в чем смысл джокера

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

Но финал вызывает множество вопросов, потому что.

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

И эта двойственность истории прекрасно ложится на образ неоднозначного персонажа.

По версии Тодда Филлипса, Джокер создал Бэтмена и начал восстание

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

Пускай Тодд Филлипс во всех интервью утверждает, что снимал совершенно отдельный фильм, в основе «Джокера» всё равно лежат комиксы, а в драме хватает отсылок к канону.

В конце нам показывают, что восстание народных масс, спровоцированное убийством телеведущего Мюррея в прямом эфире, погрузило Готэм в полный хаос. Родителей Брюса Уэйна так же убили в переулке, но сделал это обыкновенный преступник, решивший восстановить справедливость и вывести классовую борьбу на новый уровень.

Собственными руками Артур не убивал Томаса и Марту, но стал причиной. Теперь у Брюса есть мотивация стать Бэтменом и вершить правосудие на улицах по ночам. И неизвестно, насколько суровым и радикальным окажется новый Тёмный рыцарь.

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

Далее Артур Флек находит свидетельство об усыновлении. И узнаёт, что в детстве перенёс множество побоев от сожителя матери, голодал и получил травмы головы. В приступе ярости Артур убивает мать в больнице и окончательно разочаровывается в людях.

Учитывая реалистичность показанного мира, Артур Флек вполне может стать врагом Тёмного рыцаря.

Что показали в финале «Джокера»? Про какую шутку говорит Артур в конце?

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

Что на самом деле значит концовка «Джокера»? Чем закончился фильм?

Богатые жители Готэма плюют на проблемы бедных и думают только о себе. Бедняки всё глубже погружаются в беспросветную депрессию и теряют надежду на любое будущее, а отдельные представители общества и вовсе игнорируют все нормы морали. И чем сильнее ощущение безысходности в Готэме, тем ближе восстание угнетённых, стральба и взрывы на улицах.

В то же время Тодд Филлипс вовсе не идеализирует идею революции, как может показаться. Он говорит о том, что спичкой, способной разжечь пламя народного гнева, зачастую оказываются безумцы и психопаты. Живущие в своём воображаемом мире.

Источник

«Джокер»: темный гений или сошедшее с ума ничтожество

в чем смысл джокера. Смотреть фото в чем смысл джокера. Смотреть картинку в чем смысл джокера. Картинка про в чем смысл джокера. Фото в чем смысл джокера

Страна: США, Канада

Жанр: триллер, драма, криминал

Год производства: 2019

Режиссер: Тодд Филлипс

Актеры: Хоакин Феникс, Роберт де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой

Смысл фильма “Джокер” в том, в обществе наступил кризис и оно деградировало.

На первый взгляд, это фильм о несовершенстве капиталистической системы. На самом деле, создатели картины копнули глубже: это кино о том, как несправедливость и черствость ломают изначально слабого, неприспособленного к этой жизни человека, и превращают его в опасного безумца – хотя бы в его воображении.

О чем фильм

Фантастическая кинокартина “Джокер” снята по графическому роману Алана Мура.

80-е годы ХХ века. Заглавный персонаж фильма, Артур Флек (Хоакин Феникс), живет в Готэме. Жизнь этого уже немолодого человека нельзя назвать радостной. Проще говоря, он постоянно движется от одного провала к другому.

Артур работает клоуном, но это не приносит ему ни радости, ни денег. Чтобы хоть как-то жить, он вынужден подрабатывать: он работает “зазывалой” в магазинах, выступает с номерами в детских госпиталях.

Будущее кажется ему мрачным и бесперспективным, и он постепенно погружается в черную депрессию. Одновременно развивается его “фирменное” безумие. Пугаясь собственных мыслей, персонаж Хоакина Феникса начинает посещать психотерапевта. Тот успокаивает: все в порядке, это просто невроз, Артур просто устал.

У Флека есть мечта: он с самого детства хотел стать стендап-комиком. Он понимает, что, скорее всего, она неосуществима, но его фантазии вовремя (или невовремя) подогреваются больной матерью. Жалея сына, она уверяет его, что его отец — миллиардер и филантроп Томас Уэйн, тот самый, который в данный момент баллотируется на пост мэра.

Наблюдая безрадостную картину разрухи и хаоса в городе, все больше и больше убеждаясь в полной бесперспективности как своих мечтаний, так и любых начинаний, персонаж Хоакина Феникса постепенно окончательно утрачивает связь с реальностью и сходит с ума. Одновременно он вырабатывает собственную, достаточно специфическую, жизненную позицию.

Расшифровка сюжета

У этой картины есть и скрытый смысл. Вообще, “Джокер” — это многослойное кино, и всего в этом фильме три слоя.

Первый слой: Артур Флек – сумасшедший

Первый слой достаточно простой и сугубо психиатрический. Зритель видит перед собой психически больного человека, который находится на нейролептиках: он страдает серьезным психическим расстройством и его лечат.

В одной из мизансцен показано, что препараты закончились. После этого зритель наблюдает за тем, как доселе очень скованный Артур Флек постепенно растормаживается и начинает активно действовать. На самом деле он галлюцинирует: например, в его воображении у него появляются сексуальные связи, которых нет в реальности. У героя развивается неконтролируемый психоз.

Второй слой: шут несет миру истину

Второй слой — мифологический. Зритель видит классического шута (яркий хрестоматийный образ). Шут – это тот, кто говорит правду в лицо абсолютно всем, невзирая “на звания и должности”. Из монологов Джокера видно, что он несет миру “новую правду”, но мир ее не слышит.

Третий слой: миром управляет безумная толпа

Третий слой скрыт под первыми двумя, но именно в нем кроются важные детали к пониманию этой картины. Режиссер ненавязчиво предлагает зрителю обратить внимание на окружение Артура, и в частности — на “сильных мира сего”, с которыми он контактирует, начиная с собственного начальника и заканчивая телеведущим.

Это все нормальные, хорошие люди. Это не какие-то антагонисты, желающие ему зла, – они заботятся о нем, как могут, расследуют преступление (как могут), и ведут программу.

Эти люди противопоставлены огромной тупой массе людей в масках. Что такое люди в масках? Это люди без лица, без индивидуальности и без личной ответственности.

Условно хорошие люди, которые пока еще держат в руках власть, не понимают, что происходит. Не понимают они и того, что, по сути, власть принадлежит этой безумной, оголтелой толпе.

То есть люди, олицетворяющие власть в фильме, не контролируют ситуацию. И, в определенном смысле, происходящее становится результатом их несостоятельности.

Толпа же – это не те люди, которые крушат все на своем пути. Это те люди, которые глупеют. В массе своей они оказываются способны создать мир, который мы видим в “Джокере”.

Реальность и фантазии

Авторы рецензий и обзоров задаются вопросом, о том, что реальность, а что – исключительно больные фантазии несчастного Артура Флека.

Однозначно зритель знает одно: Артур на самом деле болен, и порой слишком сильно погружается в собственный мир.

Первая версия: правда все, кроме шоу Мюррея Франклина

Есть версия, что все события фильма “Джокер”, связанные с преступлениями Артура, – реальность. Выдумкой в этом случае являются только его фантазии о визите на шоу Мюррея Франклина и знакомство с Софи.

Вторая версия: все, что было после визита в больницу – вымысел

Согласно второй версии, все события после визита в больницу являются вымыслом. В последней трети фильма “Джокер” герой приходит в госпиталь и получает подтверждение факта собственного усыновления.

К этому заключению зрителя подталкивает цветовое оформление фильма. Изначально все бредовые мысли Флека оформлены более ярко, чем события из его реальной жизни. Но ближе к финалу кинокартины краски окружающего мира становятся все более насыщенными.

Третья версия: все происходящее – бред Артура

Третья версия самая радикальная: согласно ей, все события фильма “Джокер” являются фантазией. В начальной мизансцене мы видим Артура, душевное состояние которого никак нельзя назвать нормальным. Можно предположить, что он никогда не выходил из лечебницы, и абсолютно все события произошли только в его голове.

История и личность Артура Флека

Джокер – один из старейших героев вселенной DC Comics: он появился 79 лет назад. Согласно канонической версии, в прошлом это неудачливый комедиант. Эту версию поддерживает и новая картина: Артур Флек – клоун и уличный зазывала, мечтающий о большой сцене.

Это темный гений, который сошел с ума из-за того, что видел вещи такими, какие они есть на самом деле. Однажды он внезапно осознал, что является персонажем комикса, и обратился к читателям напрямую.

Кроме того, этот персонаж обладает безупречным чувством времени. Благодаря этому, он четко знает, что, когда и где будет происходить.

Изначально этот персонаж был в большей степени трикстером (обманщиком), и не задумывался таким сложным героем с трагической судьбой, каким в итоге стал.

Последний фильм с Фениксом позволяет нарисовать более-менее рельефный психологический портрет Джокера. Это человек, сотканный из комплексов, фобий и маний.

У него имеется ярко выраженная сексуальная фрустрация, у него сложные отношения с матерью (она стремится контролировать его, и одновременно старается во всем поддерживать), и еще более запутанная история с отцом.

Превращение в Джокера

Согласно сюжету фильма “Джокер”, Артур страдает тяжелым неврологическим нарушением (по одной из версий, то, что с ним происходит, называется псевдобульбарный синдром/аффект, являющийся следствием рассеянного склероза). В самых неподходящих, напряженных ситуациях, он начинает истерически смеяться.

Во время одного из приступов, случившегося с ним в метро, на него набросились сотрудники Уэйна: они были пьяны и решили, что он смеется над ними.

Завязалась драка, и неудачливый комик выстрелил в одного из обидчиков. Это был переломный момент: безобидный лузер Артур Флек превратился в жуткого Джокера, который принялся убивать всех, кого считал виновным в своих бедах.

Когда было принято решение о сокращении финансирования соцслужб, главный герой лишился той минимальной поддержки, которую ему давало общество. Отмена терапии привела к обострению его заболевания.

В картине постоянно подчеркивается, что Артур болен: переходы от гиперманиакального состояния к депрессивному больше напоминают шубообразную шизофрению, чем биполярное аффективное расстройство: так происходит, когда шизофрения набирает обороты.

Фильм “Джокер” однозначно дает понять, что причиной всех дальнейших – страшных и трагических событий – стало именно отвержение Артура обществом. Если бы кто-нибудь протянул ему руку помощи, Джокера, вероятно, не было бы.

Идея фильма

Идея фильма “Джокер” уже не раз обыгрывалась отечественными и зарубежными классиками. В центре сюжета находится типичный “маленький человек”.

Это жалкий, больной великовозрастный инфантил, живущий с мамой и мечтающий об отце. Жутковатый смех – не что иное, как результат психического расстройства. Это не трагическая фигура и не могущественное зло. Это сошедшее с ума ничтожество, которое по-настоящему опасно.

Суть картины, ее смысл, кроются в самом образе главного героя. В нем можно увидеть тень и изначально полубезумного Раскольникова с его “тварь я дрожащая или право имею”, и (частично) Клайда Гриффитса, который “виноват, но не виноват”, и Гитлера. Да, Гитлера: тот ведь тоже всего-навсего хотел стать художником…

То есть смысл фильма в том, что общество само создает монстров, которых потом боится. Разумеется, нельзя оправдывать и жалеть этих чудовищ, но понять их появление можно.

В фильме показан еще один важный момент: жизнь малого числа условно нормальных и хороших людей привела к массовому помешательству большинства. Это итог любого общества, в котором меньшинство решает, как жить большинству.

Интересно, что Джокер вполне может стать символом нашей эпохи. Объяснение этому кроется в том, что страшная история одиночки, озлобленного, затравленного, преданного (как ему кажется) истеблишментом и кумирами, срезонировала в душах огромного количества людей. В частности, благодаря этому фильм “Джокер” собрал в глобальном прокате более 250000000 долларов.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма “Джокер” можно трактовать по-разному. В самом конце фильма Артур беседует с психиатром, и вдруг начинает неудержимо смеяться. Когда врач спрашивает, в чем причина веселья, Флек отвечает, что ответил бы, да только “док” не поймет.

