в чем сейчас ходят дети в школу
Собираемся в школу: список школьной одежды для девочки и мальчика
В некоторых школах есть собственная форма, но в большинстве правила остаются такими же, какими были всегда: «тёмный низ, светлый верх, в праздничные дни одеться понаряднее». Родители, которые впервые собирают ребёнка в школу, могут немного растеряться — на прилавках магазинов огромный выбор, и непонятно, что из этого лишнее, а что обязательно, сколько нужно блузок и рубашек, сколько юбок и брюк, и что ещё может пригодиться.
Чтобы было проще, мы составили списки базовой детской школьной одежды — для девочки и для мальчика, — а ещё написали о спортивной форме и верхней одежде: о том, что несправедливо исключают из категории «школьная форма».
Базовый комплект школьной формы для мальчика
Базовый комплект школьной формы для девочки
В гардеробе школьника всегда должна быть нарядная белая рубашка или блузка, которая одевается на первое сентября, какие-нибудь праздники или фотографирование, и несколько «будничных» вещей. Повседневные вещи могут быть не белыми, а просто светлыми: молочными, кремовыми, нежно-голубыми или нежно-розовыми, с ненавязчивым принтом. За белой одеждой сложнее ухаживать, если носить её постоянно.
То же касается брюк и юбок: лучше иметь два комплекта, чтобы ребёнку было в чём пойти в школу, если одежда запачкается или не успеет высохнуть после стирки.
Пара слов о спортивной форме
Спортивная форма должна быть удобной. Для мальчиков и девочек она одинаковая: штаны (желательно с высокой посадкой), майка или футболка, кроссовки (лучше именно кроссовки, а не кеды, потому что они хорошо амортизируют при беге). Если занятия происходят на улице, нужно купить ребёнку кофту-олимпийку, а если тепло, допустимо носить шорты или лосины.
И несколько слов о верхней одежде
При сборах в школу мало кто задумывается о выборе верхней одежды, а ведь она ничуть не менее важна, чем форма. В ней ребёнок добирается на учёбу, гуляет, возвращается домой. Если на физкультуре дети ходят на лыжах, именно пуховик, пальто или куртка будут греть ребёнка.
Конечно, к верхней одежде не предъявляются такие строгие требования, как к школьной одежде, но даже тут есть рекомендации, которые помогут подобрать правильную модель.
1) Не покупайте вещь «на вырост». Верхняя одежда должна греть, а греть она может, только если плотно прилегает к телу.
2) Следите, чтобы вещь доставала ребёнку до середины бедра. Можно — длиннее: например, полноценные детские зимние пальто.
3) Лучше иметь две вещи. Дети постоянно пачкаются, а в зимнее время одежда сохнет медленно. Запасная куртка, пусть и не самая красивая, очень желательна, чтобы ребёнку было в чём ходить.
4) Вещь должна нравиться ребёнку. В отличие от школьной формы, верхняя детская одежда покупается для постоянной носки. С формой ребёнок готов мириться, но в свободное от учёбы время он должен выражать свою индивидуальность — в том числе через одежду.
5) Не экономьте. Необязательно покупать ребёнку сверхдорогие вещи, но и экономить на том, что защищает его от холода и потенциальных болезней, не стоит.
Вы можете познакомиться с широким ассортиментом детской верхней одежды российского производства.
То же касается школьной формы — в ней ребёнку придётся находиться большую часть дня. Лучше выбирать одежду из натуральных или проверенных синтетических тканей, со всеми сертификатами качества. Действительно качественной и хорошей вещи хватит на целый год.
5 правил школьного гардероба или как «выгодно» одеть ребенка к школе
Детская одежда ( школьная форма) должна быть удобной и по размеру. С этим не поспорить! Ребенок должен чувствовать себя в ней комфортно. Не должно быть неловкости или стыда за свой костюм или платье.
Магазины «Классик» и «Familia», также подготовились ко встрече с учебным годом. Здесь собрана одежда и обувь для современных школьников.
На втором этаже торгового центра юных модников тоже ждет много интересного. Здесь большой выбор качественной и стильной школьной одежды в любимых бредовых отделах «ПЕПЛОС», «H&M», «INCITI» и «SELA».
