в чем развиваться подростку
Как создать условия для развития личности подростка?
Время чтения 7 минут
Развитие личности подростка — это обязанность каждого родителя, ведь именно в этом возрасте человек формирует и закаляет свой характер, заканчивает полное воссоздание собственного мнения и стремится к самопознанию и изучению внешнего мира.
В этой статье вы найдете не только рекомендации по воспитанию и прививанию правильных привычек, но и узнаете о некоторых хитростях, которые позволят вам быть более мягким, не теряя собственный авторитет.
Особенность переходного возраста
Что такое переходный возраст? Серьезный скачок в развитии, определенный этап развития личности, стадия полового созревания, сложный и противоречивый период как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Нужно немалое терпение со стороны родителей, чтобы безболезненно преодолеть этот этап без потерь и жертв. Ребенок постепенно, а иногда и резко переходит в состояние зрелости.
Выделяют два этапа:
Необходимо особо отметить, что каждый ребенок неповторим, его психологическое и физиологическое развитие протекает по индивидуальному плану. Возрастная психология дает только универсальные характеристики возрастных изменений, чтобы родители и учителя, вооружившись базовыми сведениями, могли адекватно реагировать на нестандартное поведение чад.
Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение
В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.
Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:
Как наладить контакт с ребенком
«Ребенок воспитывается любовью» – именно это выражение является ключевым в воспитании любого ребенка, поэтому этот аспект незаменим. Когда есть любовь между родителем и чадом, процесс воспитания идет более или менее гладко, без особых шероховатостей. Поощрение и наказание воспринимаются адекватно, без излишней агрессии и эмоциональности.
Развитие личности подростка не может протекать без терпеливого и трепетного отношения как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Необходим разбор по полочкам спорной ситуации. Подросток должен доверять родителям (конечно, это доверие необходимо выстраивать с раннего детства).
Психологи советуют разговаривать с ребенком не только об успеваемости в школе, но и о его внешкольных интересах (друзья, спорт, увлечения и др.). Подросткам необходимо общение, и разговор должен строиться в форме диалога, а не нравоучений.
Уважение к ребенку, как к неповторимой личности. Развитие не может протекать без взаимности в этом вопросе. Да и прежде чем правильно воспитать ребенка, родителю необходимо воспитать самого себя. Если взрослые своим поведением подают отрицательный пример, вряд ли можно ждать от ребенка положительной ответной реакции, в большинстве своем дети копируют своих родителей. «Яблоко от яблони…»
Тренировка воли: развитие личности подростка
Замечательный совет от психологов: тренировка воли. Воля тренируется через умение ставить самостоятельные задачи, умение отказывать, отвечать на провокации.
Родителям подростка нужно осознавать, что перед ними уже не просто их ребенок, человек которого они привыкли воспитывать и постоянно наставлять на путь истинный. Перед ними уже давно сформировавшаяся личность, способная принимать решения и имеющая право на собственную позицию.
Безусловно, организм подростка переживает гормональные и эмоциональные взрывы, что толкает его на необдуманные поступки. Он может громко заявить, что бросит школу или уйдет из дома, а потом быстро пожалеет о словах, брошенных сгоряча. Взрослым стоит не забывать об этой возрастной особенности и учитывать ее в процессе выстраивания отношений с ним.
В таких случаях необходимо позволить ему высказаться, пусть даже резко и колко, но прозвучит его основная претензия к вам. Главное, дать ему выплеснуть все то, что лежит у него на душе и постараться не потерять самообладания самим. Подросток увидит вашу готовность его выслушать, и постепенно его пыл угаснет. Разговор можно начинать только, когда все стабильны эмоционально. Это позволит вести диалог «на равных» и избежать грубостей.
Контроль или свобода?
В то же время родители должны проявлять твердость и несгибаемость в определенных вопросах. Ведь подростка порой бросает из крайности в крайность. Он пробует себя реализовать в различных компаниях, сферах деятельности. Ослабить контроль над ним нужно, но не давать ему полную свободу.
Ему еще не хватает жизненного опыта, зрелости суждений, зато уверенность в своих практически неограниченных способностях непоколебима. Это может привести к серьезным ошибкам и просчетам с его стороны, которые потом исправить будет крайне сложно.
Обучение подростка: развитие положительных качеств
Прежде всего необходимо развить организованность, способность разумно управлять своим временем, прививать умение определять перед собой реалистичные цели и определять пути их достижения. Очень важно, чтобы подросток не опускал рук при столкновении с неудачами и провалами. Он должен понимать, что ничто не дается сразу, приходится преодолеть много трудностей, прежде чем добиться желаемого.
В этом возрасте старшеклассники очень чувствительны к критике в свой адрес. Они не могут понять, что отвергаются их отдельные поступки, а не они как личность в целом. Следовательно, порицание должно быть направлено именно на какой-то поступок, а не на них.
Ребенок должен научиться анализировать свое поведение, действи. Ведь в подростковом возрасте формируется способность к рефлексии. Основные его переживания связаны именно с открытием, познанием собственного внутреннего мира. Он старательно пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Кто я?», «Какое место займу в этой жизни?», «Каковы мои достоинства?».
Рекомендации для родителей:
В качестве основных приобретений данного возраста выступают:
Подростковый кризис: что нужно ребенку?
Итак, сгладить и предупредить негативные последствия подросткового кризиса поможет правильно выбранная родителями позиция. Безусловно, ваше чадо еще ни морально, ни психологически, ни материально не готово нести полную ответственность за свою жизнь. Однако расширить степень автономности можно.
Подросток требует независимости и будет решительно настроен добиваться ее, но если вы искренне примите его позицию, это только укрепит ваши отношения. Он почувствует, понимание с вашей стороны и будет готов открыться вам, поделиться при необходимости своими проблемами и затруднениями. Советуйтесь с подростком по самым различным вопросам, рассказывайте о своих переживаниях, о том, чем занимались на работе или с друзьями, тогда и ему станет проще открываться вам.
Еще лучше, если вы до наступления открытых проявлений подросткового кризиса, сумеете перестроить отношения с вашим ребенком на основе взаимного уважения, доверия и любви.
Что делать, если ребенок вышел из-под контроля
Контроль должен быть незаметным и ненавязчивым, и он работает до определенного возраста, лет 14-15, далее контроль будет вызывать только сопротивление, а то и открытую агрессию. В старшем подростковом периоде психологи советуют только развивать ответственность. Подросток уже сам отвечает за свой выбор, свои поступки. Родитель может только рекомендовать, советовать.
Если подросток с трудом поддается контролю необходимо:
Психологи сходятся во мнениях, что в особо тяжелых случаях (наркомания, алкоголизм, уголовные преступления), уже очень сложно изменить ситуацию к лучшему без моральных и материальных потерь.
Вывод
Путь к становлению долог, но чтобы ваш ребенок преодолел его с гордо поднятой головой, трудиться приходится родителям. Именно воспитание, правильные интересы и компании, помогут сформировать характер и подарить обществу еще одного прекрасного человека.
Развитие личности подростка — это основа, без которой невозможно жить и быть счастливым. Пользуйтесь только правильными советами и пусть ваш ребенок радует и уважает вас!
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
В чем развиваться подростку
Особенности переходного возраста
Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.
Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.
Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.
Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.
Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.
Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.
Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.
Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции
Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.
Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.
Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.
Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки
В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.
Большинство подростков с удовольствием учатся новому.
Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные
Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.
Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.
Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.
Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.
Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.
В чем развиваться подростку
Переход от детства к юности — один из самых важных и сложных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит становление личности. Будущее подростка во многом зависит от того, научится ли он ценить себя, верить в свои способности, нести ответственность за свои поступки, прислушиваться к своим желаниям и смело идти вперед, отбросив сомнения.
Ниже — советы, которые помогут подростку развить внутреннюю силу.
Воспитывай в себе ответственность
Ты несешь ответственность за то, что ты за человек и какую жизнь ведешь. Это не значит, что ты можешь контролировать все, что с тобой происходит.
Ты сильнее, чем ты думаешь
В жизни есть много событий и явлений, которые никак от тебя не зависят. Например, погода. Или квартира, в которой живет твоя семья. Или поступки других людей.
Ты можешь выбирать, как поступить с тем, что преподносит жизнь. Можешь выбирать, как реагировать на проблемы.
Если учитель поставил тебе плохую оценку, ты можешь разозлиться на него. Или рассердиться на себя. А можешь выбрать другие, более позитивные и полезные, чувства. Например, сказать себе: «Я сделал все, что мог, и поэтому я молодец. Перед следующей контрольной я попрошу кого-нибудь помочь мне и постараюсь написать лучше».
Изменив мысли, ты можешь повлиять на свои эмоции и поведение. Источник
Когда мы по-настоящему осознаем, что сами отвечаем за собственные чувства и поступки, то начинаем принимать разумные решения, такие как:
Все это ведет к улучшениям дома и в школе. Более того, ответственность помогает тебе чувствовать себя спокойно и уверенно. Она дает ощущение личной силы.
Важно знать еще кое-что: нести ответственность не значит быть совершенством. Ты по-прежнему можешь ошибаться. Иногда ты будешь делать то, чего не стоило бы. Никто не идеален!
Главное — совершая неправильный поступок, ты берешь на себя ответственность. Ты признаешься в сделанном и приносишь извинения. Если ты что-то сломаешь, то предложишь починить или заменить на новое. Ты делаешь все возможное, чтобы исправить ситуацию. А если уж совсем ничего не помогает, ты двигаешься дальше.
Смотри на вещи реалистично
Катя решила, что будет ходить после школы в баскетбольную секцию. Она планирует тренироваться каждый день и не пропускать ни одной игры. Она представляет себе, как в конце года станет самой лучшей баскетболисткой в школе — или даже во всей лиге!
Замечательно, что Катя хочет играть в баскетбол. Здорово, что собирается тренироваться и участвовать во всех играх. Но реалистично ли она смотрит на вещи, ожидая стать самой лучшей?
Может быть, она будет хорошей баскетболисткой. Может быть, даже отличной. Это зависит от того, насколько усердно она будет тренироваться, как часто участвовать в матчах и есть ли у нее способности к баскетболу. Но станет ли она самой лучшей? Шансы не слишком велики. Лучшим может быть только один, а в лиге много участников.
Нереалистичные ожидания — путь к разочарованию. Источник
Сегодня в обществе успех ценится выше многого другого. Важно быть самым сильным, самым быстрым, самым богатым, самой умной, самой красивой, самой яркой звездой. Но это не имеет никакого отношения к личной силе.
Личная сила — это когда мы делаем все, на что способны, в том деле, которое считаем для себя важным. И это значит, что мы довольны собой, даже если наш лучший результат — не самый лучший вообще.
Катя вполне может узнать много нового о баскетболе. Она может научиться лучше вести мяч, забивать и играть на разных позициях. Она может завести в команде новых друзей. И главное, она может делать ошибки и не считать, что обязана быть совершенством. Так выглядят реалистичные ожидания.
Называй и признавай свои чувства, потребности и планы на будущее
Ты можешь попытаться задвинуть подальше свои чувства, планы на будущее и потребности, запереть их внутри себя. Но, видишь ли, они не станут спокойно лежать там, где ты их спрячешь. Позднее они превратятся в проблемы.
Сегодня и у многих взрослых в жизни есть проблемы. Врачи и психологи считают: это потому, что они отрицали или старались забыть важные чувства, планы на будущее и потребности, когда были детьми. Когда люди так поступают, то перестают понимать, кто они такие. И теряют самих себя.
Чтобы этого не случилось с тобой, во-первых, проговаривай то, что ощущаешь. Помни, что ты имеешь право на любые эмоции: грусть, зависть, злость, страх, радость… Все мы время от времени испытываем не очень приятные чувства. Это нормально. Признать их важно хотя бы потому, что только после этого ты сможешь ими управлять.
Что ты чувствуешь? Злость, ярость, горе? А может, тебе всего лишь немного грустно? Давая своим эмоциям правильные названия, ты увеличиваешь личную силу. Источник
Во-вторых, вместо того чтобы слепо угождать другим людям — родителям, друзьям, одноклассникам, — старайся разобраться в собственных мечтах и потребностях.
Чтобы лучше понять себя, можешь использовать личный дневник или просто вести внутренний диалог. Вот как это работает.
1. Спроси: «Что я сегодня чувствую?» Затем назови чувство, которое испытываешь. Потом обсуди его с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Сегодня мне грустно».
Спроси: «Почему мне грустно? Что вызывает грусть?»
Скажи: «Мне грустно, потому что вчера я поспорил с папой».
Спроси: «Что я могу сделать, чтобы не грустить?»
Скажи: «Я могу поговорить с папой о нашем споре».
Иногда ты не можешь изменить чувство, но все равно стоит обсудить его с собой. Это в любом случае лучше, чем задвигать его подальше или запирать внутри себя.
2. Спроси: «О чем я мечтаю?» Затем обозначь свои планы на ближайшее или на отдаленное будущее. Затем обсуди их с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Когда-нибудь я хочу работать с животными».
Спроси: «Чему нужно научиться, чтобы воплотить этот план в жизнь?»
Скажи: «Для начала я могу почитать книги о людях, которые работают с животными».
Спроси: «Что еще я могу сделать?»
Скажи: «Поговорить с ветеринарами и дрессировщиками».
3. Спроси: «Мне что-нибудь нужно прямо сейчас?» Если ответ «да», постарайся осознать свою потребность. Затем обсуди ее с собой. Обсуждение может выглядеть так:
Скажи: «Мне нужно завести друзей в школе. Иногда мне бывает очень одиноко и грустно».
Спроси: «Как мне завести друзей?»
Скажи: «Я могу спросить, хочет ли кто-нибудь на перемене побросать со мной мяч в корзину».
Спроси: «А если никто не согласится?»
Скажи: «Я могу найти других ребят, которые играют в мяч, и спросить, можно ли поиграть с ними».
Постарайся, чтобы обсуждение с собой вошло у тебя в привычку. Будет здорово, если ты сможешь каждый день находить для этого время.
Выстраивай положительную самооценку
Чтобы добиться успеха в жизни, необходима положительная самооценка. Нужно быть уверенным, что ты достоин счастья.
Возможно, тебе приходилось слышать, как люди говорят о самооценке, будто это что-то плохое. Они думают, что те, у кого она высока, много хвастаются и считают себя лучше остальных. Они ошибаются.
Положительная самооценка означает, что ты доволен собой и изнутри ощущаешь собственное достоинство. Не потому, что говоришь себе: «Я особенный и замечательный». И не потому, что другие так говорят.
Может быть, ты поставил перед собой личную цель и достиг ее. Может быть, ты совершил добрый поступок. Может быть, ты хорошо умеешь справляться с трудностями. Может быть, ты относишься к другим людям с уважением. А может, просто придерживаешься своих убеждений и ценностей и не изменяешь себе.
Высокая самооценка — это не чувство превосходства над окружающими. Она вообще не имеет отношения к другим людям. Она связана только с тобой.
Положительная самооценка — это суперсила, которая поможет тебе идти по жизни с высоко поднятой головой. Источник
Вот три хороших способа повысить самооценку.
1. Заведи список достижений. Каждый день записывай пять своих дел или поступков, которые побудили тебя быть довольным собой. Писать можно не только о великих свершениях. Если ты навел порядок в своей комнате, хорошо подготовился к контрольной или помог маме накрыть стол к ужину, тебе уже есть чем гордиться!
2. Веди позитивный внутренний диалог. Когда у тебя появляются негативные или критические мысли о себе, старайся заменять их позитивными. Когда твой внутренний голос говорит тебе гадости, ответь ему! Вместо того чтобы снова и снова думать о том, что вызывает у тебя досаду и беспокойство, подумай о том, чем ты доволен.
Вместо…
«…я ничего не могу сделать правильно»;
«…никто не хочет со мной дружить»;
«…а если никому не понравится мой проект для научной ярмарки?» —
скажи:
«…я хорошо умею разводить костер»;
«…я сам могу с кем-нибудь подружиться»;
«…я усердно работал над своим проектом и доволен им».
3. Делай добро. Чтобы приносить пользу обществу, необязательно вступать в благотворительную организацию. Ты можешь просто посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми. И не забывай помогать по дому своим родителям.
Занимайся спортом
Физические нагрузки полезны для здоровья, это так, но польза чувствуется не сразу, а есть и более быстрый эффект: при занятиях спортом выделяются эндорфины, гормоны радости. Они попадают в мозг, и ты чувствуешь себя счастливым и нравишься себе.
Твое личное тело
Остается вопрос: чем именно заняться? Очень важно выбрать спорт, который будет тебе интересен! Ты можешь кататься на роликах, прыгать через скакалку, танцевать, крутить обручи, плавать, играть в волейбол…
Сколько в мире веселых способов подвигаться, не перечислишь. Тебе просто нужно найти занятие по душе. Источник
Если полюбить спорт никак не получается, попробуй поставить себе цель заниматься 20 минут три раза в неделю. Планируй заранее, и ты легко найдешь время.
Ты также можешь тренироваться в одиночестве, прежде чем демонстрировать миру свои новые умения. Но старайся преодолеть неуверенность. Все начинают с нуля, и чемпионы когда-то были новичками. Занятия спортом развивают веру в себя. Самое сложное — начать!
Медитируй
Телефон, компьютер, школа, друзья, родители… Столько всего! Бывает, что все наваливается и голова просто распухает. Тогда нужно немного времени, чтобы перезагрузиться — всего минут 10–20. И ты можешь это сделать!
Нужно все выключить — телефон, компьютер, музыку… даже свет, если хочешь. Ложись, садись, глаза можно закрыть или оставить открытыми. Как считаешь нужным — это ТВОЕ время. Теперь сосредоточься на дыхании и не думай больше ни о чем.
Пусть твой ум станет чистым, как безоблачное голубое небо. Мысли будут приходить и уходить, но представляй, что это лишь облака, проплывающие по небу. Они уходят, и ум опять становится чистым и синим. Слушай свои вдохи и выдохи и старайся дышать как можно глубже.
Почувствуй, как с выдохами напряжение покидает тебя. Иллюстрация из книги «Твое личное тело»
Пусть с каждым вдохом и выдохом живот расслабляется и расширяется. Если ум принимается блуждать и ты начинаешь думать о ссоре с мамой или о том, что красный свитер будет здорово смотреться с новыми джинсами, спокойно напомни себе, что сейчас время недумания, и сосредоточься на дыхании. Когда выдыхаешь, представляй, что эта мысль — облачко, которое ты отпускаешь, оставляя небо твоего ума чистым и голубым.
Получай новый опыт
Мы смотрим одни и те же каналы, слушаем одну и ту же музыку и играем в те же игры изо дня в день. Переключайся — это станет отличным упражнением для ума и откроет для тебя новые горизонты. Иногда стоит зайти на новый сайт (с разрешения родителей). Если тебя волнует какой-то вопрос, ищи на него ответ; ищи события и людей, которые тебе интересны, блоги про хобби, которыми ты сам хотел бы заняться.
С интернетом ты можешь побывать где угодно — но ведь при этом ты все равно сидишь дома и просто пялишься в экран! Трудно оторваться от планшета, но видеть что-то своими глазами и делать что-то своими руками в реальном мире ГОРАЗДО интереснее.
Откройся новому опыту! Научись карточным фокусам, прочитай книгу, которая не совсем в твоем вкусе, смастери модель самолета. Исследуй мир, и пусть твой мозг получает лучшую пищу в виде самых качественных идей, задач, образов, звуков и цветов.
Юные годы — идеальное время для экспериментов. Источник
Разнообразь досуг теми видами деятельности, которыми никогда не занимался раньше. Если что-то тебя особенно заинтересует, продолжай развиваться в этой области. Не дай волнению и неуверенности остановить тебя! Сначала не все может получаться, но со временем навык появится.
Улыбайся своему отражению в зеркале
Идеальная фигура в бикини, накачанный торс, лицо без единого пятнышка — ВСЕ, что мы видим в интернете или журналах, отретушировано! Нет никакого смысла сравнивать себя и эти картинки. Зубы на таких снимках делают белее, а попы — более упругими.
Мы пролистываем эти журналы и смотрим на рекламные плакаты, сравнивая себя с моделями, которые кажутся нам образцами совершенства, хотя все эти люди — НЕНАСТОЯЩИЕ! Не сравнивай себя с ними НИ-КОГ-ДА. И не только с ними — вообще перестань сравнивать! Это приведет только к комплексам.
Все мы разные, и в каждом есть красота и черты, достойные любви. Ретушированное изображение никогда не передаст обаяния живого человека. Каким бы ни были твое лицо и тело, ЛЮБИ их, принимай и заботься о них!
Взгляни на себя со стороны. Что тебе в себе НРАВИТСЯ? Какие у тебя достоинства? Порадуйся этим чертам, можешь даже перечислить на бумаге свои красивости, если захочешь!
Самые привлекательные люди — те, кто чувствует себя комфортно «в своей шкуре». Источник
Когда почувствуешь, что противный голосок в голове снова твердит «если бы у меня был нос поменьше (блестящие волосы, ноги подлиннее)…», перечитай свой список и напомни себе, как много у тебя ПОТРЯСАЮЩИХ черт! И улыбнись своему отражению.
Будь выше глупых журнальных идеалов и знай: хорошо выглядит тот человек, который нравится самому себе. И точка!