в чем разница между унитарным и федеративным устройством
Федеративное государство, его отличие от унитарного
Унитарное и федеративное государство
В странах с таким административно-территориальным устройством существует фактически два государственных аппарата: федеральный, чья власть распространяется на всю страну, и аппарат субъектов этой федерации, которые имеют достаточно широкие полномочия в пределах собственных земель. Так же и законы могут разделяться на федеральные и те, которые обязательны к выполнению лишь на ограниченных территориях субъектов. Унитарное государство, наоборот, характеризуется единством всех властных органов, конституции и правовой системы для всей страны. Такими государствами являются, например, Великобритания, Швеция, Италия в Европе, многие страны Африки и Азии. А федеративное устройство преобладает в этнически неоднородных странах (Бельгия), в странах, которые возникли путем слияния независимых субъектов (Германия, Швейцария, США), в странах с большим количеством населения или крупной территорией (Россия – федеративное государство тоже). Такой тип устройства является историческим результатом сложностей, возникших в стране между отдельными группами, или в результате ее больших размеров. Такое устройство достаточно широко представлено на планете.
Основные особенности, которыми обладает федеративное государство
Форма территориального устройства государства
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Унитарное и федеративное устройство государства, их соотношение
Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Виды форм государственного устройства:
Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы, не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства
1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.
2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные,исполнительные и судебные органы.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
7. Составныечасти унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.
Федерация — союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.
Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).
Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
чем различаются унитарное и федеративное государства?
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.
Основные признаки унитарного государства
#include
using namespace std;
int main()
<
setlocale(0, «»);
/*7*/ int a, b; // объявление двух переменных a и b целого типа данных.
cout > a; // пользователь присваивает переменной a какое-либо значение.
cout > b;
/*12*/ int c = a + b; // новой переменной c присваиваем значение суммы введенных пользователем данных.
cout Максимильяно Барреро Ученик (106) 4 года назад
Признаки унитарных и федеративных государств
Основные признаки унитарного государства
Унитарное государство — это разновидность территориального устройства государства, при которой составляющие единое целое административно-территориальные единицы не обладают политической и экономической самостоятельностью, управляются из центра.
К основным признакам такой разновидности относится единство:
Все внешние отношения осуществляют центральные органы, уполномоченные официально представлять страну на международной арене. Также ни одна из территорий не обладает правом налогообложения. Эта функция закреплена за государством.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Унитарная форма может быть централизованной, когда все звенья системы управления охвачены вертикальной структурой, и децентрализованной, для которой свойственно наличие избираемых органов на местах при отсутствии назначаемых центром чиновников.
Виды автономии в унитарном государстве
Унитарная форма устройства не исключает существование автономных образований.
Автономия — это представление одной или нескольким частям страны самостоятельности в решении проблем внутреннего характера, возможности самоуправления.
Автономии подразделяют на 3 вида:
Примерами автономии являются Татарстан в РФ, все структурные единицы Японии, отдельные области в Италии, Испании.
Примеры унитарных государств
Всего в мире насчитывается 168 стран, выбравших унитарную форму устройства. Из них:
Яркими примерами в Европе являются:
На востоке это:
На африканском континенте:
Федеративное государство (Федерация)
Федеративное государство — это форма территориальной организации, при которой части единой страны являются государственными образованиями, обладают юридически закрепленной политической самостоятельностью.
Нижняя палата — это орган общегосударственного представительства. Верхняя — орган представительства субъектов.
Виды федеративных государств
По характеру формирования федеративные государства делятся на:
По способу образования бывают конституционными, договорными.
По степени централизации — децентрализованными и централизованными.
По характеристикам конституционно-правового статуса — асимметричными, симметричными.
В ассиметричных федерациях субъекты наделяются разными конституционно-правовыми статусами. В симметричных этот статус у всех одинаков.
Страны с федеративным устройством
В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:
В Европе это:
В Азии:
В Африке:
В Америке:
В Океании и Австралии:
Из приведенного списка можно выделить Эфиопию, так как это единственная страна, являющаяся примером «мягкой федерации».
Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.
Конфедерация
Конфедерация — это объединение суверенных государств, осуществляющих совместные действия, преследующих одни цели.
Признаками конфедерации являются:
Примерами современных конфедераций могут послужить:
Существует еще Союзное государство, представляющее собой сообщество Беларуси и РФ. Но политологи считают его формальной структурой, не получившей фактической реализации.
Формы переходного типа территориального устройства государств
Переходное государство — это государственно-правовая система, находящаяся в процессе перехода от одной формы к другой.
Существование государств, отличающихся чертами переходного периода, отмечалось на протяжении всей истории. Это обусловлено невозможностью мгновенной трансформации от одного принципа устройства к другому.
В большинстве рабовладельческих государств отслеживались остатки первичного общества. А монархический строй сопровождался появлением представительных органов.
К основным формам переходного типа относятся:
К этому же типу относят такую форму, как конфедерация. Она является временным объединением, которое в дальнейшем распадается на несколько унитарных государств или преобразуется в федерацию.
Чем отличается федеративное государство от унитарного
В первую очередь, разница понятий обусловлена принципом административно-территориального устройства. Унитарное государство представляет собой цельное образование, поделенное на административные территориальные единицы с одинаковым юридическим статусом. А Федерация — это добровольное объединение некогда самостоятельных образований в единое государство, территория которого состоит из отдельных субъектов.
Кроме того, можно выделить такие различия, как:
Существуют значительные различия и в системе права. В федерации она основана на принципе централизации, но субъектам доверено создание собственной правовой системы. Унитарное устройство предполагает единую конституцию, нормы которой актуальны на всей территории.
При создании собственной правовой системы субъекты федерации обязаны отслеживать ее соответствие союзной конституции. Ни один республиканский закон не может противоречить федеральным.