в чем разница между зоной свободной торговли и таможенным союзом
Зоны свободной торговли и таможенные союзы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.02.2017 2017-02-01
Статья просмотрена: 7115 раз
Библиографическое описание:
Филатова, С. Э. Зоны свободной торговли и таможенные союзы / С. Э. Филатова, М. В. Чумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39046/ (дата обращения: 07.12.2021).
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
Зона свободной торговли — это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику.
Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» [1].
В отличие от таможенного союза (третий этап экономической интеграции), члены зоны свободной торговли области не имеют единого внешнего тарифа, то есть они имеют различные квоты и традиции, а также разную политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ. Чтобы избежать уклонения от уплаты тарифов (через обратный вывоз) страны используют систему сертификации происхождения товаров чаще всего под названием «правила происхождения», где указана потребность в минимальной степени местных материальных затрат и локальных преобразований для добавления стоимости товаров. Только товары, которые отвечают этим минимальным требованиям, имеют право на особое отношение, предусмотренное положениями зоны свободной торговли.
Зона свободной торговли является результатом соглашения о свободной торговле (формой торгового пакта) между двумя или более странами. Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет. Зоны свободной торговли и соглашения допускают до некоторой степени каскадное подключение. Если некоторые страны подписывают соглашение по формированию ЗСТ (как торговый блок или в качестве форума отдельных членов ЗСТ) со странами, объединенными другим соглашением о свободной торговле или с другой страной, то новая ЗСТ будет состоять из старой ЗСТ плюс новая страна (или страны).
В промышленно развитой стране существует, как правило, мало, если они вообще существуют, значительных препятствий для легкого обмена товарами и услугами между частями этой страны. Например, не существует, как правило, торговых тарифов или квот на импорт; Есть правило, что не должно быть никаких задержек, когда товар поступает из одной части страны в другую (кроме тех, которые накладывает расстояние); Есть правило, что не должно быть никаких различий в налогообложении и регулировании. Между странами, с другой стороны, многие из этих препятствий на пути быстрого обмена товаров возникают часто. Является обычным делом установление импортных пошлин на того или иного рода товары, а уровень налога с продаж и регулирование часто зависят от страны.
Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, так что торговля может расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное (а не абсолютное) преимущество. Теория утверждает, что конечным результатом будет увеличение доходов и в конечном итоге богатства и благополучия для всех участников зоны свободной торговли.
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [1].
В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Например: задачи, решаемые таможенным союзом (стран Белоруссии, Казахстана и России), изложены в Договоре от 6 октября 2007 года о его создании [2,3].
На сегодняшний день существуют следующие виды зон свободной торговли:
Ее текущее состояние характеризуется увеличением темпов роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
В США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, уничтожают малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.
Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз).
Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжают заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. В 2010 г. Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ подписала Украина. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
В 1992 г., после обретения политической открытости бывшим Восточным блоком и роспуска Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), был заключен экономический союз между Польшей, Чешской Республикой, Словакией, Венгрией, Словенией, Румынией, в 1999 г. к нему присоединилась Болгария (все они упразднили свой статус, вступив в ЕС), в 2003 г. — Хорватия. Целями ассоциации являются поддержка обоюдных экономических отношений, устранение таможенных барьеров и достижение внутреннего регулирования в соответствии с правилами ЕС. В 2012 г. странами — членами ЦЕФТА являлись Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Черногория, Хорватия и Сербия.
– генеральное соглашение по тарифам и торговле;
– соглашение по сельскому хозяйству;
– соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
– соглашение по техническим барьерам в торговле;
– соглашение по торговым инвестиционным мерам;
– соглашение о таможенной оценке;
– соглашение о предотгрузочной инспекции;
– европейское торговое соглашение;
– соглашение по правилам происхождения;
– соглашение по процедурам импортного лицензирования;
– соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
– соглашение о гарантиях;
– генеральное соглашение по торговле услугами;
– соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
– соглашение по правительственным закупкам;
– соглашение по информационным технологиям;
– балийский пакет соглашений.
Нейтральное место среди зон свободной торговли занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
Таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС).
На африканском континенте наиболее развитым интеграционным объединением является Южноафриканский таможенный союз. ЮАТС считается одним из старейших таможенных союзов в мире — 22 апреля 2010 г. В ЮАТС вошли африканские страны, различающиеся по размерам и уровню экономического развития (ЮАР является самой крупной и развитой страной континента, Лесото относится к наименее развитым государствам Африки), отраслевой структуре, системам экономического и торгово-политического регулирования. В отличие от ЮАР производственная и экспортная база остальных стран Объединения остается узкой: основными экспортными товарами Ботсваны и Намибии являются алмазы и минералы, Лесото — текстиль, Свазиленда — сахар [4].
ЮАТС имеет особенности, отличающие его от региональных группировок большинства развивающихся стран. Государства Таможенного союза (кроме Ботсваны) входят в Единое валютное пространство (образовано в 1986 г.). В его рамках осуществляется свободное движение капитала, при этом Лесото, Намибия и Свазиленд имеют право доступа на валютный и финансовый рынок ЮАР. Все страны-члены ЮАТС являются также участниками более широкой региональной группировки — Южно-Африканского Сообщества развития (входят еще 9 африканских стран), нацеленной на поэтапное создание зоны свободной торговли. Высшим органом ЮАТС стал Совет министров, состоящий из министров финансов или торговли (по крайней мере одного министра от каждой страны). Совет принимает все важнейшие решения, включая установление внешнего таможенного тарифа Объединения. Все решения принимаются на условиях консенсуса; заседания проводятся раз в квартал или по требованию одного из государств-членов.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива является влиятельным интеграционным объединением арабских стран благодаря финансово-экономическому потенциалу своих членов.
Региональная группировка (создана в 1981 г.) объединяет шесть аравийских газо- и нефтедобывающих стран, близких по религиозным, этническим, политическим и социально-экономическим критериям: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Саудовская Аравия, превосходя другие страны по территории, населению, запасам нефти и промышленному потенциалу, играет в Объединении лидирующую роль.
Таможенный союз формировался поэтапно, начиная с зоны свободной торговли (при расширении сотрудничества в других секторах) с ориентацией в перспективе на создание общего рынка, экономического и валютного союза.
Таможенная зона свободной торговли, образованная четырьмя государствами — членами соглашения: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай [4].
Одна из главных целей МЕРКОСУР состоит не только в полном устранении импортных пошлин между участниками, но и в расширении текущих соглашений о свободной торговле и увеличении в текущем импорте и экспорте доли товаров (высокотехнологичных), которые могут усилить роль МЕРКОСУР на мировом торговом рынке. Другая важная цель — устранение исключений в списке продуктов, включенных в свободную торговлю (главным образом, автомобили, бытовая техника и определенные сельскохозяйственные продукты). У МЕРКОСУРА также есть экономические соглашения с Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором и Перу (связанные страны). К товарам, произведенным в таких странах и импортированным участником МЕРКОСУР, применяется уменьшенная или даже нулевая налоговая ставка импорта, в зависимости от налоговой классификации товара.
Также были предприняты усилия по расширению числа участников МЕРКОСУР и вступлению в соглашения с другими блоками. Например, соглашение о свободной торговле между МЕРКОСУР и Сообществом Анд (Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор и Венесуэла), вступившее в силу с 31 января 2005. Также имеются соглашения между МЕРКОСУР, Перу и Мексикой.
Более успешно интеграционное сотрудничество развивается при наличии экономически сильного лидера: в МЕРКОСУР Бразилии, в ЮАТС ЮАР, в ССАГПЗ — Саудовской Аравии.
Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Создание большинства таможенных союзов развивающихся стран нельзя считать полностью завершенным в силу сохраняющихся исключений из режима свободной торговли, неполного охвата товарной номенклатуры общим внешним тарифом, применения нетарифных мер регулирования внешней торговлей, отсутствия гармонизации инструментов торговой политики и др. В таможенных союзах развивающихся стран, в отличие от ЕС, не были созданы наднациональные органы управления; руководство объединениями осуществляется на межправительственном уровне.
