в чем символизм сцены чтения евангелия соней
Сцена чтения Евангелия Раскольникову. Анализ эпизода
Сцена чтения Евангелия Раскольникову (4 часть, 4 глава) очень важна в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сцена эта имеет большое значение в развитии сюжетной линии романа, а также проясняет характеры героев, философский смысл произведения.
Соня читает притчу о воскресении Лазаря, и эта сцена в романе символична. Автор говорит нам о том, что Раскольников после совершения преступления подобен мертвецу. Однако человек, по мысли Ф. М. Достоевского, способен к душевному возрождению, нравственному воскресению, если он примет помощь Бога.
Эта сцена проясняет и характеры, и душевное состояние главных героев. Соня Мармеладова — глубоко верующий человек. Ей свойственны доброта, самоотверженность, любовь к ближнему. Она способна на духовный подвиг.
Евангелие передаёт сокровенные тайны её души, её убеждения. И она пытается помочь Раскольникову, разделяя его боль и страдание. Возможно, подсознательно Соня понимает, что Родион загубил свою жизнь, догадывается о его преступлениях. Героиня испытывает смятение, взволнованность, голос её дрожит. Она словно пытается передать Раскольникову собственную веру. Герой же в этой сцене достаточно груб и резок, раздражителен. Совершив преступление, Родион испытывает муки совести и пытается разделить их с Соней, видя в её поведении преступление против морали.
Однако эти образы 13 романе в определенной степени антитетичны. Раскольников эгоистичен, он отстаивает свою теорию, мечтает «Наполеоном сделаться». В душе его пока нет веры. Соня же являет собой нравственный идеал писателя: она воплощенная доброта и сострадание, жертвует собой ради близких. Критики отмечали, что Соня является определённым духовным двойником главного героя. Однако, на мой взгляд, эта параллель лишь внешняя. Глубинное же содержание этих образов различно.
Данная сцена входит в развитие действия (кульминацией внешней интриги является признание Родиона в участке).
Из композиционных средств в рассматриваемом эпизоде присутствует диалог, в котором раскрывается психологическое состояние персонажей. Кроме того, мы видим непосредственный авторский комментарий: у Сони «в глазах темнело», она читала Евангелие «громко и восторженно»; Раскольников же угрюмо смотрел в сторону.
Таким образом, центральной идеей этого эпизода является воскресение грешника благодаря вере. Соне Мармеладовой её убеждения дают силы жить дальше, несмотря на окружающий её быт. Она считает, что и Раскольников способен к нравственному возрождению, если в душе его поселится вера. Таково же и мнение автора.
Анализ эпизода «Соня читает Евангелие» из романа Достоевского «Преступление и наказание»
Эпизод «Соня читает Евангелие» важен как в постижении основной идеи произведения, так и в раскрытии характера литературного героя. Этот фрагмент из IV главы 4-й части романа «Преступление и наказание» открывает кульминацию. Душевные муки Раскольникова в то время столь велики, что у него возникает острая потребность увидеть Соню — человека, живущего теми мыслями и чувствами, которых нет у него самого. Родион дошел до полного разобщения с миром, людьми, Богом.
Внутренняя борьба накладывает отпечаток на поведение персонажа: встреча с Соней начинается почти открытым вызовом. Мысли о душевном нездоровье девушки вынуждают его задать грубый, обидный вопрос о том, что Бог дает ей за веру. Соня кричит неистово и убежденно: «Что ж бы я без бога-то была?» Всевышний, по ее словам, ей «все делает», хотя сама она не требует от него ничего.
Взгляд Раскольникова останавливается на лице Сони, и его поражает выражение обычно «кротких голубых глаз», которые, оказывается, могут «сверкать таким огнем». В этот момент собеседница представляется ему юродивой. Да и сам Родион переживает «почти болезненное чувство». Как будто против воли, рука его тянется к Сониной настольной книге. Это единственная заметная вещь в убогой комнате девушки.
Какой-то внутренний импульс заставляет Раскольникова открыть Евангелие, а мысли сами обращаются к притче о Лазаре. На самом деле все происходящее нельзя назвать случайным. Со дня совершения убийства проходит ровно 4 дня, преступление становится медленным и мучительным самоубийством, и вот наступает момент духовной смерти главного героя. Лазарь, который 4 дня мертв физически («четыре дни, как он во гробе»), восстал и воскрес. В подобном, только внутреннем воскрешении нуждается Родион. Но пока у него нет для этого главной опоры — веры, что понимает и Соня. На его просьбу прочесть вслух притчу, она возражает: «Ведь вы не веруете?» Раскольников отвечает грубо и властно: «Я так хочу!» И девушка вдруг осознает: слово Всевышнего необходимо человеку, оно может стать для него спасительным. Именно поэтому она решается доверить страдальцу свою «тайну», «все свое», как подчеркивает автор романа.
Дрогнувший голос, «горловая спазма» выдают Сонино волнение, но слова вечной книги дают ей силу. Фразы Евангелия были для нее «своими», и это чувствовал Родион. Искренне произносила она слова, с которыми всегда была безоговорочно согласна: «верующий в меня, если и умрет, оживет».
Соня ниже Раскольникова по интеллектуальному развитию, но, бесспорно, выше его духовно, нравственно. В этот момент она подсознательно понимает, какой сильной моральной поддержкой могут оказаться для несчастного «слепого» строки из великой книги. Читая, девушка «дрожала от радостного ожидания», и ее волнение передавалось Раскольникову.
Кроме этого душевного трепета, Родион ощущает благодарность. Он понимает, что Соня готова разделить с ним страдание, хотя и сама несет страшное бремя греха и унижения. Так возникает незримая связующая нить между двумя страдающими грешными существами, и эта близость подчеркивается в романе почти символической сценой совместного приобщения к вечной книге.
Борьба света и тьмы в нездоровом сознании главного героя здесь приобретает особый смысл. С этого момента начинается самый важный виток внутреннего конфликта. Человек, бросивший сестру и мать, перечеркнувший, разорвавший все прежние связи с социумом, ищет в Соне духовной опоры, она же указывает ему единственно верный, по ее убеждению, путь к спасению. Это в полной мере согласуется с религиозно-философской концепцией самого Достоевского.
Идеолог почвенничества — популярного в то время в России направления передовой мысли, Достоевский считал, что грешника, человека, преступившего законы Бога и общества, не может переделать и спасти тюрьма, ссылка или всеобщее осуждение. Он был убежден в действенности нравственного, внутреннего совершенствования падшего. Потому автор и ведет героя по всем кругам ада, заставляя вновь продумать и прочувствовать слабость антигуманной теории «крови по совести». Так, например, Евангелие, которое читает Соня, принадлежит Лизавете. Невинная жертва как будто незримо присутствует при этой сцене. Получается, бессловесная сестра Алены Ивановны тоже участвует в деле спасения Раскольникова. «Жертвы, взывающие к палачам», — вот еще один образ, напоминающий читателю Библию. Писатель усиливает этим философское и психологическое звучание эпизода, показывая столкновение двух разноплановых идеологий — вечного гуманного закона добра и всепрощения, страдания и самопожертвования с индивидуалистической теорией вседозволенности.
Значимой деталью эпизода становится присутствие Свидригайлова за тонкой перегородкой Сониной комнаты. Другой человек, двойник Раскольникова, слышит и разговор, и притчу о Лазаре, но эту изуродованную душу грешника не трогает слово великой книги. И если читатель надеется, что слова «Я верую!» произнесет когда-нибудь Родион, то в возможности перерождения Свидригайлова он, как и автор, сомневается. Вот почему сюжетная линия, связанная с главным героем, заканчивается открытым финалом, а Свидригайлов уходит со страниц романа раньше. Его самоубийство — еще один грех, который не может быть прощен Создателем.
Расстановка персонажей в этом фрагменте текста мотивирует сюжетное действие и композиционное выстраивание дальнейших глав и эпизодов, фокусирует главные смысловые линии романа. Следовательно, эпизод важен для понимания концептуальных идей «Преступления и наказания», он помогает постичь принципы христианско-гуманистического мировоззрения писателя.
Эпизод «Соня читает Евангелие» анализировал Ф. Корнейчук.
Анализ эпизода чтения евангелия о Воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание».
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в бога и истинной любви.
Не случайно сцена из Евангелия включена в роман почти целиком, это показывает акцент автора на данной теме. Благодаря этой сцене мы можем почувствовать глубокий религиозный смысл романа, его суть.
В этом эпизоде многие детали имеют значение.
Раскольников приходит к дому в канаве, это то место где жила Соня. Её местоположение в пространстве обозначает её близость к спаду в «канаву». Она как бы находится на обрыве. Немало важно то, что комната её была «единственная отдававшаяся от Капернаумовых». Эти люди были очень добрые и ласковые. Они жили большой дружной семьёй. Сонина комната напоминала «сарай». В этом всём мы можем увидеть частичку библейского сюжета. Она словно Иисус находилась какое-то время в сарае. Но ещё больше вызывает интерес фамилия хозяев этой комнаты. Капернаум упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Получается автор хочет нам показать что комната Сонечки Мармеладовой «от жильцов» является неким местом где случаются чудеса. И это чудо может произойти с Раскольниковым, и оно постепенно после чтения Лазаря произойдёт.
Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога. Соня для Раскольникова является родственной душой и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!». Но соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать. Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.
«На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперёд, замечал её. Это был Новый завет в русском переводе ». Придя к Соне, Раскольников недаром несколько раз заметил Новый завет, этим он положил дорогу становления на путь истинный. Раскольников обращается к Евангелию и по мнению автора именно там он должен найти ответы на мучающие его вопросы. Он как бы должен встать на путь исправления. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям.
Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая по мнению Сони «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым. Ближе к концу книги будет эпизод который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.
При чтении последнего стиха она передаёт «сомнение, укор и хулу неверующим», подразумевая под ними Раскольникова. И он тоже услышит и уверует, мечталось Соне и она «дрожала от радостного ожидания», как бы предвкушая победу над неверием. «Ибо четыре дни как он во гробе». Соня сделала ударение на слово четыре, дабы дать Родиону понять, что не всё потеряно, что есть ещё шансы на воскрешение. Недаром Соня читает эту притчу в четвёртой главе четвёртой части романа. Более того Соня читает Раскольникову Лазаря на четвёртый день после преступления, в чём тоже есть своя символичность. Именно срок четыре дня становится таким сроком когда ещё не всё потеряно и можно начинать жить заново, даже если ты уже «мёртвый на протяжении четырёх дней». В то же время не является совпадением то, что старуха-процентщица, то есть жертва Раскольникова живёт на четвёртом этаже и комната Семёна Мармеладова находится так же на четвёртом этаже. Полицейская контора находится на четвёртом этаже. Соня советует Раскольникову поклониться на все четыре стороны. Следовательно число четыре в данном случае как число искупления греха, то число, с помощью которого наш герой сможет возродиться. И при прочтении самого финала сцены она громко и восторженно его произнесла, так, чтобы Раскольников поверил в чудо. Чтобы он смог воскреснуть.
Таким эмоциональным прочтением данного эпизода Соня пытается донести до Раскольникова смысл. Возможно поэтому Раскольников решил открыться Соне целиком и полностью, тем самым избавиться от части греха.
Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мысли он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем». Это он покаялся, кланяясь перед народом и на душе ему сразу же стало легче.
Преступление и наказание
Сцена коленопреклонения характерна для церковных сюжетов. Преклонить колени — означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение. Следовательно Раскольников преклоняет колени дважды: первый раз «всему человеческому страданию» в лице Сони, а второй раз по просьбе Сони он преклоняет колени на площади. И оба раза он это делает непроизвольно, как будто бессознательно.
В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу.
Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря показывает человеку к чему приводит вера в бога и покаяние, ведь истинная вера в бога способна творить чудеса. И в нашем случае Раскольников принимает этот путь и идёт верным путём очищения через великое страдание.
В чем символизм сцены чтения евангелия соней
Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони. Чтение легенды о воскрешении Лазаря происходит во время встречи Родиона с девушкой, и, прочитав эту сцену, мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.
Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай», на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои.
Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места такой духовно-чистой девушке, как Соня. Об окружающих людях она говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего быть обиженной на жизнь.
Сначала Раскольников видел в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она переступили нравственные законы общества. Единственная лишь разница в том, что Родион сделал это для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить ее взбунтоваться, как и он: «Знаю. и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет».
Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога и найдет душевный покой.
После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.
Молодой человек уходит, оставив Соню в замешательстве. Он показался ей «помешанным», но она «сама была как безумная». Раскольников вновь разбудил в девушке думы о Полечке, матери, Лизавете, которые приснились ей ночью.
Таким образом, разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории «властьимущих». И, несмотря на возникшие разногласия, еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница».
Анализ эпизода «Чтение Евангелия о Воскрешении Лазаря» (роман «Преступление и наказание»Ф. М. Достоевский)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анализ эпизода «Чтение Евангелия о Воскрешении Лазаря» (роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский) Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Анализ эпизода «Чтение евангелия о Воскрешении Лазаря»
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в бога и истинной любви.
Не случайно сцена из Евангелия включена в роман почти целиком, это показывает акцент автора на данной теме. Благодаря этой сцене мы можем почувствовать глубокий религиозный смысл романа, его суть.
В этом эпизоде многие детали имеют значение.
Раскольников приходит к дому в канаве, это то место где жила Соня. Её местоположение в пространстве обозначает её близость к спаду в «канаву». Она как бы находится на обрыве.
Немаловажно то, что комната её была «единственная отдававшаяся от Капернаумовых». Эти люди были очень добрые и ласковые. Они жили большой дружной семьёй. Сонина комната напоминала «сарай».
Но ещё больше вызывает интерес фамилия хозяев этой комнаты. Капернаум упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.
Получается автор хочет нам показать что комната Сонечки Мармеладовой «от жильцов» является неким местом, где случаются чудеса. И это чудо может произойти с Раскольниковым, и оно постепенно после чтения Лазаря произойдёт.
Раскольников и Соня Мармеладова — оба грешники. Она блудница, он убийца, но и Сонечка тоже убийца, ведь она ‘убила себя’, повесив на себя клеймо ”желтого билета”.
У них у обоих комнаты «с низкими потолками» — «от жильцов». Возможно, эта давящая атмосфера является одним из факторов неудачной судьбы обоих героев.
А Родион без веры в бога не способен на такое ‘Да, может бога-то совсем и нет – с каким-то злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел не неё’. Раскольников несет в себе грех и гордыню. Причем герой греховен не только совершенными поступками, но и своими мыслями.
Раскольников живёт разумом, протестует, не принимает жизнь, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в бога.
Соня для Раскольникова является родственной душой, и он пытается вызвать протест в её душе, говоря о несчастной будущности её и найти поддержку для его преступления под девизом «Одна жизнь и тысячи жизней взамен!».
Но Соня не бунтует, она смиряется и верит в бога. Раскольников почувствовал её силу! Её сила заключалась в вере, и он тоже захотел уверовать.
Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни.
«На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперёд, замечал её. Это был Новый завет в русском переводе ». Придя к Соне, Раскольников недаром несколько раз заметил Новый завет, этим он положил дорогу становления на путь истинный.
Раскольников обращается к Евангелию, и, по мнению автора, именно там он должен найти ответы на мучающие его вопросы. Он как бы должен встать на путь исправления.
Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа, и станет жить по его заповедям.
Тот факт что книгу принесла убитая им Лизавета, которая, по мнению Сони, «бога узрит» показывает на связь этой книги с Раскольниковым.
Ближе к концу книги будет эпизод, который подтверждает таинственную связь между Раскольниковым и Лизаветой. (Когда Раскольников отправится на каторгу, то есть примет страдание, Сонечка даст ему кипарисовый крестик, который раньше принадлежал убитой им Лизавете) Лизавета как будто помогает ему искупить грехи.
Он просит отыскать про Лазаря. Почему именно про Лазаря? И почему он просит читать именно Соню? И не просит, а практически требует!
Дело в том, что ему надоело жить с тяжким грехом на душе, он смог ‘переступить’, но его натура, с детства впитавшая в себя заповедь ‘Не убий!’, (ведь Раскольников читал евангелие «давно …когда учился’) не даёт ему преодолеть ощущение преступности содеянного, жить спокойно.
Поэтому и мучается Раскольников, тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении возвращает его к жизни.
Соня спрашивает Раскольникова: ‘Зачем вам? Ведь вы не веруете?…’. На что он отвечает: ‘Читай! Я так ХОЧУ!’.
Соня начала читать ‘именно ему, чтоб он слышал’! Автор между строчками чтения ‘Лазаря’ описывает Соню, её эмоциональное состояние и на это стоит обратить внимание.
Начинает она читать с усилием, голос её срывается, ‘рвётся, как слишком натянутая струна’, но она продолжает. Раскольников понимает, что она ему не решается читать, но в то же время она хочет ему прочитать.
Она инстинктивно понимала важность этого чтения для Раскольникова и, несмотря на свои сомнения, была рада читать именно ему эту главу Вечной книги. Она хочет поставить его на путь истинный, она хочет помочь ему воскреснуть.
И после слов текста «Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» Соня остановилась, ‘стыдливо предчувствуя, что дрогнет и опять порвется её голос’. Чем вызван этот стыд? Возможно, Соня просто стесняется Раскольникова, такого безбожника.
Перед прочтением эпизода истинного доказательства веры «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. ” голос её стал более уверенный, в нём появлялась сила! Сонечка, предвкушая великое чудо, окрепла внутренне “голос её стал звонок, как металл».
Когда она читала это, было ясно видно, как много для неё это значит, самое сокровенное трепетало в душе её, охватывая новыми и новыми порывами: «она уже вся дрожала в действительности, настоящей лихорадке». Радость крепила её, радость за существование бога и истинных чудес уверовавших. Она читала это не в первый и не во второй, она «знала наизусть».
При чтении последнего стиха она передаёт «сомнение, укор и хулу неверующим», подразумевая под ними Раскольникова. И он тоже услышит и уверует, мечталось Соне, и она «дрожала от радостного ожидания», как бы предвкушая победу над неверием.
«Ибо четыре дни как он во гробе». Соня сделала ударение на слово четыре, дабы дать Родиону понять, что не всё потеряно, что есть ещё шансы на воскрешение.
Недаром Соня читает эту притчу в четвёртой главе четвёртой части романа. Более того Соня читает Раскольникову Лазаря на четвёртый день после преступления, в чём тоже есть своя символичность. Именно срок четыре дня становится таким сроком, когда ещё не всё потеряно и можно начинать жить заново, даже если ты уже «мёртвый на протяжении четырёх дней».
Соня советует Раскольникову поклониться на все четыре стороны. Следовательно, число четыре в данном случае как число искупления греха, то число, с помощью которого наш герой сможет возродиться. И при прочтении самого финала сцены она громко и восторженно его произнесла, так, чтобы Раскольников поверил в чудо, чтобы он смог воскреснуть.
Эпизод чтения Лазаря начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Между образом больного и Родиона можно провести параллель. Сначала Раскольников был болен, он заболел теорией «сверхчеловека».
На чётвёртый день пришёл Иисус и помог ему воскреснуть, в то время как Сонечка Мармеладова на четвёртый день «помогает Раскольникову», читая Лазаря. Этим самым можно провести параллель Сонечка – Иисус.
Раскольников побывал во всех трёх образах от неверующих иудеев до Иисуса Христа, что показывает его перерождение и «воскрешение».
Таким эмоциональным прочтением данного эпизода Соня пытается донести до Раскольникова смысл. Возможно, поэтому Раскольников решил открыться Соне целиком и полностью, тем самым избавиться от части греха.
Раскольников возомнил себя Наполеоном и совершил убийство, а Сонечка со своей искренней и чистой верой приносит в жертву себя ради спасения других, ближних её и не считает других «тварью дрожащей».
А Раскольников наоборот считал, что большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок. «Свобода и власть! А главное власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником! Помни это!». После этих слов Соня посмотрела на него как на помешанного.
Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
После этого визита к Соне произошло чудо. Раскольников понял, что так жить больше нельзя, и решает признаться в преступлении и понести наказание, то есть взять страдание на себя, искупить грехи.
После совершения преступления Раскольников лежит в своей квартире, похожей на «гроб», и заболевает от греховности души своей. Ведь такие понятия, как страдание, очищение и любовь — самые главные в христианском мировоззрении.
Раскольников ни с кем не хочет общаться и родных бросил. Он как будто умер для всех. А после прочтения Лазаря он начинает постепенно воскресать, перерождаться. Он налаживает отношения с матерью и сестрой и начинает жить более менее нормальной жизнью.
И в конце романа он осознаёт, что чёрт его вёл на все эти преступления. “Убей ее и возьми ее деньги, — с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу,”- эта фраза была одной из подталкивающих причин преступления. Раскольников, когда её услышал в трактире, увидел в этом некую символичность.
Сцена коленопреклонения характерна для церковных сюжетов. Преклонить колени — означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение.
Раскольников преклоняет колени дважды: первый раз «всему человеческому страданию» в лице Сони, а второй раз по просьбе Сони он преклоняет колени на площади. И оба раза он это делает непроизвольно, как будто бессознательно.
В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу.
Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря показывает человеку, к чему приводит вера в бога и покаяние, ведь истинная вера в бога способна творить чудеса.
И Раскольников принимает этот путь и идёт верным путём очищения через великое страдание.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-929997
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.