в чем смысл большого лебовски
В чем особенность фильма «Большой Лебовски» и почему его так лелеют?
Это достаточно многослойный фильм.
Очень запутанный, но проработанный до малейших деталей сюжет. Странноватый упоротый юмор. Как комедия этот фильм сильно выделяется на фоне других комедий. Естественно фильм любим поклонниками братьев Коэн. В этом фильме достаточно ярко проявляется фирменный стиль этих создателей.
Ну и естественно сам главный герой многим интересен. Я ранее написал про многослойность. Ну так вот: С одной стороны у нас тут криминал\детектив, все очень запутанно, интригующе. И эта история самодостаточна сама по себе. Но с другой стороны у нас также есть такой же самодостаточный персонаж. Я думаю многих он зацепил своим отношением к жизни, тем как он из всего выкручивается, какой он пофигист и гедонист.
Так вот история нам об одном говорит. А сам Лебовски говорит о другом: Мы видим, что это человек с очень ограниченными ценностями и интересами. Он живет в своем маленьком мирке и не хочет его расширять. Хотя нельзя сказать, что это прямо чеховский человек в футляре. Лебовски не боится мира. Он просто создает свой и игнорирует все то, что он считает чушью. Ему пофиг почти на все. Судя по сюжету ковер, который задает стиль всей комнаты ценней для него чем куча денег. История могла бы даже не случиться если бы он сразу получил этот ковер. Понятно дело, что все это элементы юмора. Но все равно задумываешься: Почему он одет всегда по домашнему? Почему он ездит на развалюхе? Почему он ничего толком не сделал в своей жизни? Почему он в конце концов не работает? И ладно бы он страдал, но нет, ему пофиг. И все это в совокупности очень интересно и можно сидеть и рассуждать о таком образе жизни. Лебовски это некий символ простого отношения к жизни(не требовательное) и альтернативных ценностей. Нет, он не обычный лентяй. Это реально такие взгляды на жизнь. Хорошо это или плохо? Именно об этом и стоит порассуждать после просмотра.
И самое интересное это когда два этих слоя начинают пересекаться. Как поведет себя такой человек, когда попадет в запутанную и опасную историю? Создатели фильма намеренно человека, у которого все ровно и спокойно поместили в экстремально опасную и запутанную ситуацию. И невозможно игнорировать личность персонажа ради истории. Эти две вещи существуют вместе. История хороша, но при просмотре всегда акцентируешь внимание кто в ней участвует. И именно это интересно. Если бы главным героем был частный детектив, то это уже был бы другой фильм.
В общем у нас есть классный сюжет, но все происходящее показано через маленький и простой мир главного героя. И по моему это интересно.
Пс- Друзья у Лебовского тоже те еще личности, но подробно их разбирать сейчас не стоит.
«Большой Лебовски»: язвительная сатира, исполненная искренней любви
Путь к статусу культового фильма для «Большого Лебовски» начался с полупустых залов, скептических рецензий и низких рейтингов в Сети. Однако в далеком 1998-м нашлось несколько десятков тысяч человек, воспринявших эксцентричную историю про приключения безработного по прозвищу Чувак восторженно и провозгласивших творение братьев Коэнов шедевром. Сегодня так думают миллионы, и не только в США. «Большой Лебовски» стал не просто знаковым явлением культуры: он повлиял на поведение и мышление целого поколения, ввел в речь кучу крылатых выражений и даже породил философское учение под названием «дудеизм». Для фарсовой комедии совсем неплохо, не так ли? Впрочем, с жанровой принадлежностью «Большого Лебовски» все так же неоднозначно, как и с его смыслом.
К какому жанру принадлежит фильм?
Традиционно «Большой Лебовски» считается миксом двух видов комедии: комедии положений и комедии нравов. От комедии положений в фильме — череда курьезных ситуаций, в которые попадает главный герой, от комедии нравов — остросатирическое изображение общества. В фильме братьев Коэнов все события, персонажи и социальные институты оказываются полными противоположностями тому, чем они кажутся или чем они должны быть: так, миллионер на самом деле не имеет ни гроша, полиция не защищает, а избивает граждан, похищенную никто не похищал, миллиона в кейсе не было и т.д. Однако изображением мира дутых величин сюжет фильма не ограничивается. Под наслоением чисто комедийных эпизодов в нем проступает литературная первооснова — роман «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера. А Чандлер — не просто автор бестселлеров: он основатель жанра крутого детектива, по его романам сняты культовые фильмы стиля нуар. В «Большом Лебовски» обыгрывается столько узнаваемых штампов этого стиля, что фильм можно назвать пародийной комедией.
Кто такой Лебовски по прозвищу «Чувак»?
На первый взгляд, с социальным профилем Джеффри Лебовски все ясно: человек принципиально не хочет работать, предпочитая труду в поте лица боулинг, общество друзей и доступные формы гедонизма наподобие ароматической ванны со свечами. Одевается он соответствующим образом (одни пестрые штаны чего стоят), широкой эрудицией не блещет. Однако ряд обстоятельств мешает считать героя Джеффа Бриджеса кем-то вроде Генри Чинаски из фильма «Пьянь», и не только потому, что Лебовски пьет умеренно. Дело в том, что простота Лебовски — мнимая, а среди архетипов, к которым апеллирует этот образ, есть весьма неожиданные и любопытные.
Один из самых древних «предков» Лебовски — это, конечно же, хитроумный Одиссей. Для непонятливых связь между этими героями раскрывается в сцене фантастического танца, в котором Мод Лебовски облачена в костюм богини Афины, покровительницы ловкого грека. Лебовски обладает тем же удивительным талантом — проходить между Сциллой и Харибдой, не расплескав ни капли из стакана. Но удивительный микс житейской хитрости и оптимистичного простодушия — лишь часть этой многогранной натуры. Другой архетипический образ, связь с которым прослеживается не менее отчетливо — это благородный рыцарь. Как и положено подлинному рыцарю, Лебовски целыми днями готовится к турниру — пусть не рыцарскому, но турниру, и готов выступить в роли спасителя прекрасной дамы.
Есть в Лебовски что-то и от неформала 1960-х, а заодно и от Махатмы Ганди с его проповедью ненасилия. И все же всего этого недостаточно, чтобы объяснить необыкновенную популярность этого героя. Мало ли было в истории кино обаятельных бездельников, но фан-клубы создают и ежегодные фестивали проводят только в честь Лебовски. И дело здесь не в великолепной игре Джеффа Бриджеса. В гедонисте, воспринимающем жизнь как игру, американское общество неожиданно узнало само себя. Лебовски — неоднозначный американский герой эпохи постмодерна, сумевший при всех своих недостатках сохранить базовые, главные ценности в мире, где ценностей больше нет: дружбу и оптимизм.
Кто такой Ковбой?
Если Лебовски — воплощение новой, постмодернистской Америки, то Ковбой — символическое воплощение духа предков-первопроходцев. Не случайно у него нет имени: в титрах он указан как «Незнакомец». Его отношение к Лебовски — покровительственно-ироническое и вместе с тем дружеское. Ковбоя не удивишь похождениями Лебовски: он видел и не такое, и все же его история кажется старику заслуживающей внимания зрителей. В то же время этот персонаж подчеркивает преемственность и сохранение традиций, даже если их не всегда легко узнать в новом обличье: мир меняется, но американский дух остается прежним.
В чем смысл Собчака, Большого Лебовски, его дочери Мод и остальных персонажей?
Галерея забавных персонажей призвана не просто позабавить зрителя: с их помощью высмеивается огромное количество важнейших для Америки ХХ в. событий, явлений и идей — от войны во Вьетнаме до феминизма. Уолтер Собчак — пародия на растиражированный сотнями культовых фильмов образ ветерана вьетнамской войны, а заодно и высмеивание современного подхода к религии. В первом же монологе Большого Лебовски высмеиваются едва ли не все американские ценности — от индивидуализма до культа успеха. Мод Лебовски — комическое воплощение идей феминизма, а заодно и современного искусства с его перфомансами и инсталляциями.