Таможенный союз (ТС) и Свободная таможенная зона (СТЗ)
Цель создания ТС
Под Таможенным союзом понимаются договорные отношения нескольких государств, связанные с созданием максимально благоприятных условий для обмена товарами между ними благодаря снижению таможенных пошлин и других платежей.
Члены союза создают межгосударственные органы для координации политики в сфере внешней торговли. ТС является более глубокой формой интеграции по сравнению с зонами свободной торговли. В мире существует около десятка таможенных союзов, среди них – ТС ЕАЭС. Изначально в него входили 3 страны:
В 2015 году завершилось формирование ЕАЭС, а к таможенному союзу присоединились Армения и Киргизия.
Трудовым мигрантам в Россию из государств, участвующих в ТС, не нужны патенты на работу, по трудовым правам они приравниваются к гражданам РФ. Известно о намерениях Сирии, Туниса, Узбекистана и Турции присоединиться к ТС. В статусе наблюдателя уже более 3 лет пребывает Молдавия.
Принцип долевого распределения таможенных пошлин представлен в таблице.
ТС призван служить важным инструментом для объединения экономик стран бывшего советского союза. С 2010 года члены ТС ЕАЭС действуют на основе единого для всех стран Таможенного кодекса. Статьей 49 предусмотрены следующие таможенные льготы:
Льготы кроме таможенных пошлин на ввоз устанавливаются в законодательствах стран – членов ТС.
Участие в нем позволяет:
Для государств, входящих в состав Таможенного союза ЕАЭС, подведены итого наращивания внешнеторгового оборота в 2020 году. Процент его прироста отражен в таблице.
Страны ЕАЭС приняли активное участие в создании зоны свободной торговли с Ираном, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, но льготы и преференции во внешней торговле с этими странами значительно меньше, чем внутри ТС.
Что такое свободная таможенная зона (СТЗ)?
Под свободной таможенной зоной понимается зона с льготным экономическим статусом, в которой товары ввозятся и используются в пределах особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) в условиях отсутствия таможенных платежей. Пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты ОЭЗ. Они осуществляют деятельность в благоприятных условиях, а государство получает дополнительно:
Создание СТЗ таможенного союза – следующий шаг к дальнейшей интеграции стран-участниц. Им больше не нужны двусторонние торговые соглашения, а часть функций по управлению внешней торговлей переходит к наднациональным структурам.
Первыми из бывших советских республик к решению о создании свободной таможенной зоны на базе таможенного союза пришли Беларусь и Россия. Документально он оформился к 2001 году.
После того, как к 2010 году оформился ТС между тремя странами – инициаторами объединения в льготную экономическую зону, было достигнуто Соглашение, оговаривающее условия создания на его территории:
Фактически о таможенных свободных зонах можно говорить, как о наборе процедур, связанных с использованием странами-участницами ТС ввозимой и используемой продукции внутри территорий ОЭЗ без необходимости:
Например, импортные товары, поступавшие в Калининградскую область, попадали под процедуру СТЗ и освобождались от НДС и импортных пошлин.
Иногда наряду с понятием «свободной таможенной зоны» используют термин «свободный склад». Он имеет более конкретное наполнение и его обычно применяют в тех случаях, когда речь идет о зоне узко специального профиля, например в сфере автопрома.
Классификация СТЗ
Соглашение об особых экономических зонах разрешает создавать на землях ТС разнотипные зоны, на которых отменяется таможенная пошлина, и льготы по налогам на экспорт-импорт предоставляются резидентам ОЭЗ.
При заполнении таможенной декларации проставляется код «78», который указывает на применение процедур СТЗ. При ввозе продукции указывается код «ИМ78», а при вывозе – «ЭК78».
Классификация таможенных проводится по месту их функционирования. Их свободный режим может распространяться на всю область ОЭЗ, но оформление производится на приграничных землях. По месту оформления СТЗ подразделяются на 2 типа:
Территория свободной таможенной зоны, расположенная вблизи пограничного пункта пропуска на железной дороге или автодороге, разделяющей государства ТС, называется логистической.
Портовой называется зона внутри территорий международных морских, авиационных и речных портов. Порядок ее работы определяет законодательство страны-участника ТС, на территории которого она базируется.
Возможна некоторая терминологическая путаница, так как портовой может быть и особая (свободная) экономическая зона, и пограничный пункт, а логистических экономических зон не существует, но сегодня такая подмена понятий встречается повсюду, поэтому лучше сразу уточнять, идет ли речь о портовой ОЭЗ или о портовой таможенной зоне, в которой происходит оформление документов.
Чтобы расставить все по своим местам, достаточно обратиться к последовательности событий и логике создания:
Взаимосвязь понятий Таможенного союза
и Свободной таможенной зоны
Члены ТС устраняют тарифные квоты, устанавливают единые стандарты в сфере внешнеторговых операций по отношению к третьим государствам, формируют единообразные тарифы. Фактически несколько таможенных зон объединяются и становятся общей территорией. Внутренние таможни упраздняются, а их полномочия передаются единым таможенным службам. В качестве примера ТС можно привести страны ЕС.
Организация Свободных таможенных зон способствует перенаправлению товарных потоков и создает более благоприятные условия для переориентации участников ТС, направленной на увеличение торговли внутри него. Это, в свою очередь, меняет производственную и потребительскую сферу.
Создание свободных зон (СТЗ) внутри таможенных союзов, базируется на соблюдении основного принципа: отсутствие таможенных сборов и пошлин для всех участников на равных условиях. Для СТЗ характерна более глубокая экономическая заинтересованность и интеграция экономик стран-участниц.
В результате все задействованные в СТЗ государства выигрывают в увеличении доходов от инвестиций, расширении товарооборота и производственных мощностей, появлении новых вакансий и развитии социальной сферы.
Статья XXIV. Территориальное применение. Приграничная торговля. Таможенные союзы и зоны свободной торговли
1. Положения настоящего Соглашения применяются к таможенным территориям метрополий договаривающихся сторон и к любым другим таможенным территориям, в отношении которых настоящее Соглашение было принято согласно статье XXVI или применяется согласно статье XXXIII или во исполнение Протокола о временном применении. Каждая такая таможенная территория, исключительно с точки зрения территориально применения настоящего Соглашения, рассматривается, как если бы она была договаривающейся стороной; при условии, что положения настоящего пункта не будут толковаться в том смысле, что они создают любые права или обязательства между двумя или несколькими таможенными территориями, в отношении которых настоящее Соглашение было принято одной договаривающейся стороной согласно статье XXVI, или применяется согласно статье XXXIII или во исполнение Протокола о временном применении.
2. Для целей настоящего Соглашения под таможенной территорией понимается любая территория, в отношении которой применяются отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями.
3. Положения настоящего Соглашения не должны толковаться таким образом, чтобы они препятствовали:
(а) предоставлению какой-либо договаривающейся стороной преимуществ соседним странам в целях содействия приграничной торговле;
(b) предоставлению преимуществ торговле со Свободной Территорией Триест странами, прилегающими к этой территории, при условии, что такие преимущества не противоречат мирным договорам, заключенными в результате Второй мировой войны.
4. Договаривающиеся стороны признают желательным расширение свободы торговли путем развития, посредством добровольных соглашений, более тесного объединения экономик стран-участниц таких соглашений. Они также признают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть содействие торговле между составляющими их территориями, а не создание барьеров для торговли других договаривающихся сторон с этими территориями.
