в чем смысл фильма граффити
«Граффити» (2006). Описание и рецензия на фильм
Если вы русский по духу, если вашему сердцу мила жизнь русской деревенской глубинки с её чудаковатыми обитателями, то нелишним будет посмотреть трагикомедию Игоря Апасяна «Граффити». Чтобы проникнуться идеей этого, безусловно, уникального фильма, можно смотреть его не один раз. И чем больше смотришь, тем больше открываешь для себя глубину и психологическую тонкость изображения героев картины, сыгранных изумительно, блестяще. Конечно же, это кино не для массового зрителя: многие эстетствующие особы после 10–15 минут просмотра скажут, что это зрелище » не гуд». И очень прогадают, недосмотрев до конца, не ощутив душевных потрясений от гомерического смеха до искренних горючих слез, ибо судьбы главных героев фильма могут оставить равнодушными только каменные души и сердца.
Фильм без прикрас, гротескно рассказывает о неординарном, несомненно, талантливом студенте художественного училища – Граффити. Играет роль Граффити молодой красивый актер Андрей Новиков, он замечательно продемонстрировал моральную и духовную эволюцию своего героя на протяжении фильма. Его хобби – расписывание стен персонажами американских ситкомов и мультфильмов, за что его преследуют рокеры. В силу неблаговидной репутации в деканате вместо поездки в Венецию Андрей едет на практику в глухую деревню, как выразился декан, в «мухосрань». С первых минут пребывания в вышеуказанном месте он попадает в комическую ситуацию, оказавшись с велосипедом и пассажиркой в реке. Разложив на просушку одежду и осмотревшись, он настолько покорен окружающей природой, что садится писать этюд нагишом. Местный бизнесмен, руководитель хозяйства, нисколько не смутившись необычным видом художника, тут же предлагает Андрею работу — расписать стену сельского клуба портретами руководителей и других влиятельных личностей местного розлива. Этого довольно вульгарного, напрочь лишенного тактичности и интеллигентности руководителя прекрасно сыграл Александр Ильин, точно раскрывая образ новоявленного сельского нувориши.
Постепенно Андрей знакомится с нетипичными персонажами, каждый из которых являет собой образец такой своеобразной необычности и уникальности, что сразу же подпадаешь под их влияние и уже находишься под ним до конца фильма. Пожилой пьяница-философ по кличке Эклизиаст в исполнении Виктора Перевалова покоряет своими афоризмами, в нем живет эта загадочная русская душа, благородных порывов которой не лишили ни пьянство, ни убогое существование. Именно благородство, по сути, его детской души заставляет выпустить на свободу страусов, за что он лишится жизни, избитый работниками страусиной фермы.
А как трогательны образы сумасшедшей Марии, свихнувшейся после гибели любимого мужа в Чечне; Митяя, тоже изуродованного контузией и ранением на той же войне. Уродливая внешность его перестает бросаться в глаза на фоне нравственного благородства героя. Радуешься за то, что они обрели счастье в любви несмотря на издевательское отношение недалёких злобных людей.
Главной темой этой картины, населенной необычными, порой нелепыми героями, является патриотизм. Список персонажей, представленных художнику руководителем для изображения на стене, к концу картины расширяется так, что на огромной стене не хватает места для портретов. Почти каждый житель деревни принес фотографию погибшего отца, сына, деда и каждый хочет увидеть образ родного человека, запечатленным на вечную память для потомков. Андрею очень непросто выполнить желания всех, неоднократно затушевывая написанное и принимая очередной заказ. Но слезные просьбы сельчан не оставляют парня равнодушным, и он вновь и вновь переделывает картину, пока не воплотил в ней все просьбы жителей. И эта работа так обогатила духовно и нравственно главного героя, как не могла этого сделать практика в Венеции. Увидев, как плачут люди на открытии картины, он растроганно говорит, что ещё никто никогда не плакал над его картинами. Для него эти слезы – высшая оценка его творчества!
Больше интересного.
«Мир Юрского периода» (Jurassic World) (2015). Рецензия и описание
«My fake fiance». Английский по фильмам с субтитрами. Часть 3
«Утренний обход» (1979). Рецензия и описание фильма
«Мертвый сезон» (1968). Рецензия, описание фильма
«Земля Санникова», В.А. Обручев. Описание и рецензия книги
«Пиковая дама». Рецензия-описание фильма (1982)
«Одним меньше» (2013). Обзор, рецензия, описание фильма
«Родня». Рецензия-описание фильма (1981)
«Дача» (1973). Рецензия-описание фильма
«Пани Мария» (1979). Описание, рецензия на фильм
Анализ кинофильма «Граффити» c использование социологических приемов и теорий
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.01.2015 |
Размер файла | 19,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Московский институт электроники и математики
Факультет информационных технологий и вычислительной техники
по социологии на тему
«Анализ кинофильма “Граффити” c использование социологических приемов и теорий»
Выполнил: студент группы № УК-91
преподаватель департамента социологии
На примере фильма “Граффити” я постарался рассмотреть некоторые социологические теории, изучаемые в курсе социологии. Я проанализировал фильм используя социологические приемы и выявил социальные проблемы общества. В качестве доказательства моей точки зрения, я буду приводить социальные факты из данной киноленты.
Для начала я провел визуальный социологический анализ общества и отдельных личностей данной киноленты на основе теоретических оснований и практики использования фотографии как метода социологического исследования предложенных Петром Штомпкой. В широком смысле визуальные данные «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, который может наблюдать человеческий глаз»1. Суть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду. Итак проведем визуальный анализ общества и героев этой картины.
В фильме нам дают визуальный образ ключевого места действия фильма- села “Промежуточное”. Мы видим типичную захолустную деревню. Все дома в деревне покосившиеся и разваливающиеся. Мы видим следы советского прошлого, например обветшалый дом культуры и большой коровник построенный еще при Советском Союзе. Но вместе с общей серой картиной, нам показывают еще и красоту окружающей природы.
На основании полученных визуальных социологических данных, я могу заключить, что общество, в котором происходят события фильма, находится в упадке. Это общество ничего не производит нового, но использует старое для выживания. Исходя из того что жилые постройки в деревне все находятся в почти аварийном состоянии, можно сделать вывод, что в селе существует нехватка мужского населения, которое в основном и должно было следить за состоянием домов своих семей. Чем вызвана эта нехватка мы узнаем позднее.
Далее я проведу визуальный социологический анализ главных действующих лиц фильма: Андрея Драгунова, Экклезиаста и Митяя. Стоит напомнить, что cуть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду, поэтому я в основном буду брать сцены, где наши герои появляются впервые.
Начну я с Андрея Драгунова. Впервые мы видим его разрисовывающим из балончика с краской стены железнодорожной станции. Он выглядит как типичный представитель неформальной культуры города. Вместе с этим, перед тем как за ним начинается погоня, мы успеваем увидеть нарисованную им картину на стене. Этот рисунок на стене дает нам понять, что он неплохой художник. Далее в ходе повествования мы также увидим, что он не обеспокоен своим будущим.
Деревенского философа по имени Экклезиаст мы впервые встречаем в деревенской столовой. Мы видим опустившегося пожилого человека в лохмотьях, но вместе с этим мы видим, что у него доброе лицо, его взгляд живой и веселый. Можно сказать, что он потрепан жизнью и алкоголем.
Здесь визуальный социологический анализ нам дает информацию о том, что Экклезиаст относится к низшему слою общества. Также, исходя из визуальных данных, мы можем уже распознать его характер и понять, что за человек перед нами.
Митяя впервые мы видим за рулем ассенизационной машины. Его лицо изуродовано шрамами, заметны отклонения в поведении. Связав шрамы и его поведение, можно предположить, что его могло контузить на войне. Таким образом с помощью визуального социологического анализа мы выяснили, что Митяй прошел войну, а учитывая его возраст мы можем сказать, что он ветеран чеченской войны.
Здесь с помощью визуального анализа мы получаем информацию о социальном статусе Митяя и его стратификационной принадлежности.
Итак через визуальный социологический анализ мы раскрыли существенные особенности общества, получили данные о социальном положении персонажей, раскрыли черты характера героев фильма, смогли определить стратификационную принадлежность и также нам удалось выяснить некоторые подробности биографии индивидов.
Далее я хочу раскрыть проблему социализации человека. Социализация-это процесс усвоения социальных норм, ценностей и моделей поведения индивида на протяжении всей его жизни.
В следствии обстоятельств на преддипломную практику он едет не в Италию, а в село “Промежуточное”. Там он обретает нетипичное для него окружение, находит настоящих своих друзей. У него появляются другие стремления, удовлетворение собственных материальных потребностей уходит на второй план. Но и на свое окружение он оказывает сильное влияние он вдохновляет их на осуществление собственных целей, можно сказать он приносит в село “Промежуточное” надежду на лучшее.
Но процесс социализации не ограничивается главными фундаментальными социальными институтами. Социализация человека проходит также и в социальной группе. Главный герой, обретя своих друзей попал в такую неформальную социальную группу. В ходе фильма мы наблюдаем изменения в личности не только главного героя, но и его окружения. Это говорит о том, что внутри группы происходила взаимная социализация. Так же данная социальная группа осуществляла экспрессивную, поддерживающую функцию. А в диаде Клизи и Андрея социальная группа выполняла и инструментальную функцию.
Также различия в социальных ценностях и нормах определенной социальной группы зависит от социальной стратификации. В объяснении данного вопроса нам поможет теория социального пространства, а точнее социальной мобильности П.А. Сорокина и его понятия социальной мобильности и социальной стратификации.
Возьмем для примера социальную группу администрации и предпринимателей данного села и социальную группу простых обывателей. Представители администрации и предпринимателей играют в деревне роль высшей страты общества по экономическому, политическому и профессиональному признаку. Это связано с тем, что эта социальная группа приехала из маленького провинциального городка. Они прошли горизонтальное и вертикальное восхождение по социальной лестнице с помощью социальных институтов присущих городу.
Население же деревни является низшей стратой общества деревни как по политическому и экономическому признаку, так и по профессиональному. Их движение по социальной лестнице является только горизонтальным. Например если взять женское население села, и пронаблюдать изменение социального положения данной социальной группы в обществе, мы увидим, что тут присутствует только движения без заметного изменения социального положения. Если же взять мужское население, то мы увидим, что несмотря на вертикальный социальный подъем с помощью института армии, происходит социальный спуск, и далее наблюдается лишь горизонтальная социальная мобильность.
Проанализировав стремления этих двух каст деревни, можно сказать, что у первой страты имеется стремление к вертикальному социальному росту, в то время как у второй страты такого стремления не наблюдается. Единственное что волнует первых- это собственное материальное благополучие, то время как вторых волнует духовная составляющая.
Следующая проблема, которую я хочу рассмотреть, это проблема социальной дилеммы рассмотренную Э. Дюркгеймом.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно сделать выводы, что социализация и ресоциализация происходит на протяжении всей жизни человека. Основными факторами социализации и ресоциализации являются социальные институты и социальные группы, в которые вступает человек в течении всей жизни. В ходе социализации и ресоциализации ценности, приоритеты, цели индивида могут изменяться.
Итак, проведя анализ фильма, используя социальные приемы и теории, я сделал определенные выводы. При анализе данной картины я рассмотрел следующие социальные аспекты:
— визуальные данные социологии
— социальные статусы и роли
— стратификационные различия общества
— проблему социальной мобильности
— социальное взаимодействие (интеракцию)
Исходя из проведенного мной анализа, можно сделать вывод, что социальные аспекты хоть и могут рассматриваться по отдельности, все равно неразрывно взаимосвязаны друг с другом.
Также я увидел как много информации может дать визуальный анализ. Мы, абсолютно не зная сущность человека, по внешнему виду мы смогли определить его черты характера, его социальный статус, некоторые его социальные роли. Визуальный анализ раскрыл нам особенности данного общества, показал нам социальные ценности этого общества.
На примере фильма также была рассмотрена проблема социальной дилеммы. Стоит отметить, что исход решения социальной дилеммы зависит не только от индивидуальных социальных качеств индивида, но и от особенностей его социализации, его социальном положении и его социальной мобильности.
При анализе я наглядно увидел, что процесс социализации проходит на протяжении всей жизни индивида. Я смог рассмотреть как на этот процесс влияют социальные институты, социальные группы и общество в целом.
В заключение я хотел бы отметить, что для человека естественнее духовные ценности в жизни нежели материальные. Человек, воспитанный с установкой на материальные ценности, в основном не имеет истинной цели в жизни и ощущает пустоту своей жизни. Человеку необходимо знать свое предназначение. Главный герой нарисовав, возможно самую главную работу его жизни, обретает понимание своего предназначения и личностную законченность.
кинофильм граффити социологический визуальный
1) Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.
2) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.
3) И.С. Кон. Люди и роли.
Размещено на Allbest.ur
Подобные документы
Исследование граффити Туруханска с четырех точек зрения: исторической, нравственной, психологической и лингвистической. Определение признаков молодежной субкультуры. Анализ типов, видов и стилей граффити Туруханска и Бора, предпочитаемых мест исполнения.
творческая работа [116,4 K], добавлен 06.05.2012
Визуальные данные социологии, предложенные П. Штомпкой. Социальные статусы и роли героев картины «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Теория социальной мобильности П.А. Сорокина. Изменение общества, окружающей среды, визуального анализа человека.
эссе [21,4 K], добавлен 13.01.2015
Определение понятия, история и виды граффити как искусства. Мотивы рисовальщиков, восприятие граффити и их влияние на поведение, отношение к рисовальщикам. Предотвращение и контроль вандализма, социальные характеристики лиц, которые склонны к вандализму.
реферат [38,0 K], добавлен 18.11.2010
Рассмотрение религии в контексте основных социологических теорий. Выявление специфики социологических теорий о религии в России. Изучение актуальности проблем религиозности. Анализ уровня религиозности молодежи (среди студентов ВУЗ) в г. Тамбове.
дипломная работа [122,6 K], добавлен 10.12.2011
Понятие и характеристика неформальных объединений, рассмотрение молодежной субкультуры с позиции появления, формирования, функционирования неформальных молодежных объединений. История и направления граффити: трафаретное, художественное, нехудожественное.
реферат [43,6 K], добавлен 09.06.2010
Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.
реферат [35,1 K], добавлен 22.07.2015
Сбор социологических данных. Диалектика общего, особенного и единичного. Качественные и количественные методы социологических исследований. Обработка полученных данных. Анализ социальной действительности. Механизм адаптации людей к социальным изменениям.
реферат [26,8 K], добавлен 27.01.2013
Занятие кинокружка на тему «Обсуждение художественного фильма «Граффити»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Щетинин Р.Б. Кинолекторий
Просмотр и обсуждение кинофильма режиссера Игоря Апасяна «Граффити» (выявление авторской позиции, дискуссии по истолкованию кинофрагментов, выявление явных и скрытых смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)
учить первичным навыкам жанрового, идейно-смыслового анализа кинофильма в рамках своей компетентности;
вовлечь учащихся в размышление о значимости духовных ценностей в жизни человека, учить ориентироваться в мире духовных ценностей и решать проблемы нравственного выбора;
учить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
формировать позитивный зрительский опыт в области содержательного кинематографа;
развивать речевые навыки и умения общения, обсуждения, дискуссии;
развивать навыки литературного анализа и кинокритики;
Вместо эпиграфа : Всем нам необходимо «начать учить тяжелое искусство быть самим собой», или к простым истинам мы обычно идем не прямыми, а окольными путями.
Прослушивание саундтрека к фильму «Граффити».
Вопрос: Музыкальный видеоряд (клип) к какому фильму вы прослушали?
Вопрос: Как вы думаете, чем мы с вами будем сейчас заниматься? (Обсуждать кино).
Вместо вступления. Сюжет фильма «Граффити», в общем, пересказать довольно легко. Но при этом не скажешь самого главного. Потому что «Граффити» — кино — тот самый вид искусства, который дает возможности несравнимые по отдельности ни с музыкой, ни с живописью, ни с литературой.
Я предлагаю вам сегодня побыть в роли кинокритиков и литературоведов и обсудить увиденное накануне кино, ибо помимо первичного, эмоционального восприятия кино существует понимание содержания на более глубоком, смысловом уровне. Мы сегодня попытаемся найти и истолковать скрытые идеи и смыслы, расшифровать символику кинообразов и т.п.
Вместо эпиграфа : «Осталось сделать шаг, осталось сделать вздох, начать учить тяжелое искусство быть самим собой»;
«Часто к простым истинам мы обычно идем не прямыми, а окольными путями».
С чем обычно ассоциируются граффити?
Чаще всего в сознании возникает неопределенная стена с рисунками. Яркая стена — место развлечения молодежи, полотно для самовыражения, плоскость для развития. С этой самой стены, в общем-то, все и начинается. И, кажется, что мы увидим несколько дней из жизни городского хулигана-стенографиста, но первые выводы обманчивы. Вместе с побитым главным героем мы стремительно переносимся в Мухосрань. Естественно, «Мухосрань» — название образное, как образно и многое в картине. Но так же абстрактное название символично, правда, о символизме речь пойдет чуть позже.
Как бы вы определили жанр фильма «Граффити»?
(работа с презентацией «Темы и проблемы»)
Задание 1 для литературоведов
Многих удивило, что фильм причислили к жанру комедии. Большой ошибки в этом, конечно, нет. Но всё-таки, этот жанр — русское драматическое кино на грани комедии и абсурда. Он сочетает в себе драму, комедию, мелодраму, черный юмор, криминал и многое другое. Очень насыщенная и качественная смесь жанров и стилей. Фильм не столько жанровый, сколько жизненный, и четко показывает, что жизнь может быть как настолько смешна, так и настолько трагична, и эта грань определяется самой жизнью.
Некоторые кинокритики определили жанр «Граффити» как фильм — притча.
Что такое притча? Притча – поучительный рассказ о человеке вообще, без точного указания на место и время действия. Известно, что Иисус учил притчами, и его учение было направлено на самостоятельное, личностное осмысление человеком морали нового времени. Учение Христа давало каждому человеку принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора. Для Христа важно не то, кто ты, а какой ты человек?
«Притча о блудном сыне» (библейские мотивы в повести и кинофильме). Андрей Драгунов – молодой человек, заблудившийся на своем жизненном пути, утративший жизненные ориентиры.
Тематика и проблематика фильма «Граффити»
На этом почти комедийном фоне особенно чётко выделяется основная сюжетная линия фильма, отсылающая зрителя к совсем нешуточным проблемам. Картина становится по-настоящему патриотическим фильмом, в котором по-особому, необычно и задушевно звучит тема памяти обо всех, погибших в борьбе за Родину в XX и XXI веках. Фильм повествует о дружбе, о любви, о готовности к самопожертвованию, о жизни русской деревни, о войне, о настоящей любви, о дружбе, о страдании, о самопожертвовании, о несправедливости, о спасении человеческой души, о жизни и смерти. Фильм о судьбе свободного художника на Руси, не связанного еще по рукам и ногам, гордого белого лебедя. Фильм о любви в разных ее ликах. Выполненная на грани комедии и абсурда, картина получилась, на удивление, реалистичной, верно отражающей реалии современной жизни. После просмотра не возникает желания обсуждать, оценивать, скорее — помолчать и прочувствовать фильм до конца. Впечатление не стирается и после второго просмотра. «Граффити» — прежде всего фильм о человеческой душе, потому что просто цепляет за что-то внутри и создает настроение с большой буквы. «Граффити» — как глоток свежего воздуха.
Сюжетная основа фильма «Граффити»
Сюжет картины, на первый взгляд, кажется незамысловатым. Студент художественного вуза Андрей Драгунов в свободное от учёбы время занимается настенной живописью (граффити). В результате своих ночных похождений он ввязывается в драку с байкерами, по решению деканата отстраняется от поездки в Венецию и отправляется писать пейзажи в российскую глубинку. Там, познакомившись с местной интеллигенцией в лице алкоголика Клизи и местными бизнесменами в лице деревенского олигарха Мирона Сысоевича, начинающий художник получает заказ «красиво изобразить» местную природу на стене клуба. Но «вся композиция летит к чертям», ибо боль утраты, память, заслоняют эту красоту. Но в итоге на картине остались только погибшие сельчане, люди, которых нельзя забыть. Он принимает решение изобразить на стене клуба не бизнесмена — благодетеля, а простых людей отдавших свою жизнь за Родину, во всех войнах которые вела наша страна от Великой Отечественной до Чеченской, как память о тех, кто не рублем благоденствовал на селе, а жизнь отдавал за это село и свою страну. И когда смотрели односельчане на эту стену, то текли слезы и были поражены все — от старушки до бизнесмена, ибо вот она забытая история государства в миниатюре на примере их села.
Прекрасный фильм Игоря Апасяна, где от сценария до музыки и света подобрано все в «цвет». Где актеры играют сердцем, что молодые, что забытые старые известные. Картина смотрится на одном дыхании и оставляет после просмотра то послевкусие, которое, наверное, и зовется «волшебная сила искусства». В самом начале фильма создаётся впечатление, что героя ждут приключения в деревне, куда его отправляют, или любовная история, перевоспитание сельским бытом и т. д., но сюжет противоречит стереотипам. Московский художник не влюбляется в красивую доярку и не пытается бороться с разрухой на селе, а так же не разрисовывает заборы местных жителей краской из баллончика. В своей добровольной «ссылке» он оказывается на войне, и эта война с самим собой. Личные интересы и материальная выгода — это один фронт, и возможность принести в этот мир немного добра за счёт убытков для себя — это другой. Сама судьба привела его сюда, здесь он впервые в жизни написал свою настоящую работу, живую, способную вызвать у людей искренние слёзы. Именно здесь Андрей впервые в жизни осознал и исполнил миссию настоящего художника. Финал грустен. Мы его совсем не ожидали, но где-то в глубине души он воспринимается легко. Так же легко его воспринял и главный герой, ступивший на новый путь духовного возрождения (финальные кадры). Возможно, художник понимает, что диплом и стажировка за границей ничто по сравнению с тем, что он создал, по сравнению с теми чувствами, которые он пережил и смог вызвать у людей своим творчеством. А разве не это главная задача любого творца — вызвать чувства, эмоции, пробудить в людях что-то хорошее? Разруха, пьяницы, бандиты, сумасшедшие — обстановка, в которой Андрей вступает на путь своего духовного перерождения. Простая русская деревня, в которой живут люди опустившиеся, убогие, но всё ещё способные мечтать, любить и помнить. Забытая и настоящая Россия, которая всё ещё существует, но о которой мало кто хочет знать. Наш герой не является типично-романтичным, который рвал бы на себе волосы и просил дать ему ещё одну стену. Ему безразличны герои этой малой родины, куда он случайно приехал на лето. Андрей мечтает получить уже свой гонорар и побыстрее свалить обратно в Москву. Но деньги всё задерживают и он вынужден весело проводить время с местным населением.
И видит настоящую дружбу, настоящую любовь, настоящие поступки.