в чем разница между триллером и хоррором
Разница между триллером и фильмом ужасов
Страх – одна из самых сильных эмоций, которые может испытывать человек. Желание пережить чувство страха труднообъяснимо, но именно оно становится мотивом поведения, провоцирующего реальную или мнимую угрозу жизни. Большинство людей контролирует и подавляет это желание, но оно все равно остается в нас на подсознательном уровне и часто проявляется в интересе к отстраненным ситуациям, вызывающим страх как эмоциональное состояние. Очевидно, поэтому такой популярностью пользуются фильмы ужасов и триллеры, жанровые отличия которых заключаются в степени выраженности мотива страха.
Определение
Триллер в кинематографии – это художественный фильм, вызывающий у зрителя нарастающее чувство тревоги, граничащее со страхом, пробуждающий эмоциональный всплеск, волнение. К триллерам относятся детективные, приключенческие, шпионские, мистические и научно-фантастические фильмы.
Фильм ужасов – кинематографический жанр, в котором сюжет выстраивается как последовательный ряд напряженных эпизодов, пугающих неожиданностью, вызывающих у зрителя чувство повышенной тревоги, мучительной неопределенности и ожидания чего-то ужасного. Разновидностями этого жанра являются фильмы ужасов о сверхъестественных сущностях, зомби, вампирах, людоедах, маньяках и мистических силах.
Сравнение
В триллере эмоциональный фон создает содержание композиционно связанных фрагментов, в которых герой проходит испытания на пределе человеческих возможностей. Развитие сюжета при этом начинается с фатального события, последствия которого приводят к катастрофе. В детективных фильмах тема испытания трансформируется в форму расследования, требующего от зрителя напряженного внимания и интеллектуального соучастия.
В фильмах ужасов мотив страха становится эмоциональной основой образов, которые в сознании человека олицетворяют силы абсолютного зла. Это могут быть монстры, вампиры, сам человек с психическими отклонениями маниакального типа или неуправляемая стихия и мистические проявления вызывающего ужас потустороннего мира.
Сцены насилия, убийства, натуралистическая демонстрация изувеченных органов, крови, уродств – традиционные для фильма ужасов приемы, используемые и создателями триллеров. Но в триллере они подчинены цели усилить эмоциональное воздействие на зрителя, а фильме ужасов составляют его основное содержание. В нем мотив испытания выражен в меньшей степени. В этом жанре он отступает на второй план, уступая место противостоянию добра и зла, причем злу отводится доминирующая роль в развитии сюжета.
Страх можно назвать главным действующим лицом фильма ужасов. На нем с первых кадров фокусируется внимание зрителя, который вместе с героями картины становится участником виртуальной игры «Палач – жертва». Человек, попадающий в ситуацию неконтролируемой его волей зависимости от сверхъестественного, мистического, стихийного проявления зла, оказывается не в состоянии сопротивляться ему физически и противостоять морально. Условность такой ситуации не снижает эмоционального напряжения, чувства тревоги и ожидания трагической развязки фильма.
В триллере развязка конфликта освобождает зрителя от такого напряжения. В фильме ужасов оно не исчезает до последних кадров.
Что такое триллер?
Никогда не думал, что буду писать статью-ликбез о триллерах, но недавно я столкнулся с удивительным фактом – очень немногие зрители могут сформулировать для себя отличительные признаки этого жанра. И на мой прямой вопрос «что такое триллер?» я неизменно получал уклончивые и неправильные ответы.
Некоторые говорили, что триллер – это смесь боевика и детектива, другие считали триллер разновидностью фильмов ужасов, что в корне неверно.
Нет, конечно в триллере может быть и экшен, и детективное расследование, и реально страшные, кровавые сцены, но с равной долей вероятности их может и не быть. Отнюдь не они определяют жанр.
Триллер – это саспенс
Английское слово «thrill» можно перевести, как «трепет» или «дрожь». Соответственно «thriller» – это «приводящий в трепет», «вызывающий дрожь».