5. Соответственно, положения настоящего Соглашения не препятствуют образованию территориями договаривающихся сторон таможенного союза или зоны свободной торговли, или принятию временного соглашения, необходимого для образования таможенного союза или зоны свободной торговли; при условии что:
(а) в том, что касается таможенного союза, или временного соглашения, ведущего к образованию таможенного союза, пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении торговли с договаривающимися сторонами, не являющимися участницами такого союза или соглашения, установленные при учреждении такого союза или заключении временного соглашения, не являются в целом более высокими или более ограничительными, чем общее значение пошлин или мер регулирования торговли, применявшихся в составляющих его территориях до образования такого союза или, в зависимости от случая, принятия такого временного соглашения;
(b) в том, что касается зоны свободной торговли или временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли, то пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в каждой из составляющих ее территорий и применявшиеся, к моменту создания такой зоны свободной торговли или принятия такого временного соглашения, к торговле договаривающихся сторон, не включенных в такую зону или не являющихся участницами такого соглашения, не являются более высокими или более ограничительными, чем соответствующие пошлины и другие меры регулирования торговли, существовавшие в этих же самых составляющих территориях до создания зоны свободной торговли или, в зависимости от случая, временного соглашения; и
(с) любое временное соглашение, упомянутое в подпунктах (а) и (b), включает план и график образования такого таможенного союза или такой зоны свободной торговли в течение разумного периода времени.
6. Если при выполнении требований пункта 5 (а) договаривающаяся сторона предложит увеличить любую ставку пошлины вразрез с положениями статьи II, применяется процедура, изложенная в статье XXVIII. При предоставлении компенсации должное внимание уделяется уже предоставленной компенсации в результате снижения соответствующей пошлины в других учредителях союза.
7. (а) Любая договаривающаяся сторона, решающая вступить в таможенный союз или в зону свободной торговли, или во временное соглашение, ведущее к образованию такого союза или зоны, быстро уведомляет об этом ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ и предоставляет им такую информацию касательно предложенного союза или зоны, какая даст им возможность составить такие доклады и рекомендации для договаривающихся сторон, которые они сочтут необходимыми.
(b) Если, изучив план и график, включенные во временное соглашение, упоминаемое в пункте 5, при консультациях с участницами этого соглашения и приняв во внимание информацию, представленную в соответствии с положениями подпункта (а), ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ найдут маловероятным, чтобы такое соглашение привело к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли в течение периода времени, намеченного сторонами соглашения, или что такой период времени не является разумным, ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ делают рекомендации сторонам этого соглашения. Стороны не должны сохранять такое соглашение или, соответственно вводить его в силу, если они не готовы изменить его в соответствии с этими рекомендациями.
(с) О всяком существенном изменении плана или графика, упоминаемого в пункте 5 (с), сообщается ДОГОВАРИВАЮЩИМСЯ СТОРОНАМ, которые могут запросить заинтересованные договаривающиеся стороны о консультациях с ними, если представляется вероятным, что такое изменение может поставить под угрозу или чрезмерно замедлить образование таможенного союза или зоны свободной торговли.
8. Для целей настоящего Соглашения:
(а) под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, что:
(i) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением, в случае необходимости, мер, разрешаемых статьями XI, XII, XIII, XIV, XV и XX) отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями союза, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий, и
(ii) при условии соблюдения положений пункта 9, практически те же пошлины и другие меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включенными в союз;
(b) под зоной свободной торговли понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением, в случае необходимости, мер, разрешаемых статьями XI, ХII, XIII, XIV, XV и XX) для практически всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий.
9. Преференции, упомянутые в пункте 2 статьи 1, не затрагиваются образованием таможенного союза или зоны свободной торговли, но они могут быть отменены или уточнены путем переговоров с затронутыми договаривающимися сторонами*. Эта процедура переговоров с затронутыми договаривающимися сторонами применяется, в частности, при отмене преференций, требуемой для выполнения положений пункта 8 (а) (i) и пункта 8 (b).
10. ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ могут большинством в две трети одобрить предложения, которые не полностью соответствуют требованиям пунктов с 5 по 9 включительно, при условии, что такие предложения ведут к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли в смысле настоящей статьи.
11. Принимая во внимание исключительные обстоятельства, возникающие в связи с образованием Индии и Пакистана как независимых государств, и признавая тот факт, что они в течение долгого времени представляли единое экономическое целое, договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что положения настоящего Соглашения не препятствуют этим двум странам заключать специальные соглашения о торговле между ними впредь до установления их взаимных торговых отношений на окончательной основе*.
12. Каждая договаривающаяся сторона принимает такие разумные меры, которые имеются в ее распоряжении в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Соглашения региональными и местными правительствами и властями на ее территории.