в чем смысл фильма аватар
Тайный смысл фильма «Аватар»
Меж тем, человеческое сознание может оперировать абстрактными категориями, воспринимая лишь идею и самостоятельно домысливая весь необходимый антураж. Оттого, составленная из крутящихся в пустоте проволочных моделй, игра «Элита» переносит миллионы пользователей в глубины космоса, наполненного сражениями боевых кораблей, а полотняный Петрушка, надетый на немытую десницу скомороха, приводит в восторг толпу, собравшуюся на ярмарочной площади. Без нас, зрителей, нет никакого волшебства — все чудеса происходят у нас внутри. Именно мы наполняем мертвый каркас заводной марионетки своими эмоциями, тем самым одушевляя ее. Ну и, заодно, наполняя карманы кукловода звонкими монетками — коль наша жизнь так скушна и бесцветна, отчего не заплатить творцу, на пару часов выдернувшему нас в иной мир?
Сюжет довольно прост: есть мир, обладающий нужными землянам ресурсами. Земную сторону олицетворяют не лучшие ее представители — алчные и беспринципные сотрудники корпорации, разрабатывающей дорогостоящий минерал. Эдакие эффективные менеджеры-ходорковские, настоящие либералы, старательно минимизирующие затраты. Минералы, как водится, лежат под деревней дикарей, стоящей на пути прогресса. Решить дело миром, с точки зрения землян, это дать дикарям 24 часа на сборы и позволить уйти живыми, поскольку те живут в такой гармонии с природой, что «под каждым под кустом им готов и стол и дом». С целью сбора информации в логово вероятного противника засылается шпион, который, в конце-концов, переходит на сторону врага. Дикари побеждают, земляне посрамлены. Я постарался быть кратким в пересказе, потому что сюжет, полагаю, известен всем. А вот с трактовкой его возникли разногласия.
Любой голливудский фильм такого уровня — это сложный проект, с тщательно просчитанным воздействием на аудиторию. Психологи подбирают актеров таким образом, чтобы они могли вызвать симпатию у аудитории сколь угодно разнообразной по образованию, этническому составу и социальному положению. Специфика «Аватара» такова, что, главными героями фильма являются не живые актеры, а сконструированые на компьютере синекожие и желтоглазые жители планеты Пандора — на`ви. Им помогает главный герой и сопереживает зритель, их победа восторженно принимается сидящими в зрительном зале землянами, радующимися, когда их собратьев вышвыривают с планеты трехметровые гиганты. Но почему на`ви воспринимаются как положительные персонажи? Вы, наверно, хотите уверить меня, что эта симпатия объясняется тем, что вы всегда стоите на стороне слабых и угнетенных, отстаивающих родную землю от захватчиков?
Мне кажется, что вы ошибаетесь, дело тут не только в справедливости. В сценариях, под которые выделяются миллионные бюджеты, реакция зрителя просчитана буквально по секундам: тут вы должны испугаться, тут расслабиться, тут начать сопереживать персонажу, тут уронить слезу. Считать, что при столь выверенном подходе авторы не обратят внимания на внешний вид персонажей — держать их за полных идиотов. Психологи давно доказали, что успех Чебурашки связан с тем, что отношение размера его глаз к размеру головы соответствует пропорциям лица ребенка. Чем больше глаза — тем сильнее сходство. А положительное отношение к детям — это уже инстинкт, связанный с выживанием вида. И рад бы не любить, а сердечко-то все равно екает, когда мелюзге плохо. Посмотрим же на большеглазых обитателей Пандоры.
Мы видим подчеркнуто антропоморфные черты, чтобы зрителю было легче ассоцировать себя с на`ви, а обычаи и уклад дикарей позволяют легко провести параллель с примитивными земными племенами. Например, с теми же индейцами, вину за истребление которых американцам прививают с детства. Белым американцам, разумеется. Добавим к внешнему облику туземной самки пухлые губы, девичьи груди, небрежно прикрытые какой-то папуасской дрянью и звериную грацию кошки. Именно кошки, поскольку хвост, острые уши, желтые глаза, и поведенческие реакции вроде шипения на врага свойственны кошачим. Крупные кошки всегда считались животными тотемными — их сила и грация приводила людей в состояние опасливого уважения и восхищения. Так что внешний вид на`ви практически не содержит отталкивающих черт. Думаю, даже с их желтыми клыками белозубый американский зритель сможет смириться. Привыкли же они к семитским и негроидным чертам своих сограждан?
А если бы планету населяли не столь симпатичные существа? Представьте смердящую лужу вонючей жижи, в которой плещутся похожие на фекалии создания, живущие в полной гармонии с окружающей их природой. Роются в навозе, прыскают друг в друга струйками гноя, лепят из грязи ритуальные куличики. А под лужей расположены залежи лекарственного препарата, способного спасти миллионы землян от мучительных страданий, на что обитателям водоема, грубо говоря, насрать. Ну не хотят они уходить со своего священного отхожего места и все тут. Будете ли вы столь же сильно переживать, если всю эту благоухающую братию слегка подвинут бульдозерами в сторонку?
Думаю, что людей, готовых аплодировать кадрам, где бульдозер с земными врачами исчезает в смрадном водовороте, будет значительно меньше, чем в варианте с туземцами Камерона. Ведь ассоциировать себя с говном могут лишь совсем уж отмороженные либералы — судя по их постоянным попыткам идти против своего народа и своей страны, они просто обязаны выступить против своей планеты в случае любого конфликта интересов. Что поделать — в любом сообществе порой рождаются уроды с отталкивающей внешностью, люди с отклонениями в психике, нравственно деформированные особи и физически неполноценные инвалиды. Кстати, об инвалидах. Мы что-то совсем позабыли главного героя — бывшего морского пехотинца Джейка Салли.
Солдат, изменивший присяге, идет под трибунал — туда Джейку и дорога. Но, возможно, он списан по инвалидности и не связан присягой? Тем не менее, на фразу полковника: «Что заставило тебя изменить своей Родине?» не следует гневной отповеди, мол — вы своих абрамовичей с Родиной не ровняйте. Чует кошка, чье мясо съела. Контракт с корпорацией Джейк подписал — не думаю, что там был пункт об одностороннем расторжении договора со стороны оператора аватара. Интересно, почему Салли поддерживают либералы, на словах ратующие за власть закона? Коль корпорация попрала правила и уложения, так иди в суд, а не начинай красть ее имущество и отстреливать сотрудников. Или, в глубине души, либералам очень близки и понятны мотивы человека, кинувшего работодателя? Так зачем же выдумывать оправдания «Он изменил не Родине, а корпорации»? Даже если бы в фильме было показано, как Салли дезертирует с поста, либералы и тогда оправдали бы его поступок. Просто пришлось бы плеснуть побольше помоев на Родину. Мол, западло такую защищать культурному человеку. Дело знакомое.
Что же подвигло армейскую пешку сменить цвет? Думаете, в тупом служаке в результате приступа гуманизма внезапно проснулась любовь к синемордым гигантам, вытиравшим задницу пальмовым листочком? Как вы полагаете, выбрал бы он сторону описанных мной фекалоидов, чтобы до скончания дней резвиться в сероводородных испарениях и метановых пузырях? Стал бы помогать угнетенным туземцам, если бы на Земле ему могли пришить новые ножки, а на Пандоре он гарантированно остался бы инвалидом? Когда человек жертвует своим благополучием бескорыстно, можно не соглашаться с его выбором, но никто не откажет ему в определенном благородстве, ибо даже враг, верный идее и следующий кодексу чести, достоин уважения. Если же стражник, открывший врата крепости врагу, получает из рук завоевателей нобелевскую премию мира, в то время как его сограждан режут и грабят, красивые слова о борьбе с режимом не спасут его от презрения. Интересно, как оценивают поступок Салли японские зрители, для предков которых не то что предательство, а даже продолжение жизни после смерти господина являлось бесчестьем. Впрочем, скорее всего, слово честь не входит в лексикон тех, кто восторгается фильмом.
Почему животного? А почему, собственно, вы считаете на`ви людьми? Это биологические объекты, созданные планетой для выполнения какой-то ей нужной задачи. Точно так же как и птеродактили, носороги и прочая лесная братия они имеют разъемы для подключения к глобальной сети планеты, которая, по словам женщины-ученого, представляет собой некий супермозг. Вы помните разумный океан Солярис? Для каких-то своих целей он создавал точные копии умерших людей — полагаете, их тоже надо было считать самостоятельными личностями, наделенными свободой воли, а не кукольными петрушками, надетыми на нечеловеческую руку, спрятанную за ширмой? Я не знаю, снимет ли Камерон продолжение, но было бы забавно узнать, что синекожие дикари были выращены другой земной корпорацией, нелегально разрабатывающей дефицитный минерал, а весь театр со священными деревьями — лишь способ устранить с планеты компанию-конкурента.
Подобное единение в нашей истории уже было, когда жалкие кучки троглодитов жались друг к другу в сырых пещерах, не знающих огня. В единении с природой и ныне живут некоторые африканские племена, представители которых умываются коровьей мочой, спят на теплых кучках навоза и питаются кровью из вскрытой яремной вены кормилицы-буренушки. В гармонии с матерью-землей живут остатки малых северных народностей, когда из всех лекарств — лишь медвежий жир, а кое-как выделанная одежда из шкур шевелится от кожных паразитов. Хотят ли подобного единения офисные клерки, жизнь которых в подобных условиях продлится до первой встречи с грациозной пантерой или ягуаром в стильных пятнах? Мечтают ли истеричные барышни, выходящие из кинозала с комком в горле, о счастливых временах, когда пучок мха будет заменять им прокладку с крылышками, а за горячей водой надо будет перемещаться в район Камчатки, в долину гейзеров?
Меж тем, эти, слабые духом, телом и умом, люди могут существовать лишь в очень узком диапазоне, который обеспечивается только при условии сохранения научно-технической цивилизации, которую мы называем европейской. Разрушим ее — умрем сами, другого не дано. Только цивилизация, не ждущая милостей от природы, а сеющая хлеб и разводящая скот, способна обеспечить прирост населения. Численность охотников и собирателей на`ви полностью зависит от капризов планеты. Сколько там было тех дикарей, когда вождь синекожих собрал на смертный бой 14 кланов? Около двух тысяч. Похоже, даже Гитлер с евреями обращался мягче, чем мать-Пандора со своими питомцами. Добро пожаловать в прекрасный новый мир, где вместо фильмов Камерона вы будете любоваться закатом. Правда, доживете ли вы до рассвета никто сказать не сможет — зверюшки ведь тоже дети матери-земли. Их она тоже кормит. В том числе и вами.
Преклонение перед отсталыми культурами, попытки представить их носителями сакрального знания и хранителями секретов гармоничной жизни — интеллектуальная спекуляция пресыщенных и безответственных пустобрехов, отошедших от официальных религий и выдумывающих собственные культы. Ну, каким сокровенным знанием владеют дикари на`ви? Да никаким — та же ненависть, злоба, нежелание прислушаться к доводам рассудка, упертый фанатизм и нежелание идти на компромисс, что и в любом человеческом сообществе. Они прогоняют идеалистку-ученую Грейс, единственным желанием которой было стремление наладить диалог двух культур, демонстрируют стремление уничтожить аватара Салли, который вообще ничего не успел сделать, кроме как заблудиться в лесу. Между прочим, даже выставленный воплощением зла полковник старался минимизировать потери среди туземцев — на`ви же в своей контратаке сразу стали бить на поражение, даже не попытавшись хотя бы ослепить земную технику, залив лобовые стекла вертолетов какой-нибудь непрозрачной дрянью и повредив сенсоры. Впрочем, это ведь люди должны быть гуманистами, то есть вести себя по-человечески. А со зверья что взять?
Аватар: война в раю
Фильм «Аватар» вызвал волну обвинений в плагиате и установил множество всевозможных рекордов, став одним из самых кассовых за всю историю кинематографа. Технологический прорыв, сделанный командой Джеймса Кэмерона, не умаляет художественных достоинств ленты. Её часто упрекают в примитивности сюжета, но абсолютно незаслуженно.
Что такое аватар?
Кэмерон, влюблённый в мифологию индуизма, вынес в название фильма слово «аватар» (в действительности – «аватара») и придал инопланетянам племени На’ви вид синекожих существ (таким, например, был воплощённый в человеческом облике Вишну).
Слово «аватара» переводится как «явление». Его концепция далека от идеи человеческого воплощения Бога в христианстве – боги индуизма не разделяют человеческую природу аватары. Главная функция аватар —сохранение социального и космического порядка. Однако герой фильма, десантник-инвалид Джейк Салли, хоть и выступает за сохранение природного баланса и порядка на планете Пандора, полностью теряет свою первоначальную сущность, превратившись в свой «аватар».
Пока ты спал
Колонизация планет – дело хлопотное, особенно, если на этих планетах полно полезных ископаемых, а аборигены, будь они хоть краснокожие, как индейцы, хоть синие, как На’ви, совершенно не в восторге от визита землян и добыче этих ископаемых препятствуют всеми силами. Надо отдать должное компании, нацелившейся на планету Пандору: она не стала истреблять всех сразу, а решила для начала поизучать. Так возник проект «Аватар» с любопытной технологией: пока исследователь спит, его инопланетное воплощение, синий туземец с хвостом, бегает по джунглям. Пока синий аватар спит, бодрствует землянин.
Выбор Джейка закономерен. Земной реальности с инвалидным креслом он предпочитает инопланетную – ту, где он здоров и любим. Поэтому он с лёгкостью переходит на сторону аборигенов, формально предав соплеменников-землян.
Зрителя не возмущает это предательство. Сражения в джунглях, небывалые полёты на укрощённом драконе, битва в облаках – это великолепное нереальное приключение, похожее на сон. Инвалид Джейк спит и видит себя здоровым и сильным. На первый взгляд, он потерялся не между двух планет, а между сном и явью.
Глобальные проблемы: конец рая
Жизнь племени На’ви до прибытия землян можно сравнить с жизнью в райском саду. Но вмешательство человеческого разума быстро разрушает этот первобытный рай. Что тому виной?
Конфликт между современными технологиями и природой, расизм, жадность корпораций, кризис духовности. Одно из проявлений расизма и империализма – агрессия колонизаторов к коренным народам. Из-за визуальной схожести сцены рубки Древа Душ с разрушением Башен-Близнецов возникает параллель между армией землян и террористами.
Другой глобальной проблемой, выявленной фильмом, является защита окружающей среды. Первая аналогия – уничтожение тропических лесов, нанесение непоправимого вреда природе ради наживы отдельных компаний и корпораций. Какой была планета до того, как человек бросил соху и взял в руки меч? Что принесли современные технологии в мир?
Джеймс Кэмерон не скрывал, что снял фильм, полный политических и антимилитаристских манифестов, материалом для которых послужили вторжения в Ирак, Вьетнам и Афганистан. Поэтому его сказка о потерянном рае заговорила «шершавым языком плаката» и стала вызовом не только современным кино-технологиям, но и насущным социальным проблемам.
Идентификация Джейка
Но если мы отложим в сторону громогласное обсуждение глобальных проблем и вернёмся к спящему герою, зависшему между бытием и сновидением, то поймём, что кроме смысла о столкновениях миров, разумов и политических систем, у фильма есть другой, очень важный – про самоидентификацию человека, про то, как ему разобраться – где «свои», а где враги.
Джейк не просто землянин. Он — белый американец, десантник, военный. Но его ментальные ценности совпадают с ценностями не с таких же, как он, людей, а абсолютно чуждых по физиологии и психологии созданий. На «чужой» стороне его ждала не только возможность стать синим трёхметровым великаном, но и возможность привести в соответствие с общественными свои личные понятия о добре и зле. Его моральные нормы оказались созвучны нормам дикарей, живущих по земным меркам в далёком прошлом.
Речь идёт не о том, что виновны современные технологии. Основная проблема – это ложная система ценностей, которую диктует человеку окружающая среда. Стремление к прибыли любой ценой, непонятное инопланетянам, так же непонятно и противно Джейку.
Приговор человечеству
Измена Джейка, образцового солдата и честного американца, ставит главный вопрос – по верному ли пути идёт человечество и куда его заведёт жажда денег. Разрушить ли чужой первобытный мир ради земных высоких технологий, которые обещают человеку все блага? Чем может поделиться современный мир с другими мирами, если встреча состоится завтра?
Получается, что человек ни в чём не изменился со времён колониальных войн – все столетия цивилизации прошли впустую. А если завтра мы встретим чужой разум, то в первую очередь поинтересуемся, какие материальные блага сможем вынести из этой встречи.
Смысл финала фильма: окончательный выбор
Земляне уходят, потерпев поражение. Джейк навсегда остаётся на чужой планете, его сознание силами клана навеки перенесено в иное тело, в аватар. Почему джунгли Пандоры стали раем для белого десантника? Потому, что его полюбила инопланетянка? Нет. Потому, что скалы, покрытые лесами и парящие в небесах, прекрасны? Нет. Потому что его новое племя живёт в гармонии с природой? Нет.
Рай – это жить и сражаться на «своей» стороне. Рай – это спокойная совесть и наяву, и во сне. Рай – это знать, где уснёт аватар, и кто встанет рядом с тобой, когда настанет твой час пробуждения.
Анализ фильмов
Фильм “Аватар” безусловно может считаться одной из самых ярких картин в истории кино. Не скажу шедевральной, конечно, но весьма запоминающейся.
Давайте представим на минутку, что все происходящие события в фильме были не чем иным как внутренним миром главного героя, сложными хитросплетения посланий подсознания, которые схлестнулись в жестокой схватке с уже ставшими неадаптивными сознательными установками. Тогда выходит, что каждый персонаж фильма – это важная часть внутренней жизни Джейка Салли.
В начале фильма зрителя знакомят с главным героем – ветераном морской пехоты, который переживает сложный личностный кризис, связанный с самоопределением и самореализацией. Мы видим инвалидную коляску и атрофированные ноги, что по сюжету было следствием несчастного случая на службе. Метафорично, здесь может идти речь не о явном физическом увечии, а о парализованности личности Джейка, невозможности двигаться вперед (ведь ноги ассоциируются с движением). В прямом смысле только половина личности героя может функционировать полноценно, в то время как другая половина кристализирована, заморожена и обездвижена. Возникает закономерный вопрос, какая часть Джейка сильно вытесняется и почему так происходит?
Ответ и решение этого вопроса мы найдем на Пандоре.
Пандора – это картина внутреннего мира Джейка, где сосредоточена его проблема, конфликт, на который подсознание настойчиво просит обратить внимание.
Прежде чем Джейк прислушается к призывам бессознательного, он получит два знака, которые и станут отправным пунктом его внутренних изменений.
Но перед тем как мы перейдем к расшифровке полученных знаков и решению внутриличностного конфликта главного героя, я предлагаю обозначить путь, который должен будет пройти Джейк, дабы благополучно прожить свой внутренний кризис и обрести целостность (то есть обрести свои ноги).
Мне хочется назвать этот путь: Путь исцеления воина, хотя не менее уместное название было бы Путь мужской инициации.
1 задача: увидеть знаки и правильно их прочесть; (выявить существующую внутри личности проблему и отправиться в путешествие к себе для ее решения)
2 задача: исследовать территорию и найти правильных союзников;
3 задача: прислушаться к вытесненной части души, дать ей слово, научиться у нее, восполнить недостающие части своей личности;
4 задача: отпустить то, что должно остаться в прошлом;
5 задача: пройти ряд испытаний;
6 задача: обрести ноги, исцелиться, интегрировать вытесненные части!
Итак, решение первой задачи.
1 задача: увидеть знаки и правильно их прочесть
Какие же знаки получил Джейк?
Первый знак. По сюжету главный герой сидит в баре, где видит как здоровенный верзила избивает свою подругу. Этот случай – реальный или проявившийся из подсознания в виде сна показывает, как одна часть личности Джейка подавляет другую, что не оставляет Джейка равнодушным. В фильме показано, как бывший военный ввязывается в драку.
После полученных знаков Джейк отправляется на Пандору, то есть видит целесообразность самоисследования и расшифровки посланий подсознания.
Решение второй задачи.
2 задача: исследовать территорию и найти правильных союзников
На Пандоре прямым начальником Джейка является полковник. Полковник – это внутренняя проекция отца главного героя, который был человеком волевым, принципиальным, сражающимся за идею и не приемлющим никакой слабости (под слабостью могло подразумеваться понимание и чувствование мира). По этой причине, скорее всего женские черты, присущие материнскому образу, отвергались и воспринимались как проявление недопустимой слабости. Посему у Джейка была сформирована жесткая Персона, маска, которой он взаимодействует с миром, и с которой он стал себя полностью идентифицировать. Но маска не может считаться полноценной личностью, самоидентификация с Персоной ведет к потере связи с другими частями структуры и мешает интеграции. В связи с этим случается своеобразный перекос, кристализированность на Персоне проявляется узостью способов взаимодействия с миром, где физическая сила и тупая агрессия, разрушение и мародерство являются для Джейка единственным способом познания и ощущения мира, способом, полученным от отца. Джейк подчиняется полковнику и признает только его авторитет.
Грейс – это проекция материнского образа, что можно увидеть в разных ситуациях их взаимодействия. Первый делом при встрече Грейс вычитывает Джейка за то, что на его месте должен быть его брат-близнец. Эта на самом деле немного глупая ситуация может восприняться совершенно иначе, если мы посмотрим на нее с точки зрения вышеизложенной теории. Тогда закономерно, что Грейс, чье влияние на сына отсекалось более авторитетным отцом, поведение которого Джейк безоговорочно перенял, была очень недовольна таким положением вещей. Она говорит: «Я знаю кто вы, мне нужны не Вы, а Ваш брат». То есть она взывает к той части личности Джейка которая была значительно подавлена и окончательно вытеснена. Дальнейшее их взаимодействие будет направлено на то, чтобы пробудить в Джейке другой способ познания мира, в противовес простому физическому насилию.
По мере того, как будет внутренне меняться Джейк, его материнская проекция Грейс будет менять к нему отношение, пока окончательно не сменит свой гнев на заботу и принятие.
Символичны отношения Грейс и полковника, которые при удобном случае норовят поддеть друг друга и проявить презрение к мироощущению другого.
Мать для мужчины является посредником, который знакомит его с его внутренним архетипом Анимы. Анима — это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и — последнее по порядку, но не по значению — способность контакта с подсознанием (цитата “Человек и его символы”).
Хороший исход подобного взаимодействия c матерью происходит в том случае, когда материнский образ перестает заслонять архетип, но помогает мужчине исследовать свою Аниму, прислушаться к ней и интегрировать.
В тот момент, когда Джейк перестает воспринимать свою мать как источник неадаптивных установок, у Анимы появляется шанс быть услышанной.
Грейс косвенно обеспечивает возможность Джейку встретить свою Аниму, она приводит его к Нейтири.
Решение третьей задачи.
3 задача: прислушаться к вытесненной части души
Джейк дает своей Аниме высказаться и обучить его личность тем аспектам, что были скрыты во мраке подсознания и тем самым мешали обрести целостность. Важно так же заметить, что Джейк учиться более чувственно и интуитивно воспринимать мир, но глазами воина. То есть это не противоречит его натуре, но лишь дополняет его Персону, расширяет способы взаимодействия с миром.
«Каждый день мы ищем новые тропы, считываем следы у водопоя, различаем тончайшие запахи и звуки. Она все время говорит о каких-то потоках энергии, о духах зверей». «Дело не только в зрительно-моторной координации. Посмотри на мир ее глазами, пойми суть того, что она говорит».
В книге «Человек и его символы» можно найти интересную цитату, которая в этом случае является весьма подходящей. Мария Луиза фон Франц пишет: «В одном из дошедших до нас случаев молодой человек проходил обряд посвящения под руководством старшего шамана, в ходе чего был закопан в снежную яму. Он впал в состояние дремоты и полного опустошения. В этом состоянии, подобном коме, он внезапно увидел излучающую свет женщину. Она научила его всему, что требовалось, и, став позднее его духом-хранителем, помогала ему, связывая его с силами потустороннего мира. Здесь анима предстает как олицетворение мужского подсознания. Еще серьезнее роль анимы в настраивании разума на одну волну с внутренними ценностями. Тем самым открывается путь к потайным глубинам внутреннего „я“. Это выглядит, как будто на внутреннем „радиоприемнике“ найдена та волна, что позволяет без помех слышать голос Великого человека (то есть Самости). В установлении этой связи анима берет на себя роль проводника или посредника по отношению к внутреннему миру Самости. Именно эту роль она исполняет в приведенном выше примере шаманского ритуала посвящения».
Нейтири поможет Джейку не только думать о мире, но чувствовать мир, не только завоевывать его, но и понимать.
Нейтири обеспечивает связь с подсознанием, страной духой, что в фильме представлено в образе Эйвы. Поощрение Анимой возобновления потерянной связи с природой можно увидеть в эпизоде приручения икрана.
Идентифицируя себя со своей Персоной, Джейк ограничивает свою личность и отсекает себе возможность двигаться. В этом случае Анима выступает компенсирующей силой, которая способна научить и облагородить подобный односторонний подход к жизни. Я это не только Персона, но я это и не Анима. Задача Эго, как центра сознания, примирить эти два архетипа, интегрировать части, не поддаваясь их безоговорочному влиянию и этим приблизиться к своей Самости (то есть целостности, подлинности).
И здесь внимательный зритель может задаться вопросом, не идеализирую ли я одну из архетипических частей, порицая тем самым другую. Но предвкушая эту реакцию, могу сказать сразу, что ни одна из представленных здесь противоположностей не может быть полезной сама по себе. Поскольку идентификация Эго с Персоной для мужчины ведет к утрате связи со своей Анимой, что понесет за собой потерю жизненности и человечности, к навязчивой однобокости существования (как, например, в случае с Джейком, Анима лишила его возможности двигаться дальше).
Но поддаваясь власти своей Анимы, мужчина становиться изнеженным и женоподобным, что в свою очередь может сделать из него подкаблучника, глупо подчиняющегося сначала воле матери, а затем жены.
Тут важен баланс, гармоничное соединение полярностей, возможность прислушаться к каждой своей части, своеобразное творческое приспособление внутри личности.
Решение четвертой задачи.
4 задача: отпустить то, что должно остаться в прошлом
Мужчина вступая в зрелую фазу своей жизни должен освободиться от влияния материнской фигуры, дабы не найти себе в пару очередную маму, с которой он будет оставаться ребенком. Освободившись от влияния образа матери, он способен увидеть свою Аниму, и спроецировав ее на подходящую женщину обрести именно те отношения, которые в полной мере соответствуют его подлинной сущности. Так Джейк прощается с образом матери, но на этом его путь к зрелости не заканчивается.
Решение пятой задачи.
5 задача: пройти ряд испытаний
Когда обучение пройдено и герой обретает подваленную часть личности, закономерно возникает переломный момент противостояния. Сознательные устаревшие установки и в частности образ отца, как примера для Персоны, не могут сдаться и уступить, поэтому кульминацией внутриличностного конфликта является война.
Джейк продолжает служить полковнику (Персоне) и предавать народ На’ви (Аниму и подсознание) до тех пор, пока не осознает важность происходящих для личности событий. Сознательные установки пытаются разрушить Эйву и прогнать народ с их земель – вытеснить и уничтожить все средоточие дискомфорта личности, неизведанную часть себя, которая не поддается контролю.
Поэтому, следующий важный для Джейка этап – это пройти череду испытаний, сдать своеобразный экзамен перед посвящением в зрелость и таким образом выиграть войну.
Первое испытание: не поддаться влиянию негативной стороны Анимы, не быть ею порабощенным и раздавленным. Нейтири отвергает Джейка, поскольку узнает о его предательстве. Для Джейка возникает как минимум два пути в этой ситуации: 1 – это хроническое раскаяние и череда извинений, вымаливание прощения и море вины и стыда, что помогло бы Аниме сломить его. К слову сказать, многие отношения строятся на том, что женщина держит мужчину на коротком поводке глубокого чувства вины за все его несовершенство.
Но Джейк выбирает другой путь решения, а именно мужской поступок, искупить вину реальным и эффективным действием. Это ведет к второму испытанию.
Второе испытание: оседлать Последнюю Тень, стать Турук Макто. Джейк доказывает, что стал великим воином, приручив самого грозного хищника Пандоры. Примечательно, что использовал он не только грубую силу, но и хитрость своей Анимы.
Третье испытание: выйти из-под влияния образа отца и стать полноценным зрелым мужчиной, не подавляемым сильной авторитетной фигурой. В фильме это отображено поединком Джейка с полковником. Главный герой выгоняет из Пандоры закостенелые негативные установки, которые символично представлены побежденными мародерами.
Решение шестой задачи.
6 задача: обрести ноги, исцелиться, интегрировать вытесненные части
Джейк взял знания бессознательного и применил их в миропонимании, что выведет его из кризиса и сделает более гармоничной личностью,
интегрировал свою Аниму, но не поддался ей, что позволит ему найти свою женщину, соответствующую его подлинной Аниме, не сокрытой образом матери.
Вышел из под власти отца, что позволит ему стать полноценным зрелым мужчиной, который завершил свой процесс инициации.
И в итоге слился со своим Аватаром, интегрировал в Эго все полученные знания и опыт.
Это приводит к исцелению воина, он обретает возможность двигаться свободно по жизни, мужчина становится зрелым, вождем своего клана, Турук Макто своей жизни!