А в отделах Hand Mad и Читай Город вы найдете товары для творчества и канцелярию в большом ассортименте.
Выгоды от покупок в торговом центре Пионер очевидны:
Скидки действуют до 31.08.18
«Вот это другое дело!» Дети сами выбирают школьную форму
CityDog.by решил поговорить со школьниками о том, нравится ли им форма, нужна ли она вообще и как бы они сами хотели одеваться в школу.
У детей обычно не спрашивают, в чем бы они хотели ходить в школу, – да и вообще с ними редко советуются. Мы нашли школьников разного возраста и поговорили с ними и их родителями. Получился разговор не только о форме, но и о школьной системе, преподавании и свободе современных детей и учителей.
ПЯТИКЛАССНИК АНТОН И ДЕСЯТИКЛАССНИК ВАЛИК
В этой семье трое детей: младший Антон (10 лет) перешел в пятый класс, 15-летний Валик перешел в десятый. А их старшей сестре Александре уже 21 – она учится на пятом курсе.
Валик и Антон встречают нас с улыбкой, много шутят и легко идут на разговор.
Антон, мама Ольга, Валентин
Для начала просим ребят переодеться в ту форму, которую требует от них школа. Мальчики уходят, а их мама Ольга объясняет, что «не против школьной формы, но то, что предлагают белорусские магазины, никуда не годится».
– Брюки, рубашки и пиджаки мы покупали мальчикам в Вильнюсе, потому что смотреть на них в школьной форме отечественного производителя страшно. Широкие брюки, не приталенные рубашки и сковывающий движения пиджак – они мало того что «обесфигуривают», так еще и неудобны. Лекала очень странные: подобрать размеры нам так и не удалось.
Разговор прерывает просьба Антона помочь ему с выбором. Мама отправляется в комнату к сыну, а в этот момент выходит старший брат – «готовый к серьезным деловым встречам по бизнесу», так шутит сам Валик.
Эти вещи он выбирал сам, советуясь с мамой. Одежда не относится к классической школьной форме, но выдержана согласно цвету, структуре тканей и общему стилю.
– Сейчас учителя относятся к моему стилю достаточно лояльно, брюки «трубами» не требуют. Когда одеваешься сдержанно, проблем быть не должно. Вообще, одеваться стильно меня настроила мама.
– Это я его настроил, – из другой комнаты слышится голос Антона.
– Да, Антон, безусловно, – подшучивает брату Валик, – но все же вкус привила мне мама. Поэтому, выбирая, советуюсь с ней, и если мама одобряет, то скорее вещь покупаю.
– А как одеваются сами учителя? Тебе нравится?
– Ну, такое. – смущенно отвечает парень. – Если честно, то не очень.
В этом с Валиком родители не очень согласны, но в то же время стиль сына поддерживают. Его прическа и внешний вид им очень нравится.
– Сильно отечественного производителя ругать не стоит, – считает Александр, отец семейства, – но и хвалить не за что. Мы понимаем, что вся система на государственных предприятиях сильно забюрократизирована, и, пока они соберутся сменить стиль, он уже может выйти из моды.
Ценой на товары в белорусских магазинах родители тоже недовольны, так как она не соответствует качеству, «к тому же дети так быстро растут».
Теперь мы просим Валика переодеться в ту одежду, в которой он с радостью ходил бы в школу, если бы разрешили свободный стиль. Через пару минут парень выходит стильной походкой и тут же признается: «Так я чувствую себя намного увереннее».
– Ты наверняка был в ЦУМе или ГУМе, примерял форму. Как она тебе, носил бы?
– Нет, это точно. Там для рубашки нужно еще и воздушный шар покупать, чтобы вместо живота подкладывать, – смеется старшеклассник. – Если бы там предлагали зауженные брюки, приталенные пиджаки и рубашки – тогда бы носил. Примерно как у меня. Сейчас все мои одноклассники тоже стараются выглядеть стильно.
Эти два варианта Валика устраивают. Ему повезло: в школе не требуют строгой классики. Хотя парень признался, что второй вариант, где он подобрал по цвету носки и майку, ему ближе: «Так и удобно, и стильно».
