в чем смысл фильма маленькое красное платье
Маленькое красное платье содержание/сюжет фильма читать онлайн
И деальное маленькое красное платье стоит в витрине магазина. Его хотят многие, но не все смогут заплатить за него настоящую цену.
Содержание/сюжет
Фильм условно делится на две части, истории персонажей которых объединены таинственным красным платьем, имеющим свойства магического проклятого артефакта.
В первой истории, Шейла недавно разведенная кассирша банка, живёт со своим сыном Винсом и его девушкой Гвэн. Шейла пытается устроить свою личную жизнь, посещая свидания с мужчинами, которые дают объявления о знакомствах в газету. На распродаже в вычурном универмаге Dentley and Soper’s она приобретает красивое красное платье, которое несмотря на внешне неподходящий размер, идеально на нее садится. Шейла замечает странную сыпь на груди после того, как впервые одела платье. Стирка платья в стиральной машине приводит к сильной поломке, в результате которого Шейла сильно травмирует руку. Шейла возвращается в магазин, где узнает, платье существует только в одном экземпляре, а модель, которая успела в нём сняться для каталога, погибла. Шейла идет на свидание с новым поклонником Заком. В это время Гвен и Винс занимаются сексом. В момент оргазма на Гвэн обрушивается красное платье, которое пытается её удушить. Шейла и Зак отправляются на прогулку вместе, где на Шейлу нападает собака, которая до крови ранит ей ногу и разрывает красное платье в клочья. Однако, когда Винс возвращается из больницы с вещами матери, оказывается, что платье в идеальном состоянии. Ночью Шейла слышит, как платье пытается вырваться из запертого шкафа. На следующий день она пытается вернуть его в магазин, но получает отказ от мисс Лакмур. Шейла пытается избавиться от платья. На ночной дороге ей преграждает путь манекен из универмага Dentley and Soper’s. Она пытается уйти от столкновения и погибает в автомобильной катастрофе.
Во второй истории, платье оказывается в магазине секонд-хенд, где его покупает мужчина, чтобы обрядить друга на мальчишнике. Платье переходит к мастеру по ремонту стиральных машин Реджи Спейсу. Его невеста Бабс находит платье и решает примерить. Несмотря на то, что платье до того налезло на жениха, оно снова идеально садится по фигуре носящего. После стирки повторяется история с поломкой стиральной машиной. А у Рэджи и Бабс на коже появляется уродливая аллергическая сыпь. Бэбс посещает универмаг Dentley and Soper’s, где платье замечают работники и пытаются настойчиво выпроводить девушку, ссылаясь на неопрятный вид платья. Однако Бэбс настаивает на обслуживании. Пока она находится в кабинке для переодевания, в магазине вспыхивает потасовка между двумя покупательницами. Быстро драка превращается во всеобщий хаос и разграбление. Платье покидает Бэбс и накрывает собой радиатор. Ткань вспыхивает и начинается пожар.
В финальной сцене, когда пожарный осматривает пепелище, неповрежденное маленькое красное платье лежит поверх сгоревших поверхностей.
“Маленькое красное платье”, или Одежда, которая убивает
Питера Стрикленда в Великобритании называют ключевой фигурой современного английского кино. Британские журналисты вверяют ему судьбу всего английского кинематографа ближайшего будущего. Стриклэнд делает необычное кино. В его фильмографии — румынский хоррор “Катлин Варга”, психологический триллер “Студия звукозаписи Барбериан”, лесбийская драма “Герцог Бургундии”.
И вот — новый шедевр: “Маленькое красное платье”. Хоррор вперемешку с черной комедией и специфическим английским юмором. Две новеллы, которые связаны между собой красной нитью красного платья.
