в чем разница между женскими вольными упражнениями и мужскими
Мужской и женский фитнес. Правда и мифы
Как разница между полами отражается на тренировках?
С одной стороны ответ на вопрос очевиден: мужчины больше, выше, сильнее, значит, и тренировки у них должны быть особенными. Что и говорить: мы сами видим яркую и большую разницу между занятиями в зале у мужчин и женщин. Девочки стоят в углу с легкими гантельками, а те, которые работают с тяжелыми штангами, отпугивают обывателей своими мощными ногами и вздувшимися венами. Опять все получается каким-то чёрно-белым. Но так ли все однозначно на самом деле?
Если мы говорим о наборе мышечной массы, и тут сразу пара оговорок: женщины не могут раскачаться до размеров Геракла, то женщине в первую очередь необходимо поддерживать мышечную массу для профилактики остеопороза и прочих неприятных возрастных заболеваний, отравляющих жизнь. Это не просто про тело. Чтобы стимулировать рост мышц, необходимо тяжело (это понятие у всех свое) тренироваться, а чтобы тяжело тренироваться, нужно есть углеводы. Углеводы хранятся в мышцах в виде гликогена. Когда его мало, вы чувствуете себя вялой и слабой, вам трудно поддерживать высокую интенсивность тренинга. Вместе с тем, объем гликогена (основной запасной углевод и форма хранения глюкозы) в женских мышцах меньше, чем в мужских. Это значит, что углеводные потребности женщин ниже мужских. Кроме того, менструальный цикл влияет на реакцию организма на макронутриенты. Так, во время фолликулярной фазы женщины лучше реагируют на углеводы. Однако переедать их не стоит. На третьей и четвертой неделе цикла растет резистентность к инсулину и организм начинает эффективнее использовать жиры.
Как тренироваться девушкам, чтобы строить мышцы? Принцип похож на мужской: тренировки могут быть Full body (на все группы мышц за тренировку) или любым из вариантов двухдневного сплита, состоять преимущественно из многосуставных упражнений для крупных мышечных групп, быть сбалансированными по плоскостям, а главное, с адекватной силовой прогрессией. Диапазон повторений может быть от 8 до 12, но важно, чтобы вы прогрессировали, а не стояли на месте – должно быть тяжело, как минимум один раз в неделю.
Раз мы с вами обсудили важность силовых тренировок для женщин, то можно затронуть тему альтернативных видов нагрузки для мужчин. Йога, пилатес, танцы, TRX прекрасно подходят для развития гибкости, баланса, координации, выносливости, иногда и силы (зависит от тренера). Часто мужчины пренебрегают разнообразием в тренировках, зацикливаясь на «базе» (жим, присед, тяга). Это все неплохо для развития силы, мышечной гипертрофии, но с точки зрения функциональности и здоровья опорно-двигательного аппарата ведет к психологическим и структурным ограничениям в движении. Почему? Если мы разнообразно двигаемся, прыгаем, бегаем, не только делая «базу», то определённая архитектура соединительной ткани (мышцы и фасции) формируется, и они накладываются в определённом порядке, и само строение позволяет совершать эластичное движение. А если мы не двигаемся вообще или застряли в одинаковых движениях, то новые коллагеновые волокна ложатся хаотично, как войлок, который не может проявлять эластичные свойства фасции, и мышцы будут перегружены в итоге, как и суставы. У пожилых и неподвижных людей они перегружены. Фасциальная ткань не дает двигаться эффективно, а ткани должны быть как пружинки. Как у мужчин, так и у женщин.
Что делать, чтобы ткани были эластичными? Надо двигаться так, чтобы создавать все условия и стимул для новых коллагеновых волокон. Надо двигаться разнообразно. Движение в фитнесе много лет было однообразным. Люди привыкли к однобоким тренировкам, а ведь и мужчинам, и женщинам принципиально важно создавать движение в 3 плоскостях и добавлять пружинящие движения (прыжки, бег, скакалка), так как они формируют волнообразные волокна для упругой отдачи. Вывод: одна тренировка должна включать в себя как можно больше разнообразия.
К сожалению, мужчины тоже подвержены стереотипам. Все еще считается, что Пилатес и растяжка – для женщин, мужчинам негоже говорить про тазовое дно, тренироваться нужно через боль, терпеть и пахать до конца, пока не подгонят контакт нужного врача. Однако в этом плане разницы между полами нет. Всем без исключения необходимо укреплять мышечную массу, работать с дыханием, мышцами тазового дна, улучшать подвижность суставов и пластичность нервной системы. Это дает крепкую базу, благодаря которой любые тренировки могут быть эффективнее и безопаснее.
Запомните: тренировка должна давать вам больше, чем забирать у вас. Я говорю про ресурсы, энергию, силы. Если после тренировки вы ощущаете боль, онемение, одышку, усталость, сонливость или недосып, то что-то в вашей тренировке идет не так. Подход «без боли нет результата» безнадежно устарел. Модно и важно заботиться о себе с помощью более гибкого и мягкого подхода, который совсем не противоречит наращиванию мышц и силы.
Виктория Боровская, эксперт по движению, фитнес-терапевт, основатель Школы здорового фитнеса Newyorkfitspo. Отвечу на ваши вопросы в своем инстаграме @newyorkfitspo.
Основные отличия женских и мужских силовых тренировок
Место в рейтинге авторов: вне конкурса (стать автором)
Дата: 2013-09-08 Просмотры: 39 040 Оценка: 4.9
Сразу хочу внести ясность. В этой статье под силовыми тренировками я понимаю не только тренировки, направленные чисто на увеличение силы. Но и тренировки в тренажёрном зале вообще. И цель этой статьи выяснить: действительно ли мужские и женские тренировки в тренажёрном зале так сильно отличаются? Или же у них больше общего, чем различий? Начнём по порядку. В мужских тренировочных планах почти всегда больше упражнений на верхнюю часть тела. А в женских больше на нижнюю. И вызвано это не физиологической необходимостью, а эстетической. Действительно, мышечное строение и у мужчин, и у женщин одинаковое. И по идее упражнения должны быть одинаковые. Но представления о красоте человеческого тела требуют от мужчин более внушительной верхней части. А от девушек – тонких ручек и округлых ягодиц. Кстати, природа сама позаботилась о том, что у мужчин более сильная верхняя часть тела, а у женщин – нижняя. Ещё хочу сказать, что не существует упражнений чисто «женских», которые нельзя выполнять мужчинам. И чисто «мужских», которые нельзя выполнять девушкам. С точки зрения физиологии любые силовые упражнения могут с одинаковой эффективностью выполняться как мужчинами, так и женщинами. Отсюда можно сделать вывод, что неверно делить упражнения «по половому признаку». 2. Количество упражнений При прочих равных условиях у мужчин будет всегда меньше упражнений, чем у женщин. По одной простой физиологической причине: женщины более выносливые. Они могут тренироваться дольше и более интенсивно, чем мужики. Поэтому если тренировка из десяти упражнений приводит любого мужика в ужас, то для девушки это вполне нормальное явление. 3. Количество повторений Так как женщины более выносливые, но менее сильные, то им комфортней работать с меньшим весом, но большим количеством повторений, чем мужчинам. К тому же их кости и сухожилия более тонкие и не рассчитаны на предельные нагрузки. Для набора веса мужчины обычно работают в пределах 6 – 12 повторений в базовых упражнениях. А девушки для этих же целей будут использовать 12 – 15 повторений. И для мужчин, и для женщин интенсивность тренировок имеет одинаковое значение. Но, так как женщины более выносливые, то им проще выполнять более интенсивные тренировки. С использованием суперсетов и круговой методики. Такой подход не даст большой мышечной массы, но она им и не нужна. А вот мужчин заставить тренироваться по кругу очень тяжело. Даже если они понимают, что им надо худеть. Отличия мужских и женских тренировок продиктованы всего двумя вещами: 1. Различиями в физиологии. Женщины более выносливые, но менее сильные, чем мужики. Кроме того, из-за преобладания женских гормонов, женщины больше предрасположены к увеличению подкожного жира. 2. Целями тренировок. Редко какая девушка хочет иметь огромные мышцы и стать силачом, даже если она худая и стремится набрать вес. И ни один мужик не откажется от больших и сильных «банок». Но на самом деле все эти различия носят лишь количественные характеристики, но не качественные. Чуть больше повторений, чуть меньше веса, чуть выше интенсивность. Кардинальных различий я не вижу. Одни и те же упражнения, одни и те же законы физиологии. Нашли ошибку в статье? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter. И мы её исправим! Вольные упражнения в спортивной гимнастике: от простейших элементов к феерии комбинацийГимнастика – один из самых зрелищных и интересных видов спорта. Она может быть крайне разной, но одинаково маняща: изящная и волнующая художественная или поражающая своей силой и грацией спортивная. Гимнастическими элементами пользуются спортсмены всех направлений и возрастов. Подготовку, которую обеспечивает гимнастика, нельзя оспорить или умалить – её воздействие на организм доказано многими поколениями чемпионов. Что представляют собой вольные упражнения?Вольные упражнения – это комбинации отдельных элементов и связок, выполняемых на «ковре» – специальном помосте, предназначенном для смягчения приземления спортсменов при выполнении разного рода трюков. Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских соревнований. Мужские демонстрации длятся 70 секунд, женские – 90. Каждое выступление оценивается по сложности элементов, правильности их выполнения, наличию ошибок. Помимо этого, в женском турнире учитывается хореографическая подготовка спортсменок. Составные типы элементов (для мужчин)Спортивная гимнастика в разделе «Вольные упражнения» для мужчин состоит из четырех групп элементов. Акробатика с переворотом вперёд Акробатика с переворотом назад Усложненные акробатические элементы При оценивании выступления судейская коллегия в первую очередь обращает внимание на технику исполнения представленных выше элементов. Составные типы элементов (для женщин)Женская программа немного шире мужской и включает следующие группы упражнений: Прыжки и подскоки, классифицирующиеся: Элементы, выполнение которых требует опоры на руки: Акробатика с переворотом вперед Акробатика с переворотом назад. Женские вольные упражнения, в отличие от мужских, выполняются под музыку. Группы сложностиГруппы сложности всех гимнастических элементов делятся на A, B, C, D, E, F и G категории. К самым простым относятся перевороты, сальто с группировкой и прыжки. Сложные трюки выполняются единицами спортсменов по всему миру. К числу таких элементов относится элемент «Горошина», который получил название благодаря исполнителю Такахиро Гошима. Японцу удалось выполнить самый сложный винтовой элемент – 3,5 винта вперед. Упражнение относится к уровню «G» по сложности. Как проводятся соревнования по спортивной гимнастике в разделе «Вольные упражнения»?На мировых чемпионатах и первенствах программа вольных упражнений включает четыре этапа. Таким образом, программа вольных упражнений построена по принципу «В следующем туре участвуют только лучшие». Характер соревнованийСоревнования по форме проведения делятся на: Форма состязания зависит от организации, проводящей соревнования. Допуск участников к соревнованиямПринять участие в соревнованиях могут лишь те спортсмены, которые подали заявки на участие и получили одобрение организационного комитета. Кроме того, Правилами спортивной гимнастики предусмотрено деление спортсменов по возрастным категориям: Спортсмены, не достигшие установленного возраста, могут принимать участие только с разрешения родителей. Требования к костюмуВ спортивной гимнастике, в частности, в разделе «Вольные упражнения» к одежде спортсменов предъявляются определенные требования: – мужчины выступают в гимнастических шортах и майке; – женщины соревнуются в гимнастическом купальнике или комбинезоне. Возможно наличие лосин цвета, идентичного купальнику. Кроме того, по личному усмотрению гимнасты могут использовать чешки или носки. В командных выступлениях все члены команды должны быть одеты в одинаковую форму. Система оценивания вольных упражнений и сбавкиВсе ошибки в выполнении элементов классифицируются на мелкие, средние и грубые: Под ошибкой невыполнения понимается деформация элемента, превращение его в иное упражнение, не соответствующее заявленной программе. Федерации спортивной гимнастики в РФФедерация спортивной гимнастики в России существует с 1991 года. Ее членами являются многие выдающиеся спортсмены и порядка 71 субъекта. Организация является членом Международной Федерации гимнастики и Европейского гимнастического Союза. Главная цель Федерации – представлять российскую гимнастику на международном, олимпийском движении, а также развивать её как вид спорта в России. История спортивной гимнастикиСлово «гимнастика» имеет греческое происхождение и означает «упражняю», «тренирую». Тем не менее Древняя Греция, подарившая миру Олимпийские игры, не является прародительницей этого термина. Достоверно установлено, что упражнения, включающие развитие равновесия, растяжки и силы существовали на разных континентах и во многих странах, например, в Китае и других восточных государствах. Греки же, в свою очередь, лишь оформили знания о физическом развитии человека, которые собирались людьми на протяжении многих веков. Своё начало дошедшая до наших дней история гимнастики берёт в Древней Греции, где она была комплексом упражнений для развития силы и выносливости будущих чемпионов Олимпийских игр. Отдельным видом спорта гимнастика не являлась – она лишь помогала гармонично развивать тело и физическую активность. В конце XVIII – начале XIX веков гимнастические упражнения появились в русской и европейской педагогиках. Они включали в себя использование снарядов и разного рода прыжков. Родиной же современной спортивной гимнастики является Германия, в которой развитием дисциплины занимался немецкий учитель Фридрих Людвиг Ян. По его мнению, упражнения – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса и развития личности. Именно этому человеку удалось организовать первое в мире гимнастическое сообщество и привлечь к нему должное внимание. В этот же период стали проводить первые соревнования по этому виду спорта. Ниже приведены важные вехи в развитии гимнастики. В России гимнастические упражнения пользовались популярностью среди военнослужащих, а развитие физической активности было неотъемлемой частью физической подготовки солдат. В этом отношении отечественная гимнастика должна быть благодарна таким историческим личностям, как Петр I и Суворов, за их вклад в популяризацию дисциплины. В 1881 году в Петербурге российский ученый и педагог Лесгафт открыл первые двухгодичные курсы по гимнастике. 1883 год – под руководством писателя В. А. Гиляровского создано «Русское гимнастическое общество». Силами активистов и любителей этого вида спорта удалось собрать средства для оборудования зала на Страстном Бульваре. 1896 год – спортивная гимнастика была включена в Олимпийскую программу. 1903 год – состоялся Чемпионат мира по спортивной гимнастике. В последующие годы отечественная гимнастика непрерывно набирала популярность: организовывались соревнования, упражнения стали вводиться в программу учебных заведений, повсеместно открывались специализированные общества и кружки по интересам. Однако пика развития дисциплина достигла в советский период. Именно тогда она привлекла к себе повышенное внимание общественности. Для находившегося на закате жизни Гиляровского такой успех стал настоящим подарком. 1928 год – дата проведения Первой всесоюзной спартакиады. В ней приняли участие пять команд. 1932 год – во Втором всесоюзном первенстве по гимнастике впервые состязались женщины. С 1952 года советские спортсмены принимают участие в Олимпийских играх (с 1954 – в чемпионатах мира, с 1955 – в чемпионатах Европы). Несомненно, советский период является поистине «золотым веком» отечественной гимнастики. Как с годами менялись вольные упражнения гимнастов?С момента расцвета гимнастики как вида спорта прошло немало лет. Менялись правила, костюм, длительность программы и упражнения. Как и любой процесс, соревнования совершенствовались, отбрасывая некоторые условности. Одновременно добавлялось всё больше тонкостей. В целом изменения производились для того, чтобы спортивная гимнастика стала той прогрессивной дисциплиной, каковой она является ныне. В 1950-х годах в спортивной гимнастике произошли кардинальные изменения: появились комбинации, представляющие собой совокупность отдельных элементов и упражнений, объединённых одним настроением и музыкой. Различий между мужской и женской программой практически не было. Разве что мужчины в своих соединениях использовали больше силовых элементов, которые делали связки длиннее и (на вид) сложнее. 1960-е годы отнюдь не характеризуются как период усложнения упражнений спортивной гимнастики. Мужчины продолжали наполнять свои выступления простыми элементами. Однако помимо привычных сальто вперёд и назад им рекомендовалось использовать усложненные элементы: сальто боком и твист. Основа же не изменилась. Она по-прежнему представляла собой стойки на руках, равновесия с удержанием ноги рукой и без. Женская программа также включала чередование простых и сложных элементов. Таким образом, можно констатировать, что в описываемый период сохранялись традиции прошлого десятилетия, но для женского исполнения стала использоваться ритмичная музыка. Прогресс 1970-ых годов в сравнении с прошлым десятилетием заметен сразу. На Олимпийских играх 1972 года в мужскую программу включили двойное сальто назад в группировке в первой диагонали и двойной пируэт назад в заключительной третьей. Спортсмены этого поколения овладели новыми пируэтами и аликвотными вращениями, увеличивая зрелищность и качество связок. Развиваются акробатика с переворотом назад, при этом остаются популярными сальто вперёд и боком. С 1974 года появился новый вид элементов. Если раньше после упражнений гимнасты финишировали на ноги, то теперь они стали уходить в кувырок. Женская программа также претерпевала изменения. Так, на Олимпийских играх в Мюнхене гимнастки исполнили двойной пируэт назад. Обязательным в связках стало сальто в диагонали. Впервые двойное сальто вперед было исполнено советской гимнасткой Нелли Ким. Её примеру последовали и многие другие спортсменки, после чего наличие этого элемента стало чуть ли не обязательным. Программа постоянно совершенствовалась и изменялась, рождая всё более сложные трюки. Процесс покорения сложных элементов в 1980-ых годах продолжил набирать обороты. Если до этого в мужской программе отсутствовали пируэты (для сравнения: почти повсеместно каждая гимнастка выполняла тройной пируэт), то в этом десятилетии они были включены в связки. Зачастую спортсмены останавливали выбор на комбинации из двойного пируэта назад и в контртемп сальто вперёд на ноги или же в упор лёжа. Женщины в попытках не отставать от мужчин добавляли в программу выступлений сложные сальто. Акробатика, наоборот, остановилась на месте: её развитие было предоставлено будущим спортсменам. Отчётливо прослеживалась тенденция совершенствования всех гимнастических упражнений дополнительными «фишками». 1990-е годы внесли изменения в виде обновления правил: была введена система прибавок за связки упражнений категорий «С» и выше. Если в 1980-е пируэты в мужской программе встречались достаточно редко, то в 90-е из них состояло 90% выступления. Многие считали это недостатком, ведь гимнастам требовалось больше времени тратить на составление комбинаций из вполне простых элементов вместо того, чтобы тренировать замысловатые и впечатляющие упражнения. Но на самом деле наличие хотя бы одного трудного элемента уже было успехом на соревнованиях. Потому передовые тренера акробатики включали в программы выступлений сверхсложные трюки. Женщины же работали над освоением трюка «Двойной бланш с пируэтом». В 1995 году Елена Продунова исполнила малораспространенный двойной твист в группировке и даже соединила его с сальто вперёд, не включая в программу акробатику назад. Это произошло потому, что гимнасток также обязали соединять элементы акробатики. Глобальные изменения произошли в 2000-ых годах, когда в силу вступили прибавки за использование элементов гимнастики. Максимальные оценки можно было получить за связки из трёх групп упражнений сложности C и D. После 2006 года правила вновь существенно обновили: теперь спортсменам требовалось включить в программу 10 сложных элементов. Уже через четыре года гимнасты стали использовать в программе связки из шести (семи) акробатических линий группы D. Это обстоятельство превратило соревнования в зрелищную гонку. Однако такие нововведения привели к тому, что комбинации стали выглядеть скучно. В это время каждый спортсмен стремился овладеть полуторным сальто с кувырком с полутора винтами в группировке, прямым телом. До этого такие «трюки» считались недостижимым талантом. Также для поднятия уровня сложности стали исполнять двойной твист – теперь он был в каждой программе. Некоторые гимнасты реализовывали его с поворотом на 360 и даже 540 градусов! Наиболее востребованными с точки зрения прибавки явились комбинации упражнений категорий D между собой. Так за несколько десятков лет мужская программа из циркового номера с одним сложным элементом превратилась в связку тяжелейших упражнений. Спортивная гимнастика периода 2000-2005 годов не отходила от правил прошлого десятилетия – сохранялись те же четыре диагонали. Женщины добавляли в свои выступления связки прыжков, что позволяло им получать существенные прибавки. Наибольшей востребованностью пользовалась связка прыжков в группировке на 720 и 540 градусов. В 2006-2008 годах гимнастки попытались перенять из мужской программы 10 очень трудных элементов. Плюсом такого поворота событий стало то, что повсеместно начали выполняться двойные сальто с двумя винтами, чего годами ранее не встречалось. Также женщины освоили двойной твист и связку 2,5 пируэта назад плюс пируэт вперёд. Вследствие из-за этого комбинация стала более продолжительной, включала 6 линий, и упражнения иногда выполнялись для «лишь бы были». Сложной и яркой программа стала в 2009 году, когда достаточно было исполнить восемь сложных элементов, три из которых – гимнастические. Четвертные и тройные повороты на ноге, двойные повороты в вертикальном шпагате, усложнявшие номер, стали доступны и учитывались идентично сложным акробатическим упражнениям. К 2011 году некоторые спортсменки использовали в программе 3,5 пируэта назад, что до этого было под силу только мужчинам. С 2013 года все программы гимнастов стали делится на винтовые сальто и двойные. Кроме того, в этом же году с целью безопасности гимнастам было запрещено исполнять в связках более одного полуторного сальто в кувырок. На современном этапе программа вольных упражнений претерпевает изменения, как и сама спортивная гимнастика в целом. КнигиОб удивительном мире спортивной гимнастики написано немало книг. Стоит отметить, что книги из представленного ниже перечня литературы не являются учебными пособиями. Авторы повествуют о своём пути профессионального становления и рассказывают о скрытой от посторонних глаз стороне спортивной гимнастики. В этой книге знаменитая советская гимнастка описывает детство, взлёты и падения в спорте, и период после завершения спортивной карьеры. Биография этой женщины неоднозначна. Кроме того, автор подчёркивает в своей работе, что нет недостижимых высот – нужно лишь ставить цель и идти к ней. Еще один жизненный путь спортсмена – четырехкратного Олимпийского чемпиона, который начинал его со скромной секции в Тольятти. Книга рассказывает о правилах спорта, применимых к жизни, о неудачах и взлетах, которые закаляют характер и учат достойно воспринимать все уроки судьбы. В этой книге повествование ведется от лица заслуженного тренера СССР, который рассуждает о роли педагога в формировании личности и отношения к спорту. Самому Растороцкому удалось закалить характер многих советских спортсменок: Турищевой, Шапошниковой, Юрченко. По этой причине в книге присутствуют эпизоды простых тренерских радостей и мнение о будущем гимнасток. Известный гимнаст Юрий Титов повествует о своём опыте участия в Олимпиадах, а также описывает изменения в правилах и общей структуры. В работе можно проследить, как одно поколение спортсменов приходило на смену другому, как усложнялась и прогрессировала гимнастика. Интересные факты о спортивной гимнастике в целомСпортивная гимнастика – это не только здоровый образ жизни, но и множество спортивных достижений и печальных падений. Тем не менее в каждой дисциплине имеется ряд любопытных фактов, и в данном случае гимнастика не является исключением. Таким образом, гимнастики как вид спорта в течение своего становления проделала путь от выполнения легких развивающих упражнений перед Олимпийскими играми до настоящих мировых состязаний. Нельзя не отметить внутренний стержень и бесконечную силу воли гимнастов и гимнасток, которым ежедневно приходится сталкиваться с борьбой не только на ковре, но и внутри себя. Вольные упражнения – глубоко творческий процесс, который соединяет силу и грацию гимнастов. Нам остаётся лишь восхищаться этими людьми и искренне болеть за любимых спортсменов!
|