Среди всеми любимых композиторов Антонио Вивальди держит пальму первенства не одно десятилетие. Почему именно он стал самым любимым из множества просто любимых композиторов?Известные дирижёры взирают на музыку Вивальди свысока. Они причисляют её к разряду поп-музыки. Зато приверженцы лёгких жанров, считающие классическую музыку скучной, делают исключение для Вивальди. Его музыка звучит сегодня везде: в филармонических залах, в домашней обстановке, по радио, по телевидению. Его музыку разрывают на части и небольшие фрагменты и используют для сопровождения программ новостей, показов мод и промышленных выставок. Музыкой Вивальди увлечены все. И это увлечение неподдельное и искреннее.Неужели произведения других гениев менее совершенны и не заслуживают нашего внимания? Конечно, нет.Просто в сочиненях Вивальди любовь мастера к музыке и его любовь к публике достигли равновесия. Любой композитор хочет быть понятным своей аудиторией. И, желательно, ещё при жизни. В истории классической музыки Вивальди первому довелось открыть секреты популярности. Он первым нашёл путь к сердцу каждого человека, независимо от возраста, образования и социальной принадлежности.
Итак, СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ – БУДЬ ПОНЯТНЫМ!
Что на языке музыки означает: “Пользуйся прямыми жизненными ассоциациями – бытовыми жанрами”.Человек эгоистичен. Его мысли и желания сосредоточены на нём самом, обо всём он судит с высоты собственного полёта. Снисходительность к своей персоне заставляет примерять на себя всё, с чем он сталкивается. Не потому ли таким успехом пользуются мелодрамы? Нам очень легко вообразить себя обманутыми, оскорблёнными в наших чувствах. И мы не можем отказать себе в удовольствии пожалеть самих себя…Нам нравится то, что можно связать с жизненными ситуациями. Кто же не любит попеть, потанцевать, сыграть что-нибудь на гитаре или пианино? Кто удержался бы от желания пуститься в пляс под звуки деревенского оркестра и не начал бы шагать вместе с трубами и барабанами?Вивальди широко использует бытовые жанры – ритмы карнавалов и праздников, народные танцы, популярные мотивы опер. Это отличает его музыку от академического стиля и вызывает у публики радостное оживление и атмосферу вечного праздника.
СЕКРЕТ ВТОРОЙ – БЫСТРЫЕ ТЕМПЫ!
“Публике никогда не покажется, что пассажей и фиоритур в твоей музыке слишком много!”Человеческая натура противоречива. Наряду с тем, что есть в действительности, мы хотели бы видеть и слышать нечто исключительное – украшающее и возвышающее нас. Публика любит всё преувеличенное, на что порой не способна сама: безумную любовь, бесстрашные подвиги, опасные приключения. Супермены и роковые красавицы не сходят со страниц романов и с киноэкрана. Читатель или зритель как будто впитывает в себя энергию и волю, присущие этим героям, сливаясь с ними в своём воображении.То же происходит и в музыке. У большинства людей нет той удали и задора, напора и силы, которые излучает быстрая, ритмичная музыка. Слушая её, мы будто стряхиваем с себя лень и вялость, становимся бодрее. Человек подсознательно склоняется к быстрым темпам, видит в них источник энергии.Вивальди сразу отдал пальму первенства быстрой музыке. Он наполнил свои сочинения виртуозными фигурами, волевыми и увлекающими ритмами, сложными и эффектными пассажами. Слушатель просто замирал от восхищения, думая: “Пусть мне это не дано, но ведь такое всё – таки возможно!” И душа его преисполнялась гордости.
СЕКРЕТ ТРЕТИЙ – ПОВТОРНОСТЬ И КОНТРАСТ!