Время действия — не понятное, то ли 70-е, то ли 80-е, а то ли наше время. В неком городке существует универмаг распродаж. Его поистине гипнотическую рекламу постоянно крутят по телевизору. Странные продавщицы, странный владелец (Ричард Бреммер). Однажды в универмаг приходит обычная сотрудница банка по имени Шейла (Марианн Жан-Баптист). Она немолода, недавно пережила развод. У Шейлы непростые отношения с сыном (Саймон Маньонда), и все ее мысли направлены на поиск мужчины, с которым можно было бы начать жизнь заново. Ей предстоит свидание, а тут — неимоверной красоты красное платье, мимо которого пройти невозможно! А еще хозяйка торгового зала (Сидсе Бабетт Кнудсен) — настоящая инопланетянка в готическом наряде, которая выдает непонятный по стилистике долгий текст с жутким (славянским? румынским?) акцентом. Но суть её речей сводится к тому, что это платье дожидалось именно Шейлу! Невероятным образом платье 36-го размера садится на плотную фигуру женщины, как влитое… Ну а дальше начинаются неприятности. Чудесное платье оказывается настоящим убийцей, и избавиться от него уже невозможно.
Искать смыслы в этом потрясающем фильме — бессмысленно, потому что их множество и на любой вкус. Это и детская страшилка про “платье- призрак”, и история о культуре потребления, которая возведена нашим временем в фетиш и о желании обладать красивой вещью. История про безумные сны, которые воплощаются. Наконец, это просто мистическая история ужасов о таинственном элитном бутике со зловещими продавщицами и платьем, которое преследует и убивает своих владельцев.
Смотреть картину — одно сплошное удовольствие. Визуальный ряд безупречен. Продавщицы с алыми ногтями и губами, одетые в черные готические платья, говорят загадками и чувственно намывают манекены. Дракулообразный хозяин этого убийственного бутика сражает обаянием монстра. Парящее в воздухе и развевающееся на ветру непобедимое красное платье ищет свою жертву.
Звук в фильме — это вообще отдельная история. Громкий шелест страниц каталога одежды, зловещий шепот продавщицы, усиливающееся гудение электроприборов, по которому догадываешься о неминуемой беде. Музыку для фильма написало берлинское трио “Cavern of Anti-Matter”, которое использует экспериментальную электронику в качестве основы своего звука.
Кстати, именно за звук (дословно — “За выдающийся художественный вклад в области саунд-дизайна”) первый фильм Стриклэнда “Варга” получил берлинского “Серебряного медведя”.
Есть мнение, что “Маленькое красное платье” (которое было представлено в программе на прошедшем 41-м ММКФ) — это “кино не для всех”, поэтому, наверняка, выйдет ограниченным прокатом и пройдёт для многих незаметно. Но я готова с этим поспорить и настоятельно рекомендую не пропустить это кино!
“Маленькое красное платье” в прокате — с 1 августа. Билеты — на “Киноходе”.
Маленькое красное платье
In Fabric
До «Маленького красного платья» ни один фильм британского визионера Питера Стриклэнда не был приобретён для проката в России, что в целом не удивительно: мягко говоря, очень специфический продукт для нашей страны. В Великобритании на периферии традиционного кинематографа вроде классических лент Дэнни Бойла и интеллигентных комедий со Стивеном Фраем сформировалось необычное ответвление, которое можно по аналогии с новой британской волной 60-х — 70-х годов XX века назвать «кинематографом злых людей» (вместо «рассерженных»). Это такие очень язвительные и при этом необычайно тонкие ребята вроде Бена Уитли и нашего героя Стриклэнда, которые делают кино, часто не укладывающееся в рамки традиционных драматургии, режиссуры и прочих эфемерных вещей. У них всё другое — и «Маленькое красное платье» видится вершиной «британского странного кино» (опять-таки, по аналогии с «греческой странной волной»).
