в чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами
В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
Что такое «мир идей» в понимании Платона?
Главным достижением Платона является то, что он разработал
концепцию, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного
мира, который мы видим, слышим и т. п., существует еще мир
«образ», а также «вид», «род») В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая
идея представляет собой вечный образец того, что производит
природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение
отца и матери, а возникающее от этого брака детище
есть любая реальная вещь»1. Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет
и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. «Страна идей» нужна была Платону для обоснования возможности
познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется
» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти
в одну и ту же реку).
Каково значение любви по Платону?
«Страна идей» нужна была еще и потому, что этим Платон объяснял
убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым
в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще
одна причина. Платоновское учение характеризует страстное влечение
к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь
») и стремление сделать действительность насколько возможно
полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился
жизнью, пытаясь создать идеальное государство).
В чем специфика диалектики Платона?
Что такое форма, по Аристотелю, в отличии от идеи?
В чем причина упадка древнегреческой философии?
В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как
физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться,
так и духовный. Можно объяснить причиной, о которой
писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа. Несомненна
Одним из условий появления философии было утверждение демократического
правления в Афинах. Гибель демократии стала одной
из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Каким должен быть человек по Марку Аврелию?
В чем специфика древнеримской философии и ее значение?
в чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать. Если эпикурейца можно сравнить с эстетствующим и расчетливым буржуа, то стоик предстает настоящим джентльменом! Он обладает железной волей и безразличием к внешним обстоятельствам и принадлежит к тем, кто ходит по раскаленным углям или во фраке и цилиндре управляет под тропическим солнцем Индии тремя миллионами «туземцев»
ЭПИКУРЕЙЦЫ И СТОИКИ
Секреты счастья в философии эпикурейцев и стоиков
Среди доминирующих школ раннего эллинизма IV — I века до н. э. были эпикуреизм и стоицизм. Именно эти учения стали господствующими рационалистическими направлениями в греческой и римской философии.
Основатель эпикуреизма, Эпикур (342 – 270 гг. до н. э.) утверждал, что все наши действия должны быть подчинены наслаждению (гедоне – греч.). В тоже время, именно ему принадлежит утверждение: «Если вы хотите сделать Пифокла богатым, не давайте ему денег, а ограничьте его желания». Таким образом, чем меньше у нас желаний, тем легче мы достигаем счастья. При этом мудрый человек должен избегать государственной жизни. Эпикур, как и Демокрит (ок. 460-370 гг.), исходил из индивидуалистических позиций. Человек и его чувства являются основным критерием морали. Но Эпикур, в отличие от Демокрита, не обосновывал необходимость полного подчинения индивида интересам государства.
Эпикур выступал против скептицизма: если человек полагает, что он ничего не знает, тогда он не может предпочесть одно действие другому? А если ничего нельзя знать, тогда он должен спросить себя, откуда он знает, что ничего нельзя знать?
Дидактическая поэма римского эпикурейца Тита Лукреция Кара (98-55 гг. до н. э.) «De Rerum Natura», состоящая из шести книг, является продолжением философии Эпикура о природных силах и явлениях. Написано это сочинение по образу поэмы Эмпедокла «О природе». Целью данного труда было освободить человека от страхов перед сверхъестественным и объяснить, что все явления природы имеют физическую, а не метафизическую основу. В третьей книге поэт утверждает, что душа и тело созданы из атомов, и душа умирает вместе с телом.
Эпикур развивал договорную теорию справедливости. Справедливость — это договор о том, чтобы «не вредить и не нести ущерб». Справедливость, как и добродетели, инструментальна, так как выполняет функцию полезности (utility) для членов общества. Страх наказания сдерживает глупцов от преступления. Эпикур не придерживается «конвенциональной» теории справедливости, и утверждает, что справедливы только те законы, которые способствуют благу общества. «По отношению к тем животным, которые не могут заключать договры, чтобы не причинять и не терпеть вреда, нет ни справедливости, ни несправедливости, — точно также, как и по отношению к тем народам, которые не могут или не хотят заключать договоры, чтобы не причсинять и не терпеть вреда» (цит. по: Диоген Лаэртский).
Против философии Эпикура выступили стоики. В наилучшей форме сохранилась работы таких представителей стоицизма, как Клеанф из Асса в Троаде (264-232 гг. до н.э.), Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277-208/205 гг. до н.э.). Доктрина стоиков состояла из трех разделов: логики, физики и этики. Они утверждали, что все существующее телесно. Все вещи, даже душа и Бог материальны. В основе всего стоит огонь (Логос Гераклита). Огонь является первопричиной всего существующего. Всем миром управляет разум.
Всей вселенной управляет жесткие законы необходимости, имеющие причины и последствия. Не может быть подлинной свободы в мире, управляемом необходимостью. Следовательно, человек не свободен. Таким образом, если человек не может повлиять на категорию безразличных вещей, то он может над ними возвыситься, преодолеть их внутри самого себя.
Стоическая этическая философия отражает кризис духовной жизни древнегреческого общества, его политический и экономический упадок. Стоиками проповедуется этика «сознательного отказа», осознанного смирения с судьбой. Стоики внесли новшество в греческую концепцию счастья (eudaemonia). Качествами идеального стоического мудреца являются терпимость и сдержанность. Мудрый человек не должен хотеть того, что не в его власти. Лишь добродетель стоики считали счастьем. Стоики утверждали, что есть общечеловеческая основа, которая позволяет всем людям совместно существовать в единой политической сущности или политическом объединении.
была видимая социальная вершина торжества философии. Казалось бы, именно Марку Аврелию и попытаться создать государство на тех философских принципах, которые разрабатывались в философии начиная с Сократа и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований (хотя, как у императора, у него были все возможности для этого — не то, что у Платона), но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. Это крайняя степень разочарованности в возможности улучшить положение. Исполнилось одно из желаний Платона, мечтавшего о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное дело пытаться исправить людей и общественные отношения в его время. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия — неподдельная скорбь.
Учащий людей как жить, бывший раб Эпиктет, философ на престоле Марк Аврелий, государственный деятель и писатель Сенека, сравнимый по художественному мастерству только с Платоном, а по пронзительности своих сочинений более близкий нам, чем Платон, — наиболее значительные имена римского стоицизма.
Всех троих объединяло убеждение, что существует разумная необходимость подчинения всеобщему высшему началу, а своим следует считать только разум, а не тело. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпиктету, — воле богов; по Марку Аврелию, — мировому разуму.
Сходство между римскими стоиками и эпикурейцами, как и между греческими, заключалось в ориентации на жизнь по природе, замкнутость и самодостаточность, безмятежность и бесстрастие, в представлении о материальности богов и души, смертности человека и его возвращении в мировое целое. Но осталось понимание эпикурейцами природы как материальной Вселенной, а стоиками — как разума; справедливости как общественного договора — эпикурейцами, и как долга перед мировым целым — стоиками; признание свободы воли эпикурейцами и высшего порядка и предопределенности стоиками; представление о линейности развития мира у эпикурейцев и цикличности развития у стоиков; ориентация на личную дружбу у эпикурейцев и участие в общественных делах у стоиков. Для стоиков источник счастья — разум, а основное понятие — добродетель; для эпикурейцев соответственно — чувство и удовольствие.
Глава 1.17. Скептицизм в Древнем Риме
Скептики противостояли стоикам и эпикурейцам в Риме, как и в Греции, и значение их возрастало по мере ослабления творческих потенций философии. Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм — спутником религиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм — момента ослабления веры.
От древнегреческих скептиков остались обрывки работ. Секст Эмпирик (конец II — начало III в. н.э.) дал законченное учение с развернутой критикой представителей других направлений. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций с философией Эпикура.
В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Отказ от представления о всеобщем благе делает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом.
Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Мы находим у него логические парадоксы, типа «я лжец», свидетельствующие, что мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным. Т.е. он не лжец. Если же он не лжет, то его слова справедливы и, стало быть, он лжец.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Стоики и эпикурейцы
Основатель школы Зенон из Китиона (335-262) разработал утопическое учение о всемирном государстве, в котором все равны (господа и рабы, мужчины и женщины, богатые и бедные, греки и варвары). В этом государстве живут мудрецы, которые ведут жизнь в соответствии с законами природы.
После Зенона главой школы стал Клеанф, а после него Хрисипп, который систематизировал стоическую философию, в соответствии с которой добродетель не бывает врожденной, но ее можно достичь воспитанием, а идеал мудреца-стоика заключается в невозмутимости, стоическом спокойствии, умении не реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Натурфилософия не играла в учении стоиков такой же важной роли как этика и не была также разработана, основой ее, по всей видимости были идеи, заимствованные из метафизики Аристотеля и Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре, этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистические представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события.
Учение Эпикура о природе направлено на организацию практической деятельности, которая освобождала бы людей от суеверий религии и страха смерти, оно (учение о природе) вытекает из материалистического учения последователей Демокрита (атомистов), которые одними из первых разработали более или менее убедительную научную гипотезу образования мира в результате столкновения атомов.
Жизнь Эпикура протекала в полном соответствии с его учением, ему претила показная роскошь, его почитали многочисленные друзья. Учение и сама личность Эпикура в позднейшее время подверглись клеветническим нападкам ( в частности попыткам свести учение Эпикура к философии наслаждения и прожигания жизни, сущность идей Эпикура часто вульгаризировалась и подавалась в извращенном виде) и истинная сущность его учения была заново открыта сравнительно недавно.
2.6. Эпикур и стоики
Эпикур (342–270 гг. до н.э.). Сохранились три письма и названия его сочинений: «О природе», «О богах», «Об атомах и пустоте». Последователь Эпикура римский философ Лукреций Кар – автор поэмы «О природе вещей».
Цель философии – счастье человека. Космос и все многообразие мира – продукт механического движения атомов в пустом пространстве. Атомы бесчисленны, пустота бесконечна. Атомы и мир различны. Атомы имеют различную величину и вес и отклоняются в своем движении. Отклонение атомов происходит без внешней причины. Эпикур – противник фатализма (Демокрит).
Случайность – не отрицание причины, а перенесение ее вовне.
Признание случайности в отклонении атома от прямой линии при падении выходит за пределы физики, направлено против фатализма, предопределения и стремится к освобождению людей от рока, постановке проблемы необходимости и свободы.
Вещи – не просто совокупность атомов, а их целостность, которая обладает гармоничным движением. Все мировые тела возникли из атомных вихрей. Небесные светила суть сгущение огня.
Основу познания составляют восприятие и ощущение, которые дают образ вещей.
Заблуждения – результат неосновательности наших суждений.
Отделяющиеся от предметов образы проникают в органы чувств и вызывают ощущение движения частицы души. Возникающий в душе образ сохраняется в мыслях.
Этика Эпикура . Человек – чувствительное существо, и чувства являются критерием морали. «Всякое благо и зло в ощущении». «Достаточно иметь чувства и быть живым существом, – говорил Эпикур, – чтобы знать, что удовольствие является добром». Всякое благо оценивается удовольствием как мерилом.
Наслаждение есть естественная цель всех существ. Каждое существо ищет удовольствие и избегает страдания. Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой. Естественное и необходимое желание, например голод, следует удовлетворять, от суетных желаний нужно избавляться, они могут вызвать смятение, «беспокойство». В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (цель – удовольствия).
Полный отказ от социальной активности. Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикурейской этики. Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид первичен, все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний.
Стоики. Основные представители – греческие философы Зенон и Диоген. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися философами были Сенека (около 5 г. до н.э. – 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и император Марк Аврелий (121–180 гг.н. э.).
Философия стоиков – прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона.
Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца. Сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти. Именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Однако, в отличие от Сократа, ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие – вот их этический идеал. Настроение стоиков – пессимистическое; такое настроение хорошо передано А.С. Пушкиным в одном из его стихов: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».
Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека.
Природа для стоика – это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Философия Эпикура и стоиков подготовила христианское мировоззрение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.