в чем разница между валом и осью

Ось и вал в чем разница

Прежде чем разбираться, чем отличаются между собой вал и ось, следует иметь четкое представление о том, что, собственно, представляют собой эти детали, для чего и где они используются и какие функции выполняют. Итак, как известно, валы и оси предназначены для удержания на них вращающихся деталей.

Определение

Вал — это деталь механизма, имеющая форму стержня и служащая для передачи на другие детали этого механизма крутящего момента, тем самым создавая общее вращательное движение всех расположенных на нем (на валу) деталей: шкивов, эксцентриков, колес и др.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюВал

Ось — это деталь механизма, предназначенная для соединения и скрепления между собой деталей данного механизма. Ось воспринимает только поперечные нагрузки (напряжение изгиба). Оси бывают неподвижные и вращающиеся.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюОсь к содержанию ↑

Сравнение

Основное отличие оси от вала состоит в том, что ось не осуществляет передачу крутящего момента на другие детали. На нее оказывают воздействие только поперечные нагрузки, и она не испытывают сил кручения.

Вал, в отличие от оси, передает полезный крутящий момент деталям, которые на нем закреплены. Кроме того, оси бывают как вращающимися, так и неподвижными. Вал же вращается всегда. Большинство валов можно разделить по геометрической форме оси на прямые, кривошипные (эксцентриковые) и гибкие. Также бывают валы коленчатые или непрямые, которые служат для преобразования возвратно-поступательных движений во вращательные. Оси же по своей геометрической форме бывают только прямыми.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Чем отличается вал от оси

Что есть вал?

Слово «вал» также имеет праславянские корни (наличествует практически во всей группе славянских языков) и по смыслу относится к чему-то более крупному, округлому и перемещающемуся (катящемуся) — сравните, например, происходящую от него волну и цилиндрический валёк для отжима белья или раскатывания теста. Применительно к современному техническому пониманию термина, вал обозначает специализированную деталь машины, конструктивно предназначенную для передачи вращающего момента от/к расположенных на нём деталей и точек закрепления (опор).

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Обратите внимание, что технологически вал совершенно не обязательно «прямой и гладкий»: достаточно взглянуть на коленчатый вал (коленвал) в любом поршневом двигателе внутреннего сгорания в автомобиле. Конструкционно вал также может быть как пустотелым, так и цельным, гладким/ступенчатым и даже полностью гибким: любители раритетных авто немедля вспомнят культовые модели с гибким валом вместо карданной передачи (карданного вала), а более «приземлённые» — малоприятный зубоврачебный кабинет с бормашиной, где вращение зубному бору передаётся именно очень длинным гибким валом, вращающемся на большой скорости (вплоть до десятка тысяч оборотов в минуту!) Впрочем, ту же конструкцию можно наблюдать и у более «приятного» устройства — ручной гравировальной машинки, которой наносятся поздравительные/дарственные надписи на самые разнообразные вещи и подарки.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Особенности эксплуатации

Из сравнения вышеприведённых описаний уже видно кардинальное отличие любого используемого в технике вала от оси: вал обязательно служит для передачи крутящего момента (силового воздействия) от контактирующих с ним сопряжённых деталей — это особенно наглядно в случае гибкого вала. Исходя из этого столь же сильно различаются и конструкционно-технологические параметры этих двух типов деталей: ось противодействует изгибающему её механическому усилию, в то время как вал испытывает нагрузку на скручивание. Соответственно, сильно различаются и технологические режимы обработки и сами конструкционные материалы, используемые в обоих случаях.

Из вышесказанного также совершенно очевидно, что упомянутый ранее термин «шпиндель» никоим образом не может быть синонимом термину «ось», причём совершенно не важно, о каком именно из всех возможных технических шпинделей идёт речь:

Во всех этих случаях речь идёт о специализированных валах, поскольку для функционирования вышеуказанных устройств совершенно необходима максимально полная передача механической энергии вращения посредством шпинделя из одного места в другое (к детали, обрабатываемой поверхности, запорному элементу арматуры и так далее).

4. Валы и оси

4.1. Какую деталь называют валом, а какую – осью?

Вв чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюал – вращающаяся деталь машины, передающая вращающий момент от

одной детали к другой. На вал устанавливают вращающиеся детали и закрепляют их на нем. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях – дополнительно растяжение или сжатие.

Ось – деталь машины, предназначенная для поддержания установленных на ней деталей. В отличие от вала ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения.

4.2. Типы валов и осей.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

По геометрической форме валы делятся на:

По конструкции прямые валы и оси делятся на:

Оси бывают вращающиеся и неподвижные.

4.3. Конструктивные элементы валов и осей.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюЦапфа – опорная часть вала или оси.

● Шип – цапфа на конце вала или оси.

● Шейка – цапфа в середине вала или оси.

● Буртик – кольцевой выступ на валу или оси.

● Галтель – плавный скругленный переход от одной поверхности к другой.

4.4. Основные критерии работоспособности валов.

4.5. Три этапа расчета и конструирования вала.

● Проектный расчет. Определяют диаметр концевого участка вала из условия прочности на кручение. Полученное значение диаметра округляют до ближайшего стандартного размера согласно ГОСТ «Нормальные линейные размеры».

● Конструирование вала. Определяют его размеры, исходя из конструктивных соображений.

● Проверочный расчет. Проверяют прочность сконструированного вала: определяют нагрузки на вал, составляют расчетную схему вала, определяют опорные реакции вала и строят эпюры изгибающих и крутящих моментов, рассчитывают напряжения в опасном сечении и проверяют прочность.

5. Опоры валов и осей

5.1. На что опираются валы и оси в работающей машине?

Валы и вращающиеся оси монтируют на опорах, которые обеспечивают вращение, воспринимают нагрузки и передают их основанию машины. Основной частью опор являются подшипники, которые могут воспринимать радиальные, радиально-осевые и осевые нагрузки.

По принципу работы различают:

5.2. Что такое подшипник скольжения?

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Простейшим подшипником скольжения является отверстие, расточенное непосредственно в корпусе машины, в которое обычно вставляют втулку (вкладыш) из антифрикционного материала. Цапфа вала скользит по опорной поверхности.

5.3. Достоинства и недостатки подшипников скольжения.

● Малые габариты в радиальном направлении.

● Хорошая восприимчивость к ударным и вибрационным нагрузкам.

● Возможность применения при очень высоких частотах вращения вала.

● Возможность использования при работе в воде или агрессивной среде.

● Большие габариты в осевом направлении.

● Значительный расход смазочного материала и необходимость систематического наблюдения за процессом смазывания.

● Необходимость применения дорогостоящих и дефицитных антифрикционных материалов для вкладышей.

5.4. Основные требования к материалам, применяемым в подшипниках скольжения.

Материалы вкладышей в паре с цапфой должны обеспечивать:

● Малый коэффициент трения.

● Малый коэффициент линейного расширения.

Ни один из известных материалов всем комплексом этих свойств не обладает. Поэтому применяют различные антифрикционные материалы, наилучшим образом отвечающие конкретным условиям работы.

5.5. Основные материалы, применяемые в подшипниках скольжения.

Материалы вкладышей можно разделить на три группы.

● Металлические. Баббиты (сплавы на основе олова или свинца) обладают высокими антифрикционными свойствами, хорошей прирабатываемостью, но дороги. Хорошими антифрикционными свойствами обладают бронзы, латуни, цинковые сплавы. При невысоких скоростях применяют антифрикционные чугуны.

● Металлокерамические. Пористые бронзографитовые или железографитовые материалы пропитывают горячим маслом и применяют при невозможности обеспечения жидкой смазки. Эти материалы способны достаточно долго работать без подвода смазочного материала.

● Неметаллические. Полимерные самосмазывающиеся материалы используют при значительных скоростях скольжения. Фторопласты имеют малый коэффициент трения, но высокий коэффициент линейного расширения. Подшипники с резиновыми вкладышами применяют с водной смазкой.

5.6. Критерии работоспособности подшипников скольжения.

Основным критерием является износостойкость трущейся пары.

