в чем смысл фильма достучаться до небес
Достучаться до небес: умри счастливым
Немецкий фильм 1997 года — легендарная кинопритча, единственная в своем роде. «Достучаться до небес» по различным причинам невозможно поставить в ряд с другими кинофильмами, ни голливудскими, ни европейскими. Вечные темы жизни, смерти и мечты, поданные в виде комедии-гротеска. Яркие контрасты на всем протяжении придают этой киноистории особую магию. Утрированный юмор и серьезные вещи, гангстеры и поэзия, действительно смешно и невероятно печально. Цитаты из фильма навсегда ушли в народ.
На небе только и разговоров, что о море.
Ни одна работа кинорежиссера Томаса Яна не имела подобного успеха. В конце 90-х картина приобрела статус воистину культовой. Прошло двадцать лет, но в силу своей уникальности кинофильм не растерял и, похоже, не утратит никогда своего невероятного обаяния.
Множество моментов имеют скрытый подтекст, который открывается не сразу. «Достучаться до небес» — сильно преувеличенная история о том, что ждет впереди каждого из нас.
Смысл названия
Название кинофильма происходит от одноименной песни 1973 года, автор Боб Дилан. В картине песня звучит в исполнении немецкой группы Selig.
«Достучаться до небес» — русскоязычный вариант названия фильма. Knockin’ on Heaven’s Door можно перевести как «Постучавшись в дверь небес» или даже «Стучась в райские врата». Другими словами, стучимся в рай на пороге смерти.
Герои, оказавшись у края жизни, активно стучатся в небесные врата. Пожалуй, у них получается.
Перед лицом смерти все равны
Сюжет известен: двое молодых людей узнают от врачей о своих смертельных диагнозах. Жизни им отпущено считаные дни или не отпущено вовсе. Герои абсолютно разные по характеру: Мартин — развязный, бесцеремонный, нарушает все возможные правила, а его соседом по палате оказывается законопослушный тихий Руди.
— Курить? Нет, это опасно для здоровья.
Ирония судьбы: никто не застрахован от тяжелой болезни или смерти. Люди разного социального поведения и привычек одновременно становятся безнадежными пациентами и лежат на соседних койках с одинаково невеселыми перспективами.
Смерть — очень неприятная форма бытия.
Знаки судьбы
Провидение часто посылает нам знаки. Их нужно вовремя увидеть и принять с благодарностью.
Герои рассказывают друг другу о приговоре врачей. В этот момент происходит нечто, ставшее пусковым механизмом дальнейших событий. Падает распятие и открывается тумбочка, в которой стоит бутылка текилы — это ведь просто знак свыше. Жизнь должна быть со вкусом, иначе что она? Серое, пресное существование, даже вспомнить нечего. Мартин и Руди отправляются искать закуску для неожиданно щедрого подарка.
Судьба щедра, когда человек у последней черты: если соль — то мешок, нужен лимончик — вот, целая гора. Машина, деньги? Не проблема! Машина подана, а в ней — кейс с миллионом.
Списки заветных желаний
Сколько различных вещей в жизни мы хотели бы сделать, но всегда откладывали на потом? Или точно планируем сделать в будущем, что еще смешнее. К сожалению, никто из нас не знает, когда наступит наше время стучаться на небеса. Ведь завтра может никогда не случиться.
Героям фильма известно, что времени уже не осталось. И главная их цель — побывать на море. Далее ребята берутся составлять перечень заветных желаний, не осуществленных за такую короткую жизнь. Получив списки длиной от восьми до двадцати пунктов, выбирают по одному. Больше уже не успеть.
Выбор желаний символичен: шикарный розовый кадиллак для мамы от циничного Мартина и совсем не столь красивое желание «переспать с двумя» от тихого Руди. Накануне смерти слишком поздно прятаться за броней, которая защищает нас всю жизнь. Тайные желания — это то, что каждый тщательно скрывает годами.
Все в пару
Все персонажи фильма выступают парами. Главные герои — Мартин и Руди, двое чудо-бандитов, даже два мафиози. Две стороны преследуют беглецов: преступники и полиция.
Кто знает, может, в этом тоже есть смысл. Не успел найти себе пару, так Господь пошлет тебе друга. Мы рождаемся и умираем поодиночке. Однако жить одному очень сложно.
Поэзия и философия
Украшением фильма стали диалоги героев о море, которые звучат как поэзия и философия одновременно. А еще загадочное стихотворение неизвестного автора.
Стоишь на берегу и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй.
В отличие от короткой человеческой жизни море безгранично и нескончаемо. Есть в этом нечто безусловно магическое. Соленые волны видели тысячи людей много тысяч лет назад. И спустя многие века люди будущего придут на берег и будут так же завороженно смотреть на те же волны. Бесконечность и некая связь времен — возможно, именно это так притягивает людей к морской стихии. Бескрайнее вечное море — безусловное олицетворение романтики в искусстве.
— Думаешь, мы действительно будем сидеть на облаке и говорить о море?
— Да, я твердо в это верю.
Криминал и вседозволенность
Немногочисленные противники фильма обращают излишнее внимание на криминальные поступки героев. Аргументы тех, кто воспринимает сюжет чересчур буквально: картина пропагандирует криминал, разврат и пошлость, даже перед смертью не все дозволено.
Разумеется, криминальная линия сюжета — это гротеск, явное преувеличение. Отвязность парочки обреченных в последние дни жизни имеет скорее символическое значение. Смешные приключения на экране являются намеком-подсказкой: в обычной своей жизни мы слишком ограничены правилами, по причине чего не можем реализовать собственные стремления. Порой нужно уметь выйти за некоторые рамки, иначе вся жизнь пройдет мимо.
Интересные факты
Смысл финала
После невероятных приключений, последних в их жизни, друзья добрались до моря. Мартин умирает прямо на берегу, Руди больше не торопится его спасать. Неизлечимо больные герои добрались до цели, достучались до небес. Теперь уже умирать не страшно.
Великое кино на вечные темы вызывает определенные мысли о смысле жизни.
В чем смысл фильма «Достучаться до небес»?
Сюжет фильма
Культовый художественный фильм «Достучаться до небес» — неповторимая и неординарная притча, поведанная немецким кинорежиссером Томасом Яном. Вышедшая в 1997 году картина занимает свое особое место в мировом кинематографе.
Мартин и Руди – основные персонажи криминальной мелодрамы. Молодые люди, после того как прошли медицинское обследование в клинике, неожиданное узнают, что у каждого из них неизлечимое заболевание.
Полученный диагноз мотивирует мужчин в последние дни своей жизни оторваться на «полную катушку». Парочка друзей по несчастью решают отправиться к морю. Это будет их последнее в жизни путешествие.
Чем только они не занимаются на пути к морю: грабят, проводят время в борделе, скрываются от Полиции и бандитов. Чаще всего эти «подвиги» происходят в пьяном угаре. Почти весь фильм парни пьют и курят. И даже финальная сцена на морском побережье не обошлась без текилы.
Смысл фильма «Достучаться до небес»
Смысл названия
Режиссер назвал свою картину точно так, как называется песня известного американского автора и исполнителя Боба Дилана, написанная им в 1973 году. Эта песня также появляется в фильме, но только в исполнении немецкой группы «Selig».
Если перевести название картины «Knockin’ on Heaven’s Door» на русский язык, получится «Достучаться до небес». Хотя правильнее будет «Постучавшись в дверь небес» или «Стучась в райские врата», то есть стучимся в рай на пороге смерти.
Молодые люди, понимая, что скоро их земной жизни придет конец, усердно пытаются достучаться в небесные врата, открывающие дорогу в рай. По всей видимости, это у них выходит.
Перед лицом смерти все равны
Два совершенно разных человека волею судеб оказываются в одной и той же палате. И судьба им уготовила одинаковые испытания. Они оба узнают о смертельной болезни. Никто не знает точно, сколько им еще отпущено судьбой. Может быть несколько дней, а может, и того меньше.
Каждый из них по-разному жил, и по-разному воспринимает ужасную новость.
Мартин – человек, который создан нарушать все устои и принципы. Руди – спокойный, порядочный и законопослушный гражданин.
В небольшом диалоге раскрывается каждый из них:
— Курить? Нет, это опасно для здоровья.
Знаки судьбы
Если человек говорит, что судьба никогда не посылала ему знаки, это не так. Он просто их не смог разглядеть и понять.
Когда мужчины, лежа в одной палате, сообщают друг другу о своих диагнозах, неожиданно падает распятие и открывается дверь тумбочки. За дверцей одиноко стоит бутылочка текилы. Это и есть знак, ставший отправной точкой к путешествию героев.
Нельзя жить скучно и безвкусно, иначе перед смертью не будет, что вспомнить. Друзья по несчастью решают найти закуску к этому неожиданному, но такому своевременному подарку судьбы.
Очень часто жизнь приобретает совершенно иные краски, когда человек находится у последней черты. Так происходит и в этом случае: нужна соль – получи мешок, хочешь лимончик – бери, сколько влезет, требуется машина и деньги – только пожелай, и они уже ждут.
Списки заветных желаний
Как часто люди что-то хотят сделать, но откладывают это на потом, когда придут лучшие времена. Чего только стоят планы на будущее на много лет вперед.
Так жить нельзя, ведь никто не знает, что будет впереди, и будет ли это будущее вообще. Не исключено, что уже завтра придет время постучаться в небеса. А сделано ли то, что хотел?
— А ты и на море-то не побывал…
Мартин и Руди точно знают, что будущего у них уже нет, поэтому и спешат исполнить мечту одного из них – увидеть море. Но это не все желания. Когда ребята пишут каждый свой список, то в перечне оказывается от 8 до 20 пунктов. Приходится выбрать по одному, потому что на большее не хватит времени.
Все в пару
Примечательным является тот факт, что все герои картины находятся в паре: Мартин и Руди, два бандита, два мафиози, два «преследователя» — Полиция и бандиты.
Не исключено, что в такой парности также есть свой смысл. Если у человека нет пары, Бог посылает ему друга. Появляясь на свет и умирая в одиночестве, жить так человек не должен.
Поэзия и философия
Грустная тема фильма украшена приятными диалогами героев о море. Это одновременно и стихи, и философия.
Зрителям пришлось по душе лирическое стихотворение неизвестного автора, которое нашло свое место в картине: «Стоишь на берегу, и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…»
Что значит человеческая жизнь, такая короткая и незаметная в быстротечном мире? То ли дело море – бескрайнее, бесконечное и безграничное. Оно завораживает своей таинственностью.
Сколько тысяч людей за всю историю своего существования видели его волны? И сколько еще придут на его берег позже, и будут заворожено наблюдать за мелкими капельками, объединенными в огромную водную стихию.
Возможно, именно вот эта вековая таинственность и связь времен так манит к себе людей. Нескончаемая и вечная морская гладь – отражение романтизма в искусстве.
— Думаешь, мы действительно будем сидеть на облаке и говорить о море?
— Да, я твердо в это верю.
Криминал и вседозволенность
Нашлись зрители и критики, которые негативно настроены к противозаконным поступкам героев. Они считают, что даже перед смертью человек не имеет право «бросаться во все тяжкие»: преступления, пошлость и похоть.
На самом деле эту парочку нельзя назвать закоренелыми преступниками. Скорее всего, режиссер выбрал такой способ показать, что человек должен жить полной жизнью, тем более, если осталось так мало.
Часто люди проживают свою жизнь по конкретным правилам и принципам, которые ограничивают во всем, даже в реализации собственных желаний. Чтобы жизнь не пролетела бесцельно, иногда нужно выходить за жесткие рамки приличий.
Смысл концовки фильма
«Достучаться до небес» — великий и сильный фильм. Он наталкивает людей на поиск смысла бытия.
Нет жизни вечной на земле, поэтому нужно сделать то, для чего человек появился на этот свет. Даже если завтра суждено умереть, не стоит складывать руки заранее. Перед смертью важно быть счастливым от ощущений, что прожил не зря.
Посыл картины прост – не стоит бояться жить!
Посмотрите видео. «Достучаться до небес» смысл фильма, концовка 1997, разбор и анализ саундтреков: