в чем разница между талантом и гениальностью
Разница между талантом и гениальностью
В последние годы принято легко бросаться словами «талант» или «гений», оценивая чью-либо деятельность. А ведь талант и тем более гениальность – это дар свыше, который дается человеку крайне редко. Причем чести быть знакомым с гением удостаиваются совсем немногие. В чем же отличие таланта от гениальности? Попробуем разобраться.
Определение
Талант – очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт.
Гениальность – наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо.
Сравнение
В отличие от талантливого человека гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом мире. Гений все время совершает открытия, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития. Интеллект и работоспособность гениев поистине поразительны. Поэтому гений затмевает собой талантливых личностей рядом. К примеру, во времена А.С. Пушкина было множество хороших поэтов и писателей, но о них мы знаем крайне мало или не знаем вообще, так как на фоне автора «Евгения Онегина» и многих других гениальных произведений они просто потерялись. Личности гения присущ космический масштаб. Обычно гений творит заметно продуктивнее и быстрее своих современников и ровесников, намного позже достигающих признания в той же сфере деятельности. Причем такая продуктивность в работе для гениев является врожденным качеством. Гений – исключительная по одаренности личность. Говорят, что гении рождаются тогда, когда Вселенная готова их принять.
Талантливый человек тоже способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта – он способен подготовить почву, быть предвестником деятельности гения, наметив путь, которым затем уверенно пройдет гениальная личность. Талант к чему-либо есть практически у каждого человека, живущего на Земле, нужно просто его найти и развить. Талант можно отточить неустанным кропотливым трудом.
Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия
Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей – это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.
Одаренность
Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.
Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.
Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что эта способность – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.
Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.
Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач. Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия. В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.
Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум. Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач. В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.
В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи. Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума. IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.
В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.
Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.
В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.
В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.
Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.
В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.
Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.
Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, правильного саморазвития. Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.
Талант
Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.
Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.
У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. Талант развивается и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.
Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.
Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.
Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.
Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.
Гениальность
Гениальность – это одаренность человека, которая проявляется в творческих трудах.
Результаты работы обладают большим значением для народа, историков и последующих поколений. Гении создают новые эпохи, толкают мир к продвижению. Среди отличий значатся продуктивность в творчестве, понимание культурного наследия, возможность преодоления прежних стандартов и создание новых традиций.
Чем отличаются талантливые люди?
Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.
Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.
Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.
Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.
Вывод
Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.
Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.
Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.
Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.
Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.
Талант и гениальность. Общие черты и различия
Знаете, меня часто спрашивают о том, что такое талант и что такое гениальность. И честно признаюсь, это моя самая любимая тема для познания и изучения. Как отличить эти понятия и развить их в себе. Что ж, вы спрашиваете, а я отвечаю!
Первый момент, который я бы хотела озвучить — «талант» и «гениальность» это разные вещи. И если талант можно развить, то гениальность — это врожденная особенность. Талант есть в каждом из нас. Он дается от природы. И талантов может быть огромное множество! Но для того, чтобы они себя проявили и сделали нас и наших детей успешной личность, нужно много работать. Заниматься, репетировать, посвящать им все свободное время.
Иными словами, раскрытие и развитие таланта — это очень трудоемкий процесс, на который уходит вся жизнь. Трудоемкий процесс и для нас и для наших педагогов и родителей. А именно они, их правильный подход позволяет нам добиться больших успехов. И мне бы очень хотелось, чтобы люди не зарывали талант в песок, а прикладывали усилия, чтобы с помощью него сделать счастливыми себя и окружающих!
Совсем другое дело гениальность. Гениальность, выражаясь поэтически, это яркая вспышка, появляющаяся раз во много лет. Это высший уровень интеллектуального и творческого функционирования личности, позволяющий человеку создавать вещи, которые опережаю свое время! И как я говорила в начале — это врожденная особенность.
И…иногда лучше быть просто талантливым, чем гениальным. Потому что за гениальность приходится дорого платить. Судьбы многих гениев зачастую очень тяжелые. Гении несут в себе бремя одиночества.
Достаточно вспомнить Моцарта, который был настолько погружен в музыку, что ему не хватало времени на личную жизнь! Он начал заниматься музыкой с трех лет! А уже в шесть лет выступал в резиденции императрицы Австрии! Благодаря усилиям строгого отца, Моцарт стал знаменитым еще в детстве, но до конца жизни оставался несчастным того, что отец мешал заниматься личной жизнью и был против брака!
Можно вспомнить одинокого Лермонтова, который всю свою короткую жизнь страдал от неразделенной любви!
Или Достоевского, творчество которого не получило должной оценки при его жизни!
Но без гениев наш мир был очень однообразным. Гении изменяют его и направляют человечество в нужное русло. Такие люди нужны, чтобы мир развивался и двигался вперед! Талантливые и гениальные личности совместными усилиями делают наш мир лучше, ярче и интереснее! И я благодарна им за это!
Талант и гениальность.
Содержимое публикации
Понятие » талант» и «гениальность». Разница между талантом и гениальностью.
Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);
цифровой (характерен для математиков, программистов);
слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2
О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.
Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.
«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».
О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.
Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.
Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.
По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие [19, с. 113]. Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид
Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.
Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.
Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.
Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.
Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях-маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.
Список использованных источников
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. – 608с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.
Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.
Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru
2 Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.