На протяжении всего фильма этот персонаж страдал приступами неконтролируемого смеха. Но именно в самом конце, разговаривая с врачом, который его лечил, Флек смеется искренне. По мнению части фанатов, объяснение этому такое: в финале зрителю дается понять, что у Артура вообще нет никакой болезни и припадков. И единственная его беда заключается в неспособности отличать реальность от вымысла.

Были ли все события реальностью, или это только плод больного воображения, в финале не раскрывается (аргументы режиссера в пользу обеих точек зрения вполне убедительны), и каждый волен думать так, как ему угодно.

Фильм-пророчество?

Многие состоятельные люди были возмущены этой кинокартиной: в ней они разглядели посягательство на их положение в обществе.

Примечательно, что сцена в метро оказалась совершенно реальной: в истории США был случай, когда некий сумасшедший по фамилии Гетц расстрелял в метро четверых криминальных подростков, после чего стал общественным деятелем и практически героем нации.

Один известный деятель искусства однажды обмолвился, что он чувствует, как человечество находится на грани… чего-то. Об этом же говорит и фильм Тодда Филлипса.

Будущее еще не случилось, поэтому и не является предопределенным. От наших действий в настоящем времени зависит то, каким оно будет.

В этом и заключается ценность этого фильма и всех картин, похожих на него – такие фильмы обращают взор большого количества думающих людей на то, что на самом деле важно.

Источник

Скрытый смысл

Анализ фильмов и философская пропедевтика

Вы здесь

Джокер (2019). Разбор фильма

Фильм «Джокер» вызвал среди зрителей крайне оживленную реакцию и в результате собрал огромную кассу. О чем это говорит? О том, что создатели фильма попали в самое сердце зрительских ожиданий: показали людям именно то, что те хотят видеть — самих себя.

Жизнь Артура Флека — это то, как люди видят свою жизнь. Образ Артура — это образ среднестатистического обывателя. Джокер — то, кем он хотел бы стать.

Глядя на Артура-Джокера, помещая его образ на аватарку в соцсетях или делая косплей, человек как бы признаёт: да, вот такой как Артур, я снаружи, а такой как Джокер я внутри, таким хотел бы быть. Общественные правила заставляют меня вести себя прилично, быть клоуном, зарабатывать на жизнь, но будь моя воля, я бы проявил себя так, как Джокер.

Так что, Артур-Джокер — это герой нашего времени; отражение современного «маленького человека». А каждая деталь фильма является символическим изображением наших современных реалий. Давайте проведем параллели между образами фильма и фактами нашей действительности.

Город

Артур Флек живет в Готем-сити. На момент начала истории в городе уже 18 дней идет мусорная забастовка. Объявлено чрезвычайное положение. Город заполонен мусором и крысами.

Город — это символическое изображение нашего общества. Внешние процессы, которые происходят в городе, отражают внутреннее состояние его жителей. Если город завален мусором, это значит, что в умах людей такой же бардак. Каждый заботится только о своём личном пространстве.

Разделение труда достигло той степени, когда каждый согласен выполнять лишь ту работу, за которую ему платят деньги. Вместо того, чтобы объединиться для наведения порядка, граждане снимают с себя всякую ответственность за происходящее, но при этом продолжают требовать исполнения обязанностей от других. Так, многие наши сограждане живут по принципу: «если другие не выполняют свои обязанности, почему я должен выполнять свои?». В итоге никто ничего не делает, и общество погружается в аморфное состояние и хаос.

Клоун

Артур работает клоуном в небольшом агентстве развлечений.

Образ клоуна имеет непосредственное отношение к образу и самоощущению современного человека. Сейчас всё цивилизованное общество стало обществом клоунов. Клоуны сейчас везде — в интернете, в науке, в образовании, в правительстве, в космосе. Каждый человек, чтобы добиться успеха (т.е. получить свою аудиторию) должен уметь развлекать.

Если ты не клоун, если ты слишком серьезен, то ты скучен и неинтересен. А значит, не добьешься успеха.

С другой стороны, каждый обыватель сегодня считает себя королем. Ему все обязаны, и его должны развлекать. Поэтому на работе ты клоун, на отдыхе — король. На работе ты развлекаешь, чтобы продать себя или свой продукт. На досуге развлекают тебя, выманивая твои деньги, лайки или твой голос на выборах.

Плакат

Надпись “Everything must go” на плакате, с которым Артур вытанцовывает возле музыкального магазина, имеет двойной смысл. Первый говорит о проходящей распродаже — «Всё должно быть распродано». Второй указывает на те глобальные процессы, которые должны произойти городе и участником которых станет Артур — «Всё существующее должно уйти, исчезнуть; от всего нужно избавиться».

Послание Артура адресовано и жителям Готэма, и зрителям фильма. Оно показывает то направление, в котором движется общество эпохи постмодерна.

В этом эпизоде Артур выполняет функцию пророка.

Как известно, средневековые шуты представляли собой деградировавшую касту жрецов. В традиционном обществе одной из функций жрецов было непосредственное созерцание надвременного «слоя» бытия и «трансляция» людям увиденного, то есть пророчество. По мере упадка традиционного общества сообщения пророков становились всё менее понятными. Их мудрость начинает расцениваться как глупость и священное безумие. По этой причине речи пророков иногда раздражали простых людей, и они побивали пророков камнями или как-то иначе подвергали их насилию. Постепенно кастовая иерархия традиционного общества нарушается, и фигура пророка превращается в фигуру шута. (С этой точки зрения интересно посмотреть на имеющиеся на Ютубе «пророческие» выступления Райкина или Жириновского.)

Таким образом, избиение Артура подростками можно трактовать как избиение пророка своими согражданами.

У психотерапевта

Периодически Артур посещает бюджетного психотерапевта, который должен помочь ему научиться жить в обществе. После инцидента с подростками Артур спрашивает:

«Дело во мне или мир сошел с ума?» 04:45

Конечно, мир перевернулся, сошел с ума, но вопрос: что будет с тобой? Попытаешься ли ты противостоять этому безумию или поддашься ему?

Когда-то мир представлял собой иерархию, с королем наверху и шутом внизу. Сегодня каждый должен быть шутом, чтобы стать королём.

Это намерение самоубийства задаёт вектор для всей рассказанной в фильме истории: именно ради эффектного самоубийства Артур в итоге приходит на шоу Мюррея Франклина.

Актёр Хоакин Феникс, и режиссёр фильма Тодд Филлипс обозначили желание Артура привлечь к себе внимание как патологический нарциссизм.

Эта нужда во внимании публики является следствием недостатка родительской любви в детстве, которую впоследствии человек стремится восполнить вниманием со стороны окружающих. Другой причиной является эмоциональное «застревание» в детском возрасте, когда ребенок чувствует себя зависимым от других. То есть, внимание — это своеобразный суррогат любви.

По той же причине Артур говорит, что в больнице ему было лучше. Больница — это такое место, где человеку не нужно вступать во взаимодействия с людьми, общаться и договариваться, добывать себе пропитание. Он получает «материнскую заботу» от медицинских работников.

Интересно, что Артур не знает или не помнит причину, по которой он оказался в психиатрической лечебнице.

Конечно, можно объяснить это событиями внутри фильма. Но этот факт имеет и символическое значение. Он указывает на то, что современный человек не знает или не помнит своё прошлое.

Образ лестницы

Далее нам показывают Артура, идущего домой и поднимающегося по лестнице. Образ лестницы не единственный раз появится в кадре, и он имеет определенную символическую роль.

Особенность лестницы в том, что по ней всегда подниматься труднее, чем спускаться. Точно так же развиваться всегда труднее, чем деградировать. Поэтому лестница издавна была символом духовного восхождения, формирования личности, поэтому же она становится образом пути главного героя: Артур прилагает значительные усилия, чтобы двигаться вверх. Зато, когда он станет Джокером, он будет легко лететь вниз.

Артур живет вдвоем с матерью. Причем, судя по всему, он не особенно задаётся вопросом, где и кто его отец. Вероятно, слова Мюррея Франклина из его фантазии описывают то, что Артур знает об отце:

Мюррей: «Я один из тех людей, отец которых вышел за пачкой сигарет и не вернулся» — 13:35

Жизнь с матерью для Артура привычна и естественна. При этом, не она ухаживает за ним, а он за ней. Он считает себя главой семьи и гордится тем, что заботится о маме.

Мать символизирует ту среду, в которой развивается и живет личность. Необходимость мужчины порвать с влиянием матери означает необходимость возвыситься над биологической и эмоциональной стороной жизни, т.е. отвергнуть жизнь ради личных интересов и начать жизнь духа, жизнь ради всеобщих ценностей.

Соответственно, мать, которая удерживает при себе сына, это навязанная современному человеку забота о материальном благополучии. Привитая идея того, что забота о теле и комфорте должна быть на первом месте. Поэтому, образ матери — это совокупность благ, которые даёт современное «общество потребления».

Современный обыватель вынужден постоянно обслуживать материальную, внешнюю сторону общественной жизни, должен быть образцовым потребителем, чтобы чувствовать себя не хуже других. Так он обслуживает свою символическую мать — потребительское общество.

Кстати, по фильму, именно мать побуждала Артура всегда быть весёлым. Это условие успешности в обществе потребления. Жан Бодрийяр отмечал, что основной факт такого общества — «утрата непосредственной, взаимной, символической человечности в отношениях»[2]. Улыбка здесь превращается в знак и получает коммерческую ценность, обеспечивая продажи и улучшая производительность.

Фигуру отца Артуру заменяет телевизионный комик Мюррей Франклин. Артур восхищается им и мечтает стать продолжателем его дела — знаменитым комиком. Он представляет себя, находящегося в центре внимания самого Мюррея и его зрителей. Хочет получить от него одобрение и нежность.

Всё это указывает на тоску современного молодого человека по отцу, который бы ценил и любил его. Также здесь содержится и более глубинное неосознаваемое желание — в лице отца приобщиться к общечеловеческой мудрости. К культуре Логоса, к сакральному знанию.

Роль отца в жизни человека западной культуры стала уменьшаться в то время, когда общество вступило в эпоху индустриализации и встало на рельсы технического прогресса. Постепенно Отец как носитель мудрости (Жрец), власти (Царь) и справедливости (Воин) превратился в дельца-капиталиста, ищущего во всём материальной выгоды (Бизнесмен), Комика и Садиста (садист — это отчим Артура, который избивал его и его мать).

Таким образом, все персонажи, воплощающие роль Отца, представляют этот архетип в его профанном и теневом состоянии.

Мюррей Франклин — это духовный отец Артура. Как мы уже говорили, шутовство — это жречество в его предельно умалённом состоянии. Поэтому, как ни странно, желание Артура стать комиком означает желание современного человека приобщиться к сакральному.

Но когда Артур говорит матери о своей готовности приобщиться к Делу его духовного наставника, мать обесценивает его стремление.

«Разве не смешно быть комиком?» — 21:40

Потому что современная культура больше почитает тех, кто становится дельцом.

Пистолет

Поэтому неудивительно, что Артур, не будучи подготовленным и созревшим, не умеет обращаться со своей мужской силой и использует ее только для мести и разрушения.

После сцены, в которой босс делает выговор Артуру, герой, возвращаясь домой, снова тяжело поднимается по лестнице.

Пробуждение Джокера

Дома Артур играет с пистолетом и это вызывает пробуждение Джокера в его теле, что показано в виде танца.

Вместе с Джокером в Артуре пробуждается и мужская сила не только в аспекте «воина», но и в аспекте «любовника»: он чувствует, что достоин общаться с женщиной и вполне может ее покорить.

Показательно, что Софи, которая привлекла его внимание, это мать-одиночка, также, как и мать Артура. Артур захотел быть с ней из-за того, что бессознательно воспроизвел устоявшуюся в его жизни модель отношений с женщиной: отождествил Софи со своей матерью, а себя — с потенциальным главой семьи.

Во второй раз Джокер появляется в то время, когда Артур придумывает окончание новой шутки. Это происходит снова через характерное искривление тела Артура, после чего тот начинает писать левой рукой.

«Худшее в психическом заболевании — это то, что люди ожидают, что ты будешь вести себя так, как будто ты не болен».

Вторую часть фразы дописывает Джокер, как бы склоняя Артура вести себя не так, как ожидают люди, а так, как ему хочется.

«Инициация»

После того, как Артура увольняют с работы, он едет в метро.

Сама поездка символизирует происходящие с ним перемены. Поскольку метро — это рейсовый транспорт, движущийся по определенному маршруту, это говорит о том, что перемена, происходящая в жизни Артура — неизбежная и происходит не по его воле. Он не выбирает путь назначения, а движется «по накатанной».

Кроме того, метро проходит под землёй, что указывает на спуск в бессознательное, в теневую часть личности Артура. Поэтому неудивительно, что именно здесь Джокер проявляет себя в полной мере, убивая обидчиков. Подсознание — это место его обитания. И теперь он получил повод, чтобы выйти на свободу.

Тот факт, что Джокер убивает бизнесменов, указывает на подавленную ненависть простого человека к людям, связанным с денежным бизнесом — к ростовщикам, делающим деньги из ничего.

После убийства Джокер являет себя Артуру в танце перед зеркалом. А затем дарит ему реалистичную фантазию о покорении Софи, создавая иллюзию мужской зрелости.

Теперь, когда в Артур освободил в себе Джокера, мы видим, как он с лёгкостью сбегает по лестнице. Это действие, противоположное восхождению. Артур, что называется, «скатывается», и делает это с удовольствием.

Стать заметным

На очередной психоаналитической сессии Артур делится своими переживаниями.

40:21 «До этого момента меня никто не замечал. … Я существую. И люди начинают это замечать.»

Современный человек не чувствует, что существует, пока на него не обращают внимания. И людям, чтобы их заметили, приходится идти на всё более радикальные меры. Артуру для этого потребовалось совершить убийство.

Возникает вопрос: если общество тебе так ненавистно, зачем обращать на себя его внимание? Потому что внимание — это ресурс. Когда ты в центре внимания, окружающие как бы отдают тебе часть своей энергии, и ты получаешь оправдание и восполнение потраченных сил.

Такая фантомная вещь как биткоин — это яркий пример того, как нечто несуществующее начинает существовать, если на него направить внимание. И чем больше людей обращают на него внимание, тем большую ценность этот симулякр приобретает.

Раньше человек постоянно был в центре внимания Бога, получая абсолютную полноту внимания и тем самым подтверждение своего существования. Сегодня единственный источник внимания — это общество. Поэтому, хотя все друг друга ненавидят, но, чтобы существовать, людям ничего не остаётся, как привлекать к себе внимание других, надев ту или иную маску.

Томас Уэйн

Прочтя одно из писем, которые мать регулярно отправляет Томасу Уэйну, Артур узнаёт, что Уэйн — его отец.

Томас Уэйн бизнесмен и стремится во власть, чтобы установить свой порядок в городе. Он гордится тем, что «сделал что-то» и презирает тех, кто «ничего не сделал», как бы помещая себя на место короля, а своих противников — на место шутов. Но на самом деле, Уэйн — это тоже шут, решивший стать королём. Если присмотреться к образу бизнесмена (ростовщика), то можно разглядеть в нем скрытую природу трикстера[3], а значит, и шута. Неслучайно покровителями торговцев и воров в Греции и Риме были боги-трикстеры — Гермес и Меркурий.

Своими хитрыми манипуляциями, умением создавать деньги из ничего бизнесмен достигает материального изобилия и полноты — божественных атрибутов. Он заставляет всех играть по его правилам, оставаясь при этом невидимым и недоступным. Находясь за рамками созданной системы, он лишь получает профит от ее функционирования.

Когда-то на вершине мира были жрецы и философы, являясь проводниками божественных идей в дольний мир. Теперь, поскольку мир перевернулся, на вершине оказались комики и ростовщики.

Артур пробирается в Уэйн-Холл, чтобы встретиться с отцом и сообщить о себе. Он возмущен тем, что тот бросил его, но вместе с тем, надеется наладить отношения. Всё, что ему нужно, это:

«Может быть немного тепла, немного отцовских объятий, немного порядочности» — 01:06:30

По сути, это крик души современного человека. Но Уэйн, не только не проявляет сочувствия Артуру, но и бьет его. Капитализм не хочет признавать того, что сам породил Артура — современного человека-неудачника. И он же породил и Джокера, но об этом позже.

Вернувшись домой, Артур забирается в холодильник. Это образ могилы, «утроба смерти». Сцена означает, что Артур отказался от борьбы и умер, осталось только его альтер-эго — Джокер.

Больница

Артур приезжает в Государственную больницу Аркхем, где похищает личное дело своей матери. Согласно документам, она, как и утверждал Уэйн, была психически больна и усыновила Артура. Но во флэшбеках она утверждает, что документы были подделаны Уэйном.

Собираясь на встречу с Мюрреем Франклином, Джокер находит фотографию Пенни, на обратной стороне которой написано: «Люблю твою улыбку» и инициалы Томаса Уэйна. Это подтверждает ее слова о том, что Уэйн был отцом Артура и подделал документы. Но Джокеру это уже неважно, ведь Артура больше нет.

Теперь, спускаясь по лестнице, он танцует. Это торжество духовного нисхождения.

Этот путь нисхождения снова приводит его в метро — символическую преисподнюю. Здесь закон в лице своих представителей теряет силу под напором разбуженной стихии хаоса.

Шоу Мюррея Франклина

Перед выходом на сцену тело героя снова начинает изгибаться; так режиссер напоминает нам, что перед нами Джокер.

В диалоге с Мюрреем Джокер произносит слова, которые хорошо отзываются в сердце современного обывателя.

«Вы система, которая знает так много. И так же вы решаете, что правильно, а что нет». — 1:42:20

Бунтовать против системы и делать всё, что хочется — это то, о чем мечтает каждый подросток.

«Все орут, кричат, никакой вежливости. Никто не ставит себя на место других. … Они считают, что мы просто будем сидеть здесь, словно маленькие хорошие мальчики. И что никто не сойдет с ума.»

Джокер говорит как бы от лица всех униженных и оскорбленных. Но это лишь поза. Не зря он раньше сказал, что далёк от политики; его не интересует социальная справедливость и оптимальное устройство человеческого общежития.

«Я ни во что не верю из этого. Я вообще ни во что не верю» — 1:35:30

Фраза «ты получишь то, что заслужил» создаёт впечатление, что преступник получает по заслугам (имитация божественного воздаяния). Действительно, Джокер берет на себя роль судьи, но он судит не по всеобщему разумному закону, а берет себе право судить и наказывать самостоятельно, по собственному усмотрению. И степень наказания у него всегда максимальна: смертная казнь.

Своим примером он упраздняет идею закона, порядка и справедливости, противопоставляя ей субъективный произвол.

Беспорядки

Фильм как будто подсказывает зрителю решение: чтобы победить систему, нужен бунт и анархия. Разумеется, это нравится тем, кто привык реагировать на внешние стимулы, триггериться, а не думать о причинах и последствиях. На самом деле, всё не так просто.

Нам показывают, как во время уличных беспорядков из кинотеатра выходит Томас Уэйн с женой и сыном. И его как будто специально заранее ожидает человек в маске клоуна, который идет вслед за ними и убивает.

Это говорит о том, что беспорядки были специально спровоцированы для того, чтобы избавиться от Уэйна. Что существуют лица, которым хаос — выгоден. И Джокер, бывший Артур Флек — это вовсе не ангел возмездия, карающий неугодных и возглавивший революцию, а один из элементов управления хаосом.

Стало быть, и Уэйн — это не последнее звено и не причина зла. Существуют трикстеры более высокого уровня, умеющие провоцировать хаос и извлекать из этого выгоду. Разве не удивительно, что система сама снимает фильм о том, что с ней нужно бороться? И этот фильм приносит огромные деньги и укрепляет саму же эту систему.

Так что, подлинный Джокер — вовсе не Артур Флек.

Напомню, что Джокер относится к типу постнеклассического героя, который мы подробно рассмотрели в видео по фильму «Джон Уик», рекомендую его посмотреть. Постнеклассический герой возникает как закономерный результат отрицания обществом патриархальных ценностей. Мужской принцип забыл сам себя, свой исток и свое призвание. Поэтому он подвергается отрицанию и переходит в свою противоположность.

Также можно провести много параллелей между Джокером и Тайлером Дерденом. Психологическая и социальная причина возникновения этих героев одна и та же. Посмотрите мой разбор «Бойцовского клуба».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *