в чем разница между взрослым и ребенком
Разница между ребенком и взрослым
Для каждого человека детство – своя маленькая планета, с которой начинается путешествие по неизведанному длиною в саму жизнь. В пути с ним происходят странные метаморфозы, и, оглядываясь назад, он перестает узнавать себя в наивном и непосредственном малыше, как будто и не было того времени, когда все бесконечные «почему?» находили вразумительные ответы, мир казался простым, а деревья большими.
Чем же ребенок так отличается от взрослого, что в его чертах далеко не все узнают свое собственное отражение?
Взрослые накопили года, а вместе с ними – опыт и знания, часть которых абсолютно бесполезна и не делает человека счастливым. Он обременен массой дел, заботами о близких, карьерным ростом, стремлением соответствовать определенному статусу и без устали трудится, в поте лица добывая хлеб насущный. Ребенок получает его в виде бутерброда к завтраку, запивает сладким чаем и тут же отправляется строить замки в песочнице, пускать по лужам кораблики и заниматься другими, не менее важными, чем у взрослых, делами. Самые главные из них – расти и учиться, приобретать знания и копить опыт.
Детям это удается без особых усилий. Все они талантливы от рождения и к двум годам уже лепечут на своем языке, самостоятельно едят манную кашу и даже завязывают шнурки на ботинках. Взрослые тоже умеют это делать. Бывает так, что только это и умеют.
Но, как правило, они овладевают и более сложными навыками, приобретают профессию, оттачивают способность мыслить, анализировать, высказывать зрелые суждения, могут убеждать, организовывать и вообще действовать, причем нести за это полную ответственность перед совестью и законом.
Для ребенка такая ответственность наступает с момента его совершеннолетия. В разных странах установлена своя возрастная черта, за которой, как принято считать, начинается взрослая жизнь. Это значит, что человек становится полноправным членом общества, то есть, в полном объеме получает гражданские права, а вместе с ними – обязанности перед государством, социальным окружением, семьей. Взрослые могут вступать в брак, по своему усмотрению распоряжаться собственным имуществом, осуществлять финансовые операции, заниматься различными видами деятельности, участвовать в политической жизни.
Дети не имеют таких прав, потому что для них только начинается период личностного становления, они полностью зависимы от опеки родителей и физически не готовы к выполнению функций взрослого человека.
Пожалуй, самая важная из этих функций — воспитание ребенка, что подразумевает необходимость создать для него здоровую нравственную атмосферу, развить навыки социального общения, научить придерживаться общепринятых норм поведения, равно как и уважать культурные традиции своего народа.
Ребенок не может самостоятельно постичь эти сложные жизненные премудрости, посему получает их первые уроки в виде сказок и родительских наставлений. Если они не сводятся к добродушному увещеванию К. Чуковского «Не ходите, дети, в Африку гулять», а основаны на примере поведения самых близких людей, результат обязательно бывает положительным. Дети копируют взрослых, подражая им во всем, вплоть до мимики и жестов. Эта особенность помогает ребенку усваивать не только правила хорошего тона, но и языки, уроки музыки, школьные предметы, а также добиваться спортивных достижений в раннем возрасте и противостоять вредным соблазнам в переходный подростковый период.
Взрослый человек умеет управлять своими эмоциями и держать под контролем собственное настроение. Ребенок не умеет. Капризы, шалости, гиперактивность – детские «грехи», за которые наказывают, лишая удовольствий или сладкого.
А между тем, детям положено и шалить, и капризничать, и быть сластенами. Их нервная система активно развивается, требуя ежедневной порции глюкозы и сахаров в объеме не менее 60 мл. Без сладкого ребенок отстает в росте, становится рассеянным, подавленным или, наоборот, чересчур возбудимым.
Взрослые предпочитают не сладкое, а крепкое, чтобы снимать стрессы, которые их нервная система может не выдержать без соответствующей разрядки. Большинство взрослых легко прощает себе вредные привычки и также легко забывает, что дети могут копировать их и в этом.
Чем дети отличаются от взрослых?
Странный вопрос! Наверное, тем же, чем и взрослые от детей. А что делать, если взрослый человек не может сравнить, хотя бы потому, что просто не помнит себя в детстве? Редко кто может похвастаться устойчивыми воспоминаниями раньше 3, а то и 5 лет. Но ведь до того возраста человек тоже живёт, растёт и очень активно развивается. Так что же скрывает наша память?
Первое, и самое главное отличие детей от взрослых — серьёзные пробелы в знаниях об этом мире. Которые они активно пытаются восполнить. Именно поэтому дети рассматривают, нюхают и пробуют всё на ощупь, на вкус, пытаются ответить на вопрос «как это устроено?» всеми доступными способами и задают кучу вопросов.
И со стороны родителей ругать, а то и наказывать, своих чад за стремление учиться — не просто глупо, но и недальновидно, — впереди учёба в школе. Где дети, которых наказывали за попытки самостоятельно изучить мир, окажутся в заведомо проигрышном положении.
Второе отличие, очевидное — размеры и возможности физического тела. Физические тела детей растут и развиваются, поэтому им нужны и правильное питание, и физические нагрузки, и полноценный сон — об этом знают все. А о том, что происходит развитие нервной системы детей, дозревание отделов и становление функций головного мозга, во внимание принимают меньше. А о том, что физическая активность ребёнка напрямую влияет на его умственное развитие знают вообще немногие.
Дело не только в подвижных играх на свежем воздухе, ребёнку нужна информация о мире, а для этого он должен и трогать, и манипулировать предметами, и передвигаться в пространстве — у его должны быть задействованы все органы чувств. Именно на основе этой информации ребёнок создаёт полноценные образы, которыми учится оперировать в ходе мышления. Например, яблоко — круглое, зелёное, гладкое, прохладное, с особым запахом, вкусом и консистенцией мякоти. А ещё, косточки у него могут особо постукивать внутри.
И яблоки бывают разными, но есть качества, которые их все объединяют в одно понятие.
Третье отличие — непосредственность. Дети изучают мир, запоминают что здесь и как называется, и активно пользуются полученными знаниями, сообщая всем пассажирам автобуса, что дядя лысый, а тётя очень толстая.
Дети, в отличие от взрослых, только учатся самостоятельно идентифицировать эмоции, которые испытывают в той или иной ситуации, и учатся у родителей способам их выражения. А о том, что окружающие тоже способны что-то чувствовать, и что с этими чувствами надо считаться, детям обычно рассказывают родители, ибо это и есть воспитание.
«Непосредственность» взрослых имеет совсем другое происхождение.
И четвёртое отличие, более всего отдаляющее миры взрослых и детей, — центрированность. Центром мира каждого ребёнка, является он сам. И именно этот факт позволяет ребёнку так быстро развиваться, усваивать колоссальный объём информации, сохраняя, при этом поразительную гибкость психики. Именно поэтому время в детстве течёт так медленно.
Центр мира взрослого человека в 98% случаев лежит вне его самого, поэтому счастье и благополучие большинства взрослых зависят не от них самих.
Сдвиг этого центра происходит в процессе воспитания, из-за непосредственного желания ребёнка быть любимым и доказать родителям свою любовь.
Любите ваших детей и будьте счастливы.
Ещё интересные материалы:
Какая разница между взрослым и ребенком?
Взрослые значительно больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик – это легко громадная машина. Они продолжительно не смогут осознать, что грузовики существуют для перевозки вещей, а обычные машины – для перевозки людей. Совершенно верно так же для многих взрослых ребенок – это мелкий взрослый. Они не знают, что задача ребенка (грубо говоря) – обучиться руководить собой, тогда как задача взрослого человека – обучиться руководить окружающим миром. Не смотря на то, что взрослый часто бывает громадным ребенком, ребенок ни при каких обстоятельствах не бывает мелким взрослым. Представление о том, что ребенок имеется взрослый в миниатюре, напоминает идею гомункулуса в применении к ребенку.
Чем же ребенок отличается от взрослого? Ребенок беззащитен. В то время, когда он делается старше, уровень слабости понижается, но все равно ребенок зависит от своих родителей, каковые должны еще многому научить его. И он от них обучается все новым вещам, но, как уже было сообщено, он не имеет возможности освоить то, к чему еще не готова его нервная совокупность. Время созревания нервов, к примеру, ног либо кишечника зависит от качества нервной совокупности, унаследованной от своих родителей. Время от времени при рождении выясняются недозревшими кроме того нервы, несущие ответственность за сосание и дыхание.
Образы у ребенка смутные. Сперва он способен только отделять внешний мир как целое от себя самого. Неспешно он обучается выделять из окружения отдельные объекты, и образы становятся четче. Кроме того у взрослых представления о самых ответственных вещах не всегда верны, не обращая внимания на их обширный жизненный опыт, так что к ребенку, таким опытом не владеющему, мы должны относиться с терпением и пониманием.
Минерва Сейфус, к примеру, всегда была для собственного возраста очень развитым ребенком. В то время, когда она лишь начала ходить, ей случалось иногда трогать и нечаянно ронять и переворачивать хрупкие предметы, как это характерно всем детям на данном этапе развития. в один раз она уронила пепельницу, и девочке было сделано жёсткое внушение, дабы она больше для того чтобы не делала. Мать, очевидно, подразумевала, что пепельницу нельзя трогать, поскольку в ней окурки и пепел, но внимание Минервы, при всей ее сообразительности (будем снисходительны к ее возрасту), было привлечено совсем к второму: не к содержимому пепельницы, а к ее внешнему виду. Ей весьма хотелось угодить матери, но она неправильно осознала ее требование. Пепельница, из?за которой появился сыр?бор, была голубого цвета, и Минерва сообщила себе: «Я обязана угодить маме и ни при каких обстоятельствах больше не буду трогать предметы голубого цвета». На другой сутки она легкомысленно игралась с зеленой пепельницей и с удивлением услышала окрик матери: «Я же сообщила тебе не прикасаться к пепельницам!» Минерва была озадачена. По?собственному истолковав желание матери, она пальцем не притрагивалась к голубым вещам, а сейчас ее бранят за то, что она играется с зеленой тарелочкой! Осознав собственную неточность, мать начала объяснять: «Взгляни: вот это пепел. Для него и необходимы эти тарелочки. Пепельница – это тарелочка, в которой держат вот эту серую пыль. Не трогай блюдца, где имеется такая пыль!» И тогда Минерва в первый раз выяснила, что «пепельница» – это не голубая тарелка, а предмет, в котором содержится серая пыль. Затем все было в порядке.
В случае если мать недооценивает трудности понимания, с которыми приходится сталкиваться ребенку, и не растолковывает ему различные вещи достаточно светло, дабы избежать недоразумений, то наказания смогут терять для него каждый суть; и в случае если это повторяется раз за разом, ребенок в итоге может прекратить пробовать быть хорошим и начинает вести себя, как ему вздумается, потому, что ощущает, что ему все равно не разрешено понять, чего от него желают. Он может начать наблюдать на наказания как на непредсказуемые «стихийные бедствия», происходящие независимо от его поведения. Однако порицания и ругань приводят к обиде, и дитя может попытаться отомстить матери. Во многих случаях всего этого возможно избежать, следуя примеру госпожа Сейфус, другими словами светло и недвусмысленно растолковывая ребенку, что именно ему не нужно делать.
Внимание младенца занято в основном самыми насущными вопросами жизнеобеспечения – едой и дыханием. Это заботит его превыше всего остального. Взрослый знает с определенной степенью достоверности, что при соблюдении определенных условий он в обязательном порядке покушает, в то время, когда для этого придет время. Ребенок не имеет возможности иметь таковой уверенности, потому, что не знает, в чем состоят требуемые условия, а знает лишь, что все это зависит от матери. Весьма не так долго осталось ждать он приходит к пониманию, что первейшей гарантией защиты от голода и страха есть любовь к нему со стороны матери, и начинает предпринимать упрочнения для завоевания ее любви. В случае если вера в материнскую любовь оказывается из-за чего?или поколебленной, ему делается страшно. В случае если мать делает вещи, каковые ребенок в его возрасте не имеет возможности осознать, это может расстроить его, как бы светло ни осознавала собственные действия сама мать. В случае если ей приходится достаточно быстро – без надлежащей ласки – прервать кормление, дабы оказать помощь больному мужу, ребенок может так же испугаться, как если бы она прервала кормление легко вследствие того что не хочет больше о нем заботиться. Испуганный ребенок – это ребенок несчастный и тяжёлый. В то время, когда он видит возможность отомстить за подобный испуг, то он в полной мере может данной возможностью воспользоваться. Он не может мыслить достаточно светло, чтобы выяснить, что такое поведение может принести ему самому больше вреда, чем пользы.
Жизнь ребенка полна удивительных событий и потрясений, каковые мы, взрослые, не можем оценить в полной мере. Представьте себе, каким потрясением для ребенка должен быть сам процесс рождения! И как он обязан удивиться, в первый раз заметив буквы в книге! Мать говорит ему, что вот эти тёмные значки означают «кошка». Но так как он знает, что кошка – это пушистое животное. Как смогут тёмные значки быть тем же самым, что и пушистое животное? Как все это страно! И как ему хочется определить об этом побольше!
Отличие взрослого от ребенка — Психология с Владимиром Промысловским
Ребенок. Подросток. Взрослый. В чем разница?
Здравствуйте. Казалось бы о чем здесь можно говорить, на первый взгляд всё всем давно ясно. Но поговорить здесь есть о чем. Ребенок, подросток, взрослый, эти три слова часто у нас ассоциируются с возрастом. Примерно до 10-12 лет мы имеем дело с ребенком, примерно до 16-18 лет мы имеем дело с подростком и волшебным образом человека начиная с 18 лет принято считать взрослым. Я говорю про распространенную ситуацию в России, всегда есть разные культуры, традиции, уникальные случаи и многое другое. Я сам проходил все эти стадии взросления, параллельно со мной взрослели мои друзья, знакомые и люди которых я имел возможность наблюдать в поле своего внимания долгое время. На этой основе я пришел к выводу, что только один возраст не способен правильно охарактеризовать значение таких слов как ребенок, подросток и взрослый. Поэтому хочу предложить свое дополнение к этим словам.
Резюмируя все вышесказанное, ребенку требуется ваша максимальная и искренняя поддержка, вовлеченность в свою жизнь. Именно в этот отрезок своей жизни человек практически полностью зависит от родителей и взрослых, уязвим и восприимчив. Детство рано или поздно заканчивается и человек становится подростком, это естественная трансформация и удивляться ей не стоит взрослому человеку. Подросток хочет оказывать влияние на свою жизнь и здесь уже родителям и взрослым необходимо объяснять причины запретов и ограничений, которые распространяются на подростков. Что интимная близость приводит к беременности, что курение и алкоголь вреден для здоровья, и что в состоянии опьянения человеку проще совершить непоправимые ошибки. Так конечно стоит поступать и с ребенком, но в случаи с ребенком это можно пропустить и заставить его силой, а в случае с подростком это уже осуществить сложнее. На основе своих личных ошибок и опыта, советов взрослых (опыта взрослых) человек способен плавно и безболезненно повзрослеть, став взрослым. Взрослым, который готов взять ответственность за свою жизнь на себя, а не большим ребенком, которому уже все можно по законодательству Российской Федерации.
Стоит выделить еще один этап взросления человека, на этом этапе появляется осознанное желание взять ответственность за другого на себя. Это можно назвать разными словами: родитель, тренер, наставник, лидер и другими похожими по смыслу. Наступает подобный этап уже в зрелом возрасте, без количества прожитых лет здесь не обойтись. Чем больше у человека в жизни было трудностей и важных событий, тем быстрее будет происходить процесс взросления. В завершении хочу добавить, будьте аккуратны с детьми, дарите им свою заботу, пока они этого ждут от вас. Помогайте подросткам взрослеть, делом и советом, позволяйте им совершать свои ошибки. Становитесь взрослыми людьми, берите ответственность за свою жизнь на себя и дайте возможность пожить своим родителям более свободно. Брать ответственность за других на себя, это уже нелегкая задача и за нее стоит браться, если вы уже сами стали взрослым. Здесь лучше не пропускать ни один из этапов взросления. Если у вас возникли вопросы или появилось желание поделиться своим мнением, пишите комментарии, все прочитаю и отвечу при необходимости. Всем пока.
Чем взрослый отличается от ребенка
Взрослые уверены, что они сильно отличаются от детей. Им кажется, что они выросли и стали умнее, сильнее, увереннее в себе. На самом деле, понять, чем взрослый отличается от ребенка не так уж просто. С точки зрения биологии и психологии, основные различия между взрослыми и детьми определяются пятью категориями: поведение, знания, физиологические особенности, степень самостоятельности и мера ответственности. Остановимся на каждом из пунктов отдельно.
Взросление человека происходит в разном возрасте. На это влияет как воспитание и принятые обществом нормы, так и индивидуальные особенности. В европейской культуре принято считать 14 лет возрастом полового созревания, а 18 лет – возрастом достижения достаточной зрелости. Именно совершеннолетие является тем рубежом, после которого дети становятся взрослыми.
Первое, что отличает взрослого от ребенка – это поведение. Психологически здоровый человек умеет контролировать свои эмоции и высказывания, вне зависимости от настроения. Кроме того, взрослый подстраивает свое поведение под конкретную обстановку, с учетом интересов окружающих людей. Большинство детей эгоцентричны. Шалости, капризы и гиперактивность является поведенческой нормой до определенного возраста. Ребенок учится вести себя в обществе по мере формирования нервной системы.
Вторым ключевым отличием взрослого от ребенка являются знания. Современная образовательная система устроена таким образом, что человек увеличивает объем своих знаний ежедневно. Начиная с детского сада, с ребенком проводятся различные занятия, направленные на освоение тех или иных навыков. Разумеется, взрослого человека отличает накопленный годами опыт и умения.
Конечно же, наиболее заметными отличиями взрослых от детей являются физиологические. Ребенок имеет небольшой рост и вес. Все органы и системы находятся в стадии развития, формируется иммунитет. Взрослый человек, по сравнению с ребенком, более массивен и развит физически. Кроме того, по мере созревания можно говорить о появлении детородной функции.
Степень самостоятельности взрослого человека выражается в способности принимать решения, выбирать образ жизни и обеспечивать существование. При достижении определенного возраста каждый человек может устроиться на работу, изменить имя и религию, заключить брак и т.д. За детей все важные решения принимаются законными представителями (родителями, усыновителями и т.п.). Чем младше ребенок, тем ниже степень его самостоятельности.
Последнее важное отличие взрослого от ребенка заключается в мере ответственности. Первые годы жизни дети полностью лишены чувства ответственности. Оно формируется по мере взросления и осмысления поведенческих норм, а также причинно-следственных связей. Взрослый несет ответственность за все свои решения и действия. Кроме того, на человеке лежит ответственность за действия его детей и домашних животных.
Выводы: