в чем сходство музыкального и художественного образа
В чем схожи музыкальный и художественные образы
Ответ:
общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Во множестве произведений, известных нам как прелюдии, мазурки, таятся глубочайшие образные богатства, открываемые нам лишь в живом музыкальном звучании
Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.
Эпические же образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита
Статья «Создание художественного образа в музыкальном произведении»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Создание художественного образа в музыкальном произведении.
Творчество не бывает без познания, а познание, в свою очередь требует к себе творческого отношения. Поэтому, имея свою специфику, творческая активность включает в себя признаки и свойства, которыми обладает активность познавательная. Творческая активность определяет и напряженность, и динамику процесса познания, выступает как единство чувственно-практической и теоретической форм деятельности, причем наиболее высокого уровня этих форм.
Каждый из искусств имеют свои материальные свойства (цвет, объем, движение звуков), но носителями художественно- образного содержания языковые средства искусства становятся лишь в результате их творческой «обработки». Художественно- образное содержание искусства как раз и есть отражение действительности в объективно- субъективном понимании. В частности, рассматривая восприятие музыки как процесс сотворчества, можно сказать, что исполнитель не просто созерцает музыкальное полотно, но и предвидит логику музыкального развития.
Основу живого образного восприятия создает то обстоятельство, что в художественном образе музыкального произведения потенциально существует индивидуально неповторимое сочетание эмоций и чувств, так как восприятие музыки идет через эмоции. Художественно- творческое сознание способно ощущать большую полноту чувств, а познание творческой личности тесно связано с осмыслением и обобщением эмоций.
Через эмоции мы познаем мир. Музыка и есть одно из таких познаний. Такое познание становится возможным лишь в результате особого типа мышления, связанного со способностью человека «оперировать» эмоциями. Чем выше степень осмысления и обобщения «личных» эмоций музыканта, художника, творца, тем более его творения приобретают общечеловеческую ценность.
Создание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства, не увлекает слушателя. Поэтому необходимо, чтобы исполнитель не только тщательно изучил произведение, но и внутренне «пережил» его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту.
Важнейшая задача исполнителя- выявление самых существенных черт художественного образа. Они должны быть раскрыты в полной мере, и притом настолько естественно, в такой убедительной форме, чтобы слушатель принял их и проникся.
Представители исполнительского искусства, музыканты, концертмейстеры, анализируя свой творческий опыт, особый акцент делают на первоначальные этапы творчества, т.е. зарождение замысла. Именно в этот момент возникает полная сосредоточенность во всем процессе творчества, подчиняя себе зрение, слух, эмоции, воображение.
Творческий процесс создания художественного образа идет от живого созерцания, ощущений, чувственно-конкретных образов к абстракции и обобщению. Отличие заключается в том, что становление художественного образа на всех этапах музыкального исполнительства связано с чувствами, эмоциями. Следует также отметить многозначность художественного образа над ним, что дает возможность создавать различные исполнительские трактовки.
Именно восприятие развивает образность мышления исполнителя, которое должно быть тонким, логичным, гибким и находиться на одном уровне с образным строем сложного произведения. Иначе говоря, восприятие влияет на формирование музыкально- слуховых представлений исполнителя.
Музыкально- слуховые представления, содержащие элемент обобщения, являются стимулом и основой действий за инструментом. Без музыкально- слуховых представлений невозможен не только охват содержания музыкального произведения и создание исполнительской трактовки, но и вообще музыкальное познание.
Создание художественного образа происходит в процессе работы над произведением. Именно от исполнителя зависит точность воссоздания композиторского замысла. И исполнитель должен постараться как можно полнее передать заложенный автором смысл произведения. Уже с первых тактов произведения в сознании происходят определенные музыкально- слуховые представления, после чего начинается их художественная реализация.
Разработка урока на тему «Что роднит музыку с изобразительным искусством»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок музыки в 5 классе
3 четверть Урок №17. Тема «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
выявить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства.
Образовательная: совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству. Побуждать интерес к историческому прошлому нашей страны.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные : у учащихся будет сформирована и повышена мотивация к собственным знаниям и изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать, слушать, анализировать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам; разбираться в музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства; находить общее и различное; определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки и живописи как видов искусства.
Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством;
Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное;
Получит возможность научиться владеть определёнными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.
Регулятивные: н аучится исполнять музыку, передавая художественно-образный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;
Коммуникативные : научится организовывать работу в паре, группе;
Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.
Жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, фортепиано, доска.
Русская народная песня «Эй, ухнем!»(«Дубинушка»), П.И.Чайковский «Баба Яга»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»
Хоровое пение, пластическое интонирование, слушание музыки, анализ музыкального произведения.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Урок «открытия» нового знания
Организационный блок ( 2 мин)
Мотивационный блок (8 мин)
Учащиеся формулируют тему урока.
Создание проблемной ситуации
Учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему).
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы узнаете чуть позже.
На экране: картина И. Репина «Бурлаки на Волге»; звучит русская народная песня «Эй, ухнем!»
После того, как музыка отзвучит, учитель обращается к учащимся:
Учитель : Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Что вы услышали?
Ученики: Бурлаки во время работы. Тяжело тянут гружёную баржу на берег. Слышится стон, медленный их шаг из последних сил.
Учитель: Совершенно верно. Ещё вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной?
Ученики: В этой песни поётся о тяжёлом крестьянском труде. Такой же труд изображён на картине.
Ученики: С изобразительным искусством.
Посовещайтесь в группах и подумайте, какое сходство и различие вы нашли?
Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Песня вызывает в воображении те же образы, что и на картине.
Учитель: Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. Как мы ее назовем?
Ученики: «Музыка и изобразительное искусство».
Учитель: Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом. Давайте определим главный вопрос нашего урока.
(Учитель предлагает рабочим группам подумать и назвать свой главный вопрос урока)
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): Что роднит музыку с изобразительным искусством? Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
Информационный блок ( 7 мин)
Учитель: Мы прослушали песню «Эй, ухнем!» и посмотрели картину И.Репина «Бурлаки на Волге» Познакомимся с ними поближе.
Учитель предлагает каждой группе задания, чтобы ближе ознакомить учеников
с краткой информацией:
1 группа: раздаются карточки с вариантами о создании песни.
2 группа: раздаются карточки с краткими сведениями о мотивации художника на создание картины.
3 группа: выбрать из списка определения, которые больше всех подходят к целостному образу картины и песни.
После ознакомления с информационным материалом представитель от каждой группы знакомит с ним класс.
Учитель предлагает подвести итоги задания, опираясь на правильные ответы детей:
Учащиеся слушают и анализируют музыку, говоря о медленном темпе, напоминающие ход рабочей артели, которые тяжело тянут судно с грузом на берег; нарастание динамики и её уход, напоминают уже обессиливших людей; не яркие цвета красок картины и выразительное (минорное) мужское вокальное исполнение (бас), открывает весь образ песни и картины. Создаётся впечатление целостного образа.
Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки?
Ученики:7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке.
Учитель: Правильно! Какого цвета получились ваши ноты?
(ученики озвучивают результаты своей работы в таблице)
Учитель: Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со « Стихотворением о нотах» (на экране)
Задание: Ученики выполняют данное задание.
Ученики: Да! Музыка не смогла бы появиться без образного содержания, цвета, красок и наоборот.
Звучит песня: «Птица-музыка» В. Синенко.
После прослушивания уч-ся определяют характер и предлагают своё название песне. Затем записывают правильное название песни в тетрадь.
Учитель: О чём эта песня?
Ученики: О музыке в образе птицы, солнечных ромашек, радуги.
Учитель: Правильно! Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте убедимся в этом:
Разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром.
Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?
Ученики: Песня не смогла бы появиться без поэтического текста, вызванным воображением поэта как «птицей-песней» и представленной художественным образом ярких красок.
Учитель : Совершенно верно! Мы познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства. Что же объединяет и отличает эти два разных жанра?
Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в свои произведения; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.
Учитель: Правильно! Теперь обратимся к главному вопросу нашего урока: Что роднит музыку и изобразительное искусство?
На классном экране задание: Учитель просит каждую группу ознакомиться со своим заданием, которое выведено на экране.
Звучит пьеса «Баба-Яга» П. И. Чайковский, на экране картина В. Васнецова «Баба Яга»
Закрепление и применение новых знаний и способов действий
1. Выбрать из списка нужные слова для характеристики музыкального образа.2. Подчеркните определения, объединяемые музыку и ИЗО: (симфония, образ, соната, интонация, композиция, гамма, цвет, этюд)
В каком характере звучит музыка?
Какой характер у этого незнакомца? (выбрать из списка нужные определения) : (таинственно, зло, резко, ласково, грозно, мягко, стремительно)
Подобрать цвета красок для предлагаемого образа, используя «Волшебную музыкальную радугу» и «Стихотворение о нотах»
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
1.Общее между музыкой и ИЗО:( образ, композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета)
3. Ознакомились: П.И.Чайковский: «Баба Яга» из «Детского альбома», р.н.п. «Эй, ухнем!» («Дубинушка»), В. Васнецов картина «Баба Яга», Репин картина «Бурлаки на Волге»,песня «Птица- Музыка»
Оценочный блок (3 мин)
После работы каждая группа оглашает ответ по своему заданию. Учитель подводит итог, благодарит рабочие группы, которые оценивали работу друг друга и класса в целом.
Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
Что можете сказать о выполнении заданий?
Какой главный вопрос звучал на уроке?
Базовый уровень.- выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.
Повышенный уровень. – подготовить небольшое тестовое задание по теме урока.
Высокий уровень. – Выполнить презентацию на тему: «Музыка и изобразительное искусство»
П.И.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома»
Песня «Эй, ухнем!» или «Дубинушка»
картина Репина «Бурлаки на Волге»
картина В.Васнецова « Баба Яга»
стихотворение Е.Новичихиной «Цвета радуги»
В.Синенко М. Пляцковского песня «Птица-Музыка»
Учебник «Музыка» 5 кл. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.
Художественный образ в музыке
Просмотр содержимого документа
«Художественный образ в музыке»
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В МУЗЫКЕ
«Музыка среди других искусств»
Художественный образ в музыке
Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.
Основные виды образов в музыке:
Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский.
Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах. В данном стиле работал композитор «Могучей кучки» Бородин А.П. В перечень его эпических работ можно включить Богатырскую симфонию №2, оперу Князь Игорь. В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором. Произведения Мусоргского «Богатырские ворота», Глинки «Иван Сусанин», Прокофьева «Александр Невский». Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.
Сказочный. Показывает выдуманные фантазии и воображения. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Сказка-опера Снегурочка, Золотой петушок, Сказка о царе Салтане. Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту Шахеразада по книге 1001 ночь. Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент.
Фантастический. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.
Под художественным образом, в музыке понимают совокупность, согласованных средств всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодический строй, выразительные особенности метра, ритма, темпа, лада, гармонии, динамических оттенков, а также внутреннее строение, т. е. композиция каждого музыкального произведения.
Программным обычно называют инструментальное произведение, которому предпосылается объяснение содержания музыки; это произведение, имеющее определенную словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза).
Подходы к определению программной музыки:
С точки зрения типа связи музыки с отражаемой действительностью. Ведь музыкальное искусство тесно связано с жизненным содержанием, с явлениями окружающего мира и действительности. Помимо этого, музыка отражает внутренний мир человека и воздействует на него; она воплощает ту мысль, то настроение, которое вложил в нее композитор, а затем передает их слушателю.
С точки зрения наличия именно программы, то есть авторского литературного слова, сообщаемого слушателю перед собственно музыкальным текстом.
Жанрово-характеристическая или просто жанровая, в которой используются звукоизобразительные и звукоподражательные моменты.
Картинно-образная, с использованием картинно-изобразительных образов (н: картины природы, пейзажи, картины народных празднеств, плясок, битв и другие). Это, как правило, сочинения, отображающие один образ или комплекс образов действительности, не претерпевающих существенных изменений на протяжении всего его восприятия.
Обобщенно-эмоциональная или обобщенно-сюжетная, в которой используются отвлеченно-философские понятия, характеристики различных эмоциональных состояний.
Сюжетная или последовательно-сюжетная, использующая литературно-поэтические источники. Данный тип предполагает развитие образа, соответствующее развитию сюжета художественного произведения.
Язык и форма музыкального произведения
Средства музыкальной выразительности. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.
Если создается классическое произведение, то мелодию необходимо развивать. Существует несколько способов мелодического развития:
Разработочный позволяет дробить тему, а также секвенцировать ее (Секвенция – последовательное повторение музыкального материала на другом звуковысотном уровне.)
Полифонический подразумевает использование канонической имитации.
Вариационный допускает небольшие изменения в мелодии, с сохранением изначальной гармонии и формы.
Вариантный способ основывается не только на изменении в мелодии, но и в гармонии и соответственно форме, объединяющим является интонационный строй.
Жанровая трансформация подразумевает изменение жанра, заложенного в основе. Например, тема была жанрово-бытовой, а стала хоралом.
Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад. Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию. В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.
По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний. Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) в мелодии называется метром.
Основные типы метра:
Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
Переменный метр — меняется на протяжении произведения.
Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения.
Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности. Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.
По количеству звуков:
Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.
По интервальному строению:
аккорды секундового строения ( кластеры)
аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд )
аккорды квартового строения (квартаккорды)
аккорды квинтового строения (квинтаккорды).
Гармония тесно связана с мелодией. Гармония дополняет, обогащает мелодию выразительными красками, помогает раскрыть содержание и смысл мелодии и выступает в роли выразительного средства.
Характер и содержание произведения требуют исполнения с разной силой звучания – от очень тихого – pianissimo- pp (пианиссимо), тихого – piano- p (пиано) до громкого – forte – f (форте) и очень громкого – ff (fortissimo). Возможно еще и не очень громкое исполнение – меццо-форте – mf (mezzo-forte) и не очень тихое исполнение – меццо-пиано – mp (mezzo-) piano. Динамические оттенки – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным.
Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.
Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
Staccato— (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.
Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов.
Женские и мужские голоса:
Высокий — сопрано, тенор.
Средний — мeццо-сопрано, баритон.
Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.
мужской (плотный, яркий тембр),
женский (теплый, прозрачный тембр),
смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра
Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами:
Деревянные духовые инструменты
Meднные духовые инструменты
Музыкальное произведение строится и исполняется по определенным законам, в основе которых лежит структура произведения и форма. Принцип образования музыкальных форм: свободное развитие, контраст, вопторность. Самая простая форма музыкального сочинения – период – форма, в которой выражена завершенная музыкальная мысль. Период делится (в основном) на два предложения, а предложение – на фразы. Фразы, в свою очередь, делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть музыкальной речи.
Выбор формы и его зависимость от замысла композитора. Музыкальное мышление композитора – это процесс, в результате которого создается произведение музыкального искусства как реально звучащая форма культурных ценностей, где статус звучащей реальности приобретают базовые идеалы культуры. В творчестве любого композитора можно выделить этапы: подготовительный, первичной формы, внутренней оформленности, полной внутренней формы, внешнего воплощения. С точки зрения музыкального мышления во всех этих стадиях возникают и преобразуются друг в друга аудиальные ощущения, аудиальные восприятия, аудиальные представления как чувственные аспекты музыкального мышления и аудиальные понятия как рациональные его аспекты. Огромная сложность музыкальных структур свидетельствует о наличии музыкальной логики, нетождественной с вербальным, речевым высказыванием, но имеющей общие принципы в рамках синтетического мышления. Значительное усложнение музыкальных композиций стало возможно с возникновением письменной музыкальной традиции.
Структурной единицей музыкального мышления композитора выступает музыкальное понятие. Оно содержит, как минимум, три аспекта.
1. Музыкальное понятие есть структура, возникающая в пространстве отношения композитора и звукового художественного материала. В этом смысле оно тождественно самому произведению музыкального искусства.
2. Музыкальное понятие есть структура, возникающая в пространстве отношения музыкального текста и исполнителя, затем – слушателя и произведения искусства.
3. Музыкальное понятие есть идеальное мысленное образование, перешедшее в символический статус и выступающее формой мышления культурной ценности, позволяющей осуществить единство конечного человека и бесконечного целостного универсума.
Ценности, созданные музыкальным мышлением композитора, можно постичь на трех уровнях: 1) индивидуальном, личностном; 2) историческом, социальном; 3) философском. Философский уровень в снятом виде содержит в себе и индивидуальные возможности постижения ценностей и социально-исторические.
Что такое музыкальное искусство
Среди исследователей, в музыкальной науке, наблюдается единодушие в признании уникального влияния, оказываемого музыкой на духовно-интеллектуальный мир человека, ведь она воздействует как на сознание, так и бессознательное. Музыкальное искусство является средоточием разнообразной гаммы эмоций, переживаний, мыслей и передает динамику их жизни.
Язык музыки представляет собой образование, где присутствуют не только музыкальная, но и внемузыкальная сферы. В область внемузыкального входят интонации человеческой речи, включая разного рода междометия, крики, стоны, смех и пр. Музыкальное искусство использует развитую систему жестов, мимики, пластических движений, так называемую «немой интонацией». Основной предмет отражения музыки – мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов (субъективная реальность).
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме.
В наше время принято относиться к музыке, как к искусству диалектическому, сочетающему в себе исключительную эмоциональность с предельной структурированностью. Возможно, именно поэтому те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими архитектуре. В первую очередь это относится к сочинениям авторов, творивших по законам строгой полифонии (XV-XVI в), и также к произведениям И. Баха (1685-1750), которые, как правило, связывают с барочной архитектурой. Произведения великих композиторов, навеянных образами архитектурных сооружений: пьеса К. Дебюсси «Затонувший собор», опера Б. Бартока «Замок Синей бороды», кантата Д. Мийо «Огненный замок», симфония Ж. Бизе «Рим», сюита О. Респиги «Фонтаны Рима», пьесы М. Мусоргского «Старый замок», «Богатырские ворота».
В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Между тем в первую очередь самостоятельным видом искусства стало слово. По большому счету,о влиянии литературы на музыку можно говорить только после того, как последняя стала в полной мере самостоятельным видом творчества, т. е. с XVII века. В этот период наиболее распространенные литературные формы представляли собой череду эпизодов, скрепленных одним и тем же действующим лицом. Они имели аналогию и в современной им музыке. Это – всевозможные разновидности сюитных и вариационных форм. Новый роман, откристаллизовавшийся в литературе в следующем веке, обладает более сложной и цельной композицией. В музыке это совпадает с возникновением сонатной формы
Взаимосвязь звука и цвета в музыке и литературе. Кандинский В.В. (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. «Краска – клавиша. Глаз – молоточек. Душа – рояль со многими струнами». В жизни и творчестве композитора, живописца, теоретика Матюшина М.В. музыка и живопись взаимодействовали постоянно, взаимно обогащая друг друга. Под его руководством группа художников, известная под названием «Зорвед» (Е.Г.Гуро, М.В., Б.В. и К.В.Эндер, П.А.Мансуров, П.В.Митурич, П.М.Кондратьев, В.В.Стерлигов), развивала концепцию «органической культуры», воспринимая беспредметность как синтез цвета, формы, звука, среды-пространства.
Выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков Н.А. и Скрябин А.Н. также обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и, в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Денисову Э.В. (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.
Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами Сурикова В.И. и народными драмами Мусоргского М.П., находят аналогию в изображении природы у Чайковского П.И. и Левитана И.И, сказочных персонажей у Римского-Корсакова Н.А. и Васнецова В.М, символических образов у Скрябина А.Н. и Врубеля М.А.
С киномузыкой связаны имена выдающихся композиторов прошлого века Прокофьева С.С. и Шостаковича Д.Д., Чаплина Ч. и Морриконе Э., Дунаевского И.О. и Таривердиева М.Л., Петрова А.П. и Свиридова Г.В.
Музыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
Музыкальный звук имеет четыре свойства:
Длительность — это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота
Громкость — это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембр — это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.
Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте.
Понятие какофонии. Какофония (от греч. дурной звук) — сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение. Какофония образуется, как правило, в результате случайного сочетания звуков (например, при настройке оркестра) или режущего сочетания звуков в стихах.
В современном авангардном искусстве беспорядочное нагромождение звуков иногда используется специально, с определенной идейной и эстетической целью. Еще в 1936 году «концептуалиста» Шостаковича отечественные критики гневно осудили за замысловатую звуковую организацию его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», назвав его произведение сумбуром вместо музыки. Произведения американского пианиста Генри Кауэлла, отличавшегося собственным своеобразным стилем, содержат музыкальные многозвучья, характеризующиеся диссонансным звучанием. То же можно сказать о композиторе Джоне Кейдже, прославившемся изобретением так называемого «подготовленного фортепиано». Перед концертом музыкант готовил инструмент, подкладывая между его струнами маленькие предметы – монетки, бумажки, скрепки, булавки. В результате звук приобретал необычные краски и тембр. Техника сочинения музыки у Кейджа основывалась на принципе случайности. До совершенства метод случайности довели его последователи – немец Штокхаузен и француз Булез.
Андреева А.В. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Вестник МГУКИ, 2012.
Горбачева Е.Г. Популярная история музыки / Автор-сост. Е. Г. Горбачева. — М.: Вече, 2002. – С. 512
Зубарева Л.А. Власенко Л.Н История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов РФ. Третье издание. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006. – С. 466
Копцева Н.П. Музыкальное мышление композитора и процесс создания культурных ценностей. Педагогика искусства электронный научный журнал учреждения российской академии образования «институт художественного образования», 2012 №2.
Попова Т. Музыкальные жанры и формы. М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. – С. 383
Сладкопевец Р.В. Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса. Вестник МГУКИ, 2014.
Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр.— СПб.: Издательство «Лань», 2001. – С. 496