Нимфоманка и порноактриса Банни — пародия на всех «дев, попавших в беду» вместе взятых, равно как «немцы-нигилисты» представляют собой пародию на кинематографических фашистов и реальных рокеров одновременно. Даже образы таких эпизодических персонажей, как шеф полиции Малибу и Марти, домовладелец Чувака, исполнены сатирического подтекста.
В чем смысл фильма?
Можно сказать, что фильм братьев Коэнов развенчивает одну за другой все американские ценности, но его суть заключается не в этом. В финале все ценности загадочным образом оказываются на своих местах, а вместо гражданского негодования и прочих негативных чувств зритель испытывает эмоциональный подъем. Полнее всего смысл «Большого Лебовски» раскрывается с помощью теории карнавала М.Бахтина. Во время карнавала весь привычный уклад жизни нарушается, все переворачивается вверх ногами, все высмеивается — но его смысл не в разрушении, а, наоборот, в утверждении порядка. Пройдя через горнило осмеяния и отрицания, ценности возрождаются в обновленном виде, а бурный поток жизни возвращается в привычное русло.
Коэны критикуют свое общество с карнавальной легкостью и таким смаком, что последние сомнения исчезают: вся критика идет от искренней любви. Как у товарища Сталина не было других писателей, так у Коэнов нет другой Америки. Перебирая ее составляющие с задором подростков, критикующих родителей, братья-режиссеры приходят к единственно возможному выводу: жизнь хороша, а американские ценности столь незыблемы — включая пресловутый миллион долларов — что за страну можно не переживать.
При этом, чтобы получить удовольствие от комедии братьев Коэнов, совершенно не обязательно погружаться в мифологические аллюзии, философский подтекст и прочие глубины. Как банально это не прозвучит, но «Большой Лебовски» — фильм, который способен рассмешить любого, и в котором любой найдет что-то свое: потому его и любят миллионы зрителей в разных странах.
Интересные факты
Джеффри Лебовски кажется великолепным порождением фантазии сценаристов, но на самом деле у этого героя есть реальный прототип — Джефф Дауд, помогавший Коэнам снимать их первый фильм. В образе Лебовски отразились как черты характера Дауда, так и некоторые факты его биографии, например, участие в Сиэтлской семерке. А прозвище главного героя — Dude, которое переводят и как «Дюдя», и как «Чувак», в дословном переводе означает «лошадиный член» и используется в американском жаргоне для фамильярного обращения.
Рецепт любимого коктейля Чувака, название которого опять же переводят по-разному, выглядит так: 2 части водки смешиваются с 1 частью кофейного ликера, после чего в смесь добавляется 1 часть молока/сливок.
Съемки фильма продолжались всего 11 недель: все сцены были отсняты в Лос-Анджелесе.
«Большой Лебовски» – через метафору боулинга. Братья Коэны взяли его как идею о потоке жизни и кайфе простых мужиков
«Большой Лебовски» братьев Коэнов вышел больше 20 лет назад, но это до сих пор актуальный поп-культурный символ, классика кино и, возможно, первый культовый фильм интернета. Сначала кажется, что сюжет – это просто веселый абсурд про бездельника, который попадает в криминальные буффонады, тусит в боулинге и видит сны про боулинг.
На фестивале «Большого Лебовски»
Но именно боулинг – ключ к сюжету и философии главного героя Чувака.
Очень коротко о завязке, если вы друг вы по какой-то причине фильм не видели.
Герой Джеффри Бриджеса Джеффри Лебовски (Чувак или Дюдя в дубляже) пьет, курит марихуану и играет в боулинг. Вдруг в его жизнь врываются два грабителя: они требуют у Лебовски деньги. Оказалось, что они перепутали его с миллионером-однофамильцем. Один из грабителей перед уходом помочился на любимый ковер Лебовски. И теперь он хочет отомстить.
Лебовски приходит к богатому однофамильцу и пытается выяснить, зачем его искали грабители. Тот рассказывает, что жена похищена. Лебовски (который Чувак) получает чемодан с миллионом, чтобы отдать его похитителям. Один из которых, возможно, и испортил ему ковер.
Дальше молчим, потому что спойлеры точно испортят первый просмотр. Так, а теперь к боулингу. Он вообще тут при чем?
Боулинг – символ 70-х, безмятежности и развлечения простых мужиков
Лебовски – собирательный образ знакомых Коэнов. Один из этих прототипов играл в софтбол, но режиссеры изменили эту деталь, потому что их герою нужен «дружеский спорт, где можно просто сидеть, пить и курить, участвуя в пустой беседе».
Еще боулинг показывает увлеченность Лебовски ностальгией: он живет в конце 90-х, но слушает музыку 60-70-х, носит одежду тех лет и вообще ведет себя как хиппи – кроме травки и друзей его ничего не волнует. Еще Коэны так показали свои 70-е – они подростками тоже проводили вечера в боулинге. А клуб, в котором они играли, продали два год назад за четыре миллиона долларов. Продавец хвастался, что именно там создавался тот самый Чувак.
Итан Коэн: «Все вещи, связанные с боулингом, – это ретро. Архитектура, дизайн, машины. И сейчас влияние боулинга можно видеть по всему Лос-Анджелесу».
Боулинг используется как пауза между сюжетными поворотами – привычная среда героев, где они могут расслабиться и обсудить, что вообще, черт возьми, сейчас произошло. Даже если их ждет что-то страшное, кто-нибудь все равно скажет «Эй, погнали в боулинг!».
Коэны показали, как дела обсуждают простые мужики с пивным пузом. Вместо гольф-клуба – боулинг. Вместо полуголых женщин рядом переживают о страйках фрики, которым нечем заняться в субботу.
Например, самый эксцентричный герой фильма – персонаж Джона Туртуро Хесус Кинтана. Он главный соперник Лебовски по боулингу. И относится к боулингу как к сексу: облизывает шар, протирает их на уровне паха (да-да, ball по-английски не только мяч) и грязно ругается.
В начале этого года Туртурро выпустил в онлайн-кинотеатрах спин-офф фильма «Броски Хесуса» об истории Кинтаны, но он людям не зашел. 4,9 на «Кинопоиске» и всего пять рецензий (ни одной положительной).
Боулинг как смысл иллюзии контроля над жизнью
Сны Лебовски в фильме связаны с боулингом. В первом сне на него катится огромный мяч, а после монтажной склейки мы как будто смотрим через шар и врезаемся в кегли. Эта сцена (для которой камеру прикрепили к механизму, напоминающий вертел для барбекю) показывает, как быстро в фильме меняется положение дел. Сначала ощущение, что кто-то из антагонистов расправится с Лебовски. А потом его враги сами становятся «кеглями».
Есть версия, что так Коэны показали иллюзорность контроля над жизнью. Даже если ты «шар» (и даже если пролетаешь под ногами красивых девушек, как во втором сне Лебовски), то все равно мчишься по дорожке жизни, и это никак не остановить.
А в книге Райана Дума «Братья Коэн: уникальные персонажи насилия» шар интерпретируется как прошлое:
«Прошлое всегда настигает. Друга Лебовски Уолтера – вьетнамская война. Миллионера Лебовски – корейская война, где он получил паралич. А его дочь живет в выцветшем мире авангарда, как и кучка немецких нигилистов, которые цепляются за старые идеи и мешают друзьям Лебовски».
А о кеглях в первом ряду Дум пишет, как о людях, которые кажутся с виду значительными. Но все равно они падают.
Большой Лебовски
Working Title Films
«Большой Лебовски» (англ. The Big Lebowski ) — чёрная комедия братьев Коэн, снятая и выпущенная на экран в 1998 году. В основу сценария легла книга Рэймонда Чандлера «Глубокий сон» (1939), но фильм, тем не менее, не является точной её экранизацией, привнося в историю многие новые сцены и сюжетные ходы. Съёмки проходили в разных районах Лос-Анджелеса и продолжались одиннадцать недель, премьерный показ состоялся на фестивале Сандэнс. Впоследствии было произведено несколько переизданий на разных носителях, в том числе неоднократно выпускались коллекционные версии с прилагающимися дополнительными материалами.
Главную роль исполнил Джефф Бриджес, его персонаж — безработный пацифист, случайно попавший в эпицентр авантюры по хищению одного миллиона долларов. По просьбе сварливого миллионера герой получает деньги и курьером отправляется на встречу с бандитами, похитившими молодую девушку (жену миллионера), но процесс передачи денег проваливается, и ему вместе с лучшим другом, ветераном Вьетнама, приходится выпутываться из создавшейся непростой ситуации. По ходу развития истории перед зрителем предстают многие эксцентричные персонажи, сюжет резко петляет и в итоге приходит к неожиданной развязке.
«Большой Лебовски» не имел большого коммерческого успеха, многие из профессиональных критиков встретили фильм прохладно, а некоторые интернет-рейтинги назвали его чуть ли не худшей работой Коэнов. Однако, в силу необычности, фильм собрал вокруг себя огромное количество фанатов и, благодаря обилию юмора, стал «первым культовым фильмом эпохи Интернета». По нему написаны книги, созданы сайты, ежегодно проводятся фестивали имени Лебовски, распространяется целое философское учение, основанное на образе главного героя. Многие реплики персонажей стали крылатыми фразами.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в Лос-Анджелесе, 1991 год. Фильм начинается с небольшой вступительной части, в которой незримый рассказчик представляет зрителям Джеффри Лебовски — отрешённого от мира мужчину, более известного по прозвищу «Чувак», который неторопливо делает покупки в продуктовом отделе супермаркета. В итоге он выбирает пакет сливок, выписывает кассиру чек на 69 центов и отправляется домой. Но дома главного героя уже поджидают двое бандитов. Они представляются людьми некоего Джеки Трихорна и требуют возвращения долгов, которые сделала Банни, жена Джеффри Лебовски. Чувак же на самом деле никогда женат не был, и бандиты, осознав, что ошиблись адресом, уходят, при этом один из них мочится прямо на ковёр. Ковёр «задавал стиль всей комнате», поэтому, следуя совету своего лучшего друга Уолтера, Чувак решает сходить к однофамильцу и потребовать у него возмещения нанесённого ущерба. На следующий день так называемый «большой» Лебовски, пожилой миллионер в инвалидном кресле, категорически отказывается от выплаты компенсации. В отместку Чувак уносит из его особняка один из ковров. Кроме того, здесь он знакомится с Банни, молодой нимфоманкой, которая вышла замуж за старика Лебовски из-за денег.
Затем происходит разговор между двумя Лебовски — Большой отчитывает Чувака за провал с передачей денег. Оправдываясь, герой говорит, что передал дипломат, как и было уговорено, но старик показывает ему присланный бандитами конверт с отрубленным женским пальцем ноги. Чувак возвращается домой и принимает успокаивающую ванну, после чего к нему врывается банда нигилистов, говорящих с немецким акцентом. Они представляются похитителями, требуют причитающиеся им деньги и, пригрозив расправой, уходят прочь. В ходе ещё одного разговора с Мод Чувак узнаёт, что немецкие нигилисты приходятся Банни друзьями (коллегами по съёмкам в порно). Герой забирает с полицейской стоянки свою найденную машину, но кейса с деньгами в ней уже нет. Между спинкой кресла и сиденьем обнаруживается клочок бумаги с домашней работой школьника Ларри. Чувак и Уолтер отправляются «раскалывать» подростка, но поездка оборачивается полным провалом, и обратно они возвращаются без денег и какой-либо информации.
Вскоре появляются два головореза из завязки фильма и отвозят Чувака в Малибу, на приём к Джеки Трихорну. Трихорн интересуется местонахождением Банни и заявляет, что намерен получить свои деньги любой ценой. Чувак рассказывает ему про пятнадцатилетнего подростка и, выпив коктейль с подмешанным снотворным, «отключается». После очередного музыкального сна он оказывается в полицейском участке; шериф Малибу выказывает своё недовольство по поводу нарушения городского спокойствия и в ярости бросает в Чувака кружку с кофе. Выбравшись из участка, герой отправляется домой. В квартире его встречает Мод, она соблазняет Чувака и после секса рассказывает, что её отец на самом деле беден, так как мать перед смертью абсолютно все деньги завещала благотворительному фонду, а отца оставила управляющим. Внезапно к Чуваку приходит прозрение, и вся схема становится ясной: узнав, что Банни похитили, Большой Лебовски под видом выкупа решил присвоить миллион долларов из семейного фонда. Все деньги он забрал себе, а Чуваку отдал лишь пустой дипломат (с телефонными каталогами), ожидая, что того, безработного раздолбая, обвинят в воровстве, а девушку убьют.
Позднее выясняется, что никакого похищения и вовсе не было: Банни просто на несколько дней уезжала в другой город, а её друзья-нигилисты решили обыграть это как похищение и стрясти с богатого старика деньги. Чувак и Уолтер отправляются в резиденцию Лебовски, где встречают только что вернувшуюся из путешествия Банни. Они разоблачают Большого, но тот ни в чём не сознаётся и отрицает свои корыстные намерения. Тогда Уолтер обвиняет его в симуляции паралича, поднимает с кресла и бросает на пол. Немощный старик горько плачет, и героям приходится уйти. Чуть позже друзья встречают банду нигилистов, которые подожгли машину Чувака и до сих пор претендуют на миллион. Смирившись с тем, что их замысел не удался, немцы требуют отдать все деньги, находящиеся у героев в карманах. Уолтер, будучи ветераном войны во Вьетнаме, вступает в драку и нейтрализует налётчиков, откусив при этом одному из них ухо. Друзья невредимы, но Донни, их партнёр по боулингу, всё время стоявший в стороне, умирает от сердечного приступа.
После беседы с начальником похоронного агентства герои вместе с прахом Донни поднимаются на высокий утёс. Уолтер произносит прощальную речь, в которой упоминает, что Донни любил сёрфинг и боулинг, затем отклоняется от темы и рассказывает о солдатах, погибших во Вьетнаме, а завершает выступление цитатой из Гамлета: «Спи спокойно, милый принц». Затем Уолтер развеивает прах, находящийся в коробке из-под кофе Folgers, но из-за ветра прах летит не в океан, а прямо Чуваку в лицо. Тот обижается, но Уолтер крепко его обнимает и предлагает пойти сыграть в боулинг. Фильм заканчивается сценой встречи Чувака с рассказчиком. Человек в костюме ковбоя советует ему не расстраиваться по поводу смерти друга и жить дальше. Завершая историю, рассказчик отмечает, что Донни, конечно, жалко, но жизнь продолжается.
Актёры и персонажи
Второстепенные герои
История создания
Истоки
Сценарий
Подготовка к съёмкам
Процесс съёмок
Музыкальное сопровождение
The Big Lebowski: Original Motion Picture Soundtrack | |||||||||||||||||||||||||||
Саундтрек | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
Рейтинги | |
---|---|
Издание | Оценка |
Роджер Эберт | [38] |
Джеймс Берардинелли | [39] |
Би-би-си | [40] |
Screen It! | [41] |
Epinions | [42] |
The Weekly Movie | [43] |
DVD Clinic | [44] |
Empire | [45] |
USA Today | [46] |
allmovie | [47] |
Награды
Награждён | Гильдия киноведов и кинокритиков России (1998) |
---|---|
Золотой овен |