в чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма. Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла.
Клод Дебюсси с замечательным видеорядом. )
—Музыка
—Рубрики
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Музыкальные формы и жанры:Симфония.
Тангейзер:Открываю новую рубрику о музыкальных формах и жанрах.И первая страница,по праву,открывается «СИМФОНИЕЙ». К тексту я добавлю портреты великих композиторов и другие картинки.Я не стал добавлять все мне известные имена симфонистов.Но продолжать знакомить вас с «новыми» забытыми именами буду.Не стану перегружать пост аудио и видео роликами. Вы их без забот можете найти и сами. И в моём Дневнике в т.ч.До встречи в данной рубрике.
Классическое строение
Учитывая то, что симфония рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире и подробнее, чем, например, в обычной фортепианной сонате, так как богатство выразительных средств симфонического оркестра предусматривает развернутое изложение музыкальной мысли.
История симфонии
Слово симфония для обозначения «звучащих вместе» музыкальных произведений начало появляться в названиях некоторых работ эпохи Барокко 16-го и 17-го века, у таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie, 1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих Шютц (Symphoniae sacrae, 1629).
Прототипом симфонии может считаться итальянская увертюра, сложившаяся при Доменико Скарлатти в конце XVII века. Эта форма уже тогда называлась симфонией и состояла из трёх контрастных частей: allegro, andante и allegro, что сливались в одно целое. Именно эта форма часто рассматривается как прямая предтеча оркестровой симфонии. Термины «увертюра» и «симфония» были взаимозаменяемыми на протяжении большей части 18-го века.
Романтическая симфония стала соединением классической формы с романтической экспрессией. Развивается также тенденция программности. Появляются лейтмотивы. Главной отличительной чертой романтизма было разрастание формы, состава оркестра и плотности звучания. К самым выдающимся авторам симфоний этой эпохи относятся Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Йоханнес Брамс, П. И. Чайковский, А. Брукнер и Густав Малер.
Начиная со второй половины 19 века и особенно в 20 веке произошла дальнейшая трансформация симфонии. Стало необязательным четырёхчастное строение: симфонии могут содержать от одной (7-я Симфония Яна Сибелиуса) до одиннадцати (14-я симфония Д. Шостаковича) частей и более. Многие композиторы экспериментировали с размером симфоний, так Густав Малер создал свою 8-ю симфонию названную «Симфония тысячи участников» (из-за сил оркестра и хоров, необходимых для её исполнения). Необязательной становится использование сонатной формы.
После 9-й симфонии Л. Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. Однако постоянной остается масштабность и содержательность музыкального материала.
Список выдающихся авторов симфоний
Ян Сибелиус- 7 симфоний
Рубрики: | Искусство музыки |
Метки: cимфония
Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям
Домашнее задание « Пост для социальных сетей «Соната и симфония в моей жизни»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Домашнее задание « Пост для социальных сетей «Соната и симфония в моей жизни»
На уроках музыки уже не раз звучали названия произведений: соната, симфония, концерт. Все они имеют очень похожий композиционный план, по которому создано огромное количество музыкальных сочинений крупной формы. Он возник в произведениях европейской музыки второй половины 18 века, и именно он позволил музыке передать сходство и различие совершенно непохожих событий, сюжетов процессов.
Что может быть между весенней грозой, революцией, нахлынувшим чувством любви столкновением, противоборством личностей или народов и музыкой венских классиков с названиями Соната, Симфония? Представим, что этой музыки сонат и симфоний нет, ее никто не создал. Как и почему изменится наш мир без нее? Напиши об этом в виде поста для социальных сетей, обсуди в чате.
1.Почему в списке авторов сонат и симфоний нет И.Баха, А. Вивальди?
2.Чем необычно строение Сонаты № 14 Л.Бетховена?
3. Что общего между скульптурой Огюста Родена «Мыслитель» и вторыми частями сонат и симфоний Бетховена?
Оказывается, очень многоэто: явления нашей жизни с их появлением, развитием, противоречиями, победами или поражениями. Обо всем этом и многом другом нам могут рассказать многочисленные произведения, у которых в названии значится только «соната», «симфония», «квартет» и порядковый номер, например, Соната №6, Симфония № 40. Правда, иногда бывают и говорящие о содержании подзаголовки. Но очень многим людям эта музыка не только понятна, но и необходима, как чтение любимых книг, посещение художественных выставок. Но для того, чтобы она и для вас стала доступной, нужно понять, как она устроена, у профессионалов это называется строение музыкального произведения. Впервые симфонии и сонаты в привычном для нас виде начали писать европейские композиторы второй половины 19 века. Интересно, что в то же время в философии было разработано учение о диалектике, т. Е о законах развития. Уже в ранних образцах произведений было несколько частей, которые соответствовали различным этапам события в жизни людей или явления природы. В более поздних случаях сонатно – симфонический цикл выглядел так:
I часть. Начало события или явления. Темп Allegro (быстрый), форма сонатная
II часть. Момент обдумывания, размышления, переживания.Темп очень медленный. Форма Вариации или 3х частная
В последствии традиционным стало для симфонии наличие 4 частей, у сонат, концертов, инструментальных ансамблей ( трио, квартетов, квинтетов – 3)
От обычной трехчастной формы эту схему отличает наличие в экспозиции и повторенное в репризе наличие двух, как минимум, музыкальных образов. Внутренний сюжет диктует степень контраста и противоречий между ними.
Представим, что этой музыки сонат и симфоний нет, ее никто не создал. Как и почему изменится наш мир без нее? Напиши об этом в виде поста для социальных сетей, обсуди в чате.
Какая из частей бетховенской сонаты близка состоянию героя памятника О.Родена « Мыслитель»?
Может у тебя есть и свои «почему», обсуди их с одноклассниками. Представим, что этой музыки нет, ее никто не создал. Как и почему изменится наш мир без нее. Напиши об этом в виде поста для социальных сетей, обсуди в чате.
Соната
Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.
Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.
Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.
1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)
2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.
3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.
Разберём строение первой части сонаты.
1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:
Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.
Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.
Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.
Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).
Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.
Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:
В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?