Триллер, как жанр кинематографа, был окончательно сформирован прославленным режиссёром Альфредом Хичкоком, и им же популяризирован. И хотя полноценные триллеры встречались и раньше, но именно Хичкок подвёл под жанр некую теоретическую базу, введя понятие «саспенс».
Саспенс – вот основная эмоция, которая и характеризует жанр. Саспенс – это сложное ощущение тревоги, напряженности, ожидания, азарта и предвкушения неких событий, которые либо произойдут, либо нет. Ощущение саспенса прекрасно знакомо азартным игрокам или спортивным болельщикам. Покерист, ждущий прихода нужной карты на ривере, или футбольный фанат, следящий за напряженной ситуацией на поле, оба они находятся в состоянии примитивного (бытового) саспенса.
Разумеется, киношный саспенс устроен несколько сложнее, поскольку основан не только на ожидании развязки некой напряженной ситуации, но и активно подкрепляется сопереживанием героям и специфичными художественными приёмами, которые его усиливают.
В голове появляется множество вопросов, которые требуют ответа. Но режиссёр строит фильм так, что этот ответ приходится ждать, из-за чего зрители оказываются в подвешенном состоянии тревоги и болезненного ожидания развязки.
Это и есть саспенс в чистом виде.
Разумеется, авторы триллеров вовсе не обязаны полностью раскрывать все карты с самого начала, и очень многие эффектные приёмы строятся на правильном дозировании информации (например, если использовать нечестного рассказчика в своей истории), однако избыточная таинственность неизменно приводит к скатыванию триллера в смежные жанры, а именно – в детектив и фильм ужасов. Позднее я объясню, почему так происходит.
Ну а если суммировать всё вышесказанное, то можно вывести рабочее определение жанра:
Триллер – это фильм, вызывающий у зрителей тревогу (саспенс) относительно того, как развяжется та или иная напряженная ситуация.
В качестве примера идеального триллера, я хочу привести короткометражку от самого Хичкока. Кино называется «Пиф, паф, ты мёртв».
Вторая сюжетная ветка описывает панику родителей девочки, которые обнаружили пропажу револьвера и бросаются искать ребёнка.
А девочка тем временем забивает барабан пистолета полностью и идёт на игровую площадку в надежде, что теперь-то мальчики возьмут её поиграть в войнушку…
Обратите внимание – в фильме нет ни трупов, ни жестокости, ни расследования, ни злодеев, ни загадок, ничего. Есть только девочка, играющая с настоящим пистолетом, и смотреть на это дьявольски интересно – мы знаем, что револьвер может выстрелить в любую секунду, но не знаем точно когда это произойдёт. И вся короткометражка превращается в чудовищную русскую рулетку с участием детей. Это химически чистый образец триллера, без примесей.
Это и есть триллер. Нервное ожидание развязки.
Чем отличаются триллеры от детективов?
Разумеется, правило «сверхинформированности» не является догмой, и многие авторы успешно скрещивают детектив и триллер, добавляя в свои фильмы массу загадок. Казалось бы – непростая задачка, ведь триллер не любит таинственности. Но нет ничего невозможного – детективные триллеры весьма популярны, и у многих зрителей именно этот поджанр ассоциируется с настоящим триллером.
В чем же особенность детективных триллеров, и чем они вообще отличаются от обычных детективов?
Ответ прост – они отличаются наличием саспенса.
Классические детективы – весьма неторопливые произведения, основанные на игре ума и интеллектуальном анализе. Ключевой вопрос классического детектива – «кто убийца?» И именно ответ на него зачастую является кульминацией произведения. Когда сыщик показывает на дворецкого пальцем и говорит «Вы убийца!». Это наивысшая точка развития детектива – зрителям предложили загадку и тут же её разгадали. Дело раскрыто, Ватсон. Больше нам тут делать нечего.
Но в детективных триллерах всё обстоит иначе. Фокус смещён с интеллекта в сторону эмоций, да и вопрос «кто убийца?» зачастую вторичен. А во многих произведениях он вообще не поднимается.
Возьмём икону всех детективных триллеров – оскароносное «Молчание ягнят». Мы уже с середины фильма прекрасно знаем, кто убийца. Мы следим за ним точно так же, как и за «детективами», и никакой загадки из его личности не делается, что для классического детектива немыслимо и противоестественно.
В не менее культовом фильме «Семь» привычная детективная схема разрушается ещё более эффектно – разрушается в тот самый момент, когда убийца сам приходит сдаваться в полицию. И что же – разве мы испытали облегчение, узнав ответ на вопрос «кто убийца?». Нет, не испытали. Была ли эта сцена кульминацией фильма? Тоже нет.
И хотя детективная линия фильма «Семь» на этом моменте благополучно завершилась, но самая интересная и зубодробительная часть картины только началась.
Также очень часто авторы превращают «детективы» в «триллеры» просто подняв ставки и прицепив к героям ту самую хичкоковскую «бомбу с таймером». И ключевой вопрос тоже меняется – вместо «кто убийца?» мы получаем ключ наподобие «успеют ли детективы поймать убийцу вовремя?».
Эта схема реализуется очень просто – достаточно так выстроить сюжет, чтобы от быстроты поимки преступника зависела жизнь заложника или исход какой-то другой напряженной ситуации. Например, в том же «Молчании ягнят» у героини есть всего три дня чтобы вычислить маньяка, иначе он освежует похищенную дочку сенаторши. В «Клетке» если герои не найдут логово убийцы вовремя, то запертая в нём девушка утонет. Примеров подобных «крючков» – вагон и маленькая тележка.
Чем отличается триллер от фильма ужасов
С фильмами ужасов всё немного иначе. Провести черту между триллером и хоррором иногда бывает сложновато, поскольку ужастики тоже используют саспенс как рабочий приём. Есть произведения, где всякие различия между двумя жанрами стираются в принципе, но таких примеров не так много, как может показаться. В большинстве случаев всё-таки можно разобраться, какой жанр доминирует в картине – хотя бы потому, что у них в корне разные задачи.
Триллер должен создавать напряжение.
Ужасы должны пугать.
При этом для создания страха хоррор зачастую применяет арсенал, прямо противоположный арсеналу триллера, а уж принцип «сверхинформированности зрителя» не работает в ужастиках практически никогда. Оно и понятно – ничто не пугает сильнее, чем неизвестность, поэтому все хорошие ужасы построены на тайне и только на ней.
Существует расхожая фраза, что «нет ничего страшнее, чем запертая дверь» (по иронии судьбы её тоже придумал Хичкок), и хорошие ужастики придерживаются этого тезиса неукоснительно. Именно поэтому в хорроре зритель всегда знает ровно столько же, сколько герой, а иногда даже МЕНЬШЕ, чем герой. За счёт этого и создается страх. Типичная для хоррора темнота, к слову, служит тем же целям – ведь очевидно, что в темноте человек получает ещё меньше информации об окружающем мире. Идеальная почва для страха.
Простой пример, демонстрирующий диаметральную противоположность двух жанров.
Классическая ситуация: девушка входит в дом, где прячется маньяк. Как эта сцена будет выглядеть в хорроре, и как её подадут в триллере?
В хорроре мы будем следовать за жертвой по пятам и видеть ровно то, что видит она. Мы не будем знать, где находится маньяк… и есть ли он вообще в доме. И поэтому когда убийца внезапно выпрыгнет из своего убежища, мы реально испугаемся. Эффект неожиданности работает безукоризненно.
В триллере никаких дешевых скримеров нам не встретится – мы изначально будем знать, где сидит маньяк. Режиссёр даже покажет нам его – вот он, голубчик, притаился в подвале с ножом. И сцена приобретёт совсем иную окраску – страх исчезнет, появится саспенс. Мы будем гадать, попадется жертва или нет, избежит смерти или нет, а режиссёр будет действовать нам на нервы, максимально оттягивая визит героини в злополучный подвал. А когда она всё-таки до него доберётся, то будет ходить там в упор не замечая притаившегося маньяка, проявляя чудеса беспечности, а мы будем грызть ногти от напряжения.
Для интереса можете посмотреть такие фильмы, как «Крик» (типичный хоррор) и «Тишина» (типичный триллер). Оба фильма начинаются одинаково (девушка ночью одна в доме, к ней вламывается маньяк в маске), но насколько же отличаются используемые приёмы! Саспенс против ужаса – тот редкий случай, когда они почти не смешиваются.
Таким образом, мы выяснили, что хоррор базируется на тайне (что это там гремит в подвале? Кот или маньяк?), а триллер – сверхинформированности (в подвале под лестницей сидит маньяк, убьёт ли он героиню?). Триллер для зрителей – разведанная территория, а хоррор окутан «туманом войны».
Помимо принципа «сверхинформированности», присутствуют и другие маркеры, указывающие на конкретный жанр.
Т.е. когда герой заходит в сарай, где ему внезапно сносит башку ловушкой из медвежьего капкана – это хоррор. В триллере нам заранее покажут этот капкан, продемонстрируют, как он блестит в темноте, взведённый и готовый, а сам герой будет оттягивать свой визит в сарай максимально долго. А когда он наконец положит ладонь на дверную ручку… его опять что-то отвлечет. И в сарай зайдёт кто-то другой, чей смерти мы вообще не ожидали. Так работает триллер.
Ещё один важный маркер – финал. Триллер всегда завязан на свою концовку, чего в хорроре может и не наблюдаться. Триллер по определению строит свою интригу на развязке – он просто обязан найти выход из заданной ситуации и дать ответ на свой ключевой вопрос. Поймают маньяка или нет? Герои спасутся или нет? Для триллера это жизненно важно, а для ужасов – чаще всего нет.
Взять хоть знаменитую «Техасскую резню бензопилой» и её сиквел. В одном из этих фильмов героиня спасается, а в другом – гибнет за секунду до спасения. При этом никакого глобального влияния на сюжет такие финалы не оказывают – концовки легко можно поменять местами, и фильмы не изменятся вообще никак. Никто из зрителей даже не заподозрит подвоха.
Для триллера такая ситуация несвойственна, и концовка для него жизненно важна – разные ответы на ключевой вопрос могут поменять всю тональность картины. Вспомните свои любимые триллеры и поменяйте концовки на противоположные. Вы сразу почувствуете, что фильмы изменили свой эмоциональный заряд. Воодушевляющие фильмы стали депрессивными и наоборот. С хоррорами таких радикальных перемен чаще всего не произойдёт. Ужасы обычно настолько страшны, безрадостны и… гм… ужасны, что даже самый светлый хэппи-энд никак не сможет развеять это впечатление. Хорроры изначально заряжены на страх и ужас, в то время как триллеры балансируют на тонком канате между безысходностью и надеждой, и ситуация в любой момент может склониться в ту или иную сторону.
По этой же причине именно для триллеров характерны твистовые (неожиданные) концовки, переворачивающие всё с ног на голову. Оно и понятно, ведь для триллера финал – это его абсолютный апофеоз, наивысшая точка, после которой можно тушить свет, сливать воду и пускать титры. Именно из-за эффектных финалов многие триллеры и становятся культовыми, и даже спустя много лет картину помнят в основном по её концовке.
А вот у типичных хорроров финал может быть сколь угодно смазанным и размытым. Вроде бы герои спаслись от Фредди Крюгера… но за минуту до финала он появляется опять и настигает их… Получается, что вся борьба закончилась ничем, ситуация вернулась к исходной точке. Ну и плевать, в принципе. Можно вырезать этот момент и сделать хэппи энд – что изменится в восприятии фильма? Да ничего. Если вы смотрели фильм давно, вы вообще можете не вспомнить концовку «Кошмара на улице Вязов», ну и что с того?
Конечно, смазанность и «пофигистичность» финала отнюдь не является железным правилом, поскольку современные ужастики тоже иногда блистают эффектными развязками. Но твисты всё-таки характернее именно для триллера. Хоррор – он больше о процессе, чем о развязке. В нём важна сама дорога, а не пункт назначения. Для триллера такой подход – нонсенс.
Конечно, я сейчас излагаю прописные истины, чуть ли не «букварь» цитирую, и киноманам все эти нюансы и без меня прекрасно известны, но я надеюсь, что теперь жанровый вопрос уж точно закрыт. Спасибо за внимание.
Триллер и фильм ужасов: в чем разница?
Триллер и фильм ужасов: в чем разница?
Страх – яркая эмоция. Несмотря на то, что она имеет скорее негативный окрас, многие люди стремятся испытывать ее снова и снова. Конечно, все хотят испытывать страх, не сталкиваясь с реальной опасностью, благо, что современные технологии вполне позволяют это.
Психологические триллеры, фильмы ужасов – способов испытывать страх множество. Оба жанра пользуются популярностью, однако, они не являются синонимами, хотя многие зрители отождествляют их. В чем именно заключается разница?
Суть понятий
Если выражаться языком кинематографа, то триллер можно обозначить как художественный фильм, провоцирующий постепенное формирование у зрителя тревоги. Эта тревога близка к страху, вызывает волнение, сильные эмоциональные переживания. Триллеры могут быть детективами, мистиками, научной фантастикой.
Ужасы, в свою очередь – фильмы, где сюжет сформирован множеством напряженных эпизодов. Чувство страха спровоцировано неожиданностью действий, таинственностью, зритель не знает, чего ждать от продолжения. Как правило, ужасы посвящены чему-то сверхъестественному, например, вампирам или оборотням.
Сравнение жанров
Особенность триллера в том, что эмоциональная окраска фильма формируется фрагментами, связанными друг с другом по композиции. Главный герой попадает в различные ситуации, преодолевает их, зачастую прилагая для этого колоссальные усилия. Отправной точкой сюжета часто является страшное событие, развивающееся в катастрофу.
Например, если триллер снят в детективном ключе, то испытание, с которым сталкивается главный герой, часто представлено расследованием. Зритель постоянно находится в состоянии концентрации внимания, напряжения, умственной работы, он ведет свои наблюдения, делает выводы, пытается угадать, как будет развиваться сюжет дальше.
Фильм ужасов формирует ощущение страха, наполняя используемые образы определенными эмоциями. Сами образы должны олицетворять абсолютное зло. Это не обязательно должны быть мистические существа, вроде демонов, в реальной жизни тоже можно найти массу подходящих сущностей, будь то маньяки или убийцы.
Чувство страха можно назвать героем фильма ужасов. Именно на страхе стараются сразу сосредоточить зрительское внимание. Человек сталкивается с чем-то таинственным, мистическим, причем он не может сопротивляться этой мистике, ни морально, ни физически.
Триллер и фильм ужасов — что это такое и отличия
Любителей «пощекотать» себе нервы много. Часть людей выбирает для этого экстремальные виды спорта, но для тех, кому лучше провести время ха просмотром фильма, предлагается выбрать между триллером и ужасами. Не все могут сразу объяснить, в чем же заключаются отличия между этими двумя жанрами кинематографа. Многие люди выбирают подобные фильмы по причине желания пережить выраженное чувство страха. Связано это с недостатком эмоциональных событий в жизни. Именно поэтому интерес к жанру «страшилок» и напряженных фильмов не утихает. Для того чтобы понять различия между жанрами, нужно сначала дать каждому из них определение, а затем провести сравнение по основным критериям.
