в чем рекомендуется передвигаться по сильно заболоченной местности
Правила поведения на болоте. Полезные советы и рекомендации для детей
Болота — это важная часть экосистемы, а также естественный источник торфа. Однако для человека болота являются одними из опаснейших мест на природе. Огромная часть территории России состоит из заболоченных местностей.
Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.
Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.
Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.
Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Оставляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.
Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.
Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.
Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!
Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.
Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.
Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.
Тема 2.3 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЙОНАХ С РАЗВИТОЙ СЕТЬЮ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
МБ при работе в заболоченной местности
Особую опасность при геологоразведочных работах, в частности при съемке и поисках, представляют болота, а также участки карстовых проявлений и заброшенные горные выработки.
Передвигаться по заболоченным местам нужно след в след на расстоянии друг от друга не менее 2-3м, каждому надо иметь шест для обследования надежности верхнего покрова болота и для поддержки в случае провала в трясину. Преодолевая вязкие места нужно делать гати (настилы из жердей и веток), рекомендуется также пользоваться плетенными лыжами и «медвежьими лапами» (подобие лыж, сплетаемый из гибких веток) увеличивающими площадь опоры. В случае провала в «окно» надо держаться за шест, положенный горизонтально, и не делать резких движении. Оказывать помощь провалившемуся следует с устойчивого места, протянув ему шест или бросив веревку.
Проведения работ в районах распространения карста, требуется также принятия повышенных мер безопасности. При передвижении по закарстованным площадям следует обходить блюдцеобразные и воронкообразные впадины из-за опасности провалиться в пустоты находящиеся под ним. В целях безопасности устья всех обнаруженных карстовых углублении должны быть отмечены предостерегающими знаками, а наиболее опасные из них обнесены изгородью не менее 1м.
Работа в старых горных выработках может проводиться только после тщательной проверки в них состава воздуха, устойчивости стенок и кровли, надежности крепи, отсутствия ядовитых змей и насекомых. Начиная обследование выработки, надо внимательно осмотреть и обстучать ее стенки, кровлю и забой, расчистить завалы, если потребуется, восстановить крепь. Производить работы можно только при хорошем освещении и в предохранительных касках. Нельзя курить и пользоваться открытым огнем при осмотре выработок, пройденных в породах, в которых могут выделяться горючие или взрывчатые газы.
Спускаться в заброшенные выработки можно по имеющимся в них лестницам и полкам, предварительно тщательно проверив их прочность, а если необходимо отремонтировать. Допускается спуск в неглубокие выработки (до 5м) на прочной веревке, надежно закрепленной у устья. Спуск в выработки глубиной более 5м может осуществляться в бадье при помощи ворота, обслуживаемого не менее 2мя воротовщиками. Спуск и подъем людей производиться только по одному человеку.
I. Меры безопасности при применении переправ
Презентация по ОБЖ на тему:»Правила переправы через реки и болота.»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работу выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ Солошенко С.М. Адмиралтейский район. г.Санкт-Петербург – 2012г.
Правила переправы через реки. Правила преодоления болот.
Способы преодоления рек можно разделить на две группы: переправы по воде (вплавь или вброд); переправы с помощью технических средств (перила или плавсредства).
Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям. Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист. Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки. Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.
Для переправы вброд выбираются участки реки где река широко разливается, течет несколькими руслами или снижена скорость течения воды.
Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена. Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями. Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.
Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом. Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения. Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.
Если глубина рек выше колена, то в одиночку переправляться уже опасно. Организуют групповые переправы.
Переправа «стенкой» Движение «стенки» идет параллельно течению реки.: Первым к потоку ставят сильного участника, он принимает основную нагрузку. За ним становятся в шеренгу все остальные положив руки на плечи друг друга или держась за лямки рюкзака соседа (не больше 6 человек). Передвигаются мелкими приставными шагами. Первый выходит тот, который шел ниже по течению.
Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать. Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.
Болота. Труднопроходимые участки с болотами, озерами, ручьями встречаются и в густом лесу. Такая местность носит название лесисто-болотистой. Озера, реки и ручьи в такой местности обычно имеют заболоченные берега и топкое дно, что делает эти участки труднопроходимыми.
Для передвижения по болоту можно изготовить болотоходы. Делают их в виде рамы из двух веток толщиной 2-2,5см и длиной 150см.
Если удается найти тропу, то двигаться по ней. Если тропы нет, то передвигаться с кочки на кочку. Следует помнить, что обходы болот занимают меньше времени и усилий, чем передвижение по ним.
Туристы преодолевает заболоченные участок пути. Туристы настилают через заболоченный участок гать из жердей.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды 1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы. 2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.
5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке. 6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся. 8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы. 9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. 12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
Тест: Чтобы правильно преодолевать реку, следует: а) выбрать удобное место; б) использовать надувные матрацы и камеры; в) переходить реку вброд; г) преодолевать реку вплавь; д)при переходе реки вброд использовать шест или альпеншток. 2. По каким признакам можно определить возможность переправы вброд? Укажите правильные ответы: а) дороги, тропинки, колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающегося на другом; б) перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубине; в) отсутствие на берегах растительности; г) темный цвет воды в реке; д) мелкая рябь на поверхности воды, характерная для речных отмелей; е) плавный поворот русла реки; ж) широкие прямые участки русла рек с очень пологими берегами.
3.Почему при переходе через реку не рекомендуется выбирать местом перехода участок выше камней (по течению)? Укажите правильный ответ: а) там наибольшая глубина; б) там очень высокая скорость воды; в) там вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший; г) там часто встречаются водовороты. 4.При преодолении болот, необходимо: а) идти друг за другом, держась за руки; б) вооружиться шестом; в) настелить гать из жердей; г) идти осторожно, но широким шагом; д) идти, наступая на кочки или корневища кустов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Способы преодоления рек можно разделить на две группы:
Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям.
Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист.
Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки.
Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.
Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена.
Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями.
Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.
Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом.
Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения.
Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.
Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать.
Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла.
Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению.
Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды
1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы.
2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.
5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.
6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся.
8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы.
9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.
12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
Методика преодоления брода, заболоченного участка
Преодоление брода
В случае необходимости преодоления рек на автомобиле, следует принять некоторые меры безопасности:
Для легковых автомобилей преодоление бродов глубиной более полуметра строго запрещено.
Однако следует учитывать, что вода не должна доходить до распределителя зажигания или карбюратора.
Для того чтобы вода не попала на приборы электрооборудования автомобиля, следует ослабить или снять ремень вентилятора, надеть на свечи и разъемы проводов повышенного напряжения специальные прорезиненные шланги, а генератор, стартер и прерыватель-распределитель обернуть в промасленную бумагу. Рекомендуется вынуть стержень для измерения масла и плотно закрыть отверстие пробкой.
Преодоление брода следует производить на небольших скоростях, на пониженных передачах, не переключая передачи и не останавливаясь, двигаясь под небольшим углом по отношению к течению реки. После выезда из реки не следует сразу прекращать движение. Необходимо сохранить скорость передвижения, периодически притормаживая для того, чтобы просушить колодки и тормозные барабаны, иначе попадание на них воды приведет к выходу тормозов из строя.
Вождение по заболоченному участку
Многим грибникам доводилось не раз попадать в заболоченную местность, поэтому почти все первопроходцы знают, что нельзя проезжать по болотистой местности, предварительно не разведав ее. Из уроков географии все помнят, что на опасных участках применяется единственное уместное приспособление — палка, которая подскажет не только глубину и вязкость, но и проходимость дороги.
Не надейтесь на чудо и не испытывайте судьбу, пытаясь перебраться по низинной яркоокрашенной зеленой траве — именно эти участки чреваты застреванием и утопанием.
Не раскачивайте автомобиль — это приводит к большему увязанию колес (помощником будет вага (поперечный брусок), подложенная под них). Нельзя проходить по наезженным путям предыдущих автомобилей, поскольку наполняясь влагой, колея углубляется.
Снизьте давление в шинах, неторопливо, но, не останавливаясь, осуществляйте движение. Самое неприятное, что может произойти с вашим автомобилем — это буксовка ведущих колес, но подручные средства справятся с выводом транспортного средства из этого положения (или, же другая машина), после чего можно продолжать запланированный путь.
Движение на подъемах и спусках
При благоприятных условиях движения (хорошей видимости и свободной проезжей части) крутые подъемы необходимо преодолевать с разгона, предварительно набрав необходимую для этого скорость и не переключая передач. Если подъем затяжной, то скорость движения автомобиля снижается, и дальнейшую езду надо производить на низкой передаче.
При вынужденной остановке на крутом подъеме, возобновление движения автомобиля следует совершать на первой передаче, пользуясь педалью управления дроссельными заслонками и одновременно отпуская рычаг ручного тормоза и педаль сцепления до начала движения с места. Движение на первой передаче следует продолжать до разгона, необходимого для перехода на более высокую передачу. В том случае, если необходимый разгон не достигнут, то подъем преодолевается на первой передаче. Если на пути возникает крутой и затяжной подъем, который невозможно преодолеть с разгона, то рекомендуется заранее переключиться на пониженную передачу и преодолевать подъем на ней.
Техника безопасности при передвижении по крутым или затяжным спускам запрещает длительное использование тормозов для уменьшения скорости движения автомобиля, так как это может привести к перегреву тормозных механизмов с последующим выходом их из строя.
В подобных случаях торможение рекомендуется осуществлять двигателем, при этом необходимо перейти на пониженную передачу (первую или вторую) и прекратить управление дроссельными заслонками. При интенсивном движении автомобилей на затяжных и крутых спусках не следует переходить на езду с выключенной передачей (накат).
Движение автомобиля по заболоченному участку
Движение автомобиля по заболоченному участку представляет большую сложность, опасность и требует от водителя соблюдения особого внимания и осторожности. Прежде чем начинать движение, водитель должен определить характер этого участка. Следует иметь в виду, что среди болот, считающихся непроходимыми, можно при тщательной разведке найти участки, доступные для передвижения автомобиля. Многие болота, труднопроходимые весной и летом, зимой замерзают и по ним можно ездить.
В каждом отдельном случае необходимо произвести разведку, установить вид и глубину заболоченного участка, толщину и плотность торфяного слоя, составить направление маршрута, наиболее выгодного для движения автомобиля. Толщину торфяного слоя можно установить по наличию деревьев и растительности. Так, если на болоте растут отдельно корявые сосны и лиственницы, а растительный покров составляют белый и бурый мох, образующий подушку над торфяным слоем, то толщина торфяного слоя этих болот может достигать 10 м и более.
Рис. 28. Автомобиль КраЗ-214 на шарокопрофильных шинах преодалевает заболоченый участок местности
Если на болоте растет смешанный лес — березы, сосны, осины — то это свидетельствует о сравнительно небольшой толщине торфа. Болото, покрытое бурым мхом и без кустарника и леса, обычно имеет большую глубину торфа, чем болота травяные, поросшие осокой и тростником.
Плотность грунта (торфа) можно определить при помощи лома, опуская его с высоты 0,5 м и измеряя глубину его погруженности в сантиметрах. Сопоставляя ее с табличными данными можно определить пригодность участка для движения автомобиля (табл. 9).
Если при сравнении выявиться, что определяемая плотность грунта (торфа) меньше плотности, указанной в таблице для данной марки автомобиля, то это свидетельствует о том, что участок может быть преодолен автомобилем. Если же на заболоченном участке нет дерна или он редкий, то такие участки, как правило, считаются непроходимыми. Иногда для определения проезжаемости заболоченных участков используется болотный плотномер.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕЗЖАЕМОСТИ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЛОТНОЗАДЕРНУТЫХ ЗАБОЛОЧЕННЫХ УЧАСТКОВ
Как же рекомендуется двигаться по заболоченной местности? Направление движения следует выбирать по кратчайшему пути, избегая мест с ярко-зеленой травой и низин. Для повышения проходимости автомобиля давление в шинах колес необходимо снизить до пределов, установленных заводской инструкцией. Рекомендуется уменьшать давление в обычных шинах на 50% и в шинах типа автомобиля ЗИЛ-131, 157 — на 75% на период преодоления мокрого и заболоченного луга. После выезда на твердый грунт давление в шинах колес следует довести до нормы.
Двигаться по мокрому лугу и заболоченным местам нужно на одной из низших передач без остановок и резких поворотов руля, не допуская буксования ведущих колес (рис. 28). В случае, если ведущие колеса автомобиля начали буксовать, нужно тотчас же выключить передачу, остановиться и принять меры к устранению причин буксования.
Не рекомендуется резко включать сцепление, повышать обороты коленчатого вала двигателя, «раскачивать» автомобиль. Это приведет к тому, что колеса еще глубже погрузятся в грунт и автомобиль придется вытаскивать тягачом. Глубоко засевшее колесо рекомендуется не откапывать, а вывесить с помощью ваги, подложив под него хворост, жерди, маты. Включить первую или вторую передачу и на средних оборотах коленчатого вала вывести автомобиль на более твердый грунт.
Если на пути встречается небольшой участок заболоченного луга, то его следует преодолевать на возможно большей скорости, с разгона, при этом не рекомендуется включать демультипликатор и блокировку дифференциалов автомобилей повышенной проходимости, а также ехать по следу ранее прошедшего автомобиля, чтобы не нарушать слой дерна и не углублять колею. Только так можно избежать застревания (рис. 29).
Рис. 29. Преодоление заболоченного луга
А как быть, если все же ваш автомобиль застрял? Обычно для вытягивания застрявшего автомобиля используют другой автомобиль или лебедку. Трос лебедки укрепляют за дерево, валун, пень.
В необходимых случаях труднопроходимые заболоченные участки можно заранее улучшать с помощью хвороста, снопами соломы и камыша, специально возимыми на автомобиле жердевыми дорожками или щитами.
Из практики известны примеры, когда мокрый или заболоченный луг иногда приходится преодолевать с частичным снятием груза. В этом случае намного уменьшается удельное давление колес на грунт и увеличивается проходимость.
Во всех случаях от водителя требуется умение, находчивость, изучение местных условий, способность правильно выбирать маршрут движения, и конечно, грамотно управлять автомобилем.