в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры

Взаимоотношения детей и взрослых (по рассказу И. А. Бунина “Цифры”) (3)

Рассказ Бунина “Цифры” написан в форме исповеди взрослого человека маленькому мальчику. Вот о чем идет в рассказе речь. Дядя, поссорившись со своим горячо любимым племянником Женей, пытается объяснить мотивы своего поведения по отношению к малышу. Ссора произошла вроде бы из-за пустяка.

Дядя, приехав в гости к племяннику, пообещал ему купить в подарок пенал, книжки, цветные карандаши, а самое главное – обещал научить цифрам. Малыш, сгорая от нетерпения, требует немедленного исполнения обещанного. Но дяде не хочется идти в магазин

Женя не верит и настаивает на своем. Дядя же, чтобы не баловать ребенка, твердо держится своей позиции. Тогда мальчик просит хотя бы показать ему цифры, но и тут его ждет отказ. Рассердившись, Женя, обычно очень ласковый, пригрозил своему дяде: “Ну, хорошо же, дядька!

Помни ты это себе!” Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился, начал подпрыгивать и громко кричать. Раздраженный дядя шлепнул его и вытолкал за дверь. От обиды малыш заплакал.

Дядя долго крепился, но после сам сделал первый

Конфликт дяди и племянника автор рассматривает с двух разных точек зрения. Радость мальчика была погашена гордостью и раздражительностью взрослого. Маленький человек стремился поско рее познать этот мир, изучить цифры, а взрослые, считая это баловством, откладывают все “на потом”.

Дядя, рассматривая свой поступок с высоты прожитых лет, стыдится его. Он понимает, что иногда взрослые мимоходом, не задумываясь, причиняют ребенку боль. Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов – вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин.

Related posts:

Источник

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

В рассказе И.А. Бунина «Цифры» автор очень хорошо показал всю сложность взаимоотношений маленького мальчика и его взрослых родственников.

В начале рассказа мы узнаем о том, что в гости к семье мальчика приехал из Москвы его дядя. Дядя обещал мальчика научить писать цифры. Мальчик очень хочет этому научиться. Но, как у любого маленького ребенка, у него не хватает терпения. Он не желает ждать, когда ему купят все необходимое для обучения и начнут учить писать цифры. Дядя устал с дороги, и просит племянника подождать до следующего дня. На следующее утро, дядя снова откладывает обучение. Он говорит о том, что в «царский» день не работают в городе магазины, поэтому нельзя купить книги, альбомы и карандаши. Ребенок рассержен. Он понимает, что взрослые его обманули. Он начинает мстить им плохим поведением. Мальчик ведет себя шумно, раскидывает мебель, громко прыгает и кричит. Дядя выходит из себя. Он отшлепал племянника и запер его в детской. Бабушка и мама называют мальчика невоспитанным и избалованным. Ребенок воспринимает это наказание, как несправедливое. Он начинает реветь и звать на помощь маму, потом бабушку. Но взрослые не приходят к нему на помощь. Тогда ребенок заявляет, что больше не будет любить дядю, что заберет у него свои подарки.

Утром мальчик просыпается с сильным желанием научиться писать цифры. Он мириться с дядей, слушается его беспрекословно. Мечта мальчика сбывается, он учится писать цифры и считать под руководством дяди.

Как мы видим, взаимоотношения между мальчиком и взрослыми не простые. Взрослые здесь допустили целый ряд ошибок. Во-первых, они обманули мальчика тем, что откладывали несколько раз начало обучения. Во-вторых, неправильно наказывать ребенка за желание учиться. Дядя в конце рассказа понял свои ошибки, именно поэтому он помирился с племянником и начал его обучение.

Мальчик тоже вел себя некрасиво. Возможно, он и избалован, но с точки зрения ребенка не выполнять свое обещание тоже поступок плохой.

В этом рассказе Бунин смог показать то, как не надо приступать к обучению детей. Мне кажется, он написал этот рассказ, чтобы взрослые поняли всю ценность обучения для ребенка и не строили из-за своей лени препятствия этому процессу.

Источник

Научно-исследовательская работа «Отношения детей и взрослых в рассказе И.А. Бунина «Цифры».

Региональная научно-практическая конференция обучающихся

«Отношения детей и взрослых в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Ушкова Галина Серафимовна,

учитель начальных классов,

МБОУ гимназия №1 г. Липецка

Место выполнения работы:

МБОУ гимназия №1 г.Липецка

Взрослые, общаясь с детьми, зачастую не осознают важных различий между ними и нами… теми, кто ещё не научился в полной мере противостоять угрожающим явлениям окружающего мира и различать действительно нейтральные и опасные раздражители.

Часто слышу от ровесников, что они не находят общего языка не только с родителями, но и близкими взрослыми. По-моему, происходит это от того, что взрослые и дети порой не понимают друг друга. Именно на почве этого непонимания возникают споры, ссоры, уходы из дома.

Актуальность темы: проблема взаимоотношений родителей и детей была и будет всегда актуальной. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Цель : анализ художественной литературы, понимание поступков героев для урегулирования отношений между детьми и взрослыми.

Задачи: научиться понимать, чувствовать другого человека, его внутренний мир, иногда поставить себя на место другого человека; выяснить причину конфликта между героями бунинского рассказа «Цифры».

Гипотеза: рассказ И.Бунина «Цифры» написан не для нра­воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Большая ответственность ложится на взрослых, именно они должны делать первые шаги на пути к примирению со своим ребёнком, они должны ставить себя на место ребёнка и хоть иногда смотреть на мир его глазами. Взрослые должны разговаривать с детьми на равных, проявлять внимание и уважать их мнение.

Но и у ребёнка есть возможность изменить отношения со старшими, изменить их детской открытой любовью, пониманием сути вещей, мира. Если родители прислушаются к искреннему голосу ребёнка, то ещё раз убедятся, что «устами младенца глаголет истина».

Основная часть. Тема детства в отечественной литературе.

Тема детства в отечественной художественной литературе – одна из вечных тем, подвергавшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации.

Важным представляется в этой связи рассмотрение отражения мира детства в художественных произведениях, поскольку они отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-этических ценностей цивилизованного мира.

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.

Именно поэтому главными героями многих произведений русских писателей являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Так, Лев Николаевич Толстой в автобиографической повести «Детство» описывает жизнь Николеньки Иртеньева, который на страницах произведения растёт, любит и ненавидит, получает первые уроки жизни.

Детство как самый чистый и невинный период в жизни изображается и Иваном Алексеевичем Буниным в рассказе «Цифры», который стал примером «разноязычия» детей и взрослых. В истории нет имён (кроме имени племянника), этим автор даёт понять, что описанный случай очень типичен.

Таким образом, детство в произведениях Льва Толстого, Максима Горького и Ивана Бунина изображается как важнейшая пора жизни каждого человека.

Иван Алексеевич Бунин всегда испытывал искренний интерес к внутреннему миру людей. Внимательно вглядывался в жизнь человека и переплетение светлых и тёмных сторон жизни. Во многих повестях и рассказах писатель обращался к вечным темам. Одна из них — взаимоотношения детей и взрослых.

Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своём детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются, как бы заново, учить язык детства.

На страницах рассказа Ивана Бунина «Цифры» показан конфликт между взрослым и ребёнком. Рассказ-исповедь взрослого человека маленькому мальчику Жене. Дядя вспоминает об одном дне, когда между ним и племянником произошла ссора. В этой семье присутствовала забота о ребёнке, мальчика любили, но не уважали его мнение, не думали об его интересах и желаниях, их целесообразности, серьёзности, а считали свои взрослые интересы, иногда фальшивые и глупые, более важными.

Рассердившись, Женя, обычно очень ласковый, пригрозил «дерзко и весело» : «Ну, хорошо же, дядька. Помни ты это себе!».

Энергия мальчика стала искать другой выход. Он расшалился, начал подпрыгивать и громко кричать. Чтобы обратить внимание на себя, мальчик реша­ется на бунт «… придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

И кто же виноват в разразившемся скандале — неужели мальчик, не умеющий сдерживать чувства, живущий не будущим, а настоящим?! Мы можем осуждать Женю, топаю­щего ногами, пронзительно кричащего и не обращаю­щего внимания на замечания взрослых. Но вот мы на­ходим слова, оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во всё горло», «какой чёрт ока­тил меня», «ушат злобы», «дёрнул за руку», «с насла­ждением шлёпнул», «вытолкнул из комнаты». А о ребёнке автор говорит иначе: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радо­сти», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул». Взрослые переживают во время конфликта: «У ба­бушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной лож­кой по столу». «Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристраст­ной, мама». «Хотя она понимала, что это не так. Её сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу…».

Дядя осуждает себя за лень: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажи­гал папиросу, не поднимая глаз на бабушку». Он со­жалеет о своём поступке: «Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строго дяди? Наконец ты затих. ».

Дядя долго крепился, но после сам сделал первый шаг к примирению. Нелепая ссора закончилась тем, что он стал показывать племяннику цифры. «Теперь уже и я наслаждался твоей радостью», — говорит дядя о своих чувствах.

Конфликт дяди и племянника автор рассматривает с двух разных точек зрения. Радость мальчика была погашена гордостью и раздражительностью взрослого. Маленький человек стремится поскорее познать мир, изучить цифры, а взрослые, считая это баловством, откладывают всё «на потом».

Часто взрослые не понимают своих детей, забыв себя в детстве, забыв о своих детских радостях и горе­стях, превратившись в справедливых и строгих дядей и тётей.

Жизнь в рассказе показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умён, умеет владеть своими чувства­ми, знает, как можно наказать ребёнка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не бало­вать его. А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуе­мыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, поче­му ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от ог­ромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а про­сто дяде этого сейчас делать не хочется.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя он ни в чем не был виноват.

Ссоры случаются часто, иногда они происходят по пустякам, а иногда и на очень серьёзной почве. Ссоры между родителями и детьми, да и ссоры вообще, часто приводят к страшным последствиям и необдуманным поступкам. В порыве ярости человек может совершить много глупостей, а ссора с близким и родным человеком является прямым путём к ярости и стрессу.

Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов — вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин.

Воспитывать детей нужно лаской, добротой, а не навязыванием своих взглядов — вот главная идея, которую хотел донести до читателя Бунин. Важно не только видеть состояние чужой души, но и поступать в соответствии с этим пониманием. Рассказ Бунина «Цифры» ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание — это воспитание счастьем.

Я уверена, что подобных конфликтов между взрослыми и детьми будет меньше, а понимания больше, если люди начнут задумываться над тем, что делают, слушать, что говорят, и видеть, какие поступки совершают.

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нра­воучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Источник

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ.

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

(ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ)

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.

2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?

3. Показать произведение в единстве формы и содержания.

4. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи произведения.

1. Совершенствовать навыки связной монологической речи.

2. Совершенствовать навыки работы с художественным текстом.

3. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.

1. Научить детей уважать личность гражданина (пусть это и ребенок).

2. Обратить внимание на сложность внутреннего мира человека.

3. Учить терпимости, честности, пониманию, умению прощать.

Назад, скорей назад, счастливые года! Ты лучезарна, жизнь, и радостней

Ведя я не выполнил заветов ваших тайных. Так много…

Ведь жизнь была потом лишь цепью В. Набоков «Пир»

Прожитых без борьбы, забытых без труда…

Иль нет, ошибся я, далеки года!

Беседа по прочитанному:

Как соотносится в рассказе автор и рассказчик? (одно лицо)

Кто главный герой рассказа? (Женя)

Беседы по картине В. Серова «Портрет Микки Мамонтова».

• Посмотрите на картину внимательно. Что вы можете сказать о малыше?

• Похож ли он на героя рассказа «Цифры» и чем похож? (жажда познания, глаза горят пытливым огнем, он хочет узнавать новое, еле-еле сидит на стуле, готовый сорваться с места и побежать в большой, незнакомый, но такой интересный мир).

— Вернемся к герою рассказа «Цифры». Что значат для него цифры? Цифры: записать ассоциации в тетради.

— Дома вы должны были подумать над композицией рассказа и обнаружить особенности композиционного построения.

1 гл. «Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как …..»

1 гл. «Дядечка, прости меня, я больше не буду…»

Нач. 2 гл. «Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой…»

2 гл. «Царский день. Великий грех».

3 гл. «Вот тебе и цифры!»

4 гл. «Но ты все кричал и кричал…»

5 гл. «И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе»

7 гл. «Дядечка! – сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще …»

• Какой элемент к. отсутствует?

• Итак, рассказ начинается с заключения.

• Чему мы становимся свидетелями?

(рассказы оправдываются, пытается что-то объяснить уже большому ребенку; то что мучает автора, не дает ему покоя).

Д/З. Каким чувством проникнута пословица

Фраза 1 гл. (гордая ирония над собой)

• Перейдем к завязке (читаю нач. 2 гл.).

• А какой была та мечта? (захватила всю твою душу, тебе хотелось всего сразу, всего нового)

1) Почему знакомство было отложено?

— А чем оправдывается дядя, прочтите («не полагается баловать детей»).

— Почему же, спустя годы, дядя оценивает свой поступок как «великий грех»?

• Поднимите руку те, кому знакома ситуация, когда в жизни, или, наоборот, радостные минуты, взрослые отмахивались от вас?

— Посмотрим, насколько разумны были принципы воспитания дяди? (неразумны, ведь конфликт углубляется).

2) Какой поступок мальчика выводит дядю из себя и почему Женя так ведет себя?

Д/З. Давайте посмотрим, как дядя оценивает свое поведение? На доске – таблица с ключевыми словами

3) Но ты все кричал и кричал… (4 гл.)

— Мы говорили, что Иван Бунин – мастер в описании чувств человека. Прочтите в главе 4, что же происходит с Женей?

— Сочувствуют ли взрослые? А почему не утешили? (прочтите конец 4 главы)

— Согласны ли вы со словами Льва Толстого: «Горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях…» («Детство») Но не только в отношениях друг с другом, а и в отношении с детьми.

4) «И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе» (5 гл.)

— Какую фразу вы выделили как главную? («Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!»

— Почему? (пустое занятие, показывает беспомощность ребенка и разбивает мнение дяди о себе, как о воспитателе).

Развязка: что произошло с мальчиком? (был сломлен)

— А был ли он виноват? Чувствует ли он это? (Да. Понимает, но все равно извиняется).

И вот мне хочется в размер простых стихов

То время заключить. Когда мне было восемь,

Да, только восемь лет. Мы ничего не просим,

Не знаем в эти дни, но многое душой

Мы можем угадать. В. Набоков «Детство»

— Чему научился Женя, извинившись, хотя был ни в чем не виноват?

— Посмотрите, а какая глава выпала из композиции? (6 гл.)

Давайте посмотрим почему?

Читаем со слов: «Чем неосуществима мечта…»

Весь рассказ – в одной главе, в ней все события дня. Сжато, как в маленьком зеркальце.

— Эта глава раскрывает пространство рассказа. Что и кого подразумевает автор под словом «жизнь» для Жени?

Жизнь: Маша, бабушка, дядя

в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть картинку в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Картинка про в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры

Вечер: «Бешенный крик

в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть картинку в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Картинка про в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифрыболи»

в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть картинку в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Картинка про в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры

в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Смотреть картинку в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Картинка про в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры. Фото в чем сложность взаимопонимания детей и взрослых по рассказу цифры

Утро: «Счастье» Счастье!»

— Откуда он, этот «крик боли»? (равнодушие взрослых)

— Да, в этот вечер дядя научил мальчика писать цифры. Давайте вернемся к проблемному вопросу: для кого и для сего был написан этот рассказ? (Для дяди, для нас. Эпиграф. Мы должны уметь оглянуться в прожитые годы и постараться исправить свои ошибки. Но главное – не делать их, не допускать равнодушия по отношению к близким нам людям и товарищам, уважать чувства других людей, их желания. Давайте выполним «тайные заветы» жизни. «Ты лучезарна, жизнь, и радостей так много…» («Пир» В. Набоков). Не отбирайте у себя радость познания, реализуйте ее каждый день – в школе и дома – и вы сумеете «расцветить» жизнь.

Д/З. Почему рассказ разит на главы? (ступени к пониманию себя через осмысление ошибок прошлого)

Д/З. 1. Легко ли быть ребенком? (ответ-рассуждение)

2. Что необходимо делать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания? (устно, но можно и письменно).

3. Пишите ли вы стихи? Напишите стихотворение о детстве.

4. Оформите стенд-газету «Легко ли быть ребенком», написав сочинения на аналогичную тему.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Вн. чт. № 3. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. «

7 класс, литература

Тема урока: И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Вн. чт. № 3. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.

Познавательные УУД: освоить способы анализа эпического произведения малой формы; определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: сознание возможностей литературы для самовыражения и развития творческих способностей обучающихся; принятие и освоение обучающимися предложенной социальной роли; сформировать мотивации к обучению и познанию учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

На этом уроке мы постараемся проанализировать рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры». Само название рассказа уже наталкивает на размышления, о чем же может быть этот рассказ. Что это за цифры, из-за которых возник конфликт между дядей и племянником?

Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.

Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.

— Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)

— Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.

Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.

Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.

Главная мысль. Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребенку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.

— От какого лица ведётся повествование в рассказе? ( от лица дяди )

— Как рассказчик характеризует пору детства? ( пора «беззаветной, той страстной нежности» )

— Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? ( Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту. )

Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

Проблемный вопрос: «Для кого и почему написан рассказ?»

— Чем необычен этот рассказ? ( Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)

Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

— Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

— Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.

Рассказ И.А.Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать.

Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти».

Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся:

— Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.

— Потому что мальчик бредил красными лаптями.

— Мальчик был тяжело болен и просил лапти).

— Где мог видеть лапти сын барина?

Учитель: Назовите главных героев рассказа?

Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

-Учитель: В какое время года происходит действие рассказа? Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

Ответ: зимой. «Пятый день несло непроглядной вьюгой. «.

Учитель: Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?

Ученики: Отец в отъезде, а на улице вьюга.

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.

Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.

Обыденкой – одним днем.

Отвал – возвышение за кроватью.

Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.

Кнут – большая плеть.

Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Учитель: Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

Учитель: Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».

Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.

Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.

Учитель : Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?
Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.

Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?

Ученики: Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.

Учитель. Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока?

Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.

употребляется это слово в тексте?

Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.

Жанр произведения Бунина «Лапти» – классический рассказ. Он отличается небольшим объемом и единственной сюжетной линией. Суть – ребенку очень сильно захотелось лапти именно красного цвета. Верный слуга, чтобы спасти больного мальчика, пошел их покупать. Его не остановила даже сильная вьюга, которая свирепствовала на улице.

В произведение имя имеет только единственный герой – слуга. Его автор назвал Нефедом. Это типичный представитель простых русских мужиков. Его образ означает милосердие, и готовность принести себя в жертву.

Проблематика произведения заключается в том, что автор не приемлет революцию, которая произошла в его стране. Он считает, что для России лучшая жизнь – это та, которая была до известных событий. По его мнению, именно в те времена люди были милосердней, отзывчивей и добрей. Когда произошла революция, эти черты русского характера стали пропадать и в этом заключается основная проблема России.

Смысл названия «Лапти» – бесхитростный человек, которым легко управлять и манипулировать. Он всегда готов прийти на помощь и даже принести себя в жертву ради других. «Лапоть» именно так называли раньше таких людей, и именно таковым является главный герой произведения.

Несложно выполнить анализ произведения Бунина «Лапти», ведь смысл «лежит на поверхности». Главное – помнить, в каких обстоятельствах был написан роман, а также учитывать эпоху его создания.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом:

1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию;

2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения;

3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Домашнее задание : Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия., читать М.Горького «Детство».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *