в чем роль доу как развивающей системы
Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации
Людмила Соина
Использование возможностей дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации
Использование возможностей дошкольного образовательного
учреждения как воспитательной организации в решении задач
социального воспитания дошкольников
(на примере МБДОУ «ЦРР д/с № 66» г. Воронежа)
Приведём характеристики образовательного учреждения как воспитательной организации на примере МБДОУ ЦРР д/с № 66 г. Воронежа. Данные характеристики определяют социально-педагогический потенциал воспитательной организации ДОУ, который может быть использован и используется воспитателями в решении задач социального воспитания дошкольников.
Здание детского сада двухэтажное, состоящее из трёх корпусов. Фасад здания окрашен в ярко синий цвет с двумя центральными входами, у каждого из которых разбит цветник. По периметру здание учреждения огорожено забором с двумя калитками, одна находится у центрального входа, другая – у подъезда к пищеблоку. Так как это дошкольное учреждение, то каждая секция забора окрашена яркими красками с чередованием красного, жёлтого, синего, зелёного, фиолетового цветов.
Территория детского сада состоит из двенадцати благоустроенных детских участков, отделённых зелёными насаждениями. Каждый участок оснащён верандой, песочницей, клумбами и другими архитектурными сооружениями, так же имеется спортивная площадка со спортивным инвентарём различной формы и направленности (лестницы, турники, колёса, беговая дорожка и т. д.). На всей территории детского сада ведётся видео наблюдение, изображение с видео камер выводиться на монитор который находится под контролем охранника детского сада.
При входе в здание детского сада на стене расположены демонстрационные стенды с информацией об учреждении: свидетельство об аккредитации, почетные грамоты, списки педагогического коллектива, так же размещён стенд с фотографиями воспитанников, который отображает жизнь детей в детском саду, их участие в различных конкурсах, спортивных мероприятиях. Один из стендов представляет работу профсоюзного комитета, состав и направление его деятельности. В ДОУ имеется методический уголок с подробной информацией для педагогов о различных квалификационных категориях, правилах защиты категории, методическими указаниями.
В ДОУ работает 11 групп (12 часовой рабочий день, каждая группа ярко и красочно оформлена, в коридорах детского сада представлены детские работы по тестопластике и бисероплетению.
На втором этаже находятся музыкальный и спортивный залы с соответствующим возрасту спортивным и музыкальным оборудованием, также имеется зал русского народного творчества в виде русской старинной избы, где собранны предметы быта народа.
Для педагогов детского сада есть грамотно организованный методический кабинет с разнообразной, доступной для каждого педагога методической литературой.
В ДОУ проводиться различные диагностические исследования (Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК, анкетирование для определения профессиональной компетентности педагогов, выявление перспектив профессиональной деятельности педагогов, изучение уровня коллективизма в учреждении и исследования психологического климата в целом коллективе, что даёт возможность определить индивидуально-дефференцированные маршруты профессионального развития для каждого педагога. Анализируя результаты можно сказать, что успешность коллектива в целом складывается из успешности каждого педагога в отдельности. По результатам анкеты, выявляющей удовлетворённость педагогов жизнедеятельностью, можно сделать вывод о том, что коллектив в целом удовлетворён организацией труда, возможностью проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств; отношениям с коллегами и администрацией, с детьми и их родителями, обеспечением своей профессиональной деятельности. Анализ выявления перспектив профессиональной деятельности показал, что удовлетворенны своей профессиональной подготовкой 62% опрошенных педагога, но, тем не менее,все участники опроса хотели бы усовершенствовать свои знания: 94% – в методической подготовке, 6% – в теоретической подготовке. Выбранная педагогами предпочтительная форма повышения квалификации находит свое отражение при составлении ежегодных планов работы. В будущем педагоги хотели бы пополнять свои знания в области здоровьесберегающих технологий.
