в чем смысл басни мартышка и очки
Анализ и мораль басни Ивана Крылова «Обезьяна и очки»
Хотя басня «Мартышка и очки» была написана более 200 лет назад, затронутая в ней тема актуальна и сегодня. Это произведение интересно детям начальных классов, подросткам, и взрослым, причем в каждом возрасте его понимают с новой стороны. Рассмотрев анализ и мораль басни «Обезьяна и очки», можно сделать выводы о невеждах, которые окружают каждого, проанализировать свое поведение, подход к решению собственных проблем.
Краткое содержание
История создания басни неизвестна, точной информации, в каком году Иван Андреевич Крылов ее написал, нет. Впервые о ней услышали в 1811 году, когда «Мартышка и очки» стала частью очередного сборника. Суть излагается кратко, присутствует типичная для басен структура и аллегория, используются выражения, которые стали крылатыми.
Главный герой стихотворения — обезьяна, которая стала «слаба глазами». Решив улучшить зрение, она стала действовать быстро, но безрезультатно:
Басня написана в стиле, характерном для Ивана Андреевича — сюжет простой, описан один эпизод из жизни животного. Краткое изложение основной мысли удерживает внимание читателя. Интриги особой нет, результат неправильных поступков мартышка получает сразу.
Мораль басни «Мартышка и очки» выражена так:
Каждый, кто знаком с произведением, согласен, что его суть заключается в осуждении поведения самоуверенной обезьяны. При этом люди, которых она представляет, имеют возможность решать проблемы по-другому, но из-за упрямства отказываются.
Чему еще учит басня
Чтобы понять ценность какой-либо вещи, нужно научиться ее применять. Нежелание тратить время на то, чтобы учиться чему-то новому — признак глупости, которая высмеивается в басне. Иван Андреевич Крылов в очередной раз призывает подрастающее поколение не жалеть времени и сил на получение знаний.
Еще произведение предостерегает от привычки делать преждевременные выводы. Прежде чем критиковать совет, нужно как следует над ним поразмышлять, подумать, как он помогает другим. Не стоит заранее говорить, что ситуация особенная и никто не может помочь.
Другая распространенная ошибка — нежелание просить помощи. Мартышке никто не запрещал спросить других, что делать. Раз за короткий срок она нашла много очков, значит, она не из робкого десятка и при желании может многое. Если бы у нее возникло желание разобраться, она бы с легкостью нашла, у кого попросить помощи. Произведение Крылова учит быть благодарными за знания, опыт, который человек перенимает у других. Когда дают совет, вместо проявления упрямства нужно слушать каждое слово, чтоб потом его применять.
«Мартышка и очки» — басня, мораль которой понятна даже детям. Обезьяна — это аллегория, в которой некоторые узнают себя. В какой-то мере глупость присуща каждому человеку, ведь все ошибаются. Но важно учиться думать, приобретать знания и не выставлять глупость напоказ, а бороться с нею.
Отзывы читателей
Ребята в третьем классе читают «Обезьяна и очки» на одном дыхании. Когда разбирали ее на уроке, удивилась, что дети быстро поняли основную мораль, но каждый заметил свои нюансы.
Анна Витальевна, преподаватель начальных классов
Читаю детям басни, считаю, что это долг каждого родителя — привить любовь к литературе, научить ребенка анализировать, размышлять. «Мартышка и очки» — одно из любимых произведений Крылова и мое, и детей.
Нашла свои старые детские книжки и с удовольствием перечитала сборник басен Крылова. Моя любимая — «Мартышка и очки», учила ее наизусть, даже рисовала к ней картину. К удивлению, хоть прошло 20 лет, первую строчку прочитала, а дальше продолжила по памяти. Удивительное произведение. Сейчас читаю сборник вместе со своими детьми.
Мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
Басня «Мартышка и очки». М. М. Гужавина |
Басня «Мартышка и Очки» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.
Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
«Мартышка и Очки». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.
Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. КомаровБывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.
Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»
(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Басня «Мартышка и очки». Художник В. Серов |
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так:
«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»
(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
«Обезьяна и очки» — анализ и мораль басни И.А. Крылова
Крылов писал такие произведения, посредством которых высмеивал абсурдные ситуации и человеческие глупости. В каждом его рассказе присутствуют поучения и мораль. Анализ басни «Обезьяна и очки» помогает понять, что именно глупость людей становится причиной всех нелепых ситуаций.
Краткое содержание
Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило. Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала. «Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.
Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.
Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости. Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей. Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль. Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.
Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.
Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость.
В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:
Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Отзывы читателей
Я познакомилась с этой басней еще в 4 классе. Тогда мне не совсем была понятно, какова главная мысль произведения. Повзрослев, я поняла, что хотел сказать баснописец, описывая характерные признаки мартышки. Своими словами Крылов открывал глаза читателям на очевидные вещи, о которых многие боялись говорить прямо.
В басне высмеивается главный герой, а именно мартышка. По моему мнению, основная тема раскрывает поведение глупой обезьянки. Тут дело не в очках, а то как она с ними себя ведет. Многие люди, не зная, что означает вещь или слово, пытаются использовать их. Я после прочтения произведения сделала один вывод: нужно учиться, а не подражать другим.
Мне всегда нравилось творчество Крылова. Все его произведения имеет необычную историю создания. Перед написанием каждой басни он наверняка сталкивался с людьми, являющимися образами его рассказов. «Мартышка и очки» — это краткое сообщение, которое учит людей не «обезьянничать», а быть индивидуальными.
Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?
Иван Крылов написал много басен — поучительных и жизненных. Их до сих пор изучают в школе, дети пишут по ним сочинения и составляют презентации. К одной из таких небылиц относится творение этого автора «Мартышка и очки». Чему учит эта басня? Какая ее мораль и главная мысль? Ответы на эти и другие вопросы, ищите в статье ниже. Читайте далее.
Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст
Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.
Вот текст этой басни:
Басня «Мартышка и очки»
Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами
Басня «Мартышка и очки»
В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:
Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.
Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.
Русская сказка
Отзыв к басне Ивана Крылова «Мартышка и очки»
Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.
Несколько слов о сюжете и героях
«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.
Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.
Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.
Мораль басни, или то как можно по-разному понимать произведение
Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.
Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.
И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.
Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».
Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.
План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:
Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи
Басня «Мартышка и очки»
Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:
На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.
Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.
Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.
Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.
Краткое содержание
Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило.
Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала.
«Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.
Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.
Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости. Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей.
Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль.
Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.
Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.
Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость.
В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:
Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Отзывы читателей
Я познакомилась с этой басней еще в 4 классе. Тогда мне не совсем была понятно, какова главная мысль произведения. Повзрослев, я поняла, что хотел сказать баснописец, описывая характерные признаки мартышки. Своими словами Крылов открывал глаза читателям на очевидные вещи, о которых многие боялись говорить прямо.
В басне высмеивается главный герой, а именно мартышка. По моему мнению, основная тема раскрывает поведение глупой обезьянки. Тут дело не в очках, а то как она с ними себя ведет. Многие люди, не зная, что означает вещь или слово, пытаются использовать их. Я после прочтения произведения сделала один вывод: нужно учиться, а не подражать другим.
Мне всегда нравилось творчество Крылова. Все его произведения имеет необычную историю создания. Перед написанием каждой басни он наверняка сталкивался с людьми, являющимися образами его рассказов. «Мартышка и очки» — это краткое сообщение, которое учит людей не «обезьянничать», а быть индивидуальными.
Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация
Басня «Мартышка и очки»
Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:
Почему мартышка решила обзавестись очками?
Сколько очков достала мартышка?
Куда невежда клонит толк о полезной вещи?
Кого высмеивает басня?
Тот дурак, кто…
Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.
Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях
Басня «Мартышка и очки»
Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:
Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.
Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.
Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.
Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
Мартышка – это зверёк, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком.
Это смешное животное, а в басне – ещё и глупое.
Задействовав её образ, автор хотел высмеять людей, которым присущи аналогичные черты.
Ведь в реальной жизни можно встретить людей, которые пытаются повторять за другими и делают что-то, не будучи в этом осведомлены.
А, когда у них это не получается, винят других – свою ошибку признать не желают.
Эта басня Ивана Андреевича не единственная, в которой главным героем выступает это животное.
Мартышки имеют много плохих «привычек», поэтому их можно сравнить со многими людьми.
Вообще каждое животное — персонаж, которое задействовано в произведениях Ивана Андреевича, имеет черты, что присущи и людям.
Таким образом, на их примерах автор учит нас моральным ценностям.
Стоит отметить, что каждая басня указанного автора написана простым, доступным языком, читается легко и ненавязчиво.
Они смешат и одновременно учат.
Поэтому их читать не только невероятно интересно, но и полезно.
История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?
Басня «Мартышка и очки»
Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:
Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».
Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».
Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»
Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:
Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет».
Популярные сегодня пересказы
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры
Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»
При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:
Пример 1:
У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.
Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.
Пример 2:
Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.