в чем смысл фильма 9 врата с джонни деппом
Дьявол, ангел и круги ада в головоломке Романа Полански «Девятые врата»
Страна: США, Франция, Испания
Жанр: триллер, детектив, фэнтези
Год производства: 1999
Режиссёр: Роман Полански
Актёры: Джонни Депп, Фрэнк Ланджелла, Лена Олин, Эммануэль Сенье, Барбара Джеффорд
«Девятые врата» /The Ninth Gate (1999 год) — один из самых известных и неоднозначных мистических триллеров Романа Полански. Примечательно, что практически всё творчество этого режиссёра строится на литературных первоисточниках, а в каждой картине создается непередаваемая атмосфера. В чём смысл фильма «Девятые врата»? Чтобы это понять, потребуется сделать полный разбор содержания.
О чём фильм
Начнём рецензию с общей идеи картины.
«Девятые врата» переносит зрителя в мир редких и старинных книг. Главный герой фильма – Дин Корсо, известный среди коллекционеров охотник за раритетами. Он специалист в своём деле, но обладает репутацией беспринципного человека. В самом начале фильма Корсо оценивает коллекцию книг, и в своей экспертной оценке завышает стоимость раритетов вдвое, фактически подставляя других охотников за редкой литературой.
При этом сам облапошивает клиентов, приобретая четырехтомник редкого издания «Дон Кихота». Эта сцена отлично характеризует Дина как человека, готового на всё ради достижения цели.
Однако именно беспринципность и жадность к наживе играет с нашим героем злую шутку. Корсо забывает о негласном правиле этого небольшого мирка, которое гласит, что не все книги можно открывать безнаказанно. Запомните это утверждение, которое пригодится для объяснения концовки.
Однако вернёмся к содержанию. Корсо нанимает для выполнения одной работы богатый американский коллекционер Борис Болкан. Он всю жизнь собирает книги, посвящённые демонологиии и ведьмоведению, изучая самого Дьявола и преклоняясь перед Князем Тьмы.
Болкан сумел приобрести редкую книгу, которая называется «Девятые врата в царство призраков». Это труд Аристиде Торкиа, которого инквизиция сожгла на костре. Ценность фолианта заключается в том, что в мире сохранилось всего три экземпляра. При этом существует легенда, что Аристиде писал в соавторстве с самим Люцифером.
Болкан уверен, что только одна из трёх книг, дошедших до наших дней, настоящая, а остальные подделки. Убедиться в этом и предстоит Дину. Для этого ему предстоит отправиться в Европу, чтобы ознакомиться с двумя другими экземплярами. На гонорар заказчик не поскупился.
Однако практически с самого начала своего расследования Корсо сталкивается с противодействием неких сил. Кто-то очень хочет заполучить книгу, попутно уничтожая другие. В процессе изучения наш герой обнаруживает, что в каждой книге есть три гравюры, которые подписаны Люцифером. И именно эти картинки отличаются и несут в себе тайный смысл.
В пути Корсо помогает таинственная незнакомка, которая становится его ангелом-хранителем. Она ничего не рассказывает о себе, при этом неизменно оказывается в курсе всех событий и вовремя оказывает помощь. Она убеждает Дина, что пока она рядом, с ним ничего не случится.
Корсо выходит на последователей культа Торкиа. Это тайное общество влиятельных и обеспеченных людей, которые читают книгу «Девятые врата в царство призраков» и устраивают оргии. Руководит сектой Лиана Телфер – вдова известного коллекционера книг, который перед смертью продал работу Торкиа Борису Болкану. Сам Борис приходит на тайную мессу, где называет сектантов клоунами и прилюдно убивает Лиану, которая ранее похитила книгу у Корсо.
Сам Болкан уверен, что с помощью Дина смог разгадать головоломку, которую оставил на гравюрах сам Люцифер, и теперь сможет открыть врата между мирами, заполучив абсолютную власть. Однако в процессе проведения обряда Болкан погибает в огне.
Чтобы облегчить его страдания, Корсо стреляет в него, после чего собирает листы с гравюрами и выскакивает из горящих развалин. На улице его поджидает его ангел-хранитель. Между Дином и загадочной незнакомкой происходит бурное соитие на фоне полыхающих развалин.
Утром они вдвоём возвращаются на машине. Дин выходит на заправке, чтобы долить бак, а когда возвращается, обнаруживает, что дама исчезла, оставив под дворником записку, что одна гравюра в книге поддельная. Именно это помешало Болкану провести обряд.
Корсо находит оригинал в мастерской братьев-реставраторов, и обнаруживает на ней свою знакомую незнакомку, которая восседает на семиглавом змее на фоне того замка, в котором Болкан проводил обряд. В финале «Девятых врат», Корсо возвращается на это место, и ему навстречу открываются ворота, из которых бьёт ослепительный свет.
Какой скрытый смысл несёт такая концовка истории? Попробуем дать объяснения ключевым моментам.
Расшифровка сюжета
Большая часть расшифровки кроется в самом названии. «Девятые врата» — это девять кругов ада, каждый из которых символизирует один из человеческих грехов. Корсо прелюбодействует, обманывает, предаёт, ворует. Это его образ жизни, в котором он не видит ничего предосудительного. В этой истории он просто становится заложником ситуации. Помните, в начале упоминалось, что некоторые книги нельзя открывать без последствий? Именно это и происходит в фильме.
Корсо становится заложником книги, которая написана в соавторстве с самими Сатаной, и просто становится пешкой в игре высших сил. Парадокс ситуации в том, что наш герой не верит в мистику и потусторонние силы, поэтому всякие культы, поклонения Дьяволу и тайные обряды для него пустой звук. Он верит только в свой гонорар.
Однако ступив на этот путь, он вынужден пройти его до конца. Им движет даже не любопытство. Изначально он хочет просто выполнить задание Болкана, но когда тот предлагает ему покинуть обряд, чтобы забрать полагающийся гонорар в Нью-Йорке, Корсо отказывается. Он просто не может уйти.
Из простого исполнителя Дин превращается в ключевую фигуру партии между силами Тьмы и Света. Эту игру выигрывает Тьма, ведь в конце Корсо открывает «Девятые врата». Он прошёл предначертанный ему путь, пусть и неосознанно.
В этом ему помогла та самая таинственная незнакомка, которая, занявшись сексом с Дином, завершила ритуал. Корсо осталось только вернуться на место ритуала, чтобы врата открылись перед ним. Что его ждёт за ними? Как знать, но в фильме мелькала замечательная фраза: «Даже в Аду есть свои герои». Вероятно, таким героем, по замыслу Полански, и предстоит стать Дину Корсо. На земле его больше не держит ничего. Если Аристиде Торкиа прошёл врата после сожжения на костре, то Дину этого не нужно, ведь он знает, что из Тьмы идёт Свет. Врата открывает не обряд, а знание.
Смысл концовки
Смысл фильма «Девятые врата» довольно глубокий. Как упоминалось выше, врата открывает знание, но есть ещё один нюанс. Пройти через врата может только бескорыстный человек. Как ни парадоксально звучит, жадный и беспринципный Дин не ищет выгоды от прохождения своей миссии. Он просто плывёт по течению, меняясь вместе с каждым событием.
Собирая по крупицам знания, он не собирается их использовать для достижения своих целей. Объясняется это просто. Наш герой просто не верит в оккультизм. Он прагматик и именно этим отличается от других соискателей. Корсо даже не догадывается, что его незнакомка – это Вавилонская блудница.
На это указывает то, что на гравюре она изображена на семиглавом змее. Также здесь можно провести аналогию с красной машиной, на которой в одной из сцен фильма передвигаются наши герои. Это красный кабриолет Dodge Viper, что переводится, как «гадюка».
Символичен и цвет, ведь в Откровении Иоанна Богослова блудница передвигается на «звере багряном». Вавилонская блудница не олицетворяет собой конкретную женщину, она символизирует город или народ, отвратившийся от Бога. Совокупившись с ней, Дин забыл о Боге, поэтому для него остался единственный путь – к Дьяволу.
При этом Роман Полански очень тонко насмехается над сатанинскими культами. В «Девятых вратах» тайный смысл великолепно озвучил Болкан, назвавший членов тайного общества шайкой престарелых прелюбодеев.
Он уверен, что только ему открыт смысл тайного знания, но Болкан также ошибается. Став на путь знания, он откровенно трусит и именно поэтому обращается к Корсо. Несмотря на то, что Болкан не наряжается в мантию, а носит респектабельный костюм, он пытается стать равным Князю Тьмы, совершает ритуал и погибает.
