в чем секрет гениев
В чем секрет гениальности?
Загадка великого разума
Заместитель директора по научной работе Института физиологии Национальной академии наук Владимир Кульчицкий:
— Действительно, вес и размеры мозга однозначно не влияют на то, будет ли человек гениальным или нет. Более того, к примеру, у Анатоля Франса мозг не весил и кило, а это даже меньше, чем у некоторых человекообразных обезьян. У Тургенева, наоборот, масса мозга была более 2 кг. Но каждый из этих писателей отличался особой гениальностью.
Хорошо, только таких параметров для объяснения природы гениальности недостаточно. Но ведь и других четких критериев не нашлось!
— Человеческий мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой в единую сеть. И все эти связи и особенности соединения определяют эффективность его работы, — объясняет тонкости Владимир Кульчицкий. — У гениев конфигурация нейронной сети более вычурная и работает по–другому. Есть и так называемый доминантный очаг, который в определенный момент времени работает более продуктивно: если вы складываете в уме числа, активнее будет одна часть мозга, если рисуете — усерднее станет другая. У гениев этот очаг в моменты сосредоточенности выражен отчетливее, и он может даже гасить активность всех остальных.
И тут ученых интересует вопрос: функционально активная зона мозга так выделяется, потому что, скажем, человек всю жизнь занимался музыкой или математикой? Либо потому, что это врожденная особенность, которая и позволила лучше других чем–то заниматься? Сегодня исследователи единодушны в одном: гением надо родиться. Взрастить из обычного человека второго Пушкина, Моцарта или Менделеева, увы, не получится. Конечно, терпение и труд многое перетрут — можно достичь высот в физике, искусстве и музыке, но без врожденных задатков не встать вровень с гениями, не потрясти мир величайшими открытиями и произведениями. Впрочем, и имея талант, можно так и не стать великим. Поэтому, выводя «формулу гениальности», ученые наряду с физиологическими особенностями строения мозга указывают еще на среду, воспитание и образование. К примеру, у Паганини и Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве, и с ними начали усиленно заниматься. Вообще, «предрасположенность к гениальности», как правило, проявляется на старте. Во внутриутробном периоде и сразу же после рождения происходит наиболее интенсивное образование нейронных сетей мозга, и чтобы вырастить из младенца если не гения, то хотя бы просто умного человека, с ребенком надо интенсивно заниматься: разговаривать, читать, слушать музыку, играть. Иногда врожденные способности у маленьких гениев остаются в зачаточном состоянии, если их не развивать. Здесь впору вспомнить классический пример — детей–маугли: оказавшись сызмальства среди животных, они спустя годы с трудом овладевают элементарными человеческими способностями, научить их общаться с помощью речи фактически невозможно.
Другой вопрос, волнующий многих: может ли гениальность передаваться по наследству? Такой закономерности ученые тоже пока не вывели. Вот ум, одаренность и предрасположенность к какому–либо виду деятельности — да. Но ведь и не зря говорят, что на детях гениев природа отдыхает.
Гениальных людей, как правило, считают в лучшем случае слегка чудаковатыми и со своими странностями. Некоторым приписывают серьезные психические расстройства. Неужели сумасшествие является своего рода платой за гениальность, спрашиваю у доктора наук, врача–психиатра Сергея Игумнова:
— Большинство людей, признанных гениальными, не имели каких–либо определенных признаков психических расстройств. Другое дело, что гениальные люди обостренно восприимчивы, способны на длительное время отрешаться от всего, что мешает их творчеству, выделяются активным стремлением к самоутверждению и зачастую игнорируют условности, которым подчинена жизнь обычного человека. Многим одаренным личностям действительно в силу этого свойственны бытовая неустроенность, чувство одиночества, боязнь утратить свою творческую свободу. Но формирование этих черт никоим образом не может быть объяснено только психической патологией.
По результатам исследования университета Макмастера, только в 9 случаях из 29 обнаружилась явная связь между психическими расстройствами и творческими способностями, а в 15 никакой корреляции между ними не было вовсе. Но за многими великими гениями слава чудаков закрепилась прочно. Так, Шиллера вдохновлял запах гнилых яблок: обычно ими был набит ящик его письменного стола. Академик Сахаров любил жарить соленую селедку, потому что предпочитал все теплое. О Гете многие биографы пишут, что тот ненавидел запах чеснока, лай собак и людей в очках. Оноре де Бальзак в день выпивал до 50 чашек кофе. Но с маленькими странностями великих людей принято мириться и относиться со снисхождением: гениям же простительно.
Кстати
100 гениев современности
Так называется список, составленный консалтинговой компанией Creators Synectics в 2007 году. Рейтинг вызвал широкий общественный резонанс. К примеру, на одной ступени здесь стоят писательница Джоан Роулинг и изобретатель автомата Михаил Калашников, духовный лидер Далай–лама, кинорежиссер Стивен Спилберг, робототехник из Японии, физиолог из Великобритании и поэт из Ирландии. Кроме Калашникова, в списке еще два гения из России: шахматист Гарри Каспаров и математик Григорий Перельман.
Как мыслят гении
Любовь Карась
Существуют ли критерии гениальности? Как отличить умного или творческого человека от гения? Правда ли, что эти люди — безумцы? Феномен гения до сих пор исследуется, и само понятие не имеет четкого определения. Тем не менее современные исследователи предполагают, что гениальность не измеряется IQ-тестами и может проявиться у любого человека вне зависимости от его возраста, опыта и наследственности. Т&Р сделали перевод статьи «Как работает гениальность», в которой собраны различные теории гениальности, интеллекта и креативности.
Как измерить гениальность?
Альберт Эйнштейн в возрасте 26 лет разработал теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и как волна. Также он создал свое знаменитое уравнение E = mc², описывающее взаимосвязь между материей и энергией. Без сомнения, Эйнштейн был гением. Таким был и Исаак Ньютон. Он также сыграл большую роль в развитии математического анализа, который некоторым людям трудно понять даже после обширных занятий в классе. Другой гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет. Моцарт написал сотни произведений перед своей смертью в 1760 году в возрасте 35 лет.
Есть две важные вещи, которые затрудняют изучение гения:
1. Гениальность субъективна
Некоторые люди настаивают на том, что любой человек с коэффициентом интеллекта (IQ) выше определенного значения является гением. Другие считают, что тесты IQ измеряют только ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые убеждены, что высокие результаты тестов не имеют ничего общего с гениальностью.
2. Гениальность — это масштабная концепция
Такое субъективное понятие, как гений, нелегко измерить, проанализировать или изучить. При изучении того, как работают гении, неплохо было бы начать с определения того, что такое гений. В этой статье гений — это не просто человек с исключительно высоким IQ. Напротив, гений — это чрезвычайно умный человек, который открывает новые горизонты с помощью открытий, изобретений или произведений искусства.
Гениальная работа меняет взгляд людей на мир или сферу, в которой они работали
Другими словами, гений должен быть умным и способным использовать этот интеллект продуктивно и масштабно. Но что заставляет человека совершать эти поступки? У него другой, более подвижный мозг? Исключительный интеллект? Это способность замечать информацию, которую другие не воспринимают?
Человеческий мозг и гениальность
Мозг регулирует системы органов вашего тела, контролирует чувства обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха, обрабатывает эмоции, позволяет думать, анализировать информацию и решать проблемы. Ученые не выяснили, как именно работает серое вещество в вашем мозгу, но есть представление о том, какая часть позволяет думать. Кора головного мозга на внешней части мозга является местом, где происходят мысли и рассуждения. Это высшие функции вашего мозга; низшие функции, относящиеся к основам выживания, выполняются глубже.
Кора головного мозга — самая большая часть вашего мозга. Если вынуть и растянуть ее, она будет размером с несколько страниц газеты. Головной мозг разделен на несколько долей, и разные области внутри этих долей решают определенные задачи, связанные с мышлением:
Фронтальная: речь, мысль и память
Теменная: сенсорная информация от тела
Темпоральный отдел: слуховая информация
Затылочный отдел: визуальная информация
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, проведенный в 1999 году, также подтверждает эту теорию. Мозг Эйнштейна был немного меньше среднего мозга. Однако части его теменной доли были шире, чем у большинства людей. В теменной доле Эйнштейна также почти не было трещины, обнаруженной в мозгу большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие трещины означает, что различные области его мозга могут иметь лучшее сообщение между собой.
Способ развития мозга важнее, чем его размер
Кора головного мозга человека становится толще в детстве и тоньше в подростковом возрасте. В некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей, однако эти качества необходимо развивать.
Гений и интеллект
Тестирование интеллекта существует тысячи лет. Китайские императоры использовали проверку способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 году до нашей эры. Тесты на интеллект начали существовать в конце XIX века. Сегодня тесты IQ обычно измеряют память человека, а также языковые, пространственные и математические способности. Теоретически эти тесты измеряют фактор, известный как g.
Стандартизованные тесты на IQ прогнозируют, насколько хорошо ребенок будет успевать в школе. Они часто используют тесты, чтобы определить, каких детей поместить в классы для одаренных. Большинство колледжей и университетов, а также некоторые работодатели также используют стандартизированные тесты как часть рекрутинга.
Однако эти тесты нельзя считать надежными. В целом люди с более низким уровнем дохода, как правило, получают более низкие баллы, чем люди из других экономических групп. Критики утверждают, что это делает тесты IQ несправедливыми, и указывают на несправедливость и неравенство в обществе.
Другая триархическая теория человеческого интеллекта Роберта Дж. Штернберга заключается в следующем: общий интеллект представляет собой комбинацию:
Творческий интеллект, или способность генерировать новые интересные идеи
Аналитический интеллект, или способность изучать факты и делать выводы
Практический интеллект, или способность вписаться в окружающую среду
Всех гениев объединяет одна очень важная способность — они обладают огромным творческим интеллектом. Без этого они были бы исключительно умными
Есть большая разница между умным и гением. Хотя гении обычно исключительно умны, они также используют воображение и творческий потенциал, чтобы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей области интересов. Они открывают новые горизонты, а не просто запоминают или повторяют существующую информацию.
Творчество гениев также связано с производительностью и упорным трудом. Иногда самые яркие примеры гениальности связаны с людьми, которые создают свои лучшие работы в молодом возрасте, как Эйнштейн и Моцарт. Некоторые, например Людвиг ван Бетховен, лучше всего проявили себя в среднем возрасте.
Исследователь Дэвид Галенсон в своей книге «Старые мастера и молодые гении» предполагает, что творческие люди делятся на два типа:
Концептуальные новаторы мыслят смелыми, резкими скачками и делают все возможное, когда молоды
Новаторы-экспериментаторы учатся методом проб и ошибок и делают все возможное после длительных экспериментов
Критики утверждают, что теория Галенсона упускает из виду людей, которые на протяжении всей своей жизни делают исключительную работу. Вместо того чтобы быть экспериментальным или концептуальным, они могут быть где-то посередине.
Возможно, мы никогда не узнаем точно, откуда берется творчество, почему некоторые люди более креативны, чем другие, в каком возрасте проявляется гениальность. Но ясно, что гении играют ключевую роль в достижениях науки, технологий. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совершенно другим.
Секреты гениальности
Секреты гениальности известных людей
Как не удивительно и даже немного печально, но ответ на все эти вопросы очень прост. Первая категория людей которая почему-то добивается быстрых результатов, чаще всего знает чего она хочет добиться в этой жизни, и имеет свое любимое, хорошо организованное, и конечно же прибыльное дело. У них есть свой план на день, на год, а иногда даже и на жизнь.
Секрет достижений великих людей
Вторая же более многочисленная категория уже менее успешных граждан, чаще всего наоборот даже не представляет в каком направлении они хотели бы развиваться, и даже куда деть свое свободное время, поэтому чаще всего не развиваются ни в каком. Они привыкли чаще слушать других, чем себя. И конечно же, чаще всего недовольны своей жизнью, рабочим днем, а даже как не парадоксально иногда и самим собой.
И если бы не тяжелая работа которую с удовольствием им предоставляет первый класс осознанных людей, что бы хоть как-то организовать их бессмысленное время, то они бы целыми днями пили пиво, сидели бы в макдональсе, или у телевизора смотря футбол. Ну или даже в лучшем случае они бы сидели в социальных сетях с извечным вопросом в статусе, «кто знает чем можно заняться?», «мне скучно» и подобным.
Ну или даже с вариациями например, рассылкой любимых вопросов сотням своих друзей «привет, как дела?», «не знаешь что можно посмотреть или послушать?». Ну или бездумным поиском на ютубе какого-нибудь новенького видео с кошками, или чего нибудь прикольного в стиле поржать и приколоться.
И конечно, если им не найдут чем заняться другие, то они предпочтут заняться ничем, или ничем конструктивным для своей будущей жизни.
Секрет развития гениальности
И вот первый секрет гениальности заключается как раз таки в том, что бы этого ничего и не делать. Как так нечем заняться?) В мире столько всего интересного и полезного, другие люди просто мечтают о 25 том часе в сутках.
Сначала это будет мама с предложением сходить в магазин или выбросить мусор, затем друзья зовущие поплевать семечки у дома, и ждущие вас с нетерпением фотографии и сообщения в социальных сетях. Ну и в итоге, конечно же суровый и бессердечный начальник, который уж точно знает чем вам заниматься в рабочее время, а иногда даже и сверхурочно на благо вашей компании.
На самом деле конечно же никакой несправедливости и в помине не существует, если у вас нет мечты, но есть свободное время, вы просто обязаны реализовать мечту того человека у которого она есть. Грандиозные мечты же как-то должны исполняться, вот природа и придумала этот механизм.
И теперь если есть человек у которого нет мечты, он просто помогает исполнить мечту того, у кого она есть, и кто знает те самые пресловутые секреты гениальности. Зато тот человек у которого нет мечты, заменяет свою реальную мечту на мечту получить деньги, и в итоге даже получает за эту рабскую работу немного денег на то, чтобы не умереть с голоду.
Мечтать полезно
И на самом деле с позиции гениальных мечтателей и бизнесменов мечтать очень полезно. Но при этом также правильно что способных мечтать и развиваться совсем немного, ведь если у этого человека появиться свободное время на саморазвитие, у него может появиться и своя мечта, тогда другим осознанным людям будет сложнее осуществить свои большие мечты.
Поэтому сегодня я и предлагаю вам узнать как же разумнее всего организовать свой день что бы в итоге стать тем самым человеком который организовывает время других для исполнения своей хорошей конструктивной мечты. А не тем спящим рабочим винтиком, за чей счет свою мечту реализовывают другие более осознанные люди.
Итак это уже третья часть статьи о грамотной организации своего рабочего времени, и конечно о простых секретах гениальности, которые вы можете применить в своей жизни. Ранее мы уже рассмотрели 2 важных дела которыми я вам предложил заниматься по 30 минут каждый день: это изучение иностранных языков и физическое развитие.
Бизнес медитация
Но двух дел конечно же будет очень мало, если вы всерьез решили выбраться из того порочного рутинного круга прожигания собственной жизни в который вы уже наверняка попали. Поэтому предлагаю вам и третье дело каждого дня, так называемую бизнес медитацию.
Не знаю существует ли сам термин бизнес медитация или я его придумал только что, но вот что я под ним понимаю… Так как до настоящей медитации мы еще недоросли, да и это еще большой вопрос страниц на десять печатного текста нужна ли она вообще. То для начала мы попробуем привести в порядок хотя бы свои мысли.
По сути медитация это инструмент для гармонизации и развития уровня сознания, но пока у нас еще большие проблемы с более банальными вещами. Для начала огромным шагом вперед будет разобраться нашей физической и бытовой жизнью, с нашими поступками и мыслями. Применить на практике первые секреты гениальности, а уже потом если вы захотите, сможете включить в свой день и обычную медитацию.
Итак бизнес медитация будет включать в себя только 100% необходимые и работающие вещи. Фактически это будет то самое время в вашей жизни, которое будет посвящено только вам. Ведь подумайте чаще всего все 24 часа в день мы думаем о чем угодно, но только не о себе, своих проблемах, перспективах и планах на жизнь.
Страх узнать себя
Возможно конечно что мы просто боимся думать, ведь если начинаем думать о себе, сразу же в голову лезут самые пессимистичные мысли о неудачах и бесперспективности бренной жизни. Но этого бояться мы тоже не будем, ведь мы начали путь своего успеха и развития поэтому у нас определенно все будет хорошо, и именно мысли о своем настоящем и чудесном будущем нам в этом помогут.
Стратегия жизни
Здесь вы можете импровизировать от глобальных вопросов: Счастлив ли я, если нет то почему? Занимаюсь ли я любимым делом, или просто продаю за еду и ночлег свое личное время. Какая у меня перспектива, что объективно измениться в моей жизни через год, насколько я стану счастливее и успешнее, если я не начну предпринимать ничего нового. Или все-таки стоит поискать и попробовать внедрить в свою жизнь какой-то новый секрет гениальности.
Верен ли тот путь по которому я иду сейчас, или еще не поздно одуматься и свернуть с пути ведущего в ту реальность, в которой вы совсем не хотите оказаться. Примерно как всегда любил говорить Стив Джобс, «я каждое утро спрашиваю себя перед зеркалом счастлив ли я, иду ли туда куда надо, и если 3 дня подряд ответом на этот вопрос будет нет, то я что-то меняю в своей жизни».
Тактика жизни
Итак, когда вы конструктивно решите все эти важные проблемы останется только порадоваться за вас, вы уже автоматически войдете в менее чем в один золотой % общества, который имеет свои более менее конкретные планы на эту жизнь. После этого развивайтесь дальше, думайте как и куда улучшить свою жизнь, и у вас обязательно появятся новые важные вопросы для размышления в вашей бизнес медитации.
А если даже и не появятся другие мысли, тоже хорошо, попробуйте по созерцать свою будущую мечту, или даже медитировать по настоящему. Возможно теперь, когда вы обрели гармонию в мыслях, вам откроются новые секреты нашего бренного мироздания. Чего я вам конечно и желаю.
Ну а последние 3 важных дела вашего трудового дня, читайте уже в следующей статье про то, как планировать свой день. Из которой вы узнаете (если вам еще не надоело мое далеко не компактное изложение вопроса), еще не один секрет своей будущей гениальности и секреты достижений великих людей. И не забудьте прочесть прошлую часть статьи о секретах того, как стать гениальным.
7 принципов развития гения: думай как Леонардо
Каждый родитель хоть раз (в шутку или всерьёз) задумывался, что бы было, если бы его ребёнок оказался гением. Можно ли вырастить гения и какими качествами он должен обладать? Наш блогер Алексей Дёмин рассказывает о семи принципах, в соответствии с которыми жил, работал и творил Леонардо да Винчи.
Все знают Леонардо да Винчи как художника, написавшего «Мону Лизу». Этого шедевра уже достаточно, чтобы признать человека гением. Однако жизнь и творчество Леонардо достойны более глубокого изучения — кроме художественных произведений (живописи, скульптуры, рисунков), он известен своими научными исследованиями и открытиями в десятках областей науки. Многие его открытия опередили его время на несколько веков: вертолёт и дельтаплан, танк и автомобиль, водолазный костюм, парашют, холестериновые бляшки и эволюция человека, город будущего, роботы и другие.
Где посмотреть работы Леонардо да Винчи?
Посмотреть живопись, рисунки и изобретения гения можно в сети. Начните с этих четырёх сайтов с описанием картин и возможностью их увеличивать:
«Атлантический кодекс» — полная рукопись с удобным визуальным поиском и высоким качеством изображений страниц. Это новый проект музея Амброзиана к 500-летию Леонардо.
Искушённых искателей удивят эти сайты на английском языке — рукописи и рисунки откроют Леонардо-изобретателя:
В чём секрет гениальности Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи считают одним из ярчайших представителей универсального человека: его интеллектуальные способности, интересы не ограничивались одной областью знаний, он добился ощутимых результатов по всем направлениям деятельности. Сегодня его имя стало синонимом гениальности. Как ему это удалось? Какой секрет скрывает выдающийся гений?
Кто-то считает, что секрет мастера в том, что он спал по четыре часа в сутки, а остальное время усердно работал. Попробуйте — кроме ужасного недосыпа и рассредоточенности, не получите ничего!
Другие изучают его особый режим дня. Возможно, он поможет тому, кто чётко знает, что делать день за днём и год за годом, но дедлайны и жизнь по строгому распорядку вместо стимуляции творчества могут довести до депрессии и нервного срыва.
Третьи видят секрет в том, что он родился в нужное время и в нужном месте. Леонардо рос, учился и работал во Флоренции в то время, когда она расцвела и стала центром Ренессанса. В это время творили (многие в той же Флоренции) Боттичелли, Босх и Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие выдающиеся художники. Сам дух времени помог Леонардо раскрыть таланты. Но благополучное окружение не всегда на 100% гарантирует развитие гениальности.
Главным секретом гениальности Леонардо я считаю его жизненные принципы — то, как он относился к окружающему миру, к себе и своей деятельности. Возможно, правила, которые помогли человеку эпохи Возрождения найти своё призвание и раскрыть потенциал, помогут и нам. Вот семь принципов развития Леонардо да Винчи:
1. Не ограничивайтесь одним направлением развития
Знаю от своих студентов, что после окончания вуза многие идут работать и понимают, что им неинтересно то, чему они учились всю свою сознательную жизнь. На их выбор профессии влияют необходимость («нужна высокооплачиваемая работа»), мнения окружающих («ты должен быть адвокатом») и изменчивость самого мира («говорят, что за айтишниками будущее!»). Так мы получаем разочарованных и глубоко несчастных людей, вынужденных ходить на скучную работу день за днём. Дам совет родителям.
Не давите на детей в выборе жизненного пути: вы можете ошибиться, сделать их несчастными и остаться виноватыми, что помешали им найти себя
Леонардо, напротив, пробовал всё, что ему было интересно. Многие современники не понимали его и считали чудаком: «Почему да Винчи снова взял заказ и не сделал его?! Зачем он тратит своё время на какие-то непонятные изобретения?! Почему он не пишет картины? Он же талантливый художник!» Примерно так говорили о нём. Да, он часто брался за то, что увлекало, и не доводил дела до конца. Постоянно находился в поиске, не желая останавливать движение мысли. Многие его записи и зарисовки — это попытка зафиксировать идею; переключаясь на другую, он мог потерять нечто важное.
Наверняка вы замечали, что в большом потоке дел вы больше успеваете. Переключение с одной деятельности на другую обогащает обе: творчество — логику, математика — искусство. Попробуйте себя во всём, что интересно, — это лучший, если не единственный способ найти призвание и понять, чем точно вы не хотели бы заниматься в жизни. Кстати, один из моих старых переводов как раз на эту тему: «40 альтернатив высшему образованию». Не слушайте никого, кроме внутреннего да Винчи. Ведь вы можете быть гением!
2. Будьте любопытны
«Радость понимания — величайшее в мире наслаждение» (Леонардо да Винчи). Задавайте вопросы обо всём, с чем сталкиваетесь. Иногда кажется: если мы что-то часто видим и пользуемся этим, то всё об этом знаем. Это ошибочное впечатление. Примером может быть смартфон: каждый пользуется им ежедневно, но попробуйте объяснить его устройство и принципы работы — убедитесь, насколько это сложно (если вообще возможно). Многие не знают очевидных вещей просто потому, что никогда не задумывались над ними, не обращали внимание и не пытались вникнуть в их суть.
Да Винчи всё подвергал сомнению, исследовал и проводил опыты: искал анатомический механизм, заставляющий людей плакать и смеяться; наблюдал за полётом птиц, движением воды и воздуха, а затем проектировал летательные аппараты; черепаха натолкнула его на мысль о создании военной машины (танка), а солнечные лучи — на создание целой системы солнечных батарей.
Любопытство помогает раскрасить, оживить окружающий мир. Работаете на ноутбуке? Узнайте, как он устроен, и увидите привычную машину с новой стороны. Читаете новую книгу? Узнайте биографию автора, и книга будет восприниматься совсем по-другому. Ребёнок спрашивает, почему кошки так высоко прыгают? Почитайте об этом вместе.
3. Узнавайте то, чего боитесь
Правило связано с предыдущим. Часто границы любопытства и развития устанавливает страх. Поговорка «сон разума рождает чудовищ» значит, что мы боимся неизведанных вещей. Как только мы узнаём их, страх исчезает.
«Слепое незнание ведёт нас в никуда. О, несчастные смертные! Откройте свои глаза!» (Леонардо да Винчи)
Леонардо исследовал анатомию, но Церковь запрещала вскрывать трупы, признавая это незаконным, поэтому да Винчи приходилось делать это ночью. Леонардо преодолел страх и узнал то, чего не знал ни один из его современников, кроме Маркантонио делла Торре, анатомиста, с которым Леонардо иногда проводил совместные исследования. За два десятилетия художник «преодолел разрыв между средневековой и современной анатомией».
Часто причиной страха является незнание или непонимание. Когда я собирался посетить Нью-Йорк, моя бабушка была в ужасе. Она отговаривала меня всеми возможными способами, потому что очень боялась американцев. Её поколение верило в стереотип, созданный на основе слухов, домыслов, пропаганды и отсутствия фактических знаний. Когда я рассказывал ей об интересных (и совсем не страшных) людях, о городе и обо всём, что открыл в путешествии, видел, как её страх растворяется.
Вспомните хотя бы свой страх при первой поездке на велосипеде или за рулём автомобиля. Где сейчас этот страх? Вы его победили, потому что изучили.
4. Ищите связи
Универсальный человек (полимат, энциклопедист) видит мир с разных сторон. Одарённые люди умеют находить связи, которые другие не видят или игнорируют, поэтому они всегда имеют преимущество и достигают успеха. Леонардо напрямую указывал на этот принцип, считая его ключевым в развитии мышления: «Принципы развития совершенного интеллекта: учитесь науке искусства и учитесь искусству науки. Учитесь чувствовать, особенно видеть. Знайте, что всё в мире находится во взаимной связи».
«Он никогда нас не закладывал и не вызывал родителей»: монологи учеников Александра Солженицына
Когда-то для меня стало большим открытием, что люди не придумывают ничего из пустоты. Любой неожиданный образ, изобретённый или увиденный во сне, всегда будет соединением увиденных ранее образов — так устроен наш мозг. Всё, что люди придумывали за свою историю, — это соединение увиденных в природе вещей и явлений. «Природа — источник истинных знаний. У неё своя логика, свои законы, в ней нет следствий без причины и изобретений без надобности» (Леонардо да Винчи).
5. Будьте упорными и верьте в себя
В 1499 году Венецию осадил турецкий флот. Леонардо предложил городским властям помощь: он спроектировал водолазный костюм из телячьей кожи и трубки из тростника, соединённой с куполом на поверхности воды, который позволил бы человеку передвигаться под водой практически незамеченным. Водолаз мог пробить дно вражеских кораблей и спасти город от осады. Городские власти отказались от этой бредовой идеи.
Тогда многим людям его устройства казались наивными и бессмысленными, но сегодня, спустя 500 лет, мы знаем, что Леонардо был прав: по его чертежам изготовили водолазный костюм — идея была на 100% рабочей.
Его вертолёт, танк, дельтаплан, робот и многие другие изобретения были спроектированы, но не построены, потому что он опередил своих соотечественников в развитии и не все верили в работоспособность его машин. Большинство этих устройств создали спустя 50–200 лет, а его записи и рисунки были началом.
Если бы да Винчи послушал окружающих и не следовал за своим любопытством, то современный мир выглядел бы иначе
«Я люблю тех, кто в беде улыбается, кто черпает силы в трудностях, и смелость — в размышлениях. Дело маленьких умов — сжиматься, но те, чьё сердце твёрдо и кто действует по совести, будут преследовать свои принципы до конца», — считал Леонардо да Винчи. В каждом человеке скрыты таланты, но настоящих гениев единицы — это те, кому хватает смелости искать в себе таланты и упорства развивать их.
6. Никогда не прекращайте учиться
Леонардо да Винчи не родился знаменитым художником и изобретателем удивительных машин, он постоянно работал над собой. Более того, даже когда его способности в разных сферах были признаны, он не успокоился. Он учился всю жизнь — наблюдал за людьми, водой, животными, растениями. Да Винчи был по-настоящему любопытным человеком. «Познание никогда не утомляет разума», — говорил он.
Тягу Леонардо к саморазвитию можно понять, посмотрев на его «Кодекс Тривульцио» — рукопись, состоящую из длинных списков слов. Он записывал слова из авторитетных источников и заучивал их, чтобы улучшить знание языка и грамматики. Много ли вы знаете людей 35–40 лет, работающих над своей речью? Знаете?! Возможно, рядом с вами будущий гений.
По моим наблюдениям, одно из главных отличий молодых людей от пожилых не всегда кроется в возрасте. Многие пожилые считают, что знают всё о мире, поэтому перестают задавать вопросы, находить ответы и удивляться. Зрелые люди, не потерявшие любопытства, старятся медленнее (наверняка этому есть какое-то научное объяснение). И наоборот: есть молодые люди, которые в 25 лет ничем не интересуются и кажутся героями из сказки о потерянном времени.
«Железо ржавеет, если не используется; вода теряет прозрачность, если не движется… Так и разум теряет силу без активности» (Леонардо да Винчи). Интерес к поиску знаний — это ключ не только к развитию своих талантов, но и к долгой, увлекательной жизни.
7. Стремитесь к совершенству
«Мона Лиза» — известный пример стремления Леонардо да Винчи к совершенству. Более 14 лет он возил картину с собой, возвращался к ней во время работы над другими проектами, снова и снова переписывал, доводя до безупречного состояния. Чуть меньше времени (13 лет) Леонардо потратил на копию «Мадонны в скалах» (первый вариант занял «всего» четыре года).
Однако самая яркая иллюстрация амбициозности и требовательности да Винчи к своей работе — его конная статуя. Она должна была стать самой большой в мире. Леонардо изучал натуру, делал наброски, проектировал монумент на протяжении 18 лет. Фигура была отлита из гипса, оставалось сделать форму и отливку из бронзы, когда французская армия захватила Милан и использовала гипсовую заготовку как мишень для стрельбы — восемнадцатилетний труд был разрушен. К счастью, потомки поняли, что скульптура, на которую гений потратил треть своей жизни, уникальна, и воссоздали её в 1999 году (по оригинальным чертежам в Милане).
Леонардо стремился к совершенству не только в творчестве, но и во всём, что делал. В исследованиях он хотел проникнуть в самую суть вещей. В изобретениях — решить глобальные, самые невероятные задачи: «Я всегда чувствовал, что моё предназначение — построить машину, которая поможет человеку летать».
Высокие цели требуют мобилизации всех сил и ресурсов, в том числе интеллектуальных. Требовательность, идущая изнутри, усиливает эту мобилизацию. Ставьте такие цели, решение которых будет вдохновлять вас на преодоление любых трудностей. Делайте работу самоотверженно, не жалея времени и сил.
Не все из нас могут спать по четыре часа в сутки, а остальное время работать, жить в рамках постоянных ограничений или родиться во Флоренции в эпоху Возрождения, но ничто не мешает нам опираться в жизни на принципы гения:
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.