в чем секрет скрипок страдивари
Секрет скрипок Антонио Страдивари. Справка
Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.
Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего «голоса».
За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.
Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.
Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.
В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.
Скрипка Страдивари «The Penny», которая будет выставлена на торги 4 апреля 2008 года Нью?йоркским аукционным домом «Кристис», была создана мастером 1700 году. В 1965 году музыкальный инструмент был приобретен талантливой британской пианисткой и скрипачкой Барбарой Пэнни, в честь которой и названа скрипка.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Все справки>>
Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари?
Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…
Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.
Некоторые факты из биографии Страдивари
Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.
Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.
Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.
Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.
О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…
Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.
В чём секрет скрипок Страдивари?
Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.
Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.
Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?
Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.
Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.
В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.
Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».
Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…
Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.
Исследователи раскрыли один из секретов скрипки Страдивари
Исследование, проведенное в соавторстве с учеными Техасского университета, подтвердило, что известный скрипичный мастер Антонио Страдивари и другие обрабатывали свои инструменты различными химическими веществами, которые позволяли получать уникальный звук. Некоторые из этих химикатов были идентифицированы впервые.
Джозеф Надьвари
Джозеф Надьвари, почетный профессор биохимии в Техасском университете, первым предложил данную теорию. Около 40 лет назад он доказал, что основной причиной безупречного звука инструментов, помимо высокого мастерства исполнителей, были химические вещества, которые Страдивари и другие использовали для обработки против поражения дерева вредителями. Международная группа ученых, возглавляемая профессором химии Тайваньского национального университета Хван-Чинг Тай, опубликовала свои результаты в Angewandte Chemie, ведущем химическом журнале Германии.
Внешний вид кремонских елей, из которых делали скрипки Страдивари и его современники, немного отличается от современных образцов в сторону желтизны, что является нормальным для состаренной древесины из-за спонтанного окисления лигнина. Клетки кремонской древесины демонстрируют нормальную морфологию при гиперспектральной визуализации с оптическим срезом. Исследования с использованием синхротронной рентгеновской томографии и сканирующей электронной микроскопией показывают, что кремонские ели сохранили неповрежденные клеточные и субклеточные структуры.
Гиперспектральные изображения елей для инструментов: а) Amati SC1, б) Stradivari SC4, в) современная SM3, г) современный SM5. д) Более широкие пики автофлуоресценции Amati SC1 и Stradivari SC4 предполагают химическую гетерогенность из-за окисления лигнина.
Затем ученые исследовали влияние старения на кремонские ели с использованием твердотельного ядерного магнитного резонанса, и они не показали признаков деградации. Напротив, кремонские клены демонстрируют значительную деградацию гемицеллюлозы и деметоксилирование лигнина. Такие различия могут быть вызваны только разницей в химическом составе древесины. Измерения жидкостной хроматографии показывают, что клен содержит в три раза более высокий уровень ацетилирования гемицеллюлозы, чем ель, которая превращается в уксусную кислоту при старении дерева.
Для поиска доказательств химических манипуляций была использована масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой (ICP-MS) для количественного определения более двух десятков элементов в образцах кремонской ели и клена путем переваривания древесной щепы в азотной кислоте.
Текущие результаты исследовательской группы показывают, что для обработки древесины мастера применяли буру, цинк, медь и квасцы вместе с известковой водой.
«Бура имеет долгую историю использования в качестве консерванта, восходящую к древним египтянам, которые использовали ее при мумификации, а затем в качестве инсектицида», — говорит Надьвари.
Он отметил, что каждый скрипач, вероятно, использовал свои собственные домашние методы обработки дерева. Данные методы, утверждает Надьвари, держались в секрете, так как в какой-то момент мастера поняли, что, помимо защиты, их обработка дает и механические преимущества. При этом рецепты лака не были секретом.
Команда ученых обнаружила данные химические вещества и внутри древесины, а не только на ее поверхности. По их словам, это напрямую повлияло на качество звука инструментов.
Теперь исследователи хотят собрать несколько десятков образцов не только скрипок Страдивари и Гварнери, но и других мастеров Золотого периода (1660-1750 гг.) из Кремоны (Италия).
netrmed
Об этом нужно знать
Секреты скрипок Страдивари
В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.
Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.
В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.
Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.
Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались «апельсиновые дольки». К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.
Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него «крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской».
Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.
На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.
При этом многие инструменты вообще были заново «перекрашены» при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.
У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.
В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.
Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.
Талант ученого и резчика
Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?
Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.
Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.
Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.
Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.
Секреты скрипок Страдивари и почему их так трудно воссоздать
О великом скрипичном мастере Страдивари слышали все, даже люди, которые понятия не имеют, что музыка делится на классическую и всю остальную. Для тех же, кто разбирается в «высоких материях», его имя является олицетворением непревзойденного качества. Широко распространено представление, что особенный звук инструментов Страдивари невозможно перепутать ни с чем.
В течение нескольких столетий музыканты, скрипичных дел мастера, инженеры и ученые пытались раскрыть секрет великого итальянца, но так и не смогли сделать это. Давайте узнаем, что выделяет инструменты Страдивари и почему их так трудно воссоздать. Естественно, по мнению ученых, занимавшихся изучением этих вопросов.
Страдивари пробует инструмент. Гравюра XIX века.
Антонио Страдивари (1644-1737) жил в городе Кремона на севере Италии. Считается, что в настоящее время в мире приблизительно 650 инструментов, изготовленных рукой мастера. Все они обладают огромной ценностью и востребованы среди лучших скрипачей планеты.
Начнем с рассказа о том, благодаря чему скрипка получает свое звучание. У неё четыре струны, которые крепко зажаты колками с одного конца и подгрифником с другого. Звучащая их часть тянется от верхнего порожка до подставки – эти две детали передают вибрации, вызывающиеся смычком, на корпус. Именно в этот момент скрипка получает свой характерный звук.
