в чем смысл фильма чучело
Психологический смысл фильма «Чучело»
Фильм Ролана Быкова «Чучело» (1983) производил и производит большое впечатление на зрителей. Однако его критиковали, упрекая в нереалистичности («советские школьники не могли такими быть, их очернили»), и даже в пропаганде насилия. Однако возможен и другой взгляд: данная кинокартина полезна как источник психологической информации. Разве не бывали подобные ситуации (буллинг в школе)? Конечно, бывали. Так почему бы не разобраться в подоплеке, не выявить причины детской агрессии? Ведь только так можно предотвратить похожие конфликты.
Итак, в чём же польза фильма «Чучело»? Он содержит несколько советов:
кадр из фильма «Чучело» (1983)
2. Помни, даже в положении жертвы есть выбор. Можно по-разному относиться к ситуации (даже очень трудной). Лена Бессольцева проявила блестящую психическую адаптацию. В ней проснулась сила духа, она сумела подняться над тем статусом жертвы, который ей пытались навязать одноклассники.
кадр из фильма «Чучело» (1983)
3. Даже самый смелый, уверенный в себе, ценящий справедливость человек может сломаться. Уступить давлению коллектива, испугаться, стать подлецом и предателем. Эту тему раскрывает образ Димы Сомова. Поэтому не привязывайся слишком сильно к людям, не идеализируй их. Не очаровывайся, тогда не придется и разочаровываться.
кадр из фильма «Чучело» (1983)
Вот как минимум три важных смысла. Да, фильм «Чучело» может оставить мрачное впечатление. Но всё-таки он несёт и полезную информацию, которую при желании можно увидеть.
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал
Чучело 1984 — детки из клетки
В 1984 году на экраны вышел фильм Ролана Быкова «Чучело». Картина сразу вызвала противоречивые отклики со стороны зрителей и критиков. Одна восприняли ее, как некое откровение. Ведь чаще всего советские школьники в фильмах тех времен были показаны, как положительные герои, пионеры, комсомольцы, чистые душой и горячие сердцем. Искренняя история Лены Усольцевой, показанная без идеологических прикрас, завоевала сердца многих. Другие же требовали убрать дерзкий фильм с экранов, как порочащий честь советских детей. Однако Чучело, смысл которого глубок и многогранен, смотрят с интересом все новые и новые поколения зрителей.
Краткое содержание фильма Чучело
Основные герои фильма – школьники 6 класса одного из небольших провинциальных городов:
Чучело – смысл названия
В этот класс приходит новенькая – Лена Усольцева. Веселая и добродушная, она сразу становится объектом насмешек новых одноклассников. За смешливость и неповоротливость они дают ей кличку Чучело, смысл которой еще и в том, что Лениного дедушку в городе все считают чудаком и за спиной называют «заплаточником». Он ходит в чиненой одежде и на последние деньги собирает коллекцию картин. Но основные проблемы девочки начинаются в тот момент, когда она берет на себя вину симпатичного ей мальчика Димы. Он проговаривается классной руководительнице о том, что весь класс прогулял уроки и сбежал в кино.
На заметку! Фильм снят по повести В. Железникова Чучело, смысл которой созвучен со смыслом фильма. Автор взял за основу историю, произошедшую с его племянницей, которая так же взяла чужую вину на себя и заслужила бойкот.
Железная Кнопка, как действующий лидер класса, объявляет всеобщий бойкот Лене. Остальные поддерживают ее. Потому что в качестве наказания за прогул, класс лишается поездки в Москву, о которой все мечтали.
Наказание
Лене приходится несладко. Ей облегчает жизнь лишь то, что Дима, чувствуя свою вину, находится рядом с ней, поддерживает ее. Но в один момент, испугавшись стать таким же изгоем в классе, он предает ее и присоединяется к большинству. Рядом с Леной остается только невзрачный Васильев, который не боится приходить к ней в гости и защищать ее от нападок.
Сложная ситуация в классе набирает обороты. Бойкота становится уже недостаточно, и ребята переходят к более жестоким наказаниям:
Апогеем детской мести становится показательное сжигание на костре соломенного чучела, одетого в украденное у Лены платье. Эта жестокость, а также предательство Димы, будто преображают девочку, которая в одно мгновение становится взрослой.
На заметку! Этот момент напоминает ритуал сожжения чучела на Масленницу, смысл которого в жертвоприношении, обеспечивающем богатый урожай на следующий год.
С днем рождения, предатель!
Она отрезает свои волосы и бреется на лысо, становясь похожей на старинный портрет, который дедушка принес в дом последним. Явившись в таком виде на день рождения Димы, где собрался весь класс, она противостоит своим обидчикам, гордо подняв голову. Кнопка восхищена этим поступком, но статус предателя мешает ей подружиться с Леной. И тут тайна предательства раскрывается неожиданным образом.
Оказывается, при разговоре Димы и учительницы присутствовали еще двое. Это Шмакова и Попов, которые спрятались под партой. Они-то и рассказывают всю правду. И теперь уже всеобщий любимчик Димочка рискует стать изгоем.
Смысл фильма Чучело
Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города. Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо – все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно – девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости.
Почему фильм пришелся по душе и до сих пор современные школьники пишут сочинения на тему «В чем смысл фильма Чучело?». Проблемы, поднятые в фильме, актуальны и по сей день. Авторы не приукрашивают действительность, не стараются сделать ее более приятной для глаз. Да, дети – самые жестокие существа. Да, им свойственно сбиваться в стаю вокруг сильного лидера, и гнобить тех, кто слаб. Или тех, кто им кажется слабым. И отношения в детском коллективе очень сильно будут зависеть от взрослых, которые находятся рядом с ним.
Чучело: смысл концовки
А со взрослыми в фильме совсем беда… Погруженные в житейские проблемы, они не замечают что происходит с их детьми. Главное – накормлены и одеты. А чем они живут, что думают, о чем мечтают – это все лирика. Некоторые из них пытаются задавать вопросы школьникам, и даже заступаться за Лену. Но все это – дежурное поведение взрослых, без особого вникания, без интереса. И даже классная руководительница, которой по статусу положено знать, что происходит в ее классе, ведет себя отстраненно, отделывается стандартными учительскими фразами.
О многом говорит ее взгляд в самом конце. Когда Лена и ее дедушка приходят в класс, чтобы попрощаться с ребятами и подарить школе картину. Ту самую, похожую на Лену. Учительница, узнав наконец обо всей ситуации, смотрит на ребят, будто видит их впервые. На ее лице недоумение и ужас. Она за несколько лет так и не смогла узнать их, понять, на что они могут быть способны. Возможно, даже не пыталась. Потому что так ведь удобнее, правда?
Но человеческое отношение и участие могут растопить даже застывшие и ожесточенные детские сердца. Поэтому финальная сцена фильма показывает зрителям слезы, текущие по щекам школьников. По щекам даже самой стойкой и железной из них — Кнопки. Слезы очищения и принятия. Слезы раскаяния. И поэтому детская рука аккуратным почерком выводит на доске: «Прости нас, Чучело!»
«Чучело»: пересказ фильма
Критики требовали убрать фильм с экранов, так как в нем школьники показаны не в том свете, в каком было принято воспитание подрастающего поколения того времени.
Тогда образ ученика был тесно связан с образцом пионера, комсомольца. Это были чистые и ответственные подростки, воспитанные школой и общественными организациями в духе преданности Родине, вежливости и уважении к старшим, добром отношении к сверстникам.
Фильм же прямо противоположно олицетворил поведение учеников шестого класса по отношению к одной девочке, которая не была как они.
Краткое содержание фильма Чучело
Кроме главной героини фильма Лены Усольцевой другими важными персонажами фильма показаны шестиклассники одной из городских школ в провинции.
Фильм Чучело – смысл названия
Однажды в классе появляется новая ученица — Лена Усольцева. Девочка очень веселая и простодушная. Весь класс воспринимает ее с насмешками.
Девочке сразу дали обидную кличку Чучело. В частности потому, что дедушка Лены в городе слыл чудаком, его обзывали заплаточником. Ведь из-за материального недостатка ему приходилось носить потреманную старую одежду, правда заштопанную.
Но несмотря на это дедушка Лены отдает последние деньги на картины, из которых уже собрал целую коллекцию.
По сюжету девочка сталкивается с большими проблемами после того, как взяла на себя вину мальчика Димы, который был ей очень симпатичен.
Дима сообщил учительнице о побеге класса с урока. А Лена сказала, что это она выдала педагогу этот побег.
И тогда Железная Кнопка вынесла приговор Лене — весь класс должен был объявить ей бойкот. Так как Кнопка была лидером в классе, то все согласились отвергнуть Лену и лишить ее любого общения.
Из-за этого побега класс не смог поехать на экскурсию в Москву, а ведь все ученики так мечтали об этой поездке.
Наказание
После случившегося Лена сильно угнетена. Только один Дима пытается всячески поддержать ее, ведь именно он стал виновником сложившегося непростого положения Лены.
Но и он отворачивается от нее, чтобы не быть в стороне от коллектива. Дима последовал за большинством.
Около Лены остается Васильев, неприметный парнишка, решивший пойти против одноклассников. Он навещает Лену дома, старается защитить от злобных одноклассников.
Школьникам уже не хватает просто бойкота. Они начинают действовать более агрессивными и жестокими методами для наказания «виновницы».
Я взяла тут слово «виновницы» в кавычки. Потому что ведь Лена не свою вину несет, а Димину. Она защитила его, призналась в том, чего не совершала она сама, а он совершил. Он же не оценил и бросил прежнюю подругу.
Одноклассники стали пробираться к Лене по ночам и пугать ее головой дикого кабана, стали нападать на нее открыто, избивать.
И в итоге решили еще более сильно ужесточить свою детскую месть — организовали сжигание соломенного чучела в Ленином платье, разведя костер.
Такое испытание для Лены стало большой ступенью к взрослению.
С днем рождения, предатель!
Лена изменяет свою внешность. В их с дедушкой доме есть картина с изображением лысого человека. Лена тоже бреется наголо. И в таком виде она приходит к Диме на его день рождения.
Там весь класс. Гордо Лена выступает в таком виде против всего класса. Такой поступок восхищает даже саму Кнопку, но она не позволяет себе пойти на мировую с «предательницей» Леной.
Но внезапно правда всплывает.
Когда Дима ябедничал учительнице, их подслушали Шмакова и Попов, сидящие под партой.
Когда Лена выступила перед классом в лысом виде, эти двое решили рассказать тайну предательства. И теперь все увидели, что не Лена виновата, а Дима.
Смысл фильма Чучело
В фильме мы видим сплошную серость: это и осенняя пора, мрачность и однообразие городского мотива. Люди сплошь нахмуренные, сильно озабоченные своими повседневными делами и проблемами.
Дети рано взрослеют, вращаясь в круговороте этих взрослых проблем. Во всем чувствуется какая-то серость и безысходность.
Одна лишь яркая личность в фильме — Лена. Она не такая как все и всё.
И хотя фильм, на первый взгляд, ничем не примечателен, он вошел в умы и сердца не только взрослых, вдруг обративших внимание на проблемы их детей, но и на самих школьников.
Актуальность тех проблем из фильма никуда не улетучилась. Аналогичные ситуации возникают у детей и сейчас.
Лидеры были в школьных коллективах всегда. Вокруг них собирается весь класс. И всегда находится кто-то один, на которого обрушиваются детские агрессивные взгляды.
Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города. Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо – все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно – девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости.
Будет ли «растерзан» одиночка, зависит от рядом находящихся взрослых.
Фильм «Чучело»: смысл концовки
А взрослые, как обычно, сами в себе. У них свои заботы. И они так далеки от событий, происходящих с их детьми.
Первая их задача: накормить и одеть. А что творится в душе ребенка, как складываются его межличностные отношения со сверстниками, это как-то уходит даже не на второй, а третий и четвертый план.
Даже классная учительница не в курсе того, что происходит в классе.
Когда в конце фильма Лена приходят с дедушкой в класс, чтобы попрощаться перед своим отъездом, они дарят ту картину с лысым человеком, учительница узнает о случившемся, то она в недоумении.
Она смотрит на своих воспитуемых с удивлением и непониманием. Она, конечно, в ужасе. Ведь она должна была все это предотвратить. А она, педагог, даже не в курсе таких ужасных событий.
А если бы знала? Разобралась бы? А может и нет. Может так лучше, когда ничего не знаешь? Или не хочешь знать? Так ведь проще жить…
«Чучело» всепрощающее
Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова
Вызов, скандал, чернуха!
Такими оценками встретили критики и обычные зрители фильм «Чучело». Учителя со всей страны принялись писать письма на «Мосфильм» с требованием немедленно снять «это безобразие» с экранов: советские дети не фашисты, говорили они, друг друга не травят, девочек толпой не избивают, а такие понятия, как «предательство» и «трусость», знают только из программы литературы. Так что, мол, товарищи за кино ответственные, не устраивайте революций, картину положите на полку, а режиссера накажите.
Будет ошибкой заявить, что Ролан Быков заранее задумал сделать религиозную картину
Картина действительно получилась революционной. Но не потому, что рассказывала правду о жизни советской школы, все гораздо глубже: фильм «Чучело» стал чуть ли не единственным фильмом на закате СССР, в котором кричал и заявлял о себе религиозный подтекст. Некоторые его считали сразу, и даже те, кто не отличал Иисуса от Будды, каким-то шестым чувством, подсознанием уловили в «Чучеле» «запретные» темы: настоящее слово всегда говорит с душой, а не только с разумом. В этом стоит искать истинные причины травли режиссера и съемочной группы.
Да, Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы.
Взять хотя бы выбор темы. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. Как-то внучка писателя взяла на себя вину возлюбленного и стала жертвой недетской травли одноклассников. Впечатлительный прозаик не мог упустить столь драматичную историю – повесть вышла в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего-то несколько дней». Дни, которые изменили мир одного отдельного класса до неузнаваемости.
Портрет современного советского общества
Ролан Антонович в то время искал материал для фильма, с которым можно было войти в историю кино в качестве режиссера. Актером-то он был уже всенародно любимым (чего стоит его логопед с «фифектами фикции» из картины «По семейным обстоятельствам» или Иван Корякин из «Служили два товарища»), были за плечами и постановочные работы для детей, но это все же не широкий зритель, а единственный фильм «Нос» редакторы не просто порезали, а зарубили топорами, увидев в нем фиги в кармане, то есть намеки на нелицеприятную действительность. Устав от давления цензуры, режиссер решил взяться за новый, как сейчас сказали бы, проект. Вскоре кто-то из соседей дал почитать повесть своего пока неизвестного, но талантливого родственника по фамилии Железняков. Режиссер к новичкам в литературе относился скептически, но соседям отказать не смог и как-то вечером нехотя стал листать страницы… И прочел залпом.
Елена Санаева вспоминает, как проснулась на рассвете и увидела странную картину: Ролан Антонович сидел довольный в свете настольной лампы, а потом вдруг запустил книгу в потолок.
– Что, будешь снимать? – спросила она.
– А куда денешься?! – был ответ.
Почему Быкова так зацепила история гонимой одноклассниками Лены Бессольцевой? Тут есть два варианта, друг друга не исключающих. Первый: режиссер увидел в «Чучеле» себя. Его самого много травили и за режиссерские опыты (те самые «фиги» виделись во всех его лентах), и за актерскую одаренность: стоило ему появиться на экране даже в маленьком эпизоде, как роль становилась событием. А такой успех прощается редко.
Другая причина – история «Чучела» позволяла нарисовать портрет современного советского общества, ведь дети – отражения взрослых. Если подростки эгоистичны, самовлюбленны, алчны, грубы и жестоки, то проблема не в них, а в их родителях… В этом плане школьный класс – идеальная возможность посмотреть на общество сквозь христианскую призму. В каждом классе (читай обществе) есть свой Иуда, есть гонители и гонимые, есть Иоанны – любимые ученики, а есть Петры – те, кому нужно по три раза повторять, чтобы дошло.
Напомню сюжет «Чучела». В одну провинциальную школу приходит новенькая. Она внучка известного, но не очень уважаемого в городе человека – Николая Николаевича (роль исполняет Юрий Никулин). Недолюбливают его по одной причине – не такой, как все. Очень замкнут, да к тому же – непростительная дерзость – собирает картины, часто тратя на них все свои деньги. Ему даже не на что купить новое пальто, старое все в заплатах, за что его так и называют – «заплаточник». Бессольцев мечтает открыть картинную галереею и подарить ее городу. Он из тех, кто бескорыстно пытается облагородить мир. Родной отец Николая Николаевича был в этом же городе земским врачом и построил больницу, его расстреляли фашисты – прятал раненых. То есть у Лены Бессольцевой перед глазами достаточно примеров жертвенности и служения людям. Чувство стыда, милосердие, любовь к ближнему – для нее не пустые слова.
Неудивительно, что одноклассники видят в Леночке такую же «чудачку», как и ее дед, и потому относятся к ней с презрением, она для них из иного мира.
В какой-то момент Бессольцева под влиянием окружения оступается – начинает стыдиться деда, но довольно скоро раскаивается:
– Значит, если бы ты был настоящим нищим, голодным и оборванным, то я бы тебя бросила? Я предательница.
Эти муки совести можно воспринять как одну из ступеней лестницы, ведущей Бессольцеву на ее личную голгофу. Кино – это все же жизнь, где время и события максимально сжаты в угоду драматургии, и потому восхождение происходит довольно быстро: уже в завязке сюжета девочка берет на себя чужой грех и становится изгоем.
Случилось это так: класс долго работал, чтобы накопить денег на поездку в Москву, но когда до заветной цели осталось всего ничего, школьники сбежали с урока в кино. Обо всем узнала классная руководительница. Ей в беседе без свидетелей «настучал» друг Лены Дима Сомов, до этого слывший любимчиком однокашников. В наказание наставница лишила прогульщиков заветного путешествия. Опасаясь, что теперь от Сомова его же дружки и подружки живого места не оставят, Бессольцева вдруг объявила стукачкой себя. Зачем ей было это нужно? В советское время ее поступок объясняли влюбленностью.
Но это грубая трактовка. Зачем тогда в фильме подробно рассказывается история предков Лены? Почему в кадре постоянно появляется портрет ее прапрабабушки, с которой они похожи как две капли воды? С картины на нас смотрит девочка, чьи глаза полны любви и сострадания. Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга.
Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит – и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе.
Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена.
Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову.
– Сомову – самый жестокий бойкот. Кто за бойкот? (все поднимают руки)
– А ты? – спрашивает одна из девочек у Чучела.
– Ты его простила? Неужели простила?
Бессольцева не только прощает, но и находит в себе силы искренне пожалеть своих «друзей»:
– Честно говоря, жалко мне вас: бедные вы, бедные люди.
В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак».
Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе
Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе – те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице.
Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду.
Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас!» Этой деталью постановщик показал, что жертва героини не была напрасной, ее поступок изменил одноклассников, сделал их лучше, пробудил чувство справедливости, сострадания, совесть. На глазах ребят появляются слезы.
– Да, они уехали как бы побежденные, – говорит Елена Санаева, – но на самом деле они одержали огромную нравственную победу.
Вот такой хэппи-энд.
Кинолента «о гонении, распятии и вознесении»
Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок.
Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп (Колычев). Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.
Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие:
«8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: “Блажен, его же избрал и приял еси Господи”, – и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь».
Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой – одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости.
Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма – сожжение чучела героини, ее «казнь».
Краеведы уверяют: до второй половины XVIII века здесь находился Вознесенский женский монастырь, основанный Иоанном Грозным. Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия – по одним данным, сестра, а по другим – мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды.
После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены (на их фоне и снимали знаменитую сцену). Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно.
В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» – особенная картина. На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви. Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало.
Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область. Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова («Недосмотрел!») и чуть было не забрала главную героиню со съемок. Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три».
Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве. Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. «Быков сначала сказал, что с такой внешностью, как у меня, надо командовать ротой солдат», – смеется сегодня Кристина.
Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню. «Приходили такие лисички, которые прикидывались одними, но были другими, – это ощущалось», – говорит вдова режиссера Елена Санаева. И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте – и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения.
Но съемки подарком судьбы не стали.
Быков работал с детьми, как со взрослыми. Они месили грязь, бегали по обрывам, но самое главное – режиссер по-настоящему заставлял их страдать. Ксения Филиппова, сыгравшая в фильме Железную Кнопку, до сих пор с содроганием рассказывает о методах Быкова в работе с детьми:
«Чтобы заставить меня зареветь, он говорил: вот представь себе, ты идёшь по улице и видишь красивое лицо, любуешься им, и вдруг на твоих глазах и на глазах этого человека машина сбивает ребенка, ребенок умирает, а лицо этого человека остается прекрасным. Быков – невероятно тонкий психолог. Нервы у всех были в клочья. Но это стоило того».
На долю Орбакайте тяжелых эмоциональных сцен выпало больше всего. Она не скрывает – преодолеть ей тогда пришлось многое: слезы, истерики и даже многочисленные погружения в воду. По сценарию, Бессольцева летала во сне. Снять полет кинематографисты пытались по-разному, в том числе в бассейне. «Меня учили нырять, с тех пор я не ныряю вообще», – признается она.
Быков действительно потратил немало сил и нервов на съемках, однако еще больше ему пришлось натерпеться от киноначальства. Оно не пропускало ту самую сцену, которая далась тяжелее других – сожжение чучела Бессольцевой. Редакторам она показалась слишком жестокой. Впрочем, цензуре не понравился весь фильм, и руководство студии готовилось его причесать, вырезав все «опасные» сцены.
Сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией
Быков объявил цензуре настоящую войну. Он всерьез пообещал, что убьет любого, кто зайдет в его монтажную. В конце концов сражение за фильм закончилось для Ролана Антоновича госпитализацией:
«Каждый метр он с кровью отстаивал, – говорит Ксения Филиппова, – и не один у него, кажется, был инфаркт, а два инфаркта. В итоге ни сантиметра не вырезали, он отстоял даже сцену сожжения».
Картину выпустили на экраны после того, как режиссер написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову со словами: «Я верю, что фильм нужен государству, и что защитить его может только государство».
По словам Елены Санаевой, за первый год проката «Чучело» посмотрели 17 миллионов зрителей, в 1986 году фильму присудили Госпремию.
Тайна матушки Пелагии
Но вернемся в Старицы. На развалинах Вознесенской церкви, на фоне которых снимали сцену «казни», где-то здесь, как мы помним, затерялось захоронение родственницы патриарха Иова… Теперь внимание! По заверениям местного краеведа и очевидца съемок Александра Шиткова, останки легендарной монахини находились ровно в том месте, где и происходило сожжение чучела. Это выяснилось в 2002 году, когда инициативная группа после долгих поисков все-таки нашла могилу Пелагии: «Чучело здесь сжигали, – говорит краевед, – и отсюда Кристина бежала, плача, и падала недалеко от стен бывшего монастыря, и смотрела в небо».
Оказалось, матушка была замучена и убита, хотя до начала XXI века считалось, что она умерла своей смертью. На черепе схимонахини были обнаружены повреждения. Шитков, как и большинство историков, считает: Пелагея была казнена из-за отказа святителя Иова благословить на место Патриарха ставленника Лжедмитрия I. «Это намоленное для нас место, святое», – добавляет он.
Останки легендарной монахини находились в том месте, где и происходило сожжение чучела
Возможно, молитвы убиенной монахини и направили картину в сторону религиозного осмысления, и именно поэтому на монтаже Ролан Антонович увидел настоящее чудо – перед ним оказался не просто фильм о девочке, взявшей на себя чужую вину, а кинолента «о гонении, распятии и вознесении».
Без сомнения, такое открытие не могло не сказаться на мировоззрении Быкова. Известно, что спустя некоторое время он крестился. Вот что однажды рассказала вдова режиссера журналистам:
«Он жил с Богом в душе. Крестился поздно. Ему предстояла вторая операция, когда позвонил человек из Загорска и сказал: не покреститесь – прокляну! Бред, конечно: как можно человека проклинать за то, крестится он или нет. И Ролан сказал: “Знаешь, Леночка, я это сделаю после операции. Не буду же я ставить условия: ‟Ты мне, Господи, даруешь годы жизни, а я за это покрещусь!”” У него много размышлений о религии и Церкви, но он ненавидел сектантство, ханжество и не декларировал свою веру. Я считаю, что в его ролях и фильмах есть Божья благодать, есть свет» (Российская газета, 12 ноября 2004 г. № 3628).
Нравственный заряд «Чучела» передался и юным актерам, играющим одноклассников Бессольцевой. Судьбы их сложились по-разному, однако все, что называется, «вышли в люди», посвятили себе любимым детям и интересной работе.
Павел Санаев, сын Елены Санаевой, сыгравший самого тихого мальчика в классе, стал писателем и режиссером; Максим Чмель (в фильме – Попов, тот, который ухаживает за красавицей Шмаковой) – реставратор мебели и хоккеист; Сергей Прилепский (Худой) работает экспедитором в кино, а «очкарик» Николай Манвелов выучился на историка, сегодня он – советник в одной из государственных корпораций.
Кинематографично сложилась судьба исполнительницы роли Железной Кнопки Ксении Филипповой. После премьеры «Чучела» в сентябре 1984 года на киностудию стали приходить тысячи писем на имена юных звезд, но Быков никогда не передавал послания адресатам – чтобы не зазнавались. И лишь один раз сделал исключение: принес письмо одного ленинградского старшеклассника Филипповой. «Мы начали переписываться, потом он приехал ко мне в гости, познакомились, подружились, поженились… Уже отметили серебряную свадьбу», – рассказывает Ксения.
Филиппова не стала делать карьеру в кино – она работает в одной из картинных галерей. Получается, что в артистки пошла только Кристина Орбакайте. Справедливости ради заметим, что актриса из нее получилась неплохая.
Сам Юрий Никулин, как и его герой в фильме «Чучело», всегда был порядочным человеком с добрым и отзывчивым сердцем. В Москве до сих пор помнят, как он помогал артистам кино и цирка, выбивая для них квартиры, договариваясь о дорогостоящих операциях, а сам при этом жил более чем скромно, полностью отдаваясь работе. Актера не стало в 1997 году, его похоронили у стен Новодевичьего монастыря с воинскими почестями, при огромном стечении народа.
История фильма была бы неполной без размышления о его роли в советское время. Стоит задуматься, случайно ли картина вышла на экраны осенью 1984 года, то есть накануне Перестройки, приведшей страну к абсолютному краху. В каких отношениях с Богом в это время было общество? Похоже, оно от Него отказалось большинством голосов, поставив во главу угла себя и собственные интересы.
И тут выходит на экраны «Чучело», со всеми теми аллюзиями, о которых мы сказали…