в чем смысл фильма круг
Круг восьми: Второй, третий и… тысячный шанс
За что я обожаю фильмы ужасов и мистику, так это за такие вот шедевры. Невероятная задумка, запутанный сюжет, идеальное воплощение и глубокий смысл, который по сути своей лежит на поверхности. И все это о фильме в стиле День сурка.
Бегло прочитав на фильм «Круг восьми» отзывы, я с удивлением обнаружила, что даже столь прозрачная идея так и осталась не понятой. А жаль… Возможно, стоит пересмотреть эту ленту как минимум пару раз, чтобы уловить ее уникальность. Хотя, если говорить по правде, идея–то совсем не нова.
Путаница начинается сразу…
Но чтобы разобраться в ней стоит, еще раз вспомнить сюжет фильма «Круг восьми». Итак, девушка по имени Джессика переезжает от своих родителей в большой город и въезжает в одну из квартир многоэтажного дома со странным названием «Данте». Хотя нет, это случилось чуть позже, а вначале….
Буквально за несколько минут до Нового года в полицию и пожарную службу поступает информация о том, что горит здание, которое раньше имело производственное назначение, а позже было переделано в жилое. Огонь бушует на крыше и верхних этажах, а из окна, расположенного на восьмом выпадает и разбивается насмерть молодая девушка.
Новая жизнь Джесс
Возможно, это происшествие случилось чуть раньше или позже, Джессика об этом не знает. Пока она едет в своей машине и подпевает голосу, звучащему из динамика. (Кстати, потрясная песня, задающая всей картине определенный ритм).
У нее отличное настроение, ее жизнь круто изменилась, она одна в большом городе. Впереди только радужные перспективы и планы. И все бы ничего, вот только странности начинают происходить буквально у порога загадочного дома Данте.
Основное правило дома Данте
Перенося коробку с пожитками, Джессика роняет в лужу зубную щетку и тут же знакомится с одним из жильцов Данте – красивым парнем по имени Эвон. Дальше ей предстоит встретиться с мрачным и несколько недовольным управляющим.
Он доводит до сведения героини ряд основных правил, которые должны соблюдать проживающие. В принципе, правило одно и оно довольно простое – ни под каким предлогом не заходить в архив, расположенный в подвальном помещении. Джессика удивлена, зачем ей архив?
Странные соседи
Но очень скоро навязчивость и экстравагантное поведение жильцов приводит героиню в легкое недоумение. Самое первое, что нарушило ее спокойное и приподнятое настроение это новенькая зубная щетка, которая лежала в квартире. Словно кто–то точно знал, что буквально пару минут назад Джесс обронила ее.
Мало того, в ее квартиру постоянно врываются какие–то люди, бегло рассказывают о себе и спешат выведать тайны, которые скрывает сама девушка. Но самое главное, они постоянно и очень настойчиво приглашают ее на вечеринку в честь встречи Нового года. Она должна состояться буквально через несколько часов на крыше дома Данте.
Столь необычное поведение все больше и больше смущает Джессику, однако события, которые произойдут позже, превратят ее жизнь в сущий кошмар и даже заставят усомниться в собственной нормальности.
Кто–то явно сошел с ума…
Конечно, сам сюжет фильма порой приводит в недоумение. Ну, почему позвольте спросить, после очередной гибели одного из жильцов, все остальные ведут себя так, как будто ничего не случилось. Более того, смотрят на Джесс с большим осуждением.
У девушки начинает складываться впечатление, что это она безжалостный маньяк–убийца, который крошит тела направо и налево, но почему–то совершенно ничего об этом не помнит.
И лишь только Эвон пытается успокоить героиню и просит ее лишь об одном – о безграничном доверии. Кроме того он обещает Джессике, что она однажды все поймет и сделает правильный выбор. Чего же хотят от нее все эти люди? Узнать это можно, только если досмотреть фильм «Круг восьми» до самого конца. И тогда, все становится предельно ясно.
Осторожно – спойлер
Приоткрою завесу тайны, ибо идея картины не даст мне спокойно спать. Итак, все завязано на младшем брате Джесс. Когда–то, неизвестно как давно это было, он погиб – утонул. А все потому, что сама героиня думала лишь о собственном спасении. Она боялась, что он окажется слишком сильным и утянет ее на дно. Потому она бросила парнишку, а сама выплыла.
Уже стоя на берегу, она яростно кричала полицейским и всем собравшимся зевакам, что поступила неправильно. Что у нее был шанс спасти брата, и она хочет вернуть все назад, чтобы исправить свою ошибку. Не знаю, каким способом, но произошло именно это.
Второй…и тысячный шанс
То есть, героиня снова бросила близкого человека ради собственного спасения. Более того, из–за ее поступка погибли еще семь ни в чем не повинных людей, а одна из них, между прочим, была беременна.
В том самом архиве, куда Джесс таки тайно пробралась, она нашла кучу новых зубных щеток и огромные ящики, доверху набитые микрофильмами с собственным участием. Но на ту минуту она даже не подозревала, что возвращается и переживает этот день уже не одну сотню тысяч раз.
Параллельный мир со своими правилами?
Как знать, быть может некоторые люди действительно получают шанс, который позволяет все изменить и спасти тех, кто совершенно случайно оказался в эту минуту рядом. Конечно, мысль на гране фантастики, но кто может категорично заявить, что где–то НЕ существует отдельная реальность, в которой можно исправлять ошибки? Причем реальность эта завязана только на одном человека.
А что же остальные? Как должно быть страшно им, точно зная о том, что произойдет дальше. Как больно смотреть на ничего не понимающего человека. Как трудно осознавать, что ничего нельзя сказать в открытую. И что от их желания ничего не изменится, а потом вновь и вновь переживать собственную гибель, отлично при этом ее осознавая. Хотя думается мне, что у судьбы не бывает случайностей и все те люди, которые многократно переживали этот ужас, тоже заслужили его.
Индивидуальное задание души
В фильме есть еще две потрясающие идеи. Одна – прослеживается в разговоре Джессики и Эвона, когда он рассказывает о своей теории по поводу вечности духа. И действительно, мир может полностью изменится, может пройти время, может поменяться даже оболочка, но душа остается прежней.
Жаль, что она забывает об этом и снова повторяет одни и те же ошибки. По сути, даже не нужно проживать один и тот же момент, чтобы понять это. Все мы приходим в эту жизнь с определенной целью, и, похоже, лишь единицы умудряются выполнить свое предназначение до конца, иначе мир наш был бы совсем другим.
Вечная любовь существует
Вторая идея вытекает из первой, хотя может существовать и отдельно. Это идея вечной любви, которая не иссякает, даже если проходят десятки и сотни лет. Вечные влюбленные всегда находят друг друга, какую бы жизнь они не проживали.
К сожалению, очень часто именно неверные поступки и ошибочный выбор приводит к тому, что собственная половинка так и растворяется в небытие. Но будет новая жизнь, новый шанс, еще одна, возможно стотысячная попытка, и все, наконец, станет на круги своя. И тогда те, кто были вовлечены в круговорот помимо своей воли, останутся в живых, а те, кто осознал свою любовь, уйдут в иную, надеюсь, гораздо лучшую жизнь.
Вот такой у меня получился странный обзор фильма «Круг восьми». Подозреваю, что он не менее запутанный, чем сама картина. Потому желаю приятного и очень внимательного просмотра. Возможно, перед вами раскроется еще одну невероятная тайна.
2 комментариев
Да нет в этом фильме никаких «глубоких смыслов», «лежащих на поверхности». Дом — вариант дантевского «ада», отсыл к «восьми кругам». Героиня, попадая туда, вероятно, уже мертва (душа ее этого не понимает), и не важно, как она умерла, — она начинает расплачиваться за свой грех, проживая ужас и кошмар. Другие обитатели дома — аналогично, их истории не известны, но, кто хочет, может пофантазировать. Круг возмездия разорвется, и душа успокоится, когда она исправит ошибку, искупит. Что и происходит в финале. Не сказать, чтобы уж очень замысловато.
Эх, вся фишка в том. почему она сюда попала и почему не может выбраться из замкнутого круга.
Режиссер «Игры в кальмара» об идее сериала: «Это история неудачников»
Страна: Южная Корея
Жанр: триллер, дорама, хоррор, детектив
Год производства: 2021
Режиссёр: Хван Дон-хёк
Актёры: Ли Джон-джэ, Пак Хэ-су, Чон Хо-ён, Анулам Трипати, О Ён-су и другие.
Смысл сериала «Игра в кальмара» (Squid Game) явно должен быть очень глубоким и многогранным — так думают многие, наблюдая за ажиотажем, который царит вокруг него по всему миру. На первый взгляд фильм может показаться поверхностным. Но это не совсем так. Он заставляет задуматься, в нём есть символы и скрытые подсказки. Хотя, по большому счёту это качественно сделанный из множества штампов триллер, цель которого — взбудоражить и развлечь зрителя.
Феномен сериала «Игра в кальмара»
«Игра в кальмара» меньше чем через месяц после выхода стал самым популярным сериалом стриминговой платформы «Netflix». Интересно, что средства в раскрутку проекта за пределами Южной Кореи, где он произведён, практически не вкладывались — информация о нём распространялась вирусно, через социальные сети. Важную роль сыграло то, что сериал был продублирован на тридцати четырёх языках — благодаря этому люди из других стран более охотно вовлекались в просмотр.
У «Игры в кальмара» сотни тысяч поклонников по всему миру. Интернет завален фанатскими видео на тему игр, которые были продемонстрированы в сериале. Основная аудитория — подростки, наиболее активная из всех возрастных категорий. И в том, что удалось зацепить прежде всего её, один из секретов популярности проекта среди всех остальных.
Под хештегом #squidgame в TikTok, основными пользователями которой как раз являются подростки, опубликованы миллиарды клипов-мемов на тему «Игры в кальмара». Оттуда неудержимый поток хайпа хлынул и на другие площадки. К середине осени этот сериал стал самым популярным в мире — его посмотрели больше 110 миллионов человек. Если же учитывать тех, кто пользуется пиратскими ресурсами, то это количество можно смело умножать минимум на два.
Проект, конечно, не задумывался как сериал для подростков. Создатель «Игры в кальмара» Хван Дон-хёк, для которого хайп вокруг его детища, как и для многих, стал полной неожиданностью, ориентировался на взрослых корейцев, которым, как и ему, хорошо знакома тёмная сторона капитализма — режиссёр не раз бывал в шкуре погрязшего в долгах неудачника. Сценарий фильма он безуспешно пытался продать в течение десяти лет, пока ему наконец не повезло. По иронии, его бешеному взлёту поспособствовал один из самых крупных капиталистических гигантов — компания «Netflix».
История, придуманная Хван Дон-хёком, как и в случае с не так давно прогремевшим южнокорейским хитом «Паразиты», получилась универсальная — понятная детям и взрослым, корейцам и представителям других национальностей. Причём в обоих фильмах, если знать значение некоторых сугубо национальных деталей, смысл может немного измениться.
Сериал с учётом реалий мирового экономического кризиса смотрится вполне себе злободневно и современно — пожалуй, за десять лет сюжет только «настоялся». Режиссёр отмечает, что пандемия COVID-19 усугубила неравенство между классами в Южной Корее и во всём мире, что сделало сериал более реалистичным. Универсальность и современность «Игры в кальмара» тоже можно отнести к решающим факторам успеха.
О чём сериал
Главный герой сериала — неудачник Сон Ги-хун. Он разведён, живёт с матерью, пользуется её деньгами, чтобы участвовать в азартных играх, но постоянно оказывается в проигрыше. Он задолжал уже крупную сумму. Однажды в метро он встречает странного человека, который даёт ему визитку с контактами организаторов игры, где есть шанс получить большие деньги.
И вот Ги-хун вместе с несколькими сотнями таких же отчаявшихся должников, в число которых входит его друг детства, участвует в смертельных схватках на выживание и приз в 45,6 миллиардов вон.
Шоу сделано специально для богачей, которым всё наскучило и которые желают увидеть незабываемое зрелище. Каждый этап — какая-то детская забава, хорошо знакомая корейцам. Проигравших жестоко убивают. Игра продолжается, хотя у участников есть возможность отказаться от неё большинством голосов. Параллельно мы наблюдаем историю детектива Хвана Чун-хо, который разыскивает своего пропавшего брата и проникает в логово организаторов игры.
Будет ли продолжение
Будет. Создатель и сценарист картины Хван Дон Хек ссобщил в интервью изданию The Associated Press, что собирается приступать к съемкам второго сезона. Платформа Netflix пока официально не подтвердила эту информацию. Сроки съемок второго сезона «Игры в кальмара» еще не определены.
Идея фильма
Вряд ли стоит искать в сериале скрытые идеи: здесь всё лежит на поверхности, содержание довольно прямолинейно.
Смысл фильма «Игра в кальмара» в следующем. Нам показывают изнанку капиталистического общества, в котором люди, доведённые до отчаяния, готовы убивать друг друга в погоне за золотым тельцом, а сильные мира сего в борьбе со скукой наблюдают за этим и делают свои ставки.
Режиссёру пришла идея «Игры в кальмара», когда он сам, как и главный герой, жил со своей матерью и испытывал острую нехватку денег. Источником вдохновения послужили японские манги о выживании в духе «Королевской битвы». Хван Дон-хёк прямо говорит в интервью: «У меня было желание написать историю, которая бы стала аллегорией на современное капиталистическое общество, где конкуренция изображена в её неприглядном, экстремальном виде. Я хотел использовать персонажей, которые мы часто встречаем в нашей жизни… Это история о неудачниках».
Главный герой и его друг детства — это разные ипостаси режиссёра. Хван Дон-хёк успел побыть в шкуре и того, и другого: его, как и Ги-хуна, вырастила малоимущая мать-одиночка и, как и Сан-ву, он окончил престижный Сеульский национальный университет, на него были возложены большие надежды.
Суть в том, что ни тот, ни другой не находит счастья в современном обществе — оба погрязли в долгах и обеспокоены лишь материальной стороной жизни. Не только у них, но и у всех участников игры культ денег возведён в абсолют. Тоже самое и у организаторов, и у обеспеченных зрителей игры. Сам её создатель старик О Иль-нам в конце даёт объяснение, что придумал всё от скуки — хотел развлечь и себя, и своих богатых партнёров, пытался вернуть утраченный вкус к жизни.
Этот вкус жизни, радость беззаботного пребывания на этой прекрасной планете символизируют весёлые детские игры. Но их смысл извращается благодаря тому, что они помещены в систему, где конкуренция и жестокость имеют первостепенное значение. Выживает сильнейший — любви, дружбе, состраданию здесь места нет.
Этой жестокой игрой поглощены все — настолько, что, имея такую возможность, не в силах отказаться от участия, даже понимая, что шансы выжить чрезвычайно малы. Заметим, что в конце Ги-хун, несмотря на весь произошедший ужас, продолжает играть. Содержание его беседы со стариком Иль-намом — очередной этап. Они заключают пари, спасёт ли кто-то замерзающего на улице человека. При этом Ги-хуну не приходит в голову самому прийти на помощь. Он даже не делает попытку использовать деньги для добрых дел: спустя целый год терзаний, он по сути просто перекладывает ответственность вместе с чемоданом с выигрышем на мать Сан-ву. А желание быть вместе с дочерью перекрывается неосознанным желанием вернуться в игру под предлогом наказания виновных и восстановления справедливости.
Зашоренность, концентрация на себе, своём выживании и своей выгоде не даёт участникам действовать сообща. Никто из организаторов не говорил, что выжить должен только один. Игроков всё время провоцировали на убийства, и они охотно на эти провокации поддавались.
А ведь как минимум два испытания могли пройти все участники. Например, на стеклянном мосту стоящий позади игрок мог страховать идущего впереди, обхватив его или держа за руку. Для надёжности все могли взяться за руки и создать живую цепочку. А условие игры в шарики звучало так: нужно забрать все шарики соперника. А значит можно просто обменяться шариками — тогда все будут в выигрыше. Не говоря о том, что всегда можно прекратить испытания большинством голосов.
Всё похоже на попытку поймать призрака: бедняки пытаются добыть побольше денег, которые в итоге оказываются бесполезны, а богачи, имеющие их в достатке, не знают, как им жить дальше, тщетно пытаются себя развлечь.
Сериал можно было бы назвать антиутопией, но общество, показанное в нём, не является выдуманным с целью предупредить, какая участь может нас ждать в будущем. Всё, что происходит в фильме, происходит на нашей планете в настоящее время, пусть и не точно в том же виде.
Но суть та же: конкуренция, эгоизм, жестокость, предательство, бесполезная погоня за наживой, тотальное отсутствие счастья и любви. Элементы такой капиталистической антиутопии в реальном времени есть в жизни чуть ли не каждого.
Символы и скрытые подсказки
Денежное солнце
Над головами участников висит огромная копилка, подсвеченная жёлтым светом. Игроки смотрят на неё, мечтая о том, как всё будет хорошо, когда они выиграют. Эта копилка буквально заменяет им солнце. Вместо тепла, света, радости — деньги, деньги и ещё раз деньги.
Гроб в подарочной упаковке
Охранники кладут тела убитых в чёрную коробку с розовой лентой. Арт-директор сериала Чэ Кён-сон дала этому объяснение. По её словам, создатель игры мнит себя богом. И такое оформление гроба — своеобразное проявление его извращённой милости. Он как бы говорит проигравшему: «Это мой тебе подарок». Режиссёр дополняет эти слова ещё одним скрытым смыслом: чёрный и розовый — это цвета, характерные для руководителей в офисах.
Кадр из сериала.
Игрок под номером 001
О Иль-нам — главный организатор игры. В сериале есть множество деталей, которые на это намекают. Это, например, номер игрока — 001. С чего вдруг больной старик оказался первым кандидатом в игре на выживание? Даже его имя на корейском буквально означает «первый человек».
В испытании «светофор» свечение вокруг фигуры Иль-нама не такое яркое, как вокруг остальных игроков. Это, возможно, означает, что его движения не сканируются и он в относительной безопасности.
Когда детектив Чун-хо находит папку с данными об игроках, в ней на первом месте лежит анкета игрока 002 вместо 001.
В испытании «перетягивания каната» замка на руке Иль-нама нет — похоже, он мог в любой момент просто отпустить канат.
Когда после отбоя между игроками начинается резня, охрана прекращает её только тогда, когда остановиться умоляет старик Иль-нам.
Цвета
Конверты, в которые предлагает сыграть Ги-хуну вербовщик в метро, имеют цвета, идентичные форме игроков и охранников — синий и розовый. Главный герой выбрал синий и оказался участником испытаний. Возможно, если бы он взял другой конверт, стал бы надзирателем. Ведь мы знаем, что охранники на игре — тоже обычные люди, нуждающиеся в деньгах.
Синий и розовый — ещё и референс в сторону культовой «Матрицы» с её красной таблеткой, дающей пробуждение от коллективного сна, и синей, возвращающей неведение. Но не только. Есть ещё японская страшилка, перекочевавшая в Корею про жуткого человека-монстра по имени Ака Манто. Он появляется, если зайти в последнюю кабинку школьного туалета и обнаружить, что туалетная бумага закончилась. Ака-Манто предлагает на выбор синюю или красную бумагу. Если выбрать красную, монстр убьёт нуждающегося максимально кровавым способом, а если синюю — наоборот, высосет всю кровь.
Получается выбор без выбора. Ещё один намёк на то, что по какую бы сторону в игре ты не находился, разницы особой нет. Эта мысль перекликается с идеей культового фильма «Платформа», смысл которого в том, что все мы существуем в жестких рамках социальной системы.
Предсказанные смерти
Круг, треугольник и квадрат
Это символы на масках охранников и на визитке организаторов. Кругом помечаются рабочие, которые готовят еду, избавляются от трупов и т. д. Треугольник — знак солдата. Они вооружены и должны следить за порядком. Носящие маски с квадратами — представители начальства, менеджеры. Именно такой смысл закладывал в эти символы режиссёр (информация из интервью).
Смысл концовки
Концовка «Игры в кальмара» не позволяет дать однозначной трактовки. Режиссёр явно хотел закончить все сюжетные линии, но ему пришлось оставить открытый финал. Ясно одно: Ги-хуна не отпускает игра. Он плотно в ней увяз. Герой покрасил волосы в розовый свет — и это тоже символ. Это может означать кипящую в нём ярость. Но разгадка может быть и в том, что Ги-хун уже фактически на стороне надзирателей и продолжит в этой роли действовать в следующем сезоне. Изменение внешности персонажей может означать и перерождение личности, но до этого явно далеко.
Иль-нам тоже остался игроком до самой смерти в финале, уверенный в том, что человечество безнадёжно.
Смысл концовки сериала «Игра в кальмара» можно изложить так: игра не закончена, антигуманная система продолжает работать, новые жертвы неизбежны.
Фанатские теории
Интернет полон рецензий с другими объяснениями концовки, подробными разборами неясных моментов сериала и фанатскими теориями по нему. Так, одна заключается в том, что старик Иль-нам, организатор игры, является отцом Ги-хуна. Именно поэтому он проявлял к нему заботу и симпатию, поэтому оставил в живых в испытании с шариками. Нам известно, что Ги-хун рос без отца, у него, как и у сына Иль-нама, непереносимость лактозы.
Ещё одна теория состоит в том, что люди в розовых костюмах являются победителями прошедших игр. Ведь брат детектива, влившийся в ряды организаторов, тоже был победителем.
Одиночкам здесь не место: чем закончилась антиутопия «Лобстер»
Страна: Ирландия, Великобритания, Греция
Жанр: фантастика, триллер, драма
Год производства: 2015
Режиссёр: Йоргос Лантимос
Актёры: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден, Оливия Колман, Джон Си Райли
Фильм «Лобстер» (The Lobster) – антиутопия, переносящая зрителя в общество, где не существует полутонов, есть только чёрное и белое. Идея сценария достаточно интересная, однако сам фильм на любителя. От фантастики здесь только время происходящего, классическим триллером не пахнет, остаётся лишь драма. При этом в фильме заложен глубокий скрытый смысл, раскрыть который поможет подробный разбор содержания и концовки.
О чём фильм
Прежде чем переходить к трактовке смысла, кратко расскажем о самом фильме. Итак, «Лобстер» — это антиутопия, события которой происходят в обозримом будущем. Зрителю представлено серое общество, где всё должно быть однообразно и следует определённому кругу жизни. В частности, здесь у всех должна быть пара. Одиночки автоматически причисляются к людям второго сорта.
Мир «Лобстера» устроен так, что пара у каждого должна быть в любом случае, поэтому одиночек ждёт один из двух вариантов:
Главный герой «Лобстера» – Дэвид. После развода мужчина оказывается в отеле для одиночек. При предварительном собеседовании, он сообщает, что хочет стать лобстером. По меркам персонала отеля, выбор необычный, ведь большинство одиночек делают выбор в пользу собак. Сам герой мотивирует решение тем, что у лобстеров аристократическая голубая кровь, и они живут до 100 лет. В отель Дэвид пребывает вместе со своим братом, который не смог найти себе пару и теперь живёт в образе собаки.
Жизнь в отеле строится по своим правилам. У всех постояльцев есть 45 дней, чтобы найти пару. Однако этот срок довольно условный, учитывая, что гости ежедневно отправляются в ближайший лес охотиться на одиночек. Каждый пойманный одиночка продлевает время пребывания в этом сомнительном местечке на 1 день. Поэтому удачливые охотники могут находиться здесь практически вечно, как например, Бессердечная Женщина.
По вечерам здесь проводятся собрания, сильно напоминающие заседания общества анонимных алкоголиков. Новички рассказывают о своих особенностях, чтобы быстрее найти себе пару по схожему признаку. Звучит классическая музыка, разыгрываются сценки, наглядно показывающие, что мужчинам и женщинам лучше жить вместе.
Время пребывания Дэвида в отеле истекает, но партнёра найти он так и не смог. Тогда герой решает сжульничать. Он притворяется безэмоциональным и сходится с Бессердечной Женщиной. Однако избранница постоянно проверяет своего кавалера, выводя его на эмоции. Ради этого она убивает собаку главного героя. Дэвид плачет, за это Бессердечная Женщина обвиняет его в мошенничестве, и тащит к администрации отеля, чтобы в наказание перевоплотить в самое непопулярное животное.
Дэвид сбегает, предварительно перевоплотив Бессердечную Женщину в какое-то животное (в какое – он не рассказывает). Он скрывается в лесу и примыкает к сообществу одиночек. Здесь всё наоборот. Никакие отношения не приветствуются, каждый сам по себе и никогда не протянет руку помощи другому. По иронии судьбы, именно среди одиночек Дэвид встречает близорукую женщину, в которую влюбляется по-настоящему. Пара готовится сбежать, чтобы жить в городе. Однако о планах узнаёт Лидер одиночек, которая ослепляет избранницу Дэвида, устранив единственное, что их связывает – близорукость.
Однако этот факт героя не останавливает. Он связывает Лидера, оставляя её на растерзание бродячим псам, а сам вместе с избранницей сбегает в город. Его план прост. Он хочет также ослепить себя, чтобы быть вместе со своей пассией. Финал «Лобстера» переносит нас в кафе, где герой собирается выколоть себе глаза ножом для мяса. Потом темнота, титры, фоном идёт пение и звуки бриза, конец. Какова разгадка этой вакханалии, происходящей на экране? Попробуем разобраться.
Расшифровка сюжета
Объяснение концовки можно поискать в самом фильме, рецензия на который не открывает всей глубины и абсурдности общества, которое в нем показано. Начнём с того, что само содержание фильма «Лобстер» указывает на то, что здесь все лгут. Придуманные непонятно кем законы, что у каждого должна быть пара, не работают. В самом начале женщина убивает осла. Здесь можно предположить, что это её бывший супруг, которому она мстит за былые измены или обиды.
В самом отеле дела обстоят не лучше. В течение всего фильма ни разу не звучит слово любовь. Вывод простой – её в этом мире просто нет. Те, кто живут в городе и якобы находятся в браке, просто боятся остаться одни. Пары создаются не по взаимной симпатии, а на схожести партнёров. Здесь все именно партнёры, а партнёрство всегда предполагает взаимовыгодное сотрудничество, что, собственно, и происходит.
Постояльцы отеля придумывают себе схожие признаки, чтобы не превратиться в животных. Яркий пример – Джон, который регулярно разбивает себе нос, чтобы стать похожим на девушку с носовым кровотечением. При этом избранница отлично понимает, что её партнёр лжёт. Именно поэтому она отвешивает пощёчину Дэвиду, который прибывает к паре на яхту, чтобы рассказать партнёрам об истинном положении вещей.
На фоне лжи пар и постояльцев отеля можно сделать вывод, что одиночки – идейные борцы сопротивления, которые пытаются отстоять индивидуальность каждого члена общества. Однако это не так. Это тот же отель, только наоборот. Здесь запрещены любые отношения между одиночками, проявивших чувства жестоко карают. При этом сама Лидер нарушает принципы возглавляемого ей сообщества. Она поддерживает отношения с родителями, берёт с собой в гости других одиночек, который разыгрывают на этих встречах влюблённые пары.
Поэтому общий смысл антиутопии заключается в том, что отель и лес – это две стороны одной медали. Чёрное и белое, которые не могут существовать друг без друга. При этом никаких полутонов в «Лобстере» нет. Обратите внимание, что в отеле запрещены бисексуальные отношения, отсутствуют половинчатые размеры обуви: только 44 или 45, никаких 44.5.
Также очень странный момент, что отношения строятся именно на физиологических особенностях. Хромые могут жить только с хромыми, косые с косыми, близорукие с близорукими. Именно на эти индивидуальные особенности обращают герои этой антиутопии. Если убрать схожесть, пара распадётся. Это хорошо прослеживается в ситуации, когда Лидер ослепляет избранницу Дэвида. Сначала женщина старается скрыть свою слепоту, потом признаётся. Мужчина, который до этого души не чаял в своей избраннице, быстро охладевает к ней. Он больше не приносит ей кроликов, поэтому девушка сидит голодной. Получается, что внешнее сходство гораздо важнее любых душевных терзаний и сердечных мук.
Дэвид даже готов пожертвовать собственным зрением, чтобы стать похожим на свою партнёршу. Однако решившись на членовредительство, сможет ли герой довести задуманное до конца? Попробуем найти этому объяснение в финале.
Смысл концовки
Перенесёмся в конец фильма «Лобстер». Герой решает ослепить себя, чтобы быть вместе со своей избранницей, и обосноваться в городе. Шаг отчаянный, но в реальности бесполезный. Находясь среди одиночек, пара привыкла общаться невербально, разработав своеобразный язык жестов. Им важно видеть друг друга. Если Дэвид выколет себе глаза, наступит просто темнота. Не будет ничего из того, к чему он привык.
Более того, он всё время пытается подстроиться под законы общества, в котором находится. В отеле он безоговорочно принимал все правила администрации и решился на мошенничество, лишь поняв, что не сможет найти пару. Среди одиночек он также принял правила игры, и не вступал в противоречия с Лидером. Поэтому концовка фильма «Лобстер» может иметь два объяснения.
Первая – Дэвид не смог искоренить в себе принципы и мораль общества, в котором живёт. В этом случае ему необходимо добиться схожести с партнёром. Тогда он решается и выкалывает себе глаза. Дальше наступает темнота, в которой партнёры не находят друг друга, и их снова помещают в отель как одиночек. На это указывает классическая музыка, звучащая на фоне титров, а потом звук морского прибоя – слепой Дэвид не нашёл пару, став лобстером.
Второй – мужчина просто испугался. Его подруга сидит в одиночестве и ждёт, когда её партнёр будет похож на неё. Однако Дэвид понимает, что, ослепив себя, не сможет жить нормальной жизнью. Поэтому он просто сбегает из кафе, как до этого из отеля и лагеря одиночек. Его женщину сдают в отель, где она также не может найти себе партнёра, и в память о Дэвиде становится лобстером.