в чем смысл фильма джокер 2019 года
Джокер 2019 – становление злодея
В 2019 году вышел фильм «Джокер», повествующий о самом безумном клоуне Готэма. Кинокартина покорила миллионы сердец и у многих оставила неоднозначное впечатление. На некоторые вопросы до сих пор сложно найти ответ. Почему зрители стали сопереживать преступнику? Какую мысль пытался донести главный герой и, самое главное, в чем смысл фильма Джокер?
Описание истории
Прежде чем пытаться отгадать смысл концовки фильма Джокер, необходимо окунуться в историю его жизни. Главный герой – Артур Флек, работает клоуном и параллельно подрабатывает, чтобы заработать денег для своей болеющей матери. Она – единственный луч света в его жизни, его поддержка и опора.
Начало
С самого начала киноленты зрителям предстает картина мрачного грязного города, заполненного мусором. И это не случайно. Готэм символизирует современное общество, такое же мрачное и грязное. Сам герой является депрессивным персонажем с расстройством психики. На протяжении фильма воедино сплетается реальная жизнь Артура и вымысел, рожденный в его голове. Сюжет фильма Джокер основан именно на психических заболеваниях героя. А образ клоуна символизирует радостную маску общества, которую оно надевает, дабы скрыть свои настоящие эмоции.
Эпизод, в котором клоун танцует около магазина имеет сразу несколько смыслов.
Безумие
На заметку! Лестница в фильме символизирует некий успех. Артуру тяжело по ней подниматься, но после совершенных им злодеяний, герой легко спускается.
Позже случайным образом мужчина узнает, что его родной отец – Томас Уэйн. Он спешит к нему, чтобы получить немного тепла от родного человека. Но его отец не признает сына, а затем и вовсе избивает его. По возвращению домой Артур забирается в холодильную камеру, она здесь олицетворяет могилу. Данная сцена говорит, что теперь Артур Флек погиб, и остался лишь Джокер.
Концовка и скрытый смысл
Даже посмотрев киноленту от начала до конца сложно сказать, чем закончился фильм Джокер, конец наполнен интригой и неоднозначностью. Главный герой наконец исполняет свою мечту и приходит на шоу Мюррея. Но финал истории крайне непредсказуем. Веселое шоу превращается в кровавую драму, когда Джокер убивает ведущего.
После этого в городе начинается хаос. Люди стремятся быть свободными, такими же, как и их новый кумир – Джокер. Жители надевают маску клоуна и начинают творить жестокие вещи, на фоне которых герой танцует, смеясь трагически злобным смехом. В конце фильма герой находится в психиатрической больнице. Там он видит свою молодую мать и психиатра, после чего уходит по длинному коридору, исполняя свой легендарный смех.
Таким образом, смысл фильма Джокер – показать зрителю, насколько прогнило современное общество. Каждый стремится удовлетворить свои потребности, каждому человеку важен только он сам. Люди не стремятся помогать другим и делать что-то просто так, они надевают клоунские маски и делают вид, что все в порядке.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Джокер (2019). Разбор фильма
Фильм «Джокер» вызвал среди зрителей крайне оживленную реакцию и в результате собрал огромную кассу. О чем это говорит? О том, что создатели фильма попали в самое сердце зрительских ожиданий: показали людям именно то, что те хотят видеть — самих себя.
Жизнь Артура Флека — это то, как люди видят свою жизнь. Образ Артура — это образ среднестатистического обывателя. Джокер — то, кем он хотел бы стать.
Глядя на Артура-Джокера, помещая его образ на аватарку в соцсетях или делая косплей, человек как бы признаёт: да, вот такой как Артур, я снаружи, а такой как Джокер я внутри, таким хотел бы быть. Общественные правила заставляют меня вести себя прилично, быть клоуном, зарабатывать на жизнь, но будь моя воля, я бы проявил себя так, как Джокер.
Так что, Артур-Джокер — это герой нашего времени; отражение современного «маленького человека». А каждая деталь фильма является символическим изображением наших современных реалий. Давайте проведем параллели между образами фильма и фактами нашей действительности.
Город
Артур Флек живет в Готем-сити. На момент начала истории в городе уже 18 дней идет мусорная забастовка. Объявлено чрезвычайное положение. Город заполонен мусором и крысами.
Город — это символическое изображение нашего общества. Внешние процессы, которые происходят в городе, отражают внутреннее состояние его жителей. Если город завален мусором, это значит, что в умах людей такой же бардак. Каждый заботится только о своём личном пространстве.
Разделение труда достигло той степени, когда каждый согласен выполнять лишь ту работу, за которую ему платят деньги. Вместо того, чтобы объединиться для наведения порядка, граждане снимают с себя всякую ответственность за происходящее, но при этом продолжают требовать исполнения обязанностей от других. Так, многие наши сограждане живут по принципу: «если другие не выполняют свои обязанности, почему я должен выполнять свои?». В итоге никто ничего не делает, и общество погружается в аморфное состояние и хаос.
Клоун
Артур работает клоуном в небольшом агентстве развлечений.
Образ клоуна имеет непосредственное отношение к образу и самоощущению современного человека. Сейчас всё цивилизованное общество стало обществом клоунов. Клоуны сейчас везде — в интернете, в науке, в образовании, в правительстве, в космосе. Каждый человек, чтобы добиться успеха (т.е. получить свою аудиторию) должен уметь развлекать.
Если ты не клоун, если ты слишком серьезен, то ты скучен и неинтересен. А значит, не добьешься успеха.
С другой стороны, каждый обыватель сегодня считает себя королем. Ему все обязаны, и его должны развлекать. Поэтому на работе ты клоун, на отдыхе — король. На работе ты развлекаешь, чтобы продать себя или свой продукт. На досуге развлекают тебя, выманивая твои деньги, лайки или твой голос на выборах.
Плакат
Надпись “Everything must go” на плакате, с которым Артур вытанцовывает возле музыкального магазина, имеет двойной смысл. Первый говорит о проходящей распродаже — «Всё должно быть распродано». Второй указывает на те глобальные процессы, которые должны произойти городе и участником которых станет Артур — «Всё существующее должно уйти, исчезнуть; от всего нужно избавиться».
Послание Артура адресовано и жителям Готэма, и зрителям фильма. Оно показывает то направление, в котором движется общество эпохи постмодерна.
В этом эпизоде Артур выполняет функцию пророка.
Как известно, средневековые шуты представляли собой деградировавшую касту жрецов. В традиционном обществе одной из функций жрецов было непосредственное созерцание надвременного «слоя» бытия и «трансляция» людям увиденного, то есть пророчество. По мере упадка традиционного общества сообщения пророков становились всё менее понятными. Их мудрость начинает расцениваться как глупость и священное безумие. По этой причине речи пророков иногда раздражали простых людей, и они побивали пророков камнями или как-то иначе подвергали их насилию. Постепенно кастовая иерархия традиционного общества нарушается, и фигура пророка превращается в фигуру шута. (С этой точки зрения интересно посмотреть на имеющиеся на Ютубе «пророческие» выступления Райкина или Жириновского.)
Таким образом, избиение Артура подростками можно трактовать как избиение пророка своими согражданами.
У психотерапевта
Периодически Артур посещает бюджетного психотерапевта, который должен помочь ему научиться жить в обществе. После инцидента с подростками Артур спрашивает:
«Дело во мне или мир сошел с ума?» 04:45
Конечно, мир перевернулся, сошел с ума, но вопрос: что будет с тобой? Попытаешься ли ты противостоять этому безумию или поддашься ему?
Когда-то мир представлял собой иерархию, с королем наверху и шутом внизу. Сегодня каждый должен быть шутом, чтобы стать королём.
Это намерение самоубийства задаёт вектор для всей рассказанной в фильме истории: именно ради эффектного самоубийства Артур в итоге приходит на шоу Мюррея Франклина.
Актёр Хоакин Феникс, и режиссёр фильма Тодд Филлипс обозначили желание Артура привлечь к себе внимание как патологический нарциссизм.
Эта нужда во внимании публики является следствием недостатка родительской любви в детстве, которую впоследствии человек стремится восполнить вниманием со стороны окружающих. Другой причиной является эмоциональное «застревание» в детском возрасте, когда ребенок чувствует себя зависимым от других. То есть, внимание — это своеобразный суррогат любви.
По той же причине Артур говорит, что в больнице ему было лучше. Больница — это такое место, где человеку не нужно вступать во взаимодействия с людьми, общаться и договариваться, добывать себе пропитание. Он получает «материнскую заботу» от медицинских работников.
Интересно, что Артур не знает или не помнит причину, по которой он оказался в психиатрической лечебнице.
Конечно, можно объяснить это событиями внутри фильма. Но этот факт имеет и символическое значение. Он указывает на то, что современный человек не знает или не помнит своё прошлое.
Образ лестницы
Далее нам показывают Артура, идущего домой и поднимающегося по лестнице. Образ лестницы не единственный раз появится в кадре, и он имеет определенную символическую роль.
Особенность лестницы в том, что по ней всегда подниматься труднее, чем спускаться. Точно так же развиваться всегда труднее, чем деградировать. Поэтому лестница издавна была символом духовного восхождения, формирования личности, поэтому же она становится образом пути главного героя: Артур прилагает значительные усилия, чтобы двигаться вверх. Зато, когда он станет Джокером, он будет легко лететь вниз.
Артур живет вдвоем с матерью. Причем, судя по всему, он не особенно задаётся вопросом, где и кто его отец. Вероятно, слова Мюррея Франклина из его фантазии описывают то, что Артур знает об отце:
Мюррей: «Я один из тех людей, отец которых вышел за пачкой сигарет и не вернулся» — 13:35
Жизнь с матерью для Артура привычна и естественна. При этом, не она ухаживает за ним, а он за ней. Он считает себя главой семьи и гордится тем, что заботится о маме.
Мать символизирует ту среду, в которой развивается и живет личность. Необходимость мужчины порвать с влиянием матери означает необходимость возвыситься над биологической и эмоциональной стороной жизни, т.е. отвергнуть жизнь ради личных интересов и начать жизнь духа, жизнь ради всеобщих ценностей.
Соответственно, мать, которая удерживает при себе сына, это навязанная современному человеку забота о материальном благополучии. Привитая идея того, что забота о теле и комфорте должна быть на первом месте. Поэтому, образ матери — это совокупность благ, которые даёт современное «общество потребления».
Современный обыватель вынужден постоянно обслуживать материальную, внешнюю сторону общественной жизни, должен быть образцовым потребителем, чтобы чувствовать себя не хуже других. Так он обслуживает свою символическую мать — потребительское общество.
Кстати, по фильму, именно мать побуждала Артура всегда быть весёлым. Это условие успешности в обществе потребления. Жан Бодрийяр отмечал, что основной факт такого общества — «утрата непосредственной, взаимной, символической человечности в отношениях»[2]. Улыбка здесь превращается в знак и получает коммерческую ценность, обеспечивая продажи и улучшая производительность.
Фигуру отца Артуру заменяет телевизионный комик Мюррей Франклин. Артур восхищается им и мечтает стать продолжателем его дела — знаменитым комиком. Он представляет себя, находящегося в центре внимания самого Мюррея и его зрителей. Хочет получить от него одобрение и нежность.
Всё это указывает на тоску современного молодого человека по отцу, который бы ценил и любил его. Также здесь содержится и более глубинное неосознаваемое желание — в лице отца приобщиться к общечеловеческой мудрости. К культуре Логоса, к сакральному знанию.
Роль отца в жизни человека западной культуры стала уменьшаться в то время, когда общество вступило в эпоху индустриализации и встало на рельсы технического прогресса. Постепенно Отец как носитель мудрости (Жрец), власти (Царь) и справедливости (Воин) превратился в дельца-капиталиста, ищущего во всём материальной выгоды (Бизнесмен), Комика и Садиста (садист — это отчим Артура, который избивал его и его мать).
Таким образом, все персонажи, воплощающие роль Отца, представляют этот архетип в его профанном и теневом состоянии.
Мюррей Франклин — это духовный отец Артура. Как мы уже говорили, шутовство — это жречество в его предельно умалённом состоянии. Поэтому, как ни странно, желание Артура стать комиком означает желание современного человека приобщиться к сакральному.
Но когда Артур говорит матери о своей готовности приобщиться к Делу его духовного наставника, мать обесценивает его стремление.
