в чем развивается и проявляется умение воспроизводить образец
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Личностные качества дошкольников
Личностные качества дошкольников и их развитие
Вороьева Марина Юрьевна
В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков (например счет, чтение, и в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь главный акцент будет делаться на всестороннее развитие ребенка (физическое, личностное, интеллектуальное).
С учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной Общеобразовательной программы дошкольного образования при оценивании результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении прежде всего будут обращать внимание не на то, научился ли ребенок считать и читать (это задача школы, а не детского сада), а на то, как он в целом развит физически, личностно и интеллектуально (умственно).
Таким образом, результатом дошкольного образовательного процесса служит сформированность интегративных качеств ребенка – физических, личностных, интеллектуальных.
Личностно развитого ребенка на пороге поступления в школу можно охарактеризовать как активного, инициативного, любознательного, стремящегося получить новые знания, эмоционально отзывчивого, уважающего старших, владеющего основными культурными привычками и навыками самообслуживания, адекватными возрасту. Именно эти личностные качества позволят будущему первокласснику стать активным учеником, заинтересованным в успешном обучении. Ниже приводится более детальное описание этих качеств:
Очень часто родители не задумываются о личностном развитии ребенка. Многие родители все усилия тратят только на интеллектуальное развитие ребенка, а это неверно. Если у ребенка своевременно будут сформированы познавательная и учебная мотивации (личностное развитие), то совершенно очевидно, что такой ребенок добьется гораздо больших успехов в учебе, чем ребенок, которого постоянно чему-то учат, но ему самому этого не надо.
Очень важно, осуществлять воспитательную работу, ориентируясь на основные возрастные закономерности психического развития дошкольника.
Игра – является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Давайте рассмотрим – каким образом игра способствует развитию ребенка.
Для развития детей необходима их собственная активная деятельность, каковой и является игра. В игре ребенок фантазирует и думает (придумывая сюжет); упражняется в воображении (вживаясь в образ какого-то персонажа или представляя в роли этого персонажа куклу) ; развивает абстрактное мышление (подбирая вместо отсутствующих необходимых для игры предметов их заместители) ; воспроизводит образцы поведения взрослых людей, наблюдаемые в жизни; развивает свою речь (общаясь с партнерами по игре, развивает произвольное поведение (подчиняясь логике сюжета, контролируя свое поведение на предмет соответствия роли и правилам) и многое другое. Но, чтобы игра (как и любая деятельность) достигла своих высот, ей ребенок должен уделять большую часть своего времени, а поначалу взрослый должен помочь ребенку начать играть.
Игра способствует личностному развитию ребенка: в ней развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.
В игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно: в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем.
Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.
В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функции обобщения и обозначения, воображение и фантазия (из них позже вырастает теоретическое мышление, идеальный план действия), представление в уме, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.
Таким образом, игра – это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка, дающая результаты, которые невозможно достичь без нее.
Развитие технических способностей у дошкольника
Развитие технически способностей у дошкольников.
В настоящее время в России возникла нехватка кадров технической направленности. Без хорошо обученных, заинтересованных и творческих работников не будет современных микроэлектроники нано индустрии и технологии, а значит не буде таких отраслей как авиастроение, судостроение, ракетостроение и т.д.Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического изобретательства. Целесообразно, как можно раньше развивать и удерживать потенциал детской фантазии. Сформировать и усовершенствовать детские способности. Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективно начинать ее формирование и развитие в дошкольном возрасте.В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднее, чем, например, способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Одним из самых интересных и доступных средств развития технических способностей дошкольников я считаю конструирование, которое можно использовать как непосредственно в процессе образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно- технической деятельностью взрослых. Так, например, для конструктивно- технической деятельности взрослых необходимо предварительно обдумать, создает план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, практическое назначение конструкций, построек и т. д. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании. Продукты детского конструирования, как правило, предназначены для практического использования в игре.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников.
Важно научить детей делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих постройки).
Конструирование в себя включает:
Работа по конструированию с детьми предусматривает решение следующих задач:
Так в младшей группе:
Одной из важных задач обучения конструированию детей этого возраста является формирование у них необходимых технических умений и навыков работы с объёмным деревянным строительным материалом.
— В процессе наблюдений учили детей самостоятельно соотносить игрушки и постройки по величине; различать и называть строительные детали: кубик, брусок, кирпичик, треугольная призма, полу куб, цилиндр, полуцилиндр.
В младшей группе дети начинают осваивать действия практического моделирования предметов. Осваивают навыки соединения деталей, запоминают названия строительных элементов, учатся ставить перед собой цель и представлять бедующий продукт деятельности.
— Дети конструируют постройку по образцу.
Так, например, при строительстве любой постройки дети рассматривают образец, называют составные части постройки: затем у себя на столах воспроизводят всю постройку из указанных частей, самостоятельно выбирая для неё детали и способ размещения.
— Учили детей самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.
С помощью воспитателя дети анализируют готовые образцы построек, указывают его назначение, например, для мостика для машин нужны скаты, а для пешеходов лестницы, показывают места их соединений. Сначала создают такие постройки для игры, обыгрывают готовые постройки, используя мелкие предметы.
С детьми строились разные замкнутые перегородки с воротами, разные горки, грузовые машины, троллейбус, мостики,
Таким образом у детей формируются необходимые технические умения и навыки работы с объемным деревянным строительным материалом, их свойствами, способами соединения и размещения в пространстве, создания устойчивых комбинации фигур, перекрытий, построек со свободным внутренним пространством.
В средней группе дети: приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций вид сверху, сбоку, спереди. При обучении графическому изображению деталей строителя используются трафареты. Дети накладывают их на фигуры, совмещают прорезь с соответствующей стороной детали, затем накладывают трафарет на бумагу и обводят прорезь карандашом.
Учились использовать графические модели предметов и построек, т.е. их упрощенное схематическое изображение с кокой-то одной условной позиции (вид спереди, вид сверху, вид сбоку. (например, троллейбус вид сбоку), корабль вид сверху,)
Такие схемы предлагаются детям в готовом виде. Учились выбирать из нескольких схем ту, которая соответствует заданному объекту. Дети называют изображенные на схемах предметы, соотносят их с предметным образцом, мотивируют свой выбор. Воспроизводят одну из предложенных постройку по схеме.
схему анализируют, строят самостоятельно.
Проводят расчленение контурной схемы на части, сравнивают расчленённую схему с образцом. определяют место каждой детали по схеме, воспроизводят конструкцию. (горка)затем обыгрывают её.
Старшая группа:
— Начиная со старшей группы, детей обучают действиям построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, сбоку, сверху) и действиям их преобразованиям, что способствует проявлению детского творчеств. Детей учат ориентироваться в пространственных свойствах вещей (форме, положении, размерах, пропорциях. Для этого используются строительные детали из двух трёх элементов, трафареты с прорезями, соответствующие форме и размеру деталям. Совместно с воспитателем дети анализируют фигуры, изображённые на схемах с одной позиции (например, сверху) и на схемах развёртках, где есть 3 изображения одной детали (вид сверху, вид сбоку, вид прямо перед собой. Дети рисуют схему постройки из 2-3 элементов.
— детей учат представлять в уме. Расчленять конкретную схему предмета или композиции из нескольких предметов на части. Дети соотносят на глаз имеющиеся строительные элементы с контурными схемами производят в схемах соответствующие расчленения, затем воспроизводят конструкцию, опираясь на эти схемы, внося в них уточнения. (Расчленение машины грузовой и разные военные машины)).
— учат планировать конструктивные действия на основе применения готовых графических моделей построек. Дети сначала анализируют схему, намечают последовательность действий, строят предмет по предложенной схеме, рассматривают постройку, затем на листе бумаги учатся рисовать схему конструкции с других позиций. например (вокзал строят, а чертят вид сверху).
Так же с детьми строили парк по двум схемам в разных позициях, вид спереди и вид сверху, дети самостоятельно отбирают для постройки нужные детали конструктора, воспроизводят постройку.
— затем детей обучают строить графические модели на основе анализа конкретных образцов постройки. Когда схемы составлены, образец закрывается ширмой. Дети воспроизводят постройки по своим схемам. Затем образцы открываются, и дети сравнивают с ними свои постройки, находят ошибки и вносят исправления. Дети учатся чертить схемы по лекалам, а затем и от руки.
В подготовительной группе у детей формируется способность конструировать объекты в «уме», (в воображаемом плане) фрагментов, скрытых от непосредственного восприятия. Это происходит в процессе «перевода» детьми готовой схемы постройки, составленной с одной позиции, в схемы других позиций, которые ребёнок может «увидеть» только мысленно. и к концу года дети могут заранее предусмотреть не только тему постройки, но и способ ее сооружения, обозначить ее составные части. Детей учат строить по двум позициям.
Дети самостоятельно разрабатывают замысел конструкции предмета или композиции из нескольких конструкций, делают предварительные наброски на бумаге, подбирают материал и создают постройки. Могут рассказать о том, как у них возникла идея конструкции и как шла ее реализация). так же
Для развития у детей технического творчества, дети рисовали схемы колонн и воспроизводили конструкцию, использовали колонны для украшения зданий театра, старинного замка. У детей формируются изобретательские способности, так как у каждого ребёнка постройка индивидуальная.
Таким образом, к концу обучения в подготовительной группе дети овладевают действиями графического моделирования, умеют самостоятельно строить и применять в конструктивной деятельности графические модели, схемы. Умеют соотносить между собой графические изображения отдельных строительных деталей и их комбинаций, сделанных с разных пространственных позиций (прямо, сверху, сбоку).
— дети способны переводить одни схемы построек в другие (контурные и расчленённые). Таким образом, и развивается техническое конструирование в детском саду.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор — это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
«Развитие творческих способностей детей посредством разных видов деятельности»
«Развитие творческих способностей детей посредством разных видов деятельности »
Подготовила: Супрун Т.И.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка
– это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.
Ø изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.
Ø свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно речевой. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Театральная деятельность
является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.
-созданию атмосферы творчества ,
В нашем репертуаре в основном русские народные известные сказки, знакомые с первой младшей группы и сказки для среднего возраста, где роли играют сами дети («Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Три поросенка», «Волк и лиса», «Лиса и журавль», и т.д).
Элементы театрализованной деятельности я использую в разных видах деятельности :
С целью развития творческих способностей детей в группе мы создали соответствующую развивающую среду: шапочки-маски для театрализованных представлений, элементы костюмов для уголка ряжения, музыкальные и шумовые инструменты, пальчиковый, настольный театры; оформлен уголок изодеятельности, который включает материалы для самостоятельной деятельности по рисованию и лепке.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
эстетического развития, а так же специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного
образа отличается значительной эмоциональной насыщенностью, что
побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств,
мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета,
передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно
выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества,
которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно
придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда
создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое
решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное
значение имеет сам процесс.
Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования : сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства : густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Лепка также необходима для развития способности фантазировать , представлять, воображать. Для развития детского творчества в лепке мы учитываем интересы детей , используем разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы ) . Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество.
Большую роль в развитии творческих способностей играют дидактические игры.
Творческие способности я развиваю с помощью таких игр, как:
Ø Речевые игры («Скажи наоборот», «Придумай слово», «Как сказать правильно?», «Кто? Что?» и т.д)
Ø Сюжетно – ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений)
Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит» и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества.
В группе есть отдельный уголок различных видов строительного материала, где дети каждый день строят, изобретают, возводят новые дворцы и замки. Также имеются различные конструкторы ( крупный и мелкий) игры, способствующие развитию детской фантазии и творчества. Каждый ребенок может выбрать игру по интересам, дидактические и настольно – печатные игры.
Кабинет изодеятельности – это бесспорно, самое творческое место в ДОУ. В нем представлено все разнообразие материалов для самостоятельного творчества детей (карандаши, бумага, мелки, краски, доски, раскраски, контурные шаблоны для изображения зверей, природный бросовый материал, пластилин, стеки). Заметив, что детям очень нравится делать поделки из природного и бросового материала, я организовала копилку «полезных вещей».
Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению
Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.
Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости:
Интеллектуальный, эмоциональный, социальный.Об интеллектуальной зрелости судят по :
-дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающая выделение фигуры из фона;
Такая интеллектуальная зрелость отражает в существенной мере функциональное созревание структур головного мозга.
Об эмоциональной зрелости говорят: уменьшение импульсивных реакций:- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствует :
Проработкой проблемы готовности к школьному обучению занимались такие ученые как: Выготский,Божович, Эльконин, САЛМИНА, кравцова,Нижегородцева, ШАДРИКОВА.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Психофизиологические особенности. К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.
Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.
Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.
Познавательная сфера. К шести-семи годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются разные виды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их оттенки. Повышается звуковысотная различительная чувствительность, ребенок правильнее может различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов.
К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве.
Восприятие времени старшего дошкольника еще значительно отличается от восприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован на настоящее «здесь и теперь». Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему.
Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте включает в себя:
— развитие органов чувств;
— овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура),
— усвоение способов обследования предметов (восприятие предмета в целом, выделение основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков).
К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная память. Совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо развита двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание. К шести годам постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут. Правда, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании), развиты пока недостаточно.
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.
К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка.
У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.
У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).
Следует учитывать, что самооценка у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки
Если актуальный уровень психического развития ребёнка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, которые подчёркивают, что у ребёнка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребёнка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
1) Мотивационная готовность –это побуждение к учебе, желание ребенка учиться в школе. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребенка к себе и веры в возможность быть лучше, то есть стремления к совершенству.
· Интерес и желание ходить в школу
· Речь (связная, грамматический строй речи, словарь, звуковая культура)
3) Социальная (личностная) готовность – включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
· отношения со сверстниками
4) Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.