Анализируя состояние психологического климата в ДОУ, нельзя не отметить тот факт, что средний возраст педагогов коллектива от 25 до 40 лет, то есть на социальное и профессиональное становление этих людей оказали большое влияние новые отношения в стране (экономические, социальные и т. д.). В этот период в стране поменялся общественный строй, что повлекло за собой изменения в сознании людей. Для большей части из них приоритетным является понятие «моё», а не «наше», поэтому для администрации важно научиться преодолевать противоречия в коллективе, когда одна часть педагогов (40–55 лет) является ярким представителем коллективизма (36%, а другая часть – индивидуалисты (64%). Но, несмотря на разное восприятие педагогом «себя» в коллективе, в целом психологический климат в ДОУ можно считать благоприятным.
В состав педагогического коллектива входят педагоги различных категорий (I, высшая, педагоги дополнительного образования: а) ручной труд (тестопластика, бисероплетение, роспись по батику, стеклу); б) хореография, аэробика, ушу, лечебная гимнастика; в) английский язык; г) логопед, психолог.
Детский сад сегодня становится «открытой» системой для населения микрорайона по всем вопросам воспитания и развития ребенка (ДОУ сотрудничает с районной библиотекой, проводятся круглые столы для родителей, психологические игры, открытые занятия).
Одним из приоритетных направлений в работе коллектива является проблема социальной защищенности ребенка раннего возраста и его развитие. Коллектив ДОУ делает все возможное для того, чтобы жизнь самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где встречают их – радостным, светлым и теплым.
Перед коллективом ДОУ стоят следующие задачи:
1) создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
2) сформировать у детей навыки здорового образа жизни; содействовать полноценному физическому развитию детей (организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психологический комфорт; формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; обеспечить понимание детьми смысла выполненных режимных процессов; воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности);
3) закладывать основы будущей личности (воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; закладывать основу доверительных отношений детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу; поддерживать у детей интерес к окружающей действительности; побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности).
Комфортные условия пребывания ребенка в ДОУ.
Комфортность – это состояние, вызванное ощущением удобства, уюта, удовлетворением потребности в защищенности.
Образовательная среда соответствует индивидуальным интересам и потребностям детей. Ребенок каждый день приходит в детский сад как в теплый дом, где царит семейная атмосфера,где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам: поиграть, послушать сказку, принять участие в занятиях, труде, общении.
Должное внимание педагоги ДОУ уделяют организации предметно-развивающей среды. Для этих целей в группах оборудованы соответствующие уголки, где в достаточном количестве имеется разнообразный, развивающий, дидактический, иллюстрационный, игровой и изобразительный материал, который расположен на полках и стеллажах таким образом, что позволяет детям свободно пользоваться им и чувствовать себя хозяевами группы. Развивающая среда строится с учетом половых различий. Для этих целей в группах созданы уголки для мальчиков и девочек.
Для реализации индивидуальных потребностей и эффективного накопления личного опыта ребенка образовательныйпроцесс в ДОУ проходит и в специально оборудованных помещениях: музыкальном, физкультурном залах, изостудии, кабинете психолога, досугово-развивающем центре, музее «Русская горница», зимнем саду, оздоровительном центре. В стенах детского сада созданы и многофункциональные пособия, которые доступны для манипуляций всем детям – это «Стена творчества», «География Земли», «Уроки Светофорчика».
Создана развивающая среда и на территории детского сада. Спортивная площадка, цветники, клумбы, альпийская горка, игровая зона с сюжетными постройками; площадка для обучения детей правилам дорожного движения ; плескательные бассейны, малые архитектурные формы имеются на каждом групповом участке.
Таким образом, можно сказать, что МДОУ «ЦРР д/с № 66» обладает всеми признаками воспитательной организации, в которой наличествует фиксированное членство, культура ДОУ, «климат», воспитательная система, а так же системы власти, социальные ролей. В ДОУ осуществляется передача социального опыта, решаются задачи формального и неформального образования, оказывается индивидуальная помощь детям.
«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.
Педразвитие
Автор: Мирейко Ирина Анатольевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: Детским садом №47 «Лесная сказка»
Населённый пункт: Московская обл.,г. Егорьевск
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад как открытая развивающаяся система
Раздел: дошкольное образование
Детский сад как открытая развивающаяся система
Современный руководитель должен обладать высоким профессионализмом,
педагогической компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью,
политической культурой, высокой нравственностью, стремлением к демократическому
Передо мной встал вопрос: что представляет собой детский сад как система. Нашла ответ
в специальной литературе (по определению философа Мейера А.А.)
«Это сложное социально-педагогическое образование, состоящее из совокупности
факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования».
Эта модель представляет ДОУ как взаимосвязь развития главных субъектов: педагогов,
детей и родителей. Каждый, из которых имеет свое пространство развития.
Открытость ДОУ характеризуется степенью развития каждого из пространств. Родители
формируют социальный заказ на уровне общественной потребности.
Педагоги непосредственно реализуют образовательные услуги.
Дети выступают как потребители услуг по обучению, воспитанию и развитию личности
Каждое пространство необходимо для обеспечения уровня высоких результатов
деятельности ДОУ и успешному переводу детского сада из режима функционирования в
режим развития. А этому способствуют определенные условия:
-современная управляющая система;
-кадровая и материально-техническая база, достаточная для формирования предметной
развивающей среды и воспитательно-образовательного пространства;
-моделирование медико-психолого-педагогической системы, помогающей саморазвитию
личности детей и педагогов на основе программы развития детского сада и
-активизация инновационных потенциалов педагогического и детского коллектива,
родительского актива- системное информационное обеспечение;
-организация альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и
потребностями родителей и общества;
-объединение усилий родителей и педагогов в процессе создания оптимальной системы
внутрисадовского контроля и самоуправления
— активное взаимодействие с социумом;
Развитие этих направлений можно проследить, обратившись к традиционной
управляющей системе, которая опирается на анализ, планирование, организацию,
контроль, регулирование и имеет свои уровни управления:
Таким образом, традиционная модель управления была изменена в сторону вариативности
таким образом, что заведующий и совет ДОУ частично делегируют свои полномочия
сотрудникам, педагогам и специалистам, непосредственно осуществляющим
педагогический процесс. Они выполняют мобилизующую и регулирующую функции,
координируют усилия с остальными сотрудниками, родителями и социумом.
Следовательно, эффективно реализуется стратегия развития ДОУ, с опорой на значимость
каждого сотрудника или группы. Это позволяет успешно выполнять огромный объем
работы такого большого учреждения осваивать новые механизмы управления и позволяет
повысить качество образования в ДОУ. Высокий коэффициент внедрения инноваций в
воспитательно-образовательный процесс был использован как средство привлечения
дополнительного финансирования (услуги учителя-логопеда, учителя английского языка).
В 2010-11 уч.году платными услугами было охвачено 34 ребенка. В 2011-12 уч.году их
количество увеличилось до 56.
С июля этого года все учреждения перейдут на новые типы. Наш д/с перешел с 1 мая на
автономный тип. Перед учреждением были поставлены новые задачи:
-эффективное управление финансами;
-новые методы планирования работы
— повышение качества образовательного процесса, который охватывает все направления
-предоставление дополнительных платных образовательных услуг за рамками ООП.
С новым типом учреждения мы познакомили родителей на Общем родительском
собрании. (слайд). Отметим, что все с пониманием отнеслись к предстоящим изменениям
и приятно, что в лице родителей мы видим не пассивных наблюдателей, а активных
союзников в вопросах воспитания наших детей.
Работая в режиме автономии одним из условий результативности образовательной
деятельности остается повышение профессиональной компетенции.
Особое внимание уделяется кадровому составу сотрудников.
Коллектив в целом стабильный. Молодой.
-76%- от 19 до 45 лет
-24%- предпенсионный и пенсионный,)
Общее количество : 64 чел. из них
Педагогов : 34 Воспитатели : 6 Специалистов : 8.Один молодой специалист, осваивает
основы профессии, участвуя в активных формах методической работы и самообразования.
Образовательный уровень достаточно высок-
58% педагогов имеют высшее образование. Четверо обучаются в Вузах.
Привлекая спонсоров, средства, заработанные ДОУ от предоставления дополнительных
услуг и помощь родителей мы самостоятельно смогли решить многие проблемы и
значительно укрепить материально – техническую базу ДОУ. Произведены капитальные и
текущие ремонтные работы, значительно улучшилось оснащение групп. Предметная
развивающая среда детского сада носит субъективно ориентированный характер, создана с
опорой на личностно-ориентированную модель, основанную на интересах ребенка, его
индивидуальности, с учетом перспектив его развития.
Под особым контролем находятся вопросы создания безопасных условий в дошкольном
Разработан, согласован и утвержден пакет документов Паспорта антитеррористической
Введен строгий контрольно-пропускной режим учреждения, разработан алгоритм
действия персонала при ЧС.
На протяжении последних лет результатом творческой и плодотворной работы всего
коллектива явилось заслуженное признание и получение призовых мест в конкурсах «На
лучшее оформление зимних участков», «На лучшую летнюю территорию среди
дошкольных учреждений». (слайды)
Все это позволило в короткие сроки изменить облик детского сада значительно улучшить
условия пребывания детей и сотрудников в учреждении,
А коллективу подняться на новую профессиональную ступень.
Работа в условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности очень ответственна.
Она требует дополнительных юридических и экономических знаний, которые постепенно
изучаются и многое еще предстоит освоить.
Поэтому внедрение новых информационных технологий в работе руководителя является
особо необходимым в управленческой деятельности.
При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки
оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием
финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
Говоря о ДОУ как об открытой системе нельзя не сказать о самом главном: охране жизни и
укреплении здоровья детей.(слайд). В нашем ДОУ реализуется программа «Здоровье».
Большая работа ведется по созданию физического благополучия воспитанников. Детский
сад имеет полноценную здоровьеформирующую среду: спортивный зал, оснащенный всем
необходимым оборудованием, прогулочные большую и малую спортивные площадки, в
группах оформлены уголки двигательной активности, оборудование которых
трансформируется в соответствии с современными требованиями.
Каждый ребенок участвует в различных формах двигательной деятельности
(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги, праздники, Дни здоровья и др.)
Обеспечивается согласованность медицинской и психолого-педагогической службы.
Технологии здоровьесбережения реализуются с учетом функционального состояния детей.
Заболеваемость за последние годы остается ниже, чем по району и составляет 10,8%,
несмотря на увеличение в 2008 году количества групп раннего возраста.
В управлении по организации деятельности педагогического коллектива выбрана
Сегодня особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и
реализации управленческих решений. При этом контроль со стороны администрации не
исчезает полностью, а корректируется:
Именно такой характер взаимодействия обеспечивает успех.
Таким образом, можно сделать вывод, что учреждение перешло из режима
функционирования в режим развития.
Это влечет за собой необходимость заявить о себе, одной из возможностей является
открытие сайта ДОУ. В силу ряда причин у всех нас пока нет такой возможности, но не
смотря на это ведется активная подготовка
Сегодня мы представим вам проект сайта нашего детского сада и предлагаем перелистать
д/с увидеть яркую интересную жизнь не только в стенах д/с, но и в социуме.
Наши группы – их 13. Каждая группа имеет свой неповторимый облик. Здесь детям уютно
Четвертая страница – знакомит с методической работой.
Пятая страница – специалисты. На ней мы остановимся подробно.
Каждый педагог представляет инновации своей работы.
Таким образом, наш детский сад – это открытое развивающееся дошкольное учреждение,
в котором ребёнок реализует своё право на индивидуальное развитие в соответствии со
своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои
профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех общей
деятельности; и весь коллектив работает в творческом поисковом режиме;
Гуманные отношения партнёрского сотрудничества, уважение и доверие становятся
нормой жизни членов коллектива, всех участников образовательного процесса.
Всем коллективом мы учимся коллективной рефлексии и коллективному мышлению,
стараемся чутко реагировать на события происходящей жизни. Стремимся максимально
учитывать любые изменения в социальной, образовательной, законодательной сферах. Это
помогает не бояться новых веяний, искать и находить новые нестандартные решения
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.
Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
— деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
— познавательные (другой человек как источник информации);
— личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.
Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.