Корпус и воздух могут вибрировать на одной частоте – например, 440 раз в секунду, выдавая ноту «ля». Однако не все части инструмента генерируют одинаковые колебания. Отдельные детали вибрируют кратно чаще, например, 880 или 1320 раз в секунду. Эти звуки называются обертонами (гармониками). Форма корпуса и материал, из которого он изготовлен, самым непосредственным образом влияют на эти вторичные и третичные вибрации, усиливая одни и одновременно гася другие.
Строение скрипки.
Кроме того, форма и материал влияют на резонанс инструмента. Корпус скрипки, как и любой иной объект, на определенных частотах вибрирует «охотнее», чем на других. Если в этот момент происходит совпадение с частотой колебания струн, возникает резонанс.
Неповторимый звук скрипки, собственно говоря, определяется тем уникальным соотношением обертонов и резонансов, которые она производит в своем частотном диапазоне.
Исследователи, пытавшиеся открыть секрет звука скрипок Страдивари, с помощью 3D-сканирования составили карту их вибраций, но не обнаружили ничего выдающегося. Впрочем, привязка этой тайны к форме инструментов изначально выглядела несколько обреченно, так как итальянский мастер не придерживался какого-то одного шаблона и придавал своим шедеврам разные очертания.
Может быть, дело тогда в материале?
Корпуса скрипок изготовляют из нескольких пород дерева. Нижняя дека и боковая часть (обечайка), как правило, сделаны из клена, в то время как верхняя дека чаще всего еловая. При этом для скрипок годится не всякая древесина. Она должна быть жесткой и прочной, чтобы выдерживать натяжение струн, но при этом обладать упругостью, которая необходима для вибрации.
Скрипка Страдивари на выставке в Королевском дворце в Мадриде.
Известно, что Страдивари предпочитал использовать альпийскую ель. Это дерево растет медленно, из-за чего у него очень прямые и плотные волокна. Благодаря такой структуре материал получается прочным, легким и эластичным. Это именно то, что требуется скрипичных дел мастерам.
Кроме того, Страдивари выпало жить во время так называемого «Малого ледникового периода», причем в самую его холодную, третью фазу. Рост деревьев в это время значительно замедлился, из-за чего качество материала стало ещё лучше.
Группа швейцарских ученых попыталась получить дерево того же качества с помощью грибков. Эти организмы изменили структуру ели и клена, «съев» лишнюю часть клеток в толстых слоях древесины. Позже из этого материала были изготовлены инструменты, получившие помпезное название «биотехнологических скрипок Страдивари». Эксперты и ценители музыки отметили их великолепное звучание. Некоторые даже высказались в том плане, что они ничем не уступают творениям итальянского мастера.
Существует также гипотеза, что особый звук скрипки Страдивари получили благодаря обработке древесины солями и дымом
Химический анализ показывает наличие аномалий в материале, но из-за того, что мастер не оставил записей, описывающих свою технологию, никто не может сказать, как и с какой целью вызывались эти изменения.
В мастерской Антонио Страдивари. Картина Эдгара Банди, 1893 г.
Ученые, пытающиеся раскрыть секрет итальянского гения с этого направления, вынуждены «отматывать время назад» на основании современной химической композиции древесины скрипок. Так, например, проанализировав клен трех инструментов Страдивари, они обнаружили не только нормальные возрастные изменения, но и повышенное содержание алюминия, кальция и меди. Что прямо намекает на какую-то особую обработку.
Нельзя не упомянуть и теорию, которая гласит, что скрипки Страдивари звучат по-особенному в силу своего почтенного возраста.
Она предполагает, что дерево, неумолимо высыхая, меняет важнейшие свои характеристики. Оно дольше вибрирует, генерируя эффект демпфирования. Однако мощным контраргументом здесь является то, что до наших дней сохранились инструменты, изготовленные конкурентами Страдивари, в частности, Джузеппе Гварнери. Они создавались великолепными мастерами и ровно в то же самое время, но, как считается, звучат иначе.
Что в результате?
Наверняка известно следующее: Страдивари создавал великолепные скрипки, используя только лучшие материалы и, возможно, какие-то секретные химические ингредиенты. Не исключено, что его инструменты начинают иначе звучать с возрастом. В самых общих чертах это, в принципе, и все, что способна сказать наука. Вернее, точные её отрасли. Но, может быть, ответ следует искать в другом месте? Например, в области психологии?
В 2017 году специалисты провели двойные слепые тесты. О том, какой инструмент, современный или изготовленный рукой Страдивари, используется в том или ином случае, во время экспериментов не знали ни музыканты, ни наслаждавшаяся их игрой публика. В результате выяснилось, что никто из испытуемых не может надежно и достоверно определить, какую скрипку он только что слышал – старинную или современную.
Большинство участников эксперимента вообще отдали предпочтение звучанию инструментов, изготовленных в наши суетные дни. Это значит, что секрет Страдивари может иметь исключительно психологическую основу.
Когда скрипач знает, что держит нечто уникальное, имеющее огромную историческую и культурную ценность, передающееся из поколения в поколение, побывавшее в руках величайших музыкантов всех времен и народов, он наверняка и играет как-то по особенному. Зритель, наблюдая за этим человеком, за тем вдохновением, которое читается на его лице, за мимикой, передающей всю важность момента, заражается витающими в воздухе эмоциями, и тоже начинает иначе воспринимать звучащую музыку.
За примерами, подтверждающими обоснованность этой гипотезы, далеко ходить не надо. Известно, что дорогое вино кажется людям более вкусным и изысканным, хотя таковым на самом деле не является.
Интересности 18 октября, 2021 387 просмотров