в чем сходство дыхания растений и животных
Типы дыхания у организмов
Вопрос 1.
Дыхание одна из важнейших жизненных функций организма, включающая в себя поступление в организм кислорода, использование кислорода для получения энергии и выведение из организма конечных продуктов дыхания, в основном углекислого газа.
Вопрос 2.
У высших растений устьица обеспечивают поглощение растениями углекислого газа, необходимого для фотосинтеза, и выделение кислорода, а также поглощение кислорода и выделение СО2 при дыхании. Устья периодически то, открываясь, то закрываясь, регулируют поступление воздуха в листья. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки – чечевички. Встречаются у растений и дополнительные приспособления: дыхательные корни (болотный кипарис, растёт на переувлажнённой почве).
Одноклеточные растения поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью своего тела. Это клеточный тип дыхания. Образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду. Так дышат все водоросли.
Вопрос 3.
Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа. Устьица – щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Они смыкаются между собой противоположными концами. В отличие от других клеток кожицы в них имеются хлорофилл. Для замыкающих клеток устьиц характерно неравномерное утолщение их оболочек. Оболочка, обращенная к щели, толстая, а задняя стенка клетки — более тонкая и эластичная. При увеличении тургорного давления в замыкающих клетках тонкая стенка выпячивается, а передняя стенка становится вогнутой, и вся клетка изгибается в направлении от щели. Устьице при этом открывается. При снижении тургорного давления клетки принимают нормальную форму, и устьичная щель закрывается.
Чечевички — отверстия, которые обеспечивают газообмен. Они располагаются на стебле среди клеток толстой и плотной пробки.
Вопрос 4.
Суть клеточного дыхания заключается в том, что клетка поглощает растворённый в воде кислород всей поверхностью и выделяет углекислый газ, образовавшийся при дыхании, через оболочку. Такое дыхание свойственно одноклеточным растительным и животным организмам, например амёбы и хламидомонады имеют клеточное дыхание.
Вопрос 5.
Кожное дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа организмом через кожу. Многоклеточные животные и человек имеют кожное дыхание. Встречаются среди наземных позвоночных животных организмы, у которых лёгкие отсутствуют, например безлёгочные саламандры – они дышат кожей.
У лягушки кожное дыхание преобладает над лёгочным, при его нарушении лягушка с неповреждёнными лёгкими погибает. У человека на долю кожного дыхания приходится 1–2%.
Вопрос 6.
У насекомых дыхание только трахейное. В каждом сегменте их тела имеется пара дыхалец – отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. Внутри тела насекомого трахеи ветвятся и оплетают внутренние органы. Они буквально пронизывают всё тело. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух, богатый кислородом.
Вопрос 7.
Органом водного дыхания рыб служат жабры. Жабры имеют скелет в виде жаберных дуг. На дугах сидят жаберные лепестки, пронизанные кровеносными сосудами. Попаданию крупных пищевых частиц в жаберные щели препятствуют жаберные тычинки, также расположенные на дугах. Вода, поступающая в глотку через рот, омывает жаберные лепестки. В них происходит газообмен между водой и кровью.
Вопрос 8.
Легкие – парные органы, имеют вид ячеистых мешков, пронизанных бесчисленным множеством кровеносных сосудов. Ячеистое строение позволяет увеличивать поверхность лёгких во много раз.
Вопрос 9.
Одноклеточные животные дышат кислородом, растворённым в воде, поглощая его всей поверхностью тела (клетки). Образовавшийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется наружу через оболочку клетки.
Вопрос 10.
Сходство дыхания растений и животных заключается в том, при дыхании, как растения, так и животные поглощают кислород, а выделяют – углекислый газ.
Чем дышат растения и животные?
Процессы дыхания в тканях листа протекают постоянно – как днём, так и ночью. В противоположность дыханию световая фаза фотосинтеза, во время которой происходит выделение кислорода, протекает, как правило, только днём, на свету. Эти процессы связаны с газообменом, который регулируется работой устьиц. При фотосинтезе из внешних неорганических веществ (углекислого газа и воды) создаются органические вещества, при этом поглощается энергия света и выделяется кислород. В процессе дыхания, наоборот, органические вещества расходуются, запасается энергия, которая необходима для жизнедеятельности, поглощается кислород, а выделяются углекислый газ и вода. Газовый баланс растения можно представить так: растения поглощают больше углекислого газа, чем выделяют, и выделяют больше кислорода, чем потребляют.
NB! Растения не дышат углекислым газом, они используют углекислый газ для фотосинтеза. Растения дышат кислородом. Они вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ.
Животные, точно также как и растения дышат кислородом. Однако, в отличие от растений, животные не способны к фотосинтезу, то есть они неспособны выделять кислород. Таким образом, животные потребляют кислород, а выделяют углекислый газ.
Наглядной демонстрацией описанных фактов, являются опыты, проведённые английским учёным Джозефом Пристли в 1771. Суть опыта заключалась в следующем: двух мышей помещали под колпаки, но под один из колпаков также помещали растение. Та мышь, которая была под колпаком без растения, погибала, тогда как мышь в колпаке с растением оставалась жить. Растение вырабатывает кислород в результате фотосинтеза, который необходим мыши для дыхания.
Это полезно
В нашей статье вы найдете всю необходимую теорию для решения задания №9 ЕГЭ по теме «Графики функций». Это задание появилось в 2022 году в вариантах ЕГЭ Профильного уровня.
Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть стр 79
👉 Ответы к странице 79. Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Рассмотрите схемы на с.78. Сравните их: в чём сходство и различие процессов дыхания и питания растений. Свой ответ обсудите в классе.
На 1 схеме показан процесс дыхания растений, а на 2 схеме – процесс питания растений.
Эти оба процесса происходят в растениях, и в этих процессах участвует углекислый газ и кислород.
На основе схем учебника изготовьте модели, показывающие дыхание и питание растений. Расскажите с их помощью об этих процессах. Проверьте друг друга. При необходимости исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
Процесс дыхания растений происходит в тёмное время суток. Листья растений поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. При дыхание корни растений выделяют углекислый газ.
Процесс питания происходит при солнечном свете, в результате в листьях растений образуется сахар и крахмал. Растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Из почвы в корни растений поступает вода и растворенные соли, которые являются питательными элементами.
Ответьте на вопросы: какую роль в питании растения играют корень, стебель, листья? Почему так легко дышится в лесу, парке и других местах, где много зелени? Попросите учителя проверить вас.
Корень в питании растений является проводником воды и растворённых в ней минеральных солей в стебли. Стебель отправляет всё это в листья растения. При свете листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород и в них образуется сахар и крахмал.
В лесу, парке и в других местах, где много зелени дышится намного лучше, т.к. там множество растений, а они выделяют в воздух кислород при питании.
Проверь себя
Как дышат растения?
Растения при дыхании поглощают из воздуха кислород, при этом выделяют углекислый газ. Корни растений насыщаются кислородом из почвы, а листья и стебли насыщаются кислородом из воздуха.
Как питаются растения?
Процесс питания происходит при солнечном свете, в результате в листьях растений образуется сахар и крахмал. Растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Из почвы в корни растений поступает вода и растворенные соли, которые являются питательными элементами.
Как связаны между собой Солнце, растения и люди?
Солнце, растения и люди взаимодействуют между собой. Люди и растения не смогут жить без Солнца. Растения при солнечном свете питаются, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди.
Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?
Для поддержания жизни людей и животных необходим кислород, а как мы уже знаем, именно его выделяют растения.
Задания для домашней работы (на выбор)
Составь схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.
Задание 2
Напиши от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. Постарайтесь красиво оформить его. Приготовься торжественно зачитать письмо на уроке.
Растения! Я хочу выразить вам слова благодарности от всей моей семьи. Без вас, мы не смогли бы жить, ведь вы даёте нам кислород.
Вы очень красивые, полезные, дарите нам плоды!