Определение понятий
В индустрии кинематографии триллером принято называть художественный фильм, в ходе раскручивания сюжета которого у людей нарастает чувство страха и тревоги. В основе сюжета лежит тема, которая призвана пробуждать эмоции у людей. В ходе просмотра они выходят всплесками. Триллеры могут быть различными по темам: детективы, приключения, фантастика (в том числе научная), мистика.
Ужасы – направление в кинематографии, которое использует сюжетный ряд таким образом, чтобы вызвать у человека испуг и страх. Добиваются создатели фильма такого эффекта специальным выстраиванием сцен и сюжетов, в которых присутствуют моменты пугающие, неожиданные. Ужасы могут быть фантастическими, мистическими, сверхъестественными. Главными персонажами всегда выступают отрицательные герои: зомби, маньяки, вампиры или необъяснимые силы (мистические явления, приведения, оборотни). В процессе просмотра человека постоянно мучает страх и напряжение.
Сравнение
Триллеры и ужасы – жанры, которые заставляют человека испытывать целый ряд сильных эмоций. Благодаря этому они удерживают популярность и продолжают развиваться. Основным общим для них является то, что они держат зрителя в напряжении на протяжении всего фильма.
Начать сравнение следует с того, что триллер призван поддерживать определенный эмоциональный фон. Достигается это с помощью определенной связки сцен и поворотов сюжета. В большинстве случаев герой проходит испытания на пределе тех возможностей, которые доступны обычному человеку.
Начало сюжета в случае с триллером начинается с некоего события, которое носит фатальный характер. Испытания могут проходить в разных формах. Зависит это от главной тематики фильма. Если это детектив, то сюжет будет выстроен на расследовании произошедшего.
Если рассматривать ужасы, то в основе лежит чувство страха, который испытывает человек в ходе просмотра фильма. Сюжет развивается постепенно, погружая в сложную атмосферу событий. Главные герои – люди или существа, которые несут негативную окраску. Отличительной особенностью ужасов являются яркие сцены насилия, присутствие крови. В триллерах они также могут использоваться, но в меньшей концентрации.
Страх для фильма ужасов является основой. На нем держится весь основной сюжет и фиксируется внимание человека. Для триллера характерным является напряжение и эмоциональная окраска истории, которая развивается на экране.
Выводы
В чем отличия между триллерами и фильмами ужасов, сравнение жанров
Триллеры и ужасы — фильмы для любителей пощекотать нервы. Киножанры перекликаются между собой. Для обоих характерна напряженная атмосфера и неожиданный, не всегда счастливый конец. Но между классическим хоррором и леденящей душу детективной историей о маньяке-убийце все же есть принципиальные различия. Цель страшилки — именно напугать и не обязательно правдоподобно. Чтобы понять, чем конкретно ужасы отличаются от триллера, нужно обратиться к теории.
Определение понятий
Название триллер происходит от английского слова «thrill» — «трепет». Фильмы ужасов для краткости называют англоязычным словом «хоррор». Оба понятия обширны и объединяют несколько кинонаправлений.
Триллер
Особенность фильма — постепенное нарастание волнения и ускорение событий, ведущие к неожиданной развязке. Жанр относится не только к кино, но и к литературе, как элемент может присутствовать в других жанрах.
Триллер делится на виды:
Жанр зародился в американском кинематографе. В начале прошлого столетия тревожные элементы включали в комедийные фильмы, ведь главным назначением кино того времени было развлечь зрителей.
Позже, в послевоенное время, страх основательно поселился в жизни людей. Триллер стал мрачным фильмом с черным юмором. Также больше внимания уделялось психологии и эмоциональному состоянию героев. С подачи Альфреда Хичкока появился новый вид фильмов — психологический триллер.
Ужасы
Хоррор — преимущественно киножанр. В литературе встречается триллер ужасов, к которому относятся некоторые романы Стивена Кинга. Главная черта фильмов жанра хоррор — все элементы направлены на то, чтобы вызвать чистый страх, шокировать.
Фильмы ужасов тоже делятся на виды:
Стивен Кинг назвал самым страшным фильмом «Ведьму из Блэр». События будто сняты на любительскую камеру, поэтому зритель попадает в центр ужаса.
