в чем смысл фильма мост в терабитию
Может ли фильм, в котором гибнет ребенок, производить на редкость светлое впечатление? Если речь идет о «Мосте в Терабитию», то ответ будет утвердительным, хотя еще критики одноименной повести К.Патерсон, ставшей основой фильма, упрекали писательницу в гибели главной героини.
Но парадокс в том, что кинолента, искусно прикидывающаяся очередной историей из жизни школьников, на самом деле затрагивает совсем не детские вопросы. Не случайно среди поклонников первого полнометражного фильма Габора Чупо немало взрослых — ведь его с равным успехом можно рассматривать и как красочную и поэтическую притчу о смысле жизни и ключах к счастью.
Фильм и книга
«Мост в Терабитию», написанный в далеком 1977 г., является едва ли не самым известным произведением американки Кэтрин Патерсон. На написание книг ее неизменно вдохновляли события из жизни ее четырех детей и их приятелей, и «Мост в Терабитию» не стал исключением. В августе 1974 г. внезапно, от нелепого удара молнии погибла милая девочка Лайза, бывшая лучшей подругой маленького Дэвида Патерсона. Книга — дань памяти Лайзе и одновременно попытка помочь сыну примириться с этой потерей.
Сюжет, герои и смысл фильма очень близки к тексту повести, хотя, разумеется, не обошлось без некоторого упрощения отдельных линий, например, в фильме нежелание Джесса взять Лесли в музей никак не объясняется, а в книге сказано, что мальчик был тайно влюблен в свою учительницу.
Название «Терабития» возникло из названия нарнийского острова Теребинтия в повести К.Льюиса «Покоритель зари».
Почему Терабития расположена в лесу?
То, что сказочная страна существует исключительно в фантазиях героев, очевидно, но королевство расположено именно в лесу не только потому, что там легко спрятаться от всех. Лес — очень древний символ «чужой», запретной территории, где обитают не люди, а леший, русалки и прочие мифологические персонажи. Джесс и Лесли населили его троллями, но они исчезли после того, как мальчик привел в Терабитию свою сестру и страхи исчезли из его сознания.
Как метафора Терабития — личная территория силы, мир, который есть в душе каждого человека, сумевшего сохранить в себе лучшие детские свойства: веру в добро, воображение и способность мечтать.
Что сближает Джесса и Лесли?
На первый взгляд, семья Лесли и семья Джесса — это небо и земля, но если приглядеться внимательно, то отличия скорее внешние. Да, родители Джесса — люди простые, а отец и мать Лесли принадлежат к творческой интеллигенции, но от одиночества девочку это не спасает. Пока родители пишут очередную книгу, им не до дочери. В то же время нельзя сказать, что родители Джесса не заботятся о сыне, что он им не дорог. В фильме Чупо нет родителей-монстров, но обоим детям не хватает настоящих друзей и пространства для самореализации.
Разница между детьми заключается в отношении к окружающему миру: если Лесли открыта ему, то Джесс долгое время пребывал в неком коконе, свитом из одиночества, комплексов и недоверия. Лесли «расколдовывает» своего друга, и душа Джесса раскрывается, он начинает плодотворно взаимодействовать с другими людьми. И даже гибель Лесли ничего не меняет: Джесс обретает нового друга в лице своей сестры Мэй Бель.
Почему Лесли гибнет?
Безотносительно трагической судьбы прототипа героини, при виде девочки, столь же милой, сколь доброй, креативной и неунывающей, практически лишенной недостатков и полной светлого начала, в голову приходит старая, появившаяся еще в XIX веке формула «Она была слишком хороша для этого мира». Лесли — ребенок, которому так и не суждено стать взрослым, который сумел сохранить свою душевную чистоту и доброту.
А что, если Лесли не существовала в том виде, в каком мы ее видим? Ведь все события фильма показаны глазами Джесса, и, возможно, мы имеем дело классическим вымышленным другом, возникшим в его воображении при виде симпатичной новенькой. При всей неожиданности такого подхода он многое объясняет в мире Терабитии, и, в частности, появление в нем троллей.
Откуда в сознании Лесли взялись эти мрачные образы, зачем они нужны в сказочной стране? Но если вспомнить, что в финале страшный призрак оказывается отцом мальчика. Вряд ли в фантазиях Лесли ему бы нашлось место, а вот Джесс своего отца побаивался. Тролли символизируют его реальные страхи и опасения.
В чем смысл моста?
Мост, который построил Джесс, меняет статус Терабитии: страна фантазий становится частью реальности, или, точнее, в реальность переходит самое важное, что мальчик обрел в своем волшебном лесу: любовь, дружбу и творчество. А надпись над входом — «Ничто не сокрушит нас» — подчеркивает радикальное изменение его личности. Тролли больше не страшны, потому что мальчик перестал видеть в окружающих врагов и чужаков.
Почему Джесс не взял Лесли в музей?
Если в книге, как уже упоминалось, все просто: мальчик влюблен в учительницу, то в фильме зритель волен строить любые догадки. По мнению некоторых критиков, учительница и ее музей были частью того мира, который Джесс хотел сохранить только для себя. Возможно, ему хотелось похвалиться перед Лесли своей поездкой, показать, что он тоже не лыком шит — желание, более чем понятное для подростка.
В чем смысл сцены с корабликом?
Отпуская игрушечный кораблик с портретом Лесли по речным водам, Джесс символически «отпускает» девочку и свою мнимую вину в ее гибели. Отныне воспоминания о подруге будут вызывать у него не страдания, а лишь легкую печаль.
В чем смысл фильма?
Коль скоро в фильме фигурирует вымышленный мир, не обойтись без упоминания о эскапизме как средство решения житейских проблем. Терабития, придуманная талантливой юной фантазеркой, помогает ей адаптироваться к новым условиям, а ее другу — обрести веру в себя, но считать шедевр Г.Чупо гимном фантазии как способу бегства от реальности значит непоправимо обеднять его смысл.
В «Мосте в Терабитию» отчетливо видны два смысловых пласта. Первый всячески подчеркивает важность сохранения в структуре личности внутреннего Ребенка, отвечающего за спонтанность и творчество. В начале фильма у одиннадцатилетнего Джесса эта часть его «Эго» уже подавлена, загнана в подполье: мальчишка мрачен и серьезен, как взрослый неудачник без проблеска надежды. Еще сквернее обстоят дела у его родителей, забывших под гнетом бедности и забот, как прекрасен и обширен мир, как много в нем чудес, и самое главное среди них — любовь.
Именно любви не хватает практически всем героям фильма, и прежде всего Джессу. Речь идет, разумеется, не об эротике, а о той библейской любви к ближнему, которой позабыли научить сына его глубоко верующие родители. Джесс не только сестренку долгое время отталкивает — он и себя не любит и, как следствие, не верит в свои возможности. Но не только ему тяжело живется без любви: нехватку тепла ощущает и Лесли, и маленькая Мэй Бель, и даже главная «злодейка» фильма, крупная и угловатая восьмиклассница Дженис.
Только любовь дает нам крылья и превращает замарашек в принцесс, и только способность любить придает нашей жизни смысл. Истины общеизвестные, но Чупо ухитряется напомнить о них в такой красивой и одновременно доступной любому зрителю от девяти до девяноста форме, что сомнений не остается: «Мост в Терабитию» — один из лучших семейных фильмов всех времен и народов.
Мост в Терабитию
Bridge to Terabithia
За неуместную шутку студию Walden Media, разумеется, следует примерно наказать лишить десерта, запретить смотреть телевизор после девяти вечера, аннулировать все клубные карточки и оставить на сотовом лишь вызов экстренных служб спасения.
Сюрпризы уместны на праздниках и обязательно должны быть связаны с симпатичными еле одетыми девушками, выпрыгивающими из торта недетских размеров. В кино для фокусов обычно припасают совсем другие слова, никак не вписывающиеся в возрастной рейтинг «Моста в Терабитию».
Студийные злоумышленники, не иначе как воодушевленные более чем приятными сборами «Хроник Нарнии», смонтировали трейлер, явственно показывающий, что экранизация Кэтрин Питерсон находится в тесных родственных связях с экранизацией Клайва Льюиса. А поклонники первоисточника по-партизански проглотили языки, чтобы не отпугнуть зрителей, которые имеют привычку изучать все платяные шкафы на предмет наличия портала в сказочный мир.
Впрочем, фильм оказался действительно семейным, тут никаких оговорок. Нацеленным на детей как настоящих, так и внутренних. Отличить детский фильм от взрослого, на самом деле, очень просто: художественные картины для так называемых взрослых взывают к так называемым мозгам, детские же стараются пробить эмоциональную броню и поиграть с чувствами. Отличный способ проверить, осталось ли за душой хоть что-то человеческое, или озлобленность на пару с увеличивающимся в равных пропорциях с прожитыми годами цинизмом окончательно изъели нутро. Поэтому учтите, что никто особо и не гнался за изысканностью приемов: истины в фильме самые что ни на есть обычные, тривиальные даже в чем-то. А, может, просто вечные это уж как посмотреть.
Если называть ближайший аналог «Моста в Терабитию», то им окажется «Лабиринт Фавна». Те же мотивы сказочный мир, который существует только в сердцах и головах детей и совсем незаметен для взрослых. Реальность, оказывающая непосредственное влияние на выдуманную страну, и сказка, меняющая обыденность. Короче говоря, почти то же самое, только без фашистов и жестокостей, хотя, конечно, хватает без дураков драматических моментов.
Между нами, драмы в фильме куда больше, чем сказки. Буквально все сцены с участием волшебной живности засветились в злополучном трейлере. Департамент по спецэффектам в Weta наверняка уделил компьютерным сценам небольшую часть своего обеденного перерыва, искренне радуясь, что боженька послал им нетребовательного режиссера Габо Ксупо, а не какого-нибудь выжимающего все живые соки безумца Питера Джексона.
Так что большую часть работы взвалили на актеров. Детское рабство еще практикуется в Голливуде иначе как объяснить стопроцентную отдачу Анны-Софии Роб и Джоша Хатчерсона? Искренней любовью к профессии и неподдельным мастерством? Ну, тоже может быть.
Впрочем, нет не «может быть», а «так оно и есть», потому что искренность и отсутствие фальши клей, не дающий фильму развалиться и удерживающий его от попадания в ряды еще одной школьной драмы, которые частенько грешат банальным перечислением и без того хорошо известных правд. Почему школьный забияка измывается над маленькими? Возможно, и его что-то гложет? А если причины ясны, то не стоит ли помочь бедняге, просто с ним поговорив? Не все ведь живут в волшебном королевстве на двоих, некоторым приходится мириться с демонами.
Описывать полный список достоинств «Моста в Терабитию» занятие не слишком благодарное. Слишком многое зависит от личной эмоциональной восприимчивости и готовности в быстром порядке избавиться от сформировавшихся ожиданий и принять фильм таким, каков он есть.
Как создавался фильм «Мост в Терабитию» (2007)
«Мост в Терабитию» — американское семейное фэнтези 2007 года, с Джошем Хатчерсоном, Анной-Софией Робб и Зои Дешанель в главных ролях.
Фильм является экранизацией одноимённой повести 1977 года Кэтрин Патерсон.
Сценаристом и продюсером картины выступил сын писательницы — Дэвид Патерсон. И это именно ему мама (у которой было четверо детей) посвятила книгу. Книга основана на дружбе Дэвида и Лизы Хилл, которая погибла в восьмилетнем возрасте от удара молнии.
Значительным изменением является то, что в книге действие происходит в 1977 году, а в фильме в наши дни.
Для Габора Чупо работа режиссёром в картине стала первой в карьере — до этого он много лет проработал продюсером и сценаристом в мультсериале «Ох, уж эти детки!» 1990-2006 гг.
Анна-София Робб получила главную роль в картине, когда написала режиссёру трогательное письмо о том, как сильно она хотела бы сняться в фильме, снятому по её любимой книге.
На роль Джесса долгое время искали подходящего мальчика и в итоге выбрали Джоша Хатчерсона (франшиза «Голодные игры»), потому что он гармонично смотрелся в паре с Анной-Софией Робб.
Роберт Патрик («Терминатор 2: Судный день» 1991 г.) очень хотел сняться в фильме «Мост в Терабитию» ради своих детей.
Съёмки картины проходили в Новой Зеландии в феврале-марте 2006 года.