И тут выходит Антон в бежевых мокасинах на босую ногу. Мальчик не любит пиджаки и предпочитает им свитера и кардиганы. Но в школе просят ходить строго, поэтому сейчас он в пиджаке. Мама уговаривает Антона все же надеть носки, ведь в школу в таком виде его точно не пустят. Антон долго объясняет маме, что «под такую обувь носки не носят», но в конечном счете соглашается, иначе в школу его действительно не пустят.
– Расскажи, как ты выбираешь себе одежду. Тоже с мамой советуешься?
– Да там особо не посоветуешься, – рассмешив всех и засмеявшись сам, отвечает пятиклассник. – Ну, мама, конечно, разрешает мне и самому выбирать, но иногда приходится носить то, что покупает она.
– А в белорусских магазинах ты был когда-нибудь? Тебе там хоть что-то понравилось?
– Нет. Хотя в Waikiki как-то ходил.
– Да, Антон, ты ходил в Waikiki, – по-доброму подшучивает над братом Валик.
– Не, ну у меня есть брюки «трубами», но я их давно не ношу. Больше всего мне нравилось то, как я одевался в первом классе.
– А что ты тогда носил?
– Мой любимый пиджак, но он стал мне маленький.
Пока Антон пошел в комнату переодеваться так, как хотел бы ходить в школу, родители признаются, что он не любит «донашивать».
– Антоша любит новую одежду, и, когда мы говорим ему про прошлогодние брюки: «Смотри, какие хорошие», – он сразу расстраивается, – с улыбкой рассказывают родители. – Он не понимает почему, но понимает, что его «накалывают», – подытоживает папа.
Антон вышел из комнаты в новом варианте, и на лице парня как будто было написано: «Вот это другое дело». Пятиклассник считает, что одежда не влияет на его дружбу с одноклассниками, «потому что дружат с людьми не из-за одежды».
На прощание Антон сказал, что одеваться стильно ему нравится, но селфи в своей одежде он в инстаграм уже не выкладывает, потому что «перерос этот возраст».
СЕМИКЛАССНИЦА СОНЯ
Следующей героиней нашего эксперимента стала Соня (13 лет), которая перешла в 7-й класс и новую школу. Причин для такого перехода было несколько, и одной из них все же стала единая школьная форма, которую ввели в гимназии.
Соня нашла для нас на сайте гимназии несколько фотографий.
– Мне обидно, потому что на эти фотографии страшно смотреть. Ладно, для пятого класса эта форма, может, и сойдет, но вот как в ней ходить 11-классникам?
– А обычно где вы с мамой покупаете одежду?
– В этом году к школе мне еще ничего не покупали, но вот в прошлом было много вещей из Zara и H&M. Честно говоря, мне не нравится даже думать о том, чтобы покупать одежду, скажем, в «Світанке». Но, если мне вещь нравится и только потом я узнаю о бренде, тогда это не имеет никакого значения.
Мы просим Соню переодеться в школьный вариант одежды. Девочка долго выбирает и все-таки решается на блузку из Sela и черную юбку.
– В гимназии строго относились к внешнему виду?
– А учителя сами как одеваются?
– Однажды классная пришла в черной водолазке, красной юбке и леопардовом пиджаке. Тогда я спросила у нее, могу ли я прийти в школу так же, на что она сказала: «Да, приходи». Остальные учителя старшего возраста одевались просто – пиджак и брюки.
Затем мы просим Соню переодеться во что угодно – главное, чтобы это был ее личный выбор.
– Прям что захочу? – уточнила Соня, перед тем как пойти переодеваться.
– Да! Хоть рваные джинсы.
– Вот это круто, – с довольным лицом уходит девочка в свою комнату.
Пока наша героиня определялась, ее старшая сестра Рита рассказала, что помимо модной одежды Соня со своими подругами уже всерьез интересуется косметикой.
– У нее есть своя косметика, только вот в школу ей не разрешают краситься. Соня каждое утро проходит чек, так как ежедневно в школу ее отвозит мама. Ну а по выходным она отрывается: ходит с подругами по кафешкам и кофейням, ведет инстаграм. Сейчас уже про все новинки мне рассказывает Соня.
На этот раз семиклассница выбрала яркие бирюзовые джинсы, кроссовки и серую футболку. И что важно – распущенные волосы, с которыми сейчас в школе все строго.
– А как вы относитесь к школьной форме? – спрашиваем у Натальи, Сониной мамы.
– Честно говоря – плохо, ведь это один из способов управления людьми. Я свободная личность и хочу, чтобы мой ребенок тоже был свободным. Моя работа связана с индустрией красоты, и я считаю, что одежда – это способ проявления личности. Но в рамках приличия: есть ограничения, это несомненно, но возможность проявлять себя даже через цвет и фасон костюма должна оставаться.
Я не исключаю дресс-код, который существует во всех офисах: его важным ограничением являются короткие юбки, глубокие вырезы – все, что напоминает нам о сексуальности и ведет к нерабочей обстановке. И этому нам нужно учить своих детей, но загонять их в рамки одного сарафана – это слишком. Я за то, чтобы все понимали, что такое одежда для работы, одежда для отдыха и для романтического свидания.
– А у вас c Соней возникает недопонимание при выборе одежды?
– Конечно, но всегда добиваемся компромисса. Просто Соня такой человек, который не станет носить то, что ей навязали, если ей эта вещь не нравится. И для нее не имеет значения, откуда привезли эту вещь и сколько она стоит. За некоторые вещи в школе ее ругали: я понимаю, что строгая одежда помогает держать человека в каких-то рамках и показывает ответственность происходящего. Но в то же время, когда ребенку запрещают кожаную обувь черного цвета, которая сейчас в моде, только из-за светлой подошвы – этого я понять не могу.
Наталья добавляет: «Главное, чтобы одежда не стала поводом лишний раз зацепить ребенка». Ведь Соню ни разу не отправляли в школу ни в розовых джинсах, ни в леопардовом пиджаке. В то же время семикласснице трудно подобрать одежду белорусского производителя, ведь девочка очень стройная и высокая.
Конечно, из двух вариантов Соне больше понравился свободный стиль: она смело позировала, чувствовала себя свободно и уже готова была идти в новую гимназию.
ЧЕТВЕРОКЛАССНИК ЖЕНЯ
Наш следующий герой в этом году тоже сменил школу. Женя (9 лет) подготовился к 1 сентября – в этом ему помогли родители. Мальчик всегда советуется со своей мамой, а она, в свою очередь, старается выбрать для сына стильные варианты, чтобы «не возвращаться опять во времена совдепа».
– В прошлой школе к одежде относились очень строго, – вспоминает Надя, мама Жени. – И я поняла, что это было скорее не требование самой школы, сколько настрой классного руководителя. Причем она была не намного старше меня.
Когда Женя учился во втором классе, Надежду вызвали в школу. Маму попросили одеть сына строже, ведь общая для всего класса майка-поло с эмблемой и темный мужской кардиган с брюками не устраивал учительницу.
– «У вас нет ничего серого?» – спросила меня классная руководительница. Тогда я поняла, что это человек старой советской закалки, который не отступится ни от чего. Она даже не могла принять того факта, что дети могут ходить в школу без пиджака.
Пока мы разговаривали, Женя успел переодеться, пару раз посоветовавшись с мамой, и как примерный школьник вышел из своей комнаты.
Обувь Жене выбирал папа – привез ее из Греции, а белая рубашка осталась с первого причастия, которое было у мальчика в мае.
– Вас сильно ругали в школе из-за одежды?
– Да, и моего друга. Он тоже ушел из школы из-за этого. Его зовут Коля, и мы с ним лучшие друзья с первого класса.
– А сейчас продолжаете дружить?
– Да, дружим. Он мой самый лучший друг!
– Новая школа нравится тебе больше?
– Ага, моя новая учительница очень добрая. Она даже оценки нам чуть-чуть повышает, хочет добиться, чтобы я хорошо учился. И она тоже верит в бога.
Надежда не раз слышала негативные высказывания: и по поводу красной рубашки, и по поводу некоротких стрижек Жени. Мама не дождалась нового учебного года и перевела сына в новую школу в конце прошлого – как раз в начале четвертой четверти.
Сейчас Женя собирается в школу с удовольствием, ведь его классная руководительница относится лояльно и к кардиганам, и к тому, что у детей могут быть разные стрижки.
Просим Женю выбрать свободный вариант одежды в школу. Парень быстренько бежит в комнату: он уже придумал, в чем ему будет комфортнее всего. К тому же за Женей уже пришли друзья – все ждут его во дворе.
