в чем секрет басен крылова
Суть басен Крылова
В чем суть басен Крылова? Об этом пойдет сегодня речь. Попробую изложить свои мысли на этот счет.
Басни Крылова — это ни что иное, как короткие смешные истории, содержащие мораль, наставление, поучение.
Читая их, в течение 3-4 минут можно увидеть ту или иную черту характера человека, как бы под увеличительным стеклом.
В простой, доступной для понимания, иносказательной форме, используя различные образы, Крылов смело говорит о нравственных пороках общества и человека. В этом их суть.
Впрочем, любая басня — это стих или проза нравоучительного, сатирического характера. Крылов не открыл новый жанр в литературе, он продолжил традиции древнегреческого Эзопа, усовершенствовав тем самым русскую басню.
Обычно, действующими лицами в баснях выступают растения, животные и даже вещи.
Это психологический прием проектирования какой-то проблемы на неодушевленные предметы или на животных, позволяющий таким образом говорить о пороках, о которых не принято говорить.
Юмор в баснях
Басни Крылова всегда носит юмористический, порою сатирический характер, они проницательны и высмеивают человеческую глупость. Если бы басни были просто нравоучением, они не были так интересны. Нам хочется увидеть смешную историю и Крылов рисует её в нашем воображении.
Поучение в баснях
В этом смысле басни Крылова перекликаются с народной мудростью и библейскими притчами.
Каждая басня Крылова — это маленькая жизненная ситуация, описанная с удивительной проницательностью. Автор умело отображает характеры людей их заблуждения, ошибки.
Например, в басне «Раздел„ речь идет не столько о жадности, хотя, очевидно, что она свойственная её героям, “делящим барыши», сколько о неумении людей договариваться перед лицом опасности.
Мораль многих басен Крылова давно превратилась в крылатые выражения, а образы — в нарицательные имена.
Например, Слон и Моська (образ человека, пытающегося произвести впечатление храброго и бесстрашного, но по факту не имеющего силы), Мартышка и Очки (образ невежественного человека).
Мне довелось озвучивать некоторые басни и на страницах сайта я познакомлю вас с ними. Вот плейлист басен, на выбор.
Скачать эту и другие басни Крылова
Подскажите, не планируете ли озвучку украинский басен на укр.языке? А то детям читать сложно, а вот аудио было бы в самый раз.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 2 июня 2021 г.
Краткая биография Ивана Крылова, в чём секрет его басен, для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 133.
2. В каких источниках (книгах, энциклопедиях, интернете) можно найти информацию о Крылове?
Информацию о Крылове можно найти в любом из этих источников, но легче всего искать информацию в интернете.
Краткая биография Иван Крылова для 3 класса
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье простого армейского офицера.
Он рано осиротел, его отец умер, когда мальчику было 9 лет. Семья его была бедной и Ваня сам занимался своим образованием. Отец научил его читать и отдал множество книг, которые хранились в сундуке.
Мальчик много читал, а французский язык выучил, присутствуя на уроках, которые давали его соседям. Он рос весёлым и активным ребёнком, часто участвовал в кулачных боях.
В двадцать пять лет Крылов стал публиковать первые литературные произведения, в основном либретто к различным операм. Его первые басни увидели свет в 1788 году. Однако, талант Крылова как баснописца, засверкал много позже, в 1809 году, когда в свет вышел его первый сборник басен.
Почти одновременно с этим Крылов начинает работать в Императорской библиотеке, где трудится около 30 лет.
Читателям полюбились яркие и сатирические басни, в которых они узнавали своих знакомых, друзей и самих себя. Они с нетерпением ждали выхода в свет всё новых и новых произведений Крылова.
Многие фразы из его басен стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь. Мы используем их и сейчас.
Умер Крылов 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.
«Секреты басен Крылова»
Почему распространен жаргон в среде молодежи? Употреблять иноязычные слова значит «оскорблять здравый смысл» или следовать моде? Поэтому в своей работе я буду говорить не о красоте и величии языка, а о его проблемах и путях их решения.
Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.
По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).
Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. В нашем обществе, несомненно, существует такая проблема, как неправильное общение между людьми. Она возникает от того, что человек не возлагает на себя существующее культурное общение. Чтобы исправить эту ситуацию, человеку необходимо проникновенно изучить культуру речи. Поняв культуру речи, человек становится более общительным, открытым и предприимчивым в своих дальнейших действиях.
Постигнув эту истину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид – личность. Язык со временем становится все более развитым и обширным, а значит, культурнее. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения своей цели (коммуникативных задач).
В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.
В моем понимании культурная речь является, во-первых, изучением литературного языка, т.к. он дает правильные нормы литературного произношения и общения. Во-вторых, новое познание самой себя, изучение и расширение своего внутреннего мироощущения. В-третьих, помогает более продуктивно решать жизненные ситуации. В-четвертых, узнавать о самой культуре, благодаря которой я становлюсь духовно развитой, самокритичнее и требовательнее к самой себе. Я считаю, что правила культурной речи должны знать все, т.к. зная их, легко идти по жизненному пути, преодолевать все поставленные задачи. Общаясь культурно, человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны.
Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.
Но как быть в том случае, когда вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть вас «на свою сторону»? Если вам не нравится манера общения вашего визави или вы не согласны с тем, в чём он вас старается убедить, выразите свою точку зрения, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».
Если во время разговора у вас с собеседником завязался спор, в итоге которого вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.
В этом отношении, я считаю, хорошим учителем жизни, руководством для правил речевого этикета и общественного поведения являются басни. Поэтому объектом моего исследования в научно – практической работе являются басни великого русского баснописца И.А. Крылова.
Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова. Цель исследования, поставленная в работе, заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.
Актуальность научно – исследовательской работы сегодня является особенно современной, т.к. я считаю, что и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим студентам.
Новизна работы в том, что мы и сегодня не прощаемся с Крыловым. Мы встречаемся с ним в новых современных баснях вновь и вновь, как отражение реалий сегодняшнего дня, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца. Новизна работы заключается также и в том, что собранный материал поможет более глубоко познать басни Крылова, заинтересовать молодое поколение и помочь сопоставить себя с героями басен, прийти к определенным выводам и, может быть, творчество И.А.Крылова сподвигнет молодое поколение на написание басен о сегодняшней жизни.
Методы исследования: чтение, анализ и синтез художественной литературы по данной теме, анкетирование, инсценирование, применение знаний на практике.
Задачи научного исследования заключаются в том, чтобы изучить научную и художественную литературу по данной теме, проанализировать басни и выявить смысл использования животных в баснях, привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру «басня», помочь увидеть скрытый смысл басен, научить сопоставлять героев басен с реальными людьми и делать соответствующие выводы, прививать интерес подрастающего поколения к написанию новых басен, расширять и кругозор и мыслительную деятельность учащихся.
Гипотеза исследования: предположим, что образы животных в баснях И.А. Крылова оказываются образами людей, принадлежавших к разным временам и социальным сословиям.
2. Глава I «Почему басням суждена долгая жизнь?» .
13 февраля 2014 года исполнилось 245 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились нашему сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова, революционные басни Демьяна Бедного. Басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Советский поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни. И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.
И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.
Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из за морали, а из за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
3.Глава II Современная актуальность басен Крылова
Басни И.А.Крылова актуальны и в наше время. Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления. С ними мы знакомимся на уроках литературы, выразительного чтения, используем выражения из басен в повседневной жизни.
13 февраля исполнилось 245 лет со дня рождения И.А.Крылова. В преддверии юбилейной даты я подготовила учебный проект на тему « Почему басням суждена долгая жизнь? », который провела на занятии подготовительной группы в детском саду №1 «Гульдер». Над созданием учебного проекта работали группы «Биографов», «Теоретиков-лингвистов», «Художников», «Актёров», «Критиков» (студенты группы МД – 401).
1. Представление проекта-презентации «Из жизни И.А.Крылова» группой «Биографов».
— Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».
(Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова).
2. Представление проекта-презентации «По страницам басен Крылова» группой «Теоретиков – лингвистов».
— Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.
Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?
(Презентация слайдов группой «теоретиков-лингвистов»).
3. Представление проекта-презентации «Крылов и его герои на страницах газет» группой «Художников».
— Басни Крылова иллюстрировали многие художники: Г.Куприянов, А.Лаптев, М.Алексеев, Е.Рачёв. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. («Художники» защищают свои рисунки).
4. Представление проекта-презентации «Басня в детском саду» группой «Актёров».
— Уважаемые участники проекта! Ваша будущая специальность – «Воспитатель дошкольных организаций». Главное направление работы воспитателя – научить ребёнка читать, писать, мыслить. Во многом этому учат литературные произведения русской классической литературы. И.А.Крылова можно с уверенностью отнести к таким бесценным классикам.
Сейчас мы увидим, как можно на занятии с детьми подготовительной группы детского сада разобрать произведения И.А.Крылова «Ворона и Лисица» и «Мартышка и очки» (представление участниками проекта «Актёры» отрывка конспекта занятия по изучению басен И.А.Крылова, инсценировка басен «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки»).
5. Представление проекта-презентации «Современная проблема глазами баснописца» группой «Критиков».
— Сегодня перед нами стоят современные актуальные жизненные проблемы, которые интересуют нас, они важны и интересны для нас. Группе «Критиков» предстояло сформулировать и исследовать современные проблемы из нашей жизни, они собрали и обработали материал и представили результат в виде современных басен так, как это сделал бы И.А.Крылов, т.е. увидеть проблему «глазами И.А.Крылова». (« Критики» защищают свои проекты).
Проведение учебного проекта – презентации в подготовительной группе детского сада №1 «Гульдер» вызвало интерес как у детей, так и у студентов. Во – первых, в занимательной и творческой форме было рассказано детям о Крылове, его творчестве, во – вторых, в игровой форме представлены комические жизненные и речевые ситуации.
4.Глава III. Басни Крылова на новый лад.
Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.
Я провела опрос среди студентов группы МД- 401 специальности «Дошкольное воспитание и обучение» Актюбинского гуманитарного колледжа на тему «Знаешь ли ты басни Крылова?» Таблица №2).
Заинтересовавшись этим вопросом, я предложила студентам попробовать найти в баснях «своего героя», то есть с кем они себя ассоциируют. Конечно, человеку нелегко признаться в своих пороках и недостатках. Но читая басни Крылова, мы можем увидеть различные ситуации, происходящие в повседневной жизни, со стороны, что поможет нам проанализировать сложившуюся ситуацию и работать над тем или иным недостатком. Басни помогают более глубоко вдумываться и искать скрытый смысл в той или иной ситуации. Мы видим широту мышления писателя, видим его взгляд на различные пороки и недостатки человека. Крылов хотел показать, какие бывают пороки у людей и к чему это приводит. В этих баснях мы видим людей, которые существуют в наше время, видим, что с тех пор мир не изменился, изменились лишь ситуации, в которых проявляются отрицательные стороны человека. Басней можно выразить видение окружающего мира, свое отношение к нему. Так что же мешает нам создавать басни? Создавая новые басни, мы будем видеть то, чего не хватает в нашей жизни, то, какие в наше время существуют недостатки, и, возможно, это поможет нам с ними бороться. Я бы хотела представить вашему вниманию басни, написанные студенткой IV курса Калиниченко Мариной (Таблица №3).
Эти басни написаны в том же стиле, что и басни Крылова, так же прослеживается рифма, мелодичность. Но эти басни написаны в наше время и затрагивают вопросы, касающиеся нашего поколения. И таких басен может быть много. Каждый, имея желание, может сесть и написать в басне то, что его волнует, то, что кажется ему актуальным.
Завершить работу хотелось бы словами Д.С.Лихачёва, который сказал: «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллегентности человека, степень его психологической уравновешенности».
За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации. Мы видим, что речью средств массовой информации во многом создается современное общественное настроение, формируется массовое сознание, современная речевая культура и отношение к самой речи. Существенное влияние средства массовой информации оказывают также на формирование «языкового» вкуса и языкового идеала.
В связи с демократизацией СМИ, существует серьезная проблема эталонной речи . То, что звучит с экранов телевизоров, из радиоэфиров, обнаруживается в речи некоторых писателей, и порой на театральных подмостках, вряд ли можно считать образцом.
Расхождения между литературным языком (образцом) как эталонной речевой культурой и существующим на сегодняшний момент многообразием форм речевых культур очевидны. Существование многочисленных речевых практик в обществе, обусловленных географическими, социальными, профессиональными, возрастными, идеологическими причинами, собственной «культурной картины мира» и другими факторами, позволяет их определить как речевые «субкультуры», им присуща собственная нормативность в речевой деятельности и поведении.
Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины, а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.
В чём секрет басен Крылова?
Задание по литературе для 3 класса В чём секрет басен Ивана Андреевича Крылова?
Басни Ивана Крылова остаются актуальными и сейчас, в 21 веке. Мы до сих пор смеемся над его героями, легко узнавая в них своих знакомых, и чего там греха таить, иногда самих себя. Знаменитый баснописец создал сюжеты, которые смело можно назвать вечными, описал ситуации, которые часто можно встретить в реальной жизни. Причем для каждой басни автор вывел свою поучительную мораль, ведь басня по сути произведение нравоучительное.
Особо стоит отметь образность языка автора. Многие его фразы оказались настолько меткими, д=лаконичными, точными, что сразу же пошли в народ, стали крылатыми фразами, оправдывая фамилию своего автора.
А если смысл из басни непонятный по сюжету, то автор сам пояснит и просто, в чём она заключается.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.
Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.
Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.
В стихотворении Тютчева «Листья» листья называют себя Легким племенем и с некоторым презрением отзываются об иголках хвойных деревьев. Листья рассказывают нам, как весело им было летом, какие они были красивые и зеленые и как радовались солнцу, дождю и росе.
Когда пришла осень, листья увидели, что птицы отпели свои песни и вместе с теплыми ветрами, зефирами, улетели, и также не захотели просто так висеть на деревьях и медленно желтеть. Они обращаются к буйным ветрам с просьбой скорее сорвать их с веток, чтобы лететь вместе с ветром и радоваться переменам.
Листья в этом стихотворении показаны не просто как легкое племя, но как племя молодое, которому не хочется медленно стареть на ветках.
А тут и сравнивать нечего.
Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.
Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.