в чем разница между туроператором и турагентством
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Защита прав потребителей
Справочник потребителя. Туроператор и турагент – в чем разница?
Справочник потребителя. Туроператор и турагент – в чем разница?
Манящее словосочетание «бархатный сезон», так и влечет туристов отправиться в теплые страны к берегу моря в конце сентября – начале октября.
На сегодняшний день потребителям представлен огромный выбор мест, куда можно отправиться отдыхать. Остается лишь сделать свой выбор и приобрести путевку. Именно на этом этапе потребитель сталкивается с туроператорами и турагентами. Слова созвучные, а что они обозначают? Есть ли разница? К кому обращаться?
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность включает в себя деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом – туроператором. В свою очередь, турагентская деятельность заключается в продвижении и реализации туристского продукта и осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – турагентом.
Путевку можно приобрести, как у туроператора, так и у турагента.
Напомним, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.
Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом.
Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителями и самостоятельно отвечают перед ними.
По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора.
Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл рекомендуют гражданам внимательно относиться к выбору туроператора, турагента. От правильности ваших действий будет зависеть то, как пройдет ваш отдых!
Чем турагентство отличается от туроператора
Приставка «тур» дает понять туристу о том, что он попал куда надо, и данная компания занимается чем-то туристическим, однако почему одни называются турагентствами, а другие – туроператорами? Отличие заключается в разных полномочиях и различной ответственности:
Отличия агентств от операторов
Для примера турагентства и туроператоров можно сравнить с производителями автомобилей и автосалонами или магазинами продуктов и продуктовыми вендорами. В магазине рядом с домом можно купить, например, кофе одной фирмы, чипсы – другой, шоколад – третьей. Владельцы магазина ничего не производят сами, только продают и получают процент с каждой продажи, но и крупным корпорациям нет смысла открывать в каждом городке, каждом районе свое представительство и реализовывать продукцию. Такая система удобна всем сторонам, включая потребителя, которому не надо ехать в мегаполис, чтобы отыскать офис известного туроператора, когда можно найти турагентство в соседнем квартале. Еще один плюс – ассортимент, ведь даже у самого крупного оператора могут отсутствовать туры в какую-нибудь экзотическую страну, но турагентства работают с несколькими партнерами и способны предложить искомый вариант.
Если посмотреть на сайте турагентства доступные туры и сравнить их с предложениями других агентств, то будет много совпадений, ведь операторов мало, а агентств много. Это хорошо для потребителей: турагентства, особенно вновь созданные, борются за клиентов, зачастую снижая цену путевок. Туроператоры устанавливают одинаковую цену, но каждый агент получает процент от реализации, и для создания клиентской базы агентства иногда почти полностью отказываются от маржи. Потребитель может приобрести путевку у туроператора или турагентства, и качество тура не изменится, отличие – в удобстве оформления и возможных скидках от турагентств. Также агентства хороши «массовостью». Если не понравилось одно, можно обратиться в следующее, наверняка, расположенное неподалеку.
Материал опубликован 9 сентября 2016 г. на правах рекламы.
Туроператор и турагент
Существует масса услуг, которыми пользуются туристы во время своего путешествия – это транспорт, проживание, питание, оформление страховок и многое другое, что составляет целый турпакет. Изначально все эти услуги являются абсолютно самостоятельными и никак не связанными друг с другом ни по времени, ни по своей последовательности. Для того, чтобы объединить их всех в единое целое, и предоставить туристу полностью готовый к использованию продукт, существуют туроператоры.
Туроператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии, занимается формированием пакета услуг (турпродукта), его продвижением и дальнейшей реализацией. Он определяет цены на сформированный тур, устанавливает политику скидок, продвигает продукт на рынке, участвуя на выставках и организовывая рекламные кампании, а также несет ответственность перед конечным потребителем за качество предлагаемых услуг и за достоверность предоставляемой информации. Туроператор реализует свой продукт сам, либо через турагентства. В отличие от последних, он может предлагать туристические услуги как раздельно, так и комбинировать их в любом угодном для клиента варианте.
Составление турпакета и успешная его реализация – это длительный и трудоемкий процесс, в ходе которого туроператор выполняет ряд функций:
Стоит отметить, что не все туроператоры занимаются формированием одних и тех же туров, их деятельность может сильно различаться. Всех туроператоров можно разделить по нескольким категориям:
1. По виду деятельности:
2. По месту своей деятельности:
Как говорилось выше, туроператор может реализовывать туры самостоятельно, либо через турагентов.
Турагентства действуют на основании агентских договоров с туроператорами. Согласно договору, туроператор обязуется предоставлять турагенту информацию об имеющихся продуктах, после чего турагент приступает к их реализации. При этом, несмотря на то, что тур будет приобретаться через третье лицо (турагента), туроператор несет ответственность за полную и достоверную передачу информации, за качество тура и всех его составляющих, его содержание, программу и маршрут, а также обязуется решать технические и организационные вопросы. В случае, если возникает ситуация, в которой отправить туристов в уже оплаченный тур не удается (и это происходит по независящим от туроператора причинам), он может предложить туристу замену либо тура, либо перенос дат вылета-прилета, либо возврат денег.
Основными задачами турагентства являются:
Учитывая большое число турагентств, обычному человеку, пожелавшему приобрести тур, может быть тяжело остановить свой выбор на одном из них. Для начала, нужно иметь ввиду, что существуют 3 вида агентств, каждый со своими особенностями:
На что стоит обращать внимание при выборе агентства?
У кого лучше приобретать туры – у туроператора напрямую или у турагента?
Однозначного ответа нет, и мы предлагаем сравнить плюсы и минусы обоих вариантов:
Приобретение тура у туроператора
Приобретение тура у турагента
Вывод
Таким образом, турпродукт проходит свой путь от поставщиков услуг к потребителю через туроператора и турагента. Приобретая тур и выбирая турагентство, путешественнику следует в первую очередь определиться с тем, что он хочет получить – какой тип отдыха он предпочитает, в какую страну направляется, есть ли предпочтения к определенному туроператору. Ответы на эти вопросы, а также советы, приведенные выше, помогут определиться с тем, какой тип агентства сможет удовлетворить эти потребности.
Список тем
Хочешь получать в ленту отобранные вручную фотографии городов и интересных мест нашей планеты?
Особенности заключения договора с туроператорами (турагентами).
В последнее время широкий общественный резонанс получили факты нарушения прав граждан при оказании им туристических услуг. Летом 2014 года по России прокатилась волна банкротств туристических фирм. Отказ туроператоров от исполнения своих обязательств причинил значительный ущерб тысячам российских граждан.
Кузьминский межрайонный прокурор г. Москвы Захаров А.Г. разъясняет нормы законодательства, касающегося деятельности туристических фирм.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ от 24.11.1996 под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, турагентом и туристом и (или) другим заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Указанный договор заключается только в письменной форме, при этом его форма может быть различной, так как разрабатывается специалистами разных туристических организаций. Вместе с тем, законодательством установлен определенный перечень положений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в договоре реализации туристского продукта.
Прежде чем подписать договор о реализации туристского продукта и все прилагающиеся к нему документы, потребителю необходимо внимательно ознакомиться с ними ознакомиться. В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны следующие существенные условия:
Часто граждане сталкиваются с ситуациями, когда туроперетор (турагент) в нарушение ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 16 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» включает в договор о реализации туристского продукта условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с условиями, установленными законами и правилами. К условиям, ущемляющим права потребителей можно отнести:
Турист вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору ( ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1, ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации). Фактические расходы туроператор (турагент) должен доказать, представив соответствующие документы.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
Статья 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает исчерпывающий перечень обстоятельств, в связи с которыми каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе требовать его изменения или расторжения.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В случае нарушения туроператором (турагентом) Ваших прав при заключении договоры, Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.
Что за зверь — турагентство
Как купить тур, чтобы не остаться без денег и отпуска
Рома с друзьями собирался на Новый год в Доминикану.
В ноябре он оплатил тур, но менеджер агентства забыл вовремя перевести деньги туроператору. Об этом Роман узнал уже в Домодедово, когда его не пустили на рейс. Друзья улетели в отпуск, а он остался в аэропорту.
Через месяц Роман вернул деньги, но праздники были испорчены. Как избежать подобных ситуаций и на что обращать внимание в работе с турфирмами — расскажем в статье.
Чем занимается туроператор
Есть два вида турфирм: операторы и агенты.
Туроператор — как бы производитель путешествия. Он приходит в страну и смотрит, какие там есть отели, экскурсии, транспорт, развлечения и всё прочее, что может быть интересно туристам. Он договаривается со всеми этими поставщиками, проверяет их лицензии и сертификаты, заносит им предоплату, договаривается о каких-то квотах и скидках — в итоге получается туристический продукт, он же тур.
По популярным туристическим направлениям туроператоры собирают готовые наборы для отдыха: заранее договариваются с гостиницами и авиакомпаниями. Обычно в готовый тур входит перелет, медицинская страховка и наземное обслуживание: номер в отеле, питание, трансфер, экскурсии с гидом и развлечения. Туристу не надо тратить время и самому планировать поездку — он покупает готовый тур, берет загранпаспорт и отправляется в путешествие.
В «Яндекс-путешествиях» сравнили, когда выгоднее купить тур, а когда путешествовать самостоятельно
Такие наборы для путешествий называют пакетными турами. Операторы продают их самостоятельно или через посредников — туристические агентства.
Чем занимается турагентство
Если оператор — это производитель, то агентство — магазин готовых путешествий. Агентство покупает у оператора готовые туры и продает их туристам.
Задача агентства — помочь туристу выбрать и купить подходящий тур. Обычно это происходит так:
Если бы агентство и оператор были людьми, то выглядело бы это так:
Перед тем как забронировать и оплатить тур, турист и агентство подписывают договор об оказании туристических услуг. Как он выглядит и на что в договоре обращать внимание — разберем в следующей статье.
Как агентства вводят туристов в заблуждение
Допустим, в агентство приходит клиент и просит менеджера подобрать тур. Менеджер нигде не был, но, чтобы продать тур, говорит, что прекрасно представляет номер, пляж, бассейн и развлечения в округе. Получается, что менеджер вводит туриста в заблуждение.
Это самое противное: когда едешь в отель с одними ожиданиями, а получаешь номер с неработающим кондиционером или плесенью на стенах. Поэтому мы звонили и узнавали, всё ли туриста устроило; изучали описания отелей и экскурсий у туроператора; читали отзывы про отели у других.
Адекватный менеджер всегда в курсе про стройку рядом с отелем или давний ремонт в номерах и не будет откровенно врать. Главное — не впарить тур на один раз, а получить довольного туриста, который вернется и закажет тур снова.
Как купить тур дешевле
Лучше бронировать тур по сезону: заранее выбрать место и обратиться в агентство. За четыре-шесть месяцев до отпуска билеты и проживание стоят дешевле и будет много свободных номеров. Если брать тур за месяц или пару недель до поездки, придется выбирать из того, что осталось. Например, на цветение сакуры в Японии хорошие отели бронируют за шесть-семь месяцев до тура.
Отдыхайте в начале или конце сезона, чтобы сэкономить на проживании. Отели дают операторам скидки, чтобы заполнить номера до и после основного наплыва туристов, поэтому отдых в начале или конце сезона обычно стоит дешевле. Узнать подходящее время для поездки в разные страны можно на интерактивной карте.
Следите за акциями «Раннее бронирование». На старте продаж операторы хотят быстрее собрать деньги, чтобы расплатиться за выкупленные номера и чартерные рейсы. Поэтому привлекают туристов акциями и скидками.
Чартер — арендованный заранее самолет. Оператор и агентства продают туры специально под этот рейс, чтобы заполнить борт и окупить аренду. Часто билеты на чартер дешевле, но вылет могут перенести на другое время
Чартер — арендованный заранее самолет. Оператор и агентства продают туры специально под этот рейс, чтобы заполнить борт и окупить аренду. Часто билеты на чартер дешевле, но вылет могут перенести на другое время.
Обычно купить туры по раннему бронированию на летние курорты можно с января до апреля. На зимние — с июля до октября.
Проверьте отказные или горящие туры, если готовы сорваться в отпуск через несколько дней. Когда турист не может отправиться в путешествие, он пытается вернуть часть денег и перепродает тур со скидкой. Также операторы снижают цены на чартерные билеты за два-три дня до вылета, чтобы полностью заполнить борт.