– Женя, а какой вариант одежды из двух тебе больше нравится?
– Ты бы хотел ходить в школу в брюках и рубашках? – удивленно переспрашиваем мы.
– Ну да. А что, красиво же, – улыбается мальчик.
– А если нужно было бы надеть костюм с пиджаком и брюками со стрелками?
– Нет, я пиджаки не люблю. Мне нравится то, в чем я хожу сейчас. Люблю такие кофты.
– Кардиганы? – уточняет мама.
Женя рассказал, что в их школе главное «то, как ты учишься, а не одежда». Поэтому четвероклассник любит ходить в школу «в стиле кэжуал», который помогли составить ему мама и папа.
ПЯТИКЛАССНИЦА ВЕРА
Когда мы приходим в гости к последней семье, 11-летняя Вера пьет на кухне кофе и смотрит что-то важное в телефоне. Она отдыхает после бассейна: сегодня у девочки была первая тренировка после летнего перерыва.
Оказывается, пятиклассница с этого года тоже переходит в новую спортивную школу, где она сможет больше времени уделять спорту. Ее мама Зоя этим довольна, ведь ее средняя дочь Ира уже когда-то оканчивала эту школу.
– Тем более в прошлой школе как-то слишком фанатично относились к одежде. Ей даже запретили носить синий сарафан в горошек, – возмущенно вспоминает мама. – Она носила его с белой блузкой, было так красиво! Правда, каждый раз нас отчитывала учительница. То же касалось туфель и многих других мелочей.
Просим Веру переодеться в строгий школьный вариант одежды. Пока девочка одевается и сушит волосы, чтобы заплести косичку – «ведь в школу с распущенными никто не пустит», – мы узнаем, что и в Верином случае одной из причин перевода в новое место стали слишком строгие критерии к форме.
– В прошлой школе требовали только черный, серый и белый цвета – ничего другого. Вот так, как одета я сейчас, – показывает пятиклассница.
– В новой школе уже можно будет так не ходить?
– Да. В прошлой школе, когда я надевала сарафан в горох, меня называли матрешкой, – смеясь, вспоминает девочка.
– А тебе самой в чем бы хотелось ходить в школу?
– Вообще, в школьной форме, только с какими-то поблажками. Например, чтобы можно было выбирать одежду ярких цветов.
Верина мама когда-то работала в ЦУМе – там же девочке покупали одежду в школу. Но Зоя объяснила, что ей удавалось отыскать что-то приличное в магазине только потому, что она работала там. «У меня было больше возможностей рассмотреть и ассортимент, и качество». Сейчас часть одежды для Веры покупают две старшие сестры, когда ездят за границу.
Наша героиня переодевается в свободный стиль. Она очень рада, что сейчас может надеть свои любимые шорты, в которых ей строго-настрого запрещено ходить в школу. По словам Веры, первый сарафан – не самый ее любимый, поэтому из двух вариантов она все же выбирает шорты и майку.
– Мне кажется, форма не имеет значения. Если ты ходишь в школу учиться, то форма никак на это не повлияет.
– Говорят, что по одежке встречают. Ты сейчас пойдешь в новый класс, одноклассники будут по-разному одеты, повлияет ли это на то, с кем ты станешь общаться?
– Нет, – немного подумав, отвечает Вера. – Если одежда хорошая, а человек плохой, то как с ним общаться? Из-за одежды что ли?
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом?
Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом на лице? Имеет ли право руководство отстранить ребенка от уроков или заставить школьника смыть краску и снять серьги?
Учителя и администрация не могут требовать от ребенка вносить коррективы в свою внешность: смывать макияж, снимать пирсинг или перекрашивать волосы в натуральный цвет. Это незаконно. Исключение — школьная форма: за ее отсутствие школьник может получить замечание или выговор.
В редких случаях за отказ носить школьную форму ученика могут отчислить, а вот отстранить ребенка от уроков нельзя ни при каких условиях — это нарушение его права на образование.
Расскажу подробнее, что об этом говорит закон и как вести себя родителям, если администрация школы продолжает настаивать на своем.