«Разве не смешно быть комиком?» — 21:40
Потому что современная культура больше почитает тех, кто становится дельцом.
Пистолет
Поэтому неудивительно, что Артур, не будучи подготовленным и созревшим, не умеет обращаться со своей мужской силой и использует ее только для мести и разрушения.
После сцены, в которой босс делает выговор Артуру, герой, возвращаясь домой, снова тяжело поднимается по лестнице.
Пробуждение Джокера
Дома Артур играет с пистолетом и это вызывает пробуждение Джокера в его теле, что показано в виде танца.
Вместе с Джокером в Артуре пробуждается и мужская сила не только в аспекте «воина», но и в аспекте «любовника»: он чувствует, что достоин общаться с женщиной и вполне может ее покорить.
Показательно, что Софи, которая привлекла его внимание, это мать-одиночка, также, как и мать Артура. Артур захотел быть с ней из-за того, что бессознательно воспроизвел устоявшуюся в его жизни модель отношений с женщиной: отождествил Софи со своей матерью, а себя — с потенциальным главой семьи.
Во второй раз Джокер появляется в то время, когда Артур придумывает окончание новой шутки. Это происходит снова через характерное искривление тела Артура, после чего тот начинает писать левой рукой.
«Худшее в психическом заболевании — это то, что люди ожидают, что ты будешь вести себя так, как будто ты не болен».
Вторую часть фразы дописывает Джокер, как бы склоняя Артура вести себя не так, как ожидают люди, а так, как ему хочется.
«Инициация»
После того, как Артура увольняют с работы, он едет в метро.
Сама поездка символизирует происходящие с ним перемены. Поскольку метро — это рейсовый транспорт, движущийся по определенному маршруту, это говорит о том, что перемена, происходящая в жизни Артура — неизбежная и происходит не по его воле. Он не выбирает путь назначения, а движется «по накатанной».
Кроме того, метро проходит под землёй, что указывает на спуск в бессознательное, в теневую часть личности Артура. Поэтому неудивительно, что именно здесь Джокер проявляет себя в полной мере, убивая обидчиков. Подсознание — это место его обитания. И теперь он получил повод, чтобы выйти на свободу.
Тот факт, что Джокер убивает бизнесменов, указывает на подавленную ненависть простого человека к людям, связанным с денежным бизнесом — к ростовщикам, делающим деньги из ничего.
После убийства Джокер являет себя Артуру в танце перед зеркалом. А затем дарит ему реалистичную фантазию о покорении Софи, создавая иллюзию мужской зрелости.
Теперь, когда в Артур освободил в себе Джокера, мы видим, как он с лёгкостью сбегает по лестнице. Это действие, противоположное восхождению. Артур, что называется, «скатывается», и делает это с удовольствием.
Стать заметным
На очередной психоаналитической сессии Артур делится своими переживаниями.
40:21 «До этого момента меня никто не замечал. … Я существую. И люди начинают это замечать.»
Современный человек не чувствует, что существует, пока на него не обращают внимания. И людям, чтобы их заметили, приходится идти на всё более радикальные меры. Артуру для этого потребовалось совершить убийство.
Возникает вопрос: если общество тебе так ненавистно, зачем обращать на себя его внимание? Потому что внимание — это ресурс. Когда ты в центре внимания, окружающие как бы отдают тебе часть своей энергии, и ты получаешь оправдание и восполнение потраченных сил.
Такая фантомная вещь как биткоин — это яркий пример того, как нечто несуществующее начинает существовать, если на него направить внимание. И чем больше людей обращают на него внимание, тем большую ценность этот симулякр приобретает.
Раньше человек постоянно был в центре внимания Бога, получая абсолютную полноту внимания и тем самым подтверждение своего существования. Сегодня единственный источник внимания — это общество. Поэтому, хотя все друг друга ненавидят, но, чтобы существовать, людям ничего не остаётся, как привлекать к себе внимание других, надев ту или иную маску.
Томас Уэйн
Прочтя одно из писем, которые мать регулярно отправляет Томасу Уэйну, Артур узнаёт, что Уэйн — его отец.
Томас Уэйн бизнесмен и стремится во власть, чтобы установить свой порядок в городе. Он гордится тем, что «сделал что-то» и презирает тех, кто «ничего не сделал», как бы помещая себя на место короля, а своих противников — на место шутов. Но на самом деле, Уэйн — это тоже шут, решивший стать королём. Если присмотреться к образу бизнесмена (ростовщика), то можно разглядеть в нем скрытую природу трикстера[3], а значит, и шута. Неслучайно покровителями торговцев и воров в Греции и Риме были боги-трикстеры — Гермес и Меркурий.
Своими хитрыми манипуляциями, умением создавать деньги из ничего бизнесмен достигает материального изобилия и полноты — божественных атрибутов. Он заставляет всех играть по его правилам, оставаясь при этом невидимым и недоступным. Находясь за рамками созданной системы, он лишь получает профит от ее функционирования.
Когда-то на вершине мира были жрецы и философы, являясь проводниками божественных идей в дольний мир. Теперь, поскольку мир перевернулся, на вершине оказались комики и ростовщики.
Артур пробирается в Уэйн-Холл, чтобы встретиться с отцом и сообщить о себе. Он возмущен тем, что тот бросил его, но вместе с тем, надеется наладить отношения. Всё, что ему нужно, это:
«Может быть немного тепла, немного отцовских объятий, немного порядочности» — 01:06:30
По сути, это крик души современного человека. Но Уэйн, не только не проявляет сочувствия Артуру, но и бьет его. Капитализм не хочет признавать того, что сам породил Артура — современного человека-неудачника. И он же породил и Джокера, но об этом позже.
Вернувшись домой, Артур забирается в холодильник. Это образ могилы, «утроба смерти». Сцена означает, что Артур отказался от борьбы и умер, осталось только его альтер-эго — Джокер.
Больница
Артур приезжает в Государственную больницу Аркхем, где похищает личное дело своей матери. Согласно документам, она, как и утверждал Уэйн, была психически больна и усыновила Артура. Но во флэшбеках она утверждает, что документы были подделаны Уэйном.
Собираясь на встречу с Мюрреем Франклином, Джокер находит фотографию Пенни, на обратной стороне которой написано: «Люблю твою улыбку» и инициалы Томаса Уэйна. Это подтверждает ее слова о том, что Уэйн был отцом Артура и подделал документы. Но Джокеру это уже неважно, ведь Артура больше нет.
Теперь, спускаясь по лестнице, он танцует. Это торжество духовного нисхождения.
Этот путь нисхождения снова приводит его в метро — символическую преисподнюю. Здесь закон в лице своих представителей теряет силу под напором разбуженной стихии хаоса.
Шоу Мюррея Франклина
Перед выходом на сцену тело героя снова начинает изгибаться; так режиссер напоминает нам, что перед нами Джокер.
В диалоге с Мюрреем Джокер произносит слова, которые хорошо отзываются в сердце современного обывателя.
«Вы система, которая знает так много. И так же вы решаете, что правильно, а что нет». — 1:42:20
Бунтовать против системы и делать всё, что хочется — это то, о чем мечтает каждый подросток.
«Все орут, кричат, никакой вежливости. Никто не ставит себя на место других. … Они считают, что мы просто будем сидеть здесь, словно маленькие хорошие мальчики. И что никто не сойдет с ума.»
Джокер говорит как бы от лица всех униженных и оскорбленных. Но это лишь поза. Не зря он раньше сказал, что далёк от политики; его не интересует социальная справедливость и оптимальное устройство человеческого общежития.
«Я ни во что не верю из этого. Я вообще ни во что не верю» — 1:35:30
Фраза «ты получишь то, что заслужил» создаёт впечатление, что преступник получает по заслугам (имитация божественного воздаяния). Действительно, Джокер берет на себя роль судьи, но он судит не по всеобщему разумному закону, а берет себе право судить и наказывать самостоятельно, по собственному усмотрению. И степень наказания у него всегда максимальна: смертная казнь.
Своим примером он упраздняет идею закона, порядка и справедливости, противопоставляя ей субъективный произвол.
Беспорядки
Фильм как будто подсказывает зрителю решение: чтобы победить систему, нужен бунт и анархия. Разумеется, это нравится тем, кто привык реагировать на внешние стимулы, триггериться, а не думать о причинах и последствиях. На самом деле, всё не так просто.
Нам показывают, как во время уличных беспорядков из кинотеатра выходит Томас Уэйн с женой и сыном. И его как будто специально заранее ожидает человек в маске клоуна, который идет вслед за ними и убивает.
Это говорит о том, что беспорядки были специально спровоцированы для того, чтобы избавиться от Уэйна. Что существуют лица, которым хаос — выгоден. И Джокер, бывший Артур Флек — это вовсе не ангел возмездия, карающий неугодных и возглавивший революцию, а один из элементов управления хаосом.
Стало быть, и Уэйн — это не последнее звено и не причина зла. Существуют трикстеры более высокого уровня, умеющие провоцировать хаос и извлекать из этого выгоду. Разве не удивительно, что система сама снимает фильм о том, что с ней нужно бороться? И этот фильм приносит огромные деньги и укрепляет саму же эту систему.
Так что, подлинный Джокер — вовсе не Артур Флек.
Напомню, что Джокер относится к типу постнеклассического героя, который мы подробно рассмотрели в видео по фильму «Джон Уик», рекомендую его посмотреть. Постнеклассический герой возникает как закономерный результат отрицания обществом патриархальных ценностей. Мужской принцип забыл сам себя, свой исток и свое призвание. Поэтому он подвергается отрицанию и переходит в свою противоположность.
Также можно провести много параллелей между Джокером и Тайлером Дерденом. Психологическая и социальная причина возникновения этих героев одна и та же. Посмотрите мой разбор «Бойцовского клуба».
Джокер (2019) — концовка, ее объяснение и смысл
Пришло время жутких улыбок, ибо Джокер запустил новую волну террора. Фильм буквально балансирует на грани добра и зла, поэтому нам есть о чем поговорить, когда речь заходит о его сюжете и концовке.
Итак, вот все, что нужно знать о фильме, его главном посыле и завершающих сценах.
В этой статье присутствуют тяжелые спойлеры, поэтому если вы еще не видели «Джокера» и не хотите испортить себе удовольствие, настоятельно рекомендуем сначала посетить кинотеатр.
Итак, давайте проанализируем долгожданного «Джокера» Тодда Филлипса!
О чем фильм?
Фильм «Джокер» рассказывает об Артуре Флеке — человеке, которому сильно не повезло в жизни. По сути, Артур — лишняя карта в колоде общества. У Флека есть серьезные проблемы с психикой — он страдает приступами спонтанного беспричинного смеха. Кроме того, Артур живет за чертой бедности, изо дня буквально ведя борьбу за выживание. Герой, мечтающий стать комиком, вынужден заботиться о своей матери, которая, как и он сам, страдает манией величия.
К несчастью для Флека, он живет в Готэм-сити — городе, в котором богачи богатеют, а бедняки беднеют. Поэтому, когда Артур узнает, что является незаконнорожденным сыном самого богатого жителя Готэма, Томаса Уэйна, разум Флека еще сильнее затуманивается. В результате Артур совершает несколько жестоких убийств, прекращает принимать лекарства и провоцирует беспорядки в Готэме, во время которых гибнет несколько богачей, в том числе Томас Уэйн.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Аллюзии на современные социальные проблемы
Хотя действие «Джокера» происходит не в наши дни, в картине нашли отражение многие современные проблемы, например, урезание медицинской и социальной помощи. В реальности фильма все обстоятельства буквально провоцируют появление такого персонажа, как Джокер.
Это яркий намек на современное общество, в котором, кажется, все больше обезумевших одиночек совершают нападения на людей. Фильм заставляет задуматься, являются ли эти агрессоры обыкновенными злодеями или само общество неизбежно порождает подобных монстров.
«Джокер» также поднимает проблемы отношения к людям с психическими отклонениями. Артур подвергается жестокому обращению из-за синдрома, вызывающего спонтанные приступы смеха.
Сюжет «Джокера» — лишнее напоминание о том, что советовать людям с депрессией «не грустить» — бесполезная затея. Вспомним актера Робина Уильямса, который с виду всегда казался счастливым и беззаботным, но под этой маской скрывались суицидальные мысли.
Мы все клоуны
Джокер хочет сорвать все маски и показать Готэму его уродливое лицо. И хотя фильм критикуют за оправдание злодеяний, «Джокера» следует рассматривать как предупреждение о том, к чему могут привести многочисленные несправедливости в жизни общества.
Отчаянное стремление Джокера решить собственные проблемы постепенно заражает граждан Готэма, которые в конце концов устраивают массовое восстание.
Финал фильма напоминает концовку «Бэтмена» — обезумевшие жители Готэма крушат город. Однако они совершают бесчинства не под действием токсичного газа, а под действием идей и харизмы Джокера, который выплескивает хаос, царящий в собственной душе, в окружающий мир.
Рождение Темного рыцаря
Как упоминалось ранее, мы видим как Уэйны, в том числе молодой Брюс, оказывается в печально известном криминальном переулке, где подвергаются нападению со стороны новоиспеченных соратников Джокера.
Хотя это событие уже было показано на экране бесчисленное количество раз, в новом фильме оно имеет особенное значение, поскольку весь предыдущий сюжет последовательно подводил к смерти одного из самых богатых граждан города.
«Джокер» также добавляет подробностей происхождению Бэтмена. Теперь Брюс живет в мире, где в смерти его отца прямо или косвенно виновен Джокер.
Брюс своими глазами увидел, как идея может вдохновить людей на плохие поступки. Поэтому становится понятно, почему мальчик в конце концов стал рыцарем добра.
Причастность Джокера к смерти родителей послужила причиной, по которой Брюс надел маску, чтобы преследовать преступников. «Джокер» является иллюстрацией рассуждений Брюса о выбранном пути.
Как и Джокер, Брюс становится порождением Готэма, однако в отличие от Артура, он решает идти противоположным путем. Возможно, этот выбор был отчасти обусловлен наличием у Брюса впечатляющих материальных ресурсов.
Реальность и фантазии
Хотя в фильме мы не видим превращения Брюса в Темного рыцаря, в картине есть множество намеков, позволяющих зрителю самостоятельно предугадать дальнейшее развитие событий.
Фильм позволяет зрителям сделать свои собственные выводы и выработать интерпретации увиденного. Это хорошее решение создателей Картины, благодаря которому вокруг ленты развернутся многочисленные дискуссии.
Но, если вы хотите глубоко разобраться в «Джокере», то прежде всего должны понимать, что Артур — ненадежный рассказчик. Многие события, которые мы видим в фильме, в том числе и его финал, могли произойти лишь в голове героя.
Мы видели, как Флек воображал себя участником шоу Мюррея Франклина. Главный вопрос, встающий при просмотре «Джокера» — как отличить реальность от фантазий? Артур не имеет родственных связей с Уэйнами, он не встречается со своей соседкой… А что если и убийств он тоже не совершал?
Так или иначе, «Джокер» отчасти напоминает «Бойцовский клуб» — главный герой из скромного члена общества превращается в того, кто «удачно» сходит с ума, увлекая за собой народные массы.
Однако, как и в «Бойцовском клубе» мы наблюдаем события с точки зрения главного героя, а не окружающих его людей.
Поэтому трудно понять, произошло ли все так, как оно было показано. Создатели намеренно оставили концовку неоднозначной — по видимому, они хотели спровоцировать дискуссию о том, является Джокер самым главным злодеем Готэма или же он окончательно спятил и живет иллюзиями.
Кровавая шутка
Все это в общих чертах соответствует сюжету графического романа Алана Мура, который раскрывает происхождение персонажа. Хотя автор настаивает на множественных трактовках рождения Джокера. Поэтому те, кто хочет, чтобы происхождение злодея оставалось загадкой, могут не беспокоиться.
Смысл
Являются ли события «Джокера» достоверными в реальности фильма, или все они — плод больной фантазии Артура? Конкретного ответа мы не получаем, поэтому фанаты будут спорить на этот счет десятилетиями.
Джокер обнажает зубы в кровавой улыбке — лишь пролив кровь, он смог стать счастливым. Теперь у него есть цель, и это отсылка к графическому роману «Флэшпоинт», в котором Джокер проходит схожую эволюцию, демонстрируя, как общество медленно сводит людей с ума.