Работа сил трения в подшипнике преобразуется в тепло, поэтому еще одним критерием является теплостойкость.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

5.7. Что такое подшипник качения?

Готовый узел, который состоит из наружного 1 и внутреннего 2 колец с дорожками качения, тел качения 3 (шариков или роликов) и сепаратора 4, разделяющего и направляющего тела качения.

5.8. Достоинства и недостатки подшипников качения.

● Малые потери на трение.

● Высокая нагрузочная способность.

● Малые габаритные размеры в осевом направлении.

● Высокая степень взаимозаменяемости.

● Простота в эксплуатации.

● Малый расход смазки.

● Чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам.

● Большие габариты в радиальном направлении.

● Шум при больших оборотах.

5.9. Как классифицируются подшипники качения?

● По форме тел качения – шариковые и роликовые, причем роликовые: цилиндрические, конические, бочкообразные.

● По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные (воспринимают радиальные нагрузки), радиально-упорные (воспринимают радиальные и осевые нагрузки) и упорные (воспринимают осевые нагрузки).

● По числу рядов тел качения – однорядные, двухрядные и многорядные.

5.10. Основные причины потери работоспособности подшипников качения.

● Усталостное выкрашивание после длительной работы.

● Износ – при недостаточной защите от абразивных частиц.

● Разрушение сепараторов, характерное для быстроходных подшипников, особенно работающих с осевыми нагрузками или с перекосом колец.

● Раскалывание колец и тел качения – при недопустимых ударных нагрузках и перекосах колец.

● Остаточные деформации на дорожках качения в виде лунок и вмятин – у тяжелонагруженных тихоходных подшипников.

5.11. Как проводится подбор подшипников качения?

При проектировании машин подшипники качения не конструируют, а подбирают из стандартных.

Различают подбор подшипников:

● По базовой статической грузоподъемности для предупреждения остаточной деформации – при частоте вращения не более 10 об/мин.

● По базовой динамической грузоподъемности для предупреждения усталостного разрушения (выкрашивания) – при частоте вращения более 10 об/мин.

Чем отличается ось от вала? Какие различают виды осей и валов? Из каких материалов их изготавливают?

Валом называют деталь (как правило, гладкой или ступенчатой цилиндрической формы), предназначенную для поддержания установленных на ней шкивов, зубчатых колес, звездочек, катков и т.д., и для передачи вращающего момента.

лебедка шпонка клиновая врезная

При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях помимо изгиба и кручения валы могут испытывать деформацию растяжения (сжатия).

Некоторые валы не поддерживают вращающиеся детали и работают только на кручение.

Вал 1 имеет опоры 2, называемые подшипниками. Часть вала, охватываемую опорой, называют цапфой. Концевые цапфы именуют шипами 3, а промежуточные — шейками 4.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Прямой вал: 1 — вал; 2 — опоры вала; 3 — цапфы; 4 — шейка

Осью называют деталь, предназначенную только для поддержания установленных на ней деталей.

В отличие от вала ось не передает вращающего момента и работает только на изгиб. В машинах оси могут быть неподвижными или же могут вращаться вместе с сидящими на них деталями (подвижные оси).

Не следует путать понятия «ось колеса», это деталь и «ось вращения», это геометрическая линия центров вращения.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Конструкции осей: а — вращающаяся ось; б — неподвижная ось

Формы валов и осей весьма многообразны от простейших цилиндров до сложных коленчатых конструкций. Известны конструкции гибких валов, которые предложил шведский инженер Карл де Лаваль ещё в 1889 г.

Форма вала определяется распределением изгибающих и крутящих моментов по его длине. Правильно спроектированный вал представляет собой балку равного сопротивления. Валы и оси вращаются, а следовательно, испытывают знакопеременные нагрузки, напряжения и деформации (рис.). Поэтому поломки валов и осей имеют усталостный характер.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Колебания изгибных напряжений оси колёсной пары в движении: а — на малой скорости; б — на эксплуатационной скорости

Классификация валов и осей

По назначению валы делят на валы передач (на них устанавливают детали передач) и коренные валы (на них устанавливают дополнительно еще и рабочие органы машины).

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Типы валов: а — кривошипный вал: б — коленчатый вал; в — гибкий вал; г — телескопический вал; д — карданный вал

Форма валов и осей разнообразна и зависит от выполняемых ими функций. Иногда, валы изготавливаются совместно с другими деталями, например, шестернями, кривошипами, эксцентриками.

По геометрической форме валы делят на: прямые; кривошипные; коленчатые; гибкие; телескопические; карданные. Кривошипные и коленчатые валы используют для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное (поршневые двигатели) или наоборот (компрессоры); гибкие — для передачи вращающего момента между узлами машин, меняющими свое положение в работе (строительные механизмы, зубоврачебные машины и т.п.); телескопические — при необходимости осевого перемещения одного вала относительно другого.

Гибкие валы изготавливаются многослойной навивкой стальной пружинной проволоки на тонкий центральный стержень. Они сохраняют достаточную гибкость лишь при небольших диаметрах, так как при увеличения диаметра момент инерции сечения, а, следовательно, и жесткость резко возрастают, Поэтому при всех положительных качествах и удобстве привода, такие валы не могут передавать сколько-нибудь значительной мощности и имеют сравнительно узкое применение.

Оси обычно изготовляют прямыми. Наиболее широко распространены в машиностроении прямые валы и оси. Коленчатые и криволинейные валы относятся к специальным деталям и в настоящем курсе не изучаются.

По конструктивным признакам: гладкие валы и оси; ступенчатые валы и оси; валы-шестерни; валы-червяки.

Для осевого фиксирования деталей на валу или оси используются уступы, буртики, конические участки, стопорные кольца, распорные втулки, которые могут монтироваться в одном комплекте с другими деталями.

Наиболее удобны для сборки узлов ступенчатые валы: уступы предохраняют детали от осевого смещения и фиксируют их положения при сборке, обеспечивают свободное продвижение детали по валу до места ее посадки. Желательно, чтобы высота уступов допускала разборку узла без вынимания шпонок из вала. Диаметры посадочных участков должны быть выполнены по ГОСТ 6636-69, поскольку на эти диаметры существуют калибры массового производства. Для обеспечения необходимого вращения деталей вместе с осью или валом применяют шпонки, шлицы, штифты, профильные участки валов и посадки с натягом. По типу сечения валы и оси бывают; сплошные; полые комбинированные. Применение полых валов приводит к существенному снижению массы и повышению жесткости вала при той же прочности, но изготовление полых валов сложнее сплошных. Полыми валы изготовляют и в тех случаях, когда через вал пропускают другую деталь, подводят масло. Участки 1 осей и валов, которыми они опираются на подшипники при восприятии осевых нагрузок, называют пятами. Опорами для пят служат подпятники 2. Посадочные поверхности валов и осей под ступицы насаживаемых деталей называют цапфами и выполняют цилиндрическими, коническими или шаровыми. При этом принято называть промежуточные цапфы шейками, концевые — шипами. Широкое распространение в машиностроении получили цилиндрические цапфы; конические и шаровые цапфы применяют редко.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Опора вертикального вала: 1 — пята; 2 — подпятник

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Цапфы: цилиндрические — а; конические — б; шаровые — в

Переходные участки между двумя диаметрами выполняют:

Конструктивные разновидности переходных участков между ступенями валов и осей: канавка со скруглением для выхода шлифовального круга; галтель постоянного радиуса; галтель переменного радиуса.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Конструктивные разновидности переходных участков вала: а — канавка; б — галтель; в — галтель переменного радиуса; г — фаска

Торцы валов и осей делают с фасками, т.е. слегка обтачивают их на конце. Посадочные поверхности валов и осей обрабатывают на токарных и шлифовальных станках.

Заплечики валов и осей препятствуют сдвигом лишь в одном направлении. В случае возможного осевого смещения в противоположную сторону для его исключения применяют гайки, штифты, стопорные винты и т.д. Концы валов для установки муфт, шкивов и других деталей, передающих вращающие моменты, выполняют цилиндрическими или коническими, а их размеры стандартизованы. Для установки шпонок вал снабжают пазом.

Материалы валов и осей

Основными критериями работоспособности валов и осей являются жесткость, объемная прочность и износостойкость при относительных микроперемещениях, которые вызывают коррозию.

В качестве материала для осей и валов чаще всего применяют углеродистые и легированные стали (прокат, поковка и реже стальные отливки), так как они обладают высокой прочностью, способностью к поверхностному и объемному упрочнению, легко получаются прокаткой цилиндрические заготовки и хорошо обрабатываются на станках, а также высокопрочный модифицированный чугун и сплавы цветных металлов (в приборостроении). Для неответственных малонагруженных конструкций валов и осей применяют углеродистые стали без термической обработки. Ответственные тяжело нагруженные валы изготовляют из легированной стали 40ХНМА, 25ХГТ и др. Без термической обработки применяют стали 35 и 40, Ст5, Стб, 40Х, 40ХН, ЗОХНЗА, с термической обработкой — стали 45, 50 и др.

Шейки валов, работающие на трение в подшипниках скольжения, должны иметь более твердую поверхность (НRС=50-60), что может быть достигнуто применением закалки TBЧ или цементации и закалки.

При небольших диаметрах зубчатых колес вал и шестерню выполняют как одно целое. В этом случае материал для изготовления вала-шестерни выбирают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к материалу шестерни.

Механическую обработку валов обычно производят в центрах, для чего заготовки валов снабжают центровыми отверстиями. Канавки, галтели, шпоночные пазы на одном валу желательно иметь одинаковых размеров, чтобы обработать их одним и тем же инструментом.

В автомобильной и тракторной промышленности коленчатые валы двигателей изготавливают из ковкого или высокопрочного чугуна.

Ось в отличии от вала не передает крут-ий. момент, а воспринимает Мизгиб.

6. Расчет вала на статическую прочность.

предварительный расчет валов редуктора в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюв чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью-крут. мом. на валу

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью-допуск. напр при напряжнении. в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью(15-25)мпа (1вал2). округляем в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюдо ближайшего предпочительного размера: в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью+4. 5мм=20+(4..5)=25мм; в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью+5=25+5мм.

Схематезируем вал. ∑Mja=0, ∑Mjb=0

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

проверочный. Pt- окружнаясила,Pr-радикальная.

Найти сумм.изгиб.момент. в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью; в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью;

определяем экваивалентное напряжение в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью= в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюв чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью. Wx=0,1 в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9644 — в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью| 7528 — в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюили читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник

Валы и оси. Назначение, классификация

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

ВАЛЫ И ПОДШИПНИКИ

Назначение, классификация.

Ранее речь шла о передачах, как едином целом механизме, а также рассматривались элементы, непосредственно участвующие в передаче движения от одного звена механизма к другому. В данной теме будут представлены элементы, предназначенные для крепления частей механизма, непосредственно участвующих в передаче движения (шкивы, звёздочки, зубчатые и червячные колёса и т.п.). В конечном итоге, качество механизма, его КПД, работоспособность и долговечность в значительной мере зависят и от тех деталей, о которых будет идти речь в дальнейшем. Первыми из таких элементов механизма рассмотрим валы и оси.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 17. Вал редуктора
в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 18.Ось барабана лебёдки: а) вращающаяся; б) неподвижная

Вал (рис. 17) – деталь машины или механизма предназначенная для передачи вращающего или крутящего момента вдоль своей осевой линии. Большинство валов – это вращающиеся (подвижные) детали механизмов, на них обычно закрепляются детали, непосредственно участвующие в передаче вращающего момента (зубчатые колёса, шкивы, звёздочки цепных передач и т.п.).

Ось (рис. 18) – деталь машины или механизма, предназначенная для поддержания вращающихся частей и не участвующая в передаче вращающего или крутящего момента. Ось может быть подвижной (вращающейся, рис. 18, а) или неподвижной (рис. 18, б).

1. По форме продольной геометрической оси:

1.1. прямые (продольная геометрическая ось – прямая линия), например, валы редукторов, валы коробок передач гусеничных и колёсных машин;

1.2. коленчатые (продольная геометрическая ось разделена на несколько отрезков, параллельных между собой смещённых друг относительно друга в радиальном направлении), например, коленвал двигателя внутреннего сгорания;

1.3. гибкие (продольная геометрическая ось является линией переменной кривизны, которая может меняться в процессе работы механизма или при монтажно-демонтажных мероприятиях), часто используются в приводе спидометра автомобилей.

2. По функциональному назначению:

2.1. валы передач, они несут на себе элементы, передающие вращающий момент (зубчатые или червячные колёса, шкивы, звёздочки, муфты и т.п.) и в большинстве своём снабжены концевыми частями, выступающими за габариты корпуса механизма;

2.2. трансмиссионные валы предназначены, как правило, для распределения мощности одного источника к нескольким потребителям;

3. Прямые валы по форме исполнения и наружной поверхности:

3.1. гладкие валы имеют одинаковый диаметр по всей длине;

3.2. ступенчатые валы отличаются наличием участков отличающихся друг от друга диаметрами;

3.3. полые валы снабжены сквозным или глухим отверстием, соосным наружной поверхности вала и простирающимся на большую часть длины вала;

3.4. шлицевые валы по внешней цилиндрической поверхности имеют продольные выступы – шлицы, равномерно расположенные по окружности и предназначенные для передачи моментной нагрузки от или к деталям, непосредственно участвующим в передаче вращающего момента;

3.5. валы, совмещённые с элементами, непосредственно участвующими в передаче вращающего момента (вал-шестерня, вал-червяк).

Конструктивные элементы валов представлены на рис. 19.

Опорные части валов и осей, через которые действующие на них нагрузки передаются корпусным деталям, называются цапфами. Цапфу, расположенную в средней части вала, обычно называют шейкой. Концевую цапфу вала, передающую корпусным деталям только радиальную нагрузку или радиальную и осевую одновременно, называют шипом, а концевую цапфу, передающую только осевую нагрузку, называют пятой. С цапфами вала взаимодействуют элементы корпусных деталей, обеспечивающие возможность вращения вала, удерживающие его в необходимом для нормальной работы положении и воспринимающие нагрузку со стороны вала. Соответственно элементы, воспринимающие радиальную нагрузку (а часто вместе с радиальной и осевую) называют подшипниками, а элементы, предназначенные для восприятия только осевой нагрузки – подпятниками.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осью

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 19. Основные элементы вала.

Кольцевое утолщение вала малой протяжённости, составляющее с ним одно целое и предназначенное для ограничения осевого перемещения самого вала или насаженных на него деталей, называют буртиком.

Переходная поверхность от меньшего диаметра вала к большему, служащая для опирания насаженных на вал деталей, называется заплечиком.

Переходная поверхность от цилиндрической части вала к заплечику, выполненная без удаления материала с цилиндрической и торцевой поверхности (рис. 20. б, в), называется галтелью. Галтель предназначается для снижения концентрации напряжений в переходной зоне, что в свою очередь ведёт к увеличению усталостной прочности вала. Чаще всего галтель выполняют в форме радиусной поверхности (рис. 20. б), однако в отдельных случаях галтель может быть выполнена в форме поверхности переменной двойной кривизны (рис. 20. в). Последняя форма галтели обеспечивает максимальное уменьшение концентрации напряжений, однако требует выполнения специальной фаски в отверстии насаживаемой детали.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 20. Различные способы оформления переходной части между цилиндрической поверхностью и заплечиком

Углубление малой протяжённости на цилиндрической поверхности вала, выполненное по радиусу к оси вала, называют канавкой (рис. 20, а, г, е). Канавка, также как и галтель, очень часто используется для оформления перехода от цилиндрической поверхности вала к торцевой поверхности его заплечика. Наличие канавки в этом случае обеспечивает благоприятные условия для формирования цилиндрических посадочных поверхностей, так как канавка является пространством для выхода инструмента, формирующего цилиндрическую поверхность при механической обработке (резец, шлифовальный круг). Однако канавка не исключает возможности образования ступеньки на торцевой поверхности заплечика.

Углубление малой протяжённости на торцевой поверхности заплечика вала, выполненное вдоль оси вала, называют поднутрением (рис. 20, д). Поднутрение обеспечивает благоприятные условия для формирования торцевой опорной поверхности заплечика, так как является пространством для выхода инструмента, формирующего эту поверхность при механической обработке (резец, шлифовальный круг), но не исключает возможности образования ступеньки на цилиндрической поверхности вала при её окончательной обработке.

Обе указанные проблемы решает введение в конструкцию вала наклонной канавки (рис. 20, е), которая совмещает достоинства, как цилиндрической канавки, так и поднутрения.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 21. Разновидности конфигурации цапф

Цапфы валов могут иметь форму различных тел вращения (рис. 21): цилиндрическую, коническую или сферическую. Шейки и шипы чаще всего выполняют в форме цилиндра (рис. 21, а, б). Цапфы такой формы достаточно технологичны при изготовлении и ремонте и широко применяются как с подшипниками скольжения, так и с подшипниками качения. В форме конуса выполняют концевые цапфы (шипы, рис. 21, в) валов, работающие, как правило, с подшипниками скольжения, с целью обеспечения возможности регулировки зазора и фиксации осевого положения вала. Конические шипы обеспечивают более точную фиксацию валов в радиальном направлении, что позволяет уменьшить биения вала при высоких частотах вращения. Недостатком конических шипов является склонность к заклиниванию при температурном расширении (увеличении длины) вала.

Сферические цапфы (рис. 21, г) хорошо компенсируют несоосности подшипников, а также снижают влияние изгиба валов под действием рабочих нагрузок на работу подшипников. Основным недостатком сферических цапф является повышенная сложность конструкции подшипников, что увеличивает стоимость изготовления и ремонта вала и его подшипника.

Пяты (рис. 22) по форме и числу поверхностей трения можно разделить на сплошные, кольцевые, гребенчатые и сегментные.

Сплошная пята (рис. 22, а) наиболее проста в изготовлении, но характеризуется значительной неравномерностью распределения давления по опорной площади пяты, затруднительным выносом продуктов износа смазочными жидкостями и существенно неравномерным износом.

Кольцевая пята (рис. 22, б) с этой точки зрения более благоприятна, хотя и несколько сложнее в изготовлении. При подаче смазки в приосевую область её поток движется по поверхности трения в радиальном направлении, то есть перпендикулярно направлению скольжения, и таким образом отжимает трущиеся поверхности одна от другой, создавая благоприятные условия для относительного проскальзывания поверхностей.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 22. Некоторые формы пят.

Сегментная пята может быть получена из кольцевой посредством нанесения на рабочую поверхность последней нескольких неглубоких радиальных канавок, симметрично расположенных по кругу. Условия трения в такой пяте ещё более благоприятные по сравнению с вышеописанными. Наличие радиальных канавок способствует образованию жидкостного клина между трущимися поверхностями, что ведёт к их разделению при пониженных скоростях скольжения.

Гребенчатая пята (рис. 22, в) имеет несколько опорных поясков и предназначена для восприятия осевых нагрузок значительной величины, но в этой конструкции достаточно трудно обеспечить равномерность распределения нагрузки между гребнями (требуется высокая точность изготовления, как самой пяты, так и подпятника). Сборка узлов с такими подпятниками тоже достаточно сложна.

в чем разница между валом и осью. Смотреть фото в чем разница между валом и осью. Смотреть картинку в чем разница между валом и осью. Картинка про в чем разница между валом и осью. Фото в чем разница между валом и осьюРис. 23. Вал цилиндрической передачи в сборе с шестерней и подшипниками качения

Выходные концы валов (рис. 923) обычно имеют цилиндрическую или коническую форму и снабжаются шпоночными пазами или шлицами для передачи вращающего момента.

Цилиндрические концы валов проще в изготовлении и особенно предпочтительны для нарезания шлицов. Конические концы лучше центрируют насаженные на них детали и в связи с этим более предпочтительны для высокоскоростных валов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *