в чем смысл экономической политики
Значение экономической политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предпосылки проведения экономической политики
Идея свободного рынка в чистом виде существует не более, чем идеальная теоретическая модель, а в реальной жизни наблюдается устойчивая тенденция к росту роли государства в регулировании экономического развития.
На каждом историческом этапе развития учеными предпринимались попытки теоретического обоснования инструментов регулирования социально-экономических процессов с целью:
Одной из важнейших сфер, которая с целью содействия повышению эффективности функционирования национальной экономики должна контролироваться государством, является, по мнению современных представителей неолиберального направления экономической теории, инвестиционная деятельность.
Для любой отрасли, в отношении которой есть основания полагать, что в результате свободной реализации промышленного интереса ресурсы будут инвестированы не в том объеме, который необходим с точки зрения увеличения национального дивиденда, на первый взгляд, существуют основание для государственного вмешательства.
Основными инструментами, которые может использовать государство с целью стимулирования определенных сфер деятельности, является субсидии и налоги, с помощью которых правительство в состоянии сократить разрыв между соответствующими продуктами в той или иной сфере, предоставляя инвестированию средств в этой сфере «особую поддержку» или накладывая на него «особые ограничения».
Значительное внимание представители неолиберального крыла уделяют вопросам государственного регулирования цен на продукцию, особенно в военное время и в условиях монопольного положения на рынке тех или иных производителей. Вмешательство в процесс ценообразования может осуществляться по двум основным направлениям:
Готовые работы на аналогичную тему
То есть, по сути, сегодня все учёные признают необходимость применения административных и экономических рычагов в регулировании предпринимательской деятельности.
Обоснование необходимости проведения экономической политики представителями разных школ
Представители неоконсерватизма обосновывают необходимость введения прогрессивной системы налогообложения, которая должна строиться с учетом уровня доходов граждан; введение налога на наследство; стимулирование добровольных пожертвований. Государство должно способствовать повышению ставок заработной платы в отдельных отраслях промышленности путем установления минимальной заработной платы, а также жесткого контроля за соблюдением условий оплаты труда.
Вмешательство государства в экономические процессы может осуществляться в двух основных формах – государственный контроль или государственное предпринимательство. При выборе конкретной формы необходимо принимать во внимание с одной стороны, сравнительное влияние, которое обе формы вмешательства могут оказать на эффективность производства, и, с другой стороны, сравнительную легкость, с которой иная форма вмешательства, которая соответствует государственным интересам, может использоваться по отношению к предприятиям той или иной отрасли.
Принятию решения по выбору между этими двумя формами должно предшествовать углубленный анализ конкретной отрасли и оценки компетентности того государственного органа, о вмешательстве которого идет речь. Одновременно должна быть осуществлена оценка возможного влияния нового объема работ на эффективность реализации основных внепроизводственных целей, ради достижения которых данный орган и был создан.
1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи
1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи
Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:
1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;
2) поддержание и регулирование конкуренции;
3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;
4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля;
5) обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюнктуре рынка страны и поддержания в стране экономического роста.
Как видно из рассмотренных целей, основной задачей экономической политики государства является управление экономикой. Оно заключается в конкретном, целенаправленном воздействии на систему общественного труда. Такое управление позволяет целесообразно организовать и поддерживать на должном уровне экономическую деятельность как отдельных работников, так и производственных предприятий, а также осуществлять над ними контроль в соответствии с поставленными целями. Для этого собирается и изучается информация о хозяйственной деятельности в масштабах всей страны, на основе полученных данных делаются выводы об экономических перспективах, и правительство принимает необходимые решения, постановления, законы.
В задачи государства входит также обеспечение правовой базы для эффективной работы экономической системы страны. Эффективная правовая система подразумевает обеспечение работы частных предпринимателей на законных основаниях и дает необходимые права и гарантии предпринимательства. Таким образом, государство регулирует отношения между предприятиями, их поставщиками и потребителями. С помощью принятых законов правительство выполняет функции «судьи» в экономической сфере, выявляет случаи противозаконных экономических действий и применяет соответствующие санкции.
Кроме того, государство представляет своеобразные услуги обществу посредством содержания государственных структур для поддержания общественного порядка (суд, прокуратура, милиция). На правительство также возложены задачи введения стандартов измерения веса, качества товаров, регулирования денежного обращения и функционирования рынка товаров и услуг, капитала и труда.
Для поддержания конкуренции государство создает условия соперничества между предпринимателями за более выгодные условия работы и за потребителей их товаров и услуг. Конкуренция здесь представляется как свободная творческая деятельность все участников рынка, ориентированных на требования потребителей. Таким образом, конкуренция создает условия, при которых спрос и предложение регулируются ценой, тогда производители и поставщики вынуждены для максимизации прибыли опираться на желания потребителей. Однако при возникновении монополий эта система нарушается, и производители могут действовать исключительно в своих интересах, не принимая во внимание потребности покупателей. Поэтому государство контролирует монополии: регулирует деятельность естественных монополий (к ним относят железные дороги, службы связи, газовое обслуживание населения и т. п.) и предотвращает появление необходимых монополий на рынке посредством издания соответствующих законодательных актов и содержания специальных служб контроля.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3.2. Основные цели и задачи логистики
3.2. Основные цели и задачи логистики Логистическая стратегия на предприятии направлена на совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками. В то же время логистическая система предприятия должна быть ориентирована на потребителя.Исходя из этого
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых
3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства
3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства Описанная ситуация — катастрофический характер перехода и доминирование в нем спонтанных процессов — привела к тому, что сложившаяся в начале 1990-х гг. государственная и политическая
2.2. Основные цели и задачи маркетинга
2.2. Основные цели и задачи маркетинга Считается, что именно благодаря первому обмену в истории человечества появился маркетинг и что впервые, когда человек придумал осведомлять о своем товаре на рынке, появилась реклама.Существуют различные взгляды на задачи маркетинга.
39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля
39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля Целью муниципального финансового контроляявляется выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных
Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика
Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов
§ 2 Экономическая политика государства
§ 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и
2.5 Экономическая политика и экономические цели
2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных
3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты
3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения
ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства
ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны
1.1.4. Экономическая политика и экономические цели
1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных
Экономическая роль социалистического государства.
Экономическая роль социалистического государства. Объективные экономические законы, действующие при социализме, познаются и используются социалистическим государством в практике коммунистического строительства. Успех хозяйственной политики зависит прежде всего от
31. Инвестиционная политика государства
31. Инвестиционная политика государства Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мер, которые государство осуществляет, чтобы создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики,
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая
2.5 Экономическая политика и экономические цели
Экономическая политика и экономические цели
Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.
В основе экономической политики лежит экономическая стратегия государства, т. е. искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.
Между политикой и экономикой существует тесное взаимодействие. Экономика проявляется в политике, что позволило В. И. Ленину заметить: «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах… Полн. собр. соч., т. 42. С. 278–279).
В то же время экономическая политика не может не иметь первенства над экономикой, так как без правильного политического подхода экономика обречена на провал.
Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических целей как на макро-, так и на микроуровне.
Содержанием экономической политики (достижения целей) правительства на макроуровне являются:
стремление к полной занятости населения (борьба с безработицей);
обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией);
достижение экономического роста и равновесия платежного баланса;
проведение разумной фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов);
обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики (контроль над денежной массой и процентными ставками);
управление валютным курсом.
На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработку, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей.
Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является эффективное использование ограниченных ресурсов.
В реальной жизни одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделить приоритеты, которые зависят от идеологии правительства. Правительство, придерживающееся левой идеологии, положительно относится к расширению государственной собственности и к усиленному вмешательству государства в экономику. Правительство, придерживающееся правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству государства в экономику. Поскольку экономические цели у правительств правой и левой ориентации различны, постольку и ценностные суждения по принципиальным проблемам развития общества у них расходятся.
Ценностные суждения (vudgement) – это суждения о том, что желательно или нежелательно, что правильно или справедливо и что неправильно или несправедливо.
Это касается таких, например, вопросов, как распределение доходов между людьми, когда разные правительства выражают желание помочь одним группам населения за счет других. Кроме того, правительства придерживаются различных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы страны. Именно поэтому и политики, и их советники-экономисты должны крайне взвешенно относиться к своим решениям. Дж. М. Кейнс по этому поводу заметил: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром» (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. – М., 1978. С. 458).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»
3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней» В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение
Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика
Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов
§ 2 Экономическая политика государства
§ 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и
2.5 Экономическая политика и экономические цели
2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных
ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства
ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны
1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи
1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и
2.4 Государственное управление и экономическая политика
2.4 Государственное управление и экономическая политика Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России — слабое государство. Это обусловлено:• сохранением после
Новая экономическая политика
Новая экономическая политика Пожалуй, Максимильен де Бетюн, барон де Рони, получивший впоследствии от своего короля титул герцога Сюлли, может считаться первым реформатором финансов в истории Нового времени.До эпохи Генриха IV экономика практически всех европейских
49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г
49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 %
Политика и экономическая преступность
Политика и экономическая преступность К числу основных политических факторов экономической преступности в современной России следует отнести:• системную коррупцию в сферах государственного управления финансами, лицензированием и квотированием, таможенным делом,
77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ»
77. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1987 Г. ПРОГРАММА «500 ДНЕЙ» В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс,
6.5 Социально-экономическая политика в сельской местности
6.5 Социально-экономическая политика в сельской местности Похоже, что современное сельское хозяйство впитало в себя худшее от социалистической и капиталистической систем. В России и странах Центральной Европы реформы, одинаково начавшись с отрицания социалистических
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая
1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти
1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины
5.6. Экономическая политика Екатерины II
5.6. Экономическая политика Екатерины II Ко второй половине XVIII в. в феодальной экономике России произошли серьезные изменения. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привели к усилению товарно-денежных отношений. В 1754 г. были
3. Общественно-полезная экономическая политика
3. Общественно-полезная экономическая политика Экономика как наука порождает два принципиально разных класса теорий. Одни учат тому, как отдельному предпринимателю или структуре набить собственные карманы безотносительно к общественному благосостоянию. Вторые ставят
Discovered
О финансах и не только…
Экономическая политика
Экономическая политика — это система мероприятий, методов, инструментов и форм государственного влияния на социально-экономические процессы.
Главная цель экономической политики заключается в создании социально-экономических условий развития общества и обеспечении процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками.
Сущность экономической политики
Существует много определений понятия «экономическая политика». Рассмотрим основные из них.
Экономическая политика – это целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.
Государственная экономическая политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.
Экономическая политика – политика государства, обращенная к экономической системе: определение целей и перспектив ее развития, выбор и создание средств достижения целей. Строго говоря, это не вполне точное определение. Экономическую политику нельзя ставить в один ряд с другими направлениями: социальной политикой, военной политикой, внешней политикой, культурной политикой и т.п. Экономика пронизывает все поры общества и его жизни, поэтому экономическая политика неразрывно связана со всеми перечисленными направлениями. Поэтому, правильнее говорить о социально-экономической политике государстве в самом широком смысле этого термина.
Экономическая политика государства — это процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.
Экономическая политика — это система мероприятий, проводимых государством с целью регулирования экономической деятельности. На макроэкономическом уровне государство стремится достичь полной занятости, стабильности цен, экономического роста и равновесия платежного баланса, а на микроэкономическом уровне — эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Однако практически добиться решения всех задач одновременно не представляется возможным, поэтому государство вынуждено определять приоритеты. В выборе приоритетов отражается идеология находящегося у власти правительства.
Правительство, в котором преимущественно представлены партии левого толка, обычно отдает предпочтение государственной собственности на средства производства и политике регулирования. Правительство правой ориентации стремится ограничить государственную собственность и свести к минимуму вмешательство в экономику, полностью полагаясь на рыночный механизм.
Государственная политика должна согласовываться с различными оценочными суждениями или мнениями, которых придерживается правительство по поводу справедливого распределения дохода среди граждан, влияния его политики на отдельные группы населения, оказания помощи отдельным категориям граждан. Правительство также может отдавать предпочтение в первую очередь национальной безопасности, соблюдению законности, защите окружающей среды или каким-либо другим неэкономическим задачам. Все эти так называемые «нормативные» факторы оказывают влияние на разработку направлений экономической политики.
На макроэкономическом уровне государство широко использует инструменты налоговой и денежно-кредитной политики, политики цен и доходов, а также методы регулирования валютного курса. Кроме того, государство предпринимает меры по стимулированию инвестиций в промышленность, научные и исследовательские разработки и по защите интересов потребителей.
Экономическая политика зависит от того, в какой стадии находится национальная экономика, какой формируется тип экономической политики государства. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны оказывать существенное воздействие на проводимую экономическую политику.
В процессе формирования бюджета и принятия экономических решений государство вынуждено учитывать социальные потребности разных слоев населения, т.к. социальные протесты способны влиять на реализацию отдельных элементов планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» часто отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика – это основа, на которой базируется государственное регулирование экономики.
Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики
Государственное регулирование – это:
Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:
Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно:
Основные функции государственного регулирования экономики:
Основные цели государственного регулирования экономики:
Виды экономической политики
Различают следующие виды экономической политики:
Способы, методы и инструменты государственного регулирования
экономики
Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования,
применяемые в последнее время.
По способам государственное регулирование делится на:
Методы государственного регулирования экономики – влияние государства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.
Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).
Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:
По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы:
Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование
субъектов рынка. К ним относятся:
Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии,
квоты, бюджетные затраты, лимиты и т.д.
Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства
на экономические интересы товаропроизводителей, т.е. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.
К методам косвенного регулирования относятся:
Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.
Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, ничем ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.
По способам влияния выделяют:
Правовые методы государственного регулирования экономики – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.
Административные методы государственного регулирования экономики – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов:
Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо — это:
Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы.
Экономические методы государственного регулирования экономики – экономическое регулирование, осуществляемое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.
Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.
Применение методов реализации экономической политики
К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.
В рамках фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, осуществляются государственные закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.
Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Посредством повышения налоговых ставок государство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а через установление налоговых льгот — стимулирует развитие тех или иных отраслей. Для поддержки стратегических или социально-значимых предприятий государство может предоставлять субсидии.
Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.
В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.
Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.
Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:
Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры» (идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведет к прямо противоположному целям результату).