в чем секрет бизнеса
Секреты успеха в бизнесе: цитаты о бизнесе и успехе 4-х великих лидеров
Организация личного времени: сила утра
Жизненный цикл продукта – пример Commodore
Секреты успеха в бизнесе известны только тем, кто реально добился таких успехов. Есть немало великих людей, добившихся многого собственными стараниями. И они охотно делятся секретами успеха в своем бизнесе. Такие истории напоминают, что успех – это вопрос выбора.
Мы не можем контролировать все обстоятельства вокруг нас, но мы можем контролировать наш ответ на них. Это и есть главный секрет успеха в бизнесе: великие лидеры стараются взять на себя ответственность в хаотической среде.
Ниже, вы прочтете цитаты и секреты успеха в бизнесе самых влиятельных людей прошлого и настоящего. Под каждой цитатой находится комментарий от предпринимателя Lewis Howes о том, как и что он узнал из этих цитат о своем бизнесе, и как они могут помочь вам с вашим.
Секреты и цитаты о бизнесе и успехе
В чем же секрет бизнес успеха великих людей?
1. Будьте уверены в том, кто вы есть
“Если деньги – это ваша надежда на независимость, вы никогда ее так и не получите. Единственная реальная гарантия, которую человек может получить в этом мире — это его запас знаний, опыта и возможностей” — Генри Форд, основатель Ford Motor Company.
Льюис: Когда вы смотрите на какого-то очень успешного предпринимателя, вы думаете: «У него так легко все сложилось» или «как ему повезло». Но не все так просто, как может показаться. Многие из них (если не все) когда-то были банкротом…
Что отличает этих людей, так это их решение не позволять финансовой ситуации влиять на их эмоции, определять их достоинство или давать им превосходство над другими. Эти люди знают, что деньги могут быть легко заработаны так же, как и потеряны. Единственное, что действительно важно, это научиться делать и предлагать ценность. В этом и есть их секрет успеха в бизнесе.
Только после того, как вы научились делать ценности и предлагать их рынку, вы можете получить то самое чувство безопасности.
2. Мыслить самостоятельно
“Если вы хотите добиться успеха, вам нужно сделать выбор в пользу новых дорог, вместо того, чтобы пойти по пути пройденного, пусть и принятого” — Джон Д. Рокфеллер.
Льюис: «Прочитайте цитату снова. То есть секрет бизнес успеха крупнейших прорывов кроется в области инноваций.»
Инновации не достигаются путем симуляции и повторением секретов бизнес успеха других. Он достигается великими лидерами, которые решили взять ответственность, чтобы создать нечто совершенно новое. Рискуя при этом разориться, и быть осмеянным.
Самый большой поворотный момент в моей жизни произошел, когда я оставил свою работу и решил построить цифровой бизнес, основанный на простом принципе предоставления ценности для жизни других людей. Мне было страшно, я работал в одиночку, но я увидел возможность, которая подтолкнула меня вперед. Создание ценности является движущей силой и секретом предпринимательского успеха.
3. Знайте, когда нужно двигаться дальше
“Часть стратегии победителя — это понимание того, когда хватит. Иногда вам придется отказаться от боя, оставить это и перейти на что-то более продуктивное” — Дональд Трамп.
Льюис: “Как предпринимателей нас учат бороться за то, что мы хотим и ненавидеть поражения. Но не каждая битва стоит вашего времени. Хитрость заключается в том, что у вас в голове всегда должна быть картина «большой и единственной цели», т.е. победы в войне, а не в битве. Никому и ничему не позволяйте мешать вашей производительности.”
Я узнал, что есть огромная разница между настойчивостью и упрямством. Упрямство — это когда силой и давлением добиваюсь, чтобы все работало, а настойчивость требует, чтобы я последовательно работал с тем, что уже функционирует. Некоторые из лучших решений, которые я принял в своей карьере включают отказ от потенциальных партнерств или продуктов, которые не работают. В этом тоже часть моего секрета успеха в бизнесе.
4. Стремитесь к совершенству, а не славе
«Достижение бизнес-успеха за год или два — это называется вы “крутые”. Вы популярные и востребованные. Превосходство — это возможность работать на высоком уровне длительный период “— Jay Z.
Льюис говорит: “Я знаю много людей, которые добились славы за ночь, но позволили успеху обмануть их — думать, что они особенные. Проигнорировали критику и обратную связь от своих клиентов и партнеров и разорились.
Как только предприниматель перестает расти, учиться и быть открытым для конструктивной критики, мы можем сказать, что пришел конец его бизнеса. К сожалению, некоторые предприниматели должны “потерять все”, прежде чем извлечь урок.
Поэтому постарайтесь следовать за превосходством и совершенством. Это отражает то, кто вы на самом деле, в то время, как слава отражает, кем вы когда-то были. Постоянное стремление к лучшему – вот еще один секрет бизнес успеха великих людей.”
А также успех в бизнесе может принести правильное коммерческое предложение.
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах:
Пять секретов успеха в бизнесе
Бизнесмен, разработчик, блогер и основатель проекта Wanderlust Worker Р. Л. Адамс предлагает предпринимателям пять правил создания успешного бизнеса. Без них не сработает ни уникальное предложение, ни ваше умение убеждать. Зато если вы станете их соблюдать, то сможете продать что угодно и кому угодно.
Мы публикуем перевод статьи.
Предисловие от автора
Я часто задаюсь вопросом, в чем секрет успеха в бизнесе. Все мы боремся за одно — за место под солнцем. И, бывает, чувствуем себя расстроено или даже сломлено. Но я могу сказать, что все проще, чем кажется, если правильно подойти к своему делу.
Если у кого и спрашивать секреты успешного бизнеса, то у предпринимателя и инвестора Кевина Харрингтона. За последние 30 лет он помог запустить бизнесменам свыше 500 продуктов с общей прибылью в 5 млрд долларов. Ниже — советы от Кевина.
Как продать что угодно и кому угодно
Я говорю о продажах, поскольку это основа успеха. Чтобы преуспевать, надо знать, как продавать. Без сомнений, это самый важный ваш навык. Все крутится вокруг продаж.
В продажах главное — умение убеждать. Существуют методы влияния, которые отлично работают в бизнесе. Убеждение — это все. Все. Без всяких сомнений.
Но для успеха этого недостаточно. Есть несколько фундаментальных правил. Будем называть их секретами. По сути, это основы основ, но люди про них почему-то забывают.
Одни продажи и убеждение без знания этих правил не гарантируют вам долгосрочного успеха. Конечно, кратковременный успех точно будет. Но без прогресса. Экспоненциального роста не будет.
Что бы вы ни придумывали, делайте это исходя из глубинных интересов потребителя
Секреты успешного бизнеса
В основе любого бизнеса есть пять ключевых вещей, которыми необходимо располагать. Недостаточно создать уникальное предложение. Да, это важно. Но задолго до его создания или даже разработки понадобится кое-что еще. Есть десятки, даже сотни секретов успеха, но эти пять — самые главные. По словам Кевина Харрингтона, если следовать им, то успех в долгосрочной перспективе вам обеспечен.
1. Создайте что-то по-настоящему ценное
Харрингтон много говорит о ценности. Это краеугольный камень успеха. Несмотря на то что некоторым удается продавать все подряд, это еще не гарантирует долгосрочного успеха. Если вы поставите свои нужды превыше покупательских, то проиграете.
Харрингтон утверждает: что бы вы ни продавали, ни производили, ни создавали и ни придумывали, делайте это исходя из глубинных интересов вашего потребителя. Другими словами, вложите в это неимоверное количество пользы, чтобы ценность была выше цены.
Задумайтесь на мгновение. Прежде чем самые успешные компании в мире стали зарабатывать, они начали приносить пользу. Facebook связал людей со всего мира с помощью мощной социальной сети. Google выдавал наиболее точные и актуальные поисковые результаты. И так далее.
2. Улучшайте жизнь других
Вы должны не только приносить фактическую пользу, но и искать способы улучшить жизнь других людей, независимо от того, чем вы занимаетесь. Само собой, какое-то время можно продавать что угодно всем подряд. Но если вы не помогаете потребителям, то явно теряете время зря.
Создавая продукты, услуги или делясь знаниями, которые улучшают жизнь других, вы можете преобразить свой бизнес. Здесь речь идет об экспоненциальном росте.
Первым делом надо сосредоточиться на том, как улучшить жизнь своих клиентов. В этом и кроется ключ к успеху. Сфокусируйтесь на этом, и вы увидите, как ваш бизнес обретает форму и достигает новых высот. Наплюйте на это, и вы увидите, как он разбивается вдребезги.
Люди не дураки. Не пытайтесь ими воспользоваться, говоря или делая неправдивые вещи
3. Будьте настоящими и искренними
Никто не любит подхалимов. Не будьте тем, с кем неприятно заговаривать. Продавцом машин, предлагающим подержанную развалюху. Или демпингующим цены на рынке. Не надо так. Если хотите преуспеть, будьте неподдельны и искренни.
Не делайте заявлений, не соответствующих действительности. Люди все видят. Лучше будьте честны и расскажите, чем полезен ваш продукт, услуга или информация. Ссылайтесь на отзывы реальных людей, которые уже знакомы с тем, что вы предлагаете. Отзывы имеют большое значение.
Ваша аудитория, будь она из миллениалов или бэби-бумеров, быстро заметит вашу неискренность. Люди не дураки. Так что не пытайтесь ими воспользоваться, говоря или делая неправдивые вещи.
Не получится достичь даже минимального прогресса, если постоянно зацикливаться на проблемах
4. Смотрите на вещи позитивно
Не надо стараться все время всем угождать, но желательно стараться мыслить позитивно. Другими словами, гоните от себя плохие мысли. Да, это сложно. Но необходимо. Если вы начнете опускаться в пучину мрака и негатива, то туда же улетит и ваша жизнь. Если не настраивать себя на позитивный лад, все будет казаться неуправляемым. Вы перестанете контролировать свою судьбу. А с таким настроем вряд ли получится кого-то убедить и что-то продать.
Харрингтон говорит, что это самый главный совет для предпринимателей. Не получится достичь даже минимального прогресса, если постоянно зацикливаться на проблемах, а не наслаждаться положительными результатами. Разумеется, бизнес — это сложно. Мы все это знаем. Но со временем, если вкладываться в работу и сохранять позитивный настрой, все становится легче.
Найдите точку приложения усилий, которая дает больший результат
5. Следуйте правилу 80-20
Согласно этому правилу, 80% результата дают 20% усилий. Если перевести это в продажи, то 80% продаж приходят от 20% покупателей. Также это значит, что очень небольшое количество усилий ведет к огромному результату.
Сосредоточьтесь на этом. Найдите точку приложения усилий, которая дает больший результат. Дело не в том, что надо работать днями и ночами напролет, гробя себя и уходя последним из офиса. Дело в продуктивности. Если поймете, что это, сможете размахнуться. Допустим, работать 4 часа в неделю, а не 18. Так вы действительно масштабируете и разовьете любой бизнес.
Секреты успешного развития бизнеса, как увеличить доходы компании
Способы достижения успеха в бизнесе
Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:
Видео
Риски манипуляций
Установка, что вас обманут, ущемят ваши интересы, выставят дураком, обведут вокруг пальца, заставят пойти на сделку, украдут идею и т.д.
Как правило, манипуляций боятся те, кто сами манипулируют. Речь не идет о влиянии на других людей, это нормальная практика человеческого взаимодействия. Манипуляция — это воздействие на другого человека, с нежелательным для него результатом. Вы обманули когда-то своего товарища и получили то, чего очень хотелось. Эта установка закрепилась у вас в бессознательном, теперь вы ждете обмана в ответ. Вам помогало, и не раз, значит, и другие пользуются этой стратегией.
Это те установки, которые сложнее всего сделать пластичными. Самому себе в них признаться можно, а что с ними делать, непонятно. С специалисту, к психологу обратиться стыдно, в обществе такое поведение порицается, признаваться в нем неприлично.
Направление работы с такими установками заключается в следующем: отказ от обобщений и универсализаций ( Все-все обманывают? Во всех случаях, без исключения?; создание банка острых ситуаций, где манипуляции наиболее вероятны; отработка алгоритма блокирования манипуляций, доведение его до автоматизма.
Третья группа установок, мешающих начать свое дело, условно может быть названа целевой неразборчивостью. Целевые установки — это позиции личности, которые определяют мобилизацию всех ресурсов, включая волю, готовность двигаться к цели и работать на ее достижение, на результат. Можно, как и в предыдущих группах установок, выделить несколько вариантов проявления целевой неразборчивости.
Готовые скрипты продаж: шаблоны для холодного обзвона
Психологи утверждают, что человек помнит только 20% того, что слышит. Каждое слово имеет значение, и чтобы клиент запомнил только важное, применяются скрипты продаж. Это сценарии поведения для менеджера, где пошагово описано, что и в какой ситуации…
Целевая аудитория себя исчерпала
На первый взгляд такая ситуация кажется нереальной – с развитием интернет-маркетинга целевая аудитория практически любого бизнеса выросла до целого мира. Однако есть офлайн-ниши, которые невозможно масштабировать через интернет. Именно поэтому запускать продукт, который нужен клиенту один раз, в маленьких городках на 50 тыс. населения рискованно. Когда каждый из 50 тыс. человек побывает у вас, придется сворачивать бизнес или кардинально менять направление.
Опыт владелицы музея иллюзий и наук показывает, что у подобных проектов аудитория конечна даже в довольно крупных городах вроде Владимира. Срок жизни, конечно, тут больше – предпринимательнице удалось преодолеть кучу трудностей и за 3 года заработать более 3 млн рублей, поэтому проект можно считать успешным. Но итог у него тот же – музей пришлось закрыть. Разница в том, что заработанных денег хватило, чтобы запустить новый бизнес в другой сфере.
Чаще всего предугадать, что целевая аудитория рано или поздно закончится, можно еще на старте. Но многим предпринимателям, особенно начинающим, не хватает дальновидности, чтобы сделать это. Часто здравый смысл заглушает эйфория, которая охватывает человека во время запуска своего первого бизнеса. Так или иначе, если это произошло – спрос на ранее прибыльный продукт резко упал, – выхода по сути два: менять географию или направление. В первом случае все просто – перевозим бизнес в город побольше, где будет спрос. Однако не всем он подойдет – переезжать сами захотят немногие, а эффективно управлять компанией удаленно довольно сложно.
С направлением и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, никуда не надо ехать, с другой – найти идею, которая заставит клиентов возвращаться, не так-то просто. В любом случае, если раньше бизнес приносил хорошую прибыль, всегда можно последовать примеру владелицы музея из Владимира – начать сначала в другой нише.
Финансовые риски
За страхом потерять вложенные и, самое страшное, чужие, деньги стоит установка неотвратимой расплаты, неподъемного долга, жесткого финансового наказания, или наказаний другого рода (поставят на счетчик, заберут имущество, убьют). Это случается в бизнесе, но есть множество историй финансового успеха, построенного на займах и инвестициях. Установка не позволяет увидеть оптимистичные примеры, она услужливо предлагает вниманию истории, где все закончилось плохо.
Ну, что ж, начинаем рационализацию, осознание, встречу с бессознательной установкой лицом к лицу:
Погружаться далеко в историю вашего рода на этом этапе не нужно, но, если вы почувствуете такую необходимость, хорошо помогают семейные расстановки. Тогда включайте поисковое поведение, вам нужен самый классный специалист-расстановщик!
Никогда не сдавайтесь
Именно эта фраза должна стать девизом вашей жизни. Запомните, в делах стабильности не бывает. Так устроен бизнес. Все вокруг меняется, экономика не стоит на месте, перемены отражаются на деятельности всех предприятий, и вашего проекта тоже.
Часто стабильность бывает хуже периода спадов и подъемов. Когда все идет ровно, замедляется развитие, и стабильность все убивает. Заметьте, во время подъема вы «рветесь в бой», у вас появляются новые сделки, достигаются новые вершины.
После успеха неизменно наступает спад, и это естественно. Возможно, это покажется вам странным, но это время для нового рывка и саморазвития. Если бизнес начал плохо идти – это сигнал, что нужно что-то менять. И в этот момент важно понять, что нельзя сдаваться, нужно «подниматься», действовать и идти дальше, вооружившись верой в собственное дело и в себя.
От чего зависит успех
Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:
По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.
Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.
Ошибка шестая: игнорирование конкурентов
Если вы выбрали прибыльное направление бизнеса, то у вас обязательно будут конкуренты. И, конечно же, часть рынка будет занята теми, кто начал раньше вас, вложил свои деньги и усилия и рассчитывает на определённую прибыль. Наличие конкурентов не должно вас сразу останавливать от старта бизнеса, но и игнорировать их тоже нельзя. Чтобы понять, насколько конкурентна выбранная вами ниша и чем вы можете выделиться, можно заказать маркетинговое исследование или провести экспресс-анализ самостоятельно. Пример такого анализа при открытии салона красоты вы можете найти в нашей книге, она доступна в личном кабинете пользователя.
Ситуация третья — продаем бизнес
Здесь опять ООО в выигрыше — его можно продать целиком и официально. Прямо вместе с названием, активами и даже работниками. Если директор остается прежним, то даже договора с контрагентами перезаключать не придется. Продажа бизнеса ИП всегда будет полуофициальной. Продать можно только материальные ценности и товарный знак, если он, конечно, зарегистрирован. При покупке ИП-шного проекта новому хозяину придется переделывать все: договора с поставщиками, регистрацию онлайн-кассы, подавать уведомления в контролирующие органы.
Продать бизнес можно через “Авито” и другие порталы бесплатных объявлений. Также разместите объявление о продаже в ваших группах в социальных сетях. Однако, здесь есть одна муха в стакане, которая может помешать всему предприятию. Бизнес то у нас убыточный, и вряд ли найдется много желающих его купить. Поэтому есть несколько условий, когда продажа будет успешной:
Ни в коем случае не стоит обманывать потенциальных покупателей и говорить, что все тип-топ, просто вы потеряли интерес к делу или переезжаете в другой город. Такие вещи раскусываются на раз — в интернете достаточно сервисов для проверки предпринимателей. Даже простая проверка аналитики онлайн-кассы сразу покажет, что к чему.
Как узнать провсе долги ИП передналоговой
Узнать полную и точную сумму долга можно, сходив лично в налоговую по месту жительства или через интернет-сервисы.
Посмотреть адрес своей налоговой и записаться на прием можно тут. На приёме у инспектора стоит запросить Справку о состоянии расчетов и Выписка операций по расчётам с бюджетом. По этим документам видно общую сумму долга и из-за каких платежей и штрафов она появилась. Через Эльбу тоже можно получить справку и выписку. А еще мы рассказывали, как разобраться в них.
Узнать про долги не выходя из дома и тут же погасить их можно в интернете:
— В разделе Налоговая задолженность через личный кабинет на Госуслугах;
— В личном кабинете ИП на сайте ФНС. Войти в кабинет можно через учетную запись с Госуслуг или с помощью ЭЦП, если она есть.
Долги по налогам не просто болтаются в личном кабинете ИП. Сначала налоговая присылает требование об уплате, а потом пытается списать деньги со всех известных счетов и личных карт предпринимателя. Инспекторам так можно — ст. 76 НК РФ.
Если инспекторы не находят деньги на счетах, долг передают судебным приставам. Те могут прийти домой и забрать имущество. Найти свое дело можно в банке данных исполнительных производств.
Если ничего не помогает, начинайте процедуру банкротства
Порой лучшее решение — то, которое дается тяжелее всего, но с ним не стоит затягивать. Если вы сделали все возможное для восстановления бизнеса и понимаете, что это не помогло, задумайтесь о банкротстве. Это временная мера: если вам удастся восстановить платежеспособность в будущем или во время процедуры, вы сможете продолжить ведение бизнеса. Если нет, мир из-за этого не рухнет: вы всегда сможете открыть новое дело или заняться чем-то другим. Да, на это потребуются деньги и новые силы, но вы справитесь, даже если понадобится больше времени, чем вы рассчитывали.
В попытках как можно скорее решить проблему с долгами многие предприниматели берут деньги из своих накоплений, занимают у друзей или оформляют потребительский кредит. Это кажется хорошим решением, но мы не советуем смешивать бизнес и личные финансы.
Предприниматель отдает своему делу душу, и этого более чем достаточно. Фраза «Ничего личного, только бизнес» поразительно глубока и многогранна, если хорошенько задуматься о ее смысле. Как бы вы ни любили свое дело, сколько бы сил и времени ни вложили в него, помните, что это только бизнес.
Фото на обложке: Rawpixel.com/shutterstock.com
Ошибка третья: непонимание своей целевой аудитории
Ещё одна ошибка начинающих предпринимателей – это непонимание своей целевой аудитории. Есть категория бизнесменов, которые хотят заниматься только тем, что нравится им самим. Например, вы увлекаетесь слаломом, поэтому хотите открыть магазин горного снаряжения. Но подумайте – достаточно ли в вашем населённом пункте платёжеспособных покупателей, интересующихся такими товарами? Может быть, стоит открыть магазин спортивных товаров, аудитория которого гораздо шире, а горное снаряжение, раз оно уж так вам по душе, продавать только под заказ?
Задавайте себе такие вопросы:
Ориентируйтесь не на то, что вы можете продать или предложить, а на то, в чём нуждается ваш потребитель, и за что он готов платить.
Как закрыть убыточный бизнес
Многие предприниматели предпочитают закрыть убыточную компанию, и хотят знать, как это сделать с минимальными рисками. Самым распространенным и эффективным способом избавления от бизнеса, не приносящего прибыль, является ликвидация, которая с грамотным юристом выполняется довольно быстро и без осложнений.
Как понять, что бизнес пора закрывать:
Существует два варианта закрытия бизнеса – ликвидация и банкротство. Для индивидуальных предпринимателей лучшим способом является ликвидация. Банкротство для ИП – это клеймо на длительное время: нельзя будет заниматься бизнесом 3 года, брать кредиты, а еще можно лишиться собственности.
При банкротстве юрлица учредители рискуют намного меньше, поскольку не отвечают личным имуществом перед кредиторами. Это, конечно, не означает, что при первом удобном случае надо объявлять компанию банкротом. Такой шаг имеет смысл делать, если долгов накопилось очень много и нет никакой возможности их выплатить. В том случае, когда существует шанс закрыть обязательства, лучше прибегнуть к простой ликвидации. Если же долгов вообще нет, можно оставить ООО в реестре и сдавать нулевые декларации. В этом случае государству платить ничего не придется, зато когда владелец бизнеса захочет вернуться в строй, у него уже будет готовая компания.
Индивидуальные предприниматели платят налоги независимо от того, есть прибыль у них или нет. Им оставлять дело «на всякий случай» совершенно невыгодно, поскольку придется ежегодно отдавать государству до 30 тысяч рублей. Тем более, что открыть новое ИП совсем не сложно.
Утрачено управление компанией
Делегирование хорошо до того момента, как начинает разрушать бизнес изнутри. Наемный руководитель может плохо выполнять обязанности, создавать проблемы в работе с персоналом и клиентами. Вот, например, история владелицы сети частных детских садов, которая на время беременности доверила управление бизнесом напарнице. Та перессорилась с воспитателями, собранными с колоссальным трудом. Некоторые уволились, пошли жалобы от родителей – пришлось возвращаться из декрета и решать проблемы.
Схожая ситуация была у одного из франчайзи крупной сети мебельных магазинов. Наладив работу нескольких торговых точек в Москве и ближайшем Подмосковье, он решил диверсифицировать бизнес: сначала запустил товарку с Китаем, потом купил франшизу боксерского клуба. Первый бизнес не взлетел потому, что в нишу пришли крупные компании с большими инвестициями – поделить с ними рынок не получилось. Второй – потому, что в работе возникли непредвиденные сложности. Но самым плохим оказалось другое: пока владелец запускал новые проекты, из-за недостатка внимания в минус ушла из самых прибыльных мебельных точек, которая все это время обеспечивала его деньгами. Причина все та же – недостаточно профессионально выполнявший свои обязанности наемный директор.
Делегировать обязанности можно и нужно, но контролировать руководителей и решать стратегически важные задачи владелец бизнеса должен самостоятельно. Если в первом примере проблему удалось решить с минимальными репутационными потерями, то во втором магазин пришлось закрыть. К счастью, только один из нескольких – сейчас у героя материала все хорошо.