Истина открывается только тем, кто не ищет выгоды для себя. Именно так можно выразить скрытый смысл фильма. Корсо в конце поверил в эту историю, и только чистая вера позволила ему пройти сквозь врата. Именно так работает любая религия, независимо от предмета поклонения. За мишурой, обрядами и корыстью скрывается истинный смысл. Только отринув всё, можно воссоединиться со своим Господином, став не рабом, а равным.
Девятые врата (The Ninth Gate), 1999
Охотник за редкими книгами Дин Корсо не страдает скромностью и мастерски умеет заполучить редкие и бесценные издания, не всегда честными методами.
Благодаря этому приобрел не очень хорошую репутацию. Состоятельный и влиятельный заказчик Борис Болкан выходит на него и поручает важное задание. Ему необходимо проверить подлинность недавно приобретенного старинного редкого издания под названием «Девятые врата в царство призраков». В мире их осталось только три из девяти, шесть других были сожжены. Коллекционер считает, что лишь одна из трех оставшихся подлинная, остальные подделки, и хочет доказать это. За эту работу обещает щедрое вознаграждение. Антиквар соглашается выполнить работу, польстившись на большой гонорар, но сталкивается с неприятностями, которые заставляют его пожалеть о решении.
Корсо начинает свое исследование с визита к предыдущему владельцу реликвии, который недавно свел счеты с жизнью. Вдова мистера Тельфер, Лиана любезно приняла его в своем доме, но для нее стало новостью продажа мужем столь ценного экземпляра. Как только миссис Тельфер узнает о том, как покойный муж распорядился имуществом, тут же решает вернуть реликвию. Она приходит к главному герою и пытается обольстить его, уговаривая инсценировать ограбление. За это пообещала сумму вдвое большую награды. Когда у нее ничего не выходит, впадает в ярость и нападет на непреклонного обидчика, разбив бутылку об его голову. В квартире антиквара она не находит, что искала, так как расчетливый молодой человек заранее позаботился о безопасности, спрятав раритет в книжном магазине своего приятеля. Как только он приходит в себя — отправляется за книгой, но обнаруживает своего труп приятеля, подвешенного за ногу в точности, как на одной из гравюр того самого ветхого тома. Однако сам том грабителям обнаружить не удалось. Мистер Корсо решает отказаться от опасного задания, но заказчик непреклонен и увеличивает сумму вознаграждения. Меркантильность берет верх, и он продолжает работу.
Мистер Корсо отправляется в Европу, к другим обладателям экземпляров, подлинность которых еще необходимо определить. Во время путешествия в поезде, герой знакомится с девушкой с зелеными глазами по имени Ирен Адлер. Оказалось, что им по пути в Португалию, где живет один из обладателей Девятых врат. Таинственная девушка периодически попадалась сыщику на пути, и у него возникло ощущение, что она следит за ним. В Португалии эксперт изучает оба тома и находит несколько различий в иллюстрациях. На некоторых есть подпись Люфицера. Он понимает, что эти различия были сделаны не в процессе копирования, с целью создать подделку, а намеренно.
В этих различиях кроется основная загадка Девятых врат. Находка приводит в изумление, но жизнь книжного детектива в опасности. На хвосте преследователь, который решается напасть. Зеленоглазая незнакомка поспевает вовремя и спасает его.
О своем открытии Корсо сообщает клиенту, на что сразу же получает задание раздобыть второй том. В этот момент появляется Ирен и предлагает отправиться к владельцу второй копии. Когда они прибыли, обнаружили мертвое тело хозяина, а том медленно тлеющим в камине. В попытках спасти его от огня, обнаружили, что страницы с гравюрами были вырваны. Дело становится опаснее. Загадочная спутница так и не раскрывала себя, но продолжала помогать в расследовании.
Они отправились в Париж к баронессе Кесслер, обладающей третьим экземпляром. Пожилая дама не сразу ладит с гостем, и первый раз выставляет его за дверь. Но потом охотно соглашается помочь, когда узнает, что все три книги подлинны и имеют различия. В процессе изучения на главного героя снова нападают прямо в библиотеке баронессы. Когда он пришел в себя, женщина была мертва, а в библиотеке разгорался пожар. Чудом ему дается спастись. Когда он возвращается к себе в номер, обнаруживает пропажу последнего третьего оригинала.
Дин понимает, что похитителем является вдова Лиана Тельфер, которая изначально хотела заполучить раритет обратно. Вместе с таинственной незнакомкой они находят ее замок и пытаются проникнуть внутрь, чтобы заполучить обратно похищенное. Но попадают на собрание секты, на которую вдруг является его наниматель сам Борис Болкан. Он убивает вдову на глазах у сектантов и главного героя. Собрав вместе похищенные оригинальные страницы с подписью Люцифера, произносит заклинание, провозгласив себя бессмертным. Но пламя поглощает его. Герой спасает от огня все девять гравюр и покидает замок. Причину провала Бориса Ирен объяснила подделкой одного из листов, теперь на плечи героя ложится цель отыскать последнюю оригинальную страницу.
Симор: Введение
Page Summary
СОЧТИ ЧИСЛО ЗВЕРЯ
« previous entry |
Mar. 9th, 2016 | 04:58 am
Максим АНДРЕЕВ
Pole.ru, 1999
«ДЕВЯТЫЕ ВРАТА» РОМАНА ПОЛЯНСКОГО
Испания – Франция – США, 1999
В ролях: Джонни Депп, Эмманюэль Сенье, Фрэнк Лангелла, Лена Улин
Не успев выйти на экраны, новый фильм классика мирового кинематографа оброс толстым слоем вульгарных истин, парадоксальных заблуждений и изящных мифов. Поддавшись им, легковерный зритель рискует остаться без одного из самых изысканных блюд, которые можно сегодня отведать в российских кинотеатрах.
Миф первый: 66-летний Полянский пребывает в глубоком жизненном и творческом кризисе. Родившись в Париже в семье польских евреев, потеряв во время войны мать, много скитавшись по оккупированной Польше, и, наконец, в 12-летнем возрасте возвратившись в Париж к нелюбимому отцу, режиссер представляет идеальный объект для психоаналитических упражнений. Свои первые фильмы он снял в Европе: дебютная лента «Нож в воде» (1961) удостоена спецприза Венецианского кинофестиваля, а триллер «Отвращение» с Катрин Денев (1965), сделанный в лучших хичкоковских традициях, получил «Серебряного медведя» в Берлине. В знаменитом пародийном фильме ужасов «Бал вампиров» (1967) Полянский сыграл главную роль. Но настоящий, головокружительный успех пришел к Полянскому в Америке, где он снял классический фильм ужасов «Ребенок Розмари» (1969) – историю зачатия и рождения молодой девушкой (Миа Фэрроу) Антихриста, иррациональную историю превращения обыкновенного человека в слугу Сатаны. Впервые прикоснувшись к теме Абсолютного Зла, Полянский словно бы вызвал адский огонь на себя: в год выхода фильма молодчики банды Чарльза Мэнсона совершили сатанинский обряд, исполосовав ножами беременную жену Полянского, Шарон Тэйт, умертвив при этом несчастную женщину и неродившегося ребенка.
После «Макбета» и «Что?» с Марчелло Мастрояни Полянский снял классический нуар «Китайский квартал» (1974) с Джеком Николсоном и Фэй Даннуэй – 11 номинаций на «Оскар» и «Золотой Глобус» как лучшему режиссеру года. Далее последовали: психологический триллер «Жилец» с Изабель Аджани и самим Полянским в главных ролях и «Тэсс» (1979) с Настасьей Кински. В 1977 году Полянский обвинен в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер и вынужден покинуть США. 80-е годы считаются началом заката Полянского – всего две картины: приключенческий фарс «Пираты» (1986), а также «Отчаянный» с Харрисоном Фордом и (внимание!) юной моделью Эммануэль Сенье, будущей женой режиссера.
После знакомства с Сенье в творчестве Полянского начинается тяжелейший кризис: в следующей ленте Полянского, «Горькая луна» (1992), где Эммануэль Сенье снялась вместе с Хью Грантом и Питером Койотом, девушка словно бы сыграла саму себя – роковую красавицу, сексуальную вампиршу, вьющую из мужчин веревки. Полянский и оказался такой веревкой: жизнь окончательно дала трещину, на выставленного из Америки изгоя внезапно посыпались все шишки. Фильм «Двойник» по мотивам Достоевского (видимо, особо личный для режиссера) не состоялся (готовый было сниматься Джон Траволта в последний момент влепил Полянскому пощечину), а в 1994-м на экраны вышла невыносимо нудная «Смерть и Дева» с Сигурни Уивер и Беном Кингсли, худшая картина в карьере режиссера. Затем – 6 лет молчания и застоя. Таким образом, «Девятые врата» должны решить судьбу Полянского. Успех – новые фильмы и контракты. Провал – забвение, запой и психушка.
Миф второй: чувствуя, что дело пахнет керосином, Полянский пошел козырной, казалось бы, картой: модный ныне сатанизм, хоррор, мистика, идол поколения Х, голливудский бунтарь Джонни Депп. Нью-йоркский оценщик книг Дин Корсо (Депп) по заданию своего клиента разыскивает и сравнивает три уникальных экземпляра книги 17 века «Девять врат Царства призраков». В трех книгах запрятаны 9 эстампов, с помощью которых можно вызвать Князя Тьмы.
Героя преследуют неведомые силы, люди вокруг него гибнут как мухи, а сам он остается в живых только благодаря помощи загадочной красавицы (Эммануэль Сенье), которая летает по воздуху как перышко и сокрушает врагов словно бунюэлевский ангел-истребитель. В финале девушка вроде бы оказывается посланницей Дьявола и ведет героя прямой дорогой в ад. Критики немедленно обозвали фильм дешевой спекуляцией и попыткой подмазаться к Голливуду, а тут еще сам режиссер подлил масла в огонь, заявив, что никогда не был суеверен, и что никакие такие особенные философские идеи его в «Девятых вратах» не интересовали, а интересовал чистый жанр. Экшн. Развлечение. Ну а конъюнктурщик из Полянского, сами понимаете, какой.
Миф третий: в новом фильме Полянский нарочно заигрывает с дьяволом, он словно бы прикуривает от адского пламени. Это ж надо решиться снимать фильм под названием «Девятые врата» в возрасте 66 лет, да еще в 1999 году, когда твою беременную жену зарезали именно что в 1969-м! Сплошные шестерки и девятки! «Его талант бесспорен, – писал о Полянском кинокритик Эндрю Саррис, – но также бесспорно, что его намерения более чем сомнительны». То, что зло всегда неотвратимо влекло Полянского, понять можно, но зачем переносить свои черные намерения на экран, для чего втягивать в свой договор с дьяволом невинных зрителей?!
Миф четвертый: создавая сценарий «Девятых врат», Полянский извратил и надругался над тонким и умным бестселлером испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма». В романе Перес-Реверте действительно не так много говорится о дьявольских книжках, главная тема этого интеллектуального детектива – подлинная рукопись «Трех мушкетеров» Александра Дюма. В фильме Полянского о Дюма – ни слова. Зато Сатана – за каждым кадром. Да за это на костре сжечь – и то мало.
Спорить со всем эти ворохов фактов бессмысленно – большинство из них – правда. Впрочем, есть и другая правда. Она заключается в том, что фильм – совсем-совсем не об этом.
Во-первых, это еще большой вопрос: кто больше проиграет – Полянский или кинематограф – если режиссер, который недавно получил титул «бессмертного» и кресло под куполом парижской Академии изящных искусств (Академию возглавляет британский актер сэр Питер Устинов – давний друг Полянского) – и впрямь надумает уходить. Во-вторых – «Девятые врата» – вовсе не такая пустышка, как нас пытается уверить сам режиссер. Здесь наличествуют все признаки фирменного стиля Полянского: загадочная атмосфера, некоторая шизофреничность происходящего, тонкий черный юмор, и – как выразился один из критиков – «обаятельно-циничный главный герой, которого все время бьют». По признанию Полянского его творчество развивалось под сильным влиянием Беккета, Ионеско, Пинтера, Бунюэля и, особенно, Кафки – все эти авторы незримо присутствуют в «Девятых вратах». Каждый член команды – не просто блестящий профи, но – знаковая фигура. Оператор Дариус Кноджи, не понаслышке знающий, что такое нуар («Деликатесы», «Семь», «Чужие-4», «Ускользающая красота», «Эвита»), композитор Войцех Килар (фильмы Занусси, «Дракула Брэма Стокера», «Шоу Трумана»), сценарист Джон Браунджон («Тэсс», «Горькая луна»), легендарный художник-постановщик Дин Тавуларис («Бонни и Клайд», «Забриски Пойнт», все без исключения фильмы Копполы). Актеры словно передразнивают своих самых знаменитых персонажей: Джонни Депп – Билли Блейка из «Мертвеца» Джармуша, Фрэнк Лангелла – Клэра Куильти из «Лолиты» Лайна, Лена Олин – Сабину из «Невыносимой легкости бытия» Кауфмана, Эммануэль Сенье… О ней разговор особый.
Сквозная тема всего творчества Полянского – вовсе не Дьявол (в которого, кстати, режиссер не верит), а Женщина. Вернее, Женщина и Зло. Вернее, Зло и Женщина. Вернее, что такое Женщина: Добро или Зло? Когда тридцать с лишним лет назад Полянский искал актрису для исполнения роли шизофренички Кароль, он проговорился: «Мне нужна девушка, которая, несмотря на ангельское лицо, способна зарезать мужчину бритвой». Так появилась Катрин Денев в «Отвращении», Миа Фэрроу в «Ребенке Розмари», Фэй Даннуэй в «Китайском квартале», Настасья Кински в «Тэсс», Изабель Аджани в «Жильце» и, естественно, Эммануэль Сенье в «Горькой луне» и «Девятых вратах». «Девятые врата» – самый личный фильм Полянского. Снимая его, маэстро меньше всего думал о зрительском успехе и будущих проектах. Прожив на свете шестьдесят шесть лет, из которых – девять (!) с Эммануэль Сенье, Полянский посредством кинематографа наконец решил счесть число зверя и выяснить отношения с любимой женщиной. А заодно – с зарезанными и незарезанными женами, изнасилованными и неизнасилованными девочками, а также многочисленными шестерками и девятками.
Кстати, число 9 заключает в себе глубокий сакральный смысл и двойственную символику. С одной стороны, 9 – число совершенства, потому что с момента зачатия до момента рождения человека проходит 9 месяцев. В древнекитайской поэзии девятку использовали в значении «все», а древние христиане полагали, что в этом числе троекратно повторена Святая Троица. С другой стороны, Данте, как известно, считал, что 9 – число кругов Ада, а Милан Кундера в своем романе «Неспешность» утверждал, что «девятые врата – это дырка в женском заду».
(Большой привет Саманте Геймер, которая утверждала, что в 77-м Полянский склонил ее именно что к анальному сексу.)
«Можно назвать это иначе, – пишет далее Кундера, – как, например, сделал Гийом Аполлинер: «девятые врата плоти». Его стихи о девяти вратах женского тела существуют в двух вариантах: первый он послал своей любовнице Лу в письме, написанном в окопах, 11 мая 1915 года, второй отправил оттуда же другой любовнице, Мадлен, 21 сентября того же года. Оба стихотворения построены по единому плану: каждая строфа посвящена одним из врат тела возлюбленной: один глаз, другой глаз, одно ухо, правая ноздря, левая ноздря, рот; потом, в поэме, написанной для Лу, «врата твоего зада» и, наконец, девятые врата, влагалище. Во втором стихотворении, посвященном Мадлен, порядок перечисления врат под конец меняется: влагалище отступает на восьмое место, а дырка в заду, открывающаяся «между двумя жемчужными горами», становится «девятыми вратами, и более таинственными, чем все остальные», вратами «колдовства, о котором я не смею говорить, наивысшими вратами».
Между тем величайший маг эпохи Возрождения Корнелиус Агриппа находил, что 9 – основное число черной магии, в связи с чем рекомендовал следующий заговор: «Возьмите труп человека и кусок веревки. Измерьте труп веревкой – от локтя до конца самого длинного пальца, от плеча до конца самого длинного пальца и от макушки до пяток. Сделайте это трижды, произведя в целом девять измерений. Избавьтесь от трупа, но сохраните веревку. Девять измерений вберут в себя субстанцию трупа, и теперь она может быть перенесена на живое тело. Любой, кого вы измерите таким же образом этой же веревкой, погибнет».
Мы не знаем, погибнет или останется жить персонаж Джонни Деппа. Мы не знаем, кем – посланницей бога или дьявола – была героиня Эммануэль Сенье. Мы знаем только, что собрав девять эстампов, герой «Девятых врат» вплотную приблизился к своей главной задаче – идентификации Женщины. К Девятым Вратам Плоти Аполлинера. К Замку Франца Кафки. В финале фильма ангел-истребитель Эммануэль Сенье выводит великого грешника Романа Полянского к воротам дворца, за которыми сияет ослепительно яркое пламя. Что оно означает – свет, тьму или просто покой – дано знать только им двоим.
Реальная мистика: Девятые врата (1999)
Не хочется начинать описание фильма «Девятые врата» с весьма трагичной сцены самоубийства, которое и дало толчок всей этой истории. При просмотре, я ее всегда перематываю, как собственно и список тех, кто принимал участие в создании ленты. Кстати, эта картина входит в число самых любимых мною, а потому смотрела я ее не меньше пары десятков раз.
Краткое описание сюжета
Лучше всего начинать смотреть «Девятые врата» с момент, когда Дин Корсо совершает очередную сделку. Знаток старинных книг, он с первого взгляда может определить ее ценность, установить год выпуска и озвучить другие нюансы, которые известны лишь немногим.
Потому все, что он говорит о большой книжной коллекции, впечатляет парочку обывателей. Собственно, больше всего их интересует сумма, которую Корсо готов предложить за библиотечные редкости. Разве могут они знать, что четыре тома «Дон Кихота» стоят гораздо больше, чем четыре тысячи долларов. И только несчастный парализованный старик, являющийся реальным владельцем библиотеки, понимает, что теперь дело всей его жизни разойдется в миру буквально за копейки.
Именно эта сцена лучше всего показывает характер Корсо, человека, который готов практически на любую подлость, лишь бы успеть заполучить ценную редкость. Ничего удивительного в том, что именно к нему обращается некто Борис Болкан. Ученый, миллионер, бизнесмен и владелец уникального собрания книг, посвященных Дьяволу, мечтает лишь об одном – проверить подлинность книги «Девять врат в царство призраков».
По преданию, она была написана в соавторстве с самим Люцифером. Но в наше время таким россказням верят лишь единицы. Потому Корсо, получив солидную сумму в качестве аванса, отправляется в Европу, чтобы посетить еще двоих владельцев книги. Он даже не подозревает, что поиски редкого издания станут для него непростым, а местами даже очень опасным приключением.
Далее описывать сюжет фильма «Девятые врата» не имеет смысла. Так как теряется интрига, которая, несомненно, заложена в эту мистическую картину высочайшего класса. Стоит лишь сказать, что помогать Корсо будет милая девушка, имя которой не называется.
Связь с книгой
Здесь я хочу сделать параллель с книгой Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма или тень Ришелье», по мотивам которой и была снята картина. Дело в том, что в самом романе тема «Девятых врат» является второстепенной. А основное внимание уделено совершенно другой рукописи.
Более того, именно книга дает намек на то, что девушка, помогающая главному герою, если и является ангелом, то, скорее всего, темным или если угодно, падшим. Хотя в самом фильме об этом приходится лишь догадываться. Хотя вероятнее всего, она добилась своей цели, и Корсо стал тем избранным, перед которым открылись Врата в другой мир.
Джонни Депп в роли Дина Корсо
Конечно же, в этом фильме Джонни Депп играет неподражаемую роль. Дин Корсо в его исполнении получился очень правдоподобным и довольно интеллигентным господином. Он красиво продирается сквозь загадки и малоприятные ситуации, связанные со старинным изданием.
Элегантно и даже виртуозно справляется с трудностями, хотя по большей мере и является человеком слабым в физическом смысле. Но когда борьба идет не просто за кровно заработанные деньги, а за собственную жизнь, трудно удержаться и не совершить какой-нибудь героический поступок.
Музыкальное сопровождение
Непередаваемое очарование фильму «Девятые врата» придает феноменальная музыка. Она подчеркивает особенно трагичные и напряженные моменты, и задает темп действиям всех героев. Именно она играет решающую роль, наполняя картину мистикой и благоговейным ужасом, хотя на потустороннюю жуть в фильме нет даже намека.
Фильм «Девятые врата» о чем он? По большей мере в нем показаны поступки людей, которые теряют трезвость ума и вообще человеческий облик в желании заполучить нечто большее и прикоснуться к тому, что скрыто под запретными печатями. Вывод хочется сделать только один – «Девятые врата» можно смотреть бесконечно и этот фильм полностью оправдывает свое мистическое содержание.