в чем смысл фильма дивергент
«Дивергент» Вероники Рот: антиутопическая история любви
Цикл книг «Дивергент» — это дебютные произведения американской писательницы Вероники Рот. Основной жанр трилогии – антиутопия в условиях постапокалипсиса. В центре сюжета находятся молодые парень и девушка, которые хотели найти свое место в новом мире. Первым в цикле идет произведение Дивергент, где описывается начало взрослой жизни главной героини Беатрис Прайор. Она достигает совершеннолетия, выбирает свой путь, находит возлюбленного. И сталкивается с недостатками новой несправедливой системы власти. И если смысл книги Дивергент – в том, как делать выбор и подбиваться целей, то два продолжения «Инсургент» и «Аллигент» описывают, как несколько уникальных людей способны разрушить систему, построенную годами, и вернуть обществу свободу.
Краткое содержание
Главные герои книги Дивергент – это Беатрис «Трис» Прайор и Тобиас «Фор» Итан. Молодые люди живут в новом мире, построенном в городе Чикаго после апокалипсиса. Все общество делится на пять фракций:
В начале произведения Беатрис делает главный жизненный выбор и переходит в фракцию бесстрашия. Там и начинается ее полный приключений и лишений путь к краху устоявшейся, но несправедливой системы.
Обратите внимание! По трилогии «Дивергент» было снято три фильма (дата выхода четвертого, завершающего, пока неизвестна). Главные роли исполнили Тео Джеймс и Шейлин Вудли. У фильмов есть незначительные различия с книгами, заметить которые смогут только внимательные читатели.
Объяснение сюжета
Главный смысл книги Дивергент заключается в сюжетной линии центральной героини – Трис. Она проходит путь от нерешительной 16-летней девочки до отважной мятежницы, которая смогла изменить общество. Цикл «Дивергент» — это книги о смысле жизни, которые освещают актуальные для молодых людей проблемы взросления, проявления чувств, страхов, социального и генетического неравенства и общественного давления.
Цикл «Дивергент» — это книги со смыслом, который по-разному воспринимается людьми различных возрастных категорий. Например, для молодых людей 15-18 лет будет, в первую очередь, интересна история любви двух главных героев. А для более взрослой аудитории будет интересно устройство мира после апокалипсиса. Также читателей всех возрастов могут заинтересовать цитаты из книг со смыслом – в Дивергенте много внимания уделяется размышлениям о страхе, власти и общественном устройстве.
В чем суть концовки
Тобиас «Фор» стал главным героем еще нескольких продолжений, которые Вероника Рот представила после завершения цикла о Беатрис Прайор. В период 2012-2013 годов было выпущено еще несколько коротких рассказов:
В рассказах освещаются события жизни Фора (его настоящее имея – Тобиас) до встречи с Трис, а также есть эпизоды, которые являются эпилогами к основной сюжетной линии.
Таким образом, в конце цикла можно понять, что смысл книги Дивергент и двух ее продолжений – это проблемы взросления и нахождения своего места в мире с определенным общественным устройством. Это будет особенно актуально для молодых читателей, которые еще в процессе познания и принятия себя. На примере системы фракций автор показывает, что неправильно концентрироваться только на одном, главном своем качестве: необходимо развиваться комплексно и найти то сочетание черт характера, которое поможет и добиться своих целей, и стать хорошим человеком.
Рецензия на фильм «Дивергент»
Политически интригующая первая серия «девичьего» экшен-фантастического цикла, которая долго запрягает, но быстро едет
Трейлер
Чудом выживший во время атомной войны Чикаго превратился в самостоятельное государство, не имеющее связи с внешним миром. Отказавшись от традиционного устройства общества, жители города разделились на пять фракций в соответствии со своими доминирующими добродетелями: Бесстрашие, Отречение, Эрудиция (Ум), Дружелюбие и Искренность. У каждой из фракций своя роль в государстве – Бесстрашие поддерживает порядок, Искренность управляет судами, Отречение руководит страной и содержит тех несчастных, кто не выдержал фракционных испытаний. Шестнадцатилетняя Беатрис «Трис» Прайор (Шейлин Вудли) родилась в семье одного из лидеров Отречения, но Бесстрашие нравится ей больше. Когда девушка проходит тест на фракционную совместимость, она узнает, что является «дивергентом» – редким феноменом, равно предрасположенным к нескольким добродетелям. В ее случае это Отречение, Бесстрашие и Эрудиция. Поскольку дивергентов в Чикаго боятся и преследуют, девушка скрывает свою истинную сущность и в день выбора фракции (по правилам подросток делает это один раз и на всю жизнь) записывается в Бесстрашие. Так начинается ее новая жизнь: жесткие тренировки, смертельно опасные испытания, боевые игры и постепенно разгорающийся роман с ее инструктором Фором (Тео Джеймс).
Дело Ленина как его тело – вроде бы умерло, но похоронить не получается. И иногда оно встает из гроба даже в стране, которая активнее всего с ним боролось. То цикл «Стартрек» воспевает коммунистическое будущее без денег и олигархов, то, пожалуйста вам, «Дивергент» изображает социалистическую страну, живущую по принципу: «От каждого по способностям, каждому по труду».
Американские рецензенты по инерции описывают Чикаго из положенной в основу фильма одноименной книги Вероники Рот («Дивергент» – первая часть трилогии) как «кошмарное тоталитарное государство», но если посмотреть картину без идеологических шор, то окажется, что город-государство изображен с симпатией и что многие его правила продуманны и мудры. Чем плохо то, что страной руководят люди, упражняющиеся в аскетизме и в заботе о других? Или то, что в судах сидят не мошенники и обманщики, а прирожденные правдорубы? Да, жизнь в Чикаго сурова, особенно для внефракционных жителей, но это естественно для страны с ограниченными ресурсами. Лишь немногие государства могут содержать «лузеров» как королей. При этом в мире Рот у каждого подростка равные начальные шансы, и даже дети лидеров не получают поблажек. Разве это не мечта борцов с коррупцией? Главный же аргумент в пользу будущего Чикаго состоит в том, что герои фильма защищают миропорядок, а злодеи хотят его перекроить (по крайней мере так в первом фильме). Сравните этот расклад с «Голодными играми», где злодеи – консерваторы, а герои – революционеры.
Может быть, фильм спасают колоритные второстепенные персонажи, скрашивающие занудность стрельбы по мишеням и игры в «Зарницу»? Нет, здесь тоже провал. И это, пожалуй, главная беда «Дивергента». На фоне ярчайших героев «Поттера» и «Голодных игр» большинства персонажей нового фильма просто не видно. Так, лучшая подруга Трис выделяется лишь кофейным цветом кожи, а основной военный злодей – татуировками и пирсингом (среди Бесстрашных это поощряется, и их отряды выглядят как набранные в армию панки). Даже Кейт Уинслет, изображающая зловещую заговорщицу из фракции Эрудитов, не может ничего толкового сделать со своей «картонной» героиней, чьи мотивы остаются загадкой. (Чего не хватает ученым-Эрудитам? Денег на мензурки?)
Финал картины, впрочем, компенсирует многие провалы предшествующих сцен, поскольку он получился напряженным, кровавым и трагическим (герои одерживают лишь пиррову победу). Хороша и исполнительница главной роли, хотя, откровенно говоря, у Вудли маловато харизмы для изображения Трис, и она не до конца «продает» духовную эволюцию девушки. Но мы знаем на примере «Сумерек», что в «женском» кино привлекательный герой важнее убедительной героини, а англичанин Тео Джеймс для такого фильма – диво дивное. Паттинсон и Лотнер плачут в углу от зависти, потому что Джеймс красив, мужественен и элегантен, а его герой умен, заботлив, добросердечен и незаменим в бою. Плюс в нем есть нотка трагизма, и он может быть упоительно искренним. На фоне такого парня любой бойфренд, реальный или вымышленный, покажется «лузером»!
Дивергент
Оригинальное название: Divergent
Жанр: антиутопия для девушек
Премьера: 10 апреля 2014
Прокатчик: Централ Партнершип
Возрастной рейтинг: 12+
Дивергент
Сюжет: В постапокалиптическом Чикаго люди поделены на пять каст («фракций»). В шестнадцать лет каждый проходит тест, определяющий, в какую фракцию ему лучше вступить. Но изредка попадаются дивергенты, на которых тест даёт сбой, — они подлежат уничтожению. Девушка Трис, мечтающая попасть во фракцию воинов-Бесстрашных, — дивергент.
К «Дивергенту» легко придираться, но не все придирки будут справедливы. Велик соблазн разгромить его уже за то, что кино подростковое, хуже того — смертный грех! — девчачье. Многие поставят «Дивергента» на полочку к мэрисьюшным лавбургерам, к «Сумеркам» и «Орудиям смерти», и доля правды в этом будет. Куда ещё отнести фильм про девушку-избранную, которая отделала злодеев по первое число и завоевала сердце красавца? При этом основная функция Фора, парня Трис, — показывать красивое тело и влюбленно глазеть на героиню. В «мужском» боевике эту функцию обычно выполняет девушка героя, так что «Дивергент» просто поменял роли местами.
Но тот, кто сведёт «Дивергента» к розовым соплям, будет неправ. Томных глаз и накачанных прессов в фильме ровно столько, чтобы порадовать девочек, не вызвав тошноту у прочих зрителей. А как история взросления «Дивергент» неплох. Характер Трис развивается по ходу фильма — робкая серая мышка после жестокой муштры и потери близких становится способна убивать и калечить. Правда, Шейлин Вудли убедительнее в образе затюканной простушки, чем решительной воительницы.
Легко придраться и к непродуманному миру «Дивергента». Система с пятью фракциями и тестом выглядит так, будто Вероника Рот пыталась довести до абсурда идею распределяющей шляпы из «Гарри Поттера». Из фильма непонятно, почему дивергентов считают опасными и истребляют. Ведь выявляющий их тест — чистая формальность, фактически каждый выбирает фракцию сам. На эту придирку можно возразить, что антиутопия и не обязана изображать реалистичное общество. Фантастика — это мысленный эксперимент, игра, в которой предлагается принять определённые правила. Сыграть в постапокалипсис с кастовым строем — почему бы и нет?
Настоящая беда «Дивергента» в том, что он напрочь лишён напряжения и интриги. Сюжет предсказуем, конфликт слаб, а потенциально интересные ходы ни к чему не приводят. Трис — «выродок» своего мира, она вынуждена это скрывать — какие напряжённейшие истории развили из похожих идей Стругацкие в «Обитаемом острове» и Никкол в «Гаттаке»! Однако «инаковость» дивергентов больше похожа на избранность и даёт Трис не столько проблемы, сколько недоступные простым смертным таланты. (Кстати, книга Рот на русском выходила как «Избранная», и это чертовски точно.) А без острого конфликта фильм не работает как антиутопия. Общество «Дивергента» ужасно несправедливо, здесь не моргнув глазом убивают людей и превращают их в изгоев, но героев это не возмущает. Трис и Фор приспосабливаются к правилам своего мира, а в финале даже спасают его от злодеев. Вместо того, чтобы менять прогнивший статус-кво, герои его защищают. И тут уже фильм оправдать нечем. Разве только тем, что так было в книге-первоисточнике.
Наконец, выглядит «Дивергент» серо и безлико. Скромный бюджет в 85 миллионов не дал разгуляться декораторам, костюмерам и мастерам спецэффектов. Герои носят обычную одежду XX века и ходят по унылым бетонным коридорам. К тому же образ мира разваливается — футуристические компьютеры и белоснежные залы выглядят дико, когда на дворе вроде бы постапокалипсис.
И всё же фильм не хочется громить в пух и прах. Его создателям хватило вкуса не скатиться в чистый лавбургер, обойти некоторые штампы и глупости, которыми грешат фильмы такого рода. «Дивергент» — один из частых в последние годы случаев, когда режиссёр и сценаристы пытались вытянуть слабый первоисточник. Чуть больше смелости, чуть дальше уйти от текста Рот — и им бы это удалось.
Итог: Старательно сделанная, но серая и неубедительная антиутопия для девочек.
Антиутопия? Да что вы! Смотрите, как все довольны
Дивергент
Чтобы сразу внести какую-то ясность, начнем с терминологии.
Дивергенция — это расхождение или отклонение, а дивергент — это девочка с отклонениями. Может быть и мальчик, но в нашем случае — девочка.
Девочка с отклонениями живет в постапокалиптическом мире, в американском городе-государстве Чикаго, обнесенном высоченной стеной.
Социальное устройство государства Чикаго довольно просто, но эффективно.
Общество разделено на пять фракций — Ученые, Судьи, Крестьяне, Полицаи и Братья-Сестры милосердия, которые помогают обездоленным, а, заодно, правят государством.
Одним словом, от каждого по способностям, каждому — по потребностям. Коммунизм в отдельно взятом Чикаго, все-таки, победил.
Есть еще Изгои — люди, не наделенные полезными способностями (и я так понимаю, что поэты, художники и кинокритики — там), но они пока себя никак не проявили, забудем о них.
А подростки по достижении подросткового возраста должны выбрать для себя одну из фракций. Раз и на всю жизнь. В этом им помогает (как у нас ЕГЭ) Тест, который четко и недвусмысленно определяет наклонности будущей ячейки общества.
А у нашей девочки с отклонениями (её, кстати, Трис зовут) — проблемы. Тест ей сказал — ты мультиспособная, то есть, дивергент, иди, куда хочешь.
А общество дивергентов не любит, боится и старается от них избавиться. Поэтому дивергенты себя не афишируют, а притворяются нормальными. Трис, например, пошла в Полицаи…
Ну, а дальше суровая, с сомнительными методиками школа подготовки Полицаев, безумно красивый инструктор по имени Четыре и, разумеется, борьба с тоталитарным социальным устройством. Куда без этого…
Насколько история интересна? Не слишком.
Во-первых, всё (даже неожиданная, якобы, любовь) весьма предсказуемо.
Во-вторых, мир (общественное устройство ) нарисован довольно схематично, куценько, ему сильно не хватает деталей и масштаба.
Не впечатляют локации-декорации — по большей части невыразительные, ограниченные пространства, помещения.
Дополняет эту безрадостную картину тусклый, мрачноватый визуальный ряд.
А, самое главное, в окружении Трис нет ярких персонажей (кстати, её яркость — тоже вопрос весьма спорный). И друзья, и враги предстают единой безликой массой. За исключением лишь Кейт Уинслет, но её роль даже не вторая.
Что же касается главной героини, а её сыграла Шейлин Вудли — то особых восторгов по поводу неё нет, особого неприятия — тоже. Девушка с весьма средними внешними данными и такими же актерскими способностями.
Возможно, создателями так и задумывалось с тем, чтобы юным зрительницам было легче олицетворять себя с героиней… А на тех, кто олицетворять себя с героиней не планировал, кино и не рассчитано.
Экшена очень немного, качество его среднее, сконцентрирован он в последней четверти фильма.
Фильм, кстати, весьма продолжительный, и нельзя сказать, что смотрится на одном дыхании.
Звучит музыка. Адекватная происходящему, подростковая.
На этом, пожалуй, всё.
Кино предназначено для довольно узкой, но симпатичной аудитории девочек средних и старших классов.
До лучших образцов жанра фильм определенно не дотягивает, но продолжения «Дивергента», увы, неизбежны.
Variety: Обзор фильма «Дивергент»
Несмотря на то, что фильм идет почти два с половиной часа и завершается длительной перестрелкой, к моменту окончания «Дивергента», все еще кажется, что фильм только развивается. Вините в этом обременительные коммерческие ожидания: экранизация первого романа Вероники Рот, возможной подростково-молодежной серии-блокбастера, этот фильм, очевидно, был создан как наследник масштабных прибыльных, ориентированных на подростков саг «Summit-Lionsgate», «Сумерек» и «Голодных игр». Тем не менее, режиссер Нил Бёргер, кажется, настолько озабочен закладыванием основ для будущей франшизы, что он пренебрег созданием привлекательного самостоятельного фильма, и неопределенные пейзажи «Дивергента», раздутый сюжет, серый визуальный стиль и избрание на главные роли заурядных Шейлин Вудли и Тео Джейса не обязательно лучший выбор для саги-новичка. Фанаты книги получат то, что должно было стать очень прибыльным открытием выходных, но с будущими фильмами, о дате выхода которых уже объявлено, их судьбу довольно легко прочесть на чайных листьях.
В то время как очевидный успех кассовых сборов от «Сумерек» и «Голодных игр», казалось бы, продемонстрировали, какими качествами должны обладать фильмы, чтобы завладеть вниманием девушек-подростков, а также показать потенциал нового рынка для их собратьев, множество студий вместо этого просто решили придерживаться общемирового тренда экранизировать подростково-молодежные истории со внешне схожими элементами. События в них развиваются в мрачном будущем с «избранной» героиней и ограниченным временем, целомудренной любовной линией, и «Дивергент» определенно соответствует этому шаблону.
Действия фильма происходят в распадающейся футуристической версии Чикаго, где общество разделено на пять различных фракций, основываясь на их добродетелях и названный словами, которые должны были бы быть хорошо понятны целевой аудитории: Отреченные, Дружелюбные, Искренние, Бесстрашные и Эрудиты.
Стандартный тест имеет первостепенное значение в жизни подростка в этом фильме. В возрасте 16 лет все подростки должны выбрать фракцию, в которой они проведут остаток их жизней, после галлюциногенного экзамена, который порекомендует им к какой из фракций они подходят больше всего. Конечно же, результаты секретны, тестируемые могут свободно выбирать ту фракцию, что им нравится, и большинство просто предпочитают оставаться там, где они родились, что ставит под сомнение такую уж важность этого теста.
Главная героиня Беатрис Приор (Вудли) – дочь главы Отреченных (Тони Голдвин), живет со своей заботливой мамой (Эшли Джадд) и братом-близнецом Калебом (Энсел Эльгорт). Она никогда не чувствовала, что подходит скромному, самоотверженному образу жизни своей фракции, и когда проходит тест, ее результате неубедительны, предполагая, что она одинаково хороша в трех добродетелях. Ее тестер (Мэгги Кью) спешит вывести ее из здания, объясняя, что она принадлежит к редкому виду, дивергент, и должна держать эту информацию в секрете, иначе последствия будут ужасны для нее. Это первое из многих предупреждений от персонажей, у которых даже не находится времени, чтобы объяснить их опасения в деталях.
Когда наступает День Выбора, близнецы Приор шокируют весь город, оба выбирая новые фракции. Калеб выбирает снобистскую фракцию Эрудитов во главе с елейной, жадной до власти Джанин Мэттьюз (Кейт Уинслет, которая производит впечатление, довольно схожее с Хиллари Клинтон). Беатрис отправляется во фракцию воинов, Бесстрашных, вопящей, кричащей, спрыгивающей с поездов кучки модных эстетов, которые напоминают нечто среднее между бойцами «Абсолютного бойцовского чемпионата» и горячими клерками.
Посвящение в новую фракцию начинается немедленно, и Беатрис (которая теперь принимает совершенно новое, хиппстерское имя Трис) взбирается на небоскреб, с которого прыгает в яму и принимает участие в жестоких спарринг-боях с другими посвященными. Вскоре она узнает, что те, кто не проходят инициацию Бесстрашных, изгоняются, чтобы присоединиться к неприкасаемым «бесфракционным», касте, которая живет на улицах. Еще больше все осложняется парочкой вечно препирающихся инструкторов: красавчиком с гранитной челюстью Четыре (Тео Джеймс) – который посматривал на Трис задумчивыми взглядами, которые подразумевают, что он изо всех сил пытается решить, какой шрифт выбрать для их свадебных приглашений – и коварным Эриком (Джай Кортни).
Между тем ритуал инициации занимает большую часть этого фильма, а также борьба за власть между Эрудитами и Отреченными, и Трис, которая медленно собирает разъеденные части своей жизни воедино, в то время как дивергенты оказываются в опасности.
Если эта история кажется разделенной на слишком много сюжетных линий фракций одновременно, то так и есть. И пытаясь при этом втиснуть столько объяснительной информации, сколько возможно, Бёргер пренебрегает теми элементами фильма, которые могли бы облегчить эти проблемы с рассказом: а именно чувством места и чувством срочности.
Несмотря на всю эту войну и высокую угрозу изгнания, посвященные, похоже, редко нервничают. И не помогает то, что сценаристы Эван Догерти и Ванесса Тейлор вырезали ряд темных сцен из книги Рот, и Бёргер не показал ничего более кровавого, кроме незначительных кровотечений из носа и синяков в первых двух актах фильма, даже когда персонажи укладывают друг друга в больницу с большой регулярностью. И для гипер-военизированного, технологически продвинутого, разделенного мрачного общества на грани фракционного конфликта, различные городские зоны, похоже, все оснащены видеонаблюдением и тем же уровнем безопасности.
В отличие от материального, полного кадров Хогвардса «Гарри Поттера» или красочно пестрых дистриктов «Голодных игр», виденье нового Чикаго в «Дивергенте» не слишком уж отличается от стандартной пост-апокалиптической картинки. Снятый в местах Города ветров фильм редко задерживается слишком долго на городских пейзажах, и интерьеры очень напоминают павильонные, а обстановка центра Бесстрашных, получившего название «Яма», выглядит так, будто они остались после оригинального фильма с категории научной фантастики, который снимался здесь за неделю до «Дивергента»,
Получив свою первую главную роль в проекте подобного масштаба, Вудли может быть прекрасной, когда ей позволено продемонстрировать немного дерзости, но когда она с легкостью отыгрывает самые эмоциональные актерские моменты, ее Трис не настолько независимая, какой должна была бы быть. Коллега Вудли по «Захватывающему времени», Майлз Теллер, провел большую часть этого фильма, посмеиваясь над Трис, воплощая еще одного злодея, тогда как ее друзья, сыгранные Зои Кравиц и Беном Ллойд-Хьюзом, впустую тратят здесь свое время.
Хотя и ручная, в основном операторская, работа компетентна, фильм демонстрирует нескладный скучный блеск: фон очень часто размыт и невыразителен, лица актеров иногда отображают безжизненный аспект слишком совершенных цифровых технологий. Трансовая музыка Джанки Экс-Эла надлежаще молодежна, в то время как музыкальный супервайзер Рэндалл Постер собрал замечательную коллекцию инди-рока, электроники и хип-хопа.
- узнать границы по кадастровому номеру
- в чем заключается главная особенность экологической сукцессии