Различие жанров
Страх — характерная черта триллера и ужастика, но по-разному воплощается. В хорроре используют персонажи и ситуации, которые сами по себе страшные — сморщенный и когтистый Фредди Крюгер или полный город зомби. Триллер отличается более реалистичной подачей.
Эмоциональная составляющая
Разница между жанрами заключается в том, что ужастики откровенно пугают, например, используют эффект неожиданности и неосведомленность. Герой открывает дверь, и на него внезапно наваливается толпа зомби. Он не знал, что его поджидает опасность. Зрители тоже ничего не подозревали, ведь предшествующие события не указывали на неожиданный поворот.
В триллерах зрителю показывают истоки страха, как убийца пробирается в комнату и выжидает. Тем временем беспечный герой занимается обычными делами. Осведомленность о его судьбе заставляет с напряжением ждать момента, когда откроется дверь.
Мотив
Детективные, мистические и фантастические фильмы содержательно повествуют о причинах зарождения зла. Маньяк-убийца пережил тяжелое детство, человек мутирует в результате генного эксперимента, а призрак терроризирует жильцов дома в поисках того, кто потревожил его дух три века назад.
Хоррор поверхностно относится к мотивам. Монстры кровожадны от природы. Маньяк с бензопилой просто пришел, чтобы беспощадно убивать. Люди оказываются запертыми в загадочном кубе внезапно, без предисловия, и тут же начинают погибать в ловушках. Некогда разбираться почему — нужно искать выход.
Реки крови, показные истязания и преувеличенно омерзительную наружность маньяков чаще показывают в ужастиках, так как сцены насилия и увечья — шокирующее зрелище.
Сюжет
Важное отличие фильма ужасов от детективного или мистического триллера — незамысловатая сюжетная линия. В начале хоррора на героев внезапно обрушивается проклятие или к берегу приплывает стая акул. В остальное время их поочередно убивают или пожирают, даже не оставляя времени на спасение. События развиваются динамично с первых кадров.
В детективном фильме действие разворачивается постепенно. Герой узнает шокирующие подробности в ходе расследования. Элементы экшена перемежаются с интеллектуальными сценами.
Развязка
События триллера складываются в загадку, а в финале зрители узнают ответ. Развязка — ключевой момент в этом жанре. В конце торжествует справедливость.
Фильм ужасов не дает ответов, а его финал может быть любым и далеким от справедливости. Иногда создатели представляют альтернативные концовки — в одной версии герой спасается, а в другой – погибает. Проклятие, армия зомби или маньяк не исчезают. Перед героями не стоит задача истребить нечисть или наказать убийцу. В хорроре важна не развязка, а зрелищность.
Есть ли что-то общее?
Связующее звено между двумя жанрами — саспенс. Технику погружения зрителя в глубокое эмоциональное напряжение, манипулирования эмоциями использовал в своих фильмах Альфред Хичкок.
Саспенс применяют в триллерах и ужасах. В течение фильма зрителя не покидают тревога и неопределенность. Но после просмотра детективной истории или психологической драмы с логичной развязкой тревожное состояние проходит. Ужастик без определенной концовки надолго поселяет страх в душе зрителя.
Сравнительная таблица
Различия жанров можно представить по следующим категориям:
В триллере герой проходит испытание силы духа и находчивости. В хорроре герои приходят и уходят, а зло остается.
Триллер и ужасы похожи тем, что держат зрителя в эмоциональном напряжении, но отличаются целями. Жанр хоррора призван бессмысленно и беспощадно пугать от начала до конца. Фильмы ужасов отличаются обилием крови, неестественными мизансценами и сверхъестественными существами, отсутствием четкого и счастливого финала.
Триллер загадывает загадку и вводит героя в трудные жизненные обстоятельства, требующие смекалки и силы воли. Фильмы этого жанра указывают на острые социальные проблемы и дают надежду на благополучный финал.