Законно ли требовать школьную форму
Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму для учащихся. Администрация может установить вид одежды для школьников: например, потребовать, чтобы девочки сидели на уроках в сарафанах, а мальчики — в брючных костюмах. И даже прописать конкретные фасоны, установить нужный цвет формы и обязать учеников носить знаки отличия — обычно это значки или нашивки с логотипом учебного учреждения.
Чтобы школам было проще установить требования к одежде учеников, Минобразования выпустило документ с рекомендациями к школьной форме — модельный акт. Вот о каких особенностях одежды там идет речь:
Кроме этого, школа не вправе указывать родителям, у какого продавца или производителя приобретать форму. Родители могут купить одежду в любом магазине, заказать в ателье или сшить самостоятельно — главное учесть все установленные школой требования.
Мнение ФАС о школьной формеPDF, 88 КБ
Чтобы правила вступили в силу, администрация школы сначала должна обсудить их со школьниками и родителями. Закон не гарантирует, что их мнение будет решающим, но обязать учеников носить школьную форму без встречи с советами учащихся и родителей все равно нельзя. А если руководство школы приняло положение о школьной форме, ни с кем не посоветовавшись, можно потребовать отмены или пересмотра документа.
Как победить выгорание
Что будет, если школьник откажется носить форму
Закон об образовании обязывает учеников выполнять требования внутренних документов школы — в том числе локального акта, в котором описаны правила о школьной форме.
Школа может наказать ученика за отказ носить форму: объявить замечание или выговор и даже отчислить из школы. Других санкций за это нарушение нет: например, учитель не вправе не пустить ученика на урок, если он пришел без формы.
Но есть исключения. Например, школа не может наказать ученика, если в локальном акте закреплены только рекомендации к форме, а не требования. А еще закон запрещает применять любые меры дисциплинарных взысканий к ученикам начальной школы и к детям с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуального развития, даже если они учатся в старших классах. Фактически форма для учеников начальной школы — это всегда рекомендация: никаких последствий за ее отсутствие законом не предусмотрено.
Отчисление — самая крайняя мера. Применять ее можно только в особых случаях, для этого должны совпасть несколько условий:
Можно ли ходить в школу с пирсингом или ярким макияжем
Школьная форма — это только одежда, которую дети носят в школе. Цвет волос, прическа, маникюр или пирсинг к школьной форме не относятся. Если администрация прописывает требования ко всему внешнему виду учеников, это нарушает закон.
Например, школа не может запретить:
В договор об образовании, который родители заключают со школой перед зачислением ученика, такие положения включать тоже запрещено. А даже если они там есть, то просто считаются недействительными — следовать им необязательно.
У гимназий и лицеев нет никаких привилегий: как и другие школы, они не могут предъявлять требования к внешности учеников.
Как защитить права ребенка
Если школа настаивает на том, что ученикам нельзя ходить на уроки с цветными волосами или яркими ногтями, родители могут потребовать изменить незаконные правила.
Можно попытаться решить вопрос в рамках школы. Для этого нужно собрать совет учащихся и родителей, обсудить проблему, запротоколировать решение и подать заявление администрации.
Иногда мирным способом урегулировать конфликт не получается. В таком случае я советую подавать жалобы во все вышестоящие инстанции: например, в комитет образования местной администрации, региональный департамент образования, уполномоченному по правам человека или ребенка. А также обращаться в прокуратуру или в суд. Это работает.
Например, в 2018 году учениц пермской гимназии отстранили от занятий из-за розового цвета волос. Тогда мама одной из девушек написала заявление в прокуратуру и потребовала разобраться в ситуации.
Другая история произошла в 2019 году в Красноярском крае. Учителям не понравилась прическа ученика 4-го класса: мальчик осветлил волосы и носил хвостик, как и его кумир — известный футболист. В школе родителям предложили выбрать: сделать мальчику классическую стрижку или перевести на домашнее обучение.
Конфликт получил общественный резонанс, и к делу подключились прокуратура и краевое министерство образования. Оба ведомства встали на сторону ребенка и объяснили администрации школы и руководителю местного управления образования, что такие требования ограничивают свободу ребенка на самовыражение.
В 2015 году дело о школьном акте, который запрещал декоративный маникюр, яркий макияж, пирсинг и неестественный цвет волос, дошло до Верховного суда Удмуртии. Суд встал на сторону учеников и отменил акт: документ нарушал право школьников сохранять свою индивидуальность и не способствовал созданию условий, уважающих человеческое достоинство, — все это гарантирует детям закон об образовании.
В этом деле суд рассмотрел и пункт Модельного акта Минобрнауки, в котором помимо формы упоминается и соответствие внешнего вида учащегося деловому стилю. Суд пришел к выводу, что это всего лишь общая рекомендация, а не требование, которое позволяет школе руководить внешним видом учеников.
Апелляционное определение по делу № 33-2102/2015 PDF, 126 КБ
Требования к высоте каблука и размеров сумок тоже незаконны: на это обратила внимание прокуратура Республики Карелия. А в Новосибирске прокуроры добились отмены правил, которые запрещали ученикам колледжа носить усы, бороду, пирсинг и делать татуировки.
Что в итоге
Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму. Требования к одежде учеников должны быть прописаны в локальном школьном акте. Чтобы его принять, администрация школы должна обсудить этот вопрос с учащимися и их родителями.
Макияж, прическа, пирсинг и маникюр к школьной форме не относятся. Если администрация или учителя требуют смывать макияж или стричь ребенка — это незаконно.
Отстранять от уроков нельзя даже за отсутствие школьной формы. Пока ребенок числится учеником, в школу его обязаны впустить в любом виде.
Права ребенка стоят выше школьных уставов и мнений учителей. Незаконные школьные акты можно отменить, а должностных лиц привлечь к ответственности — в этом родителям поможет прокуратура.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Надо же, насколько рабскую психологию надо иметь, чтобы вообще всерьёз задуматься над вопросом, имеет ли твой ребенок право красить волосы или делать пирсинг. Все же 70 лет совка явно не прошли бесследно, население готово покорно принимать любые запреты и подчиняться хоть училке из школы, хоть тетке из жэка, хоть менту из мусорки.
Andrey, 70 лет. Вы думаете это что-то типа «чихнул и пошёл дальше»?
Forr, если детей отвлекает от учебы чей-то пирсинг, то проблема не в пирсинге, а в дефиците внимания у конкретного ребенка.
Forr, «нетрадиционные вещи» уже давно стали традиционные для детей. Это для престарелых учителей и недалеких родителей цветные волосы и пирсинг кажутся чем-то вызывающим.
Forr, казённое учреждение может нарушать права человека? Давайте тогда полиция не будет обслуживать граждан с нетрадиционной ориентацией, чтобы их ничто не отвлекало от работы. Пусть сначала станут гетеро как все, принесут справку, а потом может быть и примут у них заявление. А в МФЦ будут отбирать документы у жирных и не возвращать, пока не похудеют. В рамках государственной борьбы с неестественностью
В 8-м классе отстоял право ходить в бахиллах, а не сменке.
Можно сказать что так началась карьера юриста.
Учителей, родителей и государство в первую очередь должен волновать уровень знаний и создание комфортной атмосферы для всех учеников. Вот бы работники школ столько же сил вкладывали в свою работу, сколько они вкладывают в подколы и буллинг своих же учеников. Или хотя бы потратили это же время на походы к психологу 🙂
Forr, т.е. если у человека нестандартная внешность, связанная с заболеванием или уха нет (к примеру, не дай Бог) и все на него смотрят и отвлекают учителя, то тоже нефиг в школе делать? Или ничего страшного? Тогда это двойные стандарты🤷
Forr, школа для учебы, да, но лично не пофиг какие дети там, с какими волосами. Так же и учитель может прийти с любыми волосами. 21 век на двое. А мы все там, в 20, где-то в середине
Алена, учителей линчуют за фотки в купальниках, о чем вы)
Малина, и это тоже отвратительно и незаконно.
Марина, что-то они совсем е*******(умом тронутые) у Вас были
Pavel, это может быть частью процесса воспитания/социализации по версии учебной программы школы.
Хотя я тоже не поддерживаю школьную форму.
Yaroslav, что воспитывает форма? Ребенок ее поносит в школе, а потом пойдет в ВУЗ/техникум/ПТУ и забудет про нее. Дальше работа, где в большенстве случаев тоже форма не нужна. Отсюда и вопрос: зачем она нужна в школе? Ещё один интересный вопрос: если ученики должны носить форму, то почему учителя одеваются как хотят? (Нет единой формы одежды). Ведь по сути это двойные стандарты. Чему они научат ребенка? Что если ты ребенок, то ты «пыль манежная» и на твое мнение всех начхать?
Pavel, Это вопрос к тем кто вводит форму, но у них могут быть какие-то размышления по этому поводу. Так что их следует задавать не мне.
Алексей,
>любое образование должно включать в себя элемент дисциплины и принуждения
У меня от одной этой фразы «Скованные одной цепью» в голове играть начала.
Что интересно: замечания по поводу внешнего вида особенно любят делать учителя с кислотно-вырвиглазным макияжем и в нелепых костюмах из театральных штор. Мой ребенок не будет слушать ни слова о стиле от человека, не закончившего хотя бы школу Марангони.
До сих пор помню, как учителя в школе доводили одноклассниц до слез из-за макияжа и заставляли идти в туалет умываться (просто тушь и подводка на нижнем веке), и как классная руководительница писала мне в дневник (зачем-то) замечания касательно черного лака для ногтей.
Уж 30 лет как демократия, а у большинства все еще совок головного мозга.
Во всём он виноват треклятый)))
Forr, можно всё что не запрещено, да. Так это и работает)
В моей московской гимназии было требование к мальчикам носить только стрижку, которая не закрывает уши, а если она будет длиннее, то директор просто разворачивал на входе и не пускал в школу. Ровно тоже самое было, если форма не соответствовала стандарту. Когда мой конфликт с директором достиг апогея, он наорал на меня, вцепился в волосы и толкнул в стену. После этого в школу не пускали. Аналогичная ситуация происходила и у девочек, когда за слишком короткую (по мнению учителя) юбку или яркий макияж девочку могли выставить и отчитывать перед всем классом. И это всё происходило не так давно, всего лишь 2010 год.
Антон, и директор до сих пор работает?
Олег, нет, его выгнали за взятки. В то же время его настолько обожала вся школа, что за него вступались и учителя, и родители, и даже ученики.
Антон, по-настоящему обожали или боялись и лебезили? Если правда обожали, то за что?
Алексей, все в кучу намешано.
Публичное унижение (сравнение краски использованной для килта с мочой) студентов никак не помогают сформировать дисциплину. Доходчиво и уважительно объяснить, что он привлекает к себе излишнее внимание, чем мешает и преподавателю, и студентам было бы достаточно.
Если неквалифицированный врач проводит операцию, то это тоже не проблема килта или татуировок. Прежде всего это проблема работодателя, который допустил такого специалиста до работы. А потом уже вопрос к вузу (именно к вузу, а не преподавателю), почему этот специалист получил диплом. Ну и там в середине еще много всяких вопросов.
> Уважать нужно тех, кто заслуживает уважения.
Разве преподаватель, который публично унижает своих студентов заслуживает уважение?
Forr, поймите, вам кажется!
Судя по некоторым комментам, можно вывезти совок из страны, но нельзя вывезти его из людей. Впрочем, в страну он уже почти вернулся.
Forr, раньше все также с огромным удивлением смотрели на женщину в брюках и без корсета (просто в блузке). И ничего. Привыкли как-то.
Гнать совков в могилу.
Саша, в нормальных банках дресс-код есть только в офисе у сотрудников, которые контачат с клиентами. Сотрудники бэк-офиса уже давно носят то, что захотят.
Алексей, отличные истории о том, как преподаватель вуза, которому «все равно», утверждается за счет студентов. Реально больше заняться нечем было?
Алексей, а к чему тогда перечисление всех этих способов демонстрации своей преподавательской власти, если «Самоутверждаться же за счёт студентов у меня нет никакой необходимости и потребности»?
Я вот преподаю студентам и вот даже ни разу не задумывался о выговорах и объяснительных. Нравится студентам ходить с пирсингом, в килте или с крашеными волосами — их дело. Я сам был на их месте и у меня полно татуировок на видных участках кожи.
Пока преподаватели вузов будут ставить себя выше студентов и всячески это демонстрировать, то и в ответ будут получать такое пренебрежение. А о какой науке и образовании может идти речь, если никто никого не уважает?