“Найди гармоничное сочетание повторности и контрастов. Назойливость и разбросанность одинаково вредны!” Человек капризен. Его внимание быстро рассеивается. Ему надо всё время переключаться на что-то новое. Однако при этом человеку свойственен консерватизм. У него есть любимые блюда. Всю жизнь он может придерживаться одних и тех же привычек. “Охота к перемене мест” легко уживается в нём с тягой к “родному гнезду”. Желая одновременно и разнообразие, и постоянство, публика ждёт того же и от музыки. Понятно, что эти противоречащие друг другу требования выполнить очень трудно. Но Вивальди и здесь нашёл выход. Он взял за основу способ музыкального движения, который сочетал в себе одновременно повторность и изменчивость. Это была всего лишь секвенция. Хорошая секвенция может придать развитию необычайный динамизм и вместе с тем высшую естественность. Но самым удачным открытием Вивальди стал ритурнель. Ритурнель (главная тема) неоднократно повторяется и чередуется с другими эпизодами концерта. Ритурнель всегда узнаваем, а эпизоды могут контрастно оттенять его. Таким образом, музыкальная форма получается ясная, простая, построенная на чередовании одной темы с несколькими другими. Такая форма будет казаться вечно обновляющейся и одновременно постоянной. Контраст и повторение – лучшего и желать нельзя!
СЕКРЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ – РИТМИЧНЫЕ МОТИВЫ!
“В быстром движении умей находить короткие ритмичные мотивы и сочетать их друг с другом.” Прочитав книгу или посмотрев фильм, мы можем пересказать хотя бы сюжет. Побывав на выставке, мы можем мысленно увидеть хотя бы одну – две картины. Но после симфонического концерта или оперного спектакля голова наша совершенно пуста. Мы не можем воспроизвести ни одной мелодии, если эти произведения слышали впервые. Вивальди понял, что наша память должна зацепить нечто такое, что будет представлять произведение в душе слушателя. Это должны быть короткие мотивы и фразы. Несложные, но яркие. Их ритмика должна быть индивидуальна и очень заразительна. Эти мотивы можно будет легко пропеть. Они должны быть невелики по объёму и запоминаемы. Из таких мотивов складываются все быстрые мелодии Вивальди.Давайте сделаем выводы.Музыка Антонио Вивальди создана для радости и удовольствия. В ней есть все музыкальные соблазны : – её содержание связано с бытовыми жанрами,- она в изобилии насыщена виртуозной моторикой,- она построена на повторах и контрастах одновременно,- она состоит из коротких, ритмизованных фраз, которые легко запоминаются.Поэтому, следование своим правилам делает Вивальди создателем нового, популярного и общепринятого музыкального стиля. Его сочинения стали своего рода шлягерами и завоевали миллионы почитателей. Здесь я хочу обратиться к своим коллегам, музыкантам – исполнителям. Мы тоже можем многому научиться у итальянского маэстро. Всякий музыкант, кто хочет говорить не с избранными, а со многими, должен пользоваться его секретами. Они не устарели и поныне. Дорога к сердцу слушателя всегда была и будет одной и той же. Нужно планировать свои выступления по этим правилам, учитывая потребности публики. Играть то, что нравится людям, а не нам самим. Конечно, это не значит, что музыка более сложная хуже. Но, к сожалению, познакомиться с творениями Брукнера и Веберна смогут или, вернее, захотят не все. Так, давайте, исполнять такую музыку, которая оставаясь серьёзной, будет понятна каждому.
• продолжить знакомство с книгой Д.Кирнарской «Классическая музыка для всех» (Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта) (М.: Слово, 1997);
• продолжить знакомство с музыкой последнего гения итальянского барокко.
• мультимедийное пособие «Азбука искусства. Как научиться понимать картину» (ЗАО «Новый диск», 2007);
• фонограммы музыкальных произведений А. Вивальди.
Подготовка к уроку: ученики были разделены на пять групп, каждая готовила для представления на семинаре свой материал из книги Д. Кирнарской, а также работала с мультимедийными пособиями.
«Атмосфера праздника, большого события, присущая классическому концерту, говорит о чрезвычайном почтении композитора к публике. Он как будто выделяет слушателя из толпы, обращаясь к нему как к Личности. Не удивительно, что, слушая классику, вы начинаете больше уважать и себя, и Культуру». (Пианист и дирижер В. Ашкенази).
ХОД УРОКА
1-й этап. Экспозиция
Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомство с книгой Д.Кирнарской «Классическая музыка для всех».
Музыка — особый язык, средство познания жизни и людей, если найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.
Из всех видов искусства классическая музыка обладает наибольшей сложностью. В ней нет ничего внешнего, прямо связанного с действительностью, как сюжет в повести или фильме. Музыка всегда как бы воспаряет над реальностью, ее смысл не может быть разгадан до конца, и оттого она легко находит путь к человеческому сердцу. Иногда может показаться, что падение интереса к музыкальной классике естественно и современный человек легко обойдется и без нее. Нет большей ошибки, чем так думать: возможности классической музыки в развитии ума и души поистине беспредельны и несравнимы ни с чем. В опере, концерте, симфонии музыкальная идея все время обновляется, ее развитие часто непредсказуемо, и тот, кто с удовольствием слушает Бетховена, Брамса, Шостаковича, обладает «контактностью высшего типа», умеет следить за сложно текущей мыслью, понимает все ее нюансы. Разве не нужно такое умение артисту, художнику, бизнесмену или ученому?
Я знаю, что многие из вас с большим удовольствием и, главное, с уважением слушают классическую музыку. Я много раз наблюдала, как светлел ваш взгляд и наполнялись восхищением глаза, когда вы слышали прекрасные образцы классической музыки!
Вспомните свои любимые произведения и назовите их.
Вы не задумывались, почему некоторые музыкальные произведения становятся своего рода шлягерами на века и завоевывают миллионы почитателей?
Как пишет в своей книге «Классическая музыка для всех» Дина Кирнарская, просто в этих редких сочинениях любовь мастера к музыке и его любовь к публике достигли некоего равновесия: композитор как будто учел в процессе работы несовершенство нашего восприятия, слабость нашей памяти, нашу упрямую неспособность сосредоточить свое внимание и следить за сложно развивающейся музыкальной мыслью…
В истории классической музыки Антонио Вивальди первому довелось открыть этот «волшебный ларец», где хранились секреты популярности. Он первым нашел путь к сердцу каждого, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности. Вероятно, такая большая удача сопутствовала ему потому, что он действительно знал и любил публику. Он нашел верный тон для разговора с «человеком из зала».
Секреты популярности, открытые итальянским маэстро, не устарели и поныне.
2-й этап. Разработка
Секрет первый (1-я группа учеников)
Человек, увы, эгоистичен. Его мысли и желания сосредоточены на нем самом, обо всем он судит с высоты собственного опыта. Нам нравится то, что можно легко связать с известными жизненными впечатлениями. Не удивительно, что Вивальди, композитор барокко, «живописует» с натуры. Пример — цикл «Времена года». Своему наиболее известному произведению композитор предпослал программу, которой музыка старается следовать.
Однако это не значит, что музыка Вивальди превращается в иллюстрацию к картинам природы. Ведь публика, как оказалось, любит не только прямые указания композитора, но и намеки: достаточно, если музыка просто будет близка бытовым жанрам. Многие популярные произведения пронизаны мелодиями и ритмами бытовых жанров. Чрезвычайно широко пользуется такими интонациями и Вивальди. Ритмы и мотивы карнавалов и праздников, народных танцев вызывают в памяти радостное оживление и атмосферу вечного праздника на улицах Венеции.
Всей своей музыкой Вивальди сформулировал первый лозунг композитора, желающего снискать расположение публики: «Будь понятным!», что на языке его искусства означало: «Пользуйся прямыми жизненными ассоциациями».
А. Вивальди. «Буря на море». Части I и II (начало) (слайд).
Секрет второй (2-я группа учеников)
Натура человеческая противоречива, и наряду с тем, что есть в действительности и знакомо нам по опыту, мы хотели бы видеть и слышать нечто исключительное, украшающее и возвышающее нас. Публика любит все преувеличенное и романтическое, на что порой неспособна сама: безумную любовь, бесстрашные подвиги, опасные приключения. Человек в зале как будто впитывает в себя энергию и волю, присущие герою. То же происходит и в музыке: в душе обыкновенного человека, вероятно, нет той удали и задора, напора и силы, которые излучает музыка, написанная в темпе Allegro или Vivace. Быстрые, полетные звучания легче могут увлечь зал; вслушиваясь в них, мы будто стряхиваем с себя лень и вялость, становимся бодрее, собраннее.
Вивальди сразу отдал пальму первенства быстрым темпам, наполняя быстрые части своих концертов разнообразными моторными, виртуозными фигурами.
Итак, второй секрет популярности Вивальди гласит: «Отдавай предпочтение быстрым темпам. Публике никогда не покажется, что пассажей и фиоритур в твоей музыке слишком много!»
А. Вивальди. Струнный концерт ре мажор. I часть (слайд).
Секрет третий (3-я группа учеников)
Знатоку «музыкальной психологии» Вивальди сразу удалось захватить внимание: следуя своим рецептам, он делал свою музыкальную речь доступной и зажигательной. Теперь оставалось закрепить достигнутый успех.
Человек капризен, его внимание быстро рассеивается, ему надо все время переключаться на что-то новое. Однако при этом человеку свойственен консерватизм: всю жизнь он может придерживаться одних и тех же привычек, «охота к перемене мест» легко уживается в нем с тягой к «родному гнезду».
Наилучшим образом удовлетворить потребность публики в новых впечатлениях и вместе с тем в постоянстве Вивальди смог с помощью открытой им новой формы — модуляционного рондо. Рондо как возвращение главной мысли и ее чередование с новыми эпизодами известно еще со времен трубадуров: рефрен — главная тема появляется в концерте всякий раз в измененном виде, иногда не полностью и в другой тональности, чем в начале (отсюда и название от слова «модуляция» — изменение). Это придает форме иллюзию движения, и вместе с тем рефрен узнаваем. Контраст и повторение — лучшего нельзя желать. Эта форма так нравилась Баху…
Итак, секрет третий: «Найди гармоничное сочетание повторности и контрастов; назойливость и разбросанность одинаково вредны!»
А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром ми минор, I часть (слайд).
Секрет четвертый (4-я группа учеников)
Преуспев в искусстве возбуждать интерес публики и поддерживать его, Вивальди смог добиться максимального успеха — его музыка западала в память, запоминалась, к ней хотелось возвращаться вновь и вновь. У Вивальди сложилась броская, своего рода эстрадная манера письма. Он сразу понял, что после прослушивания музыки память должна «зацепить» нечто такое, что будет «представлять» произведение в душе слушателя. В музыке есть «опознавательные знаки», в роли которых выступают, как правило, короткие, четко ритмизованные мотивы — мелодический контур прост и легко запоминается. Эти мотивы легко пропеть, простучать, они невелики по объему.
Итак, секрет четвертый: «В быстром движении умей находить короткие ритмичные мотивы и сочетать их друг с другом!»
А. Вивальди. Концерт для двух труб с оркестром ре мажор, I часть (слайд).
Секрет пятый, оставшийся нераскрытым (5-я группа учеников)
Он касается медленных, протяжных мелодий для средней части концертов. Вивальди всегда умел придать им особую распевность, широту, сделать их как бы бесконечными. Мелодический дар — истинная драгоценность для композитора, пленяющего красотой мелодий, прямо ведущих к сердцу слушателя. В желании петь, выражать сердечное чувство в мелодии заложен своеобразный фундамент музыкальности как природного начала. Не потому ли некоторые мелодии редкого совершенства и красоты представляются многим людям едва ли не символом самой музыки? Чудо инструментального пения одним из первых сотворил Вивальди, он вдохнул в оркестровую музыку естественность и интонационную рельефность вокала.
На этот раз совет Вивальди сочинителю мелодий мог бы звучать примерно так: «Слушайся сердца своего, своей интуиции и, может быть, божественное вдохновение посетит тебя…»
А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром «Il Gardellino» («Щегол»). II часть (слайд).
Учитель. Задача книги — найти ключ к музыкальному содержанию, к тому, о чем говорит музыка и ради чего она создана.
Наш эпиграф к уроку вы найдете в книге. Слова принадлежат пианисту и дирижеру Владимиру Давидовичу Ашкенази, написавшему обращение к читателю.
А закончить наш урок я хочу словами автора книги Дины Кирнарской: «Можно не сомневаться, что каждый, кто полюбит классическую музыку, через некоторое время изменится: он станет деликатнее, умнее, а ход его мыслей приобретет большую изощренность, тонкость, нетривиальность».
Звучит концерт А. Вивальди «Времена года». Весна.
Творческое задание:для подготовки и проведения Недели музыки и МХК в нашей гимназии ученики 11-го класса готовят общую презентацию, иллюстрирующую музыку А. Вивальди, а также записи музыкальных произведений других композиторов (включая современные направления в музыке) для раскрытия темы данного урока, который будет представлен в концертной форме на сцене.
Антонио Вивальди: неизвестная жизнь известного композитора
Его именем назван кратер на Меркурии, он был одним из вдохновителей Баха и мог написать оперу за пять дней
В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.
Священник и музыкант
Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок появился на свет раньше срока на два месяца и был очень слабым, так что его крестили сразу же после рождения. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть, астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.
Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это не мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.
Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыке. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий.
В 1704 году, помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность. В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачом. Путешественники, побывав в знаменитом итальянском городе, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так музыкант был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат.
С 1713 Антонио пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие пять лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью. Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.
«Грехопадение» с сестрами
В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечатлением окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди.
Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании грехопадения. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.
Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Кроме того, Вивальди был одним из вдохновителей музыканта Баха. Среди почитателей таланта Вивальди был и император Карл VI, и в 1730-х Антонио задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия Вивальди в Вену умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый.
Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле. Музыкальное наследие Вивальди было предано забвению почти на 200 лет: только в 20-х годах ХХ века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство. К слову, он мог написать полноценную оперу за 5 дней. А в память об удивительном композиторе его именем назван кратер на планете Меркурий.
Почему «Времена года» Вивальди уже 300 лет не теряют актуальности и находят все новых и новых почитателей?
Существует мнение, что классическую музыку слушать сложно. Классика считается элитарным искусством, то есть не каждый способен понять всю прелесть музыкального произведения и в полной мере прочувствовать авторский посыл. Тем не менее, современные оркестры исполняют легендарные «Времена года» Вивальди, и на такие представления приходят толпы людей.
Почему же сложная для понимания классическая музыка собирает полные залы? Вивальди первым попытался внести какие-то изменения в привычное понимание музыки. То, что мы сейчас считаем классической музыкой, для 18 века было современным искусством, и разные композиторы представляли свои произведения по-разному. Если разобраться в творчестве композиторов несколько глубже, то сразу становится ясно, почему Вивальди был популярен в свое время и остается популярным сейчас.
Есть несколько секретов популярности «Времен года». Вивальди одним из первых музыкантов своего времени попытался сделать свою музыку проще. Чем проще мотив у композиции, тем легче он воспринимается слушателями. Основной инструмент Вивальди — скрипка. Несмотря на то, что, кроме скрипок, во «Временах года» не слышно практически никаких музыкальных инструментов, композиция не кажется сухой или скучной. Все дело в мелодии. Мелодия порывами теплого весеннего ветра влетает в уши слушателей и заставляет их напевать уже знакомый мотив в голове. Иногда от музыки даже появляются мурашки, о научном объяснении которых мы недавно писали.
Другой секрет заключается в стихотворениях. Специально для «Времен года» были написаны стихи. По задумке Вивальди, его музыку нужно было слушать параллельно с чтением текста. Это, по мнению композитора, помогало слушателям гораздо глубже погрузиться в создаваемый автором образ того или иного времени года. Так музыка легче усваивалась даже не самыми подкованными в музыке людьми.