в чем секрет классической музыки
Классическая музыка, чем она привлекает?
Практически вся прекрасная классическая музыка была написана на протяжении нескольких веков: в 18, 19 веке и в начале 20-го. Этот феномен совершенно необъясним.
Практически вся прекрасная классическая музыка была написана на протяжении нескольких веков: в 18, 19 веке и в начале 20-го. Этот феномен совершенно необъясним.
Возможно, он больше никогда не повторится, поскольку кардинально изменилась общечеловеческая культура и не в лучшую, а худшую сторону. В сторону упрощения и вульгарности. Неописуемая красота мелодий и совершенство в их звучании, одинаково воспринимается всеми людьми, подсознательно задевая наши чувства. А действительно настоящее искусство должно волновать не разум, а именно чувства.
Основной отличительной особенностью классической музыки является сочетание разнообразия художественных приемов с глубиной передаваемых переживаний.
Классическая музыка – это выбор избранных, настоящих ценителей искусства, в частности, музыки. Очарование звучания инструментов завораживает слух, под мелодии классики замечательно провести вечер вдвоем с любимым человеком, даже просто помечтать, уединившись. И именно в этом её красота и привлекательность, а главное отличие от музыки эстрады, классическая музыка – живая, вдумчивая.
Почитатели классической музыки открыты ко всему новому. Более того, ученые исследовали, что любовь к классической музыке добавляет женщине привлекательности.
А о позитивном воздействии классической музыки на человеческий организм и спорить бессмысленно. Такие произведения были созданы талантливыми, гениальными композиторами. Они вкладывали в музыку душу, собственные чувства, переживания, тем самым, отдавали музыке частичку собственной положительной энергии. И это не просто слова, а научные доказательства!
В зависимости от звуковой окраски и темпа, классическая музыка имеет разное влияние на организм. Она способна успокаивать, снимать стресс, бодрить и даже обезболивать. Таким образом, если после насыщенного трудового дня, мучает усталость и головная боль, послушайте Чайковского, Шумана, Шуберта. Такую релаксацию лучше получать лежа, максимально расслабляя свое тело. Закройте глаза и думайте только о приятном, тогда Вы получите наилучший эффект от музыки.
Классическая музыка также благоприятно влияет на определенные недуги. Чтобы скорее зажили рубцы при язве желудка и прошли болевые ощущения, рекомендуется слушать произведения «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Люди, страдающие на болезни сердца, могут слушать «Свадебный марш» Мендельсона. Люди, начиная со среднего возраста, часто страдают от бессонницы. Им поможет Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, «Мелодия» Глюка, вальсы Штрауса и хоровые произведения. Даже при онкологических заболеваниях врачи рекомендуют слушать Баха, Моцарта. Молодым мамам желательно для малыша включать так часто упоминаемого Моцарта. Он действует успокаивающе.
Произведения классической музыки просто обязаны быть в каждом доме, такая музыка умиротворяет, по-настоящему расслабляет и позволяет всегда быть здоровыми.
Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко
Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.
Фото белгородской филармонии
Зачем мне это нужно?
— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.
Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.
Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.
Как выбрать музыку?
— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.
Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.
Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.
Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.
Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.
Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии
На что обращать внимание?
— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!
Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.
На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.
Мне всё равно не понятно
— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.
Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.
Книги
— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».
Передачи и лекции
— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!
Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.
Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Что не стоит делать?
— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.
Пять причин, почему успешные люди выбирают классическую музыку
Успешные состоятельные люди, как правило, весьма рациональны, даже если речь идет о выборе музыки. Какие пять причин побуждают выбрать именно классическую музыку.
Причина первая. Сделано профессионалами
Имея возможность позволить себе лучшее, вряд ли захочешь питаться шаурмой из грязной привокзальной забегаловки, щеголять на деловой встрече в костюме, криво пошитом в нелегальном подвале, или доверять строительство фамильного особняка гастарбайтерам-неумехам. Это невыгодно, небезопасно, и, как минимум, странно.
Ну и зачем, спрашивается, слушать музыку сомнительного качества, если можно выбрать шедевры от лучших профессионалов.
Качественные вещи не только приятны в использовании, но и весьма практичны, поскольку служат верой и правдой, не подводят в неожиданный момент, и не вредят здоровью. Напротив, некачественные вещи могут и подвести, и здоровью навредить.
С некачественной музыкой все то же самое. Да-да, музыка, как попало склепанная из двух разученных аккордов, может оказаться опасной для здоровья.
Причина вторая. Классическая музыка полезна для здоровья
Неизвестно, профессионализм ли классических композиторов тому причина, или это следствие их гениальности, но факт остается фактом: прослушивание классической музыки полезно для здоровья.
Непрофессиональная музыка, наоборот, может оказывать противоположный эффект и вредить здоровью: разбалансировать нервы, вызывать бессонницу, депрессию, усиливать хронические заболевания.
Чтобы не рисковать здоровьем, выгоднее слушать проверенную веками классическую музыку.
Причина третья. Сложная интересная музыка развивает мозг
Причина четвертая. Подать пример детям
Узнав о пользе классической музыки для здоровья и умственного развития, многие родители, разумеется, захотели приобщать к классике детей.
Однако непреложный закон воспитания гласит: дети воспринимают мир по-своему и подражают не нашим словам, а только нашим поступкам!
И если глава семейства вещает потомкам о пользе классики, но сам предпочитает «поющие трусы», то ничего удивительного, что и «неблагодарные» отпрыски тоже не желают слушать «скучную тоску».
Дальновидные родители приобщаются к классике сами, чтобы подать детям личный пример и привить им неподдельный интерес к важной и полезной музыке.
Причина пятая. Блеснуть эрудицией при случае
Разбираться в классике не менее престижно, чем разбираться в антиквариате, дорогих часах или ювелирных украшениях.
Приятно и полезно лишний раз предстать в образе интеллектуала и эрудита на светском рауте, деловой вечеринке или в глазах прекрасных дам (либо благородных кавалеров).
Просто, как большинство аристократических удовольствий, классику требуется сперва распробовать, как постепенно распробуют чай изысканных сортов или изысканные вина многолетней выдержки.
Без предварительной подготовки невозможно ни пройти лунки в гольфе, ни сыграть партию в шахматы, ни прочувствовать все нотки и ароматы коллекционных напитков. Зато через тренировку и понимание приходит и подлинное наслаждение, уже не требующее усилий.
Комментарии (0)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
7 полезных свойств классической музыки
1. Оптимизирует работу мозга
Еще одни исследования показали, что классическая музыка повышает работоспособность, в частности, улучшает работу мозга. Такие выводы были сделаны после того, как группа студентов написала тесты до и после прослушивания камерных композиций. Те, кто писал тесты после концерта классической музыки, справились с заданиями намного лучше, чем другие.
2. Лечит психические заболевания
3. Расслабляет
Под гармоничные классические мелодии можно отдыхать и душой, и телом. Она способствует релаксации и полному умиротворению, лучшему засыпанию и качественному отдыху.
4. Избавляет от раздражительности
5. Обезболивает
Классическая музыка эффективно утоляет боль. Доказано, что благозвучные мелодии воздействуют на участки мозга, отвечающие за удовольствие, а следовательно, существенно облегчаются болевые ощущения, даже после операций. Заменить обезболивающие лекарства музыка, конечно, не сможет, но помочь справиться с дискомфортом и депрессиями – вполне.
6. Помогает худеть
7. Нормализует давление
Медики отмечают положительное влияние классической музыки на самочувствие пациентов, страдающих повышенным или пониженным уровнем давления. Особенно эффективной в этом случае является 9 симфония Бетховена. Она нормализует кровяное давление и синхронизирует биоритмы человеческого организма.
Теперь у вас есть как минимум семь причин обзавестись записями классической музыки или абонементом на концерты камерных оркестров. Получайте эстетическое удовольствие и пользу для здоровья одновременно, ведь это так просто, доступно и приятно.
Разбираемся в классической музыке: как начать ее слушать и даже полюбить
Постоянные посетители концертов в Мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классики небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru начинает публиковать серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике. Первый выпуск посвящен самому сложному — с чего начать свой путь к серьезной музыке.
Нужно ли готовиться к походу на концерт?
— Прежде чем начать слушать классическое произведение, можно обратиться к бэкграунду — узнать, на фоне каких исторических событий была написана эта музыка, что в этот момент происходило в жизни композитора. По моему мнению, так ее будет легче воспринимать. Лучше не ждать, что понимание придет само. Наоборот, это требует определенной подготовки, вложений. Ничего страшного, если сначала сложно отличить музыкальные стили. Это все нарабатывается — было бы желание.
Мы с моими коллегами — музыкантами и художниками из «Школы / Škola crew» — занимаемся таким ликбезом. Перед концертами я даю слушателям базовые знания: рассказываю о композиторе, жанре, истории создания. Но бывает и наоборот, когда слушателю проще сначала познакомиться с произведением, а потом уже узнать все остальное о нем.
Можно ли притвориться, что разбираешься в классике?
— Конечно! Наденьте свой лучший костюм, идите в филармонию, займите свое место, сделайте лицо построже и постарайтесь примерно 120 минут (с перерывом) не выдавать, что вам скучно.
Главное правило — никогда не аплодируйте первым. Аплодируйте, когда все остальные это делают, но ни в коем случае не между частями произведений — это моветон (самое смешное, что никто из сидящих в зале на самом деле не знает, почему нельзя это делать). Так вы точно сойдете за знатока, и никто не заподозрит, что вы чего-то не понимаете.
А если серьезно — зачем притворяться? Просто получайте удовольствие от того, что слушаете.
На концерте интересно, но почему-то клонит в сон. Это плохо?
— Нет. Неподготовленному зрителю действительно очень сложно высидеть весь концерт, сконцентрировавшись исключительно на музыке. Поэтому в команде «Школа/Škola Crew» есть художники, которые к каждому концерту готовят анимированные проекции. Перед этим мы вместе разбираем произведения — изучаем историю их создания, биографии авторов, выделяем смысловые части.
С произведений какого композитора лучше начать?
— Здесь единого рецепта нет. Для того чтобы понять, что вам по душе, нужно послушать произведения разных композиторов. Кто-то лучше воспринимает Моцарта, кто-то — Чайковского, а кто-то — Дебюсси. Одно можно сказать с уверенностью: если вы не начнете слушать музыку, то вы никогда не узнаете, кто вам больше нравится.
Можно попробовать подступиться с другой стороны: начать слушать современных композиторов, с которыми нас разделяют не века, а годы. Но вот мой совет: постарайтесь дослушать произведение до конца.
Что лучше — живой концерт или хорошая запись?
— Разница, конечно, есть, но одно не исключает другого. Если вам комфортнее слушать музыку дома — пожалуйста. Но на концерте больше шансов установить прямой контакт с исполнителем, оказаться с ним на одной волне. Музыка влияет на вас именно в ту самую секунду, именно в то время, когда исполняется. И вы не просто слушатель, а соучастник. Бывает, что во время выступления у исполнителя возникает особое вдохновение, которого не было во время записи.