в чем разница в звеньях в хоккее
В чем разница в звеньях в хоккее
В отличие от других видов спорта в хоккее игроки меняются на ходу примерно каждые 40 секунд. Дело тренера – решать, какое звено вывести на лед, а обязанность игрока – быть готовым. Однако за их согласованными усилиями скрывается нечто большее.
Хоккей с его быстрой сменой направления движения подразумевает быструю смену игроков. Один из секретов любого матча заключается в том, как команда производит смену игроков и использует время на льду. Победа по большей части зиждется на темпе игры, а значит, его нужно наращивать и поддерживать. Темп игры в хоккее в значительной степени обязан удачной смене звеньев.
Некоторые тренеры предпочитают по очереди менять все 4 звена, делая это как можно чаще, поддерживать темп со скамьи и пытаться добиться отдачи от каждого члена команды. Другие любят придать интерес своим матчам, дольше оставляя на льду хоккеистов, искусно владеющих техникой нападения и в результате гораздо больше задействованных в игре, чем другие хоккеисты.
Смена игроков и наложение звеньев – больше искусство, чем наука. Некоторым тренерам нравится ставить оборонительное звено против атакующего, однако побочным эффектом такого образа действий нередко является то, что их собственные атакующие звенья проводят на площадке меньше времени. Некоторые тренеры любят как можно чаще менять все 4 звена, а другие предпочитают придавать своим матчам больший интерес за счет того, что наиболее одаренные атакующими качествами хоккеисты проводят гораздо больше времени на льду.
Преимущества наложение звеньев.
Есть уверенность, что нападающим или защитникам нашей команды противостоят хоккеисты другой команды, которых можно переиграть.
Например, ведущим атакующим игрокам соперника будет непросто организовать атаку, если против них будут играть наши лучшие защитники. Или наш ведущий атакующий блок будет играть против ведущего блока противника, полагая, что это побудит ваших ребят быть универсалами, а также не подпустит противника к своей обороне.
Во время игры возможно множество вариантов наложения. Наиболее широко используется противостояние защитников звену, которое они с наибольшей вероятностью обставят. Гораздо проще сменить одного или двух защитников за игру, чтобы найти подходящую пару, чем заменить звено нападающих.
Недостатки наложение звеньев.
1. Нарушается цикличность смены игроков. Из-за постоянной смены игроков на ходу высока вероятность нарушения численного состава. Одних игроков все время быстро заменяют другими, чтобы обеспечить наложение звеньев. Такая смена игроков на скамье не так ритмична, как при поочередной (1–2–3).
2. Увеличение игрового времени защитников. При наложении звеньев пара защитников зачастую будет иметь большее значение и дольше находиться на площадке, чем тройки нападающих.
Основные принципы смены звеньев
1. Смена во время атаки на противника, а не во время отступления или бэкчекинга.(рисунок 12.1)
Если шайба либо находится в зоне нападения, либо направляется туда, то это застрахует от оборонительных действий в численном меньшинстве из-за смены звеньев. Очевидно, что замену пятерых игроков на ходу лучше производить, когда шайба находится глубоко в зоне нападения. Редкий случай, когда пятерых игроков сменяют одновременно, а если нужно заменить все звено игроков, то защитник дальнего фланга зачастую остается на льду, чтобы предотвратить длинный пас через три четверти площадки, который может спровоцировать выход один на один.
Рисунок 12.1. Смена звена во время атаки на противников.
2. Смена звеньев на ходу должна производиться с учетом стратегии и расположения игроков.(рисунок 12.2)
Когда смена звена на льду подходит к концу, начинается поочередная замена игроков, которые находятся ближе всего к скамейке запасных, во время игры. Более молодые игроки, видя, что производится замена одних игроков другими, думают, что их тоже должны сменить, даже если они осуществляют бэкчекинг или преследуют владеющего шайбой игрока. Момент смены игроков в значительной степени определяется логикой и стратегией. Чем опаснее ситуация, когда противники могут создать голевой момент, тем меньше вероятность, что появится возможность заменить игроков.
Простой пример. Если игроки видят, что шансы перехвата шайбы в нейтральной зоне очень велики, они не будут пытаться смениться. В некоторых случаях ожидание займет несколько секунд, но если шайба будет перехвачена во время замены, команда противника, безусловно, получит отличный голевой шанс.
Рисунок 12.2. Поочередная замена на ходу игроков, которые находятся ближе всего к скамейке запасных.
3. Запасные игроки должны все время быть наготове.
Замены на ходу производятся стремительно и нередко непредсказуемо. Как только тренер подал сигнал, какое звено выходит на лед следующим, игроки должны четко понимать, кого они заменяют. Хоккеистам нужно обмениваться информацией: каждый запасной игрок называет имя того, кого он заменяет. Когда игроки бросаются на замену, одна группа направляется к выходу, а другая по возможности выходит через борта.
4. При подготовке к замене запасные игроки должны быть в курсе того, что происходит на площадке.
Зачастую хоккеисты настолько сосредоточены на том игроке, которого они собираются заменить, что не вполне понимают, что происходит на площадке. Нередко игрок выпрыгивает на лед и оказывается прямо рядом с шайбой возле скамейки запасных еще до того, как другой игрок окончательно покинул площадку. Это, безусловно, приводит к нарушению численного состава и игре в меньшинстве, если бдительный судья заметит случившийся казус. Когда игроки в курсе того, что происходит на площадке, они смогут быстро осуществлять ответные действия в атаке и в обороне. Выходящему на лед игроку должны быть также известны и его обязанности после своего выхода: будет ли он играть в нападении или действовать в обороне?
5. Темп игры можно увеличить за счет плавности замены игроков.
Команды привыкают к ритму замены игроков, и, когда хоккеисты выкладываются по полной, этот ритм и задает игре настоящий темп и является преимуществом. Игрокам отведена зона возле скамейки запасных для выполнения смены, поэтому под плавностью подразумевается замена точно в этой зоне в нужное время (когда игроки не слишком устали) и в нужной ситуации.
6. Верные и удачные замены экономят время и энергию, а при идеальном выполнении помогут настигнуть игроков противника, когда те устали.
7. Временная координация замены имеет решающее значение.
Время, которое игроки проводят на льду, и то, в какой момент производится или не производится смена звеньев, говорит специалисту многое о характере и особенностях, присущих команде. Нередко ведущие хоккеисты в стремлении забить гол идут на хитрость. Они остаются на площадке дольше, чем обычно, и из-за этого порой разрушают хрупкий психологический баланс. Если после замены центрального и правого нападающего левый остается на площадке, это может нарушить согласованность действий определенной комбинации звеньев и даже рассердить следующего левого форварда, который не дополучает игровое время.
В распределении запасных игроков есть определенные трудности и выгоды в зависимости от того, проводится ли матч дома или в гостях. Тренер команды, играющей дома, имеет преимущество последней замены, и очевидно, что благодаря этому наставник команды-хозяина может лучше справиться с шахматной задачей, т. е. с распределением игроков на льду. Тренеры гостевой команды стараются чаще менять игроков на ходу, чтобы добиться определенного желаемого соответствия звеньев.
Четыре тройки: хоккейная арифметика
Когда-то в хоккей играли в три тройки нападения, и тренеры комплектовали звенья по заветам сказки «Конёк-Горбунок»:
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Внутренняя структура звеньев, как правило, также компоновалась по троичному принципу. В тройке играл один снайпер, пасовал ему плеймейкер, а в защите подчищал за них «чернорабочий» или, как сейчас говорят, силовой форвард.
Всё было просто и логично, пока кто-то и где-то (вроде бы это был Тихонов в рижском «Динамо») не перешёл на игру в четыре тройки. Интенсивность и скорость игры резко возросли, а скорость тренерского мышления стала отставать. Дирижировать по ходу матча игрой четырёх троек оказалось сложнее, чем руководить тремя сменами. Даже обычные пересменки превратились в проблему, резко участились удаления за нарушения численного состава. Поэтому, как это часто бывает, попытались не решить проблему, а избавиться от неё.
В советском, а затем и в российском хоккее четвёртое звено всё чаще стали воспринимать в качестве микрофилиала молодёжной команды, а не как боевую единицу. Идею звена «масочников» даже закрепили официально, приняв правило о молодёжном лимите. Так тренеры сумели вернуться к привычному режиму управления тремя звеньями, переведя четвёртое в разряд необременительной игрушки. И польза была, Россия в этот период несколько раз выиграла молодёжный чемпионат мира. Ещё немного, и, глядишь, под разговоры из ФХР о необходимости поднимать женский хоккей (во имя Сочи) в клубах КХЛ появились бы пятые звенья, уже женские!
Мода на сдерживающие звенья коснулась всех клубов КХЛ. И всё вернулось на круги своя, тренеры вновь, как и в стародавние времена, руководят тремя играющими тройками, их так и называют – игровые звенья. Затем выбегают четвёртые сдерживающие звенья и соответственно сдерживают друг друга. По мне, это настоящая профанация интенсивного и скоростного хоккея, то есть всего того, ради чего затевалась игра в четыре тройки нападения.
Но есть и исключения, и тут я с изяществом антилопы гну возвращаюсь к своей любимой команде. «Салават Юлаев» перед домашней встречей с минским «Динамо» потерпел пять поражений подряд, требовались перемены в составе и тактике. Главные изменения произошли в четвёртой тройке «Салавата». В центре нападения поставили Мерескина (самый забивной центрфорвард юлаевцев в этом сезоне), а по краям пустили креативных Панкова и Слепышева. Так к атакующим звеньям Макарова, Зиновьева и Кайгородова добавилось четвёртое атакующее звено. Все разговоры о специализации, сдерживании и чекерах были забыты. Пусть минчане ломают голову над тем, как сдерживать наши атакующие тройки! Под такие фанфары, к середине третьего периода мы горели 1:2. Но как же классно при этом юлаевцы играли, набегали на ворота, бросали и неслись добивать. Потом смена, и следующая тройка неслась повторять всё по новой.
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
Бубенчик не смолк под дугой
Не сбились. И на 49-й минуте минчане «посыпались», не выдержав безостановочного давления команды, нанёсшей 47 бросков за 60 минут! «Салават Юлаев» победил 5:2, а мог забросить и больше. Мы увидели, каким ярким может быть хоккей, если не тратить игровое время на микроматчи звеньев, состоящих только из оборонительных форвардов. Для такого зрелищного хоккея с многочисленными бросками и острыми моментами не нужны новые дорогостоящие арены с маленькими, как в НХЛ, площадками. Достаточно отменить молодёжный лимит и расширить квоту на легионеров, чтобы клубы могли выставлять на матч даже не четыре тройки, а четыре пятёрки мастеровитых и опытных игроков. Кто-нибудь из тренеров (тот же Юрзинов) сможет с таким составом показывать зрелищную и современную игру уже не эпизодами.
Вот такие у меня мечты о будущем, прекрасном, хоть и далёком. А пока у нас на повестке дня ответная, уже гостевая игра с минчанами. Увидим ли мы и в этом матче карусель юлаевских атак? Удачи «Салавату»!
7 вопросов о хоккее, после которых его поймет каждый
В хоккее досконально разбираются только люди, которые о нем почти не говорят. Книжек о хоккее не так уж и много, журналисты сайтов и газет постоянно умничают, а комментаторы, кажется, и сами не всегда понимают, что происходит на льду. Поэтому можно посмотреть полторы тысячи матчей, но так и не понять, почему одних игроков удаляют, а других за то же самое — нет? Почему крайние нападающие не играют в центре, а центры выходят на край? И почему, ну почему на вбрасывании меняют игроков, хотя они делают все как обычно?
Вот самые горячие вопросы — ответы на них сделают для вас игру интереснее.
1. Чем «проброс» отличается от «вне игры», и зачем они нужны?
Для разминки начнем с самого простого. Положение вне игры — это когда игрок пересекает чужую синюю линию раньше шайбы. При этом зона начинается там, где заканчивается линия, поэтому игрок может держать один конек на краске — он не будет считаться зашедшим в зону. Если все же зашел раньше – судья свистит, вбрасывание в нейтральной зоне.
При пробросе шайба, выброшенная из своей зоны, пересекает лицевую линию чужой, никого не тронув по пути. Звучит свисток и шайбу возвращают для вбрасывания в зоне, откуда ее и вынесли. При этом обороняющаяся команда не может поменять состав.
Логика правил в том, чтобы делать игру зрелищнее. Проброс ограничивает возможности защиты: команда не может наотмашь отбрасываться и всякий раз менять состав. Правило проброса заставляет защитников выбираться из зоны с шайбой на крюке или осторожно выбрасывать ее на свободный лед, чтобы иметь три-четыре секунды для смены. И это не формальная мера: три-четыре неосторожных выброса – и вы имеете на льду замученное звено против свежего у соперника, а шайба в вашей зоне. Как говорил Юкка Ялонен, уставший игрок — это плохо.
Сейчас в хоккее работает правило гибридного проброса, когда кроме лицевой линии судья имеет в виду единоборство нападающего и защитника. Если нападающий имеет преимущество в борьбе за шайбу до линии точек вбрасывания в зоне, то проброса нет. Если на шайбе защитник — или исход борьбы неочевиден, то свистят проброс. Если бы не гибридный проброс, Кайл Куинси мог бы и пострадать.
Собственно, как и в футболе, правило «вне игры» сохраняет игру в привычном нам виде. Легко представить, в какой бардак превратился бы хоккей, если бы была возможность держать нападающего на чужом пятаке всегда.
2. Чем отличаются функции центрального нападающего от крайних? Есть ли различия между правым и левым нападающими?
Во-первых, центральный нападающий играет на вбрасывании. Это самая заметная его часть работы, и, в основном, он делает ее лучше всех в команде. Иногда на точку встает крайний и может даже выиграть пару вбрасываний. Поэтому иногда в статистике после матча у условного Овечкина может быть 100 процентов выигранных вбрасываний, а у Бэкстрема — 45. Дело в количестве попыток.
Но игра на точке – это только начало. На центрфорварде огромный объем организационной работы на льду. Центр обязан помогать защитникам: подбор шайбы на пятаке – это во многом его дело. Центр разгоняет атаку (выход из зоны + набор скорости в средней), связывает защитников c крайними нападающими и крайних между собой, участвует в борьбе на чужом пятаке, первым из нападающих бежит назад. Уникальные скиллы каждого центрфорварда подкрашивают базовый набор, поэтому, например, Кросби эффективнее всех в завершении, а Дацюк один из лучших на обеих половинах площадки и блещет в бэкчеке (отбор на движении назад). Вот очень показательная смена Павла еще в «Детройте»: зашел в зону, создал несколько моментов в позиционной атаке, был третьим догоняющим контратаку и совершил подбор.
Разница между крайним и центральным — в ответственности. Центральный нападающий отвечает практически за все, что происходит на льду; если он не в гуще борьбы, то должен контролировать отскок. Основной смысл игры крайнего — феерить на чужой половине. В смысле креатива крайние форварды самые свободные игроки на площадке. Все тренерские системы эту свободу трактуют по-своему, но основная задача тем не менее одна — создавать и забивать. Получать шайбу, смещаться в центр, искать свободный лед и пространство для броска. Обязанности по игре в защите зависят от конкретной команды, но базовый минимум — не застревать на чужой половине и контролировать своего защитника. Или просто ближнего игрока, если совсем жарко.
В отличие от футболистов, праворукие и леворукие хоккеисты чаще любят противоположные фланги. То есть, леворукий Радулов играет справа, праворукие Ковальчук, Мозякин и Овечкин — слева (поэтому вы не увидите эту троицу в одном звене, за исключением спецбригад). Это логично — больше угол для броска и возможность смещения в центр. Есть и праворукие правосторонние — Кори Перри, например, как раз такой, он любит выходить на ворота с правой стороны.
3. Как отличить чистый силовой прием от нарушения правил?
Во-вторых, все вероятные проявления жестокости на льду отражены в правилах. Удары в голову и шею, любые формы грубости, атаки вратаря, удары клюшкой, удары сзади — все это выглядит неадекватно даже в рамках такой жесткой игры как хоккей и, соответственно, свистится. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что тут молодой Стефан Да Коста не прав.
При этом основная масса силовых приемов так не выглядит и, конечно, надо разбираться в нюансах. По факту, легальный способ провести силовой прием только один — корпус в корпус, плечо в плечо. Принципиальная точка соприкосновения при силовом приеме не должна быть выше плеча или ниже бедра. Все остальное — это отклонение от нормы. Наскок и налет на соперника — это слишком высоко и сильно, свисток. Удары локтем, удары в область головы и шеи, задержка руками запрещены, поэтому нужно следить за положением рук: если игрок в единоборстве поднимает их, это, скорее всего, фол.
Кроме того, себе нельзя помогать руками и клюшкой — это будет или задержка, или толчок.
Уходить от силового приема тоже нужно грамотно. Если игрок нагибается, уходя от силового приема, и попадает в колени атакующему, он нарушил правила. Если выставляет руку и попадает в голову — тоже.
4. Что нужно делать на вбрасывании? Кто, куда и зачем должен бежать после вбрасывания?
Вбрасывания нужно выигрывать чисто. Если не удалось, нужно попытаться доработать в борьбе. Если и это не вышло, то нужно постараться минимизировать потери. При самом простом раскладе — чисто выигранном вбрасывании — никому никуда бежать не надо: защитники подбирают шайбу, крайние нападающие контролируют своих игроков, чтобы не дать им зацепиться/побороться.
При чисто проигранном вбрасывании в чужой зоне, где важно цепляться за любой шанс, один нападающий катит на игрока, к которому отскочила шайба, и навязывает ему борьбу, второй крайний — перекрывает зону передачи или идет на подбор, если борьба за шайбу все-таки завязалась. Примерно так московские армейцы превращают проигранные вбрасывания в броски по воротам.
ЦСКА вообще хороший пример того, как нужно работать на вбрасываниях. Вот в своей зоне важнее сыграть надежно — защитник Никита Зайцев сразу бежит за спину своему центрфорварду, на подбор. А нападающий Игорь Макаров за спину сопернику, чтобы побороться на шайбу, если вбрасывание будет проиграно.
5. Почему судьи постоянно меняют игроков на вбрасывании?
Потому что игроки нарушают правила. Процедура вбрасывания описана достаточно четко. Крюки клюшек должны находиться на белых частях точки вбрасывания. На половине обороны первым клюшку на лед ставит игрок защищающейся команды, в центре поля — игрок гостей. Клюшкой нельзя касаться соперника. Если судья замечает нарушение — то меняет игрока на точке. В правилах НХЛ еще прописано, что у игрока есть пять секунд после свистка судьи на то, чтобы занять свое место у точки.
Другое дело, что, даже зная все это, вы не сможете понять, за что с точки погнали Джо Торнтона.
6. Что такое «наложения»? Что еще входит в понятие «коучинг»?
Наложениями называют ситуации, когда под определенное звено/игрока одной команды тренер другой специально выпускает одного игрока, связку, пару защитников или целое звено. Это проще провернуть команде хозяев, которая имеет право выпускать свой состав позже гостей, но есть куча технологий, как это сделать, если ты играешь в гостях (например — выпустить смешанную тройку и после вбрасывания поменять одного-двух игроков). Цель наложения — устроить выгодные тебе противостояния, чтобы, например, твои лучшие играли против худших игроков соперника. Эту историю непросто иллюстрировать с помощью видео, поэтому тут нам поможет вот такой твит об игре Овечкина в полуфинале КМ-2016:
Ови провел 18 смен, в тринадцати из них против него играли Уэбер и Влэшик, в шестнадцати — Тэйвс. Понятно, что это не могло произойти случайно или при обычном порядке смен.
Наложение – один из приемов тренера по управлению игрой. Проще говоря, коучинга. Среди прочего тренерский штаб может поменять игроков в звеньях, раздать хоккеистам спецзадания, определить лучших на льду по матчу и выпускать их чаще. Последние годы в КХЛ уделяют все больше внимания контролю игрового времени, потому что тренеры хотят сохранить свежесть игроков и командную скорость. Это тоже элемент коучинга. Прекрасная иллюстрация того, как это работает — статистика прошлогоднего матча «Сибири» со «Слованом». Восемнадцать игроков сыграли от тринадцати до семнадцати минут. Андрей Скабелка очень хотел, чтобы его команда оставалась свежее соперника.
7. Есть ли в хоккее тактические расстановки? Что такое «откат»?
В хоккее существуют тактические расстановки, но все они отчасти условны — все-таки игра очень быстрая, все двигаются и какие-либо построения четко формируются на пару-другую секунд. Схемы 1-2-2, 1-1-3, 1-3-1, 1-4, 2-2-1 и 2-1-2 применяются, но во время игры их непросто разглядеть, особенно если не использовать кнопку паузы. У нас такая кнопка есть.
Любая схема привязана к системе игры — и это достаточно просто: любая команда играет агрессивно, нейтрально или пассивно (система, естественно, может меняться по ходу матча). Хороший индикатор — насколько активно в чужой зоне работают нападающие и сколько этих нападающих. Соответственно, двое активных форвардов в чужой зоне с поддержкой третьего — это игра в давление, силовое или техническое, скорее всего по схемам 2-1-2 или 2-2-1. Знакомьтесь, в светлой форме сборная звезд Северной Америки, вот почему против нее было очень сложно.
Более нейтральный вариант — насыщение средней зоны. В чужой работает один нападающий, который пытается сбить атаку на фланг, в центре соперника активно встречают двое нападающих при поддержке защитников. При этом перекрываются возможные диагонали и длинные передачи, организуется капкан — как раз это и называют трэп. Сверху это, скорее всего, будет выглядеть как 1-2-2 или 1-3-1. Так, например, играли канадцы в Ванкувере-2010.
Пассивная система игры — наш любимый классический откат, который в чистом виде уже мало кто практикует. При потере шайбы четверка игроков в линию откатывается на свою синюю, где встречает соперника с целью не дать себя обыграть, один нападающий на красной линии отбивает атаку на один из флангов. Чтобы ни говорил Зинэтула Билялетдинов, скриншоты не врут — его олимпийская сборная самый яркий пример такого хоккея. Это чистые 1-4 (демократичный вариант — 1-1-3).
Если мы упустили какой-то важный вопрос, вы можете задать его в комментариях. Будет нужно — сделаем продолжение.