в чем смысл фильма китобой
Рецензия на фильм Филиппа Юрьева «Kitoboy»: Чукотский американ бой
Драма «Kitoboy», завоевавшая главный приз секции «Дни Венеции» на Венецианском кинофестивале, была показана на «Кинотавре» 17 сентября 2020 года. В российский прокат лента выходит 8 октября 2020 года. Режиссёр: Филипп Юрьев. В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус, Владимир Любимцев и другие.
Для фильма, который открывается песнью Джонни Кэша про разбитое сердце, а заканчивается обманом смерти, «Китобой» Филиппа Юрьева удивляет своим жанровым многообразием. Суровый северный броманс и приключенческий сюжет в духе Даниэля Дефо соседствуют с экзистенциальной драмой и яркими комедийными моментами в такой же близости, как и Чукотка с Аляской. Кажется, ещё несколько лет назад сомнительная теорема о том, что чем дальше от Москвы рождаются дебюты, тем они оригинальнее и с художественной точки зрения более аутентичны, теперь уже точно приобретает статус аксиомы.
В жизни обычной молодёжи, проживающей вдоль Чукотского моря, не так много радостей. Искупаться в горячих источниках, покататься по безлюдным живописным дорогам на стареньком мотоцикле, да и всё впрочем. Кому-то, конечно, удовольствие приносит ещё и основной промысел региона – охота на китов, но назвать это занятие развлечением всё же не получится. На краю света будто бы мир и закончился. Однако всё меняет коварный вестник прогресса, в кои-то веки добравшийся и до Чукотки. В посёлке провели интернет, и Лёшка, главный герой, вкусил его прелести, стирающие границы между странами и понятиями приличия, первым же делом.
Лёшка влюбляется девушку из видеочата (её играет Кристина Асмус), транслирующую в прямом эфире всю себя практически обнажённую из далёкого американского Детройта. Для молодого парня, воспитанного предельно маскулинным обществом, отсутствие девушки в его зрелом возрасте всё больше не даёт покоя. С лучшим другом они даже всерьёз обсуждают вариант заказать проститутку из самого Анадыря, вот только кто согласится лететь к ним пять часов ради часа работы. Однако даже когда Лёшке выпадает реальный шанс наконец лишиться девственности, он даёт по тормозам – в его сердце уже поселилась та единственная: молчаливая блондинка с экрана монитора. И поскольку, как местные рыбаки любят говорить, до Аляски тут рукой подать (а там уже и Канада, а потом ещё совсем чуть-чуть и будут Штаты) Лёшка решается на самый смелый поступок в своей жизни.
Дебют Юрьева неизбежно будут сравнивать с прошлогодним дебютом Григория Добрыгина (надеемся, его «Sheena667» всё-таки доберётся до наших кинотеатров), ибо обе истории про провинциального парня, который влюбился в американскую девчонку из сети. Но если у Добрыгина вышло такое добротное и уникальное в своём роде российское инди-кино, то у Юрьева за счёт совершенно другой культурной среды и всё ещё несравнимой самобытности выбранной локации картина получилась совершенно иной эстетической силы. Азиатская Россия всё же сильно отличается от европейской, и это отличие «Китобой» наглядно демонстрирует, предлагая интереснейший срез относительно дикой жизни, не тронутой многими благами цивилизации, без которых большинство людей из центральной полосы уже не представляют своего быта. В этом плане Филипп Юрьев продолжает традицию якутского кинематографа, всё больше привлекающего к себе внимания зрителей и критиков со всей страны (в этом году впервые в истории представлен фильм производства этой республики на «Кинотавре»). «Китобой» также использует региональный традиционализм и «незнакомый» образ жизни местного населения как точку входа в мир нового, совершенно упоительного отечественного кинематографа.
Юрьев прекрасно демонстрирует своё умение считывать тонкую и неуловимую материю кино. С самых первых кадров, когда камера с опьяняющим покачиванием следует за героиней Асмус по залитым красным неоном коридорам, становится ясно, что постановка у этого фильма ещё сможет удивить. И действительно: дарденновская манера крупных планов с подвижной ручной камерой сочетается с невозмутимыми, величественными кадрами природы – горные массивы, излучающие мудрость поколений, извилистые дороги, символизирующие непредсказуемость судеб, бескрайнее бушующее море, олицетворяющее гнетущую свободу и неукротимую тревогу местной молодёжи.
Оператор Михаил Хурсевич делает всё возможное, чтобы визуальное оформление фильма также являлось одной из сильнейших сторон «Китобоя». Особенно это касается съёмки в движении, будь то и впрямь гипнотические эпизоды рассекания морской глади на лодках, или проезды на мотоцикле под сладкую, словно бы специально контрастирующую с брызгами солёного моря, музыку американской попсы. Да и в целом музыкальные решения по своему характеру, своевременности и способности превратить определённую сцену в настоящее кинематографическое удовольствие, первым делом навеивают ассоциацию с культовым «Драйвом» Николаса Виндинга Рёфна. Здесь так же Юрьев использует музыку как мостик, по которому легко получается возвращаться к фильму и его конкретным сценам после просмотра.
«Китобой» — пример заметного и неординарного авторского кино родом из России (за что неспроста и был награждён в Венеции). Этот фильм по визуально-художественным особенностям можно сравнивать и с «Как я провёл этим летом» Попогребского, и с «Левиафаном» Звягинцева, и с картинами Дворцевого, Хомерики и даже Лунгина. Однако всё это нисколько не умоляет достижений фильма, который при всех ассоциациях и сравнениях всё равно ощущается глотком свежего воздуха. А мастеровитая концовка вкупе с уверенной постановкой и вовсе устанавливает Юрьева как одного из наиболее амбициозных режиссёров будущего.
Вадим Богданов, InterMedia
Бивни цифрового мира: фильм «Китобой» как симулятор Чукотки
На завершившемся недавнем Трансильванском кинофестивале главный приз получил дебют Филиппа Юрьева «Китобой», в прошлом году отмеченный в Венеции и на «Кинотавре». В смотре принимают участие дебюты и вторые картины, а главный приз — €10 000, которые пригодятся для следующего проекта. В прошлогоднем «российском» номере ИК о фактуре и иллюзиях фильма размышлял Алексей Филиппов.
«Там вот — Аляска, а вон там вот — Чукотка. Америка — Россия. Прошлое — будущее»,
— браконьер показывает китобою Лешке (Владимир Онохов) острова Большой и Малый Диомид, которые разделяют четыре километра, а также государственная граница и часовой пояс, линия перемены дат.
Полнометражный дебют Филиппа Юрьева, получивший в венецианской программе «Дни авторов» главный приз, а на «Кинотавре» — за режиссуру, за лучшую мужскую роль (Онохов) и диплом Гильдии киноведов и критиков, — тоже линия перемены дат. Налево посмотришь — упрешься в зрачок цифрового Моби Дика, историю о рисковой одержимости, замещающей смысл жизни. Похожий роман с модемом аккурат в прошлом году разыгрывал Григорий Добрыгин в заснеженной трагикомедии Sheena667, лишенной природного, «первобытного» флёра Чукотки. Направо посмотришь — наткнешься на кости Левиафана, напоминающего о бесперспективности российской жизни. Сюда Юрьев, правда, даже не косится: пускай среди референсов была морозная строгость Звягинцева и его оператора Кричмана, государственное и социальное выброшены за борт. Об этом больше можно вычитать в сценарии Елизаветы Симбирской «Сезон охоты», который должен был стать новым драфтом фильма Kitoboy, но Юрьев все отмотал назад, а сценаристку даже не поблагодарил в титрах за годы альтруистичной неоплачиваемой работы — о чем с опозданием покаялся у нее в комментариях.
«Китобой»: Любви охота
Рецензии на фильмы >>
Этно-притча о нежных чувствах к женщине и к родине
«Китобой» Филиппа Юрьева , получивший на фестивале в Венеции Гран При параллельной программы Venice Days и отмеченный на «Кинотавре» призом за лучшую режиссуру, наградой за лучшую мужскую роль и дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков, выходит в российский прокат. Екатерина Визгалова рассказывает, почему дебютная работа Юрьева действительно достойна высоких наград и особенного внимания зрителей.
Российскую Чукотку отделяют от американской Аляски 86 километров. Пять часов на моторной лодке, и ты уже там, в Америке. 15-летний Алешка (Владимир Онохов) из поселка Лорино, что на берегу Берингова моря, мечтает попасть в Америку, а точнее – в Детройт, ведь там живет его любимая девушка Hollysweet_999 (Кристина Асмус ). С тех пор, как он увидел ее на сайте вебкам-моделей, сразу полюбил, и он ей, кажется, тоже понравился. Хотя девушка и не говорит об этом прямо, но очевидно все понимает и отвечает нежной приветливой улыбкой.
Алешка один из морских звероловов, добывающих китов и моржей. Такой промысел коренных народов севера легален, поскольку необходим для выживания. Охотятся на кита лишь самые умелые, а кормится от пойманного животного весь поселок. Убитого кита закрепляют тросом за хвост и вытягивают из моря трактором. Затем без спешки разделывают прямо тут, на берегу, и каждый житель получает свою долю мяса, унося ее в ведрах и тазиках. Тем, кто не может прийти сам, его часть добычи принесут на дом. Алешка как раз этим и занимается после охоты – развозит занятым и старикам темно-красное китовое мясо. Мальчик и сам живет с дедом, который вот-вот намеревается умереть, вроде как чувствует. «Завтра умру», – говорит дед. «Завтра мне некогда», – отвечает Алешка.
Околдованный Hollysweet_999 парень мечтает перебраться на Аляску (а там уж и до Детройта недалеко), хотя понимает опасность: только вчера хоронили кого-то из местных, подстреленного пограничниками. И все-таки однажды обстоятельства, подстегиваемые сложными для его наивного сердца чувствами, вынуждают парня на отчаянный поступок – бежать через Берингов пролив навстречу неизвестному.
В первую очередь, «Китобой» – кино об ожидании первой любви, очень чистой и очень чувственной. Дебютант Филипп Юрьев, окончивший во ВГИКе мастерскую Алексея Учителя , образно рифмует сексуальное поведение юноши с суровым китобойным промыслом. Охота у чукотских мужчин не носит характер демонстрации силы и брутальности. Они охотятся почти молча, без суеты кидая гарпуны в морского зверя. Чукчи движимы первобытным основным инстинктом – выжить, сохранить жизнь племени. И кровь, вытекающая из кита в море, – словно кровь убитой невинности, необходимая для того, чтобы продолжить род. Наиболее ярко образы женщины и кита связываются в единственном мифическом эпизоде картины, когда Алешка встречает в тундре исполинский китовый череп, словно религиозный тотем стоящий в земле и так похожий на женское лоно.
Несмотря на этот сюрреалистический эпизод, «Китобой» по своей природе кино реалистичное, отчасти даже документальное. Все роли, кроме Асмус, в нем исполнили непрофессиональные актеры, главный герой вообще играет по сути самого себя и, по его собственному признанию, съемочный процесс ему периодически надоедал, и он убегал. Деликатный авторский подход к материалу, его правдивость, искренность, тонкая добрая ирония (в фильме ее довольно много) и национальный колорит роднит картину Юрьева с первой игровой работой Сергея Дворцевого «Тюльпан». Там была трогательная история казахского парня, который живет в семье пастухов-кочевников и хочет жениться, но не может найти себе невесту, потому что их просто нет в степи. Юрьев, как и Дворцевой, работает медленно (его однокурсник Иван И. Твердовский снял на сегодняшний день уже четыре полных метра), и так же по-перфекционистски собирает свое кино, вычищая оттуда все лишнее.
«Китобой» совершенен по форме, снят чисто, но намерено лишен красивостей, и каждая сцена в нем имеет значение, начиная от точки входа в мир морзвероловов через экран ноутбука и заканчивая финальными кадрами с дедом, который оказывается не мудрецом, интуитивно ощущающим скорый приход смерти, а обычным неугомонным стариком. Как и у Дворцевого, история о поиске потерянного рая сводится к метасюжету про возвращение домой, и не потому, что Америка – это прошлое, а Россия – будущее (эту шутку вы поймете, посмотрев фильм), а потому что дом – это место, где тебе рады, где тебя ждут и любят. Не может человек жить без любви.
«Китобой» в прокате с 8 октября.
Девушка из вебкам для мальчика с Чукотки: «Китобой»
На экраны вышла картина «Китобой». Это фильм с удивительной и несколько забавной завязкой: чукотский мальчик влюбляется в американскую девушку. Мария Михайлова выясняет, насколько удачной получилась эта история и к чему она привела авторов (и зрителей) фильма.
В маленький рыбацкий поселок на Чукотке, почти полностью оторванный от цивилизованного мира, наконец-то приходит интернет. Подросток Лешка, его товарищи, да и вообще все мужское население деревни, осваивает просторы мировой сети логичным способом – через самые яркие ссылки и кликбейтные заголовки. Так они закономерно попадают на американский вебкам-сайт, и Лешка, не знающий назначение этого ресурса, влюбляется в девушку-модель. Эта любовь, первая и сильная, приводит парня к решению: нужно переплыть Берингов пролив и добраться до Америки.
Кадр из фильма «Китобой»
Первое, что привлекает внимание к «Китобою» — его оригинальный подход к сценарию. По большому счету, здесь обыгрывается классическая история того, как человек из одного мира влюбляется в кого-то из совершенно другой реальности. Но впервые для этой цели столкнули жителей Чукотки и Америки. Это очень свежий и интересный ход: это не русско-американская история, а рассказ про два народа, один из которых живет традиционно, рыбалкой, охотой на китов, в тесной связи с природой, а второй – технологиями. И разделяющий эти два народа, столь далеких друг от друга, такой узкий Берингов пролив – невероятно интересный образ, который почти нигде, помимо «Китобоя», не использован. Именно это противоречие: географическую близость и культурную отдаленность, создатели решили использовать, чтобы обыграть знакомую всем тему любви, преодолевающей препятствия.
Кадр из фильма «Китобой»
Кроме того, «Китобой» подходит к обработке этой темы с большим юмором и иронией. Сам концепт того, что подросток влюбляется в вебкам-модель – комичен и красноречив. Есть повод подумать, о чем эта реплика. В первом варианте она — о безграничной любви, презирающей любые социальные и культурные установки. А во втором — о том, что такие искренние чувства возможны только в том случае, если человек, как подросток Лешка, полностью вырван из социального контекста, не знает о мире интернета, не знает чужого языка, еще плохо понимает, что такое отношения и проституция. Анализ и оценка этой реплики полностью зависят от взглядов смотрящего, и это по-своему красит фильм.
Кадр из фильма «Китобой»
Несмотря на живость и неплохой юмор, создатели фильма не забыли вплести в повествование изрядную долю мифологических элементов. Картина склоняется к мистицизму по нарастающей, и если в начале фильма мы видим лишь отдельные вкрапления, похожие, скорее, на символы и образы (как убитый кит, рядом с вывернутыми внутренностями которого играют дети), то к концу «Китобой» полностью окунается в мифологию. Понятно, что создатели хотели усложнить свой фильм, сделать его атмосферным, глубоким, поговорить о картине мира, в которой существуют жители Чукотки – но они сделали этот переход слишком неоправданным и непонятным. В какой-то момент у Лешки, да и у прочих персонажей, пропадает мотивация, их поступки становятся нелогичными. Это было бы объяснимо, если фильм изначально позиционировал себя мистическим, но как переход из наполненной реализмом и жизнью драмы эти изменения смотрятся рваными и странными. Картина, к сожалению, сама себе сыграла плохую службу, пытаясь стать лучше и глубже. Это именно тот случай, когда простая и реалистичная история могла бы рассказать зрителю намного больше.
Кадр из фильма «Китобой»
Со сценарием в «Китобое» произошла серьезная ошибка, очень обидный сбой, который мешает насладиться увиденным и рассуждать о фильме как о серьезном проработанном произведении. Тем не менее, «Китобой» великолепно снят. Камера очень внимательна ко всему, что должно быть важным: к лицу смятенного Лешки, роняющего слезы на грязные щеки, к удивительной чукотской природе, сурово-безмятежной, к телу побежденного кита, вокруг которого снуют рыбаки. К слову о ките: его образ очень выразителен, но не до конца понятен. Это отсылка к Моби Дику (погоня за мечтой, смелость и рвение), или же к Левиафану (образ грешного мира, в который, сам не зная того, хочет попасть Лешка), или же еще один разговор о чукотской мифологии? Авторы не дают ответа на этот вопрос, и хотелось бы увидеть еще хоть одну подсказку, прежде чем браться за догадки.
KITOBOY – замечательный кинодебют протеже Алексея Учителя
Фестивального кино очень не хватает как на ТВ, так и в широком прокате. А уж российских фестивальных фильмов не хватает вдвойне. И речь даже не про артхаус, а хотя бы про игровое кино.
Содержание
В довесок вызывает крайнее возмущение, как в отечественном кинопроме избираются картины для продвижения на своем же рынке. Коммерция коммерцией, но почему бы периодически не смещать акцент в пользу более сложных кинокартин, нежели одноклеточные пошлые комедии о переодетом в бабушку мужика или шаблонные спортивные драмы, где меняются только виды спорта и герои, а приемы раскрытия сюжета и персонажей кочуют из одной картины в другую.
Неужели творчество Балабанова, Учителя, Быкова, Звягинцева, успех в народе их фильмов не говорят нашим киноделам, что кассу можно делать и на хороших фильмах с сюжетом, реалистичной человеческой историей, в том числе и с драмой?
Расскажите людям о “Китобое” (оригинальное название ‘Kitoboy’), сходите на него сами, вспомните, каким должен быть классический русский фильм. Особенно если очень уж захотелось развеять впечатления от “Вратаря галактики” и “Стрельцова”.
Дебют Филиппа Юрьева
Альтернативный взгляд на жизненный цикл очень полезен любому жителю мегаполиса. Уклад жизни людей заметно отличается, когда уезжаешь за пределы столицы. А представьте, как протекает день далеко-далеко на краю России.
Погружение в мир жителей Чукотки получился потрясающим. Обычно такой пробуждающий эффект ощущается при просмотре документального фильма. Здесь же вполне себе полноценное художественное произведение, обогащенное нереально красивыми пейзажами дикой природы, быта местного населения (одна только охота на кита чего стоит!) и чувственной правдивой игрой непрофессиональных актеров. Даже сыгравший главного героя Алешку актер Владимир Онохов, по сути, не имеет никакого киношного бэкграунда. А единственной звездой проекта стала Кристина Асмус, на счету которой ровно ноль произнесенных слов за весь фильм. Это случайно не ее лучшая роль?
Ключевой задачей режиссуры было показать, насколько чисто и наивно сознание людей, не вовлеченных в быт современного жителя города. Интернет для них может стать ловушкой, которая заманит к себе, зачарует, заворожит и не отпустит. А пробуждение от такой прелести происходит порой мучительно и больно.
И отдельное спасибо режиссеру Филиппу Юрьеву (между прочим, это его полнометражный дебют), что фильм закончился именно так, как закончился. Без ванили и глупости. Развязка получается немного суровой для главного героя, но самый финал получился максимально позитивным и вызывающим радостную улыбку.
Очень добрый и хороший фильм, снятый в формате представления действительности российской глубинки, где зритель становится свидетелем настоящей схватки: мир наносной искусственной прелести против человека настоящего, в ком жив еще дух предков.
Сюжет
Посёлок китобоев на Чукотке не изобилует видами досуга, особенно для молодого парня. В тебе пышет жизнь, ты полон сил, сформировалась личность со своим мировоззрением, набором чувств и мнений. Естественно ты задумываешься над тем, как там живется за пределами твоего селения? Но на самом деле ты еще не готов к знакомству с внешним миром, таким неизведанным и немного пугающим, способным прельстить неокрепший разум множеством искушений.
Вот Алешка со всей наивностью и влюбляется в девушку из видео-чата для взрослых, моментально становясь предметом для насмешки самого близкого друга. А обиженные чувства влюбленного, тем более такого пылкого влюбленного, способны привести к настоящему взрыву эмоций.
Парню невдомек, что ежедневно эта самая девушка становится предметом самоублажения для тысяч одиноких мужчин, и что с ней невозможно общаться просто включив компьютер, и тем более с ней нельзя связывать свою жизнь. Да и живет она не то что не в России, даже не на его континенте, хоть от Чукотки до Аляски рукой подать. Она в такой далекой культурно, зато такой близкой географически Америке. Осталось только английский подучить по учебникам школьной программы из местной библиотеки.
Вспыхнувшая страсть, соблазн, влечение берут свое. Юноша отправляется в отчаянное путешествие в США, где будет место и убийству, и встрече с браконьерами, и знакомству со службой береговой охраны США, и даже сущей мистике. И все ради того, чтобы мечты и грезы парня были разбиты на мелкие осколки, из которых он потом соберет свое истинное счастье.
Информация о фильме
Оригинальное название: KITOBOY
Год: 2020
Жанр: драма, приключения
Режиссер: Филипп Юрьев
Оператор: Михаил Хурсевич
Сценаристы: Филипп Юрьев
Актеры: Владимир Онохов, Кристина Асмус, Владимир Любимцев, Мария Чупринская, Арье Вортхальтер, Лазиза Увайдуллаева