Построенный на совершенно несочетаемых друг с другом материях, «В ткани» (более верный перевод оригинального названия In Fabric) рассказывает историю загадочного наряда, которым желают обладать все, но который непременно убивает любого, кто им завладеет. Можете считать это спойлером, но применительно к данному фильму, да и вообще фильмам Стриклэнда традиционные понятия сюжета и фабулы примеряются, как подковы к свинье. Творчество британского сумасшедшего гения вообще плохо поддаётся декодированию, даже в плане последовательности его творений: за этнохоррором «Каталин Варга» вышла эпитафия жанру джалло «Студия звукозаписи „Барбериан“», а перед «Маленьким красным платьем» Стриклэнд поставил лесбийскую БДСМ-драму «Герцог Бургундии». Откуда он вытаскивает эти жанры и сюжеты — угадать может разве что маленький цех «Битвы экстрасенсов».
Фильмы Стриклэнда построены на том, что Андрей Плахов назвал «новой вещностью»: у него совершенно удивительное, какое-то нечеловеческое ощущение природы каждого предмета на экране. На наших глазах невзрачное красное платьишко превращается не просто в главного персонажа фильма, а в какую-то внеземную, инопланетную сущность. И не в том плане, что у него отрастают щупальца или оно начинает светиться изумрудами, — оно реально оживает на наших глазах и становится почти осязаемым, не хватает разве что эффекта 3D для полноты ощущений. Описать, как этого достигает режиссёр, можно лишь в рамках большой киноведческой статьи — тут работает всё: ракурсы, окружающее пространство, цветокоррекция.
Но пожалуй, подвергнувшись рационализации, фильм потеряет всякую привлекательность. Он тем и хорош, что в рамках двух сюжетов, связанных предметом, вынесенным в название, создаёт какую-то особенную, похожую на нашу, но на деле совершенно иную вселенную, населённую абсурдными, сюрреалистичными, фантастическими персонажами. Однако жанр рецензии требует анализа, верно? Попробуем объяснить, что же так (или не так, как вам больше нравится) с этим странным фильмом, похожим на сновидение.
Первый сюжет — темнокожая немолодая женщина Шейла покупает платье перед свиданием вслепую с ухажёром из интернета. Она одинока, отягощена тупоголовым сыном-художником, рисующим члены и вагины, который ещё и притащил в дом белую (ауч) девушку шалав… шаловливого вида, чтобы показательно совокупляться с ней за закрытыми дверями назло деспотичной матери. Покупка вызывающего, вульгарного предмета одежды, контрастирующего с благородной натурой немолодой интеллигентки, становится неким протестом против общества, что пытается навязать ей свои правила, — так думает про себя Шейла. «Ха-ха-ха!» — говорит ей на это Стриклэнд.
Нет, конечно, не становится. Нелепый вычурный бунт навязан женщине извне, в том числе из психоделической рекламы, которую она смотрит по телевизору: злосчастное платье её зазывает купить инфернальный магазин неподалёку, куда ежедневно стекаются толпы покупателей (при том что в реальности он большую часть времени стоит полупустым). Там демонического вида продавцы-консультанты приседают на уши несчастной Шейле, развешивая сладкими речами маркетинговую лапшу, формулировки которой звучат так, словно их писал Говард Шульц, увлёкшийся чтением «Книги закона» Алистера Кроули. И конечно, вирус потребления поражает и отравляет жизнь героини и её окружения — сами увидите, каким образом (потому что вот этот как раз будет жёсткий спойлер).
Второй сюжет номинально продолжает тему одиночества Шейлы, выводя на сцену Реджи — немного нелепого специалиста по ремонту стиральных машин, который по стечению обстоятельств вынужден примерить это же платье. Жаль, именно во второй половине гротесковое многообразие фильма с его чисто английским юмором вроде жутковатых работодателей, подсчитывающих время, проведённое работниками в туалете, становится несколько избыточным. Может, виной тому эта граница между двумя новеллами, но целостность теряется — «Платье» рвётся на две части. На первой истории можно было бы поставить точку — кино вышло бы вполне завершённым. Зато у фильма отличный финал — такой же непредсказуемый, такой же сумасшедший и такой же прекрасный, как первая половина. Можно даже сказать, что мы становимся свидетелями конструирования «вселенной Питера Стриклэнда», в которой, на манер фильма «Паранормальное» Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона, легко связать сюжеты и героев предыдущих фильмов воедино.
Но лучшая часть фильма — разумеется, бутик, в котором платье ждёт своего нового хозяина (или свою новую жертву). Это такое средоточие стиля Стриклэнда — несколько абстрактное, похожее на театральную декорацию пространство, логика которого не поддаётся объяснению с точки зрения обывателя. Помимо заупокойно прекрасных продавщиц, похожих на невест Дракулы, в наличии и сам Дракула — директор магазина, фанат своего дела и любитель передёрнуть на собственные манекены, некоторые из которых неслучайно имеют кое-что общее с реальными людьми (снова риск спойлеров — смотрите и удивляйтесь сами). Директор выглядит как граф Орлок из «Носферату: Симфонии ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, а сам магазин навевает мысли о стилистике немецкого экспрессионизма, «Кабинета доктора Калигари» в первую очередь. Мы уже говорили, что Стриклэнд — фетишист; кино тоже может быть фетишем, как и одежда, не так ли?
Вот и в этот фильм можно буквально обернуться, как «в ткань» (следуя названию). Конечно, платье можно трактовать как символ общества потребления — безвкусное, лишённое индивидуальности, навязываемое странными людьми с извращённым вкусом (просто посмотрите). Можно как символ одиночества человека — которое убивает похлеще, чем курение и СПИД времён сексуальной революции. Можно просто как сверхъестественную хрень, у которой своя логика относительно истребления неугодных ей тварей божьих (не только человеческих особей). Но это всё от маркетологов, типа тех, что продают Шейле и Реджи злосчастный кусок ткани. Ведь настоящее кино не нуждается в объяснении — оно ощущается, чувствуется, смотрится. А слова оставьте книгам и Вуди Аллену.
Ваши мечты тихо сбудутся: «Маленькое красное платье» — фетиш-хоррор с колдовством и стиркой
1 августа в российский прокат выходит «Маленькое красное платье» — лента британского режиссера Питера Стриклэнда, в которой фигурирует платье-убийца, живые манекены и жуткий дух капитализма. Редактор сайта «Искусства кино» Алексей Филиппов изучил, что находится на разных этажах этого завораживающего универмага желаний и страхов современного человека.
Расплывчатые английские 1990-е, задекорированные под 1970-е. Разведенная работница банка Шейла (Марианн Жан-Батист) живет с сыном-художником Винсом (Джейганн Айех), который тоскует по отцу, нашедшему пассию помоложе, и, кажется, спит с моделью сильно старше (Гвендолин Кристи). За окном — вакханалия семейного и любовного праздника: вселенная готовится к Рождеству, в оплоте открыточной идиллии — местном универмаге Dentley & Soper’s — монструозная распродажа (долой 60–70% от цены). Превращенная мужниным равнодушием, сыновьим презрением и рабочей функциональностью в многозадачный ходячий манекен, Шейла ищет друга для сердечных встреч в газетной рубрике «Объявления». Для продуктивного ужина с одним таким кандидатом в суженые — лупоглазым афроамериканцем по имени Адонис (Энтони Адекум) — она приобретает в D&S уникальное красное платье. Разумеется, с кровавым секретом: наряд идеально сидит, излучает сексуальность, но оставляет подозрительное ярмо на груди и неистовствует в платяном шкафу. Очевидно, что без жертв не обойдется.
«Маленькое красное платье» британского визионера Питера Стриклэнда (в оригинале — In Fabric, то есть «В ткани») продвигают как городскую страшилку в эстетике джалло про платье-убийцу. Однако подлинный страх местного бытия не в смерти от рукавов сексуального наряда. Страшнее, разумеется, такая жизнь: Шейла — одинокий кружочек пенни в деньгохранилище потребления (воздуховод напрямую соединяет универмаг с ее банком); женщина, будто лишенная тела, помыслов и сексуальности, низведенная до масок «сотрудница» и «мать», неловко ищущая любви при помощи газетного прототиндера.
Платье с мистической историей (его единожды надела модель, затем погибшая) среди полок безысходности обещает долгожданную близость и выглядит оправданным риском (еще и по дешевке — со скидкой 60%). Мир In Fabric — это герметичная вселенная победившего фетишизма и тотальной торговли: вся местная одежда направлена на секс; современный художник Винс завороженно рисует гениталии возлюбленной; по телевизору нон-стоп крутят рекламу универмага, которая способна въесться в сны и мозги потребителей; банк пьет дивиденды из Dentley & Soper’s, как какой-нибудь вампир кровь.
«Маленькое красное платье».
Убийственный фетиш
Британские учёные доказали, что красный цвет производит на мужчин возбуждающий эффект («ногти, ногти покажи!» — следуют усиленные толчки), и главным персонажем «Маленького красного платья» британского режиссёра Питера Стриклэнда, собственно, и является, маленькое красное платье, которое оказывается на беду персонажам фильма платьем-убийцей.
В феврале этот фильм номинировался на Берлинале, но шкуру «Золотого медведя» не получил, хотя, на мой искушённый взгляд, он лучше победителя. Позднее, уже на весеннем ММКФ «Малое красное платье», выброшенное на прилавок фестиваля вне конкурса, произвело фурор.
Я там был (мёд-пиво пил, фильмы смотрел), и хочу сказать, что давно не наблюдал такого ажиотажа. «Маленькое красное платье» подействовало на кинокритиков и обозревателей как большая красная тряпка на быка. Огромная очередь выстроилась, а точнее, большая толпа собралась у входа в зал. В конце концов, желающие увидеть фильм, смели охрану и заполонили зал.
Все свободные места были заняты. Даже ступеньки по бокам — идти пришлось по головам — и я пошёл. Облюбовав пустой стол, припёртый к стене наверху, я на него сел.
Не обошлось без скандала. Одна девушка с билетом подошла слишком поздно. Она долго-долго, громко и бесполезно препиралась с занявшим её место. Доводы сидящего были просты — в большой семье клювом не щёлкают. Наглый кинокритичный бомонд, скопившейся в зале, его поддерживал. Но кроме билета у девушки был ещё неоспоримый аргумент — на премьеру она надела красное платье. В конце концов, какой-то джентльмен — их оказалось немного — уступил ей место. Фильм начался.
Бросилось в глаза предупреждение: «Чувство юмора обязательно» — на экране замелькали газетные объявления о знакомстве. Без чувства юмора, действительно, смотреть фильм не рекомендую. «Красное платье» — это чёрная комедия, исполненная в жанре фильма ужасов.
Объявление о знакомстве размещает англичанка африканского происхождения. От неё ушёл муж, сын уже взрослый, он студент и тоже скорее всего уйдёт. Негритянка решает с кем-нибудь связать жизнь. Чтобы выглядеть привлекательно, она покупает красное платье на распродаже — получается красное на чёрном. Стендаль бы одобрил такую палитру.
Действие происходит в восьмидесятые, в сезон предрождественских скидок. В ночь на Рождество часто происходит какая-то чертовщина. Платье приобретается в салоне у дьявольского кутюрье, который он похож на румынского Дракулу — у него сильный акцент. Его помощницы разговаривают витиевато, шекспировским языком — как тут не запастись модным трикотажем. Потом выясняется, что на поверку продавщицы оказываются ожившими манекенами. Бр-р-р, страшненько, мурашки по коже — с детства мне становится не по себе от манекенов.
У красного платья есть своя история — все, кто носил его до этого, мертвы, а само платье как новенькое. Дьявол, как известно, выбирает Prada, а prada такова, что расправившись с одной жертвой платье выбирает очередную. Эта история формата детских страшилок о гробе на колёсиках, красном пятне, руке, знамени и прочем атрибуте пионерского фольклора, только история эта для взрослых. Но, не думаю, что автор делал фильм таким уж простым.
Фетишизм превратился в опасную болезнь общества. Люди стали рабами вещей. Всё продаётся и покупается, в том числе и души — вот как можно расшифровать представленную в фильме аллегорию с красным платьем.