в чем схожи и чем различаются печорин и вернер
В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
Обсуждение вопроса:
Сходство между ними заключается в том, что они оба прекрасно образованны и не обделены умственно. Также Печорин и Вернер являются людьми одного круга. Оба одинаково самолюбивы и у них есть своя точка зрения. Печорин и Вернер обладают отменным чувством юмора.
Различие же заключается в том, что Вернер старше Печорина. Кроме того Печорин считается красавцем, а Вернер нет. Несмотря на то, что они принадлежат к одному кругу, Печорин богат, а Вернер беден. Помимо всего прочего, у них разные
жизненные цели.
Вернер — один из второстепенных персонажей романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», появившийся в «Княжне Мери». Он — доктор, приятель Печорина. Друзьями они стать не могли, но сошлись на почве схожести некоторых черт характеров, но также и различий, ибо, как мы знаем, для наиболее комфортного существования полюса не должны совпадать.
Печорин и Вернер сошлись, так как только в друг друге смогли найти достаточно интересных собеседников, каждый из которых умён настолько, чтобы не превратно понять другого, даже исходя из невысказанного.
Оба материалисты, эгоисты, скептики, циники и обладатели острого языка, при этом — большие ценители женщин. Им друг с другом на столько же интересно, на сколько скучно. Но скучно им просто по жизни, а разбавляют эту скуку «дураки», азарт, страдания и вообще люди, на чьих душевных струнах можно играть. И здесь первое различие: в отличие от Вернера, Печорин не только теоретик, но и практик, он не пассивен в этом отношении. Возможно потому, что на это требуется определённая доля безразличия, жестокости, а Вернер куда добросердечнее, мягче, порядочнее Григория: он плачет над упирающим солдатом, искренне жалеет о смерти Грушницкого, поддерживает Печорина в его затее, но после они разрывают общение. Мы ничего не знаем о переживаниях Вернера, он «лучше любит слушателей, чем рассказчиков», тогда как Григорий Александрович предпочитает в разговоре молчать и слушать.
Отличаются они не только внутренне. Помимо очевидной разницы в возрасте Лермонтов достаточно выразительно очерчивает портрет каждого, чтобы понимать, настолько привлекателен один и насколько неприятна внешность другого. И товаров наличие «маленьких рук» хоть как-то роднит их в отношении внешности. Не стоит забывать и о материальном положении: Печорин богат и известен, а Вернер — лишь доктор из провинции, не сумевший ничего добиться.
Между Печориным и Вернером достаточно как черт сходства, так и различия. Его не зря называют одним из двойников главного героя. Всё это позволило Лермонтову оттенить характер Григория, ещё больше подчеркнуть его одиночество и ещё глубже показать его трагедию.
Григорий Печорин и доктор Вернер являются персонажами выдающегося романа «Герой нашего времени» Лермонтова. Доктора Вернера часто называют двойником Печорина.
Печорин и Вернер близки интеллектуально, схожи критическим отношением к действительности, скептическим взглядом на многие вещи. Оба они признают парадоксальность жизни, склонны к философствованию. Критики отмечали, что оба героя скрывают свою сентиментальность, стесняются добрых чувств. Однако Печорин — полностью разуверившийся в жизни человек, индивидуалист. Ему недостает простоты Вернера, его непосредственности, великодушия, той самой «поэзии», о которой говорит автор. Вернер — носитель четких моральных принципов. После дуэли с Грушницким он не подает Печорину руки. И в этом существенное различие героев.
Внутренний мир героев автор раскрывает здесь с помощью диалогов, портрета. Так, внешность Вернера контрастирует с его внутренним миром. Портрет этого героя содержит психологические замечания автора. «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию».
Авторская позиция состоит в том, что оба этих персонажа интересны автору. Душу Печорина он глубоко исследует, Вернер же вызывает несомненную авторскую симпатию.
Сходство Печорина и Вернера в том, что оба — скептики, безверные люди. Они не нужны друг другу, и они оба это осознают. Они не ходят называть друг друга друзьями, и встречаются они из-за скуки. Оба понимают, что дружба обязывает обоих людей, а поскольку они оба эгоисты, то не хотят называть их взаимоотношения «дружбой». Отличие в том, что Печорин — деятельный, активный, а Вернер только и способен, что рассуждать о жизни, а действий не предпринимает никаких.
Они были людьми той эпохи, эпохи скептицизма и безверия, поэтому не верили в дружбу.
1. В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? 2. Как в сцене объяснения с княжной Мери проявляется личностная раздвоенность Печорина? (ЕГЭ по литературе)
Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова ”Герой нашего времени” умны, образованны, самолюбивы и высокомерны, любят женщин, однако, главный герой романа в большей степени равнодушен к людям и жизни, способен ставить эксперименты над окружающими (например, в ситуации с Грушницким и княжной Мери).
Главный герой и доктор становятся приятелями, потому что понимают друг друга, также их сближает склонность к осмыслению жизни, они начитанны и эрудированны. В отличии от своего приятеля, главный герой, который был назван в предисловии к роману безнравственным человеком, что проявляется в приведенном фрагменте через монологическое высказание Печорина, в котором он говорит о собственном равнодушии к людям.
В приведенной сцене проявляется личностная Печорина, который как рефлексирующий герой, одновременно наблюдает и оценивает состояние княжны и совершает поступки, которые могут навредить Мери. Например, Григорий чуткий по отношению к состоянию княжны видит, что “дойдя до середины комнаты, она пошатнулась; я вскочил, подал ей руку и довёл её до кресел», но эти наблюдения не
останавливают главного героя- он сообщает Мери, что смеялся над ней. Такое поведение Печорина характеризует его как безнравственного человека (как и сказано в предисловии к роману), беспощадного к чувствам других людей, равнодушного ко всем, кроме себя. Также в данном эпизоде главный герой способен оценить красоту княжны, при этом причиняя ей боль. Таким образом, мы видим, что действительно, как и говорил В. Г. Белинский, в Печорине находится два человека, один из них действует, второй — рассуждает, что и является проявлением личностной раздвоенности рефлексирующего героя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Печорин и Вернер
В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» качества главного персонажа раскрываются за счет сравнения с другими. Печорин не способен обрести настоящую дружбу или любовь, все люди чужды ему. Но доктор Вернер среди всех остальных является самым близким для Печорина человеком. Именно с ним у Печорина сложились максимально приятельские отношения. Печорин и Вернер нашли друг друга и могли бы стать друзьями, но этого так и не случилось.
Таблица сравнения персонажей
Сравнение Вернера и Печорина поможет подчеркнуть качества каждого из них и сопоставить персонажей. Лучше всего для такой цели подходит таблица, где можно наглядно увидеть сходства и различия персонажей.
Приятная, притягательная для женщин, создающее впечатление аристократичного, умного человека.
Худые руки и тонкие пальцы, опрятность в одежде и внешнем виде в целом.
Поражает своей неприятностью с первого взгляда, но в последствии становится более притягательной. У него худое и слабое тело, но в одежде доктор старается выразить опрятность и вкус.
Умный, злой и язвительный на язык, холодный, скрытный, циничный.
Умный, острослов, насмехается над некоторыми пациентами, но при этом плачет над умирающим солдатом.
Любит, когда его слушают
Отношение к женщинам
Любит женщин. Хорошо их знает, но не стремится к семейной жизни или настоящим чувствам. Способен играть чувствами женщин.
Любит женщин. Сравнивает их с заколдованным лесом.
Для достижения своих целей пойдет до конца
Палец о палец не ударит, будет только говорить о своих желаниях.
Сходства Печорина и Вернера
Мы видим, что у доктора Вернера и Печорина есть очень много схожих черт. Сходство персонажей делает их приятелями, им комфортно проводить время друг с другом. Оба они эгоистичны, но это является некоторой точкой соприкосновения. Один из них больше любит говорить, а другой слушать, но это делает их еще больше подходящими друг для друга людьми.
Различия персонажей
Основное различие наблюдается в возрасте. Но оба персонажа умны и рассудительны, им есть о чем поговорить, они любят размышлять и анализировать мир. Поэтому довольно большая разница в возрасте оказывается не столь значительной для приятелей. Печорин не может сидеть на месте, и если он что-то задумал, то пойдет до конца, пока дело не будет завершено. Вернер же любит говорить о целях, но не любит ничего делать для их достижения.
Отношение к дружбе
Печорин и Вернер – люди, которым комфортно друг с другом среди всех остальных. Они во многом схожи, в чем-то наблюдаются и различия. Эти люди могли бы стать друзьями. Сам Печорин отмечает, что они сделались хорошими приятелями. Он не может назвать другом ни одного человека на свете, ведь он относится к дружбе пренебрежительно. Он считает, что в дружбе один человек всегда будет рабом другого, видит в высоком чувстве неприятную зависимость. Доктор же относится к дружбе более лояльно, и к Печорину успевает привязаться, полюбить его. Но зарождение их дружбы разбивается о волны судьбы, Печорину приходится бежать. Убив человека на дуэли, он вынужден скрыться, оставив Вернера.
Ни того, ни другого героя нельзя назвать четко положительным или четко отрицательным персонажем. Сравнительная характеристике Вернера и Печорина помогла понять, что оба этих человека являются умными и талантливыми людьми, которые могли бы стать настоящими героями. Но само время делает их «нравственными калеками», и, находясь в пространстве этого времени, они не способны жить по-другому.
Сравнительная характеристика печорина и доктора вернера в романе “герой нашего времени”: сравнение героев, вернер как двойник печорина (таблица)
Печорин и Вернер (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”). | Литература для всех
Печорин и Вернер. Друзья или приятели?
Главный герой романа Лермонтова – человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. “Из двух друзей всегда один раб другого”. Рабом он быть не может, а повелевать — “труд утомительный”. Печорин сближается только с одним человеком в романе – доктором Вернером. Но и эта короткая дружба терпит крах.
В чём же сходство и различие Печорина и Вернера?
Как и у самого Печорина в Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона.
При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи.
Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам.
Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».
Оба героя ведут себя независимо. Они иронично относятся и к другим и к себе. Независимость вызывает в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось много недоброжелателей и завистников.
Но, несмотря на внешнюю независимость и гордость, и Печорин, и Вернер скрывают полную драматизма свою внутреннюю жизнь.
Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».
Печорин, отчаялся в жизни и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира.
Чем же эти персонажи отличались друг от друга?
По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что-нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории.
За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне.
Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, часто приносит людям боль и страдание. Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага.
Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же даже в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.
Вернер слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни.
Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: “Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете”.
Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.
Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке после расставания. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: “Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности”.
Печорина и Вернера нельзя назвать друзьями. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.
Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование.
Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.
Образ Вернера способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.
Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (ПО РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей.
Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга.
Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.
Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого
Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно.
Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце.
Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.
Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди.
Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно.
Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.
Характер Печорина и Грушницкого
Основные черты характера Печорина:
Основные черты характера Грушницкого:
У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.
Роль Печорина и Грушницкого в обществе
Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.
Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.
Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина.
Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор.
Автор просто показал все бездны человеческой натуры.
В чем сходство и в чем различие характеров, внутреннего мира печорина и вернера? – сочинение
В чем сходство и в чем различие характеров, внутреннего мира Печорина и Вернера?
Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — персонаж, противопоставленный светскому обществу, если не сказать более, человечеству в целом.
Он не имеет друзей, не способен к любви, к каким-либо долгим доверительным отношениям. Вернер, пожалуй, единственный человек, к которому он испытывает симпатию. Это наиболее близкая, родственная Печорину душа.
Отношения этих героев — драма возможной, но несостоявшейся дружбы.
Печорин и Вернер близки интеллектуально, схожи критическим отношением к действительности, скептическим взглядом на многие вещи. Оба они признают парадоксальность жизни, склонны к философствованию. Критики отмечали, что оба героя скрывают свою сентиментальность, стесняются добрых чувств.
Однако Печорин — полностью разуверившийся в жизни человек, индивидуалист. Ему недостает простоты Вернера, его непосредственности, великодушия, той самой «поэзии», о которой говорит автор. Вернер — носитель четких моральных принципов. После дуэли с Грушницким он не подает Печорину руки.
И в этом существенное различие героев.
Внутренний мир героев автор раскрывает здесь с помощью диалогов, портрета. Так, внешность Вернера контрастирует с его внутренним миром. Портрет этого героя содержит психологические замечания автора.
«Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию».
Авторская позиция состоит в том, что оба этих персонажа интересны автору. Душу Печорина он глубоко исследует, Вернер же вызывает несомненную авторскую симпатию.
Здесь искали:
«Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
С доктором Вернером Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, знакомится в Пятигорске, на лечебных водах. Печорин пишет в своем дневнике: «Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский».
Сам рассказчик находит доктора «человеком замечательным»: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку,— поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.
Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».
Герои абсолютно разные и в то же время в чем-то схожие. Из всего окружения на водах доктор Вернер по духу ближе к Печорину. Им нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах». Герои резко отличаются внешне, но есть в портретном описании каждого из них то, что выделяет их из общей массы людей.
В Печорине, по словам странствующего офицера, чувствовалась порода: аристократические руки, волосы светлые, а усы и брови — черные; «кожа имела какую-то женскую нежность»; «стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение»; немного вздернутый нос, «зубы ослепительной белизны и карие глаза», которые «не смеялись, когда он смеялся».
Вернер внешне уступает Печорину: доктор «был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли… его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках».
Отношение в обществе к героям неоднозначно: «завистливые водяные медики… распустили слух», будто доктор Вернер рисует карикатуры на своих больных, вследствие чего он остался без практики. Печорин тоже конфликтует с представителями «водяного общества», но скорее от скуки.
Он более удачлив в любви, богат, красив — все это и послужило поводом для конфликта с Грушницким и его единомышленниками. И Печорин, и Вернер злы на язык. «Под вывескою… эпиграммы» доктора «не один добряк прослыл пошлым дураком…».
Печорин же не дает спуску Грушницкому, высмеивая его страсть «декламировать».
Печорин служит, но достаточно богат, чтобы гнаться за чинами. Вернер «беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…».
Печорину он говорил, что «скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника».
Я думаю, что доктору Вернеру неинтересно лечить от мнимых болезней купцов, их жен, всех представителей «водяного общества» (достаточно вспомнить о лечении, которое он назначил обеим Лиговским). «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными», но Печорин однажды видел у как «он плакал над умирающим солдатом».
Суждения героев о женщинах сходны: Печорин считает, что «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики». Вернер, в свою очередь, сравнивает женщин с заколдованным лесом: «Только приступи… на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо,— мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!». Я думаю, Печорин более удачлив во взаимоотношениях с женщинами, ведь он молод, красив, богат, умен. Но беда в том, что любовь быстро ему надоедает, он не дорожит этим чувством, а скорее пресыщен им. Его любовь несет лишь страдание. Увлекшись Бэлой, он не задумываясь похитил девушку из родного дома, разрушил ее семью; ставит под сомнение честь Веры; бездумно играет чувствами Мери. А вот такие люди, как Вернер, «страстно любят женщин». И как замечает Печорин, «бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов».
Вернер принимает участие в судьбе Печорина. Он соглашается стать его секундантом на дуэли с Грушницким. Во время дуэли доктор настаивает на разоблачении заговорщиков, беспокоясь о судьбе Печорина. Но, услышав от Печорина, что тот, возможно, ищет смерти, отступает, предоставляя ему право самому распоряжаться своей судьбой.
Я считаю, что доктор был более привязан к Печорину, нежели тот к нему. «Мы… сделались приятелями…»,— так определяет завязавшиеся отношения Печорин. Именно приятелями, потому что, как пишет в дневнике сам Печорин, он к дружбе «не способен.
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».
Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа Герой нашего времени
М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей.
С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношении к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить.
Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.
Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по своим жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер. С ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году.
Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно «Вернер — человек замечательный по многим причинам», — пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой — поэт, хотя и двух стихов не написавший. Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег.
«Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями». Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: «из двух друзей всегда один раб другого». Рабом он быть не может, а повелевать — «труд утомительный».
Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат.
Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу. Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить.
Печорин — человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея — созерцание. Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет гопорить о том, что бы он сделал, если бы…
Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя дело это ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни.
Но когда дело уже сделано — Груш-ницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину эгоизма Печорина.
упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете».
Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг. Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке.
Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».
Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.
Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество.
Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное прожигание жизни.
Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин — рабом Дельвига. Здесь другое.
Во всякой любви (а дружба — тоже любовь), во всякой дружбе (а любовь — тоже дружба), есть радость отдавать себя, свое, а Печорин невольно выдает свою и Вернера горькую тайну: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Мучительно больно осознает Печорин невозможность для себя любить кого-то, дорожить кем-то, ненавидит и презирает себя за это, и эта ненависть и презрение распространяется на близких людей, на все человечество. Трагична его судьба.
Кто-то случайный наскоро похоронит Печорина, еще молодого, в чужой земле. Пророчески звучат слова Максима Максимы-ча: «Нет проку в том, кто старых друзей забывает».
Образ Вернера, как и Грушницкого, играет в романе вспомогательную (служебную) роль и способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа. Их отношения подтверждают известную истину: «Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе».
07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
Скептик Вернер
Кавказское «водяное общество» неоднородно. Здесь мы встречаем приятеля Печорина – доктора Вернера, характеристика которого проливает дополнительный свет и на личность Печорина. Медик по профессии, Вернер охарактеризован как скептик и материалист и в то же время поэт в душе. Человек образованный, он – единственный, с которым Печорин мог толковать «об отвлеченных предметах».
Вернер – двойник Печорина.
Поставив его рядом с «сыном века», Лермонтов раскрывает сложность духовной жизни своего героя, приподнимая завесу над его интеллектуальными интересами, с одной стороны, и показывая, с другой, как скептически начинает смотреть «современный человек» на науку, которая не помогла ему постигнуть цель бытия и найти свое, соответствующее его возможностям место в жизни. Отличает Вернера от Печорина прежде всего то, что он лишен той жажды действенности, которая мучит последнего, бросая его от приключения к приключению.
Пародийный характер Грушницкого
Много места в «Княжне Мери» уделено Грушницкому. Грушницкий, как и Вернер, тоже двойник Печорина. Но в этом двойнике в отличие от доктора Вернера многое из того, что свойственно Печорину, приобретает пародийный характер. Печорин – личность действительно исключительная, отмеченная упорством воли, жаждой действия. Его разочарование неподдельно, его жизнеощущение трагично.
Драгунский офицер – неизбежный пособник Грушницкого на всех этапах его борьбы с Печориным – в известной мере сниженная пародия на Печорина. В его пошлой поговорке: «Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка», как в кривом зеркале, отражается печоринская разочарованность, проистекающая от того, что он не определил для себя смысла жизни, не угадал своего «назначения высокого».
Печорин и «водяное общество»
Кроме доктора Вернера, есть в «Княжне Мери» еще один персонаж, значение которого нельзя недооценивать. Это Вера – единственная женщина, которую Печорин любил и которая, по его собственному признанию, его понимает. Прощальное письмо Веры, где она раскрывает свое восприятие личности Печорина, нельзя не принимать во внимание, характеризуя героя произведения.
Печорин, «герой нашего времени», – прежде всего разрушитель. Это его главная особенность, подчеркнутая Вов всех повестях, за исключением повести «Фаталист». Герой не способен к созиданию, как и люди его поколения. Печорин разрушает не только чужие судьбы, но и собственную душу.
«Проклятые вопросы», которые он задает самому себе, остаются без ответа, ведь недоверие к людям и к своим чувствам делает Печорина пленником собственного «я» Индивидуализм превращает его душу в холодную пустыню, оставляя наедине с мучительными и не имеющими ответа вопросами.
лермонтов роман персонаж печорин
Характеристика доктора Вернер в романе «Герой нашего времени»
Если Грушницкий контрастен Печорину, то доктор Вернер во многом близок герою. Он – единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого не скрывает своей опустошенности, в ком признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность.
Желчь и едкая ирония, с какими Печорин пишет в своем дневнике о большинстве людей, сменяются уважением, когда он говорит о Вернере. Чем вызваны эти чувства? Сходством взглядов (Вернер «скептик и матерьялист») и близостью духовного склада (Вернер – «поэт на деле всегда и часто на словах»).
Нужно показать школьникам, что кроется за этими словами, разъяснив их смысл на примерах из текста.
Сближает Вернера с Печориным образованность, проницательность, знание жизни и людей (описание разговора 13 мая), «злой язык» – нескрываемая насмешливость по адресу больных-«водяной» знати. Близки они и тем, что оба – «поэты на деле».
Поэтичность для Печорина – это высокие мысли и чувства, дар воображения («одно слово для нас целая история»,- говорит он Вернеру), душевная тонкость, понимание человеческого сердца.
Характерно, что в Грушницком герой не видит «щи с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Или: «…
Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»).
Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми, Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель.
В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются снова, выражающие устремления героя: «тихие радости н спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами».
Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» – вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунскими капитанами и т. д.
А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?» Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности.
Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»
Эта очень существенная особенность – раздвоенность сознания Печорина – не всегда легко воспринимается учащимися. Трудность восприятия вызывается сложностью самого понятия рефлексии.
С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере человека, лишают его цельности мировосприятия: человек не может, просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно идет суд над собой, анализируются все поступки.
И это излишнее психологизирование уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо эта показать на примерах из текста.
Печорин лишен возможности искренне ощущать радость и счастье, потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок, Например, он действительно и непритворно взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро они расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце е болезненно сжимается, «как после первого расставания» Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинно! волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление.