, от сексапильной блондинки в лобби отеля, до брутального Питера Браунинга (Том Беренджер) — «правой руки Фишера-старшего, крёстного отца Фишера-младшего». Второй – химик, составитель усыпляющих веществ и ядов.
Все. Команда набрана. Операция начинается! С этого момента зритель должен быть предельно внимателен. Прогулка за чипсами отменяется. Есть риск утратить нить Ариадны повествования. Структурированные японцы даже добавили номера и названия уровней сна в прокатную версию кинокартины.
Все действующие лица размещаются в самолете, где Фишеру младшему подмешивают снотворное в напиток. Все засыпают и попадают:
Лимб – в католицизме место для душ, не заслуживающих низвержения в ад, но и рай им недоступен. Однако, это и не чистилище в общехристианском понимании. В Божественной комедии Данте лимб – первый круг ада, где находятся души некрещенных младенцев, поэтов, врачей, философов и прочих атеистов и сомневающихся.
У Ноллана лимб – место вечного пристанища путешественников по чужому подсознанию. Вырваться оттуда могут лишь немногие, наиболее сильные извлекатели. Например, Кобб побывал там дважды. Переосмысление и использование теологических понятий говорит о глубоком классическом образовании Ноллана. У Тарантино такого не встретишь.
Жизнь после премьеры
Сразу после появления сообщений о выходе картины на экраны, его создатели запустили вирусную рекламу в интернете. Ее отголоски встречаются там и по сей день. Дальше – больше. Уже сейчас в сети можно найти фан-клубы, использующие вокабуляр из кинофильма.
Существует и поддерживается он-лайн игра «Начало». Финансовый успех проекта подталкивает Warner Bros к созданию сиквела. У большинства исполнителей в контракте значится возможное продолжение работы над этой темой.
Очевидно, у детища Кристофера Ноллана есть все шансы потеснить «Матрицу», снятую в прошлом веке. В новом столетии место лучшей кинематографической антиутопии пока свободно.
Я — начало: о поисках истины и переселении душ
Удивительное кино о поисках истины «Я — начало» / Origins (2014) — это одновременно научная фантастика и драма с элементами мистики. История о глазах, изменивших мир. О науке, готовой изучать все, доселе неизведанное.
Фильм адресован поклонникам непростых сюжетов. Просмотр вызывает сложный коктейль эмоций и размышлений о сути вещей. Научные исследования против непостижимых фактов, эволюция или Божественное начало: во что верить зрителю? Сможет ли сохранить свои убеждения главный герой — ученый-атеист?
Глаза, душа, личность каждого человека уникальны — это аксиома. Однако действительно ли этот постулат не требует доказательств? Да и так ли это на самом деле? Создатели оригинальной картины предлагают нам сформировать собственный взгляд на некоторые вопросы бытия.
Глаза как объект науки
Что есть глаза: зеркало души, результат эволюционных процессов или дар Божий? Иэн Грэй — микробиолог, изучающий эволюцию глаза, мечтает совершить сенсационное открытие. При удачном завершении его исследований удастся доказать исключительно природное происхождение столь чудесного органа. А уж вырастить глаз «с нуля», у ранее слепого организма, было бы просто феноменальным успехом.
Иэну и его ассистентке Карен удается невозможное. Как тут не почувствовать свое величие?
Не дразните Всевышнего
Конкуренция с Богом — опасное искушение. Главный герой, как любой увлеченный своей теорией ученый, чувствует в себе силы бросить вызов миллионам верующих и даже самому Господу. Иэн Грэй сам готов стать Творцом, ведь в какой-то момент ему удается наделить зрением прежде незрячее существо. Но Софи не зря предупреждает Иэна:
Наука под вопросом
Зачем ты хочешь опровергнуть Бога?
Иэну и его помощнице-супруге Карен удается подтвердить сугубо научную теорию эволюции глаза и тем самым опровергнуть наличие разумного Творца. Спустя некоторое время они оба начинают сомневаться в непреложности доказанных выводов. Маленький сын заставляет родителей поверить в переселение душ. Если не вполне поверить, то как минимум задуматься, предпринять определенные шаги для поиска и изучения информации.
Хорошую религию придумали индусы… (В. С. Высоцкий)
В индуизме одно из основных понятий — реинкарнация. Души умерших возвращаются в этот мир в новом теле. Пожалуй, ради этой гипотезы Грэю стоит пересмотреть свои научные убеждения.
На разных полюсах
Иэн и Софи — пара героев, которые имеют диаметрально противоположные взгляды. Ученый отвергает существование разумного Творца в принципе, а Софи полна слепой безоговорочной веры. Влюбленным трудно достичь взаимопонимания, однако они отлично дополняют друг друга. Софи уверена, что Иэн тоже верит в сверхъестественное, только боится в этом признаться. История числа 11 это подтверждает.
Секреты числа 11
Мистические свойства приписывают этому числу в разных культурах. Индия и Вавилон, оккультизм и нумерология придают числу 11 особый смысл, как отрицательный, так и позитивный. Хаос и слепая сила, удвоенная энергия и тяга к совершенству — все эти характеристики применимы к числу 11. Оно может подсказывать, что человек идет верной дорогой, а может предупреждать об опасности. В западной культуре одним из значений является божественная любовь.
Героя фильма повсюду сопровождает число 11:
Тестирование индийской девочки Саломины включает 25 вопросов и завершается с результатом 44 %. А 44 процента от двадцати пяти — это тоже 11.
Многоликий режиссер
Основой христианского вероучения является сакральный догмат о Пресвятой Троице: Бог есть един в трех лицах. Индуистский бог Кришна многолик и имеет множество воплощений.
Режиссер фильма Майк Кэхилл примерил на себя роль Бога в съемочной группе: он воплотил в своем лице также автора сценария, продюсера и даже монтажера. Параллели очевидны: суперспособности Кэхилла позволяют успешно справляться со всеми задачами сразу, а режиссер на съемочной площадке — всегда мудрый Отец, великий Творец и непогрешимый Господь Бог одновременно.
Многозначное название
Необычное название может иметь несколько трактовок.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Библия, Откровение Иоанна Богослова,1:8)
3. Один из главных богов в индуизме — Кришна, считается изначальной формой Бога: верховной, абсолютной, всепривлекательной. 4. Оригинальное название I Origins с английского можно перевести как «происхождение, начало, истоки». Сюжет фильма затрагивает вопросы происхождения жизни, истоков души.
Каждый из вариантов имеет право на существование. Или же в названии сознательно заложено множество смыслов сразу. Режиссер с удовольствием предоставляет зрителю возможность выбрать собственную версию.
Они возвращаются
По окончании титров показана небольшая финальная сцена: доктор Симмонс запускает сканирование глаз известных людей ушедшего столетия для определения их двойников, живущих в XXI веке.
Если реинкарнация — это пока неизведанная область знаний, есть вероятность, что гении науки, искусства, а также великие злодеи прошлого живут среди нас. Джон Леннон, Элвис Пресли, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Ленин, Гитлер — сотни личностей, оставивших глубокий след в истории. Кто знает, в кого переселились их бессмертные души и чем отзовется для человечества подобное возвращение…
Я — начало: смысл фильма
Вера и знание не исключают друг друга. То, что кажется сегодня мистикой или чудом, уже завтра может оказаться разделом науки, не вызывающим удивления.
Истинный ученый, столкнувшийся с необъяснимым явлением, должен быть готов пересмотреть свои убеждения, направить вектор исследований в противоположное русло. Или просто поверить в то, что высшие силы существуют. Независимо от уровня развития науки.
У всех людей на Земле уникальные глаза, каждый из